Главная
страница 1


Введение

Лексикология является одной из базовых профессиональных дисциплин в подготовке бакалавров по направлению 031100 «Лингвистика» и входит в состав федерального компонента цикла общих профессиональных дисциплин.

В соответствии с ГОС в обязательный минимум содержания основной образовательной программы подготовки должны входить:

Теоретическая и прикладная лексикология. Связь лексикологии с другими разделами языкознания.

Слово как основная единица лексической системы. Основные способы номинации в языке. Этимологические основы лексикона.

Семасиология. Семантика лексических единиц. Значение слова в функциональном аспекте. Методы разграничения значений и выявления компонентов значения. Национально-культурная специфика смысловой структуры соотносительных слов в русском и изучаемых иностранных языках. Историческая изменчивость смысловой структуры слова. Семантические группировки в лексической системе языка.

Омонимия и ее место в лексической системе языка. Источники омонимии.

Словообразование. Морфологическое и деривационное строение слова. Историческая изменчивость структуры слова. Принципы и методы морфемного и словообразовательного анализа структуры слова в языке. Понятие словообразовательной модели. Основные и комплексные единицы системы словообразования. Функциональный аспект в системе словообразования. Способы словообразования в языке. Национально-культурная специфика словообразования.

Сочетаемость лексических единиц. Понятие валентности. Свободные и устойчивые словосочетания. Фразеологические единицы. Соотнесенность фразеологической единицы и слова. Классификация фразеологических единиц. Социальная и территориальная дифференциация словарного состава.

Основы лексикографии.

Курс «Лексикология» ведется на английском языке, поэтому для усвоения данной дисциплины студент должен владеть английским языком на уровне, достаточном для понимания, конспектирования и обсуждения научной и научно-популярной тематики. Таким образом, курс лексикологии связан с дисциплинами ОПД.Ф.03.1 «Практический курс первого иностранного языка» (английский язык), СД.03.1 «Практикум по культуре речевого общения (первый иностранный язык)» и СД.04 «Теория и практика перевода». Данный курс также связан с курсами ОПД.Ф.02.4 «Теоретическая грамматика» в разделе «Морфология», ОПД.Ф.02.5 «Стилистика» в разделе «Стилистическая дифференциация словарного состава современного английского языка» (тема изучается в курсе лексикологии). Тема «Происхождение аффиксов» из раздела «Этимологическая характеристика словарного состава английского языка» освещается в курсе ОПД.Ф.02.1 «История языка и введение в спецфилологию».

Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины


  • Обеспечить студентов необходимой суммой знаний, теоретически
    обобщающих и систематизирующих сведения о словарном составе
    современного английского языка.

  • Стимулировать систематический подход к словарному составу.

  • Развить навыки самостоятельной научно-исследовательской работы и
    дальнейшего расширения словарного запаса.

С целью достижения большей репрезентативности материала при чтении лекций используются мультимедийные презентационные технологии (см. п. 8.2 данной программы). На семинарских занятиях студентам также рекомендуется пользоваться презентационными технологиями при докладах на темы, вынесенные на самостоятельное изучение.
Самостоятельная работа студентов

Таблица – Содержание и объем самостоятельной работы студентов



Номер раздела

Наименование и содержание тем

Виды самостоятельной работы

Кол-во часов на одного студента

1

Основные способы номинации в языке. Особенности лексической номинации в английском языке.

Подготовка сообщения

4

2

Дистрибутивный анализ. Метод семантического поля.

Подготовка сообщения

6

3

Основной словарный запас современного английского языка.

Подготовка сообщения

6

4

Этимологические дублеты. Слова англосаксонского происхождения. Заимствования. Интернациональная лексика.

Подготовка сообщения

6

5

Разговорный стиль современного английского языка. Книжный стиль.

Подготовка сообщения

4

6

Классификация суффиксов.

Подготовка сообщения

4

7

Конверсия. Словосложение. Сокращение. Звукоподражание. Редупликация. Обратное словообразование

Подготовка сообщения

8

8

Коннотативный компонент значения слова. Значение и контекст.

Подготовка сообщения

6

9

Причины изменения семантической структуры слова. Типы семантических изменений семантической структуры слова.

Подготовка сообщения

4

10

Критерии синонимии. Типы синонимов. Доминанта синонимического ряда. Эвфемия.

Подготовка сообщения

4

11

Антонимия и полисемия.

Подготовка сообщения

4

12

Источники омонимии. Классификация омонимов.

Подготовка сообщения

3

13

Типы гипонимических отношений

Подготовка сообщения

2

14

Фразеологические единицы и свободные словосочетания. Принципы классификации фразеологических единиц. Пословицы.

Подготовка сообщения

6

15

Особенности словарного состава и грамматической системы английского языка в США.

