Главная
страница 1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ / Волосникова Л.М ./

__________ _____________ 2011г.


ПОЛИТОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 230201 Информационные системы и технологии

очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____/Матюхина Е.Н./

«______»___________201__г.

Рассмотрено на заседании кафедры политологии ___________ протокол №__

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой _____________/Бобров И.В./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ ___________протокол №__

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Глухих И.Н./

«______»_____________201__ г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________201__ г.




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук


Кафедра Политологии

Матюхина Е.Н.



Политология


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 230201 Информационные системы и технологии

очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011

Матюхина Е.Н. Политология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов для студентов специальности 230201 Информационные системы и технологии очной формы обучения. Тюмень, 2011, 19 стр.



Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Политология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой политологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: И.В. Бобров к.и.н.,доцент, заведующий кафедрой политологии

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Матюхина Елена Николаевна, 2011.


  1. Пояснительная записка:




    1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Основной целью курса является формирование у студентов гражданской культуры, повышение уровня гуманитарной подготовки, способности к самостоятельному анализу и осмыслению политических явлений и процессов на основе овладения знаниями, отражающими предметное поле политологии; рассмотрение социально-политических концепций и течений современного мира.

Конкретные задачи курса:

  • овладение понятийным аппаратом политической науки;

  • усвоение теоретических и прикладных основ политологии, достижений отечественных и зарубежных исследователей;

  • формирование представлений о политических системах и режимах, о месте человека в политических процессах;

  • приобретение навыка анализа политических явлений и процессов;

  • развитие навыков самостоятельной оценки и осмысления политической информации;

  • формирование целостного знания о сущности демократии, её ценностях, институтах и процедурах.

Курс «Политологии» является самостоятельной учебной дисциплиной. Для изучения этого курса также полезны знания по общему курсу истории, социологии, государственному управлению, конфликтологии.

Хотя учения о политическом устройстве стары как мир, идея формирования политологии как научной дисциплины, области исследований и теоретических изысканий со своей методологией и задачами относительно нова. Политология становится наукой, потому что оно систематически изучает явления, для объяснения которых может предложить различные теории. Основа всякой науки – это возможность объективно измерять изучаемые явления. Невозможно учесть бесчисленное количество факторов внешней среды, влияющих на организацию политической жизни. Можно назвать политологию наукой и искусством и овладение ими составит заслугу студентов, изучающих данный курс и успех их дальнейшей деятельности.

Курс базируется на знаниях и навыках, ранее приобретенных студентами в процессе изучения таких дисциплин как «История России», «Обществознание». Студент должен иметь представление о том, как формировалась государственность, об устройстве основных политических институтов использовании в политической коммуникации различных технологий связи с общественностью.

Знания, полученные в результате изучения Политологии необходимы дял изучения таких дисциплин как «Философия», «История религий», «Культурология», а также для написания выпускной квалификационной работы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



  • Знать:

  • Основные понятия политологии

  • Основные законы, принципы и правила функционирования ведущих политических институтов российского общества

  • значение политологических терминов

  • Закономерности развития политических процессов

  • Основные приемы речевого манипулирования общественным сознанием в период подготовки выборов

Уметь:

  • Устанавливать взаимосвязи политических явлений и институтов

  • Корректировать свое поведение в соответствии с политической ситуацией

  • Выбирать стратегию и тактики общения с представителями других политических систем

  • Преодолевать барьеры общения

  • Аргументировано излагать свою точку зрения

  • Грамотно произносить речь

  • Вести дискуссию в соответствии с полученными знаниями

  • Выявлять приемы речевого манипулирования и противостоять им

Владеть:

  • Навыком устанавливать взаимосвязи и закономерности происходящих политических процессов

  • Навыком корректировать свое поведение в соответствии с политической ситуацией

  • Навыком выбирать стратегию и тактики общения с представителями власти, политических партий и т.д.

  • Навыком преодолевать барьеры общения

  • Навыком ведения дискуссии в соответствии с полученными знаниями

  • Навыком выявления приемов речевого манипулирования и противостояния им




  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 4. Форма промежуточной аттестации зачет.




  1. Тематический план


Таблица 1.

Тематический план




Тема


недели семестра

Виды учебной работы и

самостоятельная работа, в час.



Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции*

Семинарские (практические) занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

9




Модуль 1



















1.

Политология как наука и учебная дисциплина

1-2

2

2

2

6

0-9

2

История политических учений

3-4

2

2

2

6

0-7

3

Политика как общественное явление


5-6

2

2

2

6

0-14




Всего




6

6

6

18

0-30




Модуль 2



















1

Политическая власть

7-10

2

2

4

8

0-16

2

Недемократические политические режимы: тоталитаризм и авторитаризм

11-12

2

2

4

8

0-14




Всего




4

4

6

16

0-30




Модуль 3



















1.

Понятия и теории демократии

13-14

2

2

2

12

0-10

2.

Политические партии и партийные системы


15-16

2

2

2

12

0-25

3.

Политическое лидерство и политические элиты

17

3

3

2

12

0-5




Всего




7

7

22

36

0-40




Итого (часов, баллов):




17

17

36

70

0 – 100



  1. Содержание дисциплины.


