Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет медиакоммуникаций
Кафедра медиапроизводство и креативные индустрии


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему «Сравнительный анализ технологий производства многосерийного телефильма и телесериала в России»

Студент группы № 446 ж

Новоселова Екатерина Сергеевна


Научный руководитель

профессор департамента

«Медиапроизводство и креативные индустрии»

кандидат филологических наук

Кемарская Ирина Николаевна

Москва, 2013 г.


Оглавление


2

Введение 2

Глава 1. Многосерийные формы как важный элемент телеиндустрии 9

Раздел 1.1. Телесериал и многосерийный телефильм: разночтения в терминологии, история вопроса. 9

Раздел 1.2 Характеристика рынка телевизионных продуктов в России 21

Глава 2. Особенности драматургии МТФ и сериалов. 26

Раздел 2.1 Темпо-ритмы многосерийного телефильма. 27

Раздел 2.2 Темпо-ритм телесериалов. 33

Раздел 2.3 Типы протагониста в сериалах и многосерийных телефильмах. 39



Глава 3. Сравнительные характеристики творческо-технологических решений многосерийных телефильмов и телесериалов 45

Раздел 3.1 Число сюжетных линий в МТФ и в сериалах 46



Раздел 3.2 Логика развития сюжета 50

Раздел 3.3 Наличие «крючков», деталей и эпизодов, удерживающих внимание зрителя 55

Раздел 3.4 Типы съемок как художественный прием 59

Раздел 3.5 Пилотная серия – индикатор успешности зрелища 62

Раздел 3.6 Идейно-художественная направленность телезрелища 64



Раздел 3.7 Наличие, источники и характер клише 67

Выводы 73

Приложения 75

78

78

Список литературы 78



Введение


Отечественное телевидение сегодня предоставляет аудитории большой набор различных развлекательных зрелищ, именно они занимают значительную часть эфира любого канала. Особое место среди них занимают многосерийные телефильмы и телесериалы, как зарубежные, так и отечественные. Актуальность исследования обусловлена специфическими особенностям развития индустрии сериалов в России: позднее появление телесериала, воздействие западных форм на производство отечественных зрелищ.

Несмотря на то, что телесериал в России – является относительно новое по сравнению с западными странами, высокий спрос на такой тип зрелища провоцирует постоянное увеличение производства отечественных сериалов сегодня. Если в США производство первого длинного сериала началось еще в 1937 году, в России зарождение этого вида телепродукции пришлось на начало 90-х годов прошлого столетия.

Многосерийные телефильмы, в отличие от сериалов, появились на отечественном телевидении более полувека назад: первым опытом создания многосерийного телезрелища в СССР стал телефильм «Вызываем огонь на себя» Сергея Колосова, произведенный в 1964 году. По своей насыщенности, темпо-ритмическому рисунку, визуальным эффектам, созданию образов героев этот телефильм имеет много общего с советским кинофильмом.

Стоит сказать, советского Центрального телевидения сразу приняла подобный формат, и уже через пару лет он опередил по популярности хоккей и художественное катание – бывших лидеров зрительского предпочтения.1 Далее на протяжении почти 30 лет многосерийный телефильм адаптировался на отечественном телевидении,

Рост производства первых отечественных многосерийных телефильмов сравним с современным ростом производства сериалов: в 1967-м году вышло два многосерийных телефильма, в 1969-м и 1970-м – уже по три, в 1971-м – пять, а через год – уже десять. Если мы взглянем на количество частей этих фильмов, рост будет еще болеет наглядным: первый отечественный телефильм состоял всего из четырех эпизодов, но уже через десять лет был снят популярный и сегодня «Вечный зов», сюжет которого заключен в 19 серий. Тем не менее, даже при таком количестве составных эпизодов зрелище строилось по законам именно телефильма, а не сериала.

Первым зарубежным сериалом, попавшим на советское телевидение, стала в 1971 году «Сага о Форсайтах», состоявшая из 26 серий. Но все же полноценное знакомство советского зрителя с новым типом зрелища, телесериалом, произошло намного позже, во времена «перестройки». И в социальной, и в политической, и в экономической, и, как отражение, в культурной сфере в 90-х наблюдался разлом, что предопределило судьбу нового формата на отечественном телевидении. По мнению Вальтера Беньямина, искусственно выстраиваемая для аудитории квазиреальность лучше всего приживается именно во времена нестабильности общества.2 Большую часть телевизионного сериального вещания в России 90-х годов 20 века составляла иностранная продукция: особенно выделялась среди них новая форма – «мыльные оперы», самой популярной из которых стала «Санта-Барбара». Помимо этого жанра, поток сериалов, попавших на отечественное телевидение, был наполнен множеством других жанров телезрелищ: от ситкома до детектива, от полицейской драмы до телеромана.

