Рассмотрена
методическим советом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы № 28 с углублённым изучением отдельных предметов
«25» августа 2012г
|
Утверждена
Директором муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы № 28 с углублённым изучением отдельных предметов
_____________________М.Э. Хуторецким
«31» августа 2012г.
.
|
Принята
Педагогическим советом
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной
школы № 28 с углублённым изучением
отдельных предметов
«31» августа 2012г
Основная образовательная программа
начального общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной
школы № 28
с углублённым изучением отдельных предметов
городского округа город Воронеж
Разработчики программы:
директор школы № 28 города Воронежа М.Э. Хуторецкий
заместитель директора по УВР И.И. Козберг
заместитель директора по воспитательной работе Н.Н. Морозова
учителя начальных классов школы
2012 год
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………….. .2
-
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования…………………………………………………………...18
-
Учебный план начального общего образования………………...62
-
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования…………………………………………………………..70
-
Программы отдельных учебных предметов, курсов……………98
-
Обучение грамоте………………………………………………………………..99
-
Русский язык…………………………………………………………………...133
-
Литературное чтение………………………………………………………….147
-
Математика…………………………………………………………………….166
-
Окружающий мир……………………………………………………………..179
-
Искусство (музыка)……………………………………………………………245
-
Искусство (ИЗО)………………………………………………………………..266
-
Технология………………………………………………………………...……287
-
Физическая культура………………………………………………………….322
-
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования………………………………………………………….242
-
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни………………………………………………………..363
-
Программа коррекционной работы…………………………......372
-
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования……………………………………………….379
Пояснительная записка
Информационная карта
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28 с углублённым изучением отдельных предметов городского округа
город Воронеж
|
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом
|
394036, г. Воронеж, ул. Фридриха Энгельса 23.
|
Адрес места нахождения
|
Руководитель
|
Хуторецкий Михаил Эликович
|
|
Ф.И.О., должность
|
Учредитель
|
Администрация городского округа город Воронеж
|
Год основания школы
|
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28городского округа г.Воронеж - старейшее образовательное учреждение города Воронежа, основанное ещё в 1912 году меценатом С.М. Морозовой, как мужская гимназия. После революции1917года была преобразована в Губернскую профессиональную школу для беспризорников. В 1929 году на её базе была создана общеобразовательная школа №5, впоследствии получившая статус «образцовой». В восстановленном после Великой Отечественной войны здании вновь была размещена школа, работающая под номером 28 до настоящего времени.
|
Устав учреждения утверждён постановлением главы администрации
|
Свидетельство о государственной аккредитации
|
Свидетельство ГА 010525, регистрационный № ГУО-1978 от 22 января 2008года, выдано Главным управление образования Воронежской области 22.01.2008г.
|
Лицензия
|
Серии А2№300986, регистрационный№И-932 от 27 сентября 2010года. Лицензия действительна до27 сентября 2016года. , выдана Инспекцией по контролю и надзору в сфере образования Воронежской области
|
Телефон
|
Телефоны: +7 (473) 2 55 – 44 - 20, (директор М. Э. Хуторецкий)
+7 (473) 2 35 65 62,
+7 (473) 2 53 11 25,
+7 (473) 2 55 46 20,
Факс: 255-44-91.
|
|
|
|
e-mail
|
sch28-vrn@yandex.ru
|
|
web-сайт
|
|
Структура образовательной среды
Основой структуры образовательной среды школы является 3-х ступенчатая модель обучения:
I ступень. Начальная школа.
4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования; классы с традиционными методами и формами обучения.
II ступень. Основная (средняя) школа. 5-9-е классы.
5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования; 5-7 классы с традиционными методами и формами обучения; 8-9 классы - классы с углублённым изучением отдельных предметов - история, биология, математика.
III ступень. Средняя школа. 10-11-е классы.
2-летний нормативный срок усвоения образовательных программ среднего (полного) общего образования; классы с углублённым изучением отдельных предметов - история, обществознание, химия , биология, математика, информатика и КТ.
Каждая последующая образовательная ступень взаимопреемственна предыдущей образовательной ступени.
