Главная
страница 1
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Нижегородский государственный

технический университет им. Р.Е.Алексеева
Кафедра «Инженерная экология и охрана труда»

Устойчивость функционирования объекта экономики при чрезвычайных ситуациях (ЧС) мирного и военного времени
Часть 1. Основы устойчивости функционирования

объекта экономики в ЧС

Методическая разработка

для студентов всех специальностей

дневной формы обучения

Н.Новгород 2009


Составители: В.А. Горишний, В.Б. Чернецов, Л.Н. Борисенко

Устойчивость функционирования объекта экономики при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Часть 1. Основы устойчивости функционирования объекта экономики в ЧС: метод. разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения / НГТУ; сост.: В.А. Горишний, В.Б. Чернецов, Л.Н. Борисенко, Н.Новгород, 2009. 26с.

Методическая разработка написана в соответствии с требованиями программы обучения студентов вузов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности (раздел 3. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях)». Даны определения, сущность устойчивости работы объекта экономики (ОЭ) и основные требования норм проектирования инженерно-технических мероприятий по гражданской обороне и ЧС (ГОЧС) к объектам экономики. Рассмотрена организация, последовательность и содержание исследования устойчивости работы объекта экономики.

Предназначена для аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов вузов всех специальностей.

Редактор Э.Б. Абросимова

Подписано в печать 04.2009. Формат 60х 84 1/16. Бумага газетная.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,75. Уч.-изд. л. 1,3. Тираж 300 экз. Заказ

____________________________________________________________________

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. Типография НГТУ. 603950, Нижний Новгород, ул. Минина, 24.

© Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2009



Введение

Защита населения, территорий и объектов экономики в ЧС является важнейшей функцией государства в области его безопасности и нормальной жизнедеятельности. Проблема обеспечения устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС – это одна из проблем национальной безопасности страны. Она определяет возможность обеспечения экономической, военной, социальной и др. видов безопасности РФ.



В настоящее время наибольшую опасность представляют ЧС техногенного и природного происхождений. Сложность и масштабность проблемы обеспечения безопасности населения и окружающей природной среды в ЧС и необходимость ее решения органами государственной власти и управления всех уровней обусловливается тем, что в РФ насчитывается около 45000 потенциально опасных объектов (ПОО) различного типа и ведомственной подчиненности. В зоне непосредственной угрозы жизни и здоровью людей в случае возникновения ЧС проживает около 80 млн человек, т.е. более 50% населения страны[ 1-3].

Экологические, социальные и политические последствия природных и техногенных источников ЧС, как показывает опыт, могут быть очень тяжелыми, если ОЭ не способны предупреждать аварии, катастрофы и противостоять действию их поражающий факторов, т.е. не обладают устойчивостью в ЧС.

В современных условиях проблема повышения устойчивости работы ОЭ в ЧС приобретает все большее значение по следующим причинам[5,1]:



  • ослабление механизмов государственного регулирования и безопасности в производственной сфере, снижение трудовой и технологической дисциплины производства на всех уровнях, а также снижение противоаварийной устойчивости производства, произошедшие в результате затянувшейся структурной перестройки экономики России;

  • высокий прогрессирующий износ основных производственных фондов, особенно на предприятиях химического комплекса, нефтегазовой, метал-лургической, горнодобывающей промышленности и ядерной энергетики с одновременным снижением темпов обновления этих фондов;

  • повышение технологической мощности производства, продолжающийся рост объемов транспортировки, хранения и использования опасных веществ, материалов и изделий, а также накопления отходов производства, представляющих угрозу населению и окружающей среде;

  • недостаточность в РФ законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей в новых экономических условиях устойчивое и безопасное функционирование промышленно опасных производств, стимулирующей мероприятия по снижению риска ЧС и смягчению их последствий, а также повышающей ответственности владельцев потенциально опасных объектов;

3


  • отставание отечественной практики от зарубежной в области использования научных основ анализа приемлемого риска в управлении безопасности и предупреждения ЧС;

  • снижение требовательности и эффективности работы органов государствен-ного надзора и инспекций;

  • повышение вероятности возникновения террористических актов и военных конфликтов.

Современные ОЭ оснащены сложным инженерно-техническим комплексом (ИТК) (технологическое оборудование, системы КЭС и т.п.). Стремление избежать их поломок и выхода из строя оборудования вызвало применение теорий надёжности, безопасности, предметом интереса которых стало выявление причин отказов и их закономерностей, разработка методов и способов предотвращения отказов не только в нормальных условиях, но и в ЧС.

Следует отметить, что для обеспечения и повышения устойчивости ОЭ в условиях ЧС важным является также и заблаговременное проведение комплекса эффективных инженерно-технических мероприятий (ИТМ) ГОЧС, направленных на максимальное снижение воздействия поражающих факторов ЧС мирного и военного времени, создание условий для быстрой ликвидации их последствий.



1. Сущность устойчивости функционирования (работы) объекта экономики (ОЭ) в ЧС, основные понятия и определения

Обеспечение устойчивости объектов экономики является одной из проблем национальной безопасности страны. Экономическая, социальная, военная и др. виды национальной безопасности непосредственно связаны с устойчивой, стабильной работой ОЭ в условиях ЧС. Экономические, социальные и политические последствия ЧС могут быть очень тяжелыми, если ОЭ не способны предупреждать аварии, катастрофы и противостоять действию их поражающий факторов, то есть не обладают устойчивостью в ЧС.

Повышение устойчивости работы ОЭ в ЧС мирного и военного времени является также основной задачей МЧС РФ.

Так как наибольшую опасность в РФ представляют ЧС техногенного и природного характера, повышение устойчивости функционирования (работы) ОЭ с 90-х годов в РФ рассматривается применительно к ЧС не только военного, но и мирного времени. В современных условиях на первое место вышли проблемы предупреждения ЧС мирного времени и смягчения их последствий.



Промышленный ОЭ представляет собой инженерно-технический комплекс (ИТК), включающий совокупность отдельных элементов: зданий и сооружений; технологического оборудования; сетей коммунально-энергетического снабжения (КЭС); инженерных, технологических и транспортных коммуникаций; зданий, сооружений административного, хозяйственного и бытового назначения.
4

Примечание. Объект экономики (ОЭ) – это государственное, арендное или иное предприятие, учреждение или организация сферы материального производства либо непроизводственной сферы, объединённое единой системой управления и расположенное на единой площадке[10].