Модуль1

Тема 1.1 Политология как наука и учебная дисциплина

Политическая действительность, политическая сфера общества как объект, феномен политической власти как предмет политологии. Теория политики, теория политических систем и их элементов, история политических учений и политическая идеология, теория управления социально-политическими процессами, теория международных отношений. Функции политологии: теоретическая, описательная, объяснительная, прогностическая и т.д. Количественные, рациональные, персоналистский, социально-ориентированные методы познания политики. Бихевиоризм. Методы естественных наук, структурно-функционального анализа, системный, информационно-кибернетический, коммуникативный, политико-культурный.



Тема 1. 2. История политических учений

Политическая мысль Древнего мира. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения. Европейское Просвещение. Европейская политическая мысль XIX века. Политическая мысль средневековой Руси. Политическая мысль России XVII-XVIII вв. Основные направления развития российской политической мысли XIX – начала XX века. Институционализация и основные направления развития политической науки в ХХ веке.


Тема 1.3. Политика как общественное явление

Определения политики. Политика как социальная сфера. Функции политики. Структура политики. Уровни организации политики. Свойства политики. Свойство проникновения. Пространственные свойства политики. Темпоральные свойства политики. Реальное, историческое, эпохальное время. Морфологические свойства политики. Процессуальные свойства политики.


Модуль 2

Тема 2.1. Политическая власть

Власть и ее исторические формы (по объему, по характеру применения). Надгосударственные формы политической власти. Сущность политической власти. Процесс властвования: «лики власти».Специфические черты политической власти. Явные и теневые формы политической власти. Свойства политической власти: инверсионности, комбинированности, ресурсности. Легитимность политической власти. Различия между легитимностью и легальностью. Источники легитимности. Типы легитимности: традиционная, рациональная, харизматическая, «согласие под угрозой насилия», апатия населения, прагматическая, нормативная, высшая нормативная, идеологическая, патриотическая. Кризисы легитимности и способы их урегулирования. Критерии кризиса легитимности, его источники, основные пути и средства выхода из кризисных ситуаций.


Тема 2.2. Недемократические политические режимы: тоталитаризм и авторитаризм

Сущность и особенности авторитарного политического режима. Структурные особенности авторитаризма. Разновидности авторитаризма: партийные, корпоративные, военные, национальные режимы и режимы личной власти. Тоталитарный политический режим. Формирование теории тоталитаризма. Предпосылки возникновения, сущность и отличительные свойства тоталитаризма. Особенности тоталитарных идеологий: утверждение социальных привилегий, мифологичность, авторитетность лидера, конфронтационность, семантическая окрашенность. Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма: срастание государства и правящей партии, господство централизованного контроля, срастание ветвей власти, секретная политическая полиция, система принятия решений, методы и технологии регулирования общественных отношений.


Модуль 3

Тема 3.1. Понятия и теории демократии

Ценностный подход к теоретической трактовке демократии. Ж.Ж.Руссо, Д.Локк, Т.Гоббс, Т.Джеферсон. Идея индивида. Рационально-процедурный подход. М.Вебер. Плебисцитарно-вождистская теория демократии. Идеи партиципаторной демократии. Теория эгалитарного элитизма Й.Шумпетера. Элитические теории. П.Барах, Дж.Сартори, Х.Кене. Плюрализм. Идея консоциальной демократии А.Лейпхарта. Рыночная демократия. Теледемократия. Рефлексирующая демократия А.Этциони.


Политическая практика демократии: прямая, плебисцитарная и др. формы.

Тема 3.2. Политические партии и партийные системы

Подходы к определению сущности политической партии. Партия как идеологическая группа. Партия как организация. Партия в системе государства. Определение политической партии. Этапы генезиса партии. Аристократическая группировка. Политический клуб. Массовая партия. Функции партии в политической системе. Политические движения и партии. Группы давления и партии. Признаки и типы политических партий. Критерии классификации. Классовые критерии. Критерий среды. Критерий доктрины. Критерий общественной роли. Институционализация партий.

Сущность и разновидности партийной системы.
Тема 3.3.Политическое лидерство и политические элиты

Сущность лидерства как социального явления. Роль лидерства в функционировании политических систем. Типология политического лидерства. Лидеры: формальный, неформальный. Концепции лидерства: Зигмунда Фрейда, Платона, Аристотеля, Макиавелли, теория черт лидера, ситуационная теория лидерства, теория определяющей роли последователей, синтетические подходы к рассмотрению лидерства. Лидер как субъект и объект политики. Типология политического лидерства Макса Вебера: лидерство традиционное, харизматическое, легальное. Другие основания для типологии политического лидерства: по характеру институциональности, по субъектам лидерства, по стилю взаимодействия со средой (авторитарное лидерство, демократическое, невмешивающееся), по типу политического сознания (лидер-реформатор, лидер-революционер, лидер-консерватор). Функции политических лидеров.


Различные трактовки понятия «политическая элита». Г.Моска, В.Парето, Р.Михельс. Особенности политических элит в России. Три характеристики государственной власти в России. Структура политических элит в России. Признаки властвующей элиты. Процесс формирования властвующей политической элиты России. Этапы. Структура номенклатуры.


  1. Планы семинарских занятий.

Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина

1.Развитие политологии как науки и учебной дисциплины.

2.Становление методологии и проблематики политической науки на рубеже XIX-XX вв.

3. Оформление политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину.

4. Предмет и объект политологии.

5. Функции политологии.

6. Методы политологических исследований.

Задания для самостоятельной работы.


