Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 26страница 27Гунтхард ВеберКРИЗИСЫ ЛЮБВИСИСТЕМНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ БЕРТА ХЕЛЛИНГЕРАИздательство Института Психотерапии Москва 2002
Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 304 с. Все права защищены. Любая перепечатка издания является нарушением авторских прав и преследуется по закону. Опубликовано по соглашению с автором. Эта книга написана для психотерапевтов, психологов и педагогов, а также для тех, кто ищет свой шанс и хочет справиться с кризисами во взаимоотношениях. В книге рассказывается об условиях, при которых отношения между мужчиной и женщиной, между детьми и родителями не складывались или же, наоборот, складывались и становились более глубокими. Здесь говорится о порядках любви, о кризисах, которые проявляются как следствие нарушений этих порядков, о том, как их преодолеть и найти правильное решение. При этом речь идет о самых основных составляющих человеческого бытия и совместной жизни в семье, таких, как право на принадлежность или обособленность, принятие родителей, равноправие в партнерских отношениях и согласие с собственной судьбой. Проницательность и методы работы Берта Хеллингера непосредственно затрагивают и высвобождают скрытые силы, интенсивность которых редко можно испытать на психотерапии. Особое значение имеют его идеи и опыт работы с конфликтами, которые охватывают не одно поколение. Это открывает новое измерение в терапевтической работе с трагическими семейными историями. Очень эффективны его решения, найти которые помогает метод расстановки семьи, они трогают до глубины души, а иногда просто ошеломляют. В этой книге Гунтхард Вебер, который сам является системным психотерапевтом, обобщил теорию и практику психотерапевтической работы Берта Хеллингера, используя множество примеров и расшифровок терапевтических сессий. Эта интересная книга способна дать читателю многое как для профессиональной, так и личной жизни. ISBN 5-89939-032-8 © G. Weber, 1992 © Изд-во Института Психотерапии, 2001
СОДЕРЖАНИЕ От редактора....................................................'.................................7 Предисловие........!»...........................................................................8 Благодарности.................................................................................. 12 Ко второму изданию.......................................................................*. 12 I. Условия, необходимые для хороших отношений..:.... 13 1. Привязанность............................................................................. 13 2. Сбалансированность «давать» и «брать».....................^.............14 а) Счастье зависит от размеров оборота «давать» и «брать»........15 б) Когда нет равновесия между «давать» и «брать».....................15 в) Когда равновесие невозможно................................................16 г) Компенсация в негативном.....................................................19 д) Прощать по-хорошему и по-плохому.....................................20 е) Превентивные страдания........................................................23 ж) Отказ от счастья как попытка компенсации.........................23 з) Согласие с судьбой..................................................................27 и) Ребенок как Отступное............................................................29 3. Порядок.......................................................................................30 II. Совесть как орган, отвечающий за равновесие в отношениях..............................................................................31 1. Совесть следит за наличием условий для хороших отношений.. 32 а) Совесть и привязанность........................................................32 б) Совесть и баланс..................................................................... 34 в) Совесть и порядок................................................................,. 35 2. Согласованность потребностей в привязанности, сбалансированности и порядке..................................................36 3. У каждой системы своя совесть...........'.......................................37 4. Совесть как обосабливающий фактор. Преодоление обособления.........................................................!. 38 5. Границы свободы.........................................................................40 III. Отношения между родителями и детьми...................43 1. Родители дают детям жизнь........................................................43 2. Чтить дары и дающих.................................................................44 3. Иерархический порядок в семье................................'.................44 4. Нарушения порядка между родителями и детьми......................45 а) Инверсия порядка «давать» и «брать»....................................45 б) Отвержение одного из родителей...........................................46 в) Когда ребенок становится доверенным лицом.......................49 5. Принятие отца и матери.............................................................51 6. Обращение с родительскими заслугами и потерями..................54 7. О некоторых этапах совместного пути.......................................55 а) (Не) стать такими, как родители............................................55 б) Ты вправе стать таким, как твой отец/твоя мать....................56 в) Правила хорошего воспитания...............................................57 г) Отрыв от родителей и самостоятельная жизнь........................58 д) Поиск самореализации и просветления...................................58 е) Забота о пожилых родителях..................................................69 8. Специальные темы и области в сфере отношений между родителями и детьми......................,................................. 