Главная
страница 1страница 2страница 3
ГЛАВА II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ

РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ (9 ч)


























Русь во вт.п. XII—XIII в. (8 ч)

Раздробление Древнерусского государства. Социально-эко­номические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоя­тельных княжеств и земель. Характер политической власти в пе­риод раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусоб­ные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Владимиро -Суздальское княжество. Освоение Северо-Вос­точной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынская земля. Особенности географического по­ложения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. По­ход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашест­вие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борь­ба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливон­ский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зави­симость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Послед­ствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессио­нальная политика литовских князей. Значение присоединения рус­ских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по кам­ню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Сло­во о полку Игореве».

Основные понятия темы

Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский вы­ход, ярлык.







10.Начало раздробления Древнерусского государства.

Объяснить причины возникновения раздробленности на Руси

Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха).

Задания с развёрнутым ответом,




Мультимедийная презентация

§ 9

подготовить сообщения






11.Главные политические центры Руси.


Показать особенности развития основных удельных княжеств, рассказать о борьбе за Киев и великое княжение между отдельными князьями

Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.

 


Историческая схема, тест




Мультимедийная презентация

§ 10-11 Контурная карта, задания 1, 2




12.Нашествие с Востока.


Показать причины, ход, последствия монгольского завоевания Руси

Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов.


Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам, тест




Мультимедийная презентация

§ 12

Р.т 3,4,5.







13. Борьба Руси с западными завоевателями.

Познакомить с борьбой северорусских земель с экспансией крестоносцев, обратить внимание на полководческий талант Александра Невского


Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский).

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам




Мультимедийная презентация

§13

Контурная карта № 4, задания 6-7






14.Русь и Золотая Орда.


Дать представление об организации ордынской власти на Руси, рассказать об эксплуатации русских земель завоевателями, определить формы политической и экономической зависимости Руси от монголов


Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси.

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам




Мультимедийная презентация

§ 14

сообщения






15.Русь и Литва.


Дать представление о польско-литовском государстве, деятельности Гедимина, характере государства и его отношениях с Русью.


Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства).

Вопросы




Мультимедийная презентация

§ 15




16.Культура русских земель в XII-XIII вв.


Сформировать представление об основных направлениях развития древнерусской культуры, основных видах процветавших на Руси искусств и самых больших достижениях, оценить уровень развития культуры Древней Руси.

Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры.

Таблица, кроссворд




Мультимедийная презентация

§ 16

сообщения



Родной край в древности (1 ч)





17. Воронежский край в древности

Сформировать представления об особенностях развития края в период Древней Руси

Выявлять особенности развития края.

тест







Записи




18.Урок итогового повторения

по I , II Главе



Обобщение, повторение, систематизация и контроль знаний по изученной теме

Знать основные положения изученного курса . Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отве­чать на вопросы, выделять главное, использовать ра­нее изученный материал для решения познаватель­ных задач

Обобщать исторические события и явления; делать выводы



Проверочное тестирование на тему

«Русь древняя», «Политическая раздробленность на Руси»













ГЛАВА III

РУСЬ МОСКОВСКАЯ (14 ч)

























Образование единого русского государства (6 ч)

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Ру­си. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Соци­ально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политиче­ское устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Моск­вы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Ра­донежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объедине­ния русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Лик­видация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Уси­ление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчин­ное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение сво­боды крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ере­си. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».

Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Па­мятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамае­вом побоище». Житийная литература. «Хождение...» Афанасия Ни­китина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.

Основные социальные слои Российского государства в XIV — начале XVI в: «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестья­нина. Образ жизни тяглого населения русских городов.

Основные понятия темы : Боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, корм­ление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостни­ческая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народ­ность, ересь.





19. Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.


Сформировать представление о политической ситуации на Руси в данный период, определить причины возвышения Москвы


Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита).

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам




Мультимедийная презентация

§ 17




20.Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.


Сформировать представление о б историческом значении Куликовской битвы в истории Руси


Использовать схему при рассказе о битве; характеризовать деятельность исторических личностей (Дмитрий Донской).

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам




Мультимедийная презентация

§ 18




21. Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв.


Объяснить социально-экономические и политические причины и события, приведшие к образованию единого Русского государства


Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель.

Вопросы




Мультимедийная презентация

§ 19




22.Создание единого русского государства и конец ордынского владычества


Определить предпосылки образования единого государства на Руси, выделить основные направления внешней и внутренней политики Ивана III, дать оценку его роли в деле собирания русских земель


Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы.

Вопросы




Мультимедийная презентация

§ 20




23.Московское государство в конце XV - начале XVI века

Дать представление о содержании и формах великокняжеской власти. Сформировать представление об особенностях нового централизованного государства


Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам




Мультимедийная презентация

§ 21




24. Церковь и государство в конце XV - начале XVI века

Дать характеристику положения церкви в русском государстве, дать оценку политике Ивана III в отношении к церковным землям, определить суть спора между иосифлянами и нестяжателями

Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы.

