Главная
страница 1


Федеральное агентство по культуре и кинематографии

ФГОУ ВПО

Саратовская государственная консерватория (институт) им. Л.В. Собинова

Кафедра пластического воспитания



«Утверждаю»

Проректор по учебной работе,

кандидат философских наук,

профессор___________В.Я.ЮМАШИН




Современный бальный танец

Рабочая программа для студентов театрального факультета

по специальности 070201

«Актёрское искусство»

(виды «Артист драматического театра и кино», «Артист театра кукол»,

«Артист музыкального театра»)


(2-4 семестры)




Саратов

2006 г.



Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО 2002 года по специальности 070201 (050100) «Актёрское искусство» и учебного плана СГК




Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры пластического воспитания Протокол № от «___»__________ 2006 г.
Зав. кафедрой пластического воспитания

Саратовской консерватории _____________



/Профессор Горюнова Н. П./




Автор:

Зыков А. И., старший преподаватель кафедры пластического воспитания СГК им. Собинова




Рецензенты:











Одобрено Ученым Советом СГК имени Л.В.Собинова

Протокол № 9 от 26 июня 2006 г.











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса.

Данный курс направлен на освоение техники современных бальных танцев. Этот предмет, входящий в Федеральный компонент цикла «Дисциплины по выбору» играет важнейшую роль в развитии пластичности и выразительности тела драматического артиста, прежде всего, помогая совершенствованию его мышечного аппарата, а также способствует развитию силы, выносливости, ловкости, собранности, внимания, настойчивости, стремления преодолеть трудности, прививая навыки учебной и творческой дисциплины, т.е. качеств, необходимых драматическому артисту. Являясь дисциплиной, где перед студентами ставится задача научиться владеть своим телом, современный бальный танец выявляет скрытые резервы обучающихся и представляет, таким образом, реализацию концепции подготовки специалистов в СГК им. Собинова, которое определяется потребностью в максимальном раскрытии внутреннего потенциала будущего специалиста.



Задачи курса.

На занятиях осваиваются техника и основные приёмы современных бальных танцев:



  • бальная румба,

  • мамбо,

  • джайв,

  • ча-ча-ча,

  • самба,

  • аргентинское танго.

Место курса в профессиональной подготовке выпускников.

Данный курс предполагает овладение латиноамериканской группой бальных танцев, исключая мамбо и аргентинское танго, которые стоят в танцевальном искусстве ХХ века особняком. Изучение танцев европейской группы (бальное танго, медленный фокстрот, медленный вальс, квикстеп) будет предложено на занятиях предмета «Джазовый танец и импровизация».

Здесь шлифуются и осмысляются многие элементы таких параллельных дисциплин как «Основы сценического движения», «Физическая культура», «Контакт импровизация». Навыки и умения, полученные на занятиях курса используются и развиваются на занятиях по мастерству актёра и на предмете «Джазовый танец и импровизация».

Требования к уровню освоения содержания курса.

По окончании курса студент должен приобрести следующие навыки и умения:



  • чётко и осмысленно ориентироваться в сценическом пространстве,

  • владеть техникой бальных танцев ХХ века: бальная румба, мамбо, джайв, ча-ча-ча, самба, аргентинское танго.

  • уметь легко и свободно импровизировать в перечисленных танцевальных направлений.

Формы и виды занятий.

Ведущая форма обучения – практические занятия, неукоснительно соблюдающая принцип: от простого к сложному. Для контроля знаний студентов применяются такие формы занятий как контрольные и зачётные уроки. Для итогового контроля знаний предусмотрен зачёт в конце 4 семестра.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование разделов и тем

Групповые занятия

Самост. работа

1

Бальная румба

12

3

2

Мамбо

12

3

3

Элементы джайва

10

2

4

Ча-ча-ча

18

5

5

Самба

18

5

6

Аргентинское танго

34

8




Итого:

