Главная
страница 1
Ваэтханан
Главы 3-7
Пинхас Полонский
Аморально ли мщение?

1. "Неумышленный убийца" - это тот, кто убил по неосторожности
2. "Неумышленный убийца" также считается виновным
3. Запрет мести не действует, когда речь идет об убийстве
4. Ситуация кровной мести должна находиться под строгим контролем суда
5. Борьба за отмену смертной казни: "милосердие к жестоким - жестокость к милосердным"
6. Принцип "кровной мести" в международных отношениях

[1. "Неумышленный убийца" - это тот, кто убил по неосторожности]

В недельном разделе Торы в эту Субботу мы читаем о городах-убежищах, которые "отделил Моше, чтобы бежал туда неумышленный убийца" (Дварим 4:41). В этих городах не мог укрыться убийца умышленный - суд выводил его из города-убежища и казнил. Туда не мог также убежать "убивший по непреодолимому стечению обстоятельств" (например, в случае, если буря подняла человека и ударила им по другому, и этот последний погиб, или - пример из современной жизни - гибель человека, неожиданно выбежавшего на полотно железной дороги, по которой с высокой скоростью (но по всем правилам) шел поезд, не имевший физической возможности остановиться, - в таких случаях еврейский закон полностью освобождает убившего от ответственности). Но должен бежать - и жить в изгнании от семьи, друзей и от своего родового удела - тот, кто убил по неосторожности (это и есть "неумышленный убийца"). Если же этот человек выйдет за пределы города-убежища, то родственник погибшего может убить его, "отомстив за кровь".



[2. "Неумышленный убийца" также считается виновным]

Тора придает большое значение наказанию за убийство. Не только умышленного убийцу следует казнить, но и убийца по неосторожности фактически считается повинным в смерти, и лишь город-убежище спасает его. Тора запрещает примиряться с убийством, она подчеркивает: "Не берите выкупа за душу убитого, чтобы оставить в живых умышленного убийцу или разрешить неумышленному убийце покинуть место своего изгнания".



[3. Запрет мести не действует, когда речь идет об убийстве]

Но ведь "мщение за кровь" - это типичный случай мести. А разве месть разрешена еврейским законом? Ведь ясно сказано: "не мсти и не храни злобы на ближнего твоего". Талмуд разъясняет в связи с этим, что запрет мести, без сомнения, относится к случаю имущественных отношений (мне запрещается, например, отказать соседу в помощи в отместку за то, что ранее он мне не помог). Согласно большинству авторитетов, запрет мести распространяется также на случай физического насилия: т.е. при нападении (со стороны других евреев) я имею право в качестве защиты ударить нападающего, но если он "ударил и убежал", то мне запрещено найти и побить его, и я могу лишь обратиться в суд. Запрет мести, однако, совершенно не действует, если речь идет об убийстве.



[4. Ситуация кровной мести должна находиться под строгим контролем суда]

Конечно, ситуация кровной мести должна, по еврейским законам, находиться под строгим контролем суда (т.к. сначала, чтобы кровная месть была разрешена, требуется решение суда о том, что убийство действительно было совершено по преступной неосторожности, а не "по непреодолимому стечению обстоятельств", и, кроме того, должны быть устранены все сомнения по вопросу о том, что действительно именно этот человек убийца). Но все же сама по себе кровная месть рассматривается Торой как совершенно легитимная, а в каком-то смысле даже правильная реакция.



