Главная
страница 1


XX Ставропольский краевая открытия научная конференция школьников

Секция: биология (физиология человека)
Название работы: Резервы богатырского здоровья

Автор работы: Галак Мария
Место выполнения работы: г.Минеральные Воды

Ставропольского края, МОУ СОШ № 7,10 класс
Научный руководитель: Шамилова Лилиана Шамиловна,

учитель биологии


Ставрополь, 2009

Содержание:


I.Введение............................................................... …………………...3.

II.. Человек и его здоровье…………………………………………………………...3.

1.Что такое здоровье...........................................................................3.

2.Резервы организма.........................................................................................4.

3.Биологический возраст...................................................................................6

4.Реакции организма на внешние воздействия..........................................6...

III. Исследовательская часть…………………………………………..…..7

1. Методика исследования……………………………………………….....7

А) Методика определения резервов организма и нарушения здоровья………....8

Б).Методика определения уровня здоровья по методу В.С. Язловецкого…...8.

В). Методика определения грудной клетки.......................................................9

Г). Методика определения плоскостопия.....................................................9...


2. Выводы………………………………………………………………….….9.

3. Рекомендации……………………………………………………………...10.

IV. Приложения..................................................................................12.

V. Список используемой литературы................................................................16

I.ВВЕДЕНИЕ.
Нужно ли укреплять здоровье здорового человека? Еще 2—3 десятилетия назад этот вопрос показался бы неуместным. Если у человека есть здоровье, то что же еще ему надо? Но сейчас, в условиях изменений, происходящих в обществе, эта тема стала актуальной. Главным становится сейчас профилактическое, гигиеническое направление в медицине, сущность которого состоит в формировании здорового образа жизни.

Если говорить о человеке как о виде, то он живет на планете примерно 2—4 млн. лет. Археологические раскопки позволяют предположить, что развитие человека как вида не закончено и что он медленно, но неукоснительно меняется в сторону все большего совершенства.

Если же говорить о человеке, как индивидууме, то он должен был бы дожить до 150 лет, хотя сейчас средний возраст жизни человека 55- 65 лет. И.И. Мечников утверждал, что каждая смерть, наступившая раньше этого срока, является смертью насильственной, однако каждый человек должен заслужить свою долгую жизнь.

Врачи с горечью вспоминают о курьезном факте поисков абсолютно здорового человека в одном из американских городов. Им оказался только один человек — четырехлетний ребенок. Не случайно газеты запестрили заголовками «Утомление - проблема века», «Неправильное дыхание- чума 20 века». Почему современный человек расплачивается здоровьем за услуги цивилизации и не парадоксально ли это? Можно ли сохранить здоровье человека с молодого возраста?

Целью проекта является выявление состояния здоровья подрастающего поколения в условиях современного города.

Решались следующие задачи :

– изучение способов определения резервов здоровья человека;

- выявление состояния здоровья учащихся 8 классов городской школы;

- предложение способов сохранения здоровья подрастающего поколения.

По подобранным методикам проводилось обследование 72 учащихся 8 классов МОУ СОШ №7 .

II. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ.


  1. ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ?

Согласно уставу всемирной организации здравоохранения, здоровье — состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Большинство ученых считают, что физическое, умственное и эмоциональное здоровье - это состояние организма, позволяющее человеку в полной мере выполнять свои биологические и социальные функции и в то же время иметь максимальную уравновешенность с природой и социальной средой.

Кроме того, необходимо различать понятия «объективное здоровье» и «субъективное здоровье». Очень часто мы чувствуем себя хорошо , но при медицинском обследовании объективно находятся те или иные нарушения в организме. Бывает и наоборот, при плохом самочувствие, никакие объективные нарушения не выявляются.

