Главная
страница 1
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В БИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ

Ефлова Мария Юрьевна

к.с.н., доцент Казанского (Приволжского) Федерального университета, Казань
Религиозная идентичность личности неразрывно связана с религиозной самобытностью семьи. С раннего детства ребенок включается в религиозные семейные практики. В традиционных обществах религиозная идентичность скорее имеет социальную и культурную природу, нежели является результатом индивидуального выбора. Однако на современном этапе развития общества религия становится предметом выбора, а не просто приписывается по факту рождения, таким образом, религия переходит из области общественного в область приватного. Поликонфессиональное глобализированное сообщество предоставляет право выбора вероисповедальных моделей и отношения к сверхестественному. Религиозный плюрализм и толерантность два важных контекста, в которых выбор религии стал возможен. Толерантность становится социальной и нравственной ценностью и необходимым условием выбора.

Религиозная идентичность является социально-психологическим конструктом и не обязательно влечет за собой принадлежность к какой-либо религиозной группе или сообществу, хотя и предполагает социальную коммуникацию. В религиозной идентичности можно выделить два основных структурных компонента – когнитивный, включающий в себя знания о вере и религии и осознание принадлежности к общности, к идее и аффективный – чувства и отношения связанные с данной принадлежностью.

Предметом изучения автора стало влияние семьи на формирование религиозной идентичности в современном обществе. «Роль когнитивного компонента религиозной идентичности велика именно на этапе ее формирования. Всякое новое поколение получает от предыдущего нормы и ценности, свойственные его социокультурной среде, в том числе религиозные. Религиозная картина мира, которую преподносят ребенку в процессе познания окружающей действительности, является для него единственно возможной»[1]. Семья является носителем культурных образцов, наследуемые из поколения в поколение. На современном этапе Россия согласно Конституции является светским государством. Религия отделена от государства, естественно на столько, насколько можно отделить один институт от другого, учитывая, что в единой институциональной системе очень сложно порой выставить границы социальных подсистем.

Несмотря на то, что в постиндустриальном пространстве религия становится личным выбором человека, можно отметить ряд объективных факторов влияющих на процесс формирования индивидуальных предпочтений. Важную роль играет место проживания человека, законодательство региона, культурные особенности, уровень толерантности к различным конфессиям. Порой общественный дискурс одного региона бывает абсолютно не актуален для другой местности. К примеру, в газете «Washington Post» в статье «Do Parents Have the Right to Force Religion on Their Kids?» авторы рассуждают о том, что имеют ли родители право принуждать детей к выбору религии. [2] Поднимаются вопросы о границах влияния и принуждения родителей в процессе формирования религиозных взглядов ребенка, а также вопросы о свободе выбора религии в нуклеарной семье. Подобного рода рассуждения, на наш взгляд, актуальны для секуляризированного, правового, демократического общества. Для России, тем более для Татарстана с патриархальным укладом в семье, традиционными устоями, весьма неоднозначной правовой культурой – актуальность данной модели социализации в семье – со свободой выбора ребенком религии – не велика.

Республика Татарстан является интересным объектом для изучения, представляя собой исторически сложившееся бикультурное пространство. Подавляющее большинство жителей относится к двум этническим группам – русские и татары. В рамках научно-исследовательского проекта Казанского федерального университета «Состояние и динамика межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан» (науч. рук. Р.Г.Минзарипов, авт. колл.: С.А.Ахметова, Г.Я.Гузельбаева, М.Ю.Ефлова, Л.Р.Низамова, А.Н.Нурутдинова) было проведено социологическое исследование с фактической выборкой 1590 респондентов, опрошенных по Республике Татарстан в феврале 2012 года. Выборка репрезентативная с ошибкой в 3,3%. Согласно результатам исследования, религиозная идентичность неразрывно связана с этническим самосознанием. Более трети респондентов (37,7%) считают, что невозможно быть человеком данной национальности и не определенной традиционной религии. К примеру, русский человек обязательно должен исповедовать православие, а татарин – ислам. Однако почти половина опрошенных (48,4%), считают, что этничность не предопределяет выбор конфессии.

К глубоко верующим себя относит 6,7% населения Республики Татарстан, называют себя верующим 62,8%, сомневаются в вопросах веры 16,4% респондентов и 5,2% однозначно определяют себя не верующими в Бога и сверхъестественные сила людьми. В Бога верят 70,2% жителей республики, 11,9% верят в высшие силы. Половина населения Татарстана относят себя к исламу (50,6%), 39,2% - к православию, остальные относят себя к другой религии или не относят себя ни к какой религии. Таким образом, наиболее распространенными, а также традиционными для республики религиозными конфессиями являются ислам и православие.

