Главная
страница 1страница 2

4. МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ
4.1 Список основных понятий курса

этнология, этнос, этническая территория, этническое самосознание, историко-этнографическая область, хозяйственно-культурный тип, быт, обряд, обычай, аккультурация, ассимиляция, интеграция этническая, консолидация, миксация, пережитки, этнофор, этноним, традиция, инновация, билингвизм, культура, бикультурализм, адаптация, потлач, авункулат, левират, обряды перехода, полиандрия, полигамия, сорорат, экзогамия, эндогамия, аристократия, бигмен, избегание, линидж, майорат, минорат, патронимия, подшучивание (отношения с подшучиванием), обычное право, тайные союзы, тамга, брак, семья, формы брака , умыкание, калым, отработка, посещение, гостевой, групповой), парная семья, моногамная семья, , кувада, травестизм, побратимство, матрилинейное родство, патрилинейное родство, билинейное родство, матрилокальность, патрилокальность, неолокальность, анимизм, магия, тотемизм, шаманизм, дорелигиозные, языческие) верования, национальные религии, мировые религии, табу, мана, жертвоприношение, фетишизм, экстенсивное хозяйство, интенсивное хозяйство, кочевое скотоводство, отгонное скотоводство, пастушеское скотоводство, скотоводство и животноводство, присваивающая экономика, производящая экономика, промыслы, ремесла, мотыжное (ручное) земледелие, пашенное земледелие, орошаемое земледелие, поливное земледелие, лиманное земледелие, транспорт, типы жилища, основные типы одежды, украшения


5.2 Контрольные вопросы

  1. Объект и предмет этнологии.

  2. Концепции этноса в работах отечественных исследователей.

  3. Место этнологии в системе наук и ее связи с другими областями знаний (историей, археологией, социологией и др.).

  4. Лингвистическая классификация народов мира.

  5. Антропологическая классификация народов мира.

  6. Классификация народов мира по хозяйственно-культурным типам.

  7. Методы исследования в этнологии.

  8. Этнические процессы и их классификация.

  9. Типы этнических общностей.

  10. Прикладные аспекты этнологии: роль этнологических знаний в разрешении этнических конфликтов.

  11. Природная среда и этнос.

  12. Основоположник российской этнологии Н.Н. Миклухо-Маклай: биография, полевые работы, научное наследие.

  13. Советская этнографическая школа (С.П. Толстов, В.Н. Чернецов, С.А. Токарев, Ю.В. Бромлей, Н.Н. Чебоксаров, Р.Ф. Итс и др.).

  14. Хозяйство и материальная культура коренного населения Австралии и Тасмании в доколониальную эпоху.

  15. Социальная организация аборигенного населения Австралии до прихода англичан. Половозрастные группы. Инициации.

  16. Духовная культура аборигенов Австралии: тотемистическое мировоззрение, обряды, верования и т.д.

  17. Общая характеристика народов Океании.

  18. Происхождение народов Австралии и Океании. Последовательность заселения региона.

  19. Папуасы Новой Гвинеи.

  20. Индейцы северо-западного побережья Америки.

  21. Индейцы прерий.

  22. Народы Передней Азии (этнический состав и культура).

  23. Кочевничество (номадизм). Особенности хозяйства и культуры номадов.

  24. Этнический состав населения Сибири.

  25. Традиционные верования народов Сибири. Специфика шаманизма сибирских народов. Христианизация аборигенов Сибири.

  26. Происхождение оленеводства и его типы. Оленеводческие народы Сибири.

  27. Палеоазиатские народы Сибири. Юкагиры.

  28. Хозяйство и культура обских угров (ханты и манси).

  29. Народы Алтая: основные этнокультурные характеристики алтайцев и русских.

  30. Хозяйственно-культурные типы тюркских народов Сибири (сибирские татары, якуты, тувинцы и др.).