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам




Мультимедийная презентация

§ 22

Московское государство

в XVI веке (6 ч)

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги раз­вития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной

власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Вос­стание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Зем­ских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местно­го управления. Стоглавый собор. Военные реформы.



Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.

Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.



Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического кур­са. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Пози­ция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.

Социально-экономические последствия опричнины и Ливон­ской войны.



Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Стро­ительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Ди­онисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

Основные понятия темы

Централизованное государство, сословно-представительная мо­нархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Цер­ковный собор.







25. Реформы Избранной рады.


Дать представление о первых реформах, проведённых ИваномVI и его сподвижниками; оценить роль Избранной рады в этот период деятельности царя

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы.

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам




Мультимедийная презентация

§ 23




26. Внешняя политика Ивана IV.


Определить основные направления внешней политики Ивана Грозного: западное, юго-восточное; определить особенности присоединения Западной Сибири, объяснить причины поражения России в Ливонской войне; подвести итоги царствования Ивана Грозного

Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).


Хронологическая таблица






Мультимедийная презентация

§ 24




27. Опричнина.


Определить систему государственного устройства, этапы её оформления ко времени Ивана Грозного, сущность опричнины, её цели.

Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам




Мультимедийная презентация

§ 25




28. Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках


Охарактеризовать основные этапы и направления развития, сформировать представление о целостности культуры

Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории.

Таблица




Мультимедийная презентация

§ 26




29. Архитектура и живопись в XIV – XVI веках

Познакомить с развитием русского зодчества, живописи и письменности в данный период, охарактеризовать основные этапы и направления развития, сформировать представление о целостности культуры

Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства.

Таблица




Мультимедийная презентация

§ 27




30.Быт XV – XVI веков

Определить главные явления русского быта в данный периода, охарактеризовать основные этапы и направления развития

Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей.

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам




Мультимедийная презентация

§ 28

Родной край в XIV—XVI вв. (1 ч)





31.Воронежский край в XIV—XVI вв

Сформировать представления об особенностях развития края в данный период

Выявлять особенности развития края.

тест







записи

Итоговое повторение и обобщение (3 ч).

Общее и особен­ное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Запад­ной Европы






32. Урок обобщения и систематизации знаний за курс истории России

Повторение пройденного материала за курс Истории с древнейших времён до XVI века, выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками

Уметь анализировать, отве­чать на вопросы, выделять главное, использовать ра­нее изученный материал для решения познаватель­ных задач

Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам, блиц-опрос




Мультимедийная презентация

Повторить даты, словарь




33.Итоговая контрольная работа за курс Истории России с древнейших времён до XVI века

Повторение пройденного материала за курс Истории с древнейших времён до XVI века, выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками

Знать основные положения изученного курса истории России за 6 класс. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отве­чать на вопросы, выделять главное, использовать ра­нее изученный материал для решения познаватель­ных задач

Контрольная работа













34.Работа над ошибками. Коррекция знаний.

Повторение пройденного материала за курс Истории с древнейших времён до XVI века, выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками

Обобщать исторические события и явления; делать выводы Обобщать и систематизировать изученный материал.

Зачёт










<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Рабочая программа По истории в 5 9 классе
2159.49kb.
10 стр.
Рабочая программа по предмету «История» 5 класс Разработчик: Сошникова О. А. учитель истории, обществознания первая категория
462.24kb.
3 стр.
Рабочая программа учебного курса (наименование предмета) в классе основного общего образования базовый уровень учитель г. Переславль-Залесский 20 г. Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Английский язык в 6 классе»
163.03kb.
1 стр.
Рабочая программа по истории в 8 классе Пантелеевой Татьяны Александровны
275.87kb.
1 стр.
Рабочая программа по истории в 6 классе
532.28kb.
3 стр.
Рабочая программа по технологии в 8 классе Челноковой Татьяны Павловны учителя высшей квалификационной категории Рассмотрено на заседании
431.83kb.
6 стр.
Рабочая программа по физике в 9 классе
232.09kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе
258.9kb.
1 стр.
Рабочая программа по истории в 11 классе разработана на основе: Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Приказ мо РФ от 5 марта 2004 г. №1089
694.22kb.
5 стр.
Рабочая программа по истории в 10 классе разработана на основе: Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Приказ мо РФ от 5 марта 2004 г. №1089
775.94kb.
6 стр.
Дорошенко Екатерина Фёдоровна, учитель музыки моу мсош №1 мо кольский район Мурманской области Мурмаши, 2012 пояснительная записка рабочая программа
226.87kb.
1 стр.
Рабочая программа наименование дисциплины Современный литературный процесс По направлению подготовки «Издательское дело»
342.52kb.
3 стр.