Функционирование ОЭ при ЧС во многом зависит от способности элементов его ИТК противостоять разрушающему воздействию поражающих факторов ЧС мирного и военного времени, то есть от физической устойчивости отдельных элементов. Поэтому различают два понятия: устойчивость ОЭ и устойчивость функционирования (работы) ОЭ в ЧС, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Под устойчивостью ОЭ в ЧС понимают способность всего ИТК противостоять воздействию поражающих факторов в условиях ЧС. Следовательно, устойчивость определяет способность ОЭ продолжать работу в ЧС мирного и военного времени[2-3].

Под устойчивостью функционирования (работы) ОЭ понимается его способность предупреждать возникновение аварий и катастроф, противостоять воздействию их поражающих факторов в целях предотвращения или ограничения угрозы жизни и здоровью персонала, населения, снижения материального ущерба, а также обеспечивать восстановление нарушенного производства в короткие сроки[5-4].

При этом ОЭ при воздействии поражающих факторов ЧС должен обладать способностью выпускать установленные виды продукции в необходимом объеме и номенклатуре, а объекты же непроизводственной сферы (транспорт, связь, научно-исследовательские институты, вузы и др.) –­ выполнять в условиях ЧС свои функции в соответствии с предназначением.

Под термином «короткие сроки» подразумевается, что ОЭ при ЧС выпуск продукции не прекращает и повреждения или разрушения могут быть восстановлены своими силами.

Каждый объект экономики (организация) в зависимости от его структуры, технологического процесса, производства и других характеристик имеет свои особенности. Однако большинство объектов экономики имеют и много общего:


  • район расположения объекта;

  • внутренняя планировка и застройка его территории;

  • системы и сети КЭС (электро-, тепло-, газо- и водоснабжение);

  • технологический процесс;

  • производственные связи объекта;

  • система управления производством;

  • подготовленность к восстановлению.

На устойчивость ОЭ в ЧС влияют (т.е. она и зависит) следующие основные факторы:

  • надёжность защиты рабочих и служащих;

5


  • способность инженерно-технического комплекса объекта противостоять воздействию поражающих факторов ЧС;

  • район размещения ОЭ и его исторические особенности;

  • социально-экономическая ситуация (состояние экономики, благосостояние людей и т.п.);

  • надёжность системы материально-технического снабжения (МТС) всем необходимым для производства продукции;

  • надёжность систем коммунально-энергетического снабжения (КЭС);

  • надёжность и оперативность управления производством;

  • подготовленность объекта к восстановлению в случае повреждений, разрушений;

  • подготовленность объекта к ведению АС и ДНР по восстановлению нарушенного производства.

Данные факторы определяют основные требования к устойчивости работы ОЭ в условиях ЧС, пути её повышения, а также и общие принципы проектирования ОЭ, разработки инженерно-технических мероприятий (ИТМ) ГОЧС по повышению устойчивости работы строящихся и реконструируемых ОЭ в ЧС мирного и военного времени. Эти требования заложены и представлены в следующих основных регламентирующих нормативных документах:

1.Строительные нормы и правила. Инженерно-технические мероприятия (ИТМ) ГО (СНиП 2.01.51 – 90).



Примечание. В настоящее время взамен СНиП 2.01.51.90 подготовлен и прошел согласования другой документ - «Инженерно-технические мероприятия ГО и предупреждение ЧС». Он будет учитывать произошедшие в последнее время изменения социально-экономической ситуации в РФ, военно-политической обстановки в мире и др.

2. Инструкция о порядке разработки согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-05-95).

Она включает и требования об обязательной разработке в проектной документации специального раздела, трактующего вопросы обеспечения защиты населения и территорий в ЧС мирного и военного времени.

3. Свод правил по проектированию и строительству. Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия ГО. Мероприятия по предупреждению ЧС» проектов строительства /СП 11-107-98(СП-98)/. Он определяет состав, принципы разработки ИТМ ГОЧС и устанавливает порядок получения исходных данных, требований, состав и содержание, а также порядок проведения экспертизы раздела «ИТМ ГО. Мероприятия по предупреждению ЧС» (далее ИТМ ГОЧС) проектов строительства предприятий, зданий и сооружений на территории РФ независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.


6

На основе этих СНиП, СП разработаны и ведомственные нормативные документы, дополняющие требования применительно к той или иной отрасли. Например, СНиП 2.01.51–93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы»; СНиП 2.05.13–93 «Нефтепроводы, прокладываемые на территории городов и других населённых пунктов» и др.



2. Основные требования норм проектирования (НП) инженерно-технических мероприятий (ИТМ) ГОЧС к объектам экономики

    1. . Назначения, содержание и применение «Строительных норм и правил (СНиП)»

Выше было отмечено, что сходство и однотипность основных элементов ОЭ позволяет выделить ряд общих факторов, которые определяют устойчивость работы ОЭ в ЧС.

Реализация указанных факторов и мероприятий по повышению устойчивости функционирования (работы) ОЭ в ЧС достигается строгим выполнением соответствующих нормативных документов (нормы, нормы и правила, стандарты, инструкции, руководства, наставления и т.п.) как на стадии проектирования ОЭ, так и во время его эксплуатации и вывода из эксплуатации.

Примечание. Повышение устойчивости функционирования (ПУФ) объекта экономики - это комплекс мероприятий по предотвращению или снижению угрозы жизни и здоровью персонала, проживающего вблизи населения, и материального ущерба в ЧС, а также подготовке ОЭ к проведению АС и ДНР в зоне ЧС[10,5].

Первоначально устойчивость работы ОЭ в ЧС закладывается на стадии проектирования его ИТК /здания, сооружения, технологической линии, промышленной установки, сетей коммунально-энергетического снабжения (КЭС)/, а также обеспечивается и на стадиях строительства, реконструкции и эксплуатации.