  1. Подготовьте речь, рассчитанную на 3 минуты, о важности знаний по политологии, о необходимости умения разбираться в действующих на политической арене партиях, публичных деятелях, политологах.

  2. Составьте небольшое выступление, цель которого - убедить слушателей, что владение знаниями о политической сфере создает престижный имидж интеллигентного человека, предпосылки для успешного осуществления карьеры. Для аргументации используйте приведенные высказывания:

  • Манеры не пустяки, они плод благородной души и честности ума (А. Теннисон).

  • Воспитанность - единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени (Ф.Честерфилд).

  • Изящество в обращении лучше изящества форм; оно доставляет более наслаждения, чем картины и статуи; это самое изящное из всех изящных искусств (Р. Эмерсон).

  • Ничто не ценится так дорого и ничто не обходится нам так дешево, как вежливость (Сервантес).

  • Вежливость - это желание всегда встречать вежливое обращение и слыть обходительным человеком (Ларошфуко).

  • Этикет - это разум для тех, кто его не имеет (Вольтер).

  1. Упражнение «Снежный ком». Участников должно быть не более десяти. Первый игрок начинает что - то рассказывать (историю, рассказ, сказку), например, «иду я вчера». Второй должен повторить то, что сказал первый, и продолжить сообщение: «иду я вчера домой». Третий участник восстанавливает то, что сказали первый и второй рассказчик, вставляет новое слово. Тот, кто пропустил свою очередь, неточно воспроизвел услышанное, выходит из игры. Побеждает оставшийся последним. Ответьте на вопросы: «Отвлекались ли вы? Почему? В каких случаях? Перебивали ли вы собеседника?».

  2. Упражнение «Экзамен». Прослушайте текст из Аристотеля и проверьте, сколько положений каждый запомнил.

Тема 2. История политических учений

  1. Политическая мысль Древнего мира: Лао Цзы, Мао Цзы, Конфуций.

  2. Политическая мысль античности: Цицерон, Платон, Аристотель.

  3. Развитие политической мысли в Средние века. Аврелий Августин, Фома Аквинский.

  4. Мыслители эпохи Возрождения о политике. Н. Макиавелли, Т.Кампанелла, Б.Спиноза.

  5. Просвещение и представления о государстве. Т.Мор, Гоббс, Локк, Ж.Ж.Руссо.

  6. Русские государственники. М.Сперанский, П.Струве.

Задания для самостоятельной работы.



  1. Составить таблицу этапов, пройденных политической мыслью человечества

  2. Упражнение-игра «Не повторяться!». Все по очереди высказываются на одну и ту же тему, не повторяясь (например, «правильные» («неправильные») формы государств по Платону, Аристотелю. Нарушивший запрет на повторение или не сумевший ничего сказать выходит из игры.

3. Упражнение-игра в группах «Разверните». Разверните формулы высказываний по горизонтали вправо (влево) с помощью дополнения и уточнения. Например: 1.Макиавелли. 2.Николо Макиавелли, представитель политической мысли эпохи Возрождения. 3.Николо Макиавелли, представитель политической мысли эпохи Возрождения, ратовавший за освобождение политики от морали.

4. Упражнение «Просьба». Работа в парах. Обратитесь с просьбой:

-к соседу по парте - узнать, когда началась эпоха Средневековья,

-к другу - познакомить с заинтересовавшим вас тезисом из Ф.Аквинского,

-к преподавателю - договориться о проведении дискуссии по теме ценности того или иного этапа развития политической мысли для последующих

-к старосте - узнать, какими из «любимых правил политика» современные политики пользуются чаще, на его взгляд.


Тема 3. Политика как общественное явление

1.Дополитическое и политическое общество.

2.Сущность политики: основные теоретические подходы (субстанциональный, институциональный, социологический, телеологический, конфликтный, консенсусный).

3. Роль политики в развитии общества.

4.Субъекты и объекты политики.

5.Классификация политики.

6.Функции политики.

7.Политика и мораль. Политика и юмор.


Задания для самостоятельной работы.
1. Составьте варианты происхождения политики:

-по воле богов,

- по причине появления избыточного продукта,

-из-за неравенства людей.

2. Ответьте на вопросы соседа о структуре политики:

3. Задайте вопросы одногруппникам о свойствах политики.

4. Оцените в баллах (до 5) качество выполнения политикой своих функций

5. Приготовьте высказывания на темы:

-возможно ли существование общества без политики?

-чем политика отличается от других сфер общественной жизни?

6. Прокомментируйте высказывание М.Вебера о политике как сплаве божественного и дьявольского начал.

7. Нередко политику определяют как специфическую форму принятия решений на правительственном уровне. Можно ли согласиться с такой узкой трактовкой политики?

8. В чем сущность социологической трактовки политики?

9. В чем проявляется политизация общества?

10. Прокомментируйте высказывание В.И. Ленина о том, что политика – это «концетрированное выражение экономики».

11. Есть ли у политики границы?

12. В.Энгельс указывал, что воздействие государственной власти (политики) на экономическое развитие может быть троякого рода: 1)может действовать в том же направлении; 2) может действовать против экономического развития; 3) может ставить экономическому развитию преграды и толкать его в других направлениях. Спрогнозируйте, каким будет результат воздействия политики на экономику в каждом случае. Вспомните примеры из истории России, когда политический фактор активно воздействовал на политику.
13. Разыграйте ситуации, используя знания о действующих политологах, руководителях исследовательских центров:

1) Вы знакомитесь с политологом, о работах которого достаточно осведомлены, но раньше лично не встречались.