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1 Методические рекомендации для студентов
Учебный курс «Этнология» является специальной темой в подготовке историков. Он входит в блок общепрофессиональных дисциплин в федеральный компонент. Дисциплина изучается на первом курсе в течение одного семестра. Этот курс посвящен объективным основам и этапам развития этнологической науки, особенностям западноевропейской и российской этнологии. В курсе приведены основные разделы этнологической науки.

Теоретические положения иллюстрируются примерами из жизни разных народов.

Материалы, представленные в УМК, позволяют получить целостное представление о дисциплине «Этнология» и установить логическую последовательность ее изучения, начиная с вопросов лекционного курса, занятий практического характера и заканчивая возможностью проверки полученных знаний с использованием различных форм контроля – тестовых (диагностических) заданий или зачетных вопросов.

Каждая лекция соотносится с практическим занятием, тема которого включает вопросы для обсуждения и непосредственные практические задания, позволяющие продемонстрировать освоенный материал и проявить себя творчески в рамках самостоятельной работы.

Теоретическая подготовка к таким занятиям должна вестись на основе лекционных материалов и текстового глоссария, представленного в данном УМК.

Понятия, включенные в глоссарий, доступны для восприятия и понимания, они сгруппированы в алфавитном порядке, им дана развернутая характеристика, что в свою очередь облегчает подготовку к занятиям и помогает избежать трудностей, связанных с подбором и анализом научных источников.

Однако это не единственный путь познания основ этнологических знаний. Получить дополнительную информацию по изучаемым вопросам Вам помогут учебно-методические материалы, представленные списком основной и дополнительной литературы. Поиск данных источников не вызовет затруднения, поскольку их местонахождение обозначено в карте обеспечения дисциплины учебно-методической литературой.

Значительное место при изучении курса занимает самостоятельная работа студентов, включающая в себя аннотирование и конспектирование литературы при подготовке к лекционным и семинарским занятиям, выполнение творческих практических заданий. Все виды самостоятельной работы с указанием сроков выполнения, общей трудоемкости и форм контроля представлены в карте самостоятельной работы студента по дисциплине.

Текущий контроль освоения теоретического материала студентами производится в форме тестирования. Тестовые задания составлены в соответствии с содержанием курса по ГОС, вопросы теста отражают все дидактические единицы дисциплины. Образцы тестовых материалов расположены в разделе «Тестовые задания».

Итогом курса является зачет, который выставляется на основе рейтинг-контроля. Рейтинговая система учитывает отдельные виды деятельности студента по освоению учебной дисциплины (посещение и работа на лекционных и практических занятиях, выполнение творческих заданий, контрольных работ и тестов, составление конспектов). Каждый вид деятельности оценивается в баллах. На основании общей суммы баллов выводится итоговый результат. Набрав необходимую сумму баллов в течение семестра, студент получает зачет. В случае если студент не набирает данной суммы баллов, он сдает зачет, отвечая на один из вопросов итогового контроля. Критерии оценки отдельных видов работы студента представлены в разделе «Рейтинговая оценка работы студента».

Ознакомление с основами этнологических знаний в рамках указанной дисциплины является платформой для дальнейшего освоения профессии педагога-психолога и Вашего профессионального становления.
5.2 Методические рекомендации для преподавателей
Курс «Этнология» является одним из основных в блоке дисциплин предметной подготовки.

Главная цель курса заключается в ознакомлении студентов с этнологией как научной областью знаний, с историей возникновения и становления данной науки, с основными направлениями этнологических исследований. При изучении курса студенты осваивают вопросы теории этноса и этногенеза, традиционных и современных форм жизнедеятельности этносов и, как следствие этого, повышают свою компетентность в области этнологии, что подготавливает их к деятельности в условиях постоянного межэтнического взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности.

Структура курса (аудиторная часть) предусматривает лекции и семинарские занятия.

Задачи лекционных занятий:

познакомить студентов с этнологией как наукой и учебной дисциплиной, с ее базовыми понятиями – «этнос» и «этногенез», «этническая культура» и «этническое самосознание»; с основными этнологическими концепциями, вопросами межкультурного взаимодействия и общения, типологией этнических конфликтов и способами их разрешения;

формировать умение систематизировать новый материал в сопоставлении с имеющимися знаниями;

развивать способность делать обобщающие выводы на основе анализа лекционных материалов.



