Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 8страница 9

Иные, кроме законов, нормативные правовые акты

Указы Президента Российской Федерации

19. О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, peaлизации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации: Указ Президента РФ от 3 апреля 1995 г. № 334.

20. Указ Президента РФ от 24 января 1998 г. № 1203 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 5. Ст. 561.

21. О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации: Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 21.

22. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. №567.

Постановления Правительства Российской Федерации

23. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870 «Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» (с последующими изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 37. Ст. 3619.

24. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. № 725 «Правила оказания услуг почтовой связи» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 41. Ст. 4076.

25. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1235 «Правила оказания услуг телефонной связи» (с последующими изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 40. Ст. 4599.

26. Инструкция «О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»: Утверждена Постановлением or 28 октября 1995 г. № 1050.

27. Об утверждении положения о лицензирования деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности: Постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770.



Межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты

28. Инструкция «Об организации прокурорского надзора за исполнением ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (вместе с Инструкцией о порядке формирования отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ОРД), инструкцией об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности). Приказ Генпрокуратуры РФ от 21.12.2007 № 207.

29. Приказ Генерального прокурора РФ №137 от 6 сентября 2007 г. «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»// Российская юстиция. 2007. №11.

30. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской от 17 апреля 2007 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147 г. Москва «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд».



Документы судебной власти

31. О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1993 г. №13// Бюллетень Верховного Суда РФ 1994. № 4.

32. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8.

33. Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86 О по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 6.

34. Определение Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2007 г. № 1-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданини Чахмахчяна Левона Хореновича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

35. Определение Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. №454-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дьячковой Ольги Геннадьевны на нарушение ее конституционных прав пунктами 6 и 14 части первой и частью четвертой статьи 6, пунктом 3 статьи 7, частью второй статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», частью второй статьи 7, пунктом 4 части второй статьи 38, статьями 125, 140 и 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

36. Определение Конституционного Суда РФ от 20 марта 2007 г. № 178-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Донского Александра Павловича на нарушение его конституционных прав пунктами 4 и 6 части первой и частью

третьей статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и статьями 13, 89 и 186 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

37. Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2007 г. № 417-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова Константина Владимировича на нарушение его конституционных прав статьями 15 и 17 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и статьями 48 и 49 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».

38. Определение Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. № 924-О-О «По жалобе гражданина Козлова Дмитрия Борисовича на нарушение его конституционных прав пунктом 13 части четвертой статьи 47, пунктом 1 части второй статьи 75, частью первой статьи 285 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 1 части первой статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

39. Определение Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2007 г. № 128-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мартиросяна Ованеса Борисовича на нарушение его конституционных прав статьей 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

40. Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2008 г. № 460_О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Букреева Владимира Викторовича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями статей 5, 11 и 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и пунктом 13 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд».

41. По делу о проверке конституционности положений частей 1 и 2 ст. 18, ст. 19 и части 2 ст. 20 Федерального закона от 8.05.94 г. “О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания”: Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.96 г. № 5-П // Российская газета. 1996. 29 февраля.

Справочные и учебные пособия, монографии, статьи

Справочные издания

42. Вагин О.А., Исиченко А.П., Шабанов Г.Х. Оперативно-розыскные мероприятия и использование их результатов: Учебно0практич. Пособие. – 2006.- 119 с.

43. Винниченко Н. А., Захарцев С. И., Рохлин В. И. Правовая регламентация использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве / Под ред. В. П. Сальникова. СПб., 2004.

44. Воронцов С.А. Спецслужбы России: учебник.- Изд. 2-е –Ростов н/Д: Феникс, 2008.

45. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник. – Изд. 4-е – Ростов н/Д: Феникс. 2010.

46. Гинзбург А.Я. Опознание в следственной, оперативно-розыскной и экспертной практике: Учебно-практич. пособие / Под ред. проф. Р.С. Белкина. - М, 1996.

47. Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К. В. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. М.: Новый Юрист, 1997.

48. Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности, - М.: Спарк, 1996.

