Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1
ПАМЯТКА государственным гражданским служащим органов исполнительной власти Оренбургской области по противодействию коррупции ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ? Под коррупцией (от лат. coiruptio – разламывать, портить, повреждать) как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще. Официальное толкование коррупции согласно Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ): а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица (часть 1 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ). Противодействие коррупции: деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
нарушения отдельных ограничений и запретов по государственной гражданской службе (статьи 16, 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ); обязанность государственных гражданских служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (статья 20 Федерального закона № 273-ФЗ); обязанность государственных гражданских служащих уведомлять представителя нанимателя об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (статья 9 Федерального закона № 273-ФЗ). Административные правонарушения: мелкое хищение – статья 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты; нецелевое расходование бюджетных средств (статья 15.14 КоАП); незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28 КоАП); незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного гражданского служащего (бывшего государственного гражданского служащего) статья 19.29 КоАП и др.).
злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее –УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289 УК РФ; получение взятки (статья 290 УК РФ); дача взятки (статья 291 УК РФ); служебный подлог (статья 292 УК РФ); провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ);
В некоторых случаях (когда это связано с присутствием корыстной или иной личной заинтересованности): нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285 УК РФ); нецелевое расходование государственных внебюджетных фондов (статья 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ).
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 290 УК РФ); дача взятки (статья 291 УК РФ). Получение взятки – совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие). Дача взятки – преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе. Взятки можно условно разделить на явные и завуалированные. Взятка явная – взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем оговариваются те деяния, которые от должностного лица требуется выполнить немедленно или в будущем. Взятка завуалированная – ситуация, при которой и взяткодатель и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельность под правомерные акты поведения. При этом прямые требования (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться. ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ: Предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость. Как следует из норм статьи 290 УК РФ, любой подарок независимо от стоимости подаренной вещи (в том числе и стоимостью менее 3000 рублей) будет признан взяткой, если в связи с его вручением государственному гражданскому служащему необходимо выполнить определенное действие с использованием служебного положения. Услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости. Завуалированная форма взятки – банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, банковский кредит под заниженный процент, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, завышенная оплата государственному гражданскому служащему за выполнение им иной оплачиваемой работы, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы и т.д. НЕКОТОРЫЕ КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ: Разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги. В ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте). Сумма или характер взятки не озвучиваются, вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю. Взяткодатель может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса. Взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, портфель, сверток.
Гражданин, давший взятку, может быть освобожден от ответственности, если: установлен факт вымогательства; гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном. Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников. Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (статья 306 УК РФ). КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ? Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо – представитель власти или чиновник, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Представитель власти – по смыслу УК РФ должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Представитель власти – должностное лицо, наделённое правами и обязанностями по осуществлению функций органов государственной власти или государственного управления, в соответствии с которыми он вправе давать обязательные для исполнения указания гражданам, учреждениям и организациям. Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции – это начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного органа, ЖЭКа, РЭУ, член государственной экспертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета и т. д. НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ В СООТВЕТСТВИИ С УГОЛОВНЫМ ЗАКОНОМ
Получение взятки (статья 290 УК РФ)
Дача взятки (статья 291 УК РФ) Внимание! Даже если все Ваши действия законны, и Вы добросовестно исполняете свои должностные обязанности, Вас могут провоцировать на получение взятки с целью компрометации и шельмования! В этой связи настоятельно рекомендуется руководствоваться следующими принципами. 1. В процессе выполнения служебных обязанностей государственный гражданский служащий обязан принимать меры по безусловному и полному соблюдению административных регламентов, а также: не должен брать на себя никаких обязательств перед лицами, имеющими отношение к вопросам, находящимся в его компетенции, давать им обещания относительно их решения; не должен посещать, не имея на то полномочий от непосредственного руководителя, неофициальных встреч с кем-либо, имеющим отношение к его служебным обязанностям; должен воздерживаться от посещения организаций любого рода, где это может привести к каким-то обязательствам, связям или вызвать ожидания, которые могут служить препятствием при осуществлении им установленных законом полномочий. 2. При проведении проверок государственный гражданский служащий: не вправе вступать в такие отношения с руководством и сотрудниками проверяемой организации, которые могут его скомпрометировать или повлиять на его способность действовать независимо; все переговоры с руководителем проверяемой организации или его представителем обязан вести в присутствии не менее еще одного члена комиссии; по завершению проверки и до принятия уполномоченным органом решения в отношении проверяемой организации все переговоры с лицами, так или иначе имеющими отношение к ней, вести в порядке, определенном нормативными актами РФ.
