Главная
страница 1страница 2страница 3
История стран Азии и Африки.

Л1 (12.01.2012)



География региона: S=11 млн кв. км.

Ближний Восток. Современные страны: Сирия, Ливан, Ирак, Иордания, Израиль, Палестина – это всё восточное Средиземноморье; Сирийская пустыня (750 тыс кв. км.), Месопотамская низменность (500 тыс кв. км.), Аравийский полуостров (2,7 млн кв. км.).

На севере (в Азии): Анатолийское нагорье (400 тыс кв.км., в Малой Азии), Армянское нагорье (400 тыс кв.км., территория совр. Турции, Армении и сев-зап Ирана), Иранское нагорье (2,7 млн кв.км., совр. Иран, Афганистан, юго-зап Пакистан). Все три нагорья вместе – 3,5 млн кв.км. Максимальная высота – Большой Арарат – 5165 м. (Армянское нагорье), это самая высокая точка Передней Азии. Кавказ (всё, что южнее Кавказского хребта) – совр. Грузия, Азербайджан и Осетия.

Средний Восток. Это Средняя Азия: совр. Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, юг Казахстана, север Афганистана.

Есть географическое значение, а есть политическое. Они могут не совпадать.

Тема 1. Византийская империя, Сасанидский Иран, Армения Великая и страны Южного Кавказа накануне арабских завоеваний.


  1. Византия (Восточно-Римская империя)

330 г. – столицей провозглашен Константинополь (бывший Византий)

1453 – ликвидация империи

В состав Византии входили территории: Греция, Фракия, Малая Азия, армения Малая (с 72 года – одна из римских провинция), западная часть Месопотамии (восточная часть – у Ирана), всё Восточное Средиземноморье (Киликия, Сирия, Палестина) + Египет.

Общая S=4,5 млн кв.км. Население – около 30-35 млн человек. Государствообразующий народ – греки + много разных народов на территории империи.

Источники. Невизантийские источники: сирийская литература (со II века), в армянских источниках (с V века) Византия называется греческим царством. Была еще сасанидская литература, но он до нас не дошла. Позднее V века появятся арабо-мусульманские источники (IX век) – преимущественно история и география. Были еще и византийские источники. Много разной литературы того времени.

Крупнейший этнический элемент – греки. + сирийцы (потомки древних ассирийцев) + армяне + фракийцы и иллирийцы (на западе). Это – автохтонное население.

Граница на востоке империи – большая и сложная (там Иран). Начиная с 4 века – войны с Ираном за Армению Великую, за Лазику (Колхида), за Йемен (юго-запад Аравийского полуострова). Первый мирный договор с Ираном – 532 год, до этого войны. 562 – новый мирный договор на 50 лет («Вечный мир»). Эти два документа не изменили границу Византии, которая была установлена в 387 году.

См. карту региона.

Юстиниан I (527-565)

Великий реформатор, один из самых известных императоров. Вёл войны на западе, пытался восстановить Римскую империю в ее исторических границах. При нём империя достигла самых больших размеров.Это расцвет, лучше уже не будет.

Византия могла самообеспечиваться. Выращивали зерно, оливки, всё выращивали. Полезные природные ресурсы: железо, медь, олово, золото, разные материалы – всё было.

Три формы землевладения:



  1. Частное. Эксплуатация рабов и колонов (колоны – сначала свободные, трудятся по договору, потом прикрепляются к земле без права ухода)

  2. Государственное. (включало императорские домены – 1/3 территории) – земля сдается в аренду (эмфитесис)  долгосрочня аренда переходит в наследственное владение. Право перепродажи аренды.

  3. Крестьянское. Метрокомия – административная единица, типа общины.

Развитие ремёсел и торговли  развитие городов:

Столица – Константинополь (совр. Стамбул), Фессалоники (в Македонии), Александрия (Египет), Антиохия (Сирия), Эфес, Смирна, Никея (все три в Малой Азии). Эти города не новые, они известны еще с античных времен, представляли собой полисы с соответствующей организацией.

2200 городских общин.

Куриалы – средние городские земельные собственники, жили вокруг городов. Ремесленники тоже жили вокруг городов и объединялись в корпорации по своим профессиям. Рабы работали в государственных мастерских.

Слои населения:


  1. Аристократы, сенаторы – представители древних римских родов, крупные землевладельцы

  2. Куриалы – средние земельные собственники

  3. Торговцы и ремесленники

  4. Люди свободных профессий (врачи и т.п.)