В последние годы стали выделять понятия «статистического здоровья» и «динамического». «Статистическое здоровье»-это определенное состояние организма в период относительного мышечного покоя вне пищевых, дыхательных, нервных и других нагрузок. Под « динамическим здоровьем» понимают такое состояние организма, которое определяется путем исследования его функций до и после дозированных физических, пищевых, дыхательных, нервных и других нагрузок. Можно предположить формулу определения «динамического здоровья :

«Динамическое здоровье» равно резервы умноженные на ритм и деленные на условия среды. Соблюдение ритма жизни ведет к здоровью, а его нарушение - путь к болезням [1]

Факторы, способствующие укреплению резервов здоровья человека - это закаливание, оптимальный двигательный режим, дыхательная гимнастика, соблюдение правил личной и общественной гигиены, борьба с вредными привычками и многое другое. Все это освещено с новых позиций — с возможности измерения количества резервов органов и систем органов. Есть простейшие способы, доступные каждому человеку для улучшения состояния здоровья - это и саморегуляция психического состояния, психопрофилактика стрессов и неврозов, и необычные, почерпнутые из народного опыта методы закаливания воздухом, и солнцем, водой и растениями.

Медицине будущего должна быть построена на немедикаментозной профилактике различных болезней.
2. РЕЗЕРВЫ ОРГАНИЗМА.
Резервы организма определяют как выработанную в процессе эволюции и индивидуального развития способность органа, системы и организма в целом многократно усиливать свою деятельность по сравнению с состоянием покоя. Это скрытые возможности человеческого организма, обеспечивающие его максимальное приспособление к окружающей среде. Чтобы выявить резервы органа, необходимо дать ему стандартную нагрузку и посмотреть, насколько возрастет его работа.

Если при этом определять изменения биохимических показателей в крови и тканях, то выявляют биохимические резервы. При исследовании функции органов и систем оцениваются физиологические резервы. В процессе труда оцениваются резервы трудовой деятельности. Исследование психических функций человека дает представление о резервах его психики и так далее. Сейчас ученые все больше говорят о безграничных приспособительных возможностях человека. Они действительно чрезвычайно велики.

Органы человека функционируют с большим запасом прочности. Так, 5 процентов ткани эндокринной железы, например щитовидной, могут обеспечить соответствующую гормональную регуляцию функций. Значит, 95 процентов органа является резервным фондом. В среднем считается, что в повседневной деятельности человека используется лишь около 35 процентов его абсолютных возможностей. Это диапазон привычной работы. При нагрузке в пределах от 35 до 65 процентов абсолютных возможностей появляется чувство усталости, неприятные ощущения. Организм вынужден включить первый «эшелон» физиологических резервов. Нагрузка свыше 65 процентов абсолютных возможностей может быть выполнена только при условии чрезвычайного напряжения (стресса). Здесь включается уже второй «эшелон» резервов. Это в основном психические резервы. Не случайно во время трудового порыва, соревнования человек способен творить чудеса. В условиях борьбы за жизнь, при заболеваниях включается третий «эшелон» резервов.

Если сравнить человека с богатырским здоровьем и хилого, незакаленного человека, то окажется, что для первого стрессы и перегрузки не нарушат повседневной будничной деятельности. Про таких говорят: ему все нипочем. А человек со слабыми резервами настолько истощается от перегрузок, что возникает риск заболевания. Но безопасно использовать резервы даже здоровому человеку не так просто. В системе резервов всегда есть наиболее слабое звено, оно и сдает раньше других, ограничивает возможности всего организма. У одних людей это сердце, у других—печень, у третьих — желудок и т. д.

Думается, в недалеком будущем можно будет наблюдать такую картину... Вы на профилактическом приеме у врача. Вместо привычного: «Что беспокоит?» доктор спрашивает: «Как ваши резервы?» Вместо знакомой амбулаторной карты он заполняет карту резервов организма. Для этого пациент выполняет сердечнососудистые, дыхательные и другие нагрузочные пробы. Их цель — не установление диагноза, а определение биологического возраста человека и уровня его здоровья.

Это не фантастика. Более того, уже сейчас можно рассчитать уровень здоровья с помощью модифицированного метода украинского ученого В. С. Язловецкого. ссылка

Еще в начале нашего века главными недругами долгой жизни человека были инфекционные болезни, тяжелая работа и голод. В прошлом веке в Берлине кто-то заметил, что до 70 лет там доживают только 117 бедных и только 235 богатых из тысячи наблюдаемых.

