Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ![]() УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭТНОЛОГИЯ Специальность– 030401.65 История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя) Кафедра общественных дисциплин Рубцовск – 2011 При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены: 1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308гум /сп 2) Учебный план по специальности 030401.65 История утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12 УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин «27» июня 2011 г. протокол № 6 ![]() СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Этнологии» входит в раздел предметов федерального компонента специальности и направления «история» и изучается на первом курсе. Он позволяет будущим историкам получить необходимые знания по этнологии и понять ее связь с другими историческими дисциплинами, в первую очередь, с археологией и историей первобытного общества, то есть изучение данного курса носит междисциплинарный характер. Цель курса – познакомить студентов с понятийным аппаратом этнологической науки, основными исследовательскими методами, научными концепциями, историей этнологической науки и дать представление о современном этническом составе населения мира и тенденциях его изменения, особенностях традиционных культур, соотношении национального и интернационального факторов, современных этнических процессах. Этот курс, наряду с археологией и историей первобытного общества, является своего рода базой, введением в специальность для тех студентов, которые будут специализироваться по археологической и этнографической тематике. Одна из важных задач курса «этнология» – научить студентов научному подходу к исследованию этносов. Наряду с этим, курс имеет большое прикладное значение, учитывая усиление влияния в мире национального фактора. Обострение этнических конфликтов, разыгрывание «национальных» карт в разных регионах мира, в том числе и на территории СНГ и в Российской Федерации, в частности, требуют дополнительных знаний и внимания к этим процессам будущих историков. Особое место в курсе уделяется Сибири – огромной территории, населенной многочисленными коренными и некоренными народами, в определенной степени до сих пор сохранившими элементы своих традиционных культур. Рассматривается место сибирских народов в общих историко-культурных и этнических процессах, вклад этих народов в формирование самобытных этнических культур региона. Структурно курс этнологии состоит из трех самостоятельных разделов, в ходе изучения которых раскрываются конкретные вопросы. I. Характеристика этнологии как науки. В процессе изучения данного раздела рассматриваются вопросы объектно-предметной области этнографии, основные понятия, важнейшие источники и методы этнологических исследований, прикладные аспекты науки, дается характеристика географической, лингвистической, антропологической и хозяйственно-культурной классификаций. II. Анализ отечественных и зарубежных концепций в этнологии. Дается обзор важнейших научных школ в зарубежной этнологии и их влияние на российскую этнографию. Приводятся методологические и эмпирические разработки отечественной этнологии. Рассматриваются современные научные концепции. III. Дается этнографический обзор регионов мира. В ходе решения этой проблемы анализируются вопросы этногенеза конкретных этносов, хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области, рассматриваются социальные структуры, семейно-брачные отношения, а также современные этнические процессы. Данная структура нашла свое отражение в тематическом плане, программе курса. Далее учебно-методический комплекс содержит темы практических занятий и методические рекомендации для их выполнения, список литературы, вопросы, выносимые на экзамен по курсу, а также минимальный список понятий и терминов, которые необходимо знать после завершения курса «этнология» и краткий глоссарий. По окончании изучения курса студент должен иметь целостное представление об этносах и этнических процессах и особенностях их изучения, представлять современную этническую картину мира. Он должен уметь применять на практике конкретные знания, в том числе уметь использовать их в решении межнациональных проблем и для снижения риска возникновения этнических конфликтов. Студент должен представлять основные методологические и теоретические направления в этнологии, иметь общие знания об истории этнологии как науки. