Главная
страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Августовский педсовет

ПРЕПОДАВАНИЕ

ФИЗИКИ

В 2008 – 2009 УЧЕБНОМ ГОДУ


Методическое пособие

Под редакцией В. И. Зинковского


МИОО


Москва

2008


ПРЕПОДАВАНИЕ

ФИЗИКИ

в 2008 – 2009

учебном году

Подготовка пособия:

Зинковский В. И.,

Пацина М. В.,

Шабельников А. В.

СОДЕРЖАНИЕ
О преподавании физики в 2008/2009 учебном году (Зинковский В. И., Пацина М. В.)………..

Примерные варианты тематического планирования (Васильева И. В., Пацина М. В.)……….

Контроль и оценка знаний учащихся по физике (Зинковский В. И., Фещенко Т. С.)…………..

Контроль знаний по физике. Из опыта работы ОМЦ ЮЗОУО.(Лебедева О. И.)……………..

Критериальное оценивание достижений учащихся

из опыта работы ЦО «Гамма») (Оксюкевич Т. В.)…………………………………………….

Проектная и исследовательская деятельность учащихся (Васильева И. В.)

Исследовательская деятельность старшеклассников на уроке (Силаева Е. И.)……………….

Методики проведения уроков «повторение» с использованием ИКТ (Томашов В.Н.)

Графики линейной функции и их применение при изучении физики в 7 классе по учебнику физики 7 класса Грачева А.В., Погожева В.А., Селиверстова А.В. и алгебры по учебнику алгебры 7 класса Макарычева Ю.Н. и др. (Кулешова Т. Г. .Амельктна Г. И.)…………………….

Олимпиада школьников (Зильберман А. Р., Якута А. А.)............................................................

Техника безопасности в кабинете физики (Корневич М. Л., Шабельников А. В.)……………

Каталог образовательных сайтов для учителей и учеников..........................................................


Зинковский В. И.

зав. кафедрой физики МИОО,

Пацина М. В.

методист кафедры физики МИОО
О преподавании физики в 2008 – 2009 уч. году

Основными задачей современной системы образования является создание адекватной новым стандартам системы оценки качества образования.

Эффективным механизмом повышения доступности качественного образования является внедрение современных современных информационных образовательных технологий, в том числе дистационного обучения, использование новейших электронных образовательных ресурсов. Мы надеемся, что система повышения квалификации и переподготовки учителей будет способствовать тому, что бы все больше учителей осваивали навыки компьютера и Интернета.

В рамках современных требований к качеству образования педагогические коллективы целенаправленно осваивают новую практику, направленную на развитие у учащихся способностей к самооценке, самоконтролю, отрабатывают условия оценивания, обеспечивающие открытость его критериев, их явственность для ребенка и родителей, осваивается новая практика учета индивидуальных достижений школьников, создается мониторинг уровня достижений учащихся, направленный на максимальный учет личностных способностей и возможностей.

В преподавании физики в данном учебном году серьезных изменений не предполагается. Продолжается переход на профильное обучение в старшей школе. Существует устойчивая тенденция интеграции физики с такими учебными предметами как: астрономия, ОБЖ, ИКТ. Попытки перехода на одночасовую физику, и попытки создания особого рода учебных планов образовательных учреждений, где все естественно-научные сведены к минимуму не могут быть одобрены, так как это не соответствует современной нормативной базе, в том числе Московскому базисному учебному плану.

Изданы учебники, к которым готовятся дополнительные учебно-методические материалы, из них в первую очередь мы отмечаем:

1 Н. М. Шахмаев, Ю. И. Дик «Физика 7 - 8», М., Мнемозина, ОАО Московский учебник, 2007 г.

2 Н. М. Шахмаев, А. В. Бунчук «Физика 9», М., Мнемозина, ОАО Московский учебник, 2007 г.

3. А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов «Физика 7», М., Вентана-Граф, 2007 г.

4. Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская «Физика 7 – 9», М., Дрофа, 2001 - 2007 г.

5. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик «Физика 10 – 11», М., Илекса, ОАО Московский учебник 2007 г.

6. С. А. Тихомирова, Б. М. Яворский «Физика 10 – 11», М., Мнемозина, 2008 г.

Кафедра физики совместно с издательствами планирует работу со всеми авторскими коллективами, в результате чего ряд учебников был включен в Московский бланк заказов и поступил в школы г. Москвы. Мы надеемся, что все из перечисленных выше УМК будут доступны любой школе и любому учащемуся.

