Главная
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


ПРИЛОЖЕНИЕ

к Указу Президента

Республики Казахстан

от « » 2012 года



Концепция

инновационного развития

Республики Казахстан до 2020 года
Астана, 2012
Содержание


Введение


  1. Видение инновационного развития Республики Казахстан

    1. Анализ текущей ситуации

    2. Цель и задачи

    3. Этапы реализации и ожидаемые результаты

  1. Основные принципы и общие подходы к инновационному развитию Республики Казахстан

    1. Основные принципы инновационного развития

    2. Развитие критических для Казахстана технологий, определенных по результатам технологического прогнозирования

2.2.1. Планирование инновационной политики;

2.2.2. Итоги технологического прогнозирования;

2.2.3. Реформирование государственной системы управления инновационной политики;

2.3 Формирование системы поддержки инновационной деятельности

2.3.1 Внедрение инноваций в государственном секторе

2.3.2 Формирование инновационной среды

2.3.3 Повышение эффективности науки

2.3.4 Развитие эффективной системы коммерциализации технологий

2.3.5 Стимулирование инновационной активности бизнеса

2.3.6 Развитие региональных инновационных систем

2.3.7 Развитие инновационной инфраструктуры

2.3.8 Интеграция в мировую инновационную систему



3. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация концепции.



Введение
Концепция инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года (далее – Концепция) представляет собой принципы, фундаментальные основы и приоритеты инновационного развития страны до 2020 года.

Концепция отражает анализ состояния национальной инновационной системы в Республике Казахстан, а также основные цели, задачи и подходы инновационного развития, конечной целью которых является вывод на рынок конкурентоспособных товаров, процессов и услуг.

Сегодня интенсивность инновационной деятельности во многом отражается на уровне экономического развития: в глобальной конкуренции выигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для инноваций. То есть, развитие инновационной экономики является одним из эффективных путей повышения конкурентоспособности страны.

Из опыта зарубежных стран можно сделать вывод о том, что национальная инновационная система будет эффективной и приносить высокие доходы только в том случае, если в стране присутствует развитый предпринимательский сектор и культура восприятия обществом инноваций. Инновации, воплощенные в новых научных знаниях, изделиях, технологиях, услугах, квалификации кадров, методов управления, являются главным фактором конкурентоспособности во всех экономически развитых странах.

В настоящее время в Казахстане уровень инновационной активности составляет 4,3%, в то время как в Германии этот показатель составляет – 80%, в США, Швеции, Франции - около 50%, в России – 9,1%.

Усиливающаяся конкуренция, связанная с образованием Единого экономического пространства с Российской Федерацией и Республикой Беларусь, а также намерения Казахстана по вступлению во Всемирную торговую организацию предопределяют дальнейший путь развития – ускоренный переход к инновационной экономике.

В связи с этим, Главой государства было дано поручение выработать видение и направления инновационного развития Казахстана до 2020 года.

Настоящая Концепция учитывает основополагающие нормы Конституции Республики Казахстан, Стратегии развития Казахстана «Казахстан – 2030», Стратегического плана развития республики Казахстан до 2020 года, законов Республики Казахстан «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» и «О науке».

При разработке Концепции учитывались рекомендации национальных экспертов из числа ученых и представителей академической сферы, а также экспертов национальных компаний и институтов развития в различных отраслях экономики. Среди них, такие как: Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева, АО «Казахстанский институт нефти и газа», АО «НИХ «Зерде», АО «КазАгроИнновация», ТОО «Объединенная химическая компания», ТОО «Kazakhstan Petrochemical Industries Inc.», РГП "НЦ КПМС РК», АО «КазАтомПром», РГП «Национальный ядерный центр РК» и т.д. Также учитывались рекомендации обзоров и отчетов международных комиссий и экспертов Организации экономического сотрудничества и развития, Европейской экономической комиссии ООН, комиссии Колумбийского университета (США), Корейского института оценки и планирования науки и технологий (КИСТЕП), компаний по коммерциализации технологий HTSPELtd. (Великобритания) и InnoAG (Германия), Европейской компании стратегического консалтинга CEIS (Франция).

Положения Концепции являются ориентиром при реализации инновационной политики во всех сферах деятельности общества.