В большинстве случаев (72,6%) члены семьи разделяют религиозный выбор человека, в десятой части семей (9%) – не все члены семьи поддерживают верующего человека в его выборе, не находит понимания в семье 8,9%. Можно отметить, что в большинстве семей присутствует понимание религиозных предпочтений, однако подавляющее число татарстанцев (89,8%) выбирают именно традиционные религии для данного региона – ислам и православие. Стоит обратить внимание, что вопрос выбора – очень условен. В большинстве случаев конфессиональная принадлежность предопределена родительскими предпочтениями и этнической принадлежностью. Даже в смешанных браках – татарина и русского, у ребенка присутствует выбор между верой и неверием, нежели между выбором конфессии.

Любопытно также отметить, что для большей части жителей республики (79,4%) важно соблюдение религиозных церемоний при заключении брака и 67% опрошенных считают необходимым обряд крещения (имянаречение) – по сути это первый важный шаг приобщения ребенка к родительской вере и традициям семьи. Лишь 3,5% респондентов считают, что такой обряд не обязателен. Несмотря на то, что большинство жителей республики, своих детей уже с рождения погружают в веру своей семьи или ислам или православие, треть (30,7%) утверждает, что современный человек имеет право личного выбора веры и религии и еще 34,8% отмечают, что современный человек имеет право на свободу вероисповедания. Лишь 29,6% опрошенных указывают на отсутствие выбора религии в связи с тем, что она передается от старших к младшим. Таким образом, формально большинство опрошенных признает свободу выбора в религиозной сфере, однако своих детей предпочитают крестить с детства.

Важно также отметить различный уровень толерантности татарстанцев к традиционным религиям и новым религиозным движениям. В случае смены религии, когда русский выбирает ислам, а татарин – православие, 62,3% опрошенных отмечают, что это является личным делом каждого, 17,2% респондентов данный факт не понравился, но они бы не высказали своего недовольства и 12,3% - высказали бы свое недовольство. Однако если бы близкий человек присоединился к нетрадиционной религии, новому религиозному движению реакция жителей, по результатам опроса, отмечается более негативная, менее толерантная. Лишь 13,4% татарстанцев отметили, что подобный выбор является личным делом человека, 36,8% опрошенных высказали свое недовольство и отговорили и треть (33,2%) респондентов запретили бы посещать религиозную организацию.

Таким образом, можно отметить по большей части интолерантное отношение к новым религиозным движениям и не традиционным для региона конфессиям, а также традиционализм в выборе моделей религиозного поведения. Семья с детства закладывает в человека определенные конструкты. На формирование религиозности идентичности во многом влияют близкие члены семьи, по оценкам которых или вопреки им формируется религиозная идентичность человека.


Список литературы:

  1. Еманов А.Г.. Домашова С.А.Анализ формирования и развития религиозной идентичности на материале «Исповеди» Аврелия Августина // Вестник Тюменского государственного университета. – 2009. - №7.- С.31.

  2. Do Parents Have the Right to Force Religion on Their Kids? / Washingtonpost. 2008. - April 30. [электронный ресурс] – Режим  доступа. - URL:. http://voices.washingtonpost.com/onbalance/2008/04/do_parents_have_the_right_to_f_1.html(дата обращения 03.08.2012)


Смотрите также:
Роль семьи в формировании религиозной идентичности в бикультурном обществе
57.65kb.
1 стр.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
51.99kb.
1 стр.
Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы
3234.75kb.
13 стр.
Бюджет семьи
112.43kb.
1 стр.
Воспитание в древнем риме
81.81kb.
1 стр.
Роль классного руководителя в формировании духовно-нравственных ценностей растущей личности
74.13kb.
1 стр.
В переводе с японского
147.1kb.
1 стр.
Конспект урока: «Семья и быт» (9 класс)
61.67kb.
1 стр.
Джон Равен Компетентность в современном обществе
4271.66kb.
27 стр.
Отличительные особенности семейной жизни адвентистов седьмого дня 2
1304.4kb.
12 стр.
Социальные идентификации в изменяющемся обществе
48.96kb.
1 стр.
Гусев Р. И. Аннотация к магистерской диссертации Роль спортивной дипломатии в формировании имиджа Республики Корея на международной арене
11.47kb.
1 стр.