Задачи семинарских занятий:

закрепить знания студентов по основным разделам курса;

развивать умение демонстрировать знания, полученные на занятиях и в процессе самостоятельного изучения;

формировать профессионально-личностные компетенции студента как будущего специалиста-психолога.

Значительное место при изучении курса занимает самостоятельная работа студентов (внеаудиторная работа), включающая в себя аннотирование и конспектирование литературы при подготовке к лекционным и семинарским занятиям, выполнение творческих практических заданий.

В ходе изучения дисциплины осуществляются все виды контроля знаний студентов: текущий, промежуточный, итоговый:

текущий – на лекциях и семинарских занятиях (в форме опроса, проверки конспектов и творческих заданий);

промежуточный – по завершению изучения темы (промежуточные тесты);

итоговый – по завершению курса (итоговые тесты и зачет).

Основным результатом изучения дисциплины является умение студентов демонстрировать знание основ «Этнологии» как учебной дисциплины, ее основных понятий и категорий.



Комплексный подход к преподаванию дисциплины и опора на межпредметные связи помогут сформировать предпосылки профессиональной компетентности педагога-психолога и создать платформу для ее дальнейшего совершенствования.

5.3 Глоссарий

Анимизм – одушевление, наделение сверхъестественной душой всех вещей, сил и явлений природы.

Ассимиляция – процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся этносов, значительно различающихся по происхождению, культуре и языку, в результате которого представители одного этноса усваивают язык и культуру другого и полностью утрачивают прежнюю этническую принадлежность.

Быт – устоявшиеся, привычные, традиционные формы личной и общественной жизни.

Магия – вера человека в способность сверхъестественными средствами оказывать влияние на естественный ход событий, на материальные предметы или на другого человека.

Обряд – действо (церемония), имеющее регламентацию, связанное с важнейшими событиями социальной, семейной и духовной (в том числе религиозной) жизни этноса.

Обычай – установленное правило поведения в данной этнической общности.

Одежда – специальное средство защиты человеческого тела.

Пережиток – явление, чуждое современному состоянию общественной и культурной жизни, являющееся наследием пройденных ступеней культуры, которое сохраняется членами данной этнической общности по привычке или из подражания.

Побратимство – обязательство, заключенное мужчинами различного происхождения об установлении родственных отношений, скрепленное кровью или сожительством с одной женщиной.

Табу – запрет, налагаемый на предметы, действия, слова, имена традицией, священнослужителями или властвующими, нарушение которого неминуемо жестоко (болезнью, смертью) преследуется сверхъестественными существами, духами, богами.

Тамга (знак собственности) – специальная мета на предметах или другом имуществе (например, на скоте), принадлежащем роду или отдельному его члену.

Тотемизм – вера человека в родственную связь с представителями животного или растительного мира, иногда с неодушевленной природой (камни, горы, реки), представления о том, что такой представитель является предком их рода.

Традиция – явление материальной или духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса.

Украшения – съемное, подвижное убранство из постоянных или проходящих материалов в отличие от неподвижных украшающих элементов, таких как разрисовка тела, татуировка, деформирование тела или укладывание волос.

Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которые наделялись сверхъестественной силой, способной оказать помощь поклоняющимся им.

Хозяйственно-культурные типы – определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественногеографических условиях.

Экзогамия – запрещение вступать в брак внутри своей группы и предписание браков с членами другой или других групп.

Этноним – термин, обозначающий наименование народа.

Этнос – осознанная культурно-языковая общность.

Языковые – семьи – группы языков, внутри которых можно проследить хотя бы самое отдаленное родство и общность происхождения.
6.СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ДРУГИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Основная учебная литература

  1. Марков, Г.Е., Пименов В.В. (Ред.) Этнология. М.: Наука, 1994. - 383 с.

