Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Лискинского района, Воронежской области Проблемно - исследовательский урок химии в 11 классе «Комплексные соединения. Строение. Классификация и номенклатура» Учитель химии: Кутякова Т.В. 2011 ЦЕЛИ УРОКА:
Ход урока.
- Какие виды связи вы изучили? (ковалентную, ионную, металлическую. Водородную) - Какова химическая связь в следующих соединениях? Разминка. На слайде показываются формулы веществ: HNO3, Cl2, KHSO4, H2O, NaOH, CaO, Cu. - В чем причина единства всех видов химической связи? (в их одинаковой физической природе – электронно-ядерном взаимодействии). - Какие механизмы образования связи вы знаете? (обменный и донорно-акцепторный) слайд. III. Изучение новой темы. На сегодняшнем уроке мы будем знакомится с новой темой «Комплексные соединения. Строение. Классификация и номенклатура». Человек – существо чрезвычайно любознательное. За время существования человечества было совершено очень много великих открытий, а сколько их еще будет! Вы познаете новое каждый день, и этот день не будет исключением. «Пора чудес прошла, и нам Подыскивать приходится причины
У.Шекспир. Сегодня вы попытаетесь сделать научное открытие подобно тем ученым, которые сталкиваются с неизвестными, неизученными ранее фактами. Опишите физические свойства данного вещества. (демонстрация образца «красной кровяной соли») ( школьники отмечают цвет, агрегатное состояние и т.д.). Количественный и качественный состав этой соли известен. Нам необходимо определить молекулярную формулу. Слайд. Решите задачу Молярная масса соединения равна 329 г/моль. Массовая доля К, С, Fe и N соответственно равны: 35,56%; 21,88 %; 17,02%; 25,54%. Определите молекулярную формулу вещества. (учащиеся самостоятельно решают задачу, у доски и два ответа с места берутся на проверку)
Дано Решение ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Запишем элементы по возрастанию электроотрицательности Ответ: К3Fe C6N6 Проблема 1 -Что это за соединение? К какому классу оно относится? K3FeC6N6 Демонстрационный опыт. Проверим это вещество на электропроводность. Лампочка горит, значит, это электролит. Какие классы относятся к электролитам? ( кислоты, соли, основания). Это соль. Запишем формулу в виде соли: 3КСN · Fe(СN)3 Проверим, верно ли это. Лабораторный опыт. 1). Внесите кристаллы исследуемого вещества в пламя спиртовки. Отметьте цвет пламени и сделайте вывод. 2). Растворите вещество в воде и проделайте качественную реакцию на ион железа (III) с роданидом калия. Прокомментируйте наблюдения. 3). Сделайте вывод о составе данного вещества. (ионы калия есть, а ионов железа нет!)
Классическое учение о валентности (Франкленд и Кекуле) объясняло валентность лишь в бинарных соединениях. Но по мере развития химии ученые все чаще стали сталкиваться с необыкновенными соединениями. Оказалось. Что атомы, валентные возможностьи которых насыщены. Способны образовывать более сложные соединения. Рассмотрим строение комплексной соли.
сфера сфера число К концу XIX века накопился огромный экспериментальный материал об этих веществах. В результате его систематизации и обобщения швейцарским химиком Альфредом Вернером была разработана координационная теория (1893 г.) В ее основу легли представления о пространственном строении веществ и теория электролитической диссоциации. В дальнейшем большой вклад в развитие координационной теории внесли Л.А.Чугаев, А.А.Гринберг, И.И. Черняев Слайд. Портреты ученых (сообщение учащихся о биографии Вернера и Чугаева). В соответствие с координационной теорией атомы большинства химических элементов наряду с обычной валентностью (главной) проявляют побочную. На стр. 78 рассмотрите строение иона Co+3. Он может присоединить к себе 6 лиганд по донорно-акцепторному механизму образования ковалентной связи.
Суммарный заряд комплексного иона равняется алгебраической сумме зарядов всех лиганд. Координационное число – это количество лиганд, которое способен присоединить комплексообразователь (центральный атом). Если степень окисления +1 - координационное число 2 +2 - 4 +3 - 6
Существуют еще координационные числа 8, 10, 14. Итак, связи между комплексообразователем и лигандами осуществляется с помощью электронных пар, т.е. связи ковалентные, образованные по донорно-акцепторному механизму. Донором электронов являются лиганды, а акцептором- ион- комплексообразователь. А каков характер связи между внутренней и внешней сферой, если эти вещества легко диссоциируют в воде? (ионные). Напишите уравнение диссоциации солей: K2[Zn(OH)4] → 2 K + + [Zn(OH)4]2- [Cu(NH3)4]S04 → [Cu(NH3)4]2+ + S042- Классификация комплексных соединений стр. 79. Катионные: [Cu(NH3)4]S04 Анионные: K2[Zn(OH)4] Нейтральные: [Ni(CO)4]
Н20 - «аква» NH3 – «амин» Сl- - «хлоро» NO3- —«нитро» CN - «циано» ОН- - «гидроксо» S042- – «сульфато» Упражнение в номенклатуре: Na[Al(OH)4] - тетрагидроксоаллюминат натрия [Cu(NH3)]S04 - сульфаттетраамин меди(П) [Сг(Н20)6]С1з - хлоридгексоаквахрома(Ш) K2[Zn(OH)4] - тетрагидроксоцинкат (II) калия Na3[Ag(S2О3)2] - дитиосульфатоаргентат (I) натрия
Самостоятельная работа. Слайд. I вариант I I вариант
Тетрагидроксокупрата (II) натрия Гексанитрокобальтата (III) калия 2. Назовите вещества: [ Рt(NН3)3Сl]Сl К[ Рt(NН3)Сl3] Проверка. Слайд 1. Na2 [ Cu (OH)4] K3 [ Co (NO2)6] 2. Хлорид хлоротриамминплатины (II) Трихлороамминплатинат (II) калия IV. Задание на дом
Смотрите также: Урок химии в 11 классе «Комплексные соединения. Строение. Классификация и номенклатура»
59.62kb.
1 стр.
Комплексные соединения. Комплексными
30.39kb.
1 стр.
Кафедра химии твердого тела
274.28kb.
1 стр.
Комплексные соединения
65.55kb.
1 стр.
Программа итогового междисциплинарного экзамена по химии для направления 020100- химия
117.61kb.
1 стр.
Урок физики в 8-м классе по теме Делимость электрического заряда. Строение атома Цели урока: показать, что электрический заряд можно делить на части; познакомить учащихся с электроном; познакомить учащихся с планетарной моделью атома по
35.38kb.
1 стр.
Урок по химии "Состав и классификация кислот"
54.44kb.
1 стр.
Ахметов М. А. Подготовка к егэ по химии 2008 ГОТОВИМСЯ К егэ по химии
29.17kb.
1 стр.
Вопросы первого коллоквиума
37.8kb.
1 стр.
Разработка урока химии «Гидроксиды: строение и характер»
113.73kb.
1 стр.
Лекции по дисциплине «Химия» на тему: «Комплексные соединения»
141.36kb.
1 стр.
Обобщающий урок в 7-м классе Урок-соревнование по теме «Отдел водоросли» 7 класс Тема урока: «Строение, жизнедеятельность и значение водорослей» 56.92kb.
1 стр.
|