Образовательная среда школы № 28 города Воронежа представляет собой сетевое взаимодействие следующих компонентов
Школа №28 расположена в Центральном районе города Воронежа, где находятся высшие учебные заведения, учреждения культуры и спорта. Вблизи школы расположены районный и городской дворцы детей и юношества, городской Дом офицеров, районная, городская и областная юношеские библиотеки, театры и кинотеатры, городской Дворец спорта, Центральный стадион «Труд», шахматный клуб, театр кукол, школа Высшего спортивного мастерства, филармония, станция юных натуралистов и т.д. В своей деятельности на протяжении многих лет школа ориентируется на воспитательный потенциал окружающей школу социальной среды. Это оказывает большое влияние на образовательный процесс школы, открывает большие возможности взаимодействия с культурными центрами города, позволяет обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, профессиональных и спортивных потребностей учащихся.Школа является базовой по организации и проведению профессиональной подготовки студентов ВГПУ (исторический факультет) и ВГУ (исторический, математический, биологический факультеты, факультет РГФ)
С целью обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образовании заключены договоры о сотрудничестве с высшими учебными заведениями :
1. Воронежской Медицинской Академией (факультетом довузовской подготовки) от 01.09 2010 года c целью привлечения большего числа молодёжи, ориентации её на медицинское и фармацевтическое образование.
2. ВГУ (математическим, историческим, международных отношений, биолого-почвенным, химическим факультетами)
Школа имеет связи с Воронежским колледжем «Номос», районным и городским Дворцом детей и юношества (организация кружковой работы), ) В школе работают преподаватели разных факультетов ВГУ: исторического, биологического, химического, математического и ВГМА. .На протяжении многих лет школа тесно сотрудничает с детской станцией Юных натуралистов и станцией юных туристов, с филармонией (проведение выездных концертов и тематических литературно музыкальных композиций . для учащихся 1-11 классов. )
Это оказывает большое влияние на образовательный процесс школы, открывает большие возможности взаимодействия с культурными центрами города, позволяет обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, профессиональных и спортивных потребностей учащихся.
Школа является базовой по организации и проведению профессиональной подготовки студентов ВГПУ (исторический факультет) и ВГУ (исторический, математический, биологический факультеты, факультет РГФ)
С целью обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образовании заключены договоры о сотрудничестве с высшими учебными заведениями :
1. Воронежской Медицинской Академией (факультетом довузовской подготовки) от 01.09 2010 года c целью привлечения большего числа молодёжи , ориентации её на медицинское и фармацевтическое образование.
2. ВГУ (математическим, историческим, международных отношений, биолого-почвенным, химическим факультетами)
Школа имеет связи с Воронежским колледжем «Номос», районным и городским Дворцом детей и юношества (организация кружковой работы), ) В школе работают преподаватели разных факультетов ВГУ: исторического, биологического, химического, математического и ВГМА. На протяжении многих лет школа тесно сотрудничает с детской станцией Юных натуралистов и станцией юных туристов, с филармонией (проведение выездных концертов и тематических литературно музыкальных композиций для учащихся 1-11 классов).
Характеристика контингента обучающихся.
Основной контингент обучающихся - дети служащих. Численный состав детей микрорайона школы существенно не меняется. В условиях отрицательной динамики демографической ситуации школе удаётся сохранять основной контингент учащихся. Приём учащихся осуществляется из числа детей, проживающих, как в микрорайоне школы, так и в других районах города Воронежа. Количество классов и их наполняемость имеют тенденцию к росту, в том числе и классы I ступени обучения. Так, на начало 2011-2012 года численность учащихся в школе увеличилась на 106 человек ( 12% по сравнению с предшествующим учебным годом). Одна из причин - рост привлекательности и авторитета школы в муниципальной системе образования, поскольку более 50 % обучающихся - дети, проживающие в других районах (микрорайонах) города Воронежа.
В школе отсутствует отсев обучающихся по причине неудовлетворённости образовательными услугами, поэтому основная причина выбытия учащихся в другие школы - перемена места жительства. Комплектование классов старшей ступени обучения осуществляется за счёт выпускников 9 классов школы № 28 города Воронежа и учащихся, принимаемых из других школ города Воронежа.
