Главная
страница 1


c:\users\user\pictures\2013-02-26\001.jpg


e:\риказ по краеведу.jpg

c:\users\user\pictures\2013-02-26\001.jpg

c:\users\user\desktop\новое скан\эк.jpg

c:\users\user\desktop\новое скан\пожарка.jpg

c:\users\user\desktop\новое скан\экскурсии.jpg

План - программа кружка

кружка «Юный краевед»

Руководитель кружка

О.Н. Лисаневич

Пояснительная записка

Чувство любви к Родине

нужно заботливо выращивать,

прививая духовную оседлость,

так как без корней в родной местности, стороне

человек похож на искушенное растение перекати-поле.

Д.С. Лихачев

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Эта проблема становится чрезвычайно актуальной. В настоящее время материальные ценности стали больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Чтобы слова «я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Академик Д.С. Лихачев писал: «Чтобы любить Родину, надо знать, за что ее любить, надо знать ее историю, героев и их великие подвиги. Только дав ребенку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребенке патриота и гражданина». В большей степени этому способствует нравственно-патриотическое воспитание, наглядно знакомя дошкольников с их «малой родиной», близкой и понятной детям. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к малой родине у него проявляются в чувстве восхищения родной местностью. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных факторов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей с родным краем.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отечеству начинается с любви к малой родине – месту, где родился человек. Поэтому в программе «Юный краевед» нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями края, города, жизнью и бытом предков, богатством Пермской земли их значением на современном этапе.



Концептуальной основой программы является обогащение, амплификация детского развития, взаимосвязь всех его сторон через знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей, культурой, природой родного края.

Методологической основой программы является общетеоретическое положение отечественной психологии о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста и социально-педагогическом воздействии (Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев), теоретико-методологические аспекты патриотического воспитания (А.В. Беляев, С.А. Козлова, Э.К. Суслова и др.)

Цель и задачи плана - программы

Основная цель программы: формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории и культуре родного края.

Задачи программы:

Образовательные

  • Расширять и углублять знания дошкольников об окружающем мире на примере ближнего и дальнего окружения;

  • Расширять представления детей о истории, культуре, профессиях, людях родного города.

  • Учить ориентироваться в природной среде обитания;

  • Формировать представления о традициях и культуре земляков.

Развивающие

  • Развивать интерес к русским традициям и промыслам;

  • Развивать чувство ответственности и гордости за достижения земляков

  • Развивать творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

Воспитательные

  • Воспитывать заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране;

  • Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, городу, краю

  • Воспитывать уважение к труду, традициям и культуре своего народа.



Организация работы по плану - программе

План – программа кружка «Юный краевед» рассчитана на возрастную категорию детей 5-7 лет, срок реализации программы – 2 учебных года, (с октябрь по май). Содержание программы строится на основе общих педагогических принципах:



  • целостности – в программе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность с другой;

  • интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной программе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, изодеятельность и др.

  • деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;

  • возрастного и индивидуального подхода, предполагающего выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей;

  • историзма, который предусматривает хронологическую последовательность с возникновения города до наших дней и реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее.

Содержание работы

Содержательная часть программы представлена 5 тематическими разделами:



Название разделов

Количество занятий

Раздел 1. «Моя семья»

2

Раздел 2. «Страницы истории»

5

Раздел 3. «Район, в котором я живу»

2

Раздел 4. «Родная природа»

3

Раздел 5. «Этих дней не смолкнет слава»

4

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своем крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность. Основные формы кружковой работы – тематические занятия 2 раза в месяц (старшая группа 25 минут, подготовительная - 30 минут). Важно, чтобы занятия повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучить детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы, можно предложить найти ответы в иллюстрациях, спросить у родителей, в познавательной литературе и т.д. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса. Кроме того, некоторые занятия объединяют в себе познавательное и речевое развитие, музыку, изодеятельность (в занятия включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы, дидактические и творческие игры, изготовление макетов, альбомов, составление творческих рассказов, а также экскурсии, целевые прогулки по близлежащим улицам к памятным местам, встречи с интересными людьми).