«Строительные нормы и правила (СНиП 2.01.51-90)» являются документом, содержащим основополагающие требования в области обеспечения устойчивости ОЭ и всего народного хозяйства страны в условиях военного времени. Выполнение этих требований также обеспечивает устойчивость ОЭ и при стихийных бедствиях, производственных авариях, катастрофах в условиях мирного времени. Требования содержатся в отдельной главе СНиП 2.01.51-90, которая носит название «Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий (ИТМ) гражданской обороны» (НП ИТМ ГО).



Под нормами проектирования ИТМ ГО понимают перечень обязательных требований, предъявляемых в интересах ГОЧС:

  • к проектированию, строительству городов и ОЭ;

7


  • к размещению ОЭ;

  • к строительству систем КЭС;

  • защите населения и снижения возможных потерь населения при ЧС;

  • обеспечение устойчивости работы ОЭ, отраслей и народного хозяйства в целом в этих условиях;

  • создание благоприятных условий для проведения АС и ДНР в зонах ЧС.

Следовательно, требования СНиП-90 направлены (предназначены) на:

  • снижение возможности разрушений и потерь на ОЭ при ЧС;

  • обеспечение защиты персонала ОЭ и населения;

  • создание условий для восстановления объекта.

Объем и содержание НП ИТМ ГО определяются в зависимости от группы городов и категорий ОЭ по ГО с учетом зонирования территорий по возможному действию поражающих факторов ЧС военного и мирного времени.

Примечание:

  1. В соответствии с постановлением Правительства РФ (19.09.1998 г. №1115) «О порядке отнесения организаций к категориям по ГО» установлены, в зависимости от роли ОЭ (организации) в экономике города, степени потенциальной опасности в возникновении ЧС, следующие категории ГО объектов экономики (организаций): особой важности, первой категории и второй категории.

  2. Согласно постановлению Правительства РФ «О порядке отнесения территорий к группам по ГО» (3.10.1998, №1149) города РФ делятся на группы: особая группа (г. Москва и г. Санкт-Петербург), первая группа, вторая группа, третья группа.

СНиП 2.01.51-90 и их НП ИТМ ГО определяют также и планировку, застрой­ку города, размещение в нем объектов и защитных сооружений.

2.2. Зонирование территорий

Для рационального и дифференцированного решения задач по предупреждению, реагированию и ликвидации ЧС территории, на которых могут действовать поражающие факторы, зонируются.

При этом удаление границ зоны возможных сильных разрушений (ЗВСР) и внешних границ зоны возможных слабых разрушений (ЗВСлР) от границ проектной застройки категорированных городов (ГПрЗГ), а также объектов вне категорированных городов (КГ), принимают по табл.1. Она также представлена и на рис.1, рис.2.

Так, для г. Нижнего Новгорода определена ГПрЗГ и в городскую черту включена территория обшей площадью 36446 га. В границы г. Нижнего Новгорода включены населённые пункты: Новая, Подновье, Кузьминка, Кузнечиха, Мордвинцево, Ближнее Константиново, Ляхово, Бешенцево, Ольгино, Луч [12].

8

Территория с расположенными на ней категорированными городами (особой, 1, 2, 3 группы) и объектами особой важности, на которой могут возникать избыточное давление во фронте воздушной ударной волны ∆Pф = 10 кПа (0,1 кгс/см2) и более (∆Pф ≥ 10 кПа) составляет зону возможных разрушений (ЗВР).

Территория ЗВР (табл. 1, рис. 1, рис. 2) делится на зону возможных слабых разрушений и зону возможных сильных разрушений. Часть территорий ЗВР, в пределах которой ∆Pф = 30 кПа (0,3 кгс/см2), составляет зону возможных сильных разрушений. Часть же территорий ЗВР (табл. 1, рис. 1, рис. 2), в пределах которой возможно ∆Pф от 10 кПа до 30 кПа, составляет зону возможных слабых разрушений, т.е. это территория, заключённая между границами ЗВСР и ЗВР.

Следовательно, граница ЗВСР располагается (табл. 1, рис. 1) в границах проектной застройки категорированных городов и на удалении 3 км от ГПрЗ города в случае объектов особой важности, расположенных вне категорированных городов (табл. 1, рис. 2), граница ЗВСлР – соответственно на удалении 7 и 10 км от ГПрЗ города (табл. 1, рис. 1, рис. 2).
Таблица 1

Требования СНиП к размещению промышленных объектов




№ п/п

Категорированные города

(КГ) и объекты



Границы зон возможных разрушений

Сильных (ЗВСР)

Слабых (ЗВСлР)

1

Категорированные города особой, 1, 2, 3 групп

В границах проектной застройки города (ГПрЗ)

7 км от ГПрЗ

города


2

Объекты особой важности, расположенные вне категорированных городов

3 км от ГПрЗ города

10 км от границы проектной застройки города

Территория, прилегающая к химически опасному объекту (ХОО), в пределах которой при разрушении ёмкостей с АХОВ возможно их распространение с концентрациями, вызывающими поражение незащищённых людей, составляет зону возможного опасного химического заражения (ЗВОХЗ).



Зона возможных разрушений (рис. 1, рис. 2) категорированного города и ООВ (вне КГ) с прилегающей к ней полосой территории 20 км составляет зону возможного опасного радиоактивного заражения (ЗВОРЗ).

9


Рис. 1. СНиП и размещение промышленных объектов

1– категорированный город (КГ); 2 – граница проектной застройки города (ГПрЗГ); 3 – зона возможных разрушений (ЗВР); 4 – зона возможных сильных разрушений (ЗВСР); 5 – зона возможных слабых разрушений (ЗВСлР); 6 – зона возможных опасных РЗ (ЗВОРЗ); 7 – зона возможных сильных РЗ (ЗВСРЗ); 8 – загородная зона (ЗЗ); 9 – объект экономики (ОЭ)



10



Рис.2. СНиП и размещение промышленных объектов (вне КГ)

1 – объекты особой важности; 2 – граница проектной застройки города; 3 – категорированный город; 4 – граница проектной застройки города (ГПрЗГ); 5 – зона возможных сильных разрушений; 6 – зоны возможных слабых разрушений; 7 – зона возможных опасных РЗ (ЗВОРЗ); 8 – зона возможных сильных РЗ (ЗВСРЗ); 9 – загородная зона (ЗЗ); а – расстояние от АС (АЭС, АТЭЦ) до ГПрЗГ





11

Однако для атомных станций (АС) ЗВОРЗ составляет зона её возможного разрушения и прилегающие к этой зоне полосы территорий шириной 20 км для АС установленной мощности до 4000 МВт включительно и 40 км для АС установленной мощности более 4000 МВт (табл. 2) и зависит, следовательно, от численности населения в городе и мощности реактора[3-4].