104

26



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение

Преподавание в театральном институте пластических дисциплин (физическая культура, сценическое движение, бой, фехтование и, конечно же, танец) не может происходить «отвлеченно», но должно быть направлено на данную конкретную профессию. Так, к примеру, изучая со студентами танец, преподаватель, безусловно, должен, прежде всего, добиться технически грамотного исполнения движений, объясняя при этом мотивацию, по которой движение возникает и исполняется именно так, а не иначе, обусловленную происхождением танца, выраженного в характере его исполнения. Вместе с тем необходимо с первых шагов приучать студентов умению не просто исполнять движения, но сделать движение действенным. И это касается не только танца как такового, а любого движения (сел, встал, коснулся партнера, сделал шаг, повернул голову и т. д., то есть любого даже самого небольшого жеста). Иными словами, как и на «мастерстве актера», занятия пластическими дисциплинами имеет своей целью научить студентов сценическому действию при помощи пластики и танца. Действовать – значит совершать направленный целесообразный поступок.

Студенты должны чётко осознавать понятие «психофизическое действие». Физическое имеет целью внести то или иное изменение в окружающую человека материальную среду, тот или иной предмет, для осуществления которого потребуется мускульная энергия. Психическое – воздействие на психику (чувства, сознание, воля). Физическое часто служит средством для выполнения психического действия, а психическое – на процесс выполнения физических действий. Цель действия заключается в стремлении изменить предмет, на который оно направлено, переделать его, рождая момент борьбы с партнером, с самим собой, с обстоятельством. Важно понять, что «чувство» должно возникать от движения и действия. В пластике, танце это наиболее очевидно: вынужденные исполнять то или иное движение, студенты, воздействуя ими, ограниченные жесткими рамками музыкальной фразы, должны усвоить, что чувство рождается в результате действия. Не нужно «накачивать» себя. Необходимо «копить» чувства. Чем больше преград создается чувствам, тем больше они разгораются.

Танец является еще и предметом эстетического воспитания студентов. Знакомясь с танцами различных эпох, а, значит, и с этикетом, костюмами того или иного времени, студенты повышают свой кругозор, столь необходимый в сложнейшей и разнообразнейшей работе драматического актера. А четко обозначенные в танце взаимоотношения мужчины и женщины невольно оказывают еще и воспитательное воздействие на молодое поколение.

Главная задача – научить студентов понимать, чувствовать своё тело и уметь управлять им, чтобы в дальнейшем, став актёрами, они смогли не только исполнить непосредственно танцевальные фрагменты, столь часто вплетаемые в современную драматургию спектакля авторами и режиссёрами, но и научились пользоваться телом как инструментом, позволяющим ярче и точнее создавать образ. Современный театр всё больше обращается к пластике, танцу не только как к вспомогательному инструменту, но и как к важнейшей составляющей, выразительнейшему языку которой подвластно многое, от частностей до философии.

Предмет «Современные бальные танцы» направлен на изучение бальных танцев ХХ века, культуре взаимоотношений мужчины и женщины в паре, их диалогу посредством того или иного танца.



Танцевальный материал, предлагаемый к изучению, достаточно прост и понятен. Приступая к каждому из танцев важно рассказать студентам об истории его происхождения. Это необходимо не только для общего развития. Будущие актеры погружаются в танец несколько иначе, чем танцоры. Они, изучая движения, понимают характер танца через предлагаемые обстоятельства, а история происхождения и будет для них предлагаемым обстоятельством (время, страна, слой населения), дополняют их актерским воображением (мои взаимоотношения с партнером), рождая актерский танец. Изучая танцевальный материал, обращается особое внимания, кроме, естественно, технически точного исполнения движения, на характер танца, на то, что это мужчина и женщина, и они в паре (а, значит, между ними устанавливается или существует какая-то связь), на то, что необходимо искать логику или оправдание движения и перехода от одного движения к другому.

К изучению предлагаются следующие танцы:

- бальная румба,

- мамбо;


- джайв;

- ча-ча-ча;

- самба;

- аргентинское танго.