Приведённая таблица подтверждает сделанный вывод.
|
2010-2011
|
2011-1012
|
Всего выпускников 9 классов
|
70чел
|
|
Из них
|
|
|
Поступили в 10 й класс
|
48
|
|
Прибыли из других школ города
|
19
|
|
Всего обучаются в 10 классах
|
67
|
|
Важную характеристику контингента обучающихся иллюстрирует таблица «Социально – педагогическая карта школы № 28 города Воронежа»
|
2010-2011
|
2011-2012
|
Всего учащихся
|
794
|
900
|
1.Живут в полных семьях
|
559
|
628
|
2. Живут в неполных семьях
|
32
|
272
|
3. Опекаемые дети
|
8
|
8
|
4.Малообеспеченные семьи
|
34
|
25
|
5.Многодетные семьи
|
30
|
30
|
6.Неблагополучные семьи
|
|
2
|
7. Дети, с ограниченными возможностями здоровья
|
13
|
10
|
8. Обучающиеся на дому
|
16
|
|
Реализуются учебные программы для учащихся, обучающихся на дому. Введено дистанционное обучение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Практикуются формы семейного обучения, экстернат.
Количество групп продленного дня: 2 для обучающихся в 1 – 2 классах (по заявлению родителей)
Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в 1-й класс.
Характеристика образовательных потребностей родителей
Социальный состав родителей обучающихся.
Социальная среда родителей обучающихся достаточно однородна:
-
Рабочие - 8%
-
Интеллигенция - 10%
-
Родители, выезжающие на работу в другую местность - 20%
-
Безработные - 10%
Социальный заказ родителей на протяжении ряда лет, не изменяется: давать учащимся современные, прочные знания, готовить детей к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения; через работу в различных кружках, детских организациях, объединениях и клубах учить детей быстро адаптироваться в новых жизненных условиях.
Режим работы
Режим функционирования начальной школы определялся нормами санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрированных в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993
».
|
Начальная школа (1 ступень)
|
Продолжительность учебного года
|
4 четверти, 2 полугодия. Для учащихся 2-4 классов 34 учебные недели, для учащихся 1 классов 33 учебные недели. (Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения (САНПИН 2.4.2.2821-10 от «03» марта 2011 г. № 19993);
Каникулы проводятся в соответствии с приказом Департамента образования администрации городского округа город Воронеж «Об организации каникул в школах города»
|
Учебная неделя
|
5 дней
|
Начало уроков
|
1 смена – 1 классы – 8-50
2 классы – 8-00
2 смена - 3-4 классы - 13-30
|
Продолжительность урока
| -
Для учащихся 1-х классов используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии: в сентябре-октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый; в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; в январе – мае 4 урока по 40 минут каждый. (САНПИН 2.4.2.2821-10 от «03» марта 2011 г. № 19993);
-
Для учащихся 2 – 4 классов продолжительность урока составляет 40 минут.
|
Продолжительность перемен
|
Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, большая перемена 20 минут; Динамическая пауза в середине учебного дня составляет 40 минут;
|
Наполняемость классов в среднем
|
25 – 27 человек
|
Организация аттестации обучающихся
|
В первых классах обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся; для учащихся во 2 – 4 классах - по четвертям и в конце учебного года
|
Домашнее задание
|
В первых классах обучение проводится без домашних заданий; для учащихся 2-4 классов общее время выполнения заданий по всем учебным предметам во 2-3-х классах – до 1,5 часов (90 минут), в 4-х классах – до 2 часов (120 минут) (САНПИН 2.4.2.2821-10 от «03» марта 2011 г. № 19993);
|
Дополнительное образование (кружки, секции, факультативные занятия)
|
Для учащихся 2 смены – 8-00 – 11-30; для учащихся 1 смены – через 40-60 минут после окончания уроков
|
ГПД (режим работы утвержден приказом директора по школе)
|
Начало работы обеих групп – 11-30; окончание – 18-00
|
Характеристика кадрового состава
Школа № 28 города Воронежа обладает необходимым и достаточным педагогическим потенциалом для осуществления образовательного процесса.