При проведении каждого занятия деятельность педагога направлена на:

- создание положительной познавательной мотивации детей;

- организацию их внимания;

- активизацию речевого опыта и обогащение словарного запаса дошкольников;

-формирование способов оценки ребенком собственной деятельности.



Раздел 1. «Моя семья»

Цель: расширять область социально-нравственных чувств и отношений детей.

Задачи:

1-ый год обучения:

- развивать умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию;

- обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях.

- способствовать возникновению познавательного интереса к ближайшим родственникам;

- воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье.

2-ой год обучения:

- побуждать детей совершать положительные поступки, движимых мотивами гуманности и справедливости;

- уточнить знания детей о праздниках, особенностях семейной подготовки к ним;

обобщить знания детей о значимости и красоте семейных обычаев, традиций, праздников

Раздел 2. «Страницы истории»

Цель: знакомство с историей города, воспитание чувства любви, гордости к своей малой Родине.

Задачи:

1-ый год обучения:

- развивать интерес и любознательность к историческому прошлому родного города;

- расширять представления детей о самобытности земляков в прошлом и настоящем.

2-ой год обучения:

- расширять представления детей о родных местах, развитие чувства неразрывности с окружающим миром;

- воспитывать и развивать желание сохранять и преумножать богатства своего края, желание сделать его лучше.



Раздел 3. «Район, в котором я живу»

Цель: расширение, углубление и обобщение знаний об окружающей действительности.

Задачи:

1-ый год обучения:

- формировать представления о ближайшем окружении, как частице малой Родины.



2-ой год обучения:

- способствовать проявлению положительных нравственных качеств к объектам окружающей действительности.

Раздел 4. «Родная природа»

Цель: воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде, как неотъемлемой части родного края.

Задачи:

1-ый год обучения:

- познакомить с природой родного края, ее особенностями;

- развивать познавательную активность, гуманное бережное отношение ко всему живому;

- воспитывать умения эстетически воспринимать красоту окружающего мира.



2-ой год обучения:

- воспитание чувства любви к родной природе, как к одному из слагаемых патриотизма.

Раздел 5. «Этих дней не смолкнет слава»

Цель: донести до детей значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:

1-ый год обучения:

- расширять представления о важном событии в истории страны – Великой Отечественной войне;

- формировать у детей понятие причастности пермяков к защите Отечества от фашистских захватчиков.



2-ой год обучения:

- воспитывать стремление быть смелыми и отважными

- воспитывать будущих защитников своей страны.



Тематическое планирование



Тема

Краткое содержание занятий

Старшая группа

(1-ый год обучения)

Подготовительная группа

(2-ой год обучения)

Сентябрь. Диагностика. Определение первичного уровня знаний детей о родном крае.

Раздел 1. «Моя семья»

Октябрь

1.

«Семья, семейные традиции»

Работа над понятием «родня». Близкие и дальние родственники. Роль каждого члена в семье. Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня». Рассказ детей о членах семьи на основе личного опыта.

Изготовление с родителями герба семьи.

Работа над понятием «традиции». Беседа и рассказ детей о семейных традициях.

Рисование «Праздник в нашей семье»



Работа над понятием «семья».

Место работы родителей и других членов семьи. «Встреча с интересным человеком»: родители детей рассказываю о своих профессиях. Изготовление коллажа «Моя семья».

Беседа с детьми об их домашних обязанностях, увлечениях родителей, семейных праздниках. «Встреча с интересным человеком»: родители детей рассказываю о семейных традициях.


2.

«Мой дом, моя улица»

Адрес проживания. Для чего это необходимо знать? Моя комната. Чем я люблю заниматься дома. Оформление фотогазеты «Я дома».

Закрепление знания домашнего адреса. План квартиры. Кто из семьи и где в доме любит находиться. Упражнение в составлении плана квартиры.