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Содержание ГОС учебной дисциплины «Этнология» Наука о народах-этносах; этнос, его структура, этническое сознание, механизмы символизации этнической культуры, этносоциальный организм, типология этнических общностей; принципы классификации народов мира; проблемы этногенеза и основные этапы этнической истории; этнический фактор в мировой истории, современные тенденции этносоциального развития 3.2 Содержание учебной дисциплины ДЕ I Тема 1. Введение в учебный курс «Этнология» Аудиторное изучение:Цель и задачи курса. Структура курса «Этнология». Теоретико-методологический, историографический и обзорный блоки лекций. Учебники и литература (основная и дополнительная). Название науки. Содержание понятия «этнология». Соотношение терминов «этнология» и «этнография». Объект этнографического исследования. Этнос и его признаки. Этническое самосознание. Исторические типы этносов. Этногенез и этническая история. Основные уровни этнической общности (этникос и этносоциальный организм). Этнические и этнографические общности. Субэтнос. Этнографическая группа. Предмет этнологии. Традиционно-бытовая культура как основная сфера этнографического изучения. Этнические функции культуры. Место, занимаемое этнологией среди других гуманитарных наук. Субдисциплины. Самостоятельное изучение: Этносоциология. Корпус источников этнологии. Вещественные, письменные и полевые материалы, данные из смежных наук. Массовые источники. Методы этнологической работы. Непосредственное наблюдение, беседа, опрос, описание явлений традиционной культуры. Сплошные обследования. Анкеты и вопросники. Статистические приемы обработки полученных сведений. Интерпретация этнографической информации. Классификация и типология. Сравнительно-исторический анализ. Прикладные аспекты этнологии. Этнические процессы. Эволюционное и трансформационное развитие этносов. Процессы объединения и разделения. Ассимиляция. Аккультурация. Интеграция. Консолидация. Тема 2. Классификации народов мира Аудиторное изучение: Основные принципы группирования этносов. Географическая классификация. Понятие «ойкумена». Географические ареалы. Лингвистическая классификация. Понятие «язык». Типологическая и генеалогическая классификации. Формирование языковых семей и их основных структурных уровней (ветвей, групп, диалектов, говоров). Языковой состав народов мира. Изолированные языки. Антропологическая классификация. Понятия «раса», «популяция», «дем», «изолят». Самостоятельное изучение: Европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская), негроидная (африканская) и австралоидная (океанийская) большие расы. Переходные и смешанные расовые типы. Метисы. Мулаты. География человеческих рас. Тема 3. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области Аудиторное изучение: Определение хозяйственно-культурного типа (ХКТ). Зависимость ХКТ от окружающей природной среды. ХКТ, основанные на присваивающих и производящих формах экономики, их историческое соотношение. Основные ХКТ народов мира. Понятие «историко-этнографическая область» (ИЭО). Историко-этнографические области Северной Евразии Тема 4. Научные направления и школы в этнологии Аудиторное изучение:Эволюционное направление (Эд. Тайлор, Л.Г. Морган, Г. Спенсер, К.Д. Кавелин и др.). Антропогеография Ф. Ратцеля. Диффузионизм и его школы (Л. Фробениус, Фр. Гребнер, В. Шмидт и др.). Психоаналитическая теория З. Фрейда. Французская социологическая школа (Э. Дюркгейм). Социологический метод изучения этнографических явлений. Структурализм (К. Леви-Строс). История российской и советской этнографии. Советская школа. Теоретико-методологические и эмпирические исследования отечественных исследователей (В.Г. Богораз-Тан, Л.Я. Штернберг Ю.В. Бромлей, С.П. Толстов, Н.Н. Чебоксаров и др.). Самостоятельное изучение: Функциональное направление (Б. Малиновский. А.Р. Рэдклиф-Браун). Американская школа исторической этнологии (Ф. Боас, Р. Лоуи, А. Гольденвейзер и др.). Неоэволюционизм. Современные научные концепции и школы. ДЕ II. Тема 5. Аборигены Австралии и Тасмании Аудиторное изучение: Открытие Австралии и история ее колонизации европейцами. Природно-климатические особенности континента. Проблема происхождения австралийцев и тасманийцев. Языковая и антропологическая характеристика. Хозяйственные занятия. Охота. Собирательство. Орудия производства и оружие. Личное имущество мужчин и женщин. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда и украшения. Пища.Социальная структура. Племена. Локальные группы. Род. Фратрии. Возрастные классы. Инициации. Брачные классы. Взаимоотношение полов. Духовная культура. Самостоятельное изучение: Религиозные представления. Тотемистическое мировоззрение. Устное народное творчество. Мифология. Изобразительное искусство. Тема 6. Народы Океании Аудиторное изучение: Историко-этнографические области Океании. Меланезия. Этнические общности. Папуасы Новой Гвинеи. Языковой и антропологический состав населения. Проблемы происхождения и миграций. Хозяйство и материальная культура. Ручное земледелие. Ирригационные сооружения. Животноводство. Присваивающие отрасли экономики. Рыболовство. Ремесла. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда. Пища. Средства передвижения. Общественная организация. Брак и семейно-брачные отношения. Мужские союзы и дома. Род. Сельская община. Духовная культура. Религиозные представления. Вера в безличную силу «ману». Мифология. Народное творчество. Положительные знания. Полинезия. Происхождение полинезийцев и гипотезы о путях заселения их предками островов региона. Язык и физический тип. Традиционные занятия. Полеводство и огородничество. Возделываемые культуры. Рыболовство. Ремесла и домашнее производство. Материальная культура. Поселения. Жилища. Одежда. Пища. Средства передвижения. Социальная структура. Семейная община. Имущественное и социальное неравенство. Кастовая система. Самостоятельное изучение: Процессы складывания ранней государственности. Вожди и их роль. Духовная культура. Верования. Зачатки идеографического письма. «Дома знаний». Фольклор. Легенды и исторические предания. Этикет. Положительные знания. Микронезия. Этнический состав. Языки. Расовая принадлежность. Традиционные отрасли хозяйства. Земледелие. Животноводство. Рыболовство. Ремесла и домашнее производство. Компоненты материальной культуры. Общественный строй. Семья и семейно-брачные отношения. Род. Имущественное и социальное расслоение. Духовная культура. Религиозные представления. Культы. Фольклор. Положительные знания. Тема 7. Народы Северной Америки Аудиторное изучение: Африка как прародина человечества. Основные этапы этнической истории. Миграции населения. Цивилизации и социально-политические образования: Мероэ, Напата, Аксум, Бенин, Сонгай, Конго, Мономатапа и др. Колониальный период в истории Африки. Работорговля и ее последствия. Географо-этнографическое деление Африки. Этнолингвистическая ситуация. Расовая принадлежность населения. Южные европеоиды. Негроиды. Эфиопская переходная раса. Особенности ведения хозяйства. Занятия, основанные на присваивающих формах экономики. Бушмены. Пигмеи. Хозяйства с производящей экономикой с преобладанием скотоводства. Готтентоты. Скотоводческо-земледельческие группы населения Северной и Северо-Восточной Африки. Туареги. Земледельческие народы. Мотыжное земледелие сухих саванн. Народы Западной Африки. Хауса. Ручное земледелие экваториального пояса. Плужное земледелие. Народы Эфиопии (амхара, сидамо, галла и др.). Металлоделательное производство. Самостоятельное изучение: Ткачество. Плетение. Материальная культура. Традиционные города. Типы поселений и жилищ. Одежда. Пища. Социальная структура. Община и ее основные типы. Характерные черты африканской общины. Брак. Формы семьи. Духовная культура. Традиционные верования. Культы. Мировые религии. Христианство. Ислам. Устное народное творчество. Фольклор. Искусство. Археологические находки в городах-государствах Африки. Тема 8. Народы Западной Азии Аудиторное изучение: Важнейшие этапы этнической истории. Языковой и антропологический состав населения. Основные типы хозяйства. Земледелие. Формы искусственного орошения полей (ирригационные сооружения, плотины и т.д.). Кяризы. Сельскохозяйственные культуры и орудия. Животноводство. Способы содержания скота. Номадизм (кочевничество). Виды кочевания. Материальная культура. Жилища земледельцев и кочевников. Одежда. Пища. Утварь. Средства передвижения. Общественное устройство. Общинно-племенная организация кочевников. Брак. Семья. Духовная культура. Религии. Ислам. Синкретические верования. Письменность. Устное народное творчество. Искусство. Тема 9. 11. Народы Южной и Восточной Азии Аудиторное изучение: Этнический состав. Языковые семьи. Физический тип населения. Хозяйственные занятия. Пашенное земледелие. Ручное земледелие. Номадизм. Хозяйства, базирующиеся на присваивающих отраслях экономики. Материальная культура. Поселения и жилища. Одежда. Пища. Утварь. Транспорт. Социальная структура. Кастовая система у народов Индии. Пережиточные формы клановой (патронимической) организации у групп населения Восточной Азии. Цзунцзу. Брак. Семья. Духовная культура. Религиозная ситуация. Индуизм. Буддизм. Ислам. Национальные религии. Синтоизм. Устное народное творчество. Мифология. Искусство Тема 10. Народы Сибири Аудиторное изучение: Этнический состав населения. Языки и антропологические типы. Проблемы этногенеза коренных народов Сибири. Хозяйство и материально-бытовой уклад населения. Возникновение и развитие основных ХКТ. Скотоводы и земледельцы Южной и Западной Сибири, Прибайкалья. Алтайцы. Оседлые рыболовы низовий больших рек. Обские угры. Охотники-оленеводы Восточной Сибири. Юкагиры. Оленеводы тундры. Ненцы. Охотники на морского зверя. Оседлые чукчи. Особенности семейных и социальных отношений. Территориально-соседская община и ее формы. Пережитки патриархально-родовых связей. Род и его институты. Самостоятельное изучение: Духовная культура. Религиозные воззрения. Ранние формы религии. Культы. Шаманизм. Белая вера (бурханизм) алтайцев. Фольклор. Устное народное творчество. Декоративное искусство. Орнаментика и скульптура малых форм. Мозаика. Аппликация. Положительные знания. 3.3 Содержание семинарских занятий Занятие № 1 Общие проблемы этнологии. Этнос и его функционирование 1. Этнология в системе современного гуманитарного знания. Ее объектно-предметная область. Методы исследования в этнологии. 2. Этнология и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. 3. Этнические общности. Субэтносы и этнографические группы. Причины возникновения субэтносов. 4. Классификация этнических процессов. Значение этнических процессов в современном мире.