На занятиях предмета «Физическая культура» студенты уже познакомились с квадратной румбой и рок-н-роллом. Во втором семестре обучения предлагаются бальная румба, искрометный, зажигательный танец под названием «мамбо» и элементы джайва. Студенты изучают базовые движения, собранные в простую композицию, поскольку главной задачей обучения является знакомство с танцем, понимание его характера, осознание движения через призму актерского мастерства, попытка подчинить движение, пластику, танец актерскому существованию.

Для тех, кто впервые знакомится с бальной румбой, самым сложным препятствием является необходимость начинать танец со второй доли такта (на счет «2»), а не с первой, как это происходит обычно. Это требование не касается квадратной румбы, но в бальной румбе шаги действительно начинаются на счет «два».

В своей книге для начинающих танцоров, Пол Баттомер предлагает несколько вариантов обучения, помогающих справиться с этой проблемой:


  • ставить ногу в позицию на последнюю четверть предыдущего такта, используя ее вместе с первой четвертью нового такта для переноса веса тела – шаг на вторую четверть получится естественным;

  • начинать с подготовительного шага в сторону, из которого вытекает основной шаг, приходящийся в таком случае на требуемую вторую долю.

В отличие от квадратной румбы бальная румба изобилует открытыми позициями, дающими возможность партнерше показать себя партнеру, соблазняя и увлекая. Партнер отпускает, любуясь ею, и снова привлекает к себе. Несложная композиция, состоящая из самых простых движений, дает возможность рассказать маленькую историю любви.

Движения мамбы при изучении даются студентам достаточно просто, тем более что часть из них уже знакомы им из румбы. Сложности возникают с правым и левым поворотами партнерши под рукой партнера, если студентки не уловили принцип перехода в них с ноги на ногу и правильного переноса веса тела. Трудно даются движения «ликвидайзер», «лассо» и «безумные повороты». Однако самая большая проблема возникает при исполнении танца на музыку, поскольку оказывается, что выученные движения непросто «уложить» в достаточно быстрый темп. Тем не менее, преодолев трудности, студенты получают от танца истинное удовольствие. Танец зажигает, радует и поднимает настроение.

Знакомство с джайвом ограничивается лишь некоторыми элементами, в силу сложности исполнения самих движений и высокого ритма. Трудно дается даже основной шаг с его синкопированным chassé. Очевидно, что для танца требуется значительно больший промежуток времени для его изучения. Таким образом, работа над джайвом, как правило, является скорее «факультативно-ознакомительной» и не является обязательной.

В третьем семестре обучения продолжается знакомство с латиноамериканскими танцами. Предполагается, что это недолжно вызвать у студентов каких-то особенных трудностей. Особенно это касается танца «ча-ча-ча». Предлагаемые движения в подавляющем большинстве своем уже знакомы по танцам «бальная румба» и «мамбо». Добавляется лишь дробный шаг – шассе, в корне, правда, изменяющий характер танца. Но музыка ча-ча-ча самым естественным образом не позволит забыть, что этот танец – танец-флирт.

Знакомство с бразильской самбой так же построено на самых простых движениях. Если вспомнить, что это танец карнавалов, характер исполнения движений возникнет сам собой. Необходимо лишь не забывать об отличительной особенности – «пружинке», исполнять которую нужно легко и изящно, без нажима и натуги.

Движение пелвиса в латиноамериканских танцах не должно быть излишне нарочитым. Характерное «виляние» должно быть следствием шага (перехода с ноги на ногу) и свободе, готовностью к продолжению движения, податливости самого пелвиса.

Четвертый семестр ограничивается лишь одним танцем – аргентинское танго. Однако изучение его потребует немалого времени, поскольку движения танца выстроены в достаточно законченный танцевальный фрагмент от встречи мужчины и женщины, интереса друг к другу, затем разгорающейся и развивающейся, но сдерживаемой страсти до невозможности более сдерживаться и, как следствие, эмоционального выплеска в желании обладать друг другом.