Раздел 2. «Страницы истории»

Ноябрь

1.

«Пермский край – частица России»

Выяснить у детей знают ли они, как называется место, в котором мы родились и живем.

Беседа с детьми о стране, в которой мы живем. Рассматривание карты мира, нахождение нашей Родины – России. Аукцион–конкурс «Кто больше назовет пословиц и поговорок о Родине» Чтение стихов о Родине.



Рассказ воспитателя об особенностях расположения нашего города, городах- соседях. Работа с картой. Чтение стихов о Перми. Слушание песен о городе Пермь.

2.

«Откуда город берет начало»

Выяснить у детей, знают ли они, как образовался наш город. Рассказ воспитателя об истории возникновения города Пермь. Рассматривание иллюстраций города в прошлом, фотографии старой Перми.

Беседа с детьми: почему наш город так называется. Рассказ воспитателя. Игра «Кто больше подберет названий нашего города» (ласковых)

Декабрь

1.

«Герб моего города»

Выяснить, знают ли дети что такое герб. Рассказ воспитателя, что такое герб, его назначение. Рассматривание изображения государственного герба и флага РФ. Дидактические игры «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг». Слушание гимна, его назначение

Рассказ воспитателя о гербах Перми, современном гербе.

Рассматривание гербов других городов Пермского края. Дидактические игры «Узнай герб Перми», «Собери герб».



2.

«Занятия и развлечения пермяков в прошлом и настоящем»

Рассказ воспитателя о распространенных занятиях поселенцев Прикамья: охота, рыбалка, прядение, ткачество, резьба по дереву, гончарное ремесло, солеварение. Рассматривание альбомов, картинок с изделиями. Опытно-экспериментальная деятельность с солью.

Организация в группе мини-музея «Предметы старины»



Рассказ воспитателя о ярмарке, где собирается много людей, идет оживленная торговля, звучит музыка, организуются различные игры, соревнования. Работа над понятиями «торговые ряды», «торговая площадь».

Игра «Ярмарка».

Конкурсы и подвижные игры, в которые играли наши предки.


Январь

1.

«Достопримечатель-ности нашего города»

Рассказ-беседа воспитателя о достопримечательностях нашего города: театрах, кинотеатрах, храмах, музеях, планетарии, цирке.

Отгадывание театральных загадок.

Рассматривание иллюстраций, открыток и буклетов о достопримечательностях Перми. Экскурсии к достопримечательным местам.


Познакомить детей с понятием «история», с краеведческим музеем, людьми, которые занимаются историей города – краеведами. Познакомить детей с имеющимися в городе учебными заведениями, с тем, какую профессию можно в них получить, какие профессии необходимы в городе..

Рассматривание иллюстраций с изображением профессий, фотографий учебных заведений.



Раздел 3. «Район, в котором я живу»

2.

«Я люблю свой детский сад, и район где я живу»

Рассказ-беседа о местонахождении детского сада. Экскурсия по детскому саду, что находится в каждом помещении, какие группы имеются. Беседа о важности труда всех работающих в детском саду. Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад».

Прогулка по участку детского сада: обратить внимание на здание детского сада и что находится около него. Чтение стихов о детском саде. Рассказ детей «Почему я люблю с вой детский сад». Рассматривание фотографий из жизни детского сада.

Февраль

1.

«Я иду в свой детский сад»

«Экскурсия» по району по фотографиям и иллюстрациям. Рассказ воспитателя и рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе.

Беседа об улицах района. Рассматривание карты района, пометка самых интересных объектов на карте, детского сада. Основные части улицы (проезжая, газон, тротуар, дома). Общественные здания в районе, их назначение. Встреча с известными людьми района

Раздел 4. «Родная природа»

2.

«Растительный мир родного края»

Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родной природы. Беседа о растениях родного края.

Отгадывание загадок про растения, деревья, решение экологических задачек.

Дидактические игры: «Какие растут деревья», «Какие кустарники ты знаешь», «С какого дерева листок».


Работа с понятиями «парк», «сквер», «сад».

