ГЛАВА II. ПОЛИТИЧЕСКАЯ
РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ (9 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
Русь во вт.п. XII—XIII в. (8 ч)
Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.
Владимиро -Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.
Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.
Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».
Основные понятия темы
Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.
|
|
10.Начало раздробления Древнерусского государства.
|
Объяснить причины возникновения раздробленности на Руси
|
Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха).
|
Задания с развёрнутым ответом,
|
|
Мультимедийная презентация
|
§ 9
подготовить сообщения
|
|
11.Главные политические центры Руси.
|
Показать особенности развития основных удельных княжеств, рассказать о борьбе за Киев и великое княжение между отдельными князьями
|
Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.
|
Историческая схема, тест
|
|
Мультимедийная презентация
|
§ 10-11 Контурная карта, задания 1, 2
|
|
12.Нашествие с Востока.
|
Показать причины, ход, последствия монгольского завоевания Руси
|
Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов.
|
Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам, тест
|
|
Мультимедийная презентация
|
§ 12
Р.т 3,4,5.
|
|
13. Борьба Руси с западными завоевателями.
|
Познакомить с борьбой северорусских земель с экспансией крестоносцев, обратить внимание на полководческий талант Александра Невского
|
Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский).
|
Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам
|
|
Мультимедийная презентация
|
§13
Контурная карта № 4, задания 6-7
|
|
14.Русь и Золотая Орда.
|
Дать представление об организации ордынской власти на Руси, рассказать об эксплуатации русских земель завоевателями, определить формы политической и экономической зависимости Руси от монголов
|
Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси.
|
Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам
|
|
Мультимедийная презентация
|
§ 14
сообщения
|
|
15.Русь и Литва.
|
Дать представление о польско-литовском государстве, деятельности Гедимина, характере государства и его отношениях с Русью.
|
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства).
|
Вопросы
|
|
Мультимедийная презентация
|
§ 15
|
|
16.Культура русских земель в XII-XIII вв.
|
Сформировать представление об основных направлениях развития древнерусской культуры, основных видах процветавших на Руси искусств и самых больших достижениях, оценить уровень развития культуры Древней Руси.
|
Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры.
|
Таблица, кроссворд
|
|
Мультимедийная презентация
|
§ 16
сообщения
|
Родной край в древности (1 ч)
|
|
17. Воронежский край в древности
|
Сформировать представления об особенностях развития края в период Древней Руси
|
Выявлять особенности развития края.
|
тест
|
|
|
Записи
|
|
18.Урок итогового повторения
по I , II Главе
|
Обобщение, повторение, систематизация и контроль знаний по изученной теме
|
Знать основные положения изученного курса . Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Обобщать исторические события и явления; делать выводы
|
Проверочное тестирование на тему
«Русь древняя», «Политическая раздробленность на Руси»
|
|
|
|
ГЛАВА III
РУСЬ МОСКОВСКАЯ (14 ч)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Образование единого русского государства (6 ч)
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».
Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение...» Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.
Основные социальные слои Российского государства в XIV — начале XVI в: «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.
Основные понятия темы : Боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь.
|
|
19. Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.
|
Сформировать представление о политической ситуации на Руси в данный период, определить причины возвышения Москвы
|
Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита).
|
Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам
|
|
Мультимедийная презентация
|
§ 17
|
|
20.Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
|
Сформировать представление о б историческом значении Куликовской битвы в истории Руси
|
Использовать схему при рассказе о битве; характеризовать деятельность исторических личностей (Дмитрий Донской).
|
Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам
|
|
Мультимедийная презентация
|
§ 18
|
|
21. Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв.
|
Объяснить социально-экономические и политические причины и события, приведшие к образованию единого Русского государства
|
Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель.
|
Вопросы
|
|
Мультимедийная презентация
|
§ 19
|
|
22.Создание единого русского государства и конец ордынского владычества
|
Определить предпосылки образования единого государства на Руси, выделить основные направления внешней и внутренней политики Ивана III, дать оценку его роли в деле собирания русских земель
|
Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы.
|
Вопросы
|
|
Мультимедийная презентация
|
§ 20
|
|
23.Московское государство в конце XV - начале XVI века
|
Дать представление о содержании и формах великокняжеской власти. Сформировать представление об особенностях нового централизованного государства
|
Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.
|
Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам
|
|
Мультимедийная презентация
|
§ 21
|
|
24. Церковь и государство в конце XV - начале XVI века
|
Дать характеристику положения церкви в русском государстве, дать оценку политике Ивана III в отношении к церковным землям, определить суть спора между иосифлянами и нестяжателями
|
Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы.
|
Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам
|
|
Мультимедийная презентация
|
§ 22
|
Московское государство
в XVI веке (6 ч)
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной
власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.
Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.
Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.
Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.
Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны.
Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».
Основные понятия темы
Централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор.
|
|
25. Реформы Избранной рады.
|
Дать представление о первых реформах, проведённых ИваномVI и его сподвижниками; оценить роль Избранной рады в этот период деятельности царя
|
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы.
|
Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам
|
|
Мультимедийная презентация
|
§ 23
|
|
26. Внешняя политика Ивана IV.
|
Определить основные направления внешней политики Ивана Грозного: западное, юго-восточное; определить особенности присоединения Западной Сибири, объяснить причины поражения России в Ливонской войне; подвести итоги царствования Ивана Грозного
|
Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).
|
Хронологическая таблица
|
|
Мультимедийная презентация
|
§ 24
|
|
27. Опричнина.
|
Определить систему государственного устройства, этапы её оформления ко времени Ивана Грозного, сущность опричнины, её цели.
|
Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства
|
Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам
|
|
Мультимедийная презентация
|
§ 25
|
|
28. Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках
|
Охарактеризовать основные этапы и направления развития, сформировать представление о целостности культуры
|
Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории.
|
Таблица
|
|
Мультимедийная презентация
|
§ 26
|
|
29. Архитектура и живопись в XIV – XVI веках
|
Познакомить с развитием русского зодчества, живописи и письменности в данный период, охарактеризовать основные этапы и направления развития, сформировать представление о целостности культуры
|
Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства.
|
Таблица
|
|
Мультимедийная презентация
|
§ 27
|
|
30.Быт XV – XVI веков
|
Определить главные явления русского быта в данный периода, охарактеризовать основные этапы и направления развития
|
Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей.
|
Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам
|
|
Мультимедийная презентация
|
§ 28
|
Родной край в XIV—XVI вв. (1 ч)
|
|
31.Воронежский край в XIV—XVI вв
|
Сформировать представления об особенностях развития края в данный период
|
Выявлять особенности развития края.
|
тест
|
|
|
записи
|
Итоговое повторение и обобщение (3 ч).
Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы
|
|
32. Урок обобщения и систематизации знаний за курс истории России
|
Повторение пройденного материала за курс Истории с древнейших времён до XVI века, выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками
|
Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
|
Задания с развёрнутым ответом, с кратким по карточкам, блиц-опрос
|
|
Мультимедийная презентация
|
Повторить даты, словарь
|
|
33.Итоговая контрольная работа за курс Истории России с древнейших времён до XVI века
|
Повторение пройденного материала за курс Истории с древнейших времён до XVI века, выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками
|
Знать основные положения изученного курса истории России за 6 класс. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
|
Контрольная работа
|
|
|
|
|
34.Работа над ошибками. Коррекция знаний.
|
Повторение пройденного материала за курс Истории с древнейших времён до XVI века, выяснение уровня знаний материала и степени усвоения его учениками
|
Обобщать исторические события и явления; делать выводы Обобщать и систематизировать изученный материал.
|
Зачёт
|
|
|
|