  5. Христианское духовенство

+

  1. Крестьяне-общиники, колоны, городской плебс и рабы. Это непривелегированный слой населения.

Синклит – совещательный орган при дворе.

Ираклий I (610-641)

Основатель первой династии – Ираклидов. До этого власть императора хоть и считалась божественной, но не была наследственной.

Две префектуры (во главе – префекты преторя, которых назначал сам император): Илирик (это Греция) и Восток (это всё остальное). 2 префектуры  7 диоцезов (во главе – викарий)  50 провинций.

Военная, гражданская и церковная служба.

Армия. 5 век – 500 тыс. человек. Во главе армии – магистр (при Юстиниане уже 5 магистров). Постепенно армия становится профессиональной.

Официальная религия – христианство (позднее – восточная модель – православие. При императоре Феодосии православие становится официальной религией Византии). Ортодоксия в религии. 325 год – Вселенский Собор в Никее: утверждается символ веры; празднование Рождества устанавливается на 25 декабря (до этого – 6 января, в один день с крещением). Это II Собор. III Собор – в Эфесе. IV Собор – 451 год – Халкидонский. Произошел раскол, некоторые церкви решили пойти своим путем (напр., армянская церковь, сирийская и др.) Не принявшие решений Халкидонского Собора стали называться еретиками и подвергаться гонениям. Монофизитская ересь – не признавали человеческого происхождения, человеческой природы в Иисусе, признавали только божественную природу. Восточные церкви, в свою очередь, обвинили других в дуофизитстве (это тоже ересь: ставят божественное и человеческое начала наравне). В общем, раскол в ортодоксальных церквях НЕвизантийской традиции. Цели: национализация своих церквей, самостоятельность – поэтому Халкидонский собор и не приняли.

Право в Византии. Кодекс Юстиниана ( , институции, новеллы)1.

Образование. 5-6 века – постепенно христианское мировоззрение вытесняет всё остальное. Новые жанры в литературе – агиография, хроники, религиозная литература. Христианская культура.

Кризис рабовладельческой формы экономики.



  1. Сасанидский Иран.

Иранцы – индоевропейцы, арийцы. Делятся на западных и восточных.

Иранское нагорье: раньше там были мидийцы  затем персы (Ахемениды)  парфяне (Аршакиды)  снова персы (с 222 – Сасаниды), они уже западные иранцы.

Арташи (Артаксис) – первый Сасанид.

241-272 Шапур I – окончательно утверждает власть Сасанидов в Иране, Аршакиды больше не лезут. Принимает титул Шахеншах – царь царей.

В 3 веке включены: юг Великой Армении (как раз Аршакиды), область Хорасан (восток Иранского нагорья, восточная Масопотамия – отобрали у Византии). Ктесифон – столица (на берегу Тигра). Потом завоюют Иберию (вост. Грузия) и Албанию (вовр. Азербайджан).

309-379 Шапур II

Подчинил Лахмидов (арабское государство по течению Евфрата) + владения Кушанского царства (юг Средней Азии, совр. Афганистан, Пакистан). Весь восток Иранского нагорья включен в состав державы.

С 6 века – войны с тюрками. Эфталиты – союз Ирана и тюркоязычных племен. У тюрок – свои государства. 552 (сер. 6 века) в Центральной Азии создан Тюркский каганат (тюрки – алтайцы). У них свои завоевания, каганат быстро разрастается (Кавказ, Казахстан).

Таким образом, земли за р. Амударья были завоеваны Сасанидами, но не очень прочно закреплены за ними.

Народы завоеванных территорий Ирана исповедовали зароостризм.

«Иран» - «страна ариев»

Сасаниды распространяют свой язык – парсик – по всей стране. Это парфянский диалект. Этот официальный язык вытесняет все остальные, в т.ч. греческий.

Но моноэтническим государством держава Сасанидов стать не могла. Кроме иранцев было много народов: семиты, арабские народы, армяне, иберийцы, иудеи (не автохтонные) и др. Атропатена – иранский Азербайджан ?

Иранских кочевников (западных) называли курдами.

В Сасанидском Иране два сектора экономики: земледельческий (оседлый) и кочевой. В оазисных районах – земледелие с элементами кочевого и полукочевого скотоводства. Культуры: ячмень, рис, пшеница, виноградарство.

