Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 Сибирский федеральный университет ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ Методические указания к семинарским занятиям Красноярск СФУ 2011
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «История и методология биологии». Пособие содержит тематический план занятий, представлены источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий. В пособие даны рекомендации для подготовки к семинарам, промежуточному и итоговому контролю. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400.68 «Биология». Дисциплина «История и методология биологии» играет объединяющую и централизующую роль в системе биологических и физических дисциплин, составляющих основное содержание современной биофизики. Этот курс также призван установить взаимосвязь между естественнонаучными и гуманитарными предметами, помочь студентам, выполняющим свою научную работу, овладеть методологией научного творчества. В рамках методологической части курса дается развернутое определение биофизики, характеризующее специфику и место этой науки среди других естественных наук, рассматриваются важнейшие понятия и модели, используемые в главных биологических и физических дисциплинах, и их отражение в системе подходов и методов, используемых в биофизике. Методология биофизики рассматривается не только как раздел философии, но и как часть биологии и физики, соотнесенная с общей методологией естествознания. При этом биофизика не является простой суммой биологии и физики, а имеет свою хорошо развитую методологию. Основная задача исторической части курса состоит в том, чтобы представить формирование биофизических понятий на основе исторического развития биологии, физики и химии не только во времени, но и в пространстве (кроме «истории» здесь подразумевается и ее «география»). Последовательная смена естественнонаучных представлений о мире, создание картины мира – эти центральные стержневые темы – основываются на фактах, датах, именах, представленных в истории биологии. Одной из целей курса является тщательный подбор фактического материала, стремление к отражению лишь капитальных обстоятельств истории, включение только тех данных, которые необходимы для убедительного изложения основных идей. В то же время обстоятельно представлены биографии величайших биофизиков, биологов и физиков прошлых веков и настоящего времени, тех, кто определил магистральные направления развития науки. Для того чтобы их имена, заслуги и биографические сведения запомнились, студентам предоставляется возможность самостоятельно подготовить презентации о великих ученых, провести исторический анализ отдельных отраслей биофизики и биологии вплоть до современности для понимания неразрывной связи прошлого и настоящего науки, практической ценности предмета для становления и воспитания молодого ученого. Презентации и новые материалы, подготовленные студентами, будут способствовать постоянному расширению и совершенствованию курса. Главное место в курсе (по значимости и по объему) занимает история биологии и биофизики. Изложение вопросов истории и методологии опирается на конкретные факты и обобщения, которые рассматриваются через призму современных представлений. Каждому образованному естествоиспытателю, инженеру, преподавателю необходимо знать основные исторические факты, относящиеся к области его деятельности. Однако биофизика находится в этом отношении в особой позиции. Индуктивный, эмпирический характер этой науки неизбежно приводит к сосуществованию в ней весьма различных, а иногда и исключающих друг друга теоретических представлений, причем появление новых, более строгих подходов далеко не всегда отменяет активное использование старых упрощенных моделей. Историческая картина рождения, расцвета и девальвации научных концепций в биологии, физике и химии очень помогает разобраться в сложном конгломерате воззрений, сосуществующих в современной науке. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫКурс «История и методология биологии» изучается в 12 семестре. Трудоемкость каждого вида учебной работы дисциплины в часах и зачетных единицах приведена в табл. 1. Таблица 1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Смотрите также: Методические указания к семинарским занятиям Красноярск сфу 2011 удк
220.93kb.
1 стр.
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск сфу 2011
388.39kb.
3 стр.
Методические указания к практическим занятиям Красноярск сфу 2012
429.01kb.
1 стр.
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 удк ббк ф
281.02kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экологическая биотехнология» подготовлен и издан в рамках мега-проекта «Биотехнологии новых биоматериалов»
160.37kb.
1 стр.
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям
337.76kb.
1 стр.
Методические указания Красноярск сфу 2010 (075) ббк 87 я73
727.96kb.
3 стр.
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск сфу 2012 удк ббк г
252.9kb.
1 стр.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики беларусь
788.46kb.
3 стр.
Методические указания к семинарским занятиям
599.77kb.
4 стр.
М. В. Борцова История психологии Часть 1 Методические рекомендации к семинарским занятиям
835kb.
4 стр.
Методические указания к семинарским и лабораторным занятиям 54.81kb.
1 стр.
|