  2. Садохин, А.П. Этнология. М.: Гардарики. 2004. – 286с.


Дополнительная литература

  1. Абашин, С.Н. Свой среди чужих, чужой среди своих (Размышления по поводу новеллы А. Волоса «Свой») // Этнографическое обозрение. 2003. №2.

  2. Абрамзон, С.М. Киргизы и их этногенетические и культурные связи. М., 1971.

  3. Аверкиева, Ю.П. Индейцы Северной Америки. М., 1974.

  4. Аверкиева, Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979.

  5. Австралия и Океания, Антарктида (Сер. Страны и народы). М., 1981.

  6. Акимов, Ю.Г. Современное канадское общество. СПб., 2000.

  7. Адрианов, Б.В. Неоседлое население мира. М., 1985.

  8. Алексеев В.П. Антропогеоценозы – сущность, типология, динамика // Природа. 1975. №7.

  9. Алексеев, В.П., Бромлей Ю.В. К изучению роли переселений народов в формировании новых этнических общностей // Советская этнография. 1968. №2.

  10. Алексеенко, Е.А. Кеты: Историко-этнографические очерки. Л., 1967.

  11. Америка. Общий обзор Латинской Америки. М., 1974.

  12. Америка после Колумба: взаимодействие двух миров. М., 1992.

  13. Андрианов, В.В., Доскач А.Г. Хозяйственно-культурная дифференциация народов мира и географическая среда // Природа. 1983. №4.

  14. Аргынбаев, Х. Народные обычаи и поверья казахов, связанные со скотоводством // Хозяйственно-культурные традиции народов Средней Азии и Казахстана. М., 1975.

  15. Ареальные исследования в языкознании и этнографии. Язык и этнос. Л., 1983.

  16. Аристова, Т.Ф. Курды Закавказья. М., 1966.

  17. Аристова, Т.Ф. Материальная культура курдов. XIX – первая половина XX в. М., 1990.

  18. Арутюнов, С.А. Этнографическая наука и изучение культурной динамики // Исследования по общей этнографии. М., 1979.

  19. Арутюнов, С.А. Этнические процессы и язык // Расы и народы. М., 1985. Вып. 15.

  20. Арутюнов С.А. Введение // Этнография питания народов стран Зарубежной Азии. Опыт сравнительной типологии. М., 1981.

  21. Арутюнов, С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

  22. Арутюнов ,С.А. Этничность – объективная реальность (отклик на статью С.В. Чешко) // Этнографическое обозрение. 1995. №5.

  23. Арутюнов, С.А., Чебоксаров Н.Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. М., 1986. Вып. 16.

  24. Арутюнов, С.А., Шибеньков В.Г. Древнейший народ Японии: Судьба племени айнов. М., 1992.

  25. Арутюнов, С.А., Джарылгасинова Р.Ш. Япония: народ и культура. М., 1991.

  26. Арутюнян, Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев В.С., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1984.

  27. Бажутина, Т.О. Национальное сознание в динамике идентификации личности // Известия СО РАН. Серия история, филология и философия. 1992. Вып. 3.

  28. Баландин, Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М., 1988.

  29. Белков, П.Л. О методе построения теории этноса // Этносы и этнические процессы. М., 1993.

  30. Беллвуд, П. Покорение человеком Тихого океана. М., 1986.

  31. Бельгибаев, Е.А. Традиционная материальная культура челканцев бассейна р. Лебедь (вторая половина XIX–XX в.). Барнаул, 2004.

  32. Бельгибаев, Е.А., Ухналева Т.Б. Этнография народов Алтая: Библиографический указатель (1948-2003 гг.). Барнаул, 2004.

  33. Березина, М.Я. Формирование этнического состава населения Канады. М., 1971.

  34. Берндт, Р.М., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. М., 1981.

  35. Бгажноков, Б.Х. Основания гуманистической этнологии. М., 2003.