Одни ученые утверждают, что долголетие — наследство, полученное от родителей, главную роль играет продолжительность жизни матери. Другие это отрицают. Влияние наследственности играет роль только в 60% случаев, в 35% —влияние окружающей среды, а в 5%—влияния, совершенно неизвестные ученым.

Угасание деятельности сетчатки глаза, т. е. слепоту, можно ожидать в возрасте 150 лет. Сетчатка является составной частью мозга. И если человеческий мозг контролирует деятельность всего организма, можно предположить, что со слепотой наступит естественная смерть. Одни исследователи отрицают возможность достижения человеком этой возрастной границы. Другие утверждают, что не за горами время, когда человек будет жить 300 и даже 400 лет.

Известно, что средняя продолжительность жизни человека в течение тысячелетий, в сущности, не изменилась.

Меняется то, что в статистике называют предполагаемой продолжительностью жизни. Она увеличивается, поскольку человечество победило детские и другие болезни, особенно инфекционные. Дальнейшее увеличение продолжительности жизни произойдет благодаря победе над онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, но средняя продолжительность жизни, очевидно, не изменится.

Не случайно древние говорили: «Самое трудное — познать себя». Природа создала в человеке надежные защитные механизмы. Но как развить и усовершенствовать их?

Еще один парадокс — крайняя индивидуальность резервов здоровья. Врачи утверждают, что даже одно и то же лекарство при одной и той же болезни действует по-разному на разных людей. Ясно, что универсальных рецептов здоровья обрести нельзя — все они отражают опыт своих создателей. Но нет ли здесь каких-либо общих закономерностей? Как научиться самому быстро определять свой тонус и резервы основных систем?

Доказано, что невозможно долго жить в тепличных условиях. Физиологический стресс оказывает тренирующее действие на организм, приспосабливая его к меняющимся условиям внешней среды. Горцы, в течение многих поколений приспосабливавшиеся к суровым условиям, не нуждаются в специальных упражнениях и закаливании. У них и без того отлично формируются механизмы естественного иммунитета. Этого не скажешь о горожанах. Даже по сравнению с жителями села они обладают, в среднем, значительно меньшими резервами адаптации. А в реальной жизни не скроешься от стрессов и нагрузок. Общее правило: «Здоровье не передается по наследству и не покупается в аптеке, за него нужно бороться».


3.БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ.
Различается возраст календарный и возраст биологический человека. Первый исчисляется со дня рождения человека, второй — определяется в зависимости от состояния здоровья как физического, так и душевного. Человек может выглядеть старше или моложе своего календарного возраста по сравнению со своими ровесниками.

Продолжительность жизни связывают с периодом роста организма. Конь растет 5 лет, а живет 25. Верблюд растет 8 лет, а умирает в 40. Человек растет примерно 20 лет и должен бы дожить до 100лет.

Таким образом, к долгожителям среди животного мира на планете относятся люди. Человек возвышается над остальными существами не только своей умственной деятельностью, но и продолжительностью жизни

Важным показателем здоровья человека является его биологический возраст. Ученые института геронтологии решили определить у долгожителей Азербайджана и не поверили своим глазам. Показатели работы сердца, легких у 60% долгожителей были значительно лучше возрастных норм, то есть биологический возрастных сердечно - сосудистой и дыхательной систем оказался гораздо ниже хронологического, паспортного. Между тем у большинства 30 - 60 летних людей биологический возраст этих систем значительно превышал паспортный.

