Главная
страница 1
Д.Г. Шашин
преподаватель Улан-Удэнского филиала заочного обучения

ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России»,

майор милиции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ

В РОССИИ И МОНГОЛИИ:

АНАЛИЗ СХОДСТВ И РАЗЛИЧИЙ

Борьба с наркотиками и их сбытом в Монголии отличается некоторыми особенностями:

- в отличие от российского законодательства, содержащего 8 составов преступлений, в уголовном законодательстве Монголии имеется лишь два состава преступлений, в Главе 11 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения», связанных с наркотиками, – ст. 254 (аналог ст. ст. 228,228.1 УК РФ) и ст. 255 УК МНР (аналог ст. 231 УК РФ).

- юридическая конструкция ст. 254 УК МНР отличается от ст. 228.1 УК РФ тем, что квалифицированные виды деяний идут по «ниспадающей», то есть сначала наиболее опасные деяния, а далее менее опасные части статьи;

- ч.1 ст. 254 УК МНР (квалифицированный состав) не содержит прямого указания на сбыт наркотиков, а указывает только на цель сбыта: «незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств в целях сбыта» (подчеркнуто мной. - Д.Ш.);

-оперативно-розыскное законодательство Монголии изобилует бланкетными нормами и зачастую отсылает к нормам иных законодательных актов;

-уголовно-процессуальное законодательство Монголии не содержит норм об использовании результатов ОРД, они содержатся в Законе об ОРД Монголии и иных нормативных актах (законодательных актах об органах, осуществляющих ОРД, о государственной тайне и т.д.);

-уголовное, уголовно-процессуальное и оперативно-розыскное законодательства во многом схожи с российскими отраслями законодательства и это обусловлено тем, что развитие законодательства «во многом заимствовано у Советского Союза, как государства одной политико-правовой системы (ранее. - прим. Д.Ш.) и как главного партнера международных отношений» (1).

Оперативно-розыскная деятельность в Монголии осуществляется на основе Закона Монголии «Об оперативно-розыскной деятельности» от 19 декабря 1997 г. (Далее - Закон «О Монголии»).

В соответствии со ст. 9 Закона Монголии «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскной деятельностью могут заниматься следующие государственные органы:

- орган разведки;

- орган военной разведки;

- орган полиции;

- оперативный орган Управления исполнения судебных решений;

- орган разведки пограничной службы.

При этом орган полиции может проводить оперативно-розыскные мероприятия при наличии одной из нижеперечисленных оснований:

-при невозможности проверить обычными методами и средствами достоверную информацию о совершенном или совершаемом, подготавливаемом, замаскированном преступлении;

-при невозможности установить другими методами и средствами лиц, совершивших преступления, отнесенных законом к компетенции полиции;

-поручение следователя, прокурора, суда в целях всесторонней проверки доказательств по уголовному делу;

-освобождение заложника, розыск без вести пропавших лиц по просьбе граждан и учреждений или на основании располагающих сведений;

-запросы граждан и учреждений по розыску документов, имущества: похищенных секретных документов, вещей, огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, радиоактивных, наркотических веществ, культурно - исторических ценностей;

-запросы международных организаций и иностранных государств, заключивших договор об оказании взаимной правовой помощи по уголовным делам с Монголией.

Закон Монголии «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит ст. 18 «Использование результатов ОРД», в которой говорится, что сведения, информация, фактические данные, документы, улики и доказательства, полученные в ходе ОРД, используются только в целях:

-разработки и реализации государственной политики в соответствии с интересом национальной безопасности, осуществления обязанностей, отнесенных законодательством к полномочиям данного органа;

-профилактики, пресечения и раскрытия преступлений, розыска причастных к ним лиц, собирания доказательств, выявления их источников;

-представления должностным лицам, указанным в ст. 19 Закона “О государственной тайне”.

В отличие от российского законодательства в части получения судебных решений на осуществление ОРМ, затрагивающих конституционные права граждан, в Монголии их санкционирует прокурор. На стадии дознания и следствия прокурор заранее в письменном виде дает разрешение (санкцию) на проведение оперативным органом следующих ОРМ:

-прослушивание телефонных переговоров;

-контроль почтовых отправлений и сообщений;

-негласное обследование жилых помещений, зданий, сооружений, местности и транспортных средств, груза, багажа, вещей;

-проведение негласного наблюдения;

- негласное использование специальных технических средств, аудио- и видеоконтроля.

Тем самым можно сделать вывод, что ОРМ, санкционируемые судом в России, в Монголии санкционируются прокурором. Иных оперативно-розыскных мероприятий, кроме перечисленных выше, Закон Монголии «Об оперативно-розыскной деятельности» не содержит.

Таким образом, можно сделать вывод, что наряду с определенными различиями регулирования оперативно-розыскной деятельности в Монголии и России имеются и некоторые сходства. В частности, совпадают названия некоторых ОРМ, отсутствует содержание понятий ОРМ и порядок их осуществления в законе, хотя это, скорее всего, необходимо отнести к недостаткам регулирования ОРД в России и Монголии.





  1. Гантулга Н. Некоторые вопросы толкования юридических предписаний на примере Монголии / Н. Гантулга // Роль правоохранительных органов в современном обществе: проблемы научно-практического обеспечения [Текст]: материалы ХІ Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. Т. І / науч. ред. А.В. Чернов, А.В. Данеев. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2007. – 414с.

  2. Кручкин Ю.Н. Монголия. Энциклопедический справочник. - М.; Улан-Батор, 2005.

  3. Кручкин Ю.Н. Монголия. Юридический справочник. - М.; Улан-Батор, 2002.


Смотрите также:
Оперативно-розыскной деятельности по противодействию незаконному обороту наркотиков в россии и монголии
40.82kb.
1 стр.
Об информации мэрии о выполнении долгосрочной целевой Программы мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения городского округа Тольятти на 2010-2012
11.5kb.
1 стр.
Вопросы к зачету по дисциплине «Оперативно-розыскная, частно-детективная и охранная деятельность»
42.75kb.
1 стр.
По итогам обсуждений Иванов и Керликовски подписали в Центре иностранной прессы госдепартамента США совместное заявление о противодействии незаконному обороту наркотиков
81.37kb.
1 стр.
Багаутдинов Талгат Валиахметович главный врач мбуз «Арская црб»
300.38kb.
1 стр.
Информация о выполнении в 2012 году
47.15kb.
1 стр.
1. Основные задачи и направления работы в 2012 году
718.91kb.
2 стр.
Теоретические, правовые и организационно-управленческие проблемы оперативно-розыскной деятельности овд республики Казахстан в борьбе с преступностью
599.93kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правовые основы оперативно-розыскной и частно-детективной деятельности» для специальности 021100
438.34kb.
2 стр.
Закон от 12. 08. 1995 года №144-фз «Об оперативно-розыскной деятельности»
70.54kb.
1 стр.
Информация о реализации плана
581.33kb.
4 стр.
Правовое регулирование в сфере оказания наркологической помощи, профилактики вич\спид, противодействия незаконному обороту наркотиков: международный опыт Москва, 2002
1737.03kb.
21 стр.