2) Вы знакомитесь с представителем политической партии. Представьте Вашего знакомого его конкуренту.
Тема 4. Политическая власть


  1. Понятие и основные концепции власти.

  2. Основные формы власти. Особенности политической власти.

  3. Власть и средства массовой информации.

  4. Модели взаимодействия политической власти и экономики. Феномен российских олигархов.

  5. Структура политической власти

  6. Источники политической власти.

  7. Субъекты и объекты власти.

  8. Ресурсы политической власти и их типология.

  9. Легитимность, легальность и легитимация политической власти. Типология легитимности М.Вебера.

Задания для самостоятельной работы.



  1. Выберите интересную, на ваш взгляд, для предполагаемой аудитории книжную, журнальную новинку.

  2. Подготовьте анализ письменного текста: программы политического лидера, партии.

  3. Дайте ответы на следующие вопросы:

- кто является автором утверждения о том, что власть производит знание, а знание дает власть (Х. Арендт, М.Фуко, Ю. Хабермас, Т. Парсонс)

- какой теоретический подход акцентирует внимание на поведенческих аспектах властных отношений?

- какой тип легитимности характерен для тоталитарных режимов? (рациональный, традиционный, структурный, харизматический)

- в рамках какого теоретического подхода власть рассматривается как ситуация обмена ресурсами?

- каким понятием выражается все то, что может быть использовано для влияния на других, то, что повышает потенциал и силу воздействия субъекта власти?

- верно ли суждение: власть и господство – явления, полностью совпадающие?


Тема 4.1. Тренинг «Составление речей субъектов власти различных типов»

Студенты делятся на 5 подгрупп. Четыре из них (по 2 человека) готовят речь на тему «Политик в системе власти»:

Пятая подгруппа – эксперты (3-4 человека).
Задача экспертов – задавать различные вопросы по теме, а также отслеживать качество произносимых речей (в соответствии с типом субъекта).
Каждая из подгрупп может ассоциировать себя с теми или иными лицами, которые чаще всего произносят тот или иной тип речи (например, ритуальную речь чаще всего произносят руководящие работники).
Проведите коллективный разбор ораторских выступлений сокурсников, «назначив» рецензентов - специалистов: лингвиста-ортолога (следит за правильностью речи), специалиста по культуре речи (оценивает коммуникативную целесообразность, этичность высказывания), логика, педагога (выявляет дидактические черты, определяет доступность), психолога (характеризует особенности восприятия материала слушателями, установление контакта), эстета (оценивает внешний вид, манеру держаться, культуру поведения, акустические качества речи).
Тема 4.2. Анализ политических речей различных типов


  1. Анализ листовки.

  2. Анализ политического манифеста.

  3. Анализ политической биографии.

  4. Анализ открытых писем.
Тема 5. Недемократические политические режимы: тоталитаризм и авторитаризм

  1. Понятие политического режима, содержательные характеристики и типология.

  2. Тоталитарный политический режим: основные черты, условия возникновения.

  3. Роль идеологии при тоталитаризме. Культ личности

  4. Тоталитаризм в истории России.

  5. Особенности авторитарного политического режима. Основные черты и условия возникновения.

Задания для самостоятельной работы.

1. Приготовьте ответы на вопросы:

- Каким понятием можно выразить следующее определение:

Закрытая система, в которой все – от воспитания детей до выпуска продукции – контролируется из единого центра»?

- Кто является автором труда «Происхождение тоталитаризма»?(Х. Арендт, О.Хаксли, К.Поппер, К.Фридрих).

- Какие причины способствовали утверждению тоталитарных режимов? (эволюционная модернизация общества, форсированная («опоздавшая») модернизация, развитие гражданского общества, маргинализация различных групп населения)

2. Подберите правильное определение:

Нахождение индивида вне своей социальной группы (класса, этноса, профессиональной группы и др.), его разрыв с групповыми социокультурными нормами – это …(изоляционизм, маргинальность, деклассированность).
Тема 6. Понятия и теории демократии


  1. Понятие демократии: нормативный и эмпирический подход. «Полиархия».

  2. Конституирующие признаки демократии.

  3. Всеобщая и социально-ограниченная демократия. Охлократия.

  4. Индивидуалистическая, плюралистическая и коллективистская демократия.

  5. Классификация теорий демократии: идентитарные и конкурентные теории. Традиционно-либеральная, плюралистическая, элитарная, «экономическая», критическая, социалистическая теории демократии, теории демократии Лумана.

  6. Прямая, плебисцитарная и представительная демократия.

  7. Формы демократического государства. Политическая и социальная демократии.

  8. Деспотическая, тоталитарная и конституционная демократии.


Деловая игра «Дискуссия»

Организуйте ролевую дискуссию на одну из тем:



  1. Если человек не может по крайней мере два раза в неделю разглагольствовать о нравственности перед обширной и вполне безнравственной аудиторией, политическое поприще для него закрыто. В смысле профессии ему остается только ботаника или церковь. (Оскар Уайлд);

б.Одно из самых главных достоинств в политике - это умение притворяться. (Бешерель Луи Николя);

в.Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право. (Ибсен Генрик);

г.В политике нельзя быть правым, можно быть убедительным! (Боровик Александр)

д.Говорят, что политика - вторая древнейшая профессия. Но я пришел к выводу, что у нее гораздо больше общего с первой. (Рейган Рональд).