(номера соответствуют общему списку литературы): 9, 26, 40, 41, 43, 66, 96, 118, 121, 122, 172, 191, 210, 212, 242, 261, 272, 278, 287, 289.
1. Воздействие природной среды на основные параметры этноса. 2. Особенности освоения этносами окружающей среды. Этноэкология. 3. Этнос как часть экосистемы (антропогеоценозы). Рекомендованная литература (номера соответствуют общему списку литературы): 8, 13, 28, 41, 43, 66, 108, 109, 117, 185, 204, 269, 270, 274, 288.
1. Происхождение народов Австралии и Океании. Последовательность заселения региона. 2. Аборигены Австралии – «ожившее» первобытное общество. 3. Папуасы Новой Гвинеи и меланезийцы: социально-экономическое развитие. 4. Полинезийцы – «финикийцы» восточного полушария. 5. Современное население Австралии и Океании. Англоавстралийцы. Рекомендованная литература (номера соответствуют общему списку литературы): 5, 30, 34, 45, 97, 98, 127, 164, 172, 197, 199, 207, 208, 218, 223, 224, 232, 252, 254.
1. Понятие Сибирь. Ее территориальные рамки и географическое районирование. 2. Этнолингвистический состав населения Сибири. Уральская, алтайская и палеоазиатская языковые семьи и их группы. 3. Рыболовы и охотники бассейна Оби. 4. Оленеводческие народы Сибири. 4.1. Тунгусы (эвенки) – охотники и оленеводы тайги Восточной Сибири. 4.2. Оленеводы тундры Крайнего Севера (на примере ненцев). 5. Скотоводы и земледельцы Южной и Западной Сибири. 6. Коренные и некоренные народы Алтая.
(номера соответствуют общему списку литературы): 10, 31, 32, 37, 38, 48, 49, 50, 52, 57, 64, 67, 72, 86, 90, 91, 92, 93, 94, 104, 123, 125, 168, 172, 175, 176, 177, 194, 195, 196, 200, 213, 217, 245, 246, 258, 256, 281, 282, 283, 284.
1. География расселения народов Средней Азии и Казахстана. 2. Этническая характеристика народов Средней Азии и Казахстана. 2.1. Лингвистическая классификация. Индоевропейская и алтайская языковые семьи и их группы. 2.2. Антропологический тип населения. Представители индо-средиземноморской (тип Среднеазиатского междуречья) и южносибирской малых рас и их основные признаки. 2.3. Этногенез и этническая история казахов и узбеков. 3. Основные ХКТ народов Средней Азии и Казахстана (общая характеристика). 3.1. Оседлые жители оазисов ведущих земледельческое хозяйство с применением искусственного орошения. 3.2. Полуоседлое население, сочетавшее скотоводство с земледелием. 3.3. Кочевники-скотоводы. 4. Традиционное хозяйство и культура казахов. 4.1. Проблема генезиса номадизма. 4.2. Видовой состав стада и его особенности в условиях аридной зоны Евразии. 4.3. Цикл кочевания и использование пастбищ. 4.4. Обычаи и обряды, связанные со скотоводством. 4.5. Казахская юрта и сопряженные с ней представления и обряды. 5. Социальная организация кочевников. Община (на примере казахов).
(номера соответствуют общему списку литературы): 7, 14, 36, 46, 51, 60, 68, 80, 107, 152, 153, 163, 170, 172, 178, 184, 225, 228, 241, 260, 267.
Смотрите также: Учебно-методический комплекс учебной дисциплины этнология специальность- 030401. 65 История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)
383.56kb.
2 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины археология специальность 030401. 65 История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)
881.89kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственного управления в россии
989.17kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине логика специальность 030301. 65 Психология Форма обучения очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо
1274.52kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины философия специальность 080111. 65 Маркетинг Форма обучения очная, заочная
1190.07kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история (история древнего мира) Специальность 030401. 65 История
1274.69kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины спецсеминар специальность 030401. 65 История
624.62kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине таможенное дело специальность -080111. 65 Маркетинг Форма обучения очная, заочная
903.17kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственных учреждений россии специальность 030401. 65История
698.71kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история (история новейшего времени) Специальность 030401. 65История
320.64kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическое источниковедение» специальность 050114 «История» форма обучения дневная, заочная
3415.9kb.
18 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранный язык Специальность: 030401. 65 «История», специализации «Отечественная История» 531.76kb.
4 стр.
|