Полоса территории шириной 100 км, прилегающая к границе ЗВОРЗ, составляет зону возможного сильного радиоактивного заражения (ЗВСРЗ).

Территория, в пределах которой в результате возможного затопления вероятны массовые потери людей, разрушения зданий и сооружений, повреждения или уничтожения других материальных ценностей, составляет зону возможного катастрофического затопления (ЗВКЗ).

Территория в пределах административных границ субъекта РФ или района, расположенная вне зон возможных разрушений, опасного радиоактивного заражения, химического заражения, возможного катастрофического затопления и пригодная для жизнедеятельности местного и эвакуированного населения, образует загородную зону.


    1. Основные требования норм проектирования инженерно – технических мероприятий гражданской обороны и ЧС (НП ИТМ ГОЧС) к планировке города, размещению в нем объектов экономики и защитных сооружений

Рассмотрим кратко основные требования НП ИТМ ГОЧС к размещению объектов, к проектированию и строительству производственных зданий, систем КЭС (водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и электроснабжения) и защитных сооружений.

I. Требования к размещению объектов экономики

Объекты должны размещаться рассредоточено с учётом возможных разрушений. При выборе места строительства ОЭ необходимо учитывать: районирование территорий по степени опасности; наличие на территории ПОО; естественные условия прилегающей местности – рельеф, лесные массивы, возможность селевых потоков, опасность лавин; наличие дорог; сейсмичность района; метеорологические условия района – направление ветра, характер грунта, глубина залегания почвенных вод и др. С учётом всех этих условий НП ИТМ ГОЧС рекомендуют размещать (рис. 1,2):



  1. В зоне возможных сильных разрушений (ЗВСР) категорированного города и в некатегорированных городах (НКГ) в пределах ЗВСР:

  • ОЭ, связанные с обслуживанием населения (узлы связи, почтовые отделения, телеграф, ателье, магазины, бани, химчистки и т.п.);

  • склады и базы текущего снабжения;

  • пассажирские и грузовые железнодорожные станции;

  • автопарки, гаражи, депо.

12


  1. В зоне возможных слабых разрушений (ЗВСлР):

  • склады продовольствия и промтоваров первой необходимости областного, краевого значений;

  • некатегорированные объекты;

  • склады ГСМ;

  • сортировочные железнодорожные станции;

  • больницы восстановительного лечения;

  • электрические, водонапорные, газораспределительные станции.

  1. В загородной зоне (ЗЗ):

  • склады и базы государственных материальных и продовольственных резервов;

  • вновь строящиеся категорированные объекты (нефтеперерабатывающей, химической, металлургической промышленности);

  • базисные склады для хранения АХОВ и взрывоопасных веществ. Они располагаются на расстоянии не менее 100 метров от берегов рек и 200 метров ниже поселений по течению рек. Особо важные объекты могут размещаться и в горных выработках (хранение АХОВ и др.);

  • пансионаты, санатории, дома и базы отдыха, детские оздоровительные учреждения;

  • объекты, которые могут использоваться в условиях ЧС для размещения в них эвакуированных населения и учреждений.


II. Требования к проектированию и строительству производственных зданий

Использование для несущих конструкций высокопрочных, лёгких и огнестойких материалов (алюминиевые сплавы, сталь). Это повышает их устойчивость к воздействию теплового и светового излучений.

Наиболее важные производственные сооружения следует строить заглублёнными или пониженной высотности, прямоугольной формы в плане. Это уменьшает парусность зданий и увеличивает их сопротивляемость к воздействию ударной волны при взрывах. При этом хорошей устойчивостью обладают железобетонные здания с металлическими каркасами в бетонной опалубке.

Должна предусматриваться возможность их герметизации для защиты от химического и радиоактивного заражений.

Внутри зданий целесообразно применять легкие ограждающие несгораемые или трудносгораемые конструкции. Большие здания должны разделяться на секции несгораемыми стенами (брандмауэрами).

Возможность использования душевых помещений для санитарной обработки людей в ЧС.

13

III. Требования к проектированию и строительству систем

коммунально-энергетического снабжения (КЭС)


    1. Система водоснабжения

Она должна базироваться не менее чем на двух независимых источниках воды, один из которых по возможности должен быть подземным, а при невозможности – водозабор следует предусмотреть за пределами ЗВСР.

Суммарную мощность головных сооружений необходимо рассчитывать по нормам мирного времени из расчета 50 л/сут на человека.



Сети водоснабжения должны быть собраны по кольцевой схеме как в городах, так и на объектах. Водопроводное кольцо должно питаться от двух различных городских магистралей. Необходимо обеспечить:

  • приспособление глубинных скважин и резервуаров питьевой воды для раздачи в переносные ёмкости и их надёжная защита от всех видов заражения;

  • заглубление всех линий водопровода и размещение пожарных гидрантов, отключающих устройств на территории, которая не может быть завалена при разрушении здания.

Предусматривается обратное использование воды для технических целей, что уменьшает расход воды и загрязнение водоёмов, а также строительство на объектах глубинных скважин. При проектировании новых водопроводов старые необходимо сохранять в качестве резервных.

    1. Система газоснабжения

На многих промышленных объектах газ используется как топливо, а на некоторых ОЭ (химических) – как исходное сырьё. При разрушении газовых сетей газ может явиться причиной взрыва и пожара. Для ее надежности:

газ должен подаваться в города и на ОЭ по двум независимым газопроводам через две газораспределительные станции, что повышает надёжность снабжения;

газораспределительные станции размещаются за пределами города (ЗВСлР) с разных сторон;

размещение насосных и компрессорных станций магистральных газо- и нефтетрубопроводов осуществляют за зонами возможных разрушений;

газовые сети в КГ и на объекте закольцовываются и прокладываются под землей. На них в определённых местах должны быть установлены отключающие устройства;

на газопроводах должна устанавливаться запорная арматура с дистанционным управлением и краны, автоматически прекращающие подачу газа при разрыве труб, что позволяет отключить газовые сети определенных участков промышленного объекта.