[5. Борьба за отмену смертной казни: "милосердие к жестоким - жестокость к милосердным"]

В современном западном обществе, вследствие превратного истолкования гуманизма, существует опасная практика отказа от применения смертной казни и замены ее, даже в случае умышленного убийства, тюремным заключением, которое дается сначала "пожизненно", потом несколько раз сокращается, и в результате через 10 лет убийцы и террористы выходят на свободу. Такая практика фактически и есть "взятие выкупа за душу", прямо запрещенное Торой. И реальные события показывают, что количество убийств от этого лишь растет. Например, у нас в Израиле арабы зачастую убивают только для того, чтобы "оправдаться перед соседями". Если бы они знали, что за убийство их казнят и некому будет оправдываться перед их соседями, то они не стали бы убивать, и многие десятки жизней были бы спасены. Те, кто борются за отмену смертной казни, часто делают это вовсе не для спасения людей, а лишь для того, чтобы заслужить в глазах окружающих сомнительную честь называться "истинным гуманистом". О них сказано в Талмуде: "Тот, кто милосерден к жестоким, тем самым жесток к милосердным".

Подобная же ситуация существует и в отношении неумышленного убийства. Современному человеку свойственно с отвращением относиться к кровной мести, считать ее "варварским способом правосудия". Но представим себе на минуту, что было бы в случае действия в нашем обществе принципов Торы в области кровной мести. Сегодня на дорогах Израиля гибнет каждый год по неосторожности водителей до З00 человек. Обычно за подобное убийство по неосторожности убийцу на небольшое число лет сажают в тюрьму, и довольно скоро он выходит на свободу. Если бы человек знал, что за "убийство по неосторожности" ему грозит смерть или пожизненное изгнание, то он проявил бы несравненно больше осторожности (ибо никакие "призывы к совести" не способны повлиять на человека так, как реальная угроза необратимого наказания, которое может навсегда поломать его судьбу), и количество погибших уменьшилось бы, наверное, на порядок. Нет сомнений в том, кто же на самом деле больший гуманист - "современный и прогрессивный противник смертной казни" или же "сторонник устарелой кровной мести".

[6. Принцип "кровной мести" в международных отношениях]

Подобный принцип, по мнению Торы, действует также и в международных отношениях. В случае нападения, повлекшего за собой человеческие жертвы, Тора разрешает, а иногда даже предписывает отомстить напавшей стороне - ибо это, на самом деле, является единственным способом предотвращения дальнейших нападений. (Современная западная культура, с ее склонностью к лицемерию, предпочитает вместо негуманного слова "месть" называть подобную реакцию "операцией возмездия", но суть от этого не меняется.) Тот, кто позволяет безнаказанно нападать на себя, является на самом деле виновным в развязывании будущей войны (в которой он же сам и будет жертвой), ибо демонстрация слабости провоцирует нападение - такова, на самом деле, психология народов, и она не меняется от деклараций одной из сторон типа: "хотим мира". Тот, кто действительно хочет мира, должен поддерживать свой народ и страну в состоянии готовности к войне. - В противном случае (после отражения будущего нападения, конечно) он должен быть судим как военный преступник.



"Шма, Исраэль"


1. Трудности в понимании молитвы "Шма"
2. Первая молитва Адама как осознание устойства мира
3. Смысл молитвы "Шма"
4. Суть еврейского монотеизма - личный диалог с Богом

[1. Трудности в понимании молитвы "Шма"]

В эту Субботу в недельном разделе Торы мы находим единственную данную нам в Торе молитву: "Слушай, Израиль: Господь - Бог наш, Господь Один!"

Эти слова настолько известны всем, что являются как бы символом еврейства и монотеизма. Однако при попытке действительно понять смысл предложения мы немедленно сталкиваемся с трудностями. Заключается ли этот смысл в том, что Бог - один, а не два и не пять? Если бы это было так, то, наверное, этот не очень сложный факт Тора не заповедала бы "повторять себе утром и вечером". И что означают слова "Господь - Бог наш" - не тавтология ли это? И что это за молитва, если она начинается со слов "слушай, Израиль", т.е. я обращаюсь к себе самому?