Вокруг нас есть не мало людей, биологический возраст которых значительно меньше паспортного. Таков например, москвич М.М Котляров. Ему уже далеко за восемьдесят, а функциональные пробы свидетельствуют ,что его биологический возраст около сорока лет. Время не только остановило свой бег в отношении этого человека , но и пошло вспять. Его сердце и сосуды с возрастом все молодеют и молодеют. Чтобы сделать такое заявление, нужно иметь веские основания. И действительно исследования резервов его сердечно-сосудистой системы показывают , что они все время растут. Между тем еще 15 лет назад Котляров был инвалидом и мечтал прожить хотя бы лет пять. Регулярные занятия, закаливание, бег , аутогенная тренировка, натуральное питание — вот слагаемые его удивительной супервыносливости и богатырского здоровья. Теперь его называют не иначе, как «чемпион холода» , ведь он пробегает марафон при морозах свыше 40 градусов в майке и трусах да еще с гантелями в руках! Более того, он постоянно устанавливает рекорды для людей своего возраста. Да и многих сорокалетних он оставит далеко позади .
4. РЕАКЦИЯ ОРГАНИЗМА НА ВНЕШНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Ученые Л.ХГаркович, Е.К Квакина, М.А Уколова и другие обнаружили, что организм реагирует на внешние воздействия тремя видами реакций: тренировкой, активацией, стрессом. Это как бы три входящие ступени в мобилизацию резервов организма. В обычных условиях здоровый человек находится в соответствующем состоянии тренировки . Имеется в виду естественная повседневная тренировка защитных механизмов организма. Но можно достичь и состояния супервыносливости . В этом поможет активная тренировка резервов, переводящая организм в состояние активации, такой человек смело идет навстречу солнцу и ветру, стужи и перегрузкам. Но даже на него могут действовать чрезвычайно сильные неблагоприятные факторы окружающей среды, тогда развивается состояние стресса, пограничное между здоровьем и болезнью, когда организм пускает в ход почти все резервы. К таким состояниям некоторые относят моржевание, однако стресс может случиться лишь при передозировке холода. Кратковременное купание (несколько секунд) даже в ледяной воде обычно не дает никаких отрицательных последствий, вряд - ли у каждого человека когда - либо возникает насущная проблема: быть «моржом», или не быть? Большинство из «моржей» пришли к этой форме закаливания не по своей воле, а чтобы избавиться от болезней. Тоже относится к большинству бегающих трусцой и заплывающих на сверх длинные дистанции . Действительно эти методы лечат, но какой ценой — за счет предельного потрясения и напряжения организма. Бег для удовольствия и здоровья в режиме активации - это польза, а марафон уже ближе к спорту с его стрессовыми нагрузками.

Главное — найти золотую середину — состояние активации и поддерживать его регулярными тренировками.

Современная школа стала средой, истощающей резервы жизни и пресекающей возможность здорового развития. Дети систематически испытывают «школьный стресс». Некоторые исследователи утверждают: отечественная школа, где «образовательные новации» внедрялись без научного обоснования и санитарно-гигиенической экспертизы, в конце концов стала самой стрессогенной средой для ребенка. Ясно одно: никакими дополнительными уроками физкультуры, никаким питанием, никакой экологией, никакими материальными благами детей(а в итоге-народ) не спасти, если радикально не изменить укоренившиеся принципы учебной эргономике, в том числе методы организации и проведения урока. А это возможно лишь при радикальной корректировке целей и задач отечественной школы, замене существующей технологической базы обучения детей.
V. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ.


  1. Методика определения резервов организма и нарушений здоровья.

А). МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ПО МЕТОДУ В. С. ЯЗЛОВЕЦКОГО

а) Оценка по возрасту. Каждый год до двадцати лет дает один балл. За время от двадцати до сорока лет баллы не прибавляются. После сорока за каждый прожитый год отнимается один балл от сорока. Например, для возраста пятидесяти лет оценка тридцать баллов (40 — 10).

б) Оценка по соотношению роста и массы тела. Согласно формуле (рост -100) масса превышает должную более чем на пять килограмм, от оценки здоровья отнимается 30 баллов. Если истинная масса меньше должной на пять, десять килограмм, то оценка увеличивается на пять баллов.

в) Оценка по фактору риска - курение. Не курящий получает дополнительно тридцать баллов.

г) Оценка фактического здоровья по пульсу. Если пульс в состоянии покоя ниже 90 ударов в минуту к общей сумме всех показателей прибавляется один балл. Если пульс в состоянии покоя превышает 90 ударов в минуту, то за каждый лишний удар из оценки здоровья вычитается один балл.

д) Оценка фактического здоровья по скорости восстановления пульса после дозированных нагрузок.

Для этого необходимо подсчитать пульс в покое и через четыре минуты отдыха после двухминутного бега в темпе 180 шагов в минуту. Если пульс полностью восстановился к оценки здоровья прибавляется 30 баллов. Если пульс выше исходного, восстановление не полное, резервы сердечно — сосудистой системы не велики, и от тридцати отнимается избыточное число ударов, а остаток прибавляется к общей оценке здоровья.