Подготовка сообщения

3

16

Подбор эквивалентной лексики в двуязычных словарях

Подготовка сообщения

4


Текущий и итоговый контроль. Перечень материалов для контроля усвоения дисциплины

Текущий и итоговый контроль:

  • закрепление теоретических положений курса осуществляется в ходе выполнения практических заданий на семинарских занятиях. В семинарские занятия включены вопросы, рассматриваемые на лекциях и из программы самостоятельной работы;

  • в конце каждого семестра проводится контроль знаний в виде письменного (или компьютерного) теста, в завершение курса проводится устный экзамен;

  • данная дисциплина входит в перечень тематик выпускной квалификационной работы бакалавра по выбору студента.

Текст и образец экзаменационного билета прилагаются.
Вопросы, выносимые на экзамен

  1. Lexicology as a linguistic science. Word as the basic unit of the language.

  2. The problem of classification of the vocabulary.

  3. Methods of lexicological research (comparative analysis, statistical analysis, IC analysis).

  4. Methods of lexicological research (distributional analysis, transformational analysis, componential analysis).

  5. The English word-stock from the point of view of its origin. The role of native words.

  6. Loan words. Assimilation of loan words.

  7. Etymological doublets. International words.

  8. The influence of borrowings. Hybrids.

  9. The notion of the morpheme. The classification of morphemes.

  10. Derivational structure of English words.

  11. Types of word-formation means and their productivity.

  12. Affixation. Classification of affixes.

  13. Compounding. Criteria of compounds. Types of compounds.

  14. Shortening. Onomatopoeia. Reduplication.

  15. Back-formation. Blending. Conversion.

  16. Lexicography as a branch of linguistics. Main types of English dictionaries.

  17. Functional styles and basic vocabulary.

  18. Lexical peculiarities of formal and informal styles.

  19. Word meaning. Types of meaning. Motivation.

  20. Polysemy. Meaning and context.

  21. Hyponymy as a type of paradigmatic relationship in lexis.

  22. Homonymy. Its sources and types.

  23. Semantic change: its causes and types.

  24. The problem of antonymy in modern linguistics.

  25. Modern theory of synonymy. Lexical variants.

  26. Euphemisms. Paronyms.

  27. Proverbs, sayings, familiar quotations and clichés.

  28. Classification of phraseological units. Cultural peculiarities of phraseological units in English and Russian.

  29. The Valency Theory and the basic types of word-groups in English. Phraseological units and free word groups.

  30. Denotative and connotative components of meaning.

  31. Territorial variants of the English language. Literary standard. Dialects.

  32. American English, the peculiarities of its vocabulary and grammar.

Образец билета:

  1. The problem of classification of the vocabulary.

  2. Polysemy. Meaning and context.

  3. Lexicological analysis of the text.


Примерные темы курсовых работ

  1. Проблемы терминологии в системе языка в разных типах дискурса (терминологические системы общественно-политической лексики, лексики музыковедения, медицинской, банковско-биржевой).

  2. Проблемы средств словообразования и их продуктивность в современном английском языке (словосложение, аффиксация, аббревиация, телескопия, обратное словообразование, звукоподражание).

  3. Проблемы этимологического анализа английского словарного состава (заимствования из различных языков; современные заимствования из английского языка в русский).

  4. Проблемы семантического анализа лексики (полисемия в языке и в речи; сопоставительный анализ семантических структур лексических единиц в английском, русском и втором иностранном языке; семантика и прагматика нового слова).

  5. Социо-территориальные аспекты лексического состава английского языка (особенности лексического состава и грамматической структуры английского языка в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии; диалекты; особенности мужской, женской и детской речи).

  6. Анализ языка и стиля отдельных английских и американских писателей.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература:

а) основная литература:

  1. Антрушина, Г.Б., Афанасьева, О.В., Морозова, Н.Н. Лексикология английского языка. / Г.Б. Антрушина, О.В. Афанасьева, Н.Н. Морозова - М.: «Дрофа», 2004.- 289с. - 108 экз.

  2. Тарханова, Т.В. Практикум по лексикологии современного английского языка. / Т.В. Тарханова - Челябинск: ЮУрГУ, 2000. - 35с. - 158 экз.

  3. Минаева, Л.В. Лексикология и лексикография английского языка. / Л.В. Минаева – М.: АСТ, 2007. – 222с.

  4. Швыдкая, Л.И. Практический курс английской лексикологии (в двух частях). / Л.И. Швыдкая – Магнитогорск: изд-во МаГУ, 2000 – 6 экз.


б) дополнительная литература:

  1. Арнольд, И.В. Лексикология современного английского языка: Учеб. для ин-тов и фак. иностр. яз. / И.В. Арнольд — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1986. — 295 с., ил. — На англ. яз.