Зачем они нужны в городе? Значение зелени в городе, зелень в нашем районе. Кто ухаживает за парками, скверами, растениями нашего города. Рассматривание фотографий с изображением парков нашего города и др. известных парков других городов. Экскурсия в близлежащий парк.



Март

1.

«Животный мир родного края»

Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с изображением животных, птиц, насекомых, рыб родного края. Беседа о животных родного края.

Отгадывание загадок.

Дидактическая игра: «Узнай животного по описанию».

Лепка «Животные пермского края».



Викторина о животных края.

Беседа о пермском зоосаде: назначение, история пермского зоосада, количество и разнообразие животных в нем, труд работников зоосада. Вопросы для обсуждения: зачем люди приходят в зоосад? Где животные проживут дольше: в природе или в зоосаде?

Изготовление коллажа «Животные нашего края»


2.

«Реки нашего города»

Беседа о реках, которые протекаю на территории нашего города. История их появления.

Беседа о Каме: знают ли дети, как называется крупнейшая река, на берегу которой находится наш город. Обсудить различные версии происхождения названия реки. Рассказ воспитателя о значении реки для жизни города. Чтение и разучивание стихов о Каме. Рассматривание иллюстраций с изображением Камы.

Раздел 5. «Этих дней не смолкнет слава»

Апрель

1.

«Знаменитые земляки»

Рассказ воспитателя, рассматривание портретов беседа о жизни и творчестве писателей Л.Кузьмина, Е.Пермяка, Л. Давыдычева; изобретателей А.С. Попова, Н.Г. Славянова. Чтение произведений пермских писателей. Работа с материалами выставки.

Занятие-викторина: по прочитанному отрывку узнать произведения и их авторов, по загадке догадаться об изобретении, по биографии узнать человека, по фотографии определить, кому поставлен памятник.

2.

«Это страшное слово – война»

Беседа о войне, рассказ воспитателя о подвиге, мужестве, героизме всего народа вставшего на защиту своей Родины.

Чтение А. Барто «На заставе», З. Александрова «Дозор», С. Баруздин «Страна, где мы живем».



Беседа «Война глазами детей».

Создание тематического альбома «Нам нужен мир».



Май

1.

«Есть такая профессия – Родину защищать»

Воспитатель подводит детей к пониманию причастности пермяков в благородном деле – Защите Отечества. В Перми был сформирован Уральский добровольческий танковый корпус, госпитали, на Мотовилихинском заводе изготавливали пушки, на заводе им. Свердлова – моторы к самолетам, на других заводах – телефоны, каски, шили военную одежду.

Рассказ воспитателя о том, как город развивался в послевоенное время, какие объекты были построены после войны. Какие памятники посвящены героям войны. Чтение стихов о мире.

2.

«Что мы знаем о своем городе» (итоговое занятие)

Экскурсия по городу. Занятие-викторина. Проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» (вопросы по пройденному материалу в течение учебного года)

Итоговая диагностика по программе на определение уровня знаний.

Диагностический компонент

Критерии диагностики

Старшая группа

Подготовительная группа

  • Знает название нашей страны

  • Находит государственный герб и флаг РФ среди других стран

  • Знает символическое значение цветов флага и герба

  • Знает название города, в котором живет, домашний адрес

  • Знает название улиц города

  • Называет достопримечательности города, рассказывает о них

  • Называет интересные объекты района, в котором живет, упоминает детский сад, рассказывает о них

  • Называет и находит на картинках животных, обитающих в родном крае

  • Называет и находит на картинках растения, произрастающие в нашем крае

  • Называет реки, протекающие в городе Перми и крае

  • Называет распространенные занятия поселенцев Прикамья

  • Называет имена знаменитых земляков

  • Рассказывает о вкладе пермяков в годы Великой Отечественной войны

  • Знает название страны, края, города, в котором живет

  • Безошибочно находит герб, флаг страны, герб города среди других городов

  • Осмысленно рассказывает об истории возникновения города

  • Знает название микрорайонов и улиц города, объясняет, почему они так названы

  • Называет главные промышленные объекты города, основные профессии людей этих предприятий