Города. На западе не утратили того значения, которое было в эпоху эллинизма и постэллинизма. Ктесифон – столица (на берегу Тигра). В Хорасане – город Нишафур (основан Шафуром II). Торгово-ремесленные центры.

Общественный строй (3-4 вв.) предшествует ранне-феодальным отношениям. 5-6 вв. – ранне-феодальный строй, архаичные сословия исчезают.

Население Ирана: граждане – полноправные члены общины (наф) и неграждане (несвободные). Рядовые члены нафов – представители свободных людей, именовались они «рабы Царя царей». Сословия: жрецы, воины, земледельцы, ремесленники. Были главы сословий. Производители материальных благ – не рабы, а свободные общинники (рам – простой люд). Одновременно выделяется общинная верхушка.

5/6 вв. – социальный кризис в Иране. Недовольство существующей сословной системой  Маздакитское движение (Маздак – жрец, но против жрецов, выдвигал теорию утопического равенства). Учение Маздака очень нравилось народу.

488-531 Кавад I

531-579 Хосров I

Самый авторитетный шахеншах. Расправился с маздакитским движением (528-29). Древние сословия формально сохранились, но реально существовало уже только духовенство зароостризма, остальные сословия ищменились по своей сути.

Реформы Хосрова I:

- сам возглавил военное ведомство

- государство разделилось на 4 части (новое административное деление). Эти наместничества делились на более мелкие единицы, те – еще на более мелкие.

- налоговая реформа. Фиксированные ставки для поземельного налога. Ставка зависела от площади обрабатываемой земли и производимых культур.

- введена подушная подать – гезит. Гезит взымался с рамов (простой люд), налог зависел от доходов человека, размеры были разные.

Но государство не стало абсолютной монархией.

Бахрам. Не Сасанид, но временно занял трон.

572-591 – Двадцатилетняя война.

603-628 – Двадцатипятилетняя война (тоже между Ираном и Византией)

Активная феодализация сасанидской империи.

Внешняя политика. 3 век. Продолжали парфянские цели: борьба с Римом; борьба за владение Арменией Великой. 298 год – 40-летний мир с Римом, Великая Армения переходит под власть Рима. Как только срок договора заканчивается, возобновляются войны Сасанидов с Римской империей (по-сути, с Византией, но она еще пока так официально не называется). 387 год – в итоге смогут договориться: 80% Армении Великой будет под властью Сасанидов.

421-438 Бахрам V - воюет с византийцами. Притеснение христиан (армяне)  восстания. Насильственное распространение зароостризма не удалось. Армяне отстояли своё право исповедовать христианство. 571-72 – третье восстание в Армении  572 – началась 20-летняя война с Византией.

Борьба с эфталитами – Йездигерд II (438-457), Пероз (457-482) – попал в плен. Хосров I направил силы против эфталитов и смог их разгромить в 563-67. На место эфталитов пришли тюрки. Сасаниды захватили Йемен.

590 – восстание Бахрама изменило всю ситуацию. Сасаниды проиграли войну и потеряли трон  Хосров II обращается за помощью к своему врагу – византийскому императору Маврикию. 591 – ирано-византийское войско выгнало узурпатора. За помощь Хосров II уступил Маврикию Иберию. После убийства Маврикия в 603 году Хосров II начинает новую войну.

603-628 – 25-летняя война. Иранцы завоевали Финикию, Палестину, Киликию, Каппадокию. Захватили и разрушили Иерусалим. Захватили Египет, дважды подходили к Константинополю...

610-641 Ираклий I (византийский император, первый Ираклид, армянин) заключает союз с хазарами против Ирана. Прогоняют иранцев, освобождают свои земли, даже добрались до центра державы Сасанидов (город Ганзак) и разрушили главное святилище зароострийцев, потушили вечный огонь, отомстили короче, тоже уничтожили святыню.

Кабад II. 628 – мир с Византией. Иберия и часть Армении остались за Византией, святой крест возвращен в Иерусалим.

Культура и религия.

Сложный синтез: арамейская (автохтонная) + индоевропейская иранская.