1.Руководящих работников – 6
-
директор школы – 1
-
заместители директора - 5
2.Педагогических работников – 53
-
учителей - 47
-
педагогов дополнительного образования – 2
-
других педагогических работников - 4
3.Учебно-вспомогательный персонал - 9
4.Обслуживающий персонал – 15
5.Образовательный ценз педагогических работников:
-
высшее образование – 74 человека (96%), в том числе, включая совместителей
-
неоконченное высшее - 3 ( из них 2 учителя)
2. Квалификационная категория педагогов школы №28
|
На 1 сентября 2010-2011 уч.года
|
Всего работников учреждения
|
83 (6 + 53 + 9 + 15)25 совместители, преподаватели ВУЗов)
|
1. Внешних совместителей
|
25
|
1.Профессор, доктор наук (совместитель)
|
2(преподаватели высшей школы)
|
2. Кандидаты наук (совместители)
|
6 (преподаватели высшей школы)
|
3.Кандидаты наук
|
1
|
3.Высшая квалификационная категория
|
25
|
4. Первая квалификационная категория
|
13
|
5.Вторая квалификационная категория
|
4
|
6. Не имеют категории
|
11
|
Руководящие работники, имеющие высшую квалификационную категория
|
5
|
3 Педагогический стаж учителей школы №28 (без совместителей):
-
до 2 лет - 4 человека (7.5%);
-
от 2 х до 5 лет – 3 человека (5.7%);
-
от 5 до 10 лет - 1человек (1.9%);
-
от 10 до 20 лет – 10 человек (18.9%);
-
более 20 лет – 35 человек (66%).
Изучены возможности педагогического коллектива, выявлены его сильные и слабые стороны, способность к качественному изменению в своей деятельности. Педагогический коллектив школы относительно стабилен, имеет свои традиции, ориентирован на инновационную деятельность. Учителя школы пользуются авторитетом в районе и в городе Группа педагогов школы являются членами экспертных комиссий по организации и проведению аттестации педагогических работников школ города Воронежа. Заместитель директора по УВР Столярова ЕС, член региональной комиссии по аккредитации образовательных учреждений. Заместитель директора по ВР, учитель биологии Морозова Н.Н. включена в состав региональной аттестационной комиссии по проверке экзаменационных работ 11классов по биологии (заданий «Типа С»). Ежегодно учителя школы избираются председателями и членами комиссий по организации и проведению II тура (муниципального) Всероссийской предметной олимпиады школьников.
Педагог дополнительного образования Бутылкина Г.А. является председателем Совета по работе с ветеранами.
Учителя школы, имеющие Государственные и отраслевые награды
почетное звание "Заслуженный учитель РФ"
|
2
|
Отраслевые награды
|
|
Благодарность Министерства образования и науки РФ
|
2
|
Почетная грамота Министерства образования и науки РФ
|
11
|
Почетный работник общего образования
|
6
|
Значок "Отличник народного просвещения"
|
4
|
Региональные награды: Почётные грамоты 15
|
Городской уровень
|
9
|
Областной уровень
|
6
|
Повышение квалификации педагогических кадров в предстоящий период до 2015 года будет осуществляться по разным направлениям. Основной его формой по-прежнему останется курсовая переподготовка учителей в ВОИПКиПРО, БГПИ, ВГПИ, ВГУ, АПК и ППРО. Ведущей формой повышения квалификации педагогических кадров на предстоящие 5 лет останется аттестация педагогических работников. Немаловажное значение отводится массовым формам работы с коллективом по повышению квалификации. Семинары, конференции, мастер-классы, открытые уроки являются хорошим средством по обмену опытом. Повышение мастерства педагогов будет осуществляться и через работу школьных методических объединений, изучение опыта лучших учителей, внедрение в практику работы новых технологий обучения, участие в конкурсах «Учитель года» и других конкурсах, через творческие отчеты коллектива.
Творческие достижения учеников и учителей
За последние годы выросла активность учителей, их стремление к творчеству. В течение последних лет учителя школы принимают активное участие в городских конкурсах профессионального мастерства.