Первым зарубежным латино-американским длинным телероманом стали «Богатые тоже плачут». Жанр детектива был представлен сериалом «Коломбо», одним из самых известных «долгожителей» в этой области. Сериал «Закон и порядок» стал первым зарубежным полицейским сериалом (судебная драма) на нашем телевидении. Помимо этого в 90-е годы транслировались также ситком «Друзья» на канале «РТР», с 1998 года - медицинская драма «Скорая помощь» и мистический детектив «Твин Пикс».

Благодаря представленному разнообразию, российские производители сериалов увидели некий образец создания подобных зрелищ и множество формул, приемов и клише для адаптации жанров и форм многосерийности.

Огромная популярность латино-американских сериалов продемонстрировала возможность эффективного воздействия на зрителя на достаточно глубоком уровне: самым ярким примером может служить вошедший в обиход российской телеаудитории термин «фазенда» после просмотра «Рабыни Изауры» и распространение имени главной героини в России начала 90-х. В. Зверева, социолог и исследователь феномена телесерилов, так объясняет причину популярности данного зрелища: «Среди устойчивых признаков такого произведения — разбивка повествования на серии, выходящие в одно и то же время (что заставляет синхронизировать жизнь зрителя с героями фильма); ограниченный круг участников, становящихся на время «близкими знакомыми» и «родственниками» аудитории; несколько переплетающихся сюжетных линий; акцент на вербальный текст, на «разговоры» о «простых человеческих чувствах» и «отношениях» между героями; расчет на закадровое бытование фильма — на его обсуждение, домысливание продолжения и т.п. Таким образом, сериалы позволяют ставить вопросы о причинах их популярности у аудитории, о природе зрелища и удовольствия в сериале, об особенностях «историй» в том или ином фильме, о специфике языка, выбранного для коммуникации со зрителем. Часть этих вопросов универсальна, может быть задана сериалу как таковому, другая часть адресована определенной культуре и конкретным текстам.»3 Именно эта адресность послания телесериала определила необходимость создания собственной индустрии, которая отвечала бы на требования зрителя, базировалась на уже накопленном советским производством опытом и учитывало внедрение западных образцов в российском вещании. Предшественником телесериала в России, как уже было отмечено в данной работе, был многосерийный телефильм. Именно он играл роль «зеркала» советских реалий, обладал множеством дидактических функций и отличался высокой художественностью повествования.


Со сменой социо-демографической обстановки в стране изменилось и ее отражение в культуре: пропагандировались новые стандарты, изображалась новая действительность.

Эти преобразования обуславливали вопрос: стал ли сериал приемником советского многосерийного телефильма или качественно новым продуктом? Строится ли он по тем же законам или является новым явлением на телевидение или задает новые правила создания художественного зрелища? Эти вопросы помогают нам обозначить противоречие между двумя формами экранного повествования: сериальным и

Именно эти формы телезрелищ, многосерийные телефильмы и сериалы, являются объектом данного исследования. В связи с этим, ключевой задачей исследования будет разработка дефиниций для компаративного анализа.

В качестве предмета исследования выступают технологии производства отечественных многосерийных телефильмов и телесериалов, их специфика и художественный контекст.

В данной работе будут анализироваться формы функционирования многосерийных телефильмов и телесериалов в России, специфика их создания и сравнения сходств и различий технологий. В первую очередь, будут изучены творческие решения создания телезрелищ, а не особенности в области менеджмента и продюсирования. Ввиду обширности предмета исследования мы намеренно сузили его границы, остановившись более подробно на особенностях технологий сценарного производства. Чтобы сделать картину обозримой, мы осознанно не будем касаться здесь некоторых прикладных технических аспектов производства.

Таким образом, основными задачами исследования являются:



  1. Выявление основных характеристик многосерийного телефильма и телесериала в России;

  2. Компаративный анализ сходств и различий обоих типов зрелищ;

  3. Обозначение источников заимствований приемов создания объектов исследования.