е) Оценка здоровья по загруженности активной физической деятельности и выносливости организма. Если Вы регулярно занимаетесь оздоровительным бегом, ходьбой, плаваете в бассейне или ездите на велосипеде, выполняете утреннюю гимнастику, то к общей сумме прибавляется 10 баллов. Если Вы ведете малоподвижный образ жизни, привыкли ездить на машине, то необходимо уменьшить общую сумму на 20 баллов. Теперь сложите все шесть полученных показателей.
Б) МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ.

Исследования показали, что качество развития телесной вертикали (осанки) определяет меру свободы раскрепощения и реализации видового генетического плана человека и играет первостепенную роль не только в функциональном состоянии внутренних органов и систем, но и духовно-психическом (В.Ф. Базарный, 1991-2004). Вот почему контроль за динамикой этого показателя в период учебы имеет сверхважное значение и является первейшей задачей гигиенистов, школьных медработников, . руководства школы, да и самих учителей и родителей.

На рис. 9 представлена нормальная осанка школьника, а также различные виды сутулости, возникшие в школе под влиянием телесно-закрепощенной методики проведения учебного процесса. Существуют простейшие экспресс-тесты, с помощью которых можно оценивать динамику осанки в учебном процессе (например, в начале, середине и конце каждого учебного года).

Грудо-плечевой тест.

Для измерения используется гибкая сантиметровая лента. Ребенок стоит в привычной позе. Измерение производится спереди (грудь) и сзади (спина). Каждое измерение производится между большими бугорками плечевых костей (рис. 10):

Оценка полученных результатов:

- в норме: К равно либо больше 1 (единицы);

- К, равное 0,9, оценивается как в комплексе с другими коэффицентами пограничное состояние между нормой и нарушением осанки;

— К, равное 0,8 и ниже, указывает на наличие признаков явного нарушения осанки.

Б). Грудо-лопаточный тест.

.Он характеризует плотность прилегания лопаток к реберной поверхности (рис9)

Измерение производится жесткой сантиметровой линейкой с фиксатором, упирающимся краем в реберную поверхности по медиальному краю лопатки у нижнего угла. Фиксируемое значение более 2 см свидетельствует о наличии «крыловидной лопатки». На симметричное расположение лопаток и порочность телесной вертикали указывает большая, чем в 1 см,разница между правым и левым значениями. При гармоничном развитии лопатка на всем протяжении>., должна прилегать к грудной клетке.и Высота возвышения над ней должна соответствовать толщине самой лопатки (в пределах 1-1,5 см).5 « Реберный горб » и « мышечный валик» в поясничной области оцениваются визуально и с помощь жесткой линейки. Ребенку предлагают наклониться вперед, стоя лицом к исследователю (голова опущена, руки свободно свисают, ноги должны быть установлены на одной горизонтальной линии, в коленях выпрямлены), затем — стоя спиной к исследователю. В таком положении позвоночник должен иметь вид правильной дуги. Осмотр позволяет обнаружить дефект поверхности дуги, что указывает на искривление позвоночника. Жесткой линейкой исследователь проводит вдоль проекции позвоночного столба, фиксируя углы (справа и слева от позвоночного столба), которые образуются линейкой и дугой тела в области реберной поверхности спины и поясничной области (рис. 12).


В). МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ.

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части следа не заходит за линию - плоскостопия нет.


Г). МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСКУРСИИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ..

Испытуемому предлагают приподнять руки и накладывают ленту так, что бы на спине она касалась углов лопаток, а на груди проходила по нижнему краю сосковых кружков у мужчин и над молочными железами у женщин .Во время измерения руки должны быть опущены.

Измерение на вдохе. Испытуемому предлагают глубоко вдохнуть. Мышцы напрягать нельзя, плечи не поднимать.

Измерение на вдохе. Испытуемому предлагают сделать глубокий вдох. Плечи не опускать , не сутулиться.

В норме разница обхвата грудной клетки в состоянии глубокого вдоха у взрослых равна 6-9 см. У детей 5-6см.