По просьбам учителей и администрации школ в сборнике представлены тематическое планирование 7 - 11 класс к УМК получившим наибольшее распространение в школах г. Москвы.


Хотим напомнить учителям, что одной из основных целей любой учебной программы по физике является построение логически последовательного курса, создающего целостное непротиворечивое представление об окружающем мире на основе современных научных знаний. Формирование у учащихся теоретического мышления происходит на основе последовательного изучения основных физических законов и явлений. На уроках необходимо:

  • Научить применять полученные знания для объяснения физических явлений и процессов, принципов действия технических устройств.

  • Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, познавательную самостоятельность.

  • Воспитать убежденность в возможности использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации, необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания, готовность к морально-этической оценке использования научных достижений, чувство ответственности за защиту окружающей среды.

Не умоляя роли олимпиад и предметных конкурсов нельзя забывать о специалистах среднего звена, которым так же необходимы знания по физике. Работа учителя в современных условиях требует не только знаний физики и методики преподавания, а зачастую ставит преподавателя в такие ситуации, когда требуется подготовить школьника к жизни в условиях бурного развития техники, технологий. Выпускник школы должен владеть политехническими умениями на уровне основ знаний по физике.

В заключении кафедра физики напоминает, что обучение физике нельзя сводить к натаскиванию по тестам, уже разработано и накоплено большое количество подобных материалов. Традиционно в нашем предмете было и остается умение решать задачи, выполнять практические лабораторные работы, находить информацию в различных источниках и использовать ее для решения поставленных задач.


По многочисленный просьбам учителей еще раз публикуем рекомендуемый минимум лабораторных и контрольных работ.
Рекомендуемое минимальное количество контрольных и лабораторных работ.
Основная школа.


Класс

Число часов в неделю

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ.

7

2

4

8 - 10

8

2

4

8 - 10

9

2 (3)

4

5 (7)


Старшая профильная школа.


Класс

Число часов в неделю

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ.

10

2

4

4

10

3 –4

6

5 - 6

10

5

6

9

11

2

4

5

11

3 - 4

6

7

11

5

6

8


Васильева И. В.

методист ОМЦ САО

Пацина М. В.

учитель физики ГОУ СОШ №1741

методист кафедры физики МИОО
ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛНИРОВАНИЕ

ФИЗИКА 7 – 11 КЛАСС
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ФИЗИКА – 7 КЛАСС

(2 часа в неделю)


Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001.


урока

ТЕМА УРОКА

Кол-во часов

Параграф

в

теме

с нач. курса

ВВЕДЕНИЕ


3








Наблюдения и опыты




1-3





Измерение физических величин




4-6





Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»






ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА


6








Строение вещества. Молекулы




7-8





Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»











Диффузия




9





Взаимодействие молекул




10





Три состояния вещества




11





Различия в строении тел




12

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ


20








Механическое движение




13





Равномерное и неравномерное движение




14





Скорость, единицы измерения скорости




15





Расчет пути и времени движения




16





Инерция




17





Взаимодействие тел




18





Масса. Измерение массы




19-20





Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»











Плотность




21





Расчет массы по его плотности




22





Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела»











Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твердого тела»











Сила. Сила тяжести




23-24





Сила упругости




25





Вес тела




26





Единицы силы. Динамометр




27-28





Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометра»











Сложение сил




29





Сила трения




30-32





Контрольная работа № 1 «Взаимодействие тел»






ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ


23








Давление. Способы увеличения и уменьшения давления




33-34





Давление газа




35





Закон Паскаля




36





Давление в жидкости и газе




37





Расчет давления в жидкости на дно и стенки сосуда




38





Сообщающиеся сосуды




39





Вес воздуха




40





Атмосферное давление




40-41





Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли




42





Барометр- анероид




43





Измерение давления на различных высотах




44





Манометры




45





Поршневой жидкостный насос




46





Гидравлический пресс




47





Контрольная работа № 2 «Давление твердых тел жидкостей и газов»











Действие жидкости и газа на погруженное тело




48





Архимедова сила




49





Плавание тел




50





Плавание судов




51





Воздухоплавание




52





Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»











Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»











Контрольная работа № 3 «Архимедова сила. Плавание тел»






РАБОТА. МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ


11








Механическая работа




53





Мощность




54





Простые механизмы. Рычаг




55-56





Момент силы. Рычаги в быту, природе, технике




57-58





Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага»











Блок. "Золотое правило механики"




59-60





КПД




61





Энергия




62





Виды энергии




63-64





Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»











Контрольная работа № 4 «Работа. Мощность. Энергия»






ПОВТОРЕНИЕ


5








Три состояния вещества





Взаимодействие тел





Силы





Давление твердых тел, жидкостей и газов





Работа, мощность, энергия

 ИТОГО


68





Тематическое планирование по курсу физики для 7 класса.