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ Рекомендуется: вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку; внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов); постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи; не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткодателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации; при наличии у Вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке. ЧТО НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ 1. Государственный гражданский служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (статья 9 Федерального закона № 79-ФЗ). Порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений утверждается нормативным правовым актом органа исполнительной власти Оренбургской области. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного гражданского служащего. Невыполнение государственным гражданским служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 9 Федерального закона № 79-ФЗ, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной гражданской службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственный гражданский служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными гражданскими служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Государственный гражданский служащий имеет право обратиться с устным сообщением или письменным заявлением о даче взятки в: УМВД России по Оренбургской области (г. Оренбург, ул. Комсомольская, д. 49); Управление ФСБ России по Оренбургской области (г. Оренбург, ул. 9 января, д. 43); Управление ФСКН России по Оренбургской области (г. Оренбург, ул. Кирова, д. 32); прокуратуру Оренбургской области (г. Оренбург, ул. Кобозева, д. 51). В письменном заявлении государственный гражданский служащий должен указать: кто из должностных лиц или граждан (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение) предлагает Вам взятку; какова сумма и характер предлагаемой взятки; за какие конкретно действия (или бездействие) Вам предлагают взятку; в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная передача взятки. В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями правоохранительного органа. 3. В случаях предложения взятки со стороны сотрудников органов внутренних дел, безопасности и других правоохранительных органов, Вы можете обращаться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пресечения преступлений, совершаемых их сотрудниками.
В дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности Вас обязаны выслушать и принять сообщение, при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение. Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения. В правоохранительном органе полученное от Вас сообщение (заявление) должно быть незамедлительно зарегистрировано и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий. Вы имеете право: выяснить в правоохранительном органе, кому поручено заниматься исполнением Вашего заявления; записаться на прием к руководителю соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим Ваши права и законные интересы. В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о даче взятки Вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных, областных, республиканских, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющую прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур (г. Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 15 а). Смотрите также: Памятка государственным гражданским служащим органов исполнительной власти Оренбургской области по противодействию коррупции
169.57kb.
1 стр.
Методические рекомендации 1 271. Приложения 52
649.97kb.
3 стр.
Закон оренбургской области о противодействии коррупции в Оренбургской области Принят постановлением
182.45kb.
1 стр.
Закон оренбургской области о противодействии коррупции в Оренбургской области Принят постановлением
216.97kb.
1 стр.
Система органов исполнительной власти
127.03kb.
1 стр.
Закон оренбургской области о системе исполнительных органов государственной власти оренбургской области
35.62kb.
1 стр.
Информация о реализации мероприятий краевой целевой программы «Противодействие коррупции в сфере деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края на 2010-2014 годы»
162.92kb.
1 стр.
Закон Оренбургской области от 24 августа 2012 г. N 1042/309-v-оз "о молодежном парламенте Оренбургской области при Законодательном Собрании Оренбургской области"
103.97kb.
1 стр.
Методические рекомендации по оформлению наградных документов при представлении
1666.36kb.
6 стр.
Закон о государственной службе в республике марий эл
64.97kb.
1 стр.
Информация для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Ульяновской области Показатель №1 «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении»
393.12kb.
1 стр.
"Вопросы организации межведомственного взаимодействия" 30.88kb.
1 стр.
|