Участники должны вести себя в соответствии с одной из выбранных ролей:

«Инициатор» - захватывает инициативу с самого начала, отстаивает свою позицию с помощью аргументов и эмоционального начала.

«Спорщик» - встречает в штыки любые выдвинутые предложения и защищает противоположные точки зрения.

«Соглашатель» - выражает свое согласие с любыми мнениями и поддерживает все высказывания, поддакивая говорящему.

«Оригинал» - как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает какие - либо неожиданные предложения.

«Организатор» - стремится к тому, чтобы выступили все участники, задает уточняющие вопросы.

«Молчун» - всячески избегает прямого ответа на вопрос; никто не должен понять, какой точки зрения он придерживается.

«Деструктор» - все время нарушает плавное течение дискуссии (что - то роняет, не вовремя хихикает ...).

Выступления должны быть краткими, каждое должно содержать 2 аргумента.

После завершения дискуссии проводится ее анализ по схеме:

1.Что обсуждалось и что должно было дать обсуждение?

2.Показана ли ведущим значимость проблемы?

3.Насколько просто, ясно и кратко формулируются тезис и антитезис?

4.Как удается добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий?

5.Каковы организующие речевые действия ведущего в ведении дискуссионного диалога?

6.Как аргументируется тезис?

7.Как опровергается тезис оппонентов?

8.Вопросы каких типов прозвучали?

9.Что общего и различного, в итоге, выявлено в позициях сторон?

10.Соответствует ли сформулированная в начале дискуссии цель полученным результатам (полностью, частично, мало)?

11.Кто самый дипломатичный, самый творческий, самый интеллигентный участник обсуждения?

Тема 7. Политические партии и партийные системы

1.Определение сущности политической партии.

2.Партия как идеологическая группа.

3.Партия как организация.

4.Партия в системе государства.

5.Этапы генезиса партии.

6.Функции партии в политической системе.

7.Критерии классификации политических партий.

8.Сущность и разновидности партийной системы.


Задания для самостоятельной работы.

1.Приготовьте ответы на вопросы:


- Какое место в системе отношений «государство-общество» занимают политические партии?

- Какие признаки отличают партию от других организаций?

- Когда и в связи с чем партии начинают оказывать существенное влияние на политический процесс?

- Охарактеризуйте основные признаки массовых и кадровых партий.

Заполните таблицу:

Признаки

Кадровая партия

Массовая партия

Характер членства в партии








Степень жесткости организационных структур








Периодичность активности деятельности партии






2.Расскажите, какие идеологические ценности являются приоритетными для консервативных, либеральных и социал-демократических партий.

3. Определите, какие из функций партии характеризуют ее отношения с государством, а какие – с обществом. Заполните таблицу:

Функции партии в отношении общества

Функции партии в отношении государства






4.Скажите, что является основанием для выделения левых и правых спектров партий?

5. Объясните, что такое партийные системы и как они функционируют?

Тема 8.Политическое лидерство и политические элиты

1.Политический лидер и его функции.

2. «Теория черт лидера».

3. Ситуационная концепция лидерства.

4.Теория «свиты, делающей короля».

5.Психоаналитическое объяснение лидерства.


  1. Типология лидеров.

  2. Имидж и призвание лидеров.

  3. Понятие элиты. Теории элит.

  4. Причины элитизма.

  5. Функции и типы элит.

  6. Каналы и системы рекрутирования политической элиты.

  7. Особенности эволюции политической элиты России.

Задания для самостоятельной работы

1.Поясните, каково соотношение понятий «политическая элита» и «властвующая элита»?

2.Объясните разницу между макиавеллистским и ценностным подходами к трактовке сущности элитизма.

3.Перечислите основные причины, попрождающие элитизм в сфере политики?

4.Поясните, какой способ рекрутирования политической элиты характерен для демократического и тоталитарного общества. Приведите убедительные аргументы в пользу своего ответа.

5. Что способствует сплочению разнородных элементов и звеньев политической элиты в единое целое в условиях постоянной борьбы за власть?

6. Перечислите основные каналы рекрутирования политической элиты.

7. Объясните, какими факторами объясняется структурная неоднородность современной российской элиты?

8. Определите основные типы политических элит по предложенным основаниям. Заполните таблицу:





Критерий

Типы политических элит

Объем полномочий




Интегрированность в политическую систему




Источник и характер влияния







  1. Сравните политическую элиту СССР и современной России по следующим критериям. Заполните таблицу:

Критерий

Элита СССР

Элита России

Средний возраст представителей







Представленность низших слоев общества







Характер образования







Представленность женщин и молодежи








7.Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

Аттестация студентов по дисциплине в условиях модульной организации учебного процесса осуществляется по результатам аттестации 3 модулей дисциплины. Итоговая оценка по дисциплине формируется согласно балльно-рейтинговой системе оценивания результатов обучения студентов. Все виды работ оцениваются в баллах, затем баллы за весь семестр суммируются. Вся дисциплина оценивается в 100 баллов.

Шкала перевода баллов в оценки

Баллы

Оценки

0-60

«незачет»

61-100 баллов

«зачет»

Шкала штрафов и премий в баллах

Штрафы

«-»

Премии

«+»

Пропуск 2 занятий

1

Отсутствие пропусков в течение модуля

2

Срыв плана семинара

3

Активная работа на семинаре

2

Несвоевременное выполнение заданий

2

Своевременное выполнение заданий в течение модуля

2

За разные виды работ предусмотрено оценивание в баллах.