Религия – зароостризм (возник примерно в 6 векек до н.э.), родина этой религии – восток (Афганистан, Пакистан – спорно). Авеста – священная книга, сложный комплекс зароострийских текстов. Абестийский язык. Догма: противопоставление добра и зла; вера в победу добра. Огонь – основной символ  огнепоклонники. Особое отношение, поклонение огню. + Также много христиан (иберийцы, армяне, албанцы). +были арабы, исповедовавшие христианство – несториане (Лахмиды). Несторианство – по-сути, тоже ересь, Нестора отвергли на одном из Вселенских Соборов, это – ответвление от хр-ва. + в восточных областях Ирана – буддизм. + евреи – иудаизм. III век – Манихейство – тоже дуолистическое учение о борьбе добра и зла.

Государственный язык – среднеперсидский диалект на основе наречия парсик – «дари». Арамейский шрифт для письменности.

Литература. Религиозная и светская, разные жанры. Исторические сочинения – «Книги Владык». Биографические труды. Художественная литература. «Тысяча сказок» - пришло из Индии, в дальнейшем станет основой для «1001 ночи», но это уже будет арабская литература. «Книга тысячи решений» - нач. 7 века. Появляется научная литература: по географии («Города Ирана»), «Показ мира» - армянское произведение, более известное как «Армянская география 7 века». Среднеперсидские географы заимствовали у византийцев деление мира по климатическим зонам..

Усовершенствована индийская игра в шахматы, появились нарды.


  1. Армения Великая и сопредельные страны Южного Кавказа.

Много письменных памятников (античные историки, потом свои).

Урарту  Армения

Первая династия – Ервандиды (Оронтиды)

590 до н.э. – пала Урарту. С 530 до н.э. – в составе Ахеменидской державы.

521 г. до н.э. – наскальная надпись Дария I, где упоминаются армяне. Греки упоминают об Армении на сто лет раньше – 613 до н.э.

Армения Великая: Оронтиды (до 200 до н.э.)  Арташесиды (190 – 1 г. до н.э.)

Тигран II Великий (95 – 55 до н.э.) Огромная территория, правда ненадолго. 66 до н.э. – договор Тиграна II с Помпеем – уступил Римской империи все земли в Средиземноморье, фактически признал Рим.

 Аршакиды (с 52 г.) – парфяне. Сначала ездили короноваться в Рим, потом (со 2 века) перестали.

227 – в Иране к власти приходят Сасаниды. Дружбе конец =(

287 – 330 Тиридат III. Армения стала вассалом Рима. Армения – первая в мире страна, где христианство признано единственной официальной религией (301 или 313).

3/4 вв. Епископ Грегор Просветитель (его епископство 302 – 325) – основатель армянской церкви (впереди – грегорианство).

Христианство устанавливается также в соседних странах – Иберии и Албании (это совр. Грузия и Азербайджан!!!)

338 – Новая война Ирана и Византии, в результате которой происхожит раздел Армении: большая часть (80%, восток) отошла Ирану, на западе остались Аршакиды (всего на 2 года). Царская власть ликвидируется  Армения, Албания, Иберия становятся пограничными провинциями Ирана  с присоединением к ним зароастрийской Антропатены становятся одним из 4 больших округов Ирана. Границы провинций не совпадали с границами царств.

Начинается формирование раннефеодальных отношений (раньше, чем в Иране). Появляется знать, землевладельцы. Из привелегированных феодалов формировалась конница – главная часть войска.

Церковь тоже становится землевладельцем  конфронтация  конкуренция с царями. Автокефалия армянской церкви (до этого ездили в Византию) сохраняется до наших дней. 484 – автокефалия иберийской церкви, но под юрисдикцией армянской Ц. Такая полу-автономия.

I, II Двинские соборы

Иранцы пытались навязать зароастризм на территории Армении. 451, 482 – 84, 571 – 72 – восстания против этого, армяне отстояли христианство.

405 – создан алфавит из 36 букв (сейчас добавлены еще три, и так и пользуются им). Появляется историческая литература. До этого были древнеармянские письмена, но они были сложные, поэтому создали новый алфавит где были гласные (до этого - нет). + древнегрузинское письмо + албанская письменность (54 буквы) – считалось затерянной, мало памятников.

Л2 (13.01.2012)

На территории Армении сохранился единственный языческий храм, туда даже пускают! (свободный доступ)

301 – провозглашение христианства государственной религией. 303 – создан первый собор, он один из пяти древнейших, который функционируют до сих пор, и никогда не прекращал работать. Построен на месте языческого капища (вход только по великому блату).