  • Называет от 3 до 5 памятников города, может рассказать о них

  • Рассказывает о земляках, прославивших город

  • Знает достопримечательности города, может о них рассказать

  • Имеет представления о промыслах и о быте земляков в прошлом

  • Знает названия животных и растений родного края

  • Называет главную реку Перми, рассказывает о ее роли в жизни Пермяков

  • Называет имена знаменитых земляков, рассказывает, чем они прославили свой город

  • Владеет элементарными сведениями о Великой Отечественной войне, рассказывает о Перми в годы войны.

Критерии оценки

Высокий уровень - ребенок дал полные правильные ответы на все вопросы, ответы сопровождались рассказом, подробным объяснением

Средний уровень – ребенок правильно ответил на две трети вопросов, давал краткое объяснение и небольшой рассказ



Низкий уровень – ребенок дал правильные ответы менее чем на половину вопросов, давал не полные, краткие ответы.

Предполагаемый результат

К семи годам ребенок:

  • имеет представления о своем крае, об истории возникновения родного города, об его знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях труде людей;

  • владеет общими представлениями об основных традиционных ремеслах, промыслах;

  • проявляет интерес к истории своего города (края);

  • проявляет заботу о чистоте, порядке в своем микрорайоне;

  • с благодарностью и уважением относится к знаменитым людям города, края;

  • с удовольствием участвует в торжественных событиях, традиционных праздниках;

  • осознает возможность и перспективу своего участия в сохранении и преумножении культурных достижений города, края.

Условия реализации программы

  1. Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы.

  2. Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка.

  3. Создание необходимой материально-технической, учебно-методической базы.

  4. Учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с эти уровнем.

  5. Динамичность работы, учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка.

  6. Объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания

Литература

  1. Ахметова Н.Н. План-программа по краеведению. Пермь, 1997

  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2008

  3. Доможакова Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. / Управление ДОУ № 8, 2006, с. 80-85

  4. Лиссер О.В., Зарочинская И.Н., Шарапова Н.А. Конспекты занятий по социальному развитию дошкольников. Пермь, 2003

  5. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать…М., 2006

  6. Пименова Л.В. Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Пермь, 2000

  7. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. / Дошкольное воспитание № 6 2003, с. 45 – 55

  8. Федотова А.М. Пермский край – мой родной край. Пермь, 2001

9. Юдина Г. Патриотическое воспитание. / Ребенок в детском саду 4, 2001, с. 59 - 64


Смотрите также:
Программа кружка кружка «Юный краевед» Руководитель кружка О. Н. Лисаневич Пояснительная записка Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать
178.4kb.
1 стр.
Силина Ольга Владимировна, руководитель туристского кружка. Бражное 2006 г пояснительная записка Дополнительная образовательная программа
238.13kb.
1 стр.
Программа кружка «Цветоводство»
220.67kb.
1 стр.
Программа работы кружка «Игровая ритмическая гимнастика»
58.61kb.
1 стр.
Памятка по подготовке и проведению творческого отчёта кружка. Памятка по организации и проведению открытого занятия в кружке
262.99kb.
1 стр.
Программа кружка «Юный йога» 2011-2013гг
60.18kb.
1 стр.
Доклад участников кружка «Краевед» на районном слёте юных экологов
51.83kb.
1 стр.
Рабочая программа театрального кружка «Колокольчик»
151.43kb.
1 стр.
Программа кружка «Юные экологи-краеведы» (V-VII классы) Программа кружка «Туристы-экологи»
354.78kb.
1 стр.
Программа модифицированного типа хореографического кружка "Капелька" (художественно-эстетическое направление) для детей
94.25kb.
1 стр.
Программа химического кружка для учащихся 6-7 классов
200.48kb.
1 стр.
Тематика поисково-исследовательских работ кружка «мы короленковцы»
109.34kb.
1 стр.