Результаты исследований:

Были проведены исследования среди 72 учеников 8 – х классов школы №7 города Минеральные Вод в течении 3 лет.




  1. У 76% учеников не выявлено плоскостопия, а 24 % с выявленным плоскостопием ( )

  2. Экскурсия грудной клетки : 1% - ниже нормы , 75 % - норма, 24% - выше нормы.( )

  3. Выявление нарушения осанки: 58% - нормальная осанка, 42 % - осанка с нарушениями.( )

  4. Состояние дыхательной системы : 32 % - не тренированная, 68% - тренированная.( )

2.ВЫВОДЫ.

1. Современная школа стала средой, истощающей резервы жизни и пресекающей возможность здорового развития.

2. Количество учащихся имеющих плоскостопие увеличилось на 9%.

3.С нарушениями экскурсии грудной клетки количество учащихся увеличилось на 3%.

4. Количество учеников с нарушением осанки увеличилось на 10%.

5.Отклонения в состоянии здоровья учащихся с возрастом увеличиваются.
3.РЕКОМЕНДАЦИИ:
Сохранение резервов здоровья:

1.Расширить подвижные физкультурно-оздоровительные игры детей на открытом пространстве, развивающие телесную координацию (игра в лапту, футбол, лыжи, коньки, волейбол, плавание и т.д.).

2.Особое внимание следует уделять занятиям, развивающим глазомер и моторику кистей (работа по дереву и конструирование — для мальчиков, вышивание — для девочек и т.д.).

3.Ребенку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире. Лучше всего для этого подходят естественные природные ландшафты. Ну а дома, в помещении, в детском саду, школе нужно обязательно освободить окна от штор, занавесок, тюля, капрона и прочего, что мешает глазу ребенка, да и взрослого, работать в наилучшем режиме дальнего зрения

4.Наилучший вариант расположения мебели в классе - радиально-лучевой.
1.НЕОБЫЧНАЯ ГИМНАСТИКА ШКОЛЬНИКА.

Достаточно ежедневно выделять на это от нескольких минут до получаса.

1. Встаньте и потянитесь руками вверх, как можно выше, затем опустите руки. При этом дыхание должно быть свободным , произвольным. Рот раскройте пошире.

Занимайтесь - пока приятно.

Остальные упражнения делаются в положении лежа.

2. Представьте в течении минуты , что вы нюхаете приятный вам цветок. Вдох и выдох. На первых порах для укрепления эффекта молено действительно нюхать , скажем ваши любимые духи.

3. Это упражнение называется « зевок». Представьте, что вы встали после крепкого сна. Глаза закрыты. Чуть- чуть приподнимите брови, сморщите нос, поднимите руки вверх. Раскройте рот как можно больше и глубоко зевните, но вдох и выдох делайте только через нос. Чувствуете ,как тонизируется ваш мозг ? Нагнетайте зевоту, еще больше, еще...

4. Упражнение - « слезы» счастья ,радости. Сморщите нос, дыхание должно быть свободным. Поднимите брови. Представьте плачущего от счастья человека , Войдите в эту роль так, чтобы в душе у вас тоже появились слезы. Главное - это формирование ощущения слезливости, умение изобразить его на лице. Тогда все нужное появится как бы само собой.

5. Упражнение - « внутренняя улыбка». Всем существом почувствуйте улыбку, пусть вас озарит золотистый солнечный поток. Вам становится светло и радостно. Если захочется смейтесь добрым , хорошим смехом. С начало такое будет сделать трудно: мы так не привыкли к этому. Но смейтесь в течение пяти минут . Смех будет приходить к вам по вашей воле и сделает светлее всю вашу жизнь.

6. Упражнение — «аппетит». Вспомните что — нибудь вкусное, приятное. И вы почувствуете : « Ах, как вкусно !» Попытайтесь тут же поймать аппетит. Тогда попробуйте осторожно продвинуть его вверх. Вам покажется , что текут слюнки... Да, у вас огромный аппетит !

7. Упражнение — «сила». Ощутите свою внутреннюю силу, бодрость, здоровье, обязательно с положительным настроением. Для женщины лучше сочетание силы и нежности. И тогда вы заметите , как к вам приходит бодрость и легкость. Может быть сначала какие – то упражнения не получатся. Не нужно отчаиваться. Веру в свои силы нужно тренировать так же, как и мышцы.