  2. Дубенец, Э.М. Современный английский язык. Лексикология: Пособие для студентов гуманитарных вузов. / Э.М. Дубенец – М./СПб.: ГЛОССА/КАРО, 2004. – 192 с.

  3. Зыкова, И.В. Практический курс английской лексикологии = A Practical Course in English Lexicology: Учеб. пособие для студ. лингв. вузов и фак. ин. языков. / И.В. Зыкова – М: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.

  4. Кронгауз, М.А. Семантика: Учебник для вузов. / М.А. Кронгауз – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. – 399 с.

  5. Кунин, А.В. Курс фразеологии современного английского языка: Учебное пособие / А.В. Кунин – М.: Феникс+, 2005 – 488 с.

  6. Лексикология английского языка: Учебник для ин-тов и фак. иностр. яз. / Р. 3. Гинзбург, С. С. Хидекель, Г. Ю. Князева и А. А. Санкин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. школа, 1979. — 269 с, ил., табл.

  7. Моисеев, М.Д. Английская лексика. Правильный выбор слова: English Synonyms: Пособие для изучающих англ. яз. / М.Д. Моисеев – Киров: Аквариум, 1997 – 126 с.

  8. Падучева, Е.В. Динамические модели в семантике лексики. / Е.В. Падучева. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 608 с.

  9. Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления / Под ред. А.А. Кибрика, И.М. Кобозевой и И.А. Секериной. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 480 с.

  10. Уфимцева, А.А. Лексическое значение: Принцип семиологического описания лексики / Под ред. Ю.С. Степанова. – М.: КД «Либроком», 2010. – 240 с.

  11. Cruse, D.A. Lexical Semantics. / D.A. Cruse - Cambridge University Press, 1997.- 310 p.

  12. Palmer, F.R. Semantics. / F.R. Palmer - M: V.Skola., 1982.- 111 p.


в) тексты для лексикологического анализа:

  1. Dickens, Ch. A Christmas Carol/ Charles Dickens - Broadview Press, 2003 – 240 p.

  2. Dickens, Ch. Oliver Twist / Charles Dickens - Wordsworth Classics, 2000. – 400 p.

  3. Dickens, Ch. The Old Curiosity Shop / Charles Dickens - Wordsworth Classics, 2004. – 570 p.

  4. Galsworthy, J. The Man of Property. / J. Galsworthy - M.: Progress Publishers, 1981. - 447p.

  5. Mansfield, K. Taking the veil / K. Mansfield // English Short Stories of the 20th century. - M.: Raduga Publishers, 1998.-416c.

  6. Maugham, W.S. A Casual Affair / W.S. Maugham // English Short Stories of the 20th century. - M.: Raduga Publishers, 1998.-416c.

  7. Poe, E.A. The Bells / Edgar Allan Poe // American Verse in Russian Translation. - M.: Художественная литература, 1979. — 58с.

  8. Thackeray, W.M. Vanity Fair: a Novel without a hero / William Makepeace Thackeray. - М.: Foreign languages publishing house. - 1951. - 444 p.

  9. Updike, J. Collected Poems: 1953-1993. / John Updike – Knopf, 1995.

  10. Wilde, O. Poems / Oscar Wilde. - NY: Bartleby.com, 1999


Смотрите также:
Омонимия и ее место в лексической системе языка. Источники омонимии
107.28kb.
1 стр.
1. Лексикология как наука о лексической системе русского языка. Предмет, цели и задачи
480.4kb.
4 стр.
Л. П. Крысин специально указывает, что для русского языка приблизительно до конца XVIII в был характерен путь устного (в xviii-начале XIX в наряду с постепенно начинающим преобладать письменным путем) заимствов
403.31kb.
3 стр.
Место двувидовых глаголов в модели видовых гнезд
259.63kb.
1 стр.
Языкознание как гуманитарная дисциплина. Место языкознания в системе научного знания о человеке. Современная структура знаний о языке. Определение языка
204.23kb.
1 стр.
Святые источники Коломенского края
42.69kb.
1 стр.
Министерство экономического
221.04kb.
1 стр.
Генезис межъязыковой омонимии русского, чешского и сербского языков
1354.73kb.
5 стр.
Немцева Татьяна Анатольевна, учитель биологии и химии. Коноваленко Галина Сергеевна, учитель английского языка. Ученическое самоуправление
34.8kb.
1 стр.
Игнатова Надежда Юрьевна 227-764-843 Рассмотрим один из фильмов презентаций по лексической теме «Профессии»: «Работа, о которой я мечтаю». Разработан урок
65.58kb.
1 стр.
Урок литературы с использованием икт по теме: "Зимняя дорога". Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути Место урока в системе уроков: четвёртый по теме, двадцать третий в общем планировании
127.54kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому занятию по Мобилизационной подготовке здравоохранения Тема №6: Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий
381.4kb.
1 стр.