  36. Благова, Г.Ф. Исторические взаимоотношения слов казах и казак // Этнонимы. М., 1970.

  37. Богораз-Тан, В.Г. Материальная культура чукчей. М., 1991.

  38. Бояршинова, З.Я. Население Западной Сибири до начала русской колонизации. Томск, 1960.

  39. Браун Ди. Схороните мое сердце у Вундед-Ни: История американского Запада, рассказанная индейцами. М., 1984.

  40. Бромлей, Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.

  41. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

  42. Бромлей, Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984.

  43. Бромлей, Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество – это народы. М., 1990.

  44. Булатова, А.Г. Сельскохозяйственный календарь и календарные обычаи народов Дагестана. СПб., 1999.

  45. Бутинов, Н.А. Папуасы Новой Гвинеи. М., 1968.

  46. Валиханов, Ч.Ч. Собрание сочинений: в 5-ти томах. Алма-Ата, 1985.

  47. Василевич, Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки. Л., 1969.

  48. Вайнштейн, С.И. Проблема происхождения оленеводства в Евразии (I Саянский очаг одомашнивания оленя) // Советская этнография. 1970. №6.

  49. Вайнштейн, СИ. Проблема происхождения оленеводства в Евразии (II Роль Саянского очага в распространении оленеводства в Евразии) // Советская этнография. 1971. №5.

  50. Василевич, Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII – начало XX в.). Л., 1969.

  51. Васильева, Г.И. Юрта – переносное жилище народов Средней Азии и Казахстана // Кочевое жилище народов Средней Азии и Казахстана. М., 2000.

  52. Вдовин И.С. Очерки истории этнографии чукчей. М.; Л., 1965.

  53. Викторова, Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. М., 1980.

  54. Винер, Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. 1998. №4.

  55. Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956.

  56. Выдающиеся отечественные этнологи и антропологи XX века. М., 2005.

  57. Вяткина, К.В. Очерки культуры и быта бурят. Л., 1969.

  58. Гаджиева, С.Ш. Кумыки. Историко-этнографическое исследование. М., 1961.

  59. Галич ,Мануэль. История доколумбовых цивилизаций. М., 1990.

  60. Гамбур,г Б.С. К характеристике орудий земледельцев Ферганской долины и Ташкентского оазиса конца XIX – первой четверти XX в. // Хозяйственно-культурные традиции народов Средней Азии и Казахстана. М., 1975.

  61. Гаспарян, М. Курдская проблема в Турции. М., 2001.

  62. Геннеп, А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1999.

  63. Гирц, К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. СПб., 1997. Т. 1. Интерпретация культуры.

  64. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции угров и самодийцев. Екатеринбург, 1995.

  65. Гринев, А.В. Индейцы тлинкиты в период Русской Америки (1741-1867). Новосибирск, 1991.

  66. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1993.

  67. Гурвич, И.С. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977.

  68. Джанибеков, У.Д. Культура казахского ремесла. Алма-Ата, 1982.

  69. Джарылгасинова, Р.Ш. Теория этнического самосознания в советской этнографической науке (основные аспекты проблемы) // Советская этнография. 1987. №4.

  70. Дзенискевич, Г.И. Атапаски Аляски. Л., 1987.

  71. Дзуцев, Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений: Этносоциологический анализ. М.. 2001.

  72. Дьяконова, В.П. Алтайцы (материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая). Горно-Алтайск, 2001.

  73. Елфимов, А.Л. Клиффорд Гирц: интерпретация культур // Этнографическое обозрение. 1992. № 3.

  74. Еремеев, Д.Е. Юрюки. М.. 1969.

  75. Еремеев, Д.Е. Этногенез турок (происхождение и основные этапы этнической истории). М., 1971.

  76. Еремеев, Д.Е. На стыке Азии и Европы: Очерки о Турции и турках. М., 1980.

  77. Жигалина, О. Иран – Ирак. Иранский ответ на курдский вопрос // Азия и Африка сегодня. 2004. №2.