Библия переводится на армянский сразу после создания алфавита. Позже появляется самостоятельная литература разных жанров. Благодаря переводчикам до нас дошли древние византийские и сирийские памятники, оригиналы которых были утеряны, а переводы армян сохранились. 25 тысяч рукописей сохранилось, многое было уничтожено. Большинство дошедших до нас хранится в Ереване. Богатые библиотеки. Матенадара́н или Институт древних рукописей Матенадаран имени св. Месропа Маштоца — расположенный в Ереване научно-исследовательский центр при правительстве Республики Армения, являющийся одним из крупнейших хранилищ рукописей в мире. Также Матенадаран является крупнейшим в мире хранилищем древнеармянских рукописей. Основоположник армянской историографии – Мовсес Хоренаци (480 –е годы), полная история его времени. Анания Ширакаци – географический труд.

Апостольская церковь = ортодоксальная = православная. В армянскую церковь могут ходить все, не только армяне. Богослужение на древнеармянском (грабар).

Иберийская культура. 5 век – появляются произведения религиозного характера. Литература, историография появятся только с конца 11 века.

Албанская христианская культура только зарождалась. Единой народности еще не сложилось (союз 26 племен) + политическая ситуация  будет позже.

387 – регион разделен между Византийской империей и Ираном.



Тема 2. Рождение ислама и Арабский халифат в раннее средневековье.

В первой половине 7 века происходят обширные изменения в регионе. Появляется Арабский халифат. Будет огромная империя от Атлантики до Индии, от Кавказа до Индийского океана.

«Аравия» - остров арабов.

88% плоцади – пустыни и степи, 12% (юг, юго-запад) – Йемен и Хадрамаут.

Муссонные дожди на Ю-З  развитие земледелия  развитие цивилизации. + цивилизации у Сирийской пустыни + кочевое скотоводство.

Начало 4 века – юг Аравии объединен под началом . В начале 6 века это царство завоевано эфиопами. 570 –е – Йемен захвачен Сасанидами. В рамках Ирана сохранился институт местных царьков, они номинально подчинялись иранскому наместнику.

Арабские племена – к С-В от Аравии (с 4 века), Сирия, Месопотамия.

Царство Лахмидов (столица Хирт) – под Ираном. Государство Гасанидов (Джабия) – к югу от Дамаска (6 век). Оба эти царства юыли христианскими! Государственная религия – христианство, хотя Иран – зароастрийский. Вариант Гасанидов – монофизитство, византийцами считавшееся ересью. Лахмиды были несториане. 560-е – царя Лахмидов убили, больше их автономного царства не существовало. 581 – конец государства Гасанидов (византийцы постарались)  местных заставляют переходить в другую веру (были указы, запрещавшие их религию).

К моменту рождения ислама у арабов еще не было своего государства. Начало 7 века – возвышение города Мекка (запад Аравии). Мекка – вокруг древнего языческого святилища арабов (Кааба), там было два священных камня. Высшее божество – Аллах («Высший бог»), обряд – паломничество в Мекку к священным местам. Ьаким образом Мекка – религиозный духовный центр  быстрое развитие торговли  появляется зажиточная верхушка  противоречия социального характера.