60 а) Замалчивание происхождения детей.................................J.... 60 б) Внебрачный ребенок, не знавший своих братьев...................60" в) С кем останутся дети после развода?.......................................61 г) Почетное или опасное усыновление (удочерение)....................62 д) Помощь детям, пережившим сексуальное насилие...................77 9. Родители и дети связаны судьбой...............................................86 IV. Об удачных и неудачных отношениях в паре..............88 1. Как мы становимся мужчиной и женщиной..............................88 а) Анима и Анимус......................................................................92 б) Что касается небольшого различия........................................93 2. Фундамент партнерства мужчины и женщины............................94 а) Отказ от другого пола в себе...................................................95 б) Равенство как предпосылка( длительных партнерских отношений..............................................................................95 в) Женщина следует за мужчиной, а мужчина должен служить женскому........................................,...........................97 г) Соотношение любви и порядка...............................................97 д) В каких случаях партнерство построено на песке?..................98 е) Влюбленность слепа, любовь начеку......................................99 ж) Когда сталкиваются две семейные традиции........,...............100 3. Привязанность к партнеру..............,...........................................101 а) Значение исполнения любви со всем ее плотским и инстинктивным..................................................................101 б) Желать и позволять..................................................................106 в) Потеря мужественности и женственности в длительном партнерстве........................................................................... 107 г) Обновление мужского й женского..........................................109 д) С ростом числа партнерских связей привязанность уменьшается, а счастье не убывает........................................110 е) Отношения в треугольнике.....................................................113 ж) Ревность................................../..............................................114 з) Границы свободы.....................................................................115 4. Ориентированность партнерских отношений, на детей.............. 115 а) Любовь к ребенку через любовь к партнеру...........................116 б) Отказ от детей.......................................................................<. 117 в) Искусственное оплодотворение..............................................118 г) Значение абортов и их последствия........................................119 5. Расставания................................................................................ 126 а) Когда двое не могут расстаться................................................126 б) Скоропалительное расставание и его последствия................127 V. Системные конфликты и пути их решения.............129 1. Родня.......................................................................................... 129 2. Условия для процветания рода...................................................129 а) Право на принадлежность......................................................130 б) Закон целого числа.................................................................130 в) Закон приоритета более раннего............................................131 г) Признание того, что ничто не вечно.........................................132 3. Иерархия семейных систем.........................................................133 4. Родовая совесть ..........................................................................133 5. Попытки восстановить в правах исключенного из системы члена семьи.................................................................................135 а) Воскрешение чужой судьбы....................................................135 б) Двойное смещение..................................................................137 6. Высвобождени&из системных переплетений..............................140 а) Найти того, кого нет...............................................................140 б) По каким признакам можно распознать системное переплетение?........................................................................143 в) Замена плохой компенсации хорошей...................................145 г) Отданный Богу во искупление................................................149 VI. О практике системной психотерапии......................162 1. Терапевтическая позиция......................................................... 162 а) Восприятие, ориентированное на ресурсы.............................162 б) Сдержанность.........................................................................164 в) Сила в минимуме....................................................................168 г) Смотреть на решение..............................................................170 2. Возможности терапевтической ориентации...............................176 а) Интерпретация — это только краешек покрова.....................176 б) Любопытство разрушает воздействие.....................................179 в) Верный момент...........................................................Р...........180 г) Прочь от драмы!......................................................................181 д) Каждый человек1 хороший.......................................................181 е) Ответственность выпадает на долю человека.........................183 ж) Легкое и трудное..............'......................................................184 з) Дух веет...................................................................................186 и) Варианты счастья...................................................................187 к) Иллюзорные связи..................................................................188 л) Значимость терапевтических высказываний..........................189 3. Специфические способы действий............................................, 190 а)Круги...................................................................................../190 б) Терапевтическая работа при прерванном движении любви к... 198 в) Расстановка семейных систем................................................214 г) Выводы: важные моменты при семейных расстановках.........231 4. Специальные области терапии...................................................233 а) Терапевтическая работа с чувствами......................................233 б) Терапевтическая работа со снами...........................................247 в) Терапевтическая работа с сопротивлениями..........................254 г) Если не помогает понимание, поможет страдание: терапевтическая работа с симптомами..................................263 д) Страдать легче, чем действовать........................Г....................285 VII. Движение к целому.........................................................289 Вера в Творение и вера в Откровение........................................290 Профессиональный путь Берта Хеллингера...............................292 Приложение Фразы, несущие освобождение..................................................295 ОТ РЕДАКТОРА
Михаил Бурняшев, к.п.н., семейный терапевт. Моим родителям с любовью и благодарностью
Налогов сборщик преградил ему дорогу: «Есть драгоценности? Плати!» «Нет», — тот сказал.