48. Зайцева С.А., Зейналова Л.М., Громов Н.А. и др. Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс: Учебно-практич. Пособие. М., 2004.- 118 с.

50. Закон и оперативно-розыскная деятельность: Толковый словарь понятий и терминов, используемых в законодательстве в области оперативно-розыскной деятельности / Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. — М., 1996.

51. Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. – 259 с.

52. Кипнис Н.М. Допустимость доказательств в уголовном судопроизводстве. М., 1995.

53. Кудин Ф.М., Костенко Р.В. Допустимость доказательств в российском уголовном процессе: учебное пособие. Краснодар. 2002.

54. Крылов И.Ф., Бастрыкин А. И. Розыск, дознание, следствия: Учебное пособие. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.

55. Ляхов Ю.А. Актуальные проблемы законодательного регулирования допустимости доказательств в российском уголовном процессе// Допустимость доказательств в российском уголовном процессе. Ростов н/Д. 2002.

56. Михайловская И.Б. Цели, функции и принципы российского уголовного судопроизводства (уголовно-процессуальная форма). М., 2003.

57. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИД Шумиловой И.И. 2007. – 375 с.

58. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности»/Авт.-сост. А.Ю. Шумилов.- М., 2000.

59. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы. В 2-х кн. Кн. II: Оперативно-розыскные мероприятия и меры. Учебно-практическое пособие. – 3-е изд. – М.: ИД Шумиловой И.И., 2008. – 144 с.
2. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
2.1. Конспекты лекций по основам оперативно-розыскной деятельности

Понятие, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

установление имущества, подлежащего конфискации.

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи.

Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.

Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:

проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;

принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;

разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);

фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.

Нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Характеристика оперативно-розыскных мероприятий.

Оп­рос.

Оп­рос от­но­сит­ся к чис­лу наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных опе­ра­тив­но-ро­зы­ск­ных ме­ро­прия­тий, ре­зуль­та­ты ко­то­рых ис­поль­зу­ют­ся при про­из­вод­ст­ве след­ст­вен­ных дей­ст­вий.

В тео­рии и прак­ти­ке опе­ра­тив­но-ро­зы­ск­ной дея­тель­но­сти это ме­ро­прия­тие но­сит тра­ди­ци­он­ное на­зва­ние — раз­ве­ды­ва­тель­ный оп­рос, что ука­зы­ва­ет на его ис­сле­до­ва­тель­ский, по­ис­ко­вый ха­рак­тер, на­прав­лен­ность на об­на­ру­же­ние (вы­яв­ле­ние) скры­той ин­фор­ма­ции.

В прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти рас­смат­ри­вае­мое ме­ро­прия­тие об­ра­зу­ют сле­дую­щие со­став­ляю­щие:

– оп­ре­де­ле­ние це­лей оп­ро­са;

– оп­ре­де­ле­ние ли­ца, ко­то­ро­му мо­гут быть из­вест­ны ка­кие-ли­бо фак­ти­че­ские дан­ные, ин­те­ре­сую­щие опе­ра­тив­ные под­раз­де­ле­ния го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов;

– про­гно­зи­ро­ва­ние воз­мож­ной ре­ак­ции рес­пон­ден­та на бе­се­ду;

– оп­ре­де­ле­ние мес­та и по­во­дов для бе­се­ды;

– по­ста­нов­ка пе­ред ли­цом, об­ла­даю­щим ин­фор­ма­ци­ей, за­да­чи на ее вос­про­из­ве­де­ние;

– по­лу­че­ние ин­фор­ма­ции об ис­сле­дуе­мом со­бы­тии или при­ча­ст­ных к не­му ли­цах;

– фик­са­ция по­лу­чен­ной ин­фор­ма­ции.

Объ­ек­та­ми оп­ро­са мо­гут быть лю­бые ли­ца, рас­по­ла­гаю­щие опе­ра­тив­но зна­чи­мой ин­фор­ма­ци­ей, не­за­ви­си­мо от гра­ж­дан­ст­ва, воз­рас­та, долж­но­ст­но­го и со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния, пси­хи­че­ско­го со­стоя­ния, ре­ли­ги­оз­ных убе­ж­де­ний и лю­бых дру­гих об­стоя­тельств.