14


    1. Система теплоснабжения

Для устойчивости система теплоснабжения должна иметь защиту источников тепла и заглубление коммуникаций в грунт. Котельную ОЭ целесообразно размещать в специальном отдельно стоящем сооружении. Здание котельной имеет облегчённое перекрытие и лёгкое стеновое заполнение.

Тепловая сеть строится, как правило, по кольцевой системе, трубы отопительной системы прокладываются в специальных каналах. Запорные и регулировочные вентили размещаются в смотровых колодцах и по возможности на территории, не заваливаемой при разрушении зданий и сооружений. На тепловых сетях устанавливаются запорная и регулирующая арматура (задвижки, вентили и т.п.), предназначенная для отключения повреждённых участков.

    1. Система канализации

Разрабатывается раздельно для ливневых, промышленных и хозяйственных стоков.

На ОЭ оборудуются не менее двух выводов с подключением к городским канализационным коллекторам, а также устраиваются выводы для аварийных сбросов неочищенных вод в прилегающие к объекту овраги и другие естественные и подготовленные углубления. Для сброса строят колодцы с аварийными задвижками и устанавливают их на объектовых коллекторах с интервалом 50 м и, по возможности, на незаваливаемой территории.

    1. Система электроснабжения

Электроснабжение является основой всякого производства, влияющей на работу ОЭ в нормальных условиях и при ЧС. Поэтому энергетические сооружения и электрические сети должны обеспечивать устойчивость электроснабжения. В настоящее время в стране существуют энергосистемы, условно разделяемые на три группы: сформированные на базе линий 500 кВт (центр, Урал и др.); 330 кВт (Северо-запад, Юг) и 220 кВт (Забайкалье, Юг, Дальний Восток и др.). Для надежности предъявляются требования:

энергоснабжение должно осуществляться от энергосистем, в состав которых входят электростанции, работающие на различных видах энергоносителей (газ, нефть, уголь, вода);

снабжение электроэнергией крупных городов и ОЭ следует предусматривать от двух независимых источников. При снабжении же объекта от одного источника должно быть предусмотрено не менее двух вводов с разных направлений;

крупные тепловые электростанции мощностью 600 МВт и более должны размещаться на расстоянии не менее двух радиусов зон возможных сильных разрушений (ЗВСР) друг от друга и от категорированного города;

15

на объектах необходимо создавать резервные источники электро-снабжения, а также передвижные (судовые, железнодорожные и др.);



электроэнергия к участкам производства ОЭ должна подаваться по независимым электрокабелям, проложенным под землей. Энергосистемы, сети выполняются по кольцевой схеме. Сети размещаются вне зон возможных разрушений;

линии электропередач (ЛЭП) должны проходить по разным трассам, закольцовываться и подключаться к нескольким источникам;

для управления энергосистемами должны быть созданы отдельные загородные диспетчерские пункты.



Итак, за зоной возможных сильных разрушений, т.е. в ЗВСлР, размещаются:

  • транзитные высоковольтные ЛЭП;

  • узловые электроподстанции;

  • подстанции электроснабжения насосных и компрессорных станций магистральных нефтегазопроводов.

Особенности размещения атомных станций (АС)

При размещении АС (АЭС, АСТ, АТЭЦ и т.п.) на территории страны должны учитываться общие требования безопасности согласно НП ИТМ ГО (СНиП 2.01.51.90).

АС можно строить на грунтах, выдерживающих давления 500-800 кПа, т.е. на суглинке или скальных грунтах. Нельзя строить АС в местах, где грунтовые воды расположены на глубине не менее трех метров. При выборе места для АС необходимо учитывать сейсмичность района, наличие количества воды, направление ветра и др. Ограничивается расстояние от АС до населённых пунктов. Так, максимально допустимое расстояние от АС до границы проектной зоны застройки города (ГПрЗГ), а также до границ зон отдыха должны соответствовать табл. 2 (СНиП-90). Удаление АЭС от зоны отдыха не должно быть менее 25 км. Плотность населения в 25 км зоне не должна превышать 100 чел/км2; дорожная сеть – транспорт должны обеспечивать эвакуацию населения из указанной зоны в течение 4 часов.

Численность населения посёлков для работников АС не должна превышать 50000 чел, и удаленность этих поселков от ГПрЗГ – не менее 8 км.

Расстояние от атомной станции теплоснабжения (АСТ) до ГПрЗГ с численностью населения не более 1.5 млн чел. должно быть не менее 5 км (табл. 2).

В случае размещения АС в прибрежной полосе водных объектов общего пользования, расстояние от береговой линии этих объектов до АС должно быть более 1 км.

16

Кроме этого, для профилактики и контроля радиационной обстановки вокруг АС при её нормальной эксплуатации устанавливаются санитарно-защитная зона (СЗЗ) и зона наблюдений (рис. 3) в соответствии с нормами радиационной безопасности (НРБ-99).



Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превышать установленный предел дозы облучения населения.

Размер СЗЗ зависит от типа и мощности реактора, расчетного количества радиоактивных выбросов, климатических условий и т.п. В пределах СЗЗ население не проживает, но могут располагаться здания и сооружения обслуживающего назначения. Согласно СНиП-90 территория радиусом вокруг АС равным 3 км (R=3км) определяет СЗЗ (рис. 2,3).



Зона наблюдения – территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль. В нее входит территория вокруг СЗЗ (табл. 2, рис. 3) радиусом R≥30 км (в случае города с населением до 1 млн чел.) и 40 км (при населении в городе до 1,5 млн чел.).

Таблица 2

Требования СНиП к размещению атомных станций (АС)



п/п


Наименования

Расстояние АС (АЭС, АТЭЦ) от границы проектной застройки города (ГПрЗГ), км

Предельная мощность реактора, МВт

8000

4000

1


Город с численностью населения, чел.







От 100000 до 500000 чел.

25

25

От 500000 до 1000000 чел.

30

30

От 1000000 до 1500000 чел.

40

40

От 1500000 до 2000000 чел.

50

40

Более 2000000 чел.

100

100

2

Зоны отдыха

25

25

3

Города для работников АС

с численностью 5000 чел.



8

8

4

Города с численностью населения до 1500000 чел.