[2. Первая молитва Адама как осознание устойства мира]

Мидраш объясняет нам смысл понятия "молитва" в истории про Адама в Саду Эденском. Тора (Берешит 2:5) говорит о Саде: "Никакого же кустарника полевого еще не было на земле, и никакая трава полевая еще не росла, ибо дождя не посылал Бог на землю, пока не было человека для работы на земле". Как же работал Адам? Когда Бог поместил его в Саду, Адам увидел, что все готово вырасти из земли, но ничего не растет. Тогда он задумался над тем, почему в Саду ничего не растет, и понял, что не хватает дождя. Он стал думать, откуда может взяться дождь, и пришел к мысли о том, что Божественное Провидение, посылая дождь с неба, управляет ростом земных растений. Это осознание устройства мира и было работой-молитвой Адама. Как только он это осознал и обратился к Богу с просьбой о воде, прошел дождь, и вырос Сад.



[3. Смысл молитвы "Шма"]

Суть еврейской молитвы состоит, таким образом, прежде всего в правильном осознании устройства мира, т.е. в собственном духовном продвижении. Поэтому следует разобрать, что мы можем понять, вдумываясь в слова молитвы "Шма, Исраэль". Основные идеи ее таковы:

"Слушай" - означает "прислушайся", "постарайся понять";

"Израиль" - это, во-первых, каждый еврей в своей отдельной жизни и, во-вторых, весь еврейский народ в своем национальном существовании;

"Господь - Бог наш": Здесь Тора употребляет два различных Имени Всевышнего. Одно из них (переводимое как "Бог") связано с Божественной "природной" категорией Всевышнего, проявляющегося через гармонию естественных сил мироздания. Второе Имя (переводимое как "Господь") связано с Божественной категорией "завета": личной связи между человеком и Всевышним, проявляющейся в противостоянии естественной стихии, в Его Личностном вмешательстве в естественный ход вещей, в явном чуде. Таким образом, слова "Господь - Бог наш" это отнюдь не тавтология. Они означают, что Всевышний лично, а не через естественные законы или посредников, управляет тем, что происходит в мире с евреями.

"Господь Один" - только Он единственно управляет всем вокруг нас, и нет в том, что происходит с евреями, ничего произвольного или случайного.



[4. Суть еврейского монотеизма - личный диалог с Богом]

Таким образом, суть еврейского монотеизма состоит в том, что мы всю свою жизнь ведем с Богом личный диалог: все, что мы делаем, - наше слово в этом диалоге, а все, что с нами происходит, - Его слово. И мы должны ежедневно повторять себе "Слушай, Израиль...", чтобы научиться понимать мир не как набор естественных случайностей, а как Божественное Провидение. Наша задача - не "объяснять действия Бога" ("ибо не ваши пути Мои пути"), но воспринимать их как вызов и находить на них достойный ответ: свое слово в диалоге.


Смотрите также:
1. "Неумышленный убийца" это тот, кто убил по неосторожности "Неумышленный убийца" также считается виновным
66.57kb.
1 стр.
Табак убийца!
51.38kb.
1 стр.
Рассказа Рюноскэ Акутагавы «Ворота Расёмон»
65.08kb.
1 стр.
®Чтобы меня терпеть, нужно пипец как сильно меня любить
24.35kb.
1 стр.
Умберто Эко Метафизика детектива Из эссе “Заметки на полях “Имени розы””
24.65kb.
1 стр.
Серийные убийцы в белых халатах
92.21kb.
1 стр.
Интегрированная проверочная работа для 4 класса (конец года): текст Кит-убийца
154.21kb.
1 стр.
Пульсирующиймар ш
311.73kb.
1 стр.
Игра "Убийца" (варианты: "Горец", "Шарик, ты балбес!")
18.95kb.
1 стр.
Рэй Брэдбери. Маленький убийца
281.11kb.
1 стр.
Сказания о Дурге Дурга – убийца Махиши
73.82kb.
1 стр.
Враг, ворог дьявол убийца зло беды нужда болезнь жалость убогость чахлость прозябание. Поиск "образа врага" поиск бедствий, несчастья, убожества
34.77kb.
1 стр.