Как ни странно, самое сложное в освоении аргентинского танго – заставить студентов «не танцевать», добиться того, чтобы движения выполнялись естественно. Мужчина и женщина, двигаясь в танце, как бы просто ходят, оказавшись близко друг к другу. Шаги очень сдержаны, повышенное внимание – никто не знает, чего ожидать от партнера. Редко возникающие резкие движения будут выглядеть чрезвычайно контрастно, скупо выявляя, что же происходит внутри персонажей на самом деле и каково тщательно скрываемое напряжение. Аргентинское танго – хороший экзамен для проявления владения нюансами актерского мастерства.


Краткое содержание разделов курса


  1. Бальная румба.

Отличие от квадратной румбы. Изучение движений в паре:

  • основной шаг (движение вперед и назад),

  • клюшка,

  • веер,

  • поворот алемана,

  • кукарача,

  • раскрытие назад,

  • кубинский рок,

  • открытый поворот,

  • открытый хип-твист,

  • поворот эленита,

  • смена сторон,

  • три шага по кругу с хип-твистом,

  • Аида,

  • хип-ролл,

  • пасео.

Соединение движений в учебную композицию. Работа над характером исполнения танца.


  1. Мамбо.

Происхождение, музыкальный размер, характерность. Изучение движений в паре:

  • основной шаг,

  • кукарача,

  • раскрытие назад и поворот на месте направо под рукой,

  • Нью-йорк (раскрытие вперед) и поворот на месте налево под рукой,

  • молинито,

  • ликвидайзер, завершение лассо,

  • мойито («клубок», кариокас, разворот за руку),

  • кубинские развороты на месте,

  • «безумные» повороты.

Соединение движений в учебную композицию. Работа над характером исполнения танца.


  1. Элементы джайва.

Происхождение, музыкальный размер, характерность, основные элементы.

  • основной шаг,

  • поворот партнерши под рукой,

  • фолловей и раскрытие,

  • завершение,

  • переход с переменой рук партнера.

Работа над характером исполнения танца.


  1. Ча-ча-ча.

Происхождение, музыкальный размер, характерность. Изучение движений в паре:

  • основной шаг (движение вперед и назад),

  • лок-степ,

  • веер,

  • клюшка,

  • пикабу,

  • раскрытие назад,

  • поворот алемана,

  • пасео,

  • Нью-йорк (раскрытие вперед),

  • Молинито,

  • Ликвидайзер

  • мойито

Соединение движений в учебную композицию. Работа над характером исполнения танца.


  1. Самба

Происхождение, музыкальный размер, характерность. Изучение движений в паре:

  • основные шаги (вперед, назад, вправо, влево, на месте и поворот партнерши),

  • виск,

  • проходки в позиции променад (проходка с левой ноги, проходка с правой ноги, боковая проходка),

  • вольта (вправо, влево),

  • ботафого,

  • кик,

Соединение движений в учебную композицию. Работа над характером исполнения танца.


  1. Аргентинское танго

    1. Происхождение, музыкальный размер, характерность.

    2. Подход партнеров друг к другу. Изучение движений в паре:

  • проход мимо друг друга,

  • продвижение в сторону,

  • соединение в пару,

  • «разминка»,

    1. Первая группа. Изучение движений в паре:

  • ретрессо,

  • салида,

  • кунита,

  • ресолюсьон.

    1. Вторая группа. Изучение движений в паре:

  • ретрессо,

  • салида,

  • восьмерка,

  • ресолюсьон.

    1. Третья группа. Изучение движений в паре:

  • ретрессо кон ла ронда,

  • революсьон,

  • три двойные восьмерки,

  • корте.

    1. Четвертая группа. Изучение движений в паре:

  • ретрессо,

  • парада,

  • сандвич,

  • касание ногой,

  • сандвич.