В со­от­вет­ст­вии со ст. 15 Фе­де­раль­но­го за­ко­на РФ «Об опе­ра­тив­но-ро­зы­ск­ной дея­тель­но­сти» со­труд­ни­ки опе­ра­тив­ных под­раз­де­ле­ний из так­ти­че­ских со­об­ра­же­ний име­ют пра­во скры­вать ис­тин­ные це­ли бе­се­ды ли­бо свою про­фес­сио­наль­ную при­над­леж­ность.

Оп­рос мо­жет но­сить и кон­фи­ден­ци­аль­ный ха­рак­тер. При­чем ини­циа­ти­ва не­раз­гла­ше­ния све­де­ний об ис­точ­ни­ке ин­фор­ма­ции мо­жет ис­хо­дить как от опе­ра­тив­но­го ра­бот­ни­ка, так и от оп­ра­ши­вае­мо­го ли­ца. Ес­ли прось­ба о со­хра­не­нии кон­фи­ден­ци­аль­но­сти по­сту­пи­ла со сто­ро­ны оп­ра­ши­вае­мо­го, то со­труд­ни­ки пра­во­ох­ра­ни­тель­ных ор­га­нов в со­от­вет­ст­вии с ч. 1 ст. 17 Фе­де­раль­но­го за­ко­на «Об опе­ра­тив­но-ро­зы­ск­ной дея­тель­но­сти» обя­за­ны со­хра­нить в тай­не ис­точ­ник ин­фор­ма­ции. В даль­ней­шем это ли­цо мо­жет доп­ра­ши­вать­ся в ка­че­ст­ве сви­де­те­ля толь­ко при его пись­мен­ном со­гла­сии.

Ре­зуль­та­ты оп­ро­са мо­гут быть оформ­ле­ны как объ­яс­не­ние, за­яв­ле­ние, яв­ка с по­вин­ной, рапортом или протоколом.

В слу­ча­ях, ко­гда ин­фор­ма­ция по­лу­че­на кон­фи­ден­ци­аль­но и по ре­зуль­та­там оп­ро­са со­став­лен ра­порт, то он к ма­те­риа­лам уго­лов­но­го де­ла не при­об­ща­ет­ся, а хра­нит­ся и ис­поль­зу­ет­ся по пра­ви­лам сек­рет­но­го де­ло­про­из­вод­ст­ва.

В со­от­вет­ст­вии с ч. 2 ст. 6 Фе­де­раль­но­го за­ко­на РФ «Об опе­ра­тив­но-ро­зы­ск­ной дея­тель­но­сти» при про­ве­де­нии рас­смат­ри­вае­мо­го опе­ра­тив­но-ро­зы­ск­но­го ме­ро­прия­тия мо­гут ис­поль­зо­вать­ся тех­ни­че­ские сред­ст­ва фик­са­ции.

Од­ним из та­ких средств яв­ля­ет­ся по­ли­граф. В ос­но­ве при­ме­не­ния по­ли­граф­ных уст­ройств ле­жит тео­ре­ти­че­ское по­ло­же­ние, что лю­бая ин­фор­ма­ция о про­ти­во­прав­ном дея­нии на­хо­дит свое от­ра­же­ние в нерв­но-эмо­цио­наль­ном со­стоя­нии че­ло­ве­ка, влияю­щем на це­лый ряд пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ских по­ка­за­те­лей (час­то­та пуль­са, ха­рак­тер ды­ха­ния, ар­те­ри­аль­ное дав­ле­ние, ха­рак­те­ри­сти­ки ре­чи и т. д.). И чем бо­лее зна­чи­ма для об­сле­дуе­мо­го скры­вае­мая им ин­фор­ма­ция, тем бо­лее бы­ва­ет вы­ра­же­на его пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ская ре­ак­ция, фик­си­руе­мая по­ли­гра­фом. Сле­ду­ет от­ме­тить, что по­ли­граф — не сред­ст­во «чте­ния мыс­лей» на рас­стоя­нии, а сред­ст­во объ­ек­тив­ной фик­са­ции пси­хо­ло­ги­че­ско­го со­стоя­ния оп­ра­ши­вае­мо­го, при этом по­след­ний ос­та­ет­ся ак­тив­ным уча­ст­ни­ком про­цес­са.