Расстояние АСТ до ГПрЗ города, км

5

5


IV. Требования к размещению защитных сооружений

Для защиты населения должны строиться защитные сооружения: убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ), быстровозводимые убежища (БВУ) и простейшие укрытия. Убежища размещаются (рис.1,2) в пределах зоны возможных сильных разрушений (ЗВСР), т.е. в черте ГПрЗ города.

17

Рис.3. СНиП и зонирование территорий, размещение РОО:

I - санитарно-защитная зона; II - зона наблюдения; ГПр3Г - границы проектной застройки города; 3ВСР - зона возможных сильных разрушений;

3BCлР - зона возможных слабых разрушений; 3ВОР3, 3ВСР3 - зоны возможных опасных, сильных радиоактивных заражений; 33 - загородная зона; а – расстояние АС от ГПрЗ города

18

ПРУ строятся в зоне возможных слабых разрушений (1,3 групп - П1, П3) и 2,4 групп (П-2, П-4) - в ЗВОРЗ. Простейшие укрытия и ПРУ (5 группа – П-5) располагаются в загородной зоне (рис. 1,2) в период пребывания людей в эвакуации или рассредоточении.



3. Исследование устойчивости функционирования объекта экономики, его организация и проведение

На стадии эксплуатации ОЭ с течением времени та устойчивость, которая была заложена в проект и реализована при строительстве, начинает переставать соответствовать новым условиям. Это происходит из-за старения зданий, сооружений, оборудования, изменения технологий, выпуска другой продукции, совершенствования современных средств поражения (ССП).



Поэтому возникает необходимость в выявлении наиболее уязвимых мест, которые появились в устойчивости с течением времени. Именно для этого и проводится исследование устойчивости в соответствии с постановлением Правительства РФ (от 7.5.1981г. №249-13) «О проведении научно-исследовательских работ (НИР) по повышению устойчивости функционирования ОЭ» не реже одного раза в 5 лет.

Примечание: Уязвимым считается элемент производства объекта, который при воздействии на него тех или иных поражающих факторов ЧС раньше других теряет способность функционировать и выходит из строя, вызывая частичную или полную остановку производственного комплекса.

Основная цель исследований устойчивости заключается в выявлении уязвимых мест во всех системах и звеньях, выработке на этой основе комплекса организационных, инженерно-технических, специальных и др. мероприятий по их устранению. Работу по исследованию их устойчивости организует и осуществляет руководитель ОЭ силами его инженерно-технического персонала с максимальным привлечением при необходимости научно-исследовательских и проектных организаций данного ОЭ. Она проводится в 3 этапа (рис. 4).

На первом этапе, организационном, проводятся мероприятия, направленные на организацию исследований устойчивости. При этом определяются объём исследований и необходимые для этого силы и средства. Создаются расчётно-исследовательские группы, в состав которых включаются специалисты цехов и служб объекта, способные квалифицированно провести оценку устойчивости работы конкретных элементов объекта. При оценке устойчивости всего ОЭ такие группы возглавляют главный инженер, главные специалисты и начальники служб. Исследованием устойчивости работы цехов руководят их начальники. Они включаются в группу руководителя исследования, которую возглавляет главный инженер.

Проведение исследований определяется внутриобъектовыми докумен-тами, которые разрабатываются инженерно-технической службой и управлениями, отделами, секторам по ГОЧС объекта.
19


Руководитель исследования – руководитель объекта экономики (ОЭ)

а)


Группа руководителя исследования, возглавляемая главным инженером предприятия

Исследовательские группы







Отдела капитального строительства


Отдела главного инженера


Отдела главного технолога



Отдела сбыта (материально- технического снабжения) или отдела маркетинга

Отдела главного механика


Управления, отдела ГОЧС





Последовательность и содержание исследований устойчивости работы промышленного объекта в ЧС

б)

Этапы исследований

II этап


III этап

I этап

1. Организационный



2. Оценка устойчивости работы ОЭ

3. Разработка мероприятий по повышению устойчивости работы ОЭ






Определение объёма исследований, сил и средств для их проведения

Оценка вероятности возникновения внутренних и внешних ЧС и их влияния на жизнедеятельность объекта



Обобщение полученных результатов и разработка мероприятий по повышению устойчивости работы ОЭ

Назначение состава исследовательских групп


Оценка защиты персонала







Разработка документов по организации исследований: приказа руководителя, плана исследований, заданий исследовательским группам

Составление отчёта

Оценка устойчивости системы управления







Планирование мероприятий и разработка документов: плана мероприятий по повышению устойчивости работы, плана-графика наращивания мероприятий по повышению устойчивости при угрозе возникновения ЧС




Оценка физической устойчивости материально-технического снабжения и производственных связей



Подготовка расчётно-исследовательских групп






Оценка подготовленности объекта к восстановлению нарушенного производства

Рис.4. Исследование устойчивости работы объекта экономики в ЧС:

а) – организация исследования; б) - последовательность исследований
20

К таким документам относятся: приказ руководителя, план проведения исследований, задания расчётно-исследовательским группам по направлению исследований, вид отчётности и сроки представления, контроль за исследованиями.



В приказе указываются: цель исследований и сроки их проведения, объём предстоящих работ, состав расчётно-исследовательских групп. В плане исследований содержится перечень мероприятий, проводимых в ходе работ с указанием сроков выполнения, ответственных исполнителей и видов отчётности.

Задание каждой группе должно включать перечень вопросов, подлежащих исследованию, с указанием сроков выполнения по промежуточным этапам, а также возможные максимальные значения параметров поражающих факторов.

Организационный этап заканчивается проведением руководителем ОЭ (руководителем ГОЧС ОЭ) совещания с исполнителями, на котором они получают основные указания о порядке проведения предстоящих исследований, изучении методики оценки, проведении инженерных расчётов и разработки мероприятий по повышению устойчивости элементов и систем объекта. Продолжительность 1-го этапа примерно 1-2 недели[2,3,8].