«Учителем он был», И этим все он объяснил. Чиновник вдруг в порыве странном ' Спросил еще: «Сумел он что извлечь?» Ответил мальчик: «Что вода в своем движенье непрестанном Со временем кремень одолевает И продолжает течь. Ты понимаешь, твердость уступает». Много лет я сожалел о том, что о работе Берта Хеллингера практически нигде нельзя было прочитать, и я знал, что я в этом не одинок. Я мог понять, почему он не торопится изложить свои идеи на бумаге. Ведь другие могли бы схватиться за них как за откровение или наслаждаться своим превратным пониманием их. «Дух веет», — говорит он. То, что застыло в написанном виде, слишком легко теряет отношение к живому, овеществляется, упрощается, без достаточной рефлексии обобщается и таким образом превращается в шаблоны и пустые фразы. Чем яснее я в процессе моей собственной терапевтической рабо- ты понимал, насколько полезными и обогащающими оказались его идеи для меня и моих клиентов, тем меньше у меня оставалось сомнений в том, что содержание наработок Берта Хеллингера за те годы, в течение которых он работал с группами, можно воспроизвести и в письменном виде тоже. Его намерение, достигнув 65 лет, в основном отойти от профессиональной деятельности усилило мой интерес и желание еще раз внимательно понаблюдать за ним и утвердило меня в решении выполнить эту работу. Итак, в 1990 году я спросил его, позволит ли он мне побыть таким «таможенным чиновником», и он согласился. Поначалу я планировал записать один из его многодневных учебных семинаров на аудио- и видеокассеты, а затем издать расшифровку этой записи. Но после того как я записал на пленку второй семинар, а Берт Хеллингер любезно предоставил в мое распоряжение рукопись доклада «Порядки любви», да еще мне удалось подключиться к другим источникам, первоначальный план стал невыполним. Настоящая книга представляет собой результат попытки свести воедино его идеи по поводу отношений в семье и по поводу психотерапевтической работы с системами, а также поделиться впечатлениями и дать представление о его конкретном образе действий как терапевта. Его высказывания и его работу по самому широкому спектру тем я скомпоновал в семь глав по принципу коллажа. При этом я стремился к тому, чтобы дать возможность Берту Хеллингеру «высказаться» самому, дать зазвучать его собственному голосу, то есть везде, где это возможно, сохранить прямую речь на семинарах. Я сделал это еще и затем, чтобы снова и снова обращать внимание читателей на то, что перед ними не учебник, а выбранные мной отрывки и компиляции из нескольких семинаров. Я воздерживался от любых собственных комментариев даже тогда, когда его описания отличались от моих. Таким образом, каждый имеет возможность разбирать текст по-своему. Все предпринятые мною изменения служили одной-единственной цели — сделать текст более насыщенным и легко читаемым. Так что же побудило меня описать именно системную психотерапию Берта Хеллингера? В 70-е годы я был Участником многих семинаров самых разных психотерапевтических направлений и школ, которые вели самые разные руководители и руководительницы. И тем не менее три семинара у Берта Хеллингера запомнились мне навсегда. На каждом из этих семинаров я узнавал нечто такое, что волновало меня и годы спустя продолжало оказывать на меня воздействие, приводило во мне что-то в порядок или ставило на место. На меня произвел сильное впечатление его точный взгляд. Я воспринимаю Хеллингера как человека видящего и не знаю ни одного другого терапевта, который бы умел так быстро и точно распознавать модели поведения, содержащие проблему, который бы так эффективно умел прерывать, а в нужный момент с юмором, любовью и уважением добивался бы важных изменений и давал возможность приобрести опыт в таких областях души, которые обычно редко затрагиваются на психотерапии. Но поскольку я был участником его групп, дистанция между мной и происходящим была слишком мала, чтобы я мог сконцентрироваться на том, как он этого добивается. Как, например, построены его истории в каким образом он упрощает и уплотняет расстановку семьи (см. стр. 214) до необходимого минимума, превращая ее этим в высокоэффективный метод терапевтической работы. Поначалу мне были чужды идеи Хеллингера и о динамике, и о подоплеке трагических переплетений судеб, я долго «спотыкался» о его манеру формулировать, вместо того чтобы сосредоточиться на содержании.