  1. ЗАКАЛИВАНИЕ.

Если хочешь быть здоров - закаляйся ! В этих крылатых словах заключен глубокий смысл. Ведь закаливание солнцем, воздухом и водой издревле считалось на Руси верным средством укрепления здоровья, еще скифы принимали солнечные ванны. Глядя на их смуглые, крепкие тела, не боявшиеся ни холода, ни жары , древние говорили : « Солнце — источник жизни «. Что же помогло нашим предкам максимально использовать его целительную силу ? Оказывается... физкультура и растения. В те времена не лежали часами на песке и не искали импортных кремов для загара. Солнце воздействовало на обнаженное тело в движении : при ходьбе, беге, скачках. Земля была покрыта густыми лесами. Поэтому солнце, пройдя через листву деревьев, давало самый полезный загар — золотистого оттенка. Не зря его называли « процеженным солнцем». К этому же кожу смазывали оливковым маслом для усиления эффекта солнечных лучей. Лучшее время для приема солнечных ванн с 9 до 11 часов. Если ребенку еще нет 11 лет, то ему начинать пребывание на солнце можно только в «кружевной тени» деревьев по 2 - 3 минуты с перерывом длительностью 10 минут. Лучше всего это достигается во время подвижных игр. За 5 — 7 дней происходит предварительная адаптация нежной детской кожи. Через день к процедуре прибавляется по 2 - 3 минуты и ее продолжительность доводится до получаса. В возрасте 11 — 16 лет можно начинать загорать уже с 3 — 5 минут в день , доводя максимальную продолжительность ванн до 1.5 — 2 часов в день. При этом полезно сочетать солнечные ванны с игрой в волейбол, футбол и др.

Для взрослых рекомендуется начинать инсоляцию с 5 минут. Каждый день можно увеличивать процедуры на 5минут, но не более чем на 2 часа.

Если у вас сухая кожа, перед процедурой нужно слегка растираться оливковым маслом. Это лучший крем для загара. При жирной коже, используя теплый процеженный отвар чая для обтирания , достигается лучшего эффекта.

Нельзя выходить на солнце после посещения бани и умывания лица мылом , что разрушает защитную жировую смазку кожи и резко усиливает вероятность развития солнечного ожога.

Принимать солнечные ванны нельзя легко возбудительным людям, выздоравливающим после болезни. Солнечные лучи должны нести хорошее настроение и прилив сил.

Как закалить тело, если вы не можете бывать на природе? Нужно запомнить одно правило. В вашей комнате всегда должен быть свежий воздух . Осенью и зимой может развиваться состояние метеочувствительности. Оно проявляется, например, провоцированием хронических заболеваний в ответ на внезапное изменение погоды. Однако человеку есть , что противопоставить природе. Выросла новая научная дисциплина -метеопрофилактика. Важнейшее место в ней отводится физкультуре. Наблюдения показывают, что у физкультурников по мере роста общей тренированности чувствительность к погоде понижается Действительно, если человек систематически занимается оздоровительным бегом на свежем воздухе, то он делается нечувствительным к порывам ветра и сквознякам.

IV.Приложение.


Таблица 1

Уч.год

2005-2006

2006-2007

2007-2 008

Плоскостопие

15%-есть

85%-нет


20%-есть

80%-нет


24%-есть

76%-нет



Экскурсия грудной клетки

15% - ниже нормы ,

65 % - норма, 20% - выше нормы.




4% - ниже нормы ,

68 % - норма, 28% - выше нормы.




2% - ниже нормы ,

75 % - норма, 23% - выше нормы.




Нарушение осанки

45% - нормальная осанка,

55 % - осанка с нарушениями.




40% - нормальная осанка,

60 % - осанка с нарушениями.




35% - нормальная осанка,

65% - осанка с нарушениями.




Состояние дыхательной системы

45 % - не тренированная, 35% - тренированная.


40 % - не тренированная, 60% - тренированная.


32 % - не тренированная, 68% - тренированная.