Программа Н. М. Шахмаев и др. М., Дрофа, 2004 г. Учебник Н. М. Шахмаев, Ю. И. Дик, М., Мнемозина, 2007 г.


№ урока

№ недели

Тема урока.

№ параграфа







Введение.




1/1

1

Что изучает физика?




2/2

1

Измерение физических величин.




3/3

2

Вычисление цены деления прибора.




4/4

2

Лабораторная работа №1.










Первоначальные сведения о свете




1/5

3

Источники и приемники света

§1

2/6

3

Распространение света

§§2,3

3/7

4

Отражение света

§4

4/8

4

Сферические зеркала

§5

5/9

5

Преломление света

§6

6/10

5

Линзы

§7

7/12

6

Лабораторная работа №2 определение фокусного расстояния и оптической силы линзы




8/13

6

Лабораторная работа№3 Получение изображения с помощью линзы




9/14

7

Оптические приборы

§8

10/15

7

Глаз и зрение

§9

11/16

8

О составе света

§10

12/17

8

Контрольная работа №1 Измерение величин. Первоначальные сведения о свете










Первоначальные сведения о звуке




1/18

9

Источники и приемники звука. Распространение звука.

§11,12

2/19

9

Звуковые волны

§13

3/20

10

Характеристики звука

§14

4/21

11

Отражение звука. Эхо.

§15,16,17







Первоначальные сведения о строении вещества




1/22

11

Строение вещества. Молекулы

§18

2/23

12

Движение молекул. Диффузия

§20,21

3/24

12

Взаимодействие молекул

§19

4/25

13

Три состояния вещества

§22

5/26

13

Лабораторная работа №4 Измерение размеров малых тел




6/27

14

Обобщающий урок




7/28

14

Контрольная работа №2 Первоначальные сведения о звуке и строении вещества










Физические величины




1/29

15

Масса

§23

2/30

15

Лабораторная работа №5 Измерение массы с помощью рычажных весов




3/31

16

Плотность вещества




4/32

16

Решение задач




5/33

17

Лабораторная работа №6 Определение плотности твердого тела




6/34

17

Сила

§24

7/35

18

Лабораторная работа №7 Градуирование пружины и измерение сил динамометром




8/36

18

Давление

§25

9/37

19

Решение задач




10/38

19

Работа

§26

11/39

20

Решение задач




12/40

20

Мощность

§27

13/41

21

Решение задач




14/42

21

Энергия




15/43

22

Повторительно-обощающий урок по теме «Физические величины»




16/44

22

Контрольная работа №3 Физические величины










Тепловые явления




1/45

23

Что такое тепловые явления

§28

2/46

23

Тепловое расширение

§30, 32

3/47

24

Температура Лабораторная работа №8 Градуирование термометра

§31

4/48

24

Внутренняя энергия

§33

5/49

25

Способы изменения внутренней энергии

§34

6/50

25

Виды теплообмена

§35

7/51

26

Как рассчитать количество теплоты при теплообмене

§36

8/52

26

Решение задач




9/53

27

Лабораторная работа №9 Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры




10/54

27

Уравнение теплового баланса

§37

11/55

28

Решение задач




12/56

28

Плавление и отвердевание

§38

13/57

29

Решение задач




14/58

29

Испарение и конденсация

§39

15/59

30

Кипение

§40

16/60

30

Влажность воздуха

§41

17/61

31

Энергия топлива

§42

18/62

31

Тепловые двигатели. Поршневые двигатели внутреннего сгорания

§44

19/63

32

Устройство и действие реактивного двигателя и паровой турбины

§43, 45

20/64

32

Повторительно-обобщающий урок. Тепловые явления




21/65

33

Контрольная работа №4 Тепловые явления




66-68




Обобщающее повторение






ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ФИЗИКА – 8 КЛАСС

(2 часа в неделю)



Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.