Около 610 – Мухамед (ему около 40 лет, он неграмотный, там все такие) из рода Ахешеми (короли Иордании сейчас ведут свою родословную от него). Племя курейш. Он сирота. Ему стали являться видения, которые он воспринял как высшие откровения. 614 – М. начинает проповеди о единой религии. Объявил себя последним пророком. Признал, что другие - Авраам, Моисей, Иисус – тоже пророки. И он – четвертый и последний. (Иисуса он признал пророком, но не признавал его сыном бога). Своих последователей он назвал «муслимуна» - «вручившие себя богу». Гонения М. 622 – переселяется вместе со своими последователями в соседний город Медину (тогда назывался Ясли`). «Медина» - «город пророка». Город – на важном караванном пути от Мекки к Дамаску и Средиземноморью, т.е. без Медины нет торговли. От 622 года – года переселения Мухамеда - считается летоисчисление, календарь мусульман (Хиджра). Кстати, календрь лунный, а не солнечный как у нас, поэтому отстает: у них 354 дня в году. Жители Ясли приняли М. и его учение, поддержали мусульман. М. превратился в политического лидера, расправился с местными племенами, иудеями; начал нападать на богатые караваны из Мекки  удар по экономике + поднял свой авторитет. Построен первый молильный дом – мечеть. К 628 М. сформулировал положения своего учения – ислама («мир»). Это по-сути просто интерпретация библейских сюжетов, видоизмененный сюжет (как запомнил – так и рассказал). Обособил обрядность. Ориентацию христиан на Иерусалим он заменил ориентацией на Каабу. Пятница стала священным днем (суббота и воскресенье уже были заняты другими религиями). Рамадан – священный месяц великого поста (можно есть и пить всё что хочешь, но только ночью когда зайдет солнце). Рамадан каждый год выпадает на разное время (год-то короче). А Каббу он выбрал, чтобы ничего нового не строить – святилище уже было. 629 – хадж (паломничество). 12 января 630 – вступает в Мекку с вооруженным отрядом (10 тыс.), уничтожил идолов Каббы и «предложил» мекканцам принять ислам. Язычникам бвло все равно, они легко приняли ислам. Верховный бог «оставил» свое прежнее имя – Аллах. 631 – в Мекку к Мухамеду стали прибывать послы от местных вождей; племена Аравии принимают ислам и признают М. своим лидером – и духовным, и политическим. Джихад – священная война – объявлена язычникам (многобожникам). Ислам обособился от более ранних религий. Тем, кто ему подчинился, было сказано: если не хочешь принимать ислам – плати подать (это тем, у кого религия уже есть, а язычникам – джихад). Мухмед стал наследником той системы, которая была создана на Аравийском полуострове среди племен. Сильная власть все-таки нашлась. 8 июня 632 – М. умер.

Халифом (преемником) становится зять Мухамеда. Многие, узнав что пророк умер, отреклись от ислама, пришлось их угомонить..

Тема 3. Арабские завоевания и Арабский халифат в ранее средневековье.

Государство не развито – нет ркгулярной армии и административной системы. Все доходы – поровну. Нужно было спасать молодое государство (+ можно нажиться)  экспансия.

634 – Халид ибн аль Валид2 (первый полководец) начинает завоевание совр. Иордании (в то время византийские земли).

Халиф Умар (634-644). Избирался общиной, еще нет наследственной власти.

Силы арабов приблизились к Дамаску (Сирия). После полугода боев – в 635 – Дамаск сдался по договору. Арабы – завоеватели «гарантируют» безопасность местным жителям, их церквям и т.п. Условие – или переходите в ислам, или платите налог.

Арабы не могли (!) брать крупные города – крепости. Только осада, пока сами не сдадутся. Штурмом брать не могли.

Самы арабы еще не настоящие мусульмане: они безграмотны, не вдумчивы в религиозных вопросах. Они воюют еще не за веру, война для них – способ обогатиться  это скорее набеги, так их и воспринимали грозные соседи. Пока арабы не встречают сопротивления.

В Византии тогда – Ираклий I. Идет в контрнаступление  22 августа 636 – битва при реке Ярмук (возле Дамаска), арабы победили византийскую армию. После поражения византийцев судьба средиземноморских провинций была предрешена. На иранском фронте тоже победы, здесь тоже предлагают принять ислам. 638 – халифу сдался Иерусалим (договор).

Умар объявил все завоеванные земли коллективной собственностью арабов – мусульман. Харадж – налог с завоеванных земель – шел в казну, с него платили жалованье воинам.

639 – Умар направляется в Египет. 8 ноября 641 сдана Александрия. Заключен мир (их еще византийцы притесняли за ересь  быстро сдались). Весь Египет покорен  дальше в Сев. Африку до Карфагена.

640 – набег на Армению (автономное княжество). Взяли Двин, мирного договора не было, не пытались там утвердиться, гарнизон не оставили.

Из Басры  на юго-запад Ирана. Весной 642 разгромили последнего иранского шахиншаха.

Усман III (644-656). Волна завоеваний продвинулась на восток. Покорили Хорасан (вост. Иран). К 656 вышли к Амударье (дальше на восток живут тюрки).

Сасанидский Иран полностью уничтожен. (Последний город – Дербент – арабы назвали «ворота ворот»). Одна из причин того, что так быстро развалился Иран – сепаратистские настроения местных вождей. Им было легче дань арабам заплатить, но сохранить свою власть. Не хотели воевать и терять свои привелегии. + ослабление Ирана из-за войн с Византией (казна опустела, воевать некому). Границы Византии и Ирана не защищались.

Авторитета халифа становится недостаточно  сепаратистские настроения  назначение наместников, ущемление старой гвардии (которая обнаглела)  Заговор  халиф убит.