Максимальный балл за ту или иную работу студент получает, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного. Примерные критерии: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

Оценка снижается при наличии 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; незначительных нарушений логики изложения материала; использовании нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельных неточностей в изложении материала; неполном раскрытии вопроса.

Работа не оценивается, если уровень выполнения требований ниже удовлетворительного, имеется более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Контрольные вопросы к зачету по дисциплине



  1. Предмет и структура политологии.

  2. Методологические основы и функции политологии.

  3. Политическая мысль Древнего мира.

  4. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения.

  5. Основные направления развития политической мысли эпохи европейского Просвещения.

  6. Европейская политическая мысль ХIХ века

  7. Политическая мысль России XVII-XVIII вв.

  8. Основные направления развития российской политической мысли ХIХ - начала ХХ веков.

  9. Происхождение политики.

  10. Функции, структура и свойства политики.

  11. Власть как категория политологии.

  12. Особенности и структура политической власти.

  13. Легитимность власти. Источники легитимности.

  14. Признаки и способы преодоления кризиса легитимности.

  15. Политический режим: качественные характеристики и типология.

  16. Тоталитарный и авторитарный режимы: основные черты.

  17. Предпосылки установления тоталитарных и авторитарных режимов.

  18. Современные теории демократии.

  19. Признаки и сущность государства.

  20. Политическая партия: понятие, структура, функции.

  21. Типология политических партий.

  22. Понятие политической элиты. Основные концепции элитизма.

  23. Каналы и способы рекрутирования политической элиты.

  24. Политическая элита России: структура и особенности эволюции.

  25. Сущность и природа политического лидерства.

  26. Сущность политической культуры.

  27. Типы политических культур.

  28. Природа и особенности политического конфликта

  29. Типология политических конфликтов и кризисов.

30.Понятие процесс и его формы.

31.Структура политического процесса:

32.Общие и частные политические процессы;

33.Общий политический процесс и тенденции его развития;

34.Частные политические процессы: структура и характеристики;

35.Этапы развития частного политического процесса;

36.Типология частных политических процессов.

37.Общий политический процесс в современной России.

38.Различные концепции и подходы в оценке политических процессов.

Примерные темы рефератов:



  1. Наследие Аристотеля в истории политической мысли.

  2. Русь Московская, Российская империя – сущность и отличия.

  3. Политическое устройство Петровской Руси.

  4. Россия: монархические и республиканские традиции.

  5. Монархические традиции в Англии.

  6. Российская Федерация – от президентской республики к парламентской.

  7. Принципы парламентаризма в Германии.

  8. Международные гуманитарные организации в системе политического устройства мира.

  9. Прудон – один из идеологов анархизма.

  10. Партия «Единая Россия» и власть – реальность и перспектива.

  11. Генезис политических партий и партийных систем.

  12. Проблема украинской государственности на современном этапе.

  13. Интеллектуальный потенциал российских реформ.

  14. Современная Россия и права человека.

  15. Новые институты государственной власти.

  16. Права, обязанности президента (российский или мировой опыт) и контроль за его деятельностью.

  17. Политическая реформа: выборы, органы власти, аппарат губернаторства.

  18. Избирательная система в Украине: итоги и проблемы.

  19. Типы социальных революций.

  20. Политика и культы в 3-м тысячелетии.

  21. Роль элитарности в политике.

  22. Российские «матрешки» – проблемы полисубъектных регионов.

  23. Война как форма выражения политической мысли.

  24. Легитимность власти.

  25. Современные общественно-политические движения в России.

  26. Политический плюрализм.

  27. Субъективные основы и субъекты политики.

  28. Современный либерализм (российский опыт).

  29. Тоталитарная религия.

  30. Армия и политика.

  31. Технология манипулирования сознанием.

  32. Политическая реклама.

  33. Основные оси международных конфликтов. Способы их разрешения.

  34. Политическая идеология и радикализм на примере ислама.

  35. Социальные утопии Замятина, Дж.Оруэлла и Хаксли.

  36. Сущность и назначение политических институтов на примере политических партий.

  37. Совершенствование политических технологий.

  38. СМИ как четвертая власть.

  39. Формы власти: монархия и тирания, демократия и охлократия.

  40. Конфуций и конфуцианство.

  41. Политические мифы.

  42. «Кровавая» политика. А. Богданов.

  43. Имперские амбиции России.

  44. Роль элитарности в России.

  45. Современные примеры воплощения любимых правил политика Н. Макиавелли.

  46. Модели взаимодействия политики и экономики.

  47. 80 лет ХМАО.

  48. 80 лет ЯНАО.

  49. Политическая идеология и терроризм.

  50. «Домострой» Ивана Грозного и «Рухнама» Н.Ниязова.

  51. Теория «пассионарности» Л.Гумилева и «харизмы» М.Вебера.

  52. Политика и экстрасенсорика: Николай II и Распутин, Гитлер, Сталин и Вольф Мессинг.

  53. Специфика разделения государственной власти в современной России.

  54. Федеральное Собрание РФ и его функции.

  55. Государственная Дума РФ и ее функции.

  56. Демократический политический режим.

  57. Авторитарный политический режим.