урока

ТЕМА УРОКА

Кол-во часов

Параграф

в теме

с нач. курса

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ


11








Тепловое движение. Температура




1





Внутренняя энергия. Способы ее изменения




2-3





Теплопроводность




4





Конвекция. Излучение




5-6





Количество теплоты. Удельная теплоемкость




7-8





Расчет количества теплоты




9





Энергия топлива. Удельная теплота сгорания




10-11





Решение задач на тепловые явления











Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»











Лабораторная работа №2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела»











Контрольная работа №1 «Тепловые явления»






ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА


9








Агрегатные состояний вещества. Плавление и отвердевание. График




12-14





Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации




16-17





Кипение




18





Влажность




19





Удельная теплота парообразования




20





Работа газа и пара при расширении




21





Двигатель внутреннего сгорания




22





Паровая турбина. КПД теплового двигателя




23-24





Контрольная работа №2 «Изменение агрегатных состояний вещества»






ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ


24








Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов




25-26





Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле. Конденсатор




27-28





Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома




29-30





Объяснение электрических явлений. Электрический ток. Источники




31-32





Электрическая цепь. Электрический ток в металлах




33-34





Действие электрического тока. Направление тока




35-36





Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр




37-38





Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр




39-41





Зависимость силы тока от напряжения




42





Электрическое сопротивление проводников




43





Закон Ома для участка цепи




44





Расчет сопротивления




45





Удельное сопротивление




46





Лабораторная работа № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»











Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»











Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников




47-49





Лабораторная работа № 5 «Регулирование силы тока реостатом»











Лабораторная работа № 6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»











Контрольная работа № 3 «Сила тока, напряжение, сопротивление»











Работа электрического тока. Мощность. Единицы измерения мощности, работы




50-52





Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца




53





Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители




54-55





Лабораторная работа № 7 «Измерение работы и мощности электрического тока»











Контрольная работа № 4 «Работа и мощность тока»






ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ


7








Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока




56-57





Магнитное поле катушки с током. Электромагниты




58





Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»











Постоянные магниты Магнитное поле Земли




59-60





Действие магнитного поля на проводник с током




61





Электродвигатель




61





Лабораторная работа № 9 «Изучение электрического двигателя»






СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ


10








Источники света




62





Распространение света




62





Отражение света




63





Законы отражения




63





Плоское зеркало




64





Преломление света




65





Линзы




66





Изображения, даваемые линзой




67





Лабораторная работа №10 «Получение изображения с помощью линзы»











Контрольная работа № 5 «Световые явления»






Повторение


7







Тепловые явления





Закон сохранения и превращения энергии в тепловых явлениях





Изменение агрегатных состояний вещества





Объяснение электрических явлений





Последовательные и параллельные соединения проводников





Магнитное поле





Законы отражения и преломления света

ИТОГО


68




следующая страница >>
Смотрите также:
Методическое пособие Под редакцией В. И. Зинковского миоо москва 2008 преподавание физики в 2008 2009
2642.82kb.
10 стр.
Учебно-методическое пособие Под редакцией к ю. н профессора И. А. Горшеневой Москва Мосу мвд россии 2009 ббк кузнецова, Н. Н
1119.69kb.
10 стр.
Ананьевские чтения – 2008: Психология кризисных и
106.54kb.
1 стр.
Методическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям): Методическое пособие /Под редакцией В. Ю. Ершовой
1269.9kb.
12 стр.
Ярославль, 2008
6563.5kb.
25 стр.
Учебный год Лето-сентябрь 2008
71.67kb.
1 стр.
Пояснительная записка к презентации «работа мо в «2008-2009 учебном году»
39.76kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов биологических и экологических специальностей Балашов 2008 ббк 74я73 П24
1509.72kb.
11 стр.
Учебно-методическое пособие. Под общей ред
4206.31kb.
24 стр.
Методическое пособие для учителей. М. Бином. Лаборатория знаний, 2008 Угринович Н. Д. Тематическое планирование преподавания курса «Информатика и икт»
84.57kb.
1 стр.
Руководство министерства и иные представители мчс РФ 2 Московский комсомолец (Москва), №158, 23 2008, россия погибнет под градусом 2
391.79kb.
7 стр.
Методическое пособие для учителя 8-9 класс. Москва Дрофа 2003 год Сиротинин В. И, Практические работы по географии 6 10 классы
167.72kb.
1 стр.