Про­це­ду­ра ис­поль­зо­ва­ния при оп­ро­се по­ли­гра­фа пре­ду­смот­ре­на Ин­ст­рук­ци­ей о по­ряд­ке про­ве­де­ния оп­ро­са гра­ж­дан с при­ме­не­ни­ем по­ли­гра­фа, ут­вер­жден­ной При­ка­зом МВД Рос­сии от 28 де­каб­ря 1994 г. № 437. Дан­ная Ин­ст­рук­ция со­гла­со­ва­на с Ге­не­раль­ной про­ку­ра­ту­рой и Вер­хов­ным су­дом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

В со­от­вет­ст­вии с ука­зан­ной Ин­ст­рук­ци­ей при­ме­не­ние по­ли­гра­фа при рас­кры­тии пре­сту­п­ле­ний долж­но осу­ще­ст­в­лять­ся толь­ко по за­да­нию пра­во­моч­ных лиц и по ос­но­ва­ни­ям, оп­ре­де­лен­ным для про­ве­де­ния опе­ра­тив­но-ро­зы­ск­ных ме­ро­прия­тий, за­кре­п­лен­ным в ст. 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции «Об опе­ра­тив­но-ро­зы­ск­ной дея­тель­но­сти», и пре­ж­де все­го — при на­ли­чии воз­бу­ж­ден­но­го уго­лов­но­го де­ла.

Сле­ду­ет так­же от­ме­тить, что оп­рос с ис­поль­зо­ва­ни­ем по­ли­гра­фа про­во­дит­ся толь­ко при доб­ро­воль­ном пись­мен­ном со­гла­сии оп­ра­ши­вае­мо­го. При оп­ро­се с ис­поль­зо­ва­ни­ем по­ли­гра­фа мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся ви­део- или ау­дио­за­пись. Как пра­ви­ло, оп­ра­ши­вае­мо­го за­ра­нее зна­ко­мят с пред­стоя­щи­ми во­про­са­ми, что да­ет воз­мож­ность рас­се­ять его опа­се­ния по по­во­ду не­об­хо­ди­мо­сти го­во­рить на не­же­ла­тель­ные для не­го те­мы. Во­про­сы долж­ны за­да­вать­ся на род­ном язы­ке оп­ра­ши­вае­мо­го ли­бо на язы­ке, ко­то­рым он уве­рен­но вла­де­ет. Кро­ме то­го, во­про­сы долж­ны быть чет­ки­ми, по воз­мож­но­сти крат­ки­ми, ис­клю­чаю­щи­ми двой­ное тол­ко­ва­ние, а так­же воз­мож­ность уни­же­ния чес­ти и дос­то­ин­ст­ва оп­ра­ши­вае­мо­го.

По­сле про­ве­де­ния оп­ро­са с ис­поль­зо­ва­ни­ем по­ли­гра­фа спе­циа­лист со­став­ля­ет справ­ку о его ре­зуль­та­тах, в ко­то­рой от­ра­жа­ет: ос­но­ва­ния для про­ве­де­ния оп­ро­са, его цель, ме­сто и спо­со­бы ре­ги­ст­ра­ции пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ских па­ра­мет­ров, вы­во­ды по ре­зуль­та­там оп­ро­са. В справ­ке в обя­за­тель­ном по­ряд­ке ука­зы­ва­ет­ся, что ре­зуль­та­ты оп­ро­са но­сят ве­ро­ят­но­ст­ный ха­рак­тер, не мо­гут ис­поль­зо­вать­ся в ка­че­ст­ве до­ка­за­тельств, яв­ля­ют­ся ори­ен­ти­рую­щей ин­фор­ма­ци­ей для опе­ра­тив­ных под­раз­де­ле­ний. Оп­ра­ши­вае­мое ли­цо по его прось­бе мо­жет быть оз­на­ком­ле­но с ре­зуль­та­та­ми про­ве­ден­но­го оп­ро­са.