Участие учителей школы в конкурсах профессионального мастерства
Название конкурса
|
20082009
|
2009- 2010
|
2010-2011
|
Победители конкурса лучших учителей Воронежской области «За высокие достижения в рамках национального проекта «Образование» для денежного поощрения .
|
Морозова Н.Н. учитель биологии
Трофимова Л.А.учитель ИВТ.
Мельникова Е.А. начальная школа
Власова Т.Н.учитель русского яз
Жукова Н.В.учитель истории
Щеколдина ВМ учитель физ -ры
|
Некрасова О.Я. –учитель физики и ИВТ
|
-
|
Конкурс профессионального мастерства «Учитель года»
«От призвания к признанию
|
Власова ТН - учитель русского языка и литературы
2 место в районном конкурсе
|
|
-
|
Конкурс профессионального мастерства «Учитель года»
«От призвания к признанию
|
Толкачёва ЮС –
Учитель ИВТ
Победитель в номинации «Урок ХХ1 века »
|
|
-
|
Конкурс профессионального мастерства «Урок года- 2010»
|
|
Павлова ЕМ- учитель русского языка и литературы 1место в районе
Некрасова ОЯ учитель ИВТ, Трофимова ЛА учитель ИВТ3 место в районе
Щеколдина ВМ уч. физкультуры 3место в районе
РемзоваИА учит. начальной школы 3 место в районе
|
-
|
Конкурс профессионального мастерства
«Молодой педагог- 2010 »
|
|
Усова Н.Н. учитель английского языка. Победитель в номинации «Моя прфессия- моё счастье»
|
|
Городской фестиваль «Урок мультимедиа»
|
|
|
Павлова Е.М., Пастернак Н.А., Акиньшина Н.Н., Некрасова О.Я. победили в районном этапе и приняли участие в городском.
|
Городская научно-практическая конференция на базе гимнации № 5
|
|
|
В сборнике материалов конференции опубликованы работы учителей Жуковой Н.В., Гапочка Ю.И., Иониной Т.И.
|
Межвузовская конференция «использование ИКТ»
|
|
|
Приняли участие Столярова Е.С., Некрасова О.Я., Трофимова Л.А.
|
Очевидна положительная динамика роста методического и профессионального мастерства учителей. Наблюдается активный процесс вовлечения педагогов школы через МО в методическую научно- исследовательскую работу по проблемам:
а) « Роль учителя в управлении качеством образования в условиях личностно ориентированного обучения и воспитания учащихся»
б/ Создание системы управления качеством образования в средней общеобразовательной школе на основе использования информационных технологий».
в) «Адаптация школы к инновационным процессам в системе образования»
г) «Индивидуализация процесса обучения и воспитания в современной школе».
На протяжении многих лет учителя школы публикуют свои работы в различных изданиях.
ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ В ОЛИМПИАДАХ (РЕГИОНАЛЬНЫХ И ВСЕРОССИЙСКИХ)
Призёры и победители регионального этапа
Всероссийской предметной олимпиады школьников
Предметы
|
2008-2009
|
2009-2010
|
2010-2011
|
|
|
|
|
Русский язык
|
9 место
|
|
1 призёр
1 участник
|
Литература
|
4, 5 место
|
7место
|
|
История
|
7 ,7 место
|
3и 6 место
|
3участника
|
Английский язык
|
4место
|
|
1 призёр
|
Экология
|
10место
|
|
|
Химия
|
9 и 9 место
|
10место
|
3 участника
|
География
|
7 место
|
|
1 участник
|
Биология
|
-
|
6 место
|
|
Обществознание
|
|
|
1 участник
|
Итого
|
10 человек
|
5человек
|
|
|
|
|
|
Получили по итогам ЕГЭ 80 и более баллов
|
2008 - 2009 уч.год
|
2009-2010 уч.год
|
2010-2011уч. год
|
|
80 и более
баллов
|
получили
100баллов
|
80 и более
баллов
|
получили
100баллов
|
90 и более
баллов
|
Получили
100 балов
|
Русский язык
|
|
|
9
|
|
10
|
|
Математика
|
2
|
|
4
|
|
-
|
|
Иностранный язык
|
|
|
3
|
|
1
|
|
История
|
1
|
1
|
2
|
|
1
|
|
Обществознание
|
2
|
|
1
|
|
1
|
|
Химия
|
1
|
|
4
|
|
2
|
1
|
Биология
|
1
|
|
6
|
|
-
|
|
ИВТ
|
|
|
2
|
|
-
|
|
География
|
|
|
|
|
-
|
|
Литература
|
|
|
|
|
1
|
|
Физика
|
|
|
|
|
-
|
|
ДАННЫЕ О ПОСТУПЛЕНИИ В УЧРЕЖДЕНИЯ ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Информация о поступлении в ВУЗЫ (в соответствии с профилем обучения) выпускников школы
Анализ самоопределения выпускников показал, что от 90 до 99% из них успешно сдают вступительные экзамены и продолжают обучение в ВУЗах.