  78. Жигалина, О. Иракский Курдистан: Новая ситуация, новые проблемы // Азия и Африка сегодня. 2004. №5.

  79. Жуковская, Н.Л. Судьба кочевой культуры: Рассказы о Монголии и монголах. М., 1990.

  80. Жилище народов Средней Азии и Казахстана. М., 1982.

  81. Заринов, И.Ю. Исторические рамки феномена этничности (по поводу статьи С.В. Чешко «Человек и этничность») // Этнографическое обозрение. 1997. №3.

  82. Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. М., 1979.

  83. Зарубежная Азия. Восточная и Центральная Азия. М., 1982.

  84. Зеленин, Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

  85. Зимин, Д. Курдский вопрос в новой геополитической ситуации // Азия и Африка сегодня. 2005. №6.

  86. Зуев А.С. Сибирь: вехи истории (XVI–XIX вв.). Новосибирск, 1999.

  87. Индейцы Америки. М., 1955.

  88. Исмаил Джем Почему Турция опасается свободного Курдистана? // Азия и Африка сегодня. 2003. №6.

  89. Ионова Ю.В. Обряды и социальные функции в Корее. М., 1982.

  90. История и культура ительменов: Историко-этнографические очерки. Л., 1990.

  91. История и культура коряков. СПб., 1993.

  92. История Сибири. Т. 1. Л., 1968.

  93. История Сибири. Т. 2. Л., 1968.

  94. История Сибири (Учебное пособие). Томск, 1987.

  95. Исторические судьбы американских индейцев. М., 1985.

  96. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1984.

  97. Кабо Р.В. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., 1969.

  98. Кабо Р.В. Тасманийцы и тасманийская проблема. М., 1975.

  99. Кавказский этнографический сборник. М., 1955.

  100. Казиев, Ш.М. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX в. М., 2003.

  101. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Новый год. М., 1985.

  102. Калоев, В.А. Осетины. М., 1967.

  103. Калоев ,В.А. Земледелие у народов Северного Кавказа. М., 1981.

  104. Карлов, В.В. Эвенки в XVII – начале XX в. (Хозяйство и социальная структура). М., 1982.

  105. Карпатский, сборник. М., 1976.

  106. Карпов, Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб., 2001.

  107. Кляшторный, С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы евразийских степей. Древность и средневековье. СПб., 2000.

  108. Козлов, В.И. Исторические аспекты этносоциальной экологии // Этнографическое обозрение. 1994. №1.

  109. Козлов, В.И. Этническая экология: Становление дисциплины и история проблемы. М., 1994.

  110. Козлов, В.И. Проблематика «этничности» // Этнографическое обозрение. 1995. №4.

  111. Козлова, К.И. Этнография народов Поволжья. М., 1964.

  112. Коргун, В. Афганистан. Ислам и национальный вопрос // Азия и Африка сегодня. 2003. №6.

  113. Коренное население Северной Америки в современном мире. М., 1990.

  114. Косвен М.О. Этнография народов Кавказа. М., 1961.

  115. Костюм народов Средней Азии. Л., 1979.

  116. Крейнович Е.А. Нивхи. Загадочные обитатели Сахалина и Амура. М., 1973.

  117. Крупник И.И. Арктическая экология. М.: Наука, 1989.

  118. Крюков М.В. Этнос и субэтнос // Расы и народы. М., 1988. Вып. 18.

  119. Крюков М.В. Дальнейшее совершенствование теории этноса – насущная задача нашей науки // Расы и народы. М., 1989. Вып.19.

  120. Крюков М.В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы. М.. 1989. Вып. 19.

  121. Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2002.

  122. Кузнецов А.И. О соотношении понятий «общество» и «этническая общность» // Советская этнография. 1989. №4.

  123. Кузнецова Ф.С. История Сибири. Ч. I. Новосибирск, 1997.

  124. Культура и быт калмыков (этнографические исследования). Элиста, 1977.

  125. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Васюганско-ваховские ханты в конце XIX – начале XX вв.: Этнографические очерки. Томск, 1977.