Итак, первый этап исследований является подготовительным и организационным, на котором разрабатываются руководящие документы, определяется состав участников исследования и организуется их подготовка (рис.1). Работу по исследованию устойчивости организует и осуществляет руководитель ОЭ – руководитель ГОЧС. Исследованием устойчивости работы цехов руководят их начальники. Они включаются в группу руководителя исследования, которую возглавляет главный инженер. Приказом руководителя ОЭ в зависимости от состава основных производственно-технических служб на объекте создаются следующие исследовательские группы (рис. 4,5): руководителя ОЭ; начальника отдела капитального строительства (ОКС); главного механика; главного энергетика; главного технолога; начальника отдела сбыта (маркетинга) или материально-технического снабжения (МТС); начальника планово-экономического отдела; руководителя управления, отдела, сектора по ГОЧС.

На втором этапе исследования проводится непосредственная работа по оценке устойчивости отдельных элементов и систем, а также объекта в целом. Каждая из расчётно-исследовательских групп разрабатывает предложения по проведению инженерно-технических, технологических и организационных мероприятий, направленных на повышение устойчивости уязвимых (слабых) мест, элементов, систем и приборов.

Оценка устойчивости работы ОЭ проводится согласно методике, сущность которой рассмотрена в разделе 4 [12].


21

Исследовательские группы определяют (рис.5):



  1. Руководителя исследования – руководителя ОЭ. Группа руководителя исследований во главе с главным инженером обобщает результаты проведения исследований, определяет пределы устойчивости, виды и объём восстановительных работ.

  2. Руководителя отдела капитального строительства (ОКС), который исследует устойчивость зданий, сооружений, условий защиты рабочих и служащих.

  3. Главных специалистов (энергетика, механика, технолога и т.д.), которые проводят исследования и оценку устойчивости оборудования, систем процессов по своей специальности.

  4. Руководителя отдела МТС (маркетинга) или отдела сбыта, который исследует уязвимость производственных связей.

  5. Руководителя управления, отдела ГОЧС, который проводит исследования и разработку ИТМ в соответствии с требованиями регламентирующих документов по ГОЧС и др.

Учитывая большой объем работ, его продолжительность составляет 1-2 месяца[3].

На третьем этапе – заключительномрезультаты исследований обобщаются. Составляется группой руководителя исследования (главный инженер) и группой руководителя управления, отдела ГОЧС отчётный доклад, разрабатываются и планируются мероприятия по повышению устойчивости работы ОЭ. Таким планирующим документом является сводный план мероприятий по повышению устойчивости ОЭ. В нём и приложениях указываются планируемые мероприятия, их объём, стоимость, привлекаемые силы и средства, требуемые материалы, ответственные исполнители и сроки выполнения. План этот делится на две части. В первую часть включаются мероприятия, которые проводятся в мирное время в процессе очередного ремонта, реконструкции или переоборудования, а во вторую часть – работы, осуществление которых начинается с возникновения угрозы нападения противника (ЧС военного времени). Выполняется он в виде «Плана-графика наращивания мероприятий по повышению устойчивости ОЭ» (табл.3). Здесь отражаются все работы, время их проведения. Обе части являются самостоятельными документами, связанными между собой, и включают всё, что может быть сделано в результате оценки устойчивости элементов объекта.

Продолжительность этапа составляет примерно 1-2 недели[3].




  1. Методика оценки устойчивости работы объекта экономики (ОЭ) в чрезвычайных ситуациях


Под оценкой устойчивости работы ОЭ понимают определение предельных (критических) значений параметров поражающих факторов той или иной ЧС, при которых ОЭ сохраняется либо получает повреждения или

22


Исследовательские группы

Что определяют (исследуют)?

1. Руководителя исследования во главе с главным инженером

Обобщают материалы исследования и разрабатывают план мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в военное и мирное время

2. Начальника отдела капитального строительства

Исследует устойчивость зданий, сооружений и условия защиты рабочих и служащих

3. Главного механика

Оценивает устойчивость станочного, прессового и др. видов оборудования

4. Главного технолога

Определяет степень уязвимости технологических процессов по каждому поражающему фактору ЧС

5. Главного энергетика

Оценивает возможность и устойчивость энергопотребления объекта в мирное и военное время

6. Начальника сбыта (маркетинга) или материально-технического снабжения

Исследует устойчивость системы материально-технического снабжения (МТС)

7. Начальника планово-экономического отдела

Исследует устойчивость управления объектом в мирное и военное время

8. Руководителя управления, отдела по ГОЧС

Обеспечивает качественную разработку документов, плана ГОЧС объекта в ЧС мирного и военного времени

Рис.5. Работы по исследованию устойчивости объекта экономики в ЧС


Таблица 3

"УТВЕРЖДАЮ"

РУКОВОДИТЕЛЬ ГОЧС ОБЪЕКТА

ПРИМЕРНЫЙ (УЧЕБНЫЙ) ПЛАН-ГРАФИК

НАРАЩИВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ РАБОТЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБЪЕКТА ПРИ ЧС


N

N N


N

Наименование основных мероприятий


Ориентир. сроки выполнен.

Время первых суток

Дни

6

12

18

24

2

3

1 2
3


4

1. Защита рабочих и служащих

Приведение в готовность убежищ N 4, 5, 10.

Оборудование в подвале механического цеха N 10 ПРУ на 100 чел.

Строительство простейших укрытий N 2, 3, 6, 7, 11 общей вместимостью на 220 чел.

Строительство двух БВУ на 150 и 100 чел.

12 час.


24 час.
24 час.
30 сут.



——













23

1
2

3


2. Повышение устойчивости зданий, сооружений, защита оборудования

Установка защитных устройств над двумя уникальными станками в цехе N 1.

Обвалование емкостей хранилищ топлива и ГСМ. Усиление перекрытия над ТП в цехе N 5


12 час.
18 час.

8 час.







——














11
2
3

3. Противопожарные мероприятия

Снос и удаление с территории завода деревянных пристроек к складу тары и цеху N 1.

Огнезащитная обмазка деревянных конструкций в цехах N 1, 7, 9 и складах N 2 и 6.

Оборудование дополнительных противопожарных постов в хранилищах топлива, ГСМ и деревообделочном цехе


18 час.
20 час.


12 час.



















1

2




4. Повышение устойчивости КЭС

Проверка работы средств аварийного отключения на сетях газоснабжения литейного цеха и механического цеха N 1.

Снижение и поддержание в минимально возможных рабочих параметрах давления в сетях.

8 час.


12 час.


