год
|
Профиль класса
|
Всего выпускников
|
Поступили в
ВУЗЫ
|
Поступили на бюджетное отд.
по профилю
|
Поступили по профилю
обучения
|
2007-2008
|
11 абвг из них:
Медицинский профиль
Юридический профиль
Экономико - технол. профиль
|
79
26
23
30
|
79
26
23
30
|
59
19
18
17
|
62
21
18
23
|
2008-2009
|
11 абвг из них:
Медицинский профиль
Юридический профиль
Экономический профиль
Технологический профиль
|
81
20
22
16
23
|
81
20
22
16
23
|
42
13
7
7
15
|
59
14
17
10
18
|
2009-2010
|
11а - из них:
Медицинская группа
Юридическая группа.
Технологическая группа.
|
20
9
7
4
|
19
9
6
4
|
11
6
4
1
|
19
9
6
4
|
ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ КОЛЛЕКТИВОВ В РАЙОННЫХ, ОБЛАСТНЫХ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ, СОРЕВНОВАНИЯХ.
В 2010-2011 учебном году:
-
4 учащихся школы № 28 стали победителями городского конкурса «Ты и я с книгой лучшие друзья»
-
20 обучающихся школы стали участниками проекта «Интеллектуальные ресурсы Воронежской области и вошли в справочник «Золотая книга Воронежской области. Лучшие учащиеся и студенты 2011 года»
-
15 человек стали победителями Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» на базе общероссийской малой академии наук «Интеллект будущего» г. Обнинск.
-
28 человек стали дипломантами конференции научного общества учащихся ВГУ
-
225 человек приняли участие в школьной научно – практической конференции , посвящённой 425- летию основания города Воронежа «Воронеж, Родина, Любовь»
-
1 человек стал Губернаторским стипендиатом.
-
2 человека приняли участие в инновационном 1 молодёжном форуме по проблемам толерантности и противодействию экстремизму «Развитие молодёжного парламентаризма».
Материально-техническая база школы
-
Год постройки здания: 1912.
-
Характеристика здания: трехэтажное здание общей площадью всех помещений 4652,1м2 , требующее капитального ремонта.
-
Наличие оборудованных специализированных помещений: столовая, актовый зал, спортивный зал, музей школы №28, кабинет социального педагога, стоматологический кабинет, медицинский кабинет, кабинет логопеда,
-
Наличие учебных кабинетов: 26 учебных кабинетов. Из них 2 кабинета информатики и вычислительной техники, кабинеты математики, физики, химии, биологии, русского языка и литературы, истории, географии, технологии (обслуживающего труда), ИЗО и музыки, иностранного языка. Есть в наличии:
-
спортивная площадка,
-
библиотека
библиотечный фонд школы составляет:
Параметры статистики |
2008-2009 уч. год
|
2009-2010 уч. год
|
2010-2011 уч.год
|
Книжный фонд библиотеки школы – всего
Из них книг
Учебников
Получают учебники бесплатно
|
21800 ед.
12580 ед.
|
22400ед.
12876 ед.
10521ед.
38 чел.
|
22750ед.
13050 ед.
10521ед.
