Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3![]() Ленинского района Тульской области 2010
Пояснительная записка к Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются следующие основополагающие документы:
Важнейшей особенностью данной программы является тот факт, что в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. В целях более полного достижения национального воспитательного идеала духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования концептуальной и методической основой данной Программы послужила Федеральная Примерная Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся1. Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей Тульского региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, причем, конкретизированы задачи, ценности, содержание и планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развитие ученического самоуправления, участие обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МОУ «Алешинская СОШ» содержит теоретические положения Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России2 и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей). Предусматривает, что администрация, педагогический коллектив должны будут создавать условия для реализации данной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье. Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса потребуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально открытого уклада школьной жизни будет принадлежать педагогическому коллективу МОУ «Алешинская СОШ». Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит шесть разделов. Первые два раздела «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» в основном воспроизводят соответствующие разделы Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ориентируя их содержание на ступень начального общего образования (ввиду принципиальной важности определения национального воспитательного идеала, целей, задач и базовых ценностей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся). В третьем разделе «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» общие задачи систематизированы по основным направлениям духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
В каждом из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей. Четвёртый раздел «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» включает характеристику современных особенностей развития и воспитания обучающихся, раскрывает основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания (принцип ориентации на идеал, аксиологический принцип, принцип следования нравственному примеру, принцип идентификации (персонификации), принцип диалогического общения, принцип полисубъектности воспитания, принцип системно-деятельностной организации воспитания). В этом разделе конкретизируются и систематизируются по основным направлениям общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с учётом их возраста, а также приводятся примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования. Пятый раздел «Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся» формулирует и раскрывает:
В шестом разделе «Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у обучающихся на ступени начального общего образования по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является для педагогического коллектива МОУ «Алешинская СОШ» важным документом, определяющим характер воспитания, обучения и развития учащихся. Особенно важным и обязательными при организации воспитательного процесса являются определённые в Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России и Примерной Программе национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления духовно-нравственного развития и воспитания. Виды деятельности и формы их осуществления рассматриваются как примерные, ориентировочные. Определение конкретного содержания духовно-нравственного развития и воспитания в каждом классе, детском творческом объединении, секции, клубе, кружке будет осуществляться с учётом реальных условий, индивидуальных особенностей обучающихся, потребностей их родителей (законных представителей).
В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования образовательного учреждения должен быть отражён национальный воспитательный идеал. При этом, учитывая, что в современном процессе развития и воспитания ребёнка активно участвуют не только традиционные субъекты (семья и образовательное учреждение), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, средства массовой информации (СМИ), необходимо обеспечить согласованность действий между этими субъектами в решении принципиального вопроса о том, на воспитание какого человека направлены непосредственные или опосредованные их усилия. Педагогическое сообщество, образовательное учреждение способны взять инициативу в определении и реализации национальных педагогических приоритетов. При этом национальный воспитательный идеал должен стать принципиальной основой социального партнёрства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно- нравственного развития и воспитания, приведённых в Концепции, а также с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: В области формирования личностной культуры:
В области формирования социальной культуры:
В области формирования семейной культуры:
Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). II. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации будут являться национальные духовно-нравственные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных и семейных традициях многонационального народа России, передаваемые из поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Традиционными источниками нравственности будем считать:
Базовые национальные ценности будут лежать в основе всего уклада школьной жизни и определять характер урочной и внеурочной, классной и внеклассной деятельности, а также характер целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Над организацией такого пространства школа работает с 2005года, реализуя проблему, определённую «Программой развития школы до 2011 года», и проектами «Формирование стремления у учащихся к здоровому образу жизни» и «Духовные традиции русского народа». Проблема эта звучит так: «Формирование всесторонне развитой личности, способной к творчеству, самоопределению и самореализации на основе здоровьесберегающей педагогики и новых информационных технологий ». Эти проекты довольно успешно реализуются. С переходом же на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения появляются новые реальные возможности выхода образовательного учреждения на более высокие уровни развития. Для этого предстоит усилить проектно-сетевое взаимодействие различных социальных субъектов воспитания: семьи, общественных и детско-юношеских организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, православной церковью. Взаимодействие МОУ «Алешинская СОШ» с указанными субъектами будет выстраиваться на основе:
Следует отметить, что за пять лет работы ОУ по реализации проектов «Русская изба» и «Мы - Славяне» педагогический коллектив сумел достигнуть гражданского согласия со многими авторитетными социальными институтами, в том числе и с русской православной Церковью. Предстоит более глубокая и масштабная совместная работа по укреплению единства образовательного пространства, придания ему
Указанный выше перечень базовых национальных ценностей будет обязательным при формировании программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. III. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования. Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования, представленные в параграфе первом данной Программы, классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России. Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся будет основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися. Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала в МОУ «Алешинская СОШ» будет осуществляться по следующим направлениям.
Среди данных направлений нет приоритетных и менее важных: все они важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Последующие разделы данного плана конкретизируют задачи, виды и формы деятельности ОУ в соответствии с системой базовых национальных ценностей. Смотрите также: Пояснительная записка к Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
721.8kb.
3 стр.
Пояснительная записка 4 программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 11
2784.77kb.
21 стр.
Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
884.61kb.
4 стр.
Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
817.25kb.
4 стр.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
453.2kb.
3 стр.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
544.27kb.
4 стр.
Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений чеченской республики
523.24kb.
3 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования бухарест 2012 Содержание
2745.25kb.
17 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования государственного образовательного учреждения Прогимназия №1644 Юго-Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы
2647.55kb.
12 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2016 годы Дон-Терезин, 2011
14565.38kb.
77 стр.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования восхождение
340.91kb.
1 стр.
Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Курашова Маргарита Александровна моу «Медико- биологический лицей» 250.71kb.
1 стр.
|