1
2
3



5. Повышение устойчивости управления

Приведение в готовность пунктов управления на заводе и в загородной зоне.

Оборудование защищенных рабочих мест для начальников цехов N 5, 8, 9, 10.

Сборка двух индивидуальных защитных сору-жений в литейном цехе.


8 час.
4 час.


12 час.



















1
2


6. Обеспечение надежности МТС

Согласование выделения материалов из местных фондов.

Проверка наличия резервов производства в военное время.

16 час.
12 час.



















1

1



2

7. Подготовка к восстановлению нарушенного производства

Проверка наличия мест хранения оборудования, инструмента и материалов для восстановительных работ.

Вывоз в загородную зону:

- 40% инженерной техники;

- формирований повышенной готовности.


10 час.


8 час.





















Продолжение табл. 3
ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ЗАВОДА

24

разрушения, но при этом возможно его восстановление в короткие сроки.



Короткие сроки восстановления производства означают, что на ОЭ при этом выпуск продукции не прекращается и в случае повреждений возможно его восстановление своими силами.

Критическое значение параметра – это предельная величина любого из параметров поражающих факторов при ЧС, которая выдерживается в заданных условиях наиболее уязвимым элементом объекта.

Уязвимым считается элемент производства объекта, который при воздействии поражающих факторов ЧС раньше других теряет способность функционировать и выходит из строя, вызывая частичную или полную остановку производственного процесса.

Оценка устойчивости ОЭ может осуществляться двумя способами - детерминированная оценка и вероятностная оценка [4,9].



Сущность детерминированной оценки состоит в следующем. При идентификации опасностей определяются приоритетные внешние и внутренние источники, факторы риска, возможные ЧС, характер их развития, поражающие факторы, анализируются причины ЧС и их возможные последствия. На количественном уровне производится оценка вероятности ЧС, параметров поражающих факторов и последствия их воздействия на отдельные элементы и ОЭ в целом, определяются критерии (пределы) устойчивости элементов и ОЭ при воздействии поражающих факторов ЧС, оценивается вероятность сохранения устойчивости в конкретных условиях работы объекта. При этом оценка устойчивости ОЭ производится последовательно к воздействию каждого из возможных поражающих факторов. Следовательно, детерминированный метод (оценка) – это метод, базирующийся на системе правил, требований, сформулированных на основе опыта проектирования и эксплуатации ОЭ. Эта методика и получила наибольшее применение в практике оценки устойчивости работы ОЭ при воздействии поражающих факторов ЧС [1,2].

Вероятностная оценка устойчивости ОЭ предполагает определение вероятности нарушения устойчивости (или ее сохранения) в условиях ЧС с использованием теории вероятности. Систематизация и анализ различных сценариев поведения ОЭ в ЧС, а также более общая количественная оценка его устойчивости реализуются при вероятностных подходах. Следовательно, вероятностная оценка представляет собой системный анализ причины возникновения всевозможных путей развития последствий аварий и вероятностной оценки событий.

Методика детерминированной оценки устойчивости работы ОЭ при ЧС рассмотрена в отдельной методической разработке [12].

Список литературы


  1. Акимов, В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учебное

25

пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.П. Фалеев и др. изд. 2-е, - М.: Высшая школа, 2007.



  1. Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуация / Б.С. Мастрюков - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях; под ред. Н.К. Шишкина, - М.: ГУУ, 2000.

  3. Васильев, В.П. Устойчивость объектов экономики в чрезвычайных ситуациях / В.И.Васильев - СПб.: Издательство СПб политехнический университет, 2002.

  4. Белобородов, В.Н. Предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций / В.Н. Белобородов. - М.: Библ. «Военные знания», 2001.

  5. Фалеев М.И. Гражданская оборона и предупреждение чрезвычайных ситуаций: метод. пособие - М.: Институт риска и безопасности, 2001.

  6. Атаманюк, В.Г. и др. Гражданская оборона / В.Г.Атаманюк - М.: Высшая школа,1986.

  7. Гражданская оборона; под ред. Е.П. Шубина - М.: Просвещение, 1991

  8. Демиденко, Г.П. Защита объектов народного хозяйства от оружия массового поражения - К: справочник / Г.П. Демиденко, Е.П.Кузьменко и др. – К.: Высшая школа, 1989.

  9. Безопасность в ЧС: термины и определения основных понятий (ГОСТ Р 22.0.02-94 и ГОСТ Р 22.9.05-95) – М.: Госстандарт,1994.

  10. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Характеристика зон ЧС: метод. разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения / НГТУ; сост.: В.А. Горишний, В.Б. Чернецов, П.Н.Борисенко - Н.Новгород, 2006.

  11. Оценка устойчивости работы объекта экономики при ЧС мирного и военного времени: метод. разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения / НГТУ; сост.: В.А. Горишний, В.Б. Чернецов, В.В.Волков, Н.Новгород, 2001.


26


Смотрите также:
Методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Нижний Новгород 2010
439.05kb.
3 стр.
Методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения
396.24kb.
1 стр.
Правовые нормативно-технические и организационные основы обеспечения защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Н. Новгород 2008
537.73kb.
4 стр.
Методическая разработка для проведения занятий со студентами дневной и заочной форм обучения по специальности 06. 04. 00 «Финансы и кредит»
1254.67kb.
5 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых специальностей Витебск уо «вгу им. П. М. Машерова»
1613.05kb.
14 стр.
Методические рекомендации к применению стандартных тренировочных заданий (для студентов всех специальностей) донецк 2012
416.77kb.
3 стр.
Для студентов 4 курса дневной формы обучения На 4 курсе в 7 семестре студенты дневной формы обучения сдают экзамен по дисциплине «Социология»
63.55kb.
1 стр.
Программа дисциплины для студентов всех специальностей заочной формы обучения
186.97kb.
1 стр.
А. П., Ревин И. А. Современная Россия (1991-2005 гг.) Учебно-методическая разработка для студентов всех специальностей по курсу «Отечественная история» Новочеркасск 2006
409.87kb.
3 стр.
Семинарских занятий по дисциплине «Экономическая теория»
526.78kb.
9 стр.
Конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения
784.39kb.
3 стр.
"Конструкторская документация. Оформление чертежей"
329.71kb.
3 стр.