Али IV (656-661)

Муавия – родственник убитого халифа, наместник Сирии – выступает против власти Али  конфронтация. 23 января 661 – убийство Али. Народ разделился: партия Али (шииты), ортодоксы ислама – сунниты.

Четыре праведных халифа.

Раскол внутри общины, верхушка богатеет (феодалы, землевладельцы)  противоречия социального плана.

Муавия – халиф (правил 661-680). Подчиняет бунтарские племена. Из Медины переносит столицу в Дамаск (он сам оттуда). Община мусульман превращается в империю.

Династия Омейядов (661-750)

Муавия – основатель династии – делает халифскую власть наследственной. Продолжены завоевания – восток (Индия), запад (Сев. Африка), в Малую Азию (Византия). В Средиземном море создается флот.

Язид I (680-683) – сын Муавии. Ему отказался присягать сын убитого Али – внук Мухамеда – Хусейн.  Хусейн убит, день его убийства стал скорбным днем шиитов. Также отказался присягать Абдаллах (сын аз-Зубейра), который после смерти Язида объявляет себя халифом, хотя он не из этой династии.

Марван ибн аль Хакам в 684 разгромил узурпатора, но сам умер, и халифом стал его сыню

Абд аль Малик (685-705). Великий реформатор. Вместо греческого и среднеперсидского в канцеляриях был повсеместно введён арабский язык, византийские и сасанидские деньги были заменены арабскими монетами новой чеканки (динары – золото, дирхемы – серебро, филсы – медь). На монетах стали чеканить выходные данные: где, кем, когда. Была проведена налоговая и финансовая реформа. До реформ халифат состоял из 9 наместничеств (валия`, велае`), он сделал 5. Кура – правительство, вали` - наместник.

По повелению Абд аль-Малика в Иерусалиме на месте разрушенного римлянами Иерусалимского храма в 687—691 годах был воздвигнут «Купол Скалы» (Куббат ас-Сахра), заключающий в себе выступ скалы, с которого по преданию пророк Мухаммед совершил вознесение на небо (мирадж). (Архитекторы Купола Скалы: Раджа бен Хайва из Бейт-Шеана и Язид бен Салям из Иерусалима).

7/8 вв. – новый этап завоеваний.

Валид I (705-715) Покорены все владения Западно-Тюркского каганата (Среднеазиатское междуречье). Ма Вара Аннахр (Мавераннахр) – «всё, что за рекой» (за Амударьей)3. Отобрали у тюрок большую часть Средней Азии. На востоке арабов остановили китайцы.

Запад. В Африке живут берберы, они перебрались на Перинеи (711). Мусульмане тоже полезли, но там уже своих колонизаторов было ролно, поэтому дальше Гибралтара арабы не попали.

Юг. Перешли Кавказ. Там Хазарский каганат их дальше не пустил.

Пер.пол. 8 в. Расцвет Омейядов.

70-80 млн человек в империи. Огромные суммы от налогов. Строятся города, храмы и т.п.

Но – подрывается единство арабского общества. Потомки тех, кто когда-то ушел воевать, уже не воспринимали своей родиной далекую Аравию.  образование новой местной знати.  опять сепаратизм.

+ сложные отношения между мусульманами-арабами и мусульманами-неарабами (со вторых не снимали налог). Умар II (717-720) снял налог, Язид II (720-724) – вернул. Первые гонения на христиан. Распространение шиитской пропаганды – агитируют за возвращение к власти потомка Али. Учение о праведном имаме-халифе.

Хишам ибн Абд аль-Малик (724-743), Валид II (743-744), Язид III (744). Очередная гражданская война.

Марван II (744-750). Восстания в разных частях халифата. 747 – Ибрагим (потомок Али) ведет в Хорасане агитацию против Омейядов (Аббасиды).

750 – армия Аббасидов входит в Дамаск и приходит к власти.

Династия Аббасидов (750-1357)

762-3 – построен Багдад, он становится столицей. К концу 8 века в Багдаде – 750 тыс. человек.

ас-Саффах (750-754), ал-Мансур (754-775)

Аббасиды заявили, что все мусульмане могут быть привлечены к управлению государством, независимо от их нородности Привлекаются исламизированные иранцы (бывшие зароастрийцы)  всё больше и быстрее распространяется ислам. + ускорение исламизации среди бывших христиан (сирийцы, египтяне). Единственные не подвергались исламизации – Армения (+Иберия и Албания), там уже сильная культура, христианство там уже очень сильно.