    1. Пятая группа. Изучение движений в паре:

  • измененное ретрессо,

  • сентада,

  • восьмерка,

  • ресолюсьон,

  • выпад с наклоном корпуса партнера.

    1. Шестая группа. Изучение движений в паре:

  • корте,

  • покачивание,

  • лок-степ.

    1. Седьмая группа. Изучение движений в паре:

  • калесита,

  • соло партнерши.

    1. Восьмая группа. Изучение движений в паре:

  • калесита,

  • ганчо.

    1. Соединение движений в учебную композицию.

    2. Работа над характером исполнения танца.



ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Организация текущего контроля знаний

Текущий контроль знаний студентов включает:

1. Регулярную проверку усвоения студентами текущего материала на каждом занятии.

2. Контрольный урок в конце 3 семестра – по технике бальных танцев ча-ча-ча и самба.


Организация промежуточного контроля знаний

Промежуточный контроль знаний осуществляется на зачёте в конце 2 семестра. Он включает в себя показ пройденных бальных танцев: бальная румба и мамбо, а также демонстрацию степени овладения элементами джайва.


Организация итогового контроля знаний

Итоговый контроль знаний осуществляется на зачёте в конце 4 семестра, который включает в себя показ всех приобретённых за период обучения навыков, владение основными приёмами и техникой бальных танцев:



  • бальная румба,

  • мамбо,

  • джайв,

  • ча-ча-ча,

  • самба,

  • аргентинское танго.


ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В процессе обучения необходима самостоятельная работа студентов над отдельными техническими элементами, проходимыми на занятиях курса, а также работа над созданием образной пластики изучаемых бальных танцев.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Все занятия по современному бальному танцу проходят с музыкальным сопровождением. Поэтому необходимо наличие в классах для проведения занятий танцем музыкальных инструментов. Во время постановочной работы над концертными номерами или над постановкой танцевальных сцен в дипломных спектаклях, необходимо наличие звуковоспроизводящей аппаратуры (магнитофон, музыкальный центр). Для просмотра видео материала уроков, экзаменов самих студентов или уроков, репетиций или спектаклей профессионалов, необходимы телевизор и видеомагнитофон, а также видеокамера для съемки учебных работ студентов.
ЛИТЕРАТУРА
Дополнительная литература

  1. Голубовский Б. Пластика в искусстве актёра. М., 1966г.

  2. Немеровский А. Пластическая выразительность актёра. М., 1976г.

  3. Румнев А. О пантомиме. М., 1964г.

  4. Рутберг И. Пантомима, движение и образ. М., 1981г.

  5. Е. Васильева "Танец", М. 1968 г.

  6. Н. Серебренников "Поддержка в дуэтном танце" Л.1979 г.

  7. Н. Базарова "Азбука пластического танца" С.-П. 1970 г.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Кудашёва Т. Н. Танец. Программа для театральных и музыкальных ВУЗов по специальности №2210 «Актёр музыкальной комедии». М., 1980г.




Смотрите также:
Рабочая программа для студентов театрального факультета по специальности 070201 «Актёрское искусство»
159.47kb.
1 стр.
Рабочая программа для студентов театрального факультета по специальности 070201 «Актёрское искусство»
141.52kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актёрское искусство»
133.82kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Экономическая теория» для студентов экономического факультета по специальности 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии»
572.22kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство»
632.96kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа для студентов 4 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство»
533.37kb.
2 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы психосоматики» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
199.42kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Учение о неврозах» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
289.52kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Криминалистика» для студентов юридического факультета по специальности 030501. 65 «Юриспруденция». Кисловодск: Издательский отдел кгти, 2012. с
1585.63kb.
9 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
361.94kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Международное гуманитарное право и сми» Курс 5 дневное отделение Семестр 1 Лекции: 24 ч
229.92kb.
1 стр.
Рабочая программа для специальности 02. 11. 00 «Юриспруденция» очной формы обучения Красноярск 2004 Одобрено на заседании кафедры международного права
512.22kb.
8 стр.