  126. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968.

  127. Культура народов Австралии и Океании. М., 1974.

  128. Купер А. Постмодернизм, Кембридж и «великая калахарская дискуссия» // Этнографическое обозрение. 1993. № 4.

  129. Курылев В.П. Хозяйство и материальная культура турецкого крестьянства. М., 1976.

  130. Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л., 1976.

  131. Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982.

  132. Лавров Л.И. Роль естественно-географических факторов в истории народов Кавказа // Кавказский этнографический сборник. IX. Вопросы исторической этнографии Кавказа. М., 1989.

  133. Лазарев М. Иракский Курдистан: в ожидании перемен // Азия и Африка сегодня. 2003. №6.

  134. Лангук Л.П. Формирование народности коми. М., 1972.

  135. Латышев И.А. Семейная жизнь японцев. М., 1985.

  136. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.

  137. Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. М., 1990.

  138. Леонтьев А.А. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии: Учебно-справочное пособие. М., 1998.

  139. Липинская В.А. Русское население Алтайского края: Народные традиции в материальной культуре (XVIII-XIX веков). М., 1987.

  140. Липинская В.А. Старожилы и переселенцы: русские на Алтае (XVIII- начало XIX в.). М.. 1996.

  141. Лич Э. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М., 2001.

  142. Логашева Б.Р. Туркмены Ирана. М., 1976.

  143. Логашева Б.Р. Национальный вопрос в Иране // Расы и народы. М., 1989. Вып. 19.

  144. Львова Э.С. Этнография Африки. М., 1984.

  145. Ляпунова Р.Г. Очерки по истории алеутов. Л., 1975.

  146. Малиновский Б. Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана. М., 2004.

  147. Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. М., 2004.

  148. Малиновский Б. Научная теория культуры М., 1999 (см. предисловие А. Байбурина).

  149. Маркарян С.В., Молодякова Э.В. Праздники в Японии: Обычаи, обряды, социальные функции. М., 1990.

  150. Марков Г.Е. Очерк истории формирования северных туркмен. М., 1961.

  151. Марков Г.Е. Немецкая этнология: учебное пособие для вузов. М, 2004.

  152. Масанов Н.Э Проблемы генезиса социально-экономической истории Казахстана на рубеже XVIII – XIX вв. Алма-Ата, 1984.

  153. Масанов Н.Э. Казахи в XX столетии: этническое развитие и исторические судьбы // Расы и народы. М., 1992. Вып. 22.

  154. Материальная и духовная культура народов Сибири. М., 1988.

  155. Ментешашвили А.М. Курды. Очерки общественно-экономических отношений, культуры и быта. М., 1984.

  156. Мгои Ш. Ислам и курдское национальное движение // Азия и Африка сегодня. 2003. №9.

  157. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., 1988.

  158. Морган Л.Г. Лига ходеносауни или ирокезов. М., 1983.

  159. Мосс М. Общество, обмен, личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.

  160. Москаленко В., Рубина Н. Афганская проблема и Пакистан // Азия и Африка сегодня. 2003. №11.

  161. Моногарова Л.Ф. Преобразования в быту и культуре припамирских народностей. М., 1972.

  162. Мордва. Историко-этнографические очерки. Саранск, 1981.

  163. Муканов М.С. Виды переносного жилища казахов // Кочевое жилище народов Средней Азии и Казахстана. М., 2000.

  164. Народы Австралии и Океании. М., 1969.

  165. Народы Америки. М., 1959.

  166. Народы Восточной Азии. М.; Л., 1965.

  167. Народы Дагестана. М., 1955.

  168. Народы Дальнего Востока СССР в XVII–XX вв. М., 1985.

  169. Народы Европейской части СССР. М., 1964. Т. 1-2.

  170. Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 1999.

  171. Народы Кавказа. М., 1960. Т. 1; 1962. Т. 2.

  172. Народы мира: Историко-этнографический справочник. М., 1988.

  173. Народы Передней Азии. М., 1957.