1. Видение инновационного развития Республики Казахстан


    1. Анализ текущей ситуации

Сравнительный анализ научно-технологической и инновационной деятельности Казахстана и зарубежных стран показал, что развитие национальной системы поддержки и внедрения инноваций в стране находится на стадии формирования и, тем самым объясняется некоторое отставание от ведущих стран мира, где национальные инновационные системы уже успешно функционируют. Многие технологически развитые страны (США, страны ЕС, Южная Корея и Япония) двигались к мировому лидерству в области науки и инноваций не одно десятилетие и имеют достаточно последовательную и долгую историю. Начало формирования инновационных экономик в мире, как правило, относят к периоду после Второй мировой войны. В этой связи, оценивать строго результаты инновационного развития Казахстана за такой относительно короткий промежуток времени считается весьма нерациональным.

В настоящее время Казахстан находится лишь на начальном этапе перехода экономики с ресурсоориентированного на инновационный тип развития, который можно разделить условно на 2 этапа.

I этап начался с принятия Стратегии индустриально-инновационного развития в 2003 году. Результатом которой является формирование институциональной базы и основных элементов НИС.

II этап ознаменован экономическим курсом ускоренного построения инновационной экономики с принятием в 2010 году Государственной Программы форсированного индустриально-инновационного развития до 2015 года. Этот этап характеризуется укреплением законодательного и финансового стимулирования инновационной деятельности.

За последние 8 лет можно отметить положительную тенденцию роста главных показателей инновационной деятельности в стране.

Так, затраты на исследования и разработки в абсолютном выражении возросли в 2,9 раза в 2010 году по отношению к 2003 году и составили порядка 33,5 млрд.тнг. Объем инновационной продукции увеличился в 2,1 раза по сравнению с показателем 2003 года и равнялся в 2010 году более 142 млрд.тнг.

Для развития инновационной деятельности были расширены специальные финансовые инструменты поддержки, введены новые налоговые льготы и преференции для отечественных предприятий. Только за последний 2011 год спрос на гранты по приобретению технологий увеличился в 2 раза. Несмотря на затяжной мировой кризис, Казахстан посредством индустриально-инновационных проектов продолжает обеспечивать стабильный 7% рост экономики.

В настоящее время Казахстанская инновационная система совершенствуется и дополняется новыми инструментами индустриально-инновационной поддержки. К примеру, в 2012 году был принят Закон «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», который предусматривает 14 инструментов поддержки индустриально-инновационного развития, включающий 5 новых видов инновационных грантов. Также заложена система технологического планирования страны, представлены механизмы анализа эффективности реализации индустриально-инновационной политики, предусмотрены новые механизмы поддержки и стимулирования инноваций и усовершенствованы существующие механизмы поддержки инноваций.

Продолжается работа по созданию венчурных фондов, отраслевых конструкторских бюро, открываются офисы коммерциализации, функционирует программа бизнес инкубирования в региональных технопарках.

В месте с тем, в соответствии с рейтингом Всемирного Банка в настоящее время Казахстан по показателю инновационности располагается на 92 месте, наряду с такими странами как Морокко (91), Филиппины (90), Кения (89), Мавритания (95) и Ангола (96).

Согласно Глобальному отчету о конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2011-2012 годы по агрегированному фактору инновационности и применения инноваций в бизнесе Казахстан находится на 114 месте, среди таких стран как Бангладеш (113), Монголия (112), Мали (116).

При этом за последние годы расходы Казахстана на НИОКР в среднем составляли 0,25% от ВВП, в то время как данный показатель составляет в Финляндии -3,49%, Корее - 3,64%, США - 2,6%, Китае - 1,44% от ВВП страны, а в среднем в странах ОЭСР - 2,24%.

Вместе с тем, согласно Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) Казахстан находится на 59 месте из 65 стран.

В целом, на сегодняшний день большая часть инновационной деятельности в Казахстане стимулируется непосредственно государством, и большинство научно-исследовательских работ ведутся в государственных лабораториях. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в 2010 году доля частного сектора в НИОКР составила лишь 36,6%, в то время как в Японии (78,5%), Китае (73,3%) и США (72,6%) большая часть НИОКР осуществляется частным сектором.

На рисунке 1 представлено позиционирование стран в зависимости от доли участия государства в НИОКР и создании инноваций.