  58. Гражданское общество, его отличительные черты.

  59. Особенности многопартийной системы в современной России.

  60. Политические блоки и движения в современной России.

  61. Политические лидеры современной России.

  62. Формы рекрутирования политической элиты.


8. Образовательные технологии.

В основе изучения дисциплины лежит имитационно-игровое моделирование, то есть воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной политической жизни. Учебный материал по политологии преподносится лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских занятиях.

При изучении дисцип используются тренинговые упражнения, имитационные игровые технологии, дидактические игры, обсуждения выступлений студентов.

Закрепление материала по теме «Политические партии» проходит в виде деловой дидактической игры.

При изучении темы «Политическая элита»: использование каналов и способов рекрутирования в неё используется семинар-беседа.

В ходе изучения дисциплины предусмотрено использование интернета и интерактивное взаимодействие преподавателя и студентов.


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

9.1. Основная литература:


1.Демократия и федерализм в России. М., 2007.

2.Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие/ Под ред. С.А.Ланцова,

В.А.Ачкасова, СПб., 2008.

3. Мухаев Р.Т.Политология: Конспект лекций. М.: Проспект, 2011.

4.Орлов И.Б.Политическая культура России ХХ века. М. Аспект Пресс, 2008.

5.Политические отношения и политический процесс в современной России. Учебное

пособие / под общ.ред. В.Коваленко. М, 20108.Пономарева Е.Г. Политические институты и отношения в современной России. М., 2007.

6.Соловьев А. И. Политология: политическая теория, политические технологии: Учебник

для студентов вузов. М., Аспект Пресс, 2008
9.2. Дополнительная литература:

1.Алексеева Т. А. Современные политические теории: курс лекций: - М.: РОССПЭН, 2007.

2. Ахрименко А.С. Политический анализ и прогнозирование. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2006.

3.Антология мировой политической мысли в 5 томах. / Под ред. Т. А. Алексеевой. М.: Мысль, 1997.

4.Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. СПб, 2008 .

5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 (2 CD).

6.Великие государственные деятели России. / Под ред. А.Ф. Киселева. М., 1996.

7. Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.

8.Гельман В.Я. Из огня да в полымя? Динамика постсоветских режимов в сравнительной перспективе // Полис. 2007. №2.

9.Дубинин Ю.А., Мартынов Б.Ф., Юрьева Т.В. История международных отношений (1975-1991 гг.): Учебник. М.: МГИМО-Университет, 2006.

10.Жан-Жак Руссо. Об общественном договоре. М.: ТЕРРА – книжный клуб; КАНОН-Пресс-Ц, 2000.

11.Заболотная Г.М. Социально-политическое пространство общества и региона. Тюмень, 2003.

12.Засурский Я.Н. Средства массовой информации постсоветской России. М., 2008.

13.Зеленин Д. Политическая культура формирует имидж власти в глазах россиян. Публичная лекция, прочитанная в РГГУ 6.06.2006 // httm://kreml.org/opi-nions/120196801.

14. Иванченко А.В, Любарев А.Е. Российские выборы: от перестройки до суверенной демократии. М., 2008.

15. История международных отношений: основные этапы с древности до наших дней: Учебное пособие / Ред. Г.В. Каменская, О.А. Колобов, Э.Г. Соловьев. М.: Логос, 2007.

16. Исаев Б.А. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. Учебное пособие. СПб., 2008.

17.История политических и правовых учений. Учебник/Под ред. О.Э. Лейста. М.: ИКД «Зерцало-М», 2001.

18.История политических и правовых учений: Учебник: ИНФРА-М; НОРМА; 1997.

19Карпенко О. «Суверенная демократия» для внутреннего и наружного применения // Неприкосновенный запас.2007. №1.

20.Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2005.

21. Лебедева М.М. Мировая политика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2003.

22. Лузянин С.Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» (2004-2008 гг.). М., 2007.

23. Мееровский Б.В. Томас Гоббс. Изд-во «Мысль», 1975.

24.Международные отношения: теория, конфликты, движения, организации / Под ред. П.А. Цыганкова. М.: Альфа-М/Инфра-М, 2008.

25.Мир политической мысли. Хрестоматия по политологии. В 4 ч. Русская политическая мысль. Кн. 5 . XIX век. Под ред. А.К. Голикова, Б.А.Исаева, В.Е. Юстузова. СПб., 2001.

26.Мунчаев Ш.М. Политическая история России: От становления самодержавия до падения Советской власти/ Ш.М. Мунчаев. В.М.Устинов. М.: Норма: ИНФРА-М, 1999.

27. Мухаев Р. Т. Теория политики: Учебник для вузов. М., 2005.

28. Орлов И.Б.Политическая культура России ХХ века. М., Аспект Пресс, 2008.

29.Основы политической психологии: учеб. пособ. для вузов/ Д.В. Ольшанский.-Екатеринбург: Деловая книга, 2001.

30.Панарин А.С. Философия политики. М. 1996.

31.Пикалов Г.А. Теория политической культуры. СПб., 2004.

32. Политические идеи современности: уч. пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006.

33.Политическая история Российского государства. М.,1998.

34.Политическая мысль второй половины XX века/ составитель В.А. Мальцев Пермь. 1999.

35.Политическая наука: Новые направления / Пер. с англ. / Под ред. Р. И Гудина, Х.-Д. Клингемана. М.: Вече, 1999.