Расстановка семьи проявляет свою стихийную действенную силу, потому что разговор при этом ведется на невербальном языке образов, а прошедшее и новая ориентация соединены в одном сжатом временном интервале. Но, как я уже намекал, содержание книги таково, что может дать повод к недоразумениям, скептическому или даже возмущенному дистанцированию. Люди легковерные могут к тому же поддаться искушению, не размышляя и не анализируя, принять прочитанное как истину. Берт Хеллингер однажды сказал: «Безукоризненно что-то сформулировать невозможно, а если чуть похуже, то будет понято превратно». Свои высказывания Берт Хеллингер часто формулирует так, будто они во всех случаях имеют абсолютную силу как стопроцентная истина. Наблюдая за ним дольше, понимаешь, что его высказывания — это практически всегда основанные на интуиции и жизyенной мудрости, привязанные к контексту терапевтические действия, которые полностью относятся к тому или иному человеку либо событию. Но если превратить их в верные во всех случаях высказывания и рецепты, то вместо ореха получишь одну Скорлупу, Как после расстановки семьи он советует дать сначала подействовать на себя образу-решению и не начинать сразу что-то предпринимать, так и здесь лучше сначала дать подействовать на себя его идеям. Знакомясь с примерами, приведенными в тексте, читатели могут проследить, как Берт Хеллингер, когда кто-то опрометчиво пытается сказанное им обобщить, постоянно от этого уходит. Он вообще всячески противится, когда его мысли и способы действий хотят облечь в форму теории. «Теория мешает практике», — говорит он. Он рассматривает свой подход как феноменологический. Созерцание 'процессов дает ему ответ на вопрос, что нужно делать. «Я оказываюсь перед лицом некоей ситуации, ситуации темной, я даже не знаю, что она из себя представляет. Вопрос в том, как мне попасть в реальность, которая темна? Я окунаюсь в колеблющееся поле, с которым я связан и которое выходит за пределы меня. И тогда что-то входит в светлую область и выявляет нечто реально существующее. Я отдаю себя во власть этого и жду, пока мне что-нибудь придет. Проиллюстрировать это можно так: я бреду в темноте ощупью вдоль стены, пока Не нахожу дверь. Возникает некий «просвет», я ищу, как выразить то, что меня освещает, одним полным словом, одним наполненным словом. Когда это находит форму, тот, кто это слышит, будет охвачен этим на некоем уровне по ту сторону мышления. Это действует что-то общее и затрагивает человека, не давая ответов на вопросы как и почему». Смотрите также: Гунтхард Вебер кризисы любви
4206.38kb.
27 стр.
Храмов Ю. А. "Физики": биографический справочник. (М.: Наука, 1983, фрагменты) В. Вебер вебер вильгельм Эдуард
112.8kb.
1 стр.
Сквозь революции, войны и кризисы
78.43kb.
1 стр.
«микросоциология»
25.76kb.
1 стр.
Кризисы и травмы
953.95kb.
6 стр.
Вилфрид вебер важные шаги к помогающему диалогу
808.21kb.
8 стр.
Филиппов Владислав Валерьевич макс вебер реферат Студент 2-го курса(гр. 28) Очного отделения Тамбов 2011 Содержание Краткая биография
295.91kb.
1 стр.
Классный час 11 класс Тема: Любовь
101.69kb.
1 стр.
Этическое учение Фридриха Ницше
28.1kb.
1 стр.
Праздники любви в самаре
17.73kb.
1 стр.
Биографические кризисы личности
358.4kb.
1 стр.
Нормативные кризисы развития личности взрослого человека 820.58kb.
5 стр.
|