Рис13

Рис14

V.Литература:



  1. Афанасьев А.А- «Операция здоровья»,изд –во «Просвещение», 2001.

  2. Ассеевский Б.Г- «Рецепты долголетия»2000г

  3. Грачев А.С- «Человек и здоровый образ жизни»2003г

  4. Иванченко В.А- «Резервы богатырского здоровья»1994г

  5. Кассис В.Б, Колосов Л.М – «Болезни сердца»1993г


«Резервы богатырского здоровья»

Галак Мария

Г.Минеральные воды, МОУ СОШ № 7, 10кл.; н.рук. Шамилова Л.Ш., преподаватель биологии.

Нужно ли укреплять здоровье здорового человека? В условиях изменений, происходящих в обществе, эта тема стала актуальной. Главным становится сейчас профилактическое, гигиеническое направление в медицине, сущность которого состоит в формировании здорового образа жизни.

Если же говорить о человеке, как индивидууме, то он должен был бы дожить до 150 лет, хотя сейчас средний возраст жизни человека 55- 65 лет. И.И. Мечников утверждал, что каждая смерть, наступившая раньше этого срока, является смертью насильственной, однако каждый человек должен заслужить свою долгую жизнь.
Цель исследования: провести исследования состояния здоровья школьников в МОУ СОШ № 7

Задачи исследования:




  1. Выявить резервы здоровья школьников.

  2. Провести мониторинг изменения состояния здоровья школьников с возрастом.

  3. Предложить методы сохранения здоровья школьников в процессе обучения.

Методы исследования: при выполнении работы использовались методики:




  1. Методика определения уровня здоровья по методу в. С. Язловецкого

  2. Методика определения нарушения осанки.

  3. Методика определения плоскостопия.

  4. Методика определения экскурсии грудной клетки..

Были проведены исследования среди 72 учеников 8 – х. классов школы №7 города

Минеральные Вод в течении 3 лет.



  1. У 76% учеников не выявлено плоскостопия, а 24 % с выявленным плоскостопием.

  2. Экскурсия грудной клетки : 1% - ниже нормы , 75 % - норма, 24% - выше нормы.

  3. Выявление нарушения осанки: 58% - нормальная осанка, 42 % - осанка с нарушениями.

  4. Состояние дыхательной системы : 32 % - не тренированная, 68% - тренированная..

Выводы:


1. Современная школа стала средой, истощающей резервы жизни и пресекающей возможность здорового развития.

2. Количество учащихся имеющих плоскостопие увеличилось на 9%.

3.С нарушениями экскурсии грудной клетки количество учащихся увеличилось на 3%.

4. Количество учеников с нарушением осанки увеличилось на 10%.



5.Отклонения в состоянии здоровья учащихся с возрастом увеличиваются.
Выработанные рекомендации:

  1. Необходимо срочно применять комплекс мер по оздоровлению учащихся – гимнастику, вызывающую интерес у учащихся, психотренинг,закаливание .

  2. В процессе обучения в школе применять здоровьесохраняющие технологии.


Смотрите также:
Xx ставропольский краевая открытия научная конференция школьников Секция: биология (физиология человека) Название работы: Резервы богатырского здоровья
221.62kb.
1 стр.
Xix ставропольская краевая открытая научная конференция школьников Секция: Великая Отечественная война Название работы «Трудный путь освобождения»
166.37kb.
1 стр.
Название открытия
775.41kb.
6 стр.
Физиология человека и животных: от эксперимента к клинической практике
2540.94kb.
17 стр.
Никитин Б. П., Никитина Л. А. Резервы здоровья наших детей
3563.06kb.
48 стр.
Каратэ искусство или спорт?
131.56kb.
1 стр.
Ежегодная научная конференция «ломоносовские чтения» секция экономических наук
79.13kb.
1 стр.
Конкурсов I тура фестиваля «синергия-проект»
46.28kb.
1 стр.
Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина Отдел краеведения
276.23kb.
1 стр.
Никитин Б. П., Никитина Л. А. Резервы здоровья наших детей
3553.17kb.
48 стр.
Биология Анатомия и физиология человека 1 /105 мин
105.84kb.
1 стр.
Название конференции
37.17kb.
1 стр.