Главная
страница 1
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПО ДАННЫМ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2009 г.
Шахотько Л.П.
Реформы в политической и экономической сфере создали условия для вхождения республики в международный рынок труда. В этих условиях соблюдение государственных интересов объективно требует усиления влияния государства на структуру эмиграционных и иммиграционных потоков, предполагает совершенствование системы органов государственного управления, ответственных за координацию этой деятельности.

По оценкам экспертов, количество въезжающих в страну и, особенно, выезжающих из нее на временную работу за пределы страны существенно превышает официальные цифры. Причем экспертные оценки численности трудовых мигрантов из Беларуси колеблются в очень широком диапазоне от 12 тыс. чел. до 400 тыс. и даже до 2 млн. чел. Такой большой разброс данных говорит о несовершенстве существующего учета трудовой миграции, что не позволяет объективно оценить и изучить данные процессы.

Учитывая объективную необходимость и важность получения более достоверной информации о трудовой миграции, при разработке программы очередной переписи населения в Республике Беларусь в 2009 г., в нее были включены вопросы, позволяющие более точно определить объемы, направления и некоторые характеристики трудовых мигрантов, работающих на дату переписи за пределами страны. Для этого в программу переписи был введен специальный вопрос: «Где находилось место вашей основной работы?», к нему были даны подсказы:


  • на территории Вашего города, поселка городского типа, района (Указывается название города, поселка городского типа, района (для сельских населенных пунктов

  • на территории другого города, поселка городского типа, района Республики Беларусь

  • на территории другого государства (Указывается название)

В сочетании с другими вопросами программы переписи, это дало возможность более детально рассмотреть отдельные аспекты трудовой миграции из Беларуси в другие страны.

Как показали результаты переписи, численность всего занятого населения в возрасте 15 лет и старше в стране составляла 4 613,4 тыс. человек. У большинства из них (89,8 %) место основной работы находилось на территории того же населенного пункта, в котором эти лица проживали. Остальные 10,2 % населения, занятого в общественном производстве, работали за пределами того населенного пункта, в котором они проживали постоянно, но в основном на территории Беларуси. За пределами страны всего работало 41,8 тыс. человек, это немного меньше 1 % всего населения, занятого в общественном производстве. В основном жители Беларуси работали в России -.37,7 тыс. человек. В соседней Украине по данным переписи работали в 100 раз меньше населения, всего 364 человека, еще 101 человек работал в других странах СНГ.

За пределами стран СНГ работали 3,4 тыс. человек. Перепись показала, что жители Беларуси работали более чем в 100 странах не входящих в СНГ, однако из них 69,0 % работали в 7 странах. Наиболее активно жители Беларуси выезжали в Литву. По убыванью страны распределились следующим образом: Литва - 21,0 %, Польша  - 18,7 %, Соединенные Штаты - 8,5 %, Германия - 8,3 %, Италия - 5,7 %, Латвия - 3,4 % и Чешская Республика 3,4 %.

Перепись населения позволяет так же рассмотреть структуру трудовых мигрантов по полу, возрасту, уровню образования, проанализировать распределение занятых за пределами Беларуси по статусу в занятости, и распределение занятого населения по занятиям и по видам экономической деятельности.

Рассматривая данные переписи 2009 года, следует учитывать то, что это данные на дату переписи, то есть на 14 октября 2009 г, а не за год. Поэтому есть разночтения с данными текущей статистики по трудовой миграции, которая учитывает только тех, кто прибыл в Беларусь или выбыл из Беларуси в другую страну по официально оформленным договорам и контрактам. Так, данные переписи показали, что в целом за пределами страны работало 41,8 тыс. человек из Беларуси. Это ровно в 10 раз больше, чем по данным текущей статистики выехало из Беларуси по официально оформленным договорам и контрактам за 2009 год - 4 178 человек.

Данные переписи не совпадают с данными текущей статистики и по странам. Причем не всегда данные переписи превышают данные текущей статистики. Так, по данным текущей статистики за 2009 году в США выехало 1 263 человек, а по данным переписи на 14 октября 2009 г. в США работало только 293 человека. Тем не менее, это не ставит под сомнение данные переписи, так как выезжающие в США по договорам и контрактам в основном студенты, выезжающие на работу в летние каникулы, и к 14 октября они уже вернулись из поездки и приступили к занятиям, хотя некоторый недоучет мигрантов по переписи тоже возможен.

Трудовая миграция – эффективный механизм регулирования рынка труда. Она дает широкому кругу людей улучшить свое благосостояния и благосостояние своей семьи, приобрести опыт работы и торговли в рыночных отношениях. Кроме того, трудовая миграция расширяет кругозор, совершенствует личность мигранта.

Более 15 лет Республика Беларусь живет в условиях депопуляции, однако экономика пока не испытывала никаких негативных последствий этого процесса. Наоборот, постоянно росла численность и доля населения в трудоспособном возрасте и уменьшалась нагрузка на трудоспособное население за счет уменьшения численности и доли лиц в дотрудоспособных возрастах, а в последние годы - и в пенсионных возрастах. Начиная с 2008 года ситуация изменится. Уже на начало 2008 года численность населения в трудоспособном возрасте впервые уменьшилась. Новая тенденция сохранится достаточно длительное время (не менее 15 лет), причем темпы ее увеличатся. Страна будет испытывать нехватку трудовых ресурсов.

Частично ее можно будет решить за счет повышения эффективности использования человеческого потенциала, повышения экономического роста страны за счет повышения использования достижений науки в народном хозяйстве, инновационного развития страны. Кроме того, определенный вклад в дело решения проблемы трудовых ресурсов может внести рост территориальной мобильности трудовых ресурсов, как внутри республики, так и внешней трудовой миграции. Поэтому исследования закономерностей миграционных процессов и решение проблемы активизации миграционной политики выступает в стране на передний план.



Важное место в регулировании международной трудовой миграции занимает заключение межправительственных соглашений. В Республике Беларусь проведена значительная работа по созданию договорно-правовых условий для обмена рабочей силы с другими странами и социально-правовой защите граждан на основе заключения межправительственных соглашений. Межправительственные соглашения о трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих за пределами своих стран, подписаны с Россией, Молдовой, Украиной, Польшей, Литвой и Казахстаном.


Смотрите также:
Трудовая миграция населения республики беларусь по данным переписи населения 2009 г
152.3kb.
1 стр.
Трудовая миграция населения республики беларусь по данным переписи населения 2009 г
43.03kb.
1 стр.
«новые качественные характеристики населения республики беларусь» (итоги переписи 2009 года и выполнения Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 гг.)17 февраля 2011 года
626.9kb.
4 стр.
Новые качественные характеристики населения Республики Беларусь
395.29kb.
3 стр.
«новые качественные характеристики населения республики беларусь»
631.93kb.
4 стр.
Руководство пользователя Минск 2011 Содержание a b. Назначение и условия применения 5
161.97kb.
1 стр.
Статистический портрет жителей Нижегородской области по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года
138.27kb.
1 стр.
Международная трудовая миграция в теории 5 Международная миграция в программе юнеско 5
746.67kb.
6 стр.
Италия 14-ая итальянская перепись населения и жилищ 8-ая перепись промышленных предприятий и компаний, занятых в сфере услуг
47.49kb.
1 стр.
География населения мира. Вариант 2 Страны, имеющие наибольшую численность населения
13.23kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению занятий в образовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга по подготовке к Всероссийской переписи населения 14-25 октября 2010 г. Начальная школа
459.92kb.
2 стр.
«Усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом»
99.27kb.
1 стр.