35 чел.
|
Обеспеченность обучающихся учебниками
|
40%
|
40%
|
40%
|
Наличие медиатеки
|
нет
|
нет
|
нет
|
В 2010-2011 году материальная база школы заметно укрепилась:
-
переоборудованы на современной основе кабинеты химии и трудового обучения домоводства).
-
заменена мебель в школьной столовой и кабинетах географии, истории, физики, кабинетах начальной школы;
-
проведен ремонт кабинетов, коридора, школьной столовой, актового зала, отопительной системы, оконных и дверных блоков, кровли;
-
приобретено учебное оборудование для кабинетов: информатики и ИКТ, биологии, физики, музыки и ИЗО, математики, русского языка и литературы , спортивного зала, лабораторное оборудование для химии, учебно- наглядные пособия., В кабинете физики установлена интерактивная доска. Большинство кабинетов оборудованы видеотехникой (телевизорами) и переносными компьютерами (ноутбуками).
-
в целях создания в школе безопасных условий жизнедеятельности в 2009 году
установлено видеонаблюдение , оборудована системой автоматической противопожарной сигнализации - оповещения людей при пожаре и «тревожной кнопкой» беспроводной системы связи;
-
благодаря участию учреждений образования городского округа город Воронеж в федеральной программе «Компьютеризация школ», национальном проекте «Образование» в школе оборудованы 2 компьютерных класса, которые подключены к сети Интернет.
Всего в 2010 - 2011 учебном году на приобретение оборудования израсходовано примерно 600тыс рублей.
Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 28 с углублённым изучением отдельных предметов городского округа город Воронеж разработана в соответствии с:
-
Законом РФ «Об Образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1 (с изменениями и дополнениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 3 июня, 17 июля 2009 г.);
-
Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373);
-
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010г. №1241г. Москва «О внесении изменений в ФГОС, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09г. №373»;
-
Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. N 196 (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.);
-
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993);
-
Уставом школы № 28 города Воронежа;
-
Правилами внутреннего распорядка школы № 28 города Воронежа;
-
на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей Учебно-методического комплекта «Школа России»
Образовательная программа школы № 28 города Воронежа
в соответствии с требованиями ФГОС содержит следующие разделы:
-
пояснительная записка;
-
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»;
-
примерный учебный план УМК «Школа России»;
-
программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»;
-
программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в УМК «Школа России»;
-
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»;
-
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»;
-
программа коррекционной работы на основе принципов деятельности в УМК «Школа России»;
-
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Образовательная программа школы № 28 города Воронежа соответствует основным
принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Актуальность программы.
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому, впервые в истории образования, необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.
Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.
Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие, и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.
Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:
• обучающихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;
• общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты;
-
Образовательная программа начального общего образования школы № 28 создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности обучающимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности различной направленности. Специфика контингента обучающихся определяется тем, что большинство будущих первоклассников посещают подготовительные курсы при школе № 28 и других учреждениях образования, и имеют начальный уровень сформированности УУД:
-
адекватную мотивацию учебной деятельности;
-
предпосылки успешного овладения чтением и письмом;
-
понимают условные изображения в любых учебных предметах;
-
владеют умениями решать математические, лингвистические и другие задачи;
-
произвольно регулировать своё поведение и деятельность;
-
организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем; могут использовать эталоны обобщённых способов действий.
Специфика кадров школы № 28 города Воронежа определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Все учителя начальной школы прошли обучение по вопросам введения ФГОС и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов.
К числу сильных сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую теоретическую подготовку педагогов, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, наличие эффективной научно - методической поддержки усилий учителей в совершенствовании образовательной деятельности, благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе, высокий уровень образовательной подготовки выпускников школы.
В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии:
-
более эффективным стал процесс содействия развитию личности обучающихся, формированию их познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического потенциалов;
-
расширяются возможности использования информационной среды;
-
наблюдается ежегодный рост удовлетворённости обучающихся, родителей и учителей жизнедеятельностью в школе;
-
улучшается материально - техническая база;
Портрет выпускника начальной школы.