% доля предприятий в общих расходах на НИОКР (2008)

в основе инноваций

гос.сектор

в основе инноваций

частные компании

НИОКР

ВУЗы в основе

гос. НИОКР

НИИ в основе гос. НИОКР

КАЗАХСТАН 2012


Источник: ОЭСР 2010, Whiteshield 2011

Рисунок 1. Положение Казахстана в части инноваций частного сектора и вовлеченности ВУЗов в государственных НИОКР

Как видно Швейцария, являющаяся лидером Глобального инновационного индекса и Глобального индекса конкурентоспособности ВЭФ, находится в верхнем правом углу. При этом, Казахстан находится в нижнем левом углу, в группе с такими странами как Мексика, Южная Африка, Словакия, в которых инновации преимущественно создаются государством с минимальным участием частного сектора и ВУЗов.

Такое положение Казахстана обусловлено факторами, формирующими фундаментальные основы инновационного развития страны.

Во-первых, в целом низкий уровень инновационного развития экономики отчасти обусловлен недостаточной степенью внедрения инноваций в государственном секторе.

В настоящее время государством реализуется ряд важных инициатив по повышению стандартов предоставления государственных услуг населению, такие как развития электронного правительства, предоставление услуг населению по принципу «одного окна» и т.д.

Вместе с тем, несмотря на значительный рост пользователей интернета с 15.1 на сто человек в 2008 г. до 31.6 на сто человек в 2010 г., наблюдается понижение использования интернета в образовательных целях и повышения квалификации (34.1% в 2008 г. и 25.9% в 2010 г.). Кроме того, отмечается медленный рост использования интернета для контакта с общественными и государственными организациями, так например рост с 2008 года по 2010 год составил лишь 3.6%.

Приведенная выше статистика показывает низкий показатель внедрения и использования государственными организациями и учебными заведениями современных технологий, в частности интернет технологий.

Во-вторых, наблюдается недостаточный уровень распространения «культуры» инноваций в обществе.

В особенности, это выражается в подходах к системе образования и подготовки кадров, которые в малой степени направлены на формирование инновационного мышления. Кроме того, это проявляется в уровне востребованности результатов отечественных исследований и разработок, и обуславливается статусом ученного и значимостью научной деятельности для общества в целом.



На сегодняшний день в образовательных программах ВУЗов Казахстана отсутствуют такие предметы как инновационный менеджмент, коммерциализация технологий, продвижение товаров и другие, которые помогли бы молодым ученым в дальнейшей работе. Вместе с тем, в обществе нет понимания инновационного бизнеса, инновации в целом, нет тематических телепередач, СМИ не в полной мере осуществляет освещения событий связанных с инновациями.

В целом инновации должны стать национальной идеей, объединяющей бизнес, население и государственные органы для повышения конкурентоспособности страны.

В-третьих, наличие факторов, влияющих на эффективность науки.

В последние годы в Казахстане большое внимание государством уделяется вопросам совершенствования управления наукой и научно-технической сферой. Создан уникальный в мировой практике Назарбаев Университет, исходно объединивший образование, науку и инновационный процесс, принят новый Закон Республики Казахстан «О науке», внедрена принципиально новая система управления научной сферой, созданы Национальные научные советы. Внедрены новые формы финансирования науки – грантовое, программно-целевое и базовое. Создан Национальный центр государственной научно-технической экспертизы. Развивается инфраструктура, так например, созданы и оснащены современным оборудованием 5  национальных лабораторий открытого типа и 15 лабораторий инженерного профиля, доступных для всех казахстанских и зарубежных ученых.

Начато существенное увеличение финансирования науки, с темпами, опережающими рост ВВП. Так, в 2011 году общий объем выделенных из бюджета средств на научные исследования составил 28,8 миллиарда тенге, а на 2012 год это цифра возросла на 45% и составила 41,8 миллиарда тенге.

В то же время практический выход науки в экономику и инновации пока еще крайне низок. Доля казахстанской наукоемкой продукции на мировом рынке практически равна нулю. Данная проблема, в свою очередь, вызвана отсутствием мотивации со стороны ВУЗов на развитие собственных научных компетенций, так как основной доход они, в отличие от западных университетов получают от оказания образовательных услуг. Кроме того, наиболее динамично развивающиеся сектора промышленности часто вынуждены приобретать или осваивать новые технологии за рубежом.

В целом действующая модель управления и финансирования казахстанской прикладной науки в значительной мере ориентирована на удовлетворение научного интереса, а не на решение конкретных задач технологического характера, стоящих перед бизнесом.