Про­вер­ка на по­ли­граф­ном уст­рой­ст­ве мо­жет про­во­дить­ся в от­но­ше­нии лю­бо­го ли­ца, ко­то­рое со­глас­но дей­ст­вую­ще­му за­ко­но­да­тель­ст­ву мо­жет быть до­про­ше­но в рам­ках су­до­про­из­вод­ст­ва. Вме­сте с тем про­ве­де­нию по­ли­граф­ных оп­ро­сов мо­жет по­ме­шать це­лый ряд за­бо­ле­ва­ний, пси­хи­че­ских или фи­зи­че­ских со­стоя­ний че­ло­ве­ка, пе­ре­чень ко­то­рых при­ве­ден в при­ло­же­нии к Ин­ст­рук­ции.

В со­вре­мен­ных ус­ло­ви­ях все бо­лее рас­про­стра­нен­ный ха­рак­тер при рас­сле­до­ва­нии тяж­ких пре­сту­п­ле­ний при­об­ре­та­ет ме­тод гип­но­ре­про­дук­ции со­бы­тия.

В прак­ти­ке рас­кры­тия пре­сту­п­ле­ний встре­ча­ют­ся слу­чаи, ко­гда из­вест­ные прие­мы сти­му­ля­ции при­по­ми­на­ния (ща­дя­щее об­ще­ние, ас­со­циа­тив­ные спо­со­бы, вы­езд на ме­сто про­ис­ше­ст­вия и пр.) ока­зы­ва­ют­ся не­эф­фек­тив­ны­ми, в по­доб­ных си­туа­ци­ях ре­аль­ную по­мощь в по­лу­че­нии до­пол­ни­тель­ной ин­фор­ма­ции мо­жет ока­зать ме­тод гип­но­ти­че­ской ре­лак­са­ции с по­втор­ным вос­про­из­ве­де­ни­ем об­стоя­тельств про­ис­ше­ст­вия, так на­зы­вае­мый гип­но­ре­про­дук­ци­он­ный оп­рос.

В ос­но­ве это­го ме­то­да ле­жит по­ло­же­ние о том, что объ­ем вос­при­ня­той че­ло­ве­ком ин­фор­ма­ции оп­ре­де­ля­ет­ся не толь­ко уров­нем соз­на­ния. Не­ма­лая часть вос­при­ни­мае­мой ин­фор­ма­ции фик­си­ру­ет­ся на под­соз­на­тель­ном уров­не, и в обыч­ном со­стоя­нии че­ло­век фак­ти­че­ски не име­ет к ней дос­ту­па, да­же не по­доз­ре­ва­ет о на­ли­чии у не­го оп­ре­де­лен­ных зна­ний. Од­на­ко в гип­но­ти­че­ском со­стоя­нии дан­ные под­соз­на­тель­но­го уров­ня ста­но­вят­ся бо­лее дос­туп­ны­ми для осоз­на­ния и вер­ба­ли­за­ции, что по­зво­ля­ет по­лу­чать от оп­ра­ши­вае­мых бо­лее пол­ную и дос­то­вер­ную ин­фор­ма­цию.