При Аббасидах: все высшие посты передаются по наследству (визиры). Чиновничество – главная опора государства.

Харун ар-Рашид (786-809). Старых землевладельцев заменяют новые чиновники. Главный налог – харадж (поземельный) – применялся везде. Была еще ушра (десятина) – в основном в Аравии. Харадж рассматривался как арендная плата за землю, которую арабы завоевали.

Казна: 350-400 млн дирхемов в год. Доходов много, расходов мало  развитие всех отраслей (производство, торговля, ремесла). Быстро развивается внутренняя торговля. Развитие старых городов и строительство новых.

Но были и восстания против Аббасидов (774-5)

Внешних завоеваний уже мало, остались набеги на Малую Азию (Византия).

Наместники (вали) стали богаче и влиятельнее, они уже не назначаются, а передают эту должность наследственно. Сам себе начальник, и всей провинции тоже.  местный сепаратизм.

+ политика арабизации завоеванных стран. Не затронула северные провинции, а всё восточное Средиземноморье арабизировалось.

788/89 – Идрис ибн Абдаллах, бежавший в Магриб (совр. Марокко), обазовал независимое государство Идрисидов4. Династия до 974.

800 – наместник Ифрикии (Сев. Африка) создает государство Аглабилов (до 900)5.

В самой Аравии два брата воюют за халифскую власть. 813-819 – столица временно в Мерве (совр. Мары, Туркмения) в Хорасане. В это время в Аравии восстание шиитов. + с 816 неомаздакитское движение в провинции Антропатена (Азербайджан), другое название – хуррамитское6. Лидер – Бабек (перс). Антиисламская направленность (за зароастризм). Аль-Мутасим (833-842) смог утихомирить в 837хуррамитское движение.

Политическое разложение халифата. В Средней Азии внуки местного наместника создают своё государство в Мавераннахре: династия Саманиды (до 919). В 821 Хорасан тоже провозглашает независимость (до 873). Самостоятельность северных провинций: 882/6 – Армения. Осталась автономной в составе халифата.

При Аббасидах однородное арабское войско заменено на гвардию из профессиональных воинов (гулямы). Аль-Мутасим увеличил количество гулямов за счет тюрок. В 836 решил основать новую столицу – Самарра. Жители Багдада были недовольны тюркизацией армии.  со временем новые командиры начали произвольно менять неугодных халифов.  постепенно иранскую знать на постах сменила тюркская. 868 – Ахмед ибн Тулун провозглашает независимость своей провинции от халифата7.

Аль-Мустаин (862-866), Аль-Мутазз (866-869). Повсюду появляются новые династии наместников, объявляющих свою независимость. Они всё ближе подбираются к метрополии. + восстания.  Расшатана власть Аббасидов на территории всего халифата. Аль-Мутамид (870-892). Царства Армении, Иберии и Албании также провозгласили независимость. 890 – столица возвращена в Багдад, но уже было поздно что-то менять.Бедуины ограбили Каабу. Движение карматов8. К концу 9 века Аббасиды оставили за собой только Ирак и Западный Иран («Багдадский халифат»), т.е. почти всё потеряли.

Законный правитель = получивший власть из Багдада.


следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа Модуля «История регионов мира» Дисциплины «История стран Азии и Африки в новое время»
333.04kb.
1 стр.
История стран Азии и Африки (3 курс, дневное отделение, специальность «история») Экзаменационных вопросы
27.26kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену по истории стран Азии и Африки для 3-го курса специальности "История"
47.05kb.
1 стр.
2. Бузов, В. И. Новейшая история стран Азии и Африки. 1945-2004, Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
320.04kb.
1 стр.
Кафедра теории общественного развития стран азии и африки
33.26kb.
1 стр.
История стран Азии и Африки. Л1 (12. 01. 2012)
592.76kb.
3 стр.
История стран азии и африки в новое время тематика контрольных работ для студентов
210.89kb.
1 стр.
Движение тенентистов Введение
682.68kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов мира: история азии и африки
1062.39kb.
4 стр.
Зарубежных стран
8811.62kb.
32 стр.
Зарубежных стран
8826.55kb.
32 стр.
Пояснительная записка 3 Цели проекта 4
367.83kb.
1 стр.