В-четвертых, необходимо выстроить эффективную систему коммерциализации технологий

Коммерциализация, как правило, начинается там, где научные исследования уже в основном закончены, и имеется чётко определённая технология, продукт или услуга, обладающие свойствами и преимуществами, представляющими ценность для рынка и коммерческих потребителей. Таким образом, хотя финансирование научных исследований и необходимо для развития экономики, базирующейся на знаниях, в данном случае оно находится за рамками проблематики коммерциализации технологий.

Несмотря на общее увеличения финансирования науки, не происходит увеличение внедрения научных разработок в реальный сектор экономики, то есть сложившаяся ситуация в Казахстане позволяет сделать вывод, что национальная система поддержки и внедрения инноваций остается слабым звеном, поскольку в стране нет эффективной системы конвертирования знаний в национальное богатство.

Существенная часть результатов научно-технической деятельности остается не внедренной в реальный сектор экономики, не приносит доходов разработчикам и не обеспечивает поступлений в бюджет из-за отсутствия организационных и экономических механизмов, приводящих к коммерциализации проектов и разработок.

Сложившаяся ситуация подлежит исправлению посредством построения эффективно системы коммерциализации технологий, которая станет связующим звеном между инноваторами и потребителями инноваций, что позволит ориентировать работы университетов и научно-исследовательских организаций на потребности промышленного сектора и помочь бизнесу самостоятельно преобразовать идеи в инновационные проекты.

В-пятых, недостаточный уровень развития предпринимательства препятствует повышению инновационной активности в стране.

Несмотря на то, что в период 2004-2010 годы заметно возросла инновационная активность предприятий с 2,4% до 4,3%, по структуре затрат на технологические инновации казахстанские показатели ближе к группе «скромных новаторов», у которых преобладают расходы на приобретение машин и оборудования. Однако, следует понимать, что бизнес в Казахстане находится в стадии модернизации производственных мощностей, и преобладание инвестиционного способа обновления технологий для него вполне естественно.

Вместе с тем, на сегодня в Казахстане отсутствуют специальные регулирующие меры государства по развитию спроса на инновации, в том числе через техническое регулирование, систему государственных закупок, придание особого статуса инновационной компании. Слабый спрос является ключевым фактором сдерживающим продвижение инноваций в стране.

В свою очередь, государственные программы поддержки бизнеса иногда включают слишком сложные процессы, препятствующие участию в данных программах широкого круга предпринимателей.

В этой связи, целесообразно установить совместно с бизнесом соответствующие механизмы контроля и оценки результатов программ инновационной политики и учитывать результаты такой оценки в процессе определения новых инициатив и проведения корректирующих мер.

Для того чтобы обеспечить высокие темпы ежегодного роста показателей инновационного развития в рыночных условиях, необходима целенаправленная государственная политика не только в инновационной и научно-технической, но и в социально-экономической сфере.

В-шестых, текущее состояние развития региональных инновационных систем не обеспечивает формирование инновационных компаний.

Важным элементом возникающей диспропорции развития регионов является низкий уровень координации действий центр - регионы, регионы-регионы. В частности, с одной стороны по многим регионам наблюдается характерные признаки значительного увеличения затрат на научно-исследовательские работы, при этом инновационная активность предприятий и выпуск инновационной продукции осуществляется небольшими темпами, а порой и вовсе спадом этих показателей. То есть эти работы не имеют практической значимости для производственного сектора и зачастую носят декларативный характер.

С другой стороны недостаток собственных средств в регионах, не позволяют в полной мере скоординировать, привлечь и сосредоточить имеющийся внутренний потенциал на развитие инновационной активности предприятий. Это сдерживает процесс вовлечения в инновационную деятельность как субъектов малого и среднего предпринимательства, так и научный и исследовательский потенциал развития региональных университетов, технопарков, институтов развития.

Создание полновесных региональных инновационных систем в Республике Казахстан позволит сфокусироваться на развитии определенного региона, с учетом его специфики, комплексно подойти к решению проблем местных предприятий, более тесно работать с предпринимателями, учеными и изобретателями. Это в целом даст значительный эффект в повышении инновационной деятельности по всей стране.


В-седьмых, отсутствие быстрого доступа у ученых и инноваторов в регионах к элементам инновационной инфраструктуры, а также к инструментам государственной поддержки инновационной деятельности

Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры. На сегодняшний день в Казахстане функционирует 9 офисов коммерциализации, созданы 8 региональных технопарков, 4 отраслевых конструкторских бюро, 2 центра трансферта технологий, в 2007 году была открыта СЭЗ «Парк инновационных технологий «Алатау». Кроме того, для расширения доступа к финансам было создано 4 отечественных венчурных фонда, в период с 2010 по 2011 года из бюджета государства были выделены инновационные гранты на общую сумму более чем на 8 млрд. тенге.