Ос­нов­ные по­ло­же­ния так­ти­ки про­ве­де­ния гип­но­ре­про­дук­тив­но­го оп­ро­са за­клю­ча­ют­ся в сле­дую­щем:

– ре­про­дук­ци­он­ный гип­ноз мо­жет при­ме­нять­ся толь­ко с со­гла­сия гип­но­ти­зи­руе­мо­го, сви­де­те­ли и по­тер­пев­шие, по от­но­ше­нию к ко­то­рым пла­ни­ру­ет­ся при­ме­не­ние гип­но­ре­про­дук­ции, долж­ны быть на­строе­ны по­ло­жи­тель­но как к са­мо­му фак­ту гип­но­ти­за­ции, так и к со­труд­ни­че­ст­ву с пра­во­ох­ра­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми;

– про­ве­де­ние оп­ро­са гра­ж­дан с ис­поль­зо­ва­ни­ем ре­про­дук­ционно­го гип­но­за мо­жет пла­ни­ро­вать­ся толь­ко при аб­со­лют­ной уве­рен­но­сти в пси­хо­ло­ги­че­ском и пси­хи­ат­ри­че­ском бла­го­по­лу­чии субъ­ек­та;

– при пла­ни­ро­ва­нии оп­ро­са с ис­поль­зо­ва­ни­ем ре­про­дук­цион­но­го гип­но­за не­об­хо­ди­мо иметь в ви­ду, что пер­во­на­чаль­ная про­це­ду­ра гип­но­ти­за­ции, вход в диа­ло­го­вый ре­жим и по­лу­че­ние ин­фор­ма­ции тре­бу­ют дос­та­точ­но дли­тель­но­го вре­ме­ни (два ча­са и бо­лее).

Вме­сте с тем сле­ду­ет учи­ты­вать, что гип­но­ре­про­дук­ция пе­ре­жи­тых со­стоя­ний яв­ля­ет­ся край­ним сред­ст­вом, к ко­то­ро­му при­бе­га­ют в тех слу­ча­ях, ко­гда иные ис­точ­ни­ки по­лу­че­ния ин­фор­ма­ции ис­чер­па­ны или от­сут­ст­ву­ют во­все.

Прак­ти­ка по­ка­зы­ва­ет, что ин­фор­ма­ция, со­об­щен­ная в со­стоя­нии ре­про­дук­ционно­го гип­но­за, дос­та­точ­но точ­на и на­деж­на, тем не ме­нее до­ка­за­тель­ст­вен­но­го зна­че­ния она не име­ет. Учи­ты­вая это, не­об­хо­ди­мо под­черк­нуть, что ре­зуль­та­ты оп­ро­са с при­ме­не­ни­ем ре­про­дук­цион­но­го гип­но­за но­сят ори­ен­ти­рую­щий ха­рак­тер и ис­поль­зу­ют­ся толь­ко в опе­ра­тив­ных це­лях.

Ре­зуль­та­ты гип­но­ре­про­дук­ци­он­но­го оп­ро­са оформ­ля­ют­ся ак­том су­деб­но-пси­хо­ло­ги­че­ской экс­пер­ти­зы по экс­пе­ре­мен­таль­но-суг­ге­стив­но­му по­тен­ци­ро­ва­нию па­мя­ти или справ­кой по ре­зуль­та­там гип­но­ре­про­дук­ци­он­но­го оп­ро­са.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы оперативно-розыскной и частной детективной и охранной деятельности» печатается по решению кафедры «Уголовно-правовые дисциплины»
1534.79kb.
9 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правовые основы оперативно-розыскной и частно-детективной деятельности» для специальности 021100
438.34kb.
2 стр.
Учебно-методический комплекс Ставрополь
332.02kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс Печатается по решению методической комиссии исторического факультета кгу составители: А. А. Сальникова, Д. М. Галиуллина
419.64kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины основы имиджелогии для студентов факультета журналистики
171.14kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть III журналистика новостей Для студентов факультета журналистики
273.54kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины основы информационного права для студентов юридического факультета
465.48kb.
4 стр.
Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в рф»
130.82kb.
1 стр.
Закон республики беларусь 8 ноября 2006 г. N 175-з об охранной деятельности в республике беларусь
281.23kb.
1 стр.
Закона «О частной детективной и охранной деятельности»
81.79kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
327.36kb.
1 стр.
Вопросы к зачету по дисциплине «Оперативно-розыскная, частно-детективная и охранная деятельность»
42.75kb.
1 стр.