Анализ результатов анкетирования обучающихся, родителей и учителей позволяет судить о важнейших чертах выпускника школы: нравственных и социально значимых качествах:
-
уважение к родной стране, своему народу, его истории;
-
осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой;
-
любознательность, активность в познании мира;
-
готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки;
-
высокий уровень овладения учебными навыками и действиями.
Образ выпускника — доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовый обучаться в средней школе.
Образовательная программа школы № 28 города Воронежа направлена на обеспечение:
-
гуманистического характера образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
-
воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-
единства федерального культурного и образовательного пространства, защиты и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
-
общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; равных возможностей получения качественного начального общего образования;
-
самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
-
формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
-
формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
-
содействия взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности;
-
преемственности основных образовательных программ;
-
демократизации образования, в том числе посредством развития форм государственно-общественного управления, расширения права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся;
-
условий для эффективной реализации и освоения обучающимися Образовательной программы, в том числе, обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования школы № 28 города Воронежа является:
-
Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья
-
Создание условий для формирования у обучающихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности обучающихся через освоение фундаментальных основ начального образования.
-
Достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Школа России».
Основными задачами образовательной программы школы на основе УМК «Школа России» являются:
-
общекультурное развитие — формирование целостной картины мира (образа мира) на основе интеграции культурного опыта в единстве научной и образно-художественной форм познания мира;
-
личностное развитие — формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе; ценностно-нравственное развитие обучающегося, определяющее его отношение к социальному миру и миру природы, к самому себе; готовность к личностному выбору и принятию ответственности за него; способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; толерантность к мнению и позиции других;
-
познавательное развитие — развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащегося на основе связи содержания учебного предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления; формирование готовности к действиям в новых, нестандартных ситуациях; развитие творческого потенциала личности;
-
формирование учебной деятельности — формирование умения учиться, самостоятельно приобретать новые знания и умения, организуя процесс усвоения; развитие способности к самосовершенствованию;
-
развитие коммуникативной компетентности — умения организовывать и осуществлять совместную деятельность; осуществлять обмен информацией и межличностное общение, в том числе и умение понимать партнера.
Принципы построения образовательно-воспитательного процесса в школе:
-
Гуманистический принцип предполагает:
-
всестороннее развитие личности ребенка на основе заботы о его благе и создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей;
-
защиту прав обучающихся, уважение достоинства, признание самоценности и значимости каждого ученика независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности;
-
усвоение обучающимися нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям;
-
равноправное общение детей со взрослыми и сверстниками на основе свободы высказывания, уважения к собеседнику и его мнению.
-
Принцип историзма предполагает:— изучение предметных дисциплин в культурно-историческом контексте;
-
структурирование содержания учебной дисциплины с учетом логики и истории развития предметного знания;
-
восстановление единства культурного пространства образования, учет взаимосвязи и взаимопроникновения культур; интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания.
-
персонификацию знаний и увязывание их с жизненным опытом ребенка
-
Коммуникативный принцип предполагает, что в обучении процесс общения выступает:
-
как предмет специального изучения. Особое внимание в программе уделяется развитию устной и письменной речи, овладению ребенком средствами речевого общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешать конфликты;
-
как система межличностного общения с акцентом на культуру общения и взаимоотношения детей;
-
как организационная форма обучения. Все познавательные и учебные задачи решаются обучающимся в условиях совместной деятельности, кооперации и сотрудничества с учителем и сверстниками.
-
Принцип творческой активности предполагает:
-
стимулирование и поощрение творческой активности обучающихся, инициирование постановки новых познавательных и художественно-творческих задач;
-
участие в проектных коллективных формах работы;
-
создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка на основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания самоценности каждого учащегося.
Школа является культурным центром микрорайона. Здесь ведется большая работа по сохранению культурных традиций, на базе школьного музея истории школы проводятся встречи с ветеранами города, выпускниками школы, писателями, краеведами, литературные гостиные, работает театральная студия. Для младших школьников деятельность музея направлена на формирование у младших школьников основ культуросообразного поведения, понимания особенностей региона на основе первичных представлений о его природе, истории, населении, быте, культуре; гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории и культуры.