Статистика показывает, что большое государственное усилие направлено на развитие инновационной инфраструктуры, вместе с тем, нужно отметить, что созданная инфраструктура не охватывает все инструменты поддержки инновационной деятельности, в связи с чем, не удовлетворяет всех потребностей реальной экономики. Кроме того, элементы инновационной инфраструктуры все еще не охватили все регионы страны.

В-восьмых, необходимость усиления интеграция в мировую инновационную систему.

Казахстанские ученые и инноваторы ограничены в участии в международных научных и бизнес-проектах, в доступе к зарубежным услугам и капиталу, предоставляемыми международными институтами развития и инвесторами

1 июля 2010 года Казахстан наряду с Российской Федерацией и Республикой Беларусь вошел в «Таможенный союз», предусматривающий единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Помимо этого, Казахстан имеет около 140 соглашений и договоров с различными иностранными государствами по вопросам развития науки, технологий и инноваций.

Несмотря на это, не удалось переломить ряд значимых для инновационного развития негативных тенденций, существенно ускорить процесс интеграции казахстанской инновационной системы в мировую систему. Одним из таких факторов является отсутствие конкурентоспособности казахстанских копаний на мировом рынке, кроме того, Казахстан все еще остается закрытым рынком для зарубежных высокотехнологических компаний, все это негативно влияет на конкуренцию, как основного стимула на внедрения инновации. Все еще наблюдается слабая политико-дипломатическая поддержка проектов по модернизации и технологическому развитию экономики, низкий спрос на размещение зарубежных высокотехнологических компаний в СЭЗ Казахстана.
Наряду с вышеперечисленными системными недостатками в Казахстане отсутствует сфокусированное государственное планирование и координация развития науки и технологий.
1.2 Цель и задачи
Целью Концепции инновационного развития Казахстана до 2020 года является формирование общества, ориентированного на экономику знаний с высоким уровнем благосостояния и качества жизни населения.

Исходя из цели, определены следующие задачи Концепции:



  1. Развитие критических для Казахстана технологий, определенных по результатам технологического прогнозирования;

  2. Формирование системы поддержки инновационной деятельности через реализацию 8 стратегических политик:

- внедрение инноваций в государственном секторе;

- формирование инновационной среды;

- повышение эффективности науки;

- развитие эффективной системы коммерциализации технологий;

- стимулирование инновационной активности бизнеса;

- построение региональных инновационных систем;

- развитие инновационной инфраструктуры;

- международная интеграция для развития инноваций.


следующая страница >>
Смотрите также:
Концепция инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года Астана, 2012
952.08kb.
6 стр.
Астана столица Республики Казахстан
133.1kb.
1 стр.
Программа «Информационный Казахстан 2020»
1991.02kb.
11 стр.
Программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010-2014 гг
167.38kb.
1 стр.
Примерная тематика секционных заседаний августовских педагогических совещаний работников образования Республики Казахстан в 2012 году Секция «Руководители организаций образования»
353.23kb.
1 стр.
Книга для делегатов Астана Астана столица Республики Казахстан
324.71kb.
1 стр.
Министерство транспорта и коммуникаций республики казахстан
39.63kb.
1 стр.
Л. Н. Гумилева Н. А. Назарбаев Президент Республики Казахстан Астана, 25 мая 2006 года Источник: Н. А. Назарбаев и евразийство: сборник
329.6kb.
1 стр.
Паспорт программы инновационного развития ОАО «ниц аск» на 2011 – 2016 годы и на период до 2020 года Москва 2011 Общие положения Программа инновационного развития ОАО «Научно-исследовательского центра автоматизированных систем
89.25kb.
1 стр.
«Нормативные правовые акты» Подраздел «Постановления» от 20 октября 2004 года №1077 Об утверждении Программы развития почтово-сберегательной системы Республики Казахстан на 2005-2010 годы
562.13kb.
4 стр.
Астана, 2005 Введение Концепция непрерывного педагогического
227kb.
1 стр.
Стратегия развития железнодорожного транспорта Кыргызской Республики на 2012-2020 годы
702.71kb.
4 стр.