Главная
страница 1страница 2 ... страница 24страница 25



Автор-составитель:

Локтионова Ирина Валентиновна, к.т.н., доцент
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки экономиста по специальности 190701.65 Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт). Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих общепрофессиональных дисциплин специальности и является обязательной для изучения. Данный учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании Учебно-методической комиссии РОАТ. Протокол №4 от 01.07.2011.

Содержание



Рабочая учебная программа по дисциплине ………………………..

4

Конспект лекций по дисциплине ……………………………………

11

Методические указания студентам …………………………………

204

Методические указания преподавателям …………………………

205

Вопросы к зачету по дисциплине ………………………………….

206





1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Основная задача дисциплины - вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:



  • создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

  • идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

  • разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

  • проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;

  • обеспечение устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

  • принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

  • прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия.

Дисциплина наряду с прикладной инженерной направленностью ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. Её изучение рекомендуется проводить на завершающем этапе формирования бакалавра и дипломированного специалиста.

В дисциплине рассматриваются:



  • современное состояние и негативные факторы среды обитания;

  • принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, основы физиологии и рациональные условия деятельности;

  • анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;

  • средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;

  • основы проектирования и применения экобиозащитной техники, методы исследования устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуациях;

  • прогнозирование чрезвычайных ситуаций и разработка моделей их последствий;

  • разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях катастроф и стихийных бедствий;

  • правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

  • контроль и управление условиями жизнедеятельности.


2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студент должен знать:

  • теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»;

  • правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

  • основы физиологии человека и рациональные условия деятельности;

  • анатомо-физические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;

  • идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

  • средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;

  • методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;

  • методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий.

Студент должен уметь:

  • проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям;

  • эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;

  • разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;

  • планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;

  • планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


3 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Всего часов – 72

Лекционные занятия – 36 часов

Практические (семинарские) занятия – 0 часов

Самостоятельная работа – 36 часа

Зачет (количество) - 1



4 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Разделы дисциплины


Тема

Объём лекционных занятий, ч

Объём самостоятельной работы, ч

БЖД как наука

2

2

Взаимодействие человека с производственной средой

2

2

Факторы производственной среды. Производственный травматизм

2

2

Расследование и учет несчастных случаев

2

2

Обеспечение комфортного микроклимата производственных помещений

2

2

Освещение производственных помещений

4

4

Производственный шум

2

2

Ультразвук и инфразвук

2

2

Производственная вибрация

2

2

Электробезопасность

4

4

следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая учебная программа по дисциплине Конспект лекций по дисциплине
1569.87kb.
9 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
2250.12kb.
12 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
947.71kb.
5 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
993.8kb.
6 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
1300.9kb.
5 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
1042.72kb.
6 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
4131.95kb.
25 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
686.22kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
1157.82kb.
5 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
1158.13kb.
5 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
700.63kb.
6 стр.
Конспект лекций по дисциплине вгипу, 2009 Конспект лекций по дисциплине «Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте»
795.11kb.
3 стр.