36. Политическая психология/ А.Л.Андреев. – М.: Весь мир, 2002.

37. Политическая психология/Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал.- Ростов н/д: Феникс, 1996.

38.Политическая социология: Учебник для студентов вузов /Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ, 2002.

39.Политическая социология. Учебник./ пер.с.фр. /Д.Кола. М.:ЮНИТИ, 2003.

40.Политические партии России: история и современность. М: РОСЛЕН, 2000.

41.Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Е.Ю. Мелешкиной. М., 2001.

42. Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманова Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2000): Учебник. М.: Аспект-Пресс, 2001.

43.Ревякин А.В. История международных отношений в Новое время: Учебное пособие. М.: РОССПЭН, 2004.

44.Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004.

45.Савельев Д.Л. Лоббизм в публичном управлении: учеб.пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007.

46.Сидоров В.А. Россия: витязь на распутье// Вестник аналитики. 2005. №2.

47. Сидоров В.А. Фантом «русской идеи»// Вестник аналитики. 2005. №3.

48.Смолин О.Н. Политический процесс в современной России.: уч. пособие. М.:ТК Велби, 2006.

49.Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001. От Горбачева до Путина. М.: Весь мир, 2001.

50.Спасский А. Группы интересов и политический процесс в современной России: взаимодействие и взаимовлияние // Без темы. 2007. №1.

51.Сухов И.Российский федерализм и эволюция самоопределений // Россия в глобальной политике. 2007.№2.

52. Тарасевич И.А. Конституционно-правовое положение религиозных организаций в Российской Федерации: учеб.пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007.

53.Теория политики / Под ред.Б. А. Исаева. СПб.: Питер, 2008.

54. Третий электоральный цикл в России, 2003-2004 годы. М., 2007.

55.Федорова М.М. Классическая политическая философия. М: Весь мир, 2005.

56. Феномен многопартийности в российском обществе. Саратов. 2006.

57.Фролова М.А. Политология – студенту в вопросах и ответах: выпуск 1/ Академия педагогических и социальных наук. Москва-Воронеж, 1997.

58.Цыганков А.П.Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М.: Интерпракс 1995.

59.Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2006.

60.Чижов Д. Российские политические партии. М., 2008.

61.Шестопал Е.Б. Политическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2007.

62.Эпоха Ельцина. Очерки политической истории. М.: Наука, 2001.

63.Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990.

64.Яницкий О.Н. Куда пришла Россия? // Pro et Contra. 2004. T.8.№3.

9.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:



  1. www.philosophy.ru – библиотека классических и современных политических и философских электронных текстов;

  2. www.iph.ras.ru – электронная библиотека Института философии РАН;

  3. www.polit.ru – информационный сайт о политике;

  4. www.politcom.ru – информационный сайт политических комментариев;

  5. www.kreml.org – экспертная сеть Фонда эффективной политики;

  6. www.politklass.ru – сайт журнала «Политический класс»;

  7. www.apn.ru – сайт Агентства политических новостей;

  8. www.politjournal.ru – электронная версия «Политического журнала»;

  9. http://www.politika-magazine.ru/ - интернет-версия журнала «Политика»;

  10. http://www.ipolitics.ru/ - каталог документов (первоисточники и аналитика), политическая карта мира, библиотечка политолога (статьи и материалы, ставшие классикой в современной политологии и теории международных отношений), специальные проекты.

  11. Сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. URL: http:// www.wciom.ru.

  12. Сайт журнала «Обозреватель». URL: http://www.rau.su/observer.

  13. Сайт журнала «Полис». URL: www.politstudies.ru.

  14. Сайт журнала «Политическая наука». URL: http://scipeople.ru/group/211.

  15. Сайт журнала «Федерализм». URL: http://www.federalizm.ru.

  16. или http://pubs.carnegie.ru/forum - электронная версия журнала “Pro et Contra” (“За” и “Против”).


10.Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Для изучения дисциплины необходим компьютер, проектор для демонстрации презентаций, доступ в интернет для подготовки самостоятельной работы.


Смотрите также:
Рабочая программа для студентов специальности 230201 Информационные системы и технологии очной формы обучения «подготовлено к изданию»
409.59kb.
1 стр.
Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 031100. 62 «Лингвистика». «Подготовлено к изданию»
251.02kb.
1 стр.
Рабочая программа для студентов направления 080100. 62 «Экономика» очной и заочной форм обучения «подготовлено к изданию»
512.68kb.
2 стр.
Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство»
632.96kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа для студентов 4 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство»
533.37kb.
2 стр.
Рабочая программа для студентов специальности: 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство очной и заочной формы обучения
487.51kb.
3 стр.
Рабочая программа для студентов специальности: 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство очной и заочной формы обучения
351.75kb.
1 стр.
Рабочая программа для студентов специальности: 250203. 65 Садово-парковое и ландшафтное строительство очной и заочной формы обучения
294.72kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Информационные технологии в менеджменте Направление подготовки
572.63kb.
6 стр.
Методические указания по выполнению лабораторной работы №18 для студентов всех форм обучения специальностей 230104 «системы автоматизированного проектирования»
788.98kb.
4 стр.
Методические указания к выполнению лабораторной работы №4 для студентов очной формы обучения
161.7kb.
1 стр.
Рабочая программа для специальности 02. 11. 00 «Юриспруденция» очной формы обучения Красноярск 2004 Одобрено на заседании кафедры международного права
512.22kb.
8 стр.