Основополагающей гипотезой работы будет положение о том, что многосерийный телефильм представляет собой режиссерский продукт, больше нацеленный на реализацию творческих задач, нежели коммерческих, в то время как в сериал относится, скорее, к продюсерским проектам, основной целью которых является привлечение и удержание значительной доли аудитории.

Важной особенностью, отличающей многосерийный телефильм от сериала, является законченность создания сценария до съемок телефильма и возможность продолжения телесериала. Телефильм рассчитан на целостный показ, в то время как сериал обладает возможностью фрагментарного показа и открытого финала.

Разница между ними проявляется через множество критериев, начиная с финансирования продукта и заканчивая конечной целью создания зрелища. Разные функции сериала сказываются на методиках привлечения аудитории, а также обуславливает использование определенной совокупности приемов, клише телезрелищ, знакомых и популярных у целевой аудитории данного канала.

Многосерийный телефильм представляет собой художественно более качественный продукт, находящийся вне множества ограничительных рамок, характерных для телесериала.



Новизна исследования обусловлена рядом причин: из-за недавнего появления формата телесериала в России, компаративный анализ телефильма и телесериала практически не проводился. Большинство исследований многосерийного фильма приходится на время развития советского телевидения – 70-е годы прошлого века. Первым этапом осмысления и анализа появления в СССР многосерийного телефильма стала конференция в октябре 1974 года, прошедшая в Таллине. По ее результатам был написан один из наиболее полных сборников, посвященных явлению многосерийности, под названием «Многосерийный телефильм: Истоки. Практика. Перспективы». Авторами этих первых научных трудов в данной области стали многие исследователи зарождения телевидения, в числе которых: В. Демин, Н. Зоркая, А.Н. Вартанов, А. Липков и Б. Михалков, знания которых помогли проанализировать в данной работе основы и природу многосерийного фильма.

Из современных исследователей телесериалов наиболее актуальными в контексте сравнительного анализа являются научные разработки В. Зверевой, которая изучает гибридность современных культурных форм на примере телесериала, учитывая исторический и географический контекст его производства.

Основы структуры сценария любого экранного зрелища представлены в работах А. Митты, Р. Макки. Несмотря на то, что в основе их исследования лежит, скорее, кинопродукция, некоторые законы, по которым строится сюжет действия, применимы и к телевидению.

Наконец, важным источником является анализ накопленного опыта популярными российскими продюсерами сериалов – Ю.М. Беленьким и А.З. Акоповым. В обеих работах изучаются вопросы появления и адаптации на отечественном телевидении сериала специфика, формулы производства данного типа телепродукта. Важным аспектом научных разработок Беленького является изучение эквифинальности телесериала как одного из ключевых особенностей зрелища. Также в исследовании объясняется конфликт советских форм многосерийности с западными формами повествования.



следующая страница >>
Смотрите также:
«Сравнительный анализ технологий производства многосерийного телефильма и телесериала в России»
829.33kb.
4 стр.
Еврипид и Гете: сравнительный анализ
41.54kb.
1 стр.
Сравнительный анализ водных конфликтов в международных речных бассейнах
737.16kb.
12 стр.
Классификация технологий виртуализации. Сравнительный анализ продуктов виртуализации
84.95kb.
1 стр.
Диссертации: «Противодействие терроризму: сравнительный анализ опыта России и сша»
11.89kb.
1 стр.
Батька Махно как практик российского анархизма в июле 2007 года по телевидению прошел показ многосерийного художественного фильма «9 жизней Нестора Махно»
56.89kb.
1 стр.
«Сравнительный анализ условий ведения малого бизнеса в США и Японии»
687.18kb.
9 стр.
«Сравнительный анализ информационно-аналитических программ на региональных телеканалах в России»
1778.29kb.
7 стр.
Чарльз Ф. Эндрейн. Сравнительный анализ политических систем
6064.23kb.
19 стр.
Гуманитарная конференция школьных исследовательских работ "Вышгород – 2012"
196.11kb.
1 стр.
Исследовательская работа по математике Работу Гаврилова Марина Владимировна
227.13kb.
1 стр.
Федеральное государственное автономное образовательное
1009.7kb.
11 стр.