  174. Народы Поволжья и Приуралья. М., 1985.

  175. Народы России: Энциклопедия. М., 1994.

  176. Народы Сибири. М.-Л., 1956.

  177. Народы Советского Севера (1960–1980-е гг.). М., 1991.

  178. Народы Средней Азии и Казахстана. М., 1962. Т. 1; 1963. Т. 2.

  179. Национальный вопрос в Афганистане // Расы и народы. М.. 1990. Вып. 20.

  180. Национальные проблемы Канады. М., 1972.

  181. Национальные процессы в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1970.

  182. Национальные процессы в Центральной Америке и Мексике. М., 1974.

  183. Никишенков А.А. Из истории английской этнографии (критика функционализма). М., 1986.

  184. Образование казахской народности и Казахского ханства // История Казахской ССР. Алма-Ата, 1979. Гл. 3.

  185. Общество и природа: исторические этапы взаимодействия. М., 1981.

  186. Обычаи и культурно-бытовые традиции башкир. Уфа, 1985.

  187. Омельченко О.А. Социально-историческая история Синьцзяна (1949-1978 гг.). Барнаул, 2002.

  188. Очерки по культурной антропологии американского города. М., 1997.

  189. Пелих Г.И. Селькупы XVII в. Новосибирск, 1981.

  190. Пименов В.В. Удмурты: Опыт компонентного анализа этноса. М., 1977.

  191. Пименов В.В. Системный подход к этносу (к постановке проблемы) // Расы и народы. М., 1986. Вып. 16.

  192. Попов А.И. Названия народов СССР. Введение в этнонимику. Л., 1973.

  193. Пополь-Вух. Родословная владык Тотоникапана. М., 1993.

  194. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М., 1953.

  195. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Л., 1969.

  196. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969.

  197. Проблемы изучения Австралии и Океании. М., 1976.

  198. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы: этнические очерки. М., 1983.

  199. Прошлое и настоящее Австралии и Океании. М., 1979.

  200. Радлов В.В. Из Сибири: Страницы дневника. М., 1989.

  201. Религиозные верования. М, 1993. (Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 5).

  202. Репрессированные этнографы: [Сб. ст.]. М., 1999, Вып. 1., 2003, Вып. 2.

  203. Республики Прибалтики. Белоруссия. Украина. Молдавия. М., 1984.

  204. Роль географического фактора в истории докапиталистических обществ. М., 1991.

  205. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Этнографическое воображение в социологическом исследовании // Этнографическое обозрение. 2000. № 2.

  206. Россия и Центральная Азия: Проблемы миграций и безопасности. Материалы семинара «Безопасность в «контактных зонах» Азиатской России и Центральной Азии: опыт и практика регулирования этнополитических напряжений». Барнаул, 2002.

  207. Роуз Ф. Аборигены Австралии. Традиционное общество. М., 1989.

  208. Роуз Ф. Аборигены, кенгуру и реактивные лайнеры. М., 1972.

  209. Русские. М., 1997.

  210. Рыбаков С.Е. К вопросу о понятии «этнос»: философско-антропологический аспект // Этнографическое обозрение. 1998. №6.

  211. Рэдклиф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции М., 2001.

  212. Садохин А.П. Этнология: Учебник. М.. 2001.

  213. Сатлаев Ф.А. Кумандинцы (историко-этнографический очерк XIX – первая четверть XX в.). Горно-Алтайск, 1974.

  214. Североамериканские индейцы. М., 1978.

  215. Северный Кавказ: человек в системе социокультурных связей: [Сб. ст.]. СПб., 2004.

  216. Семья у народов Америки. М., 1991.

  217. Симченко Ю.В. Культура охотников на оленей Северной Евразии. М., 1976.

  218. Соколов В.В. Население Новой Зеландии // Расы и народы. М., 1987. Вып. 17.

  219. Соколова З.П. Адаптивные свойства культуры народов Севера // Советская этнография. 1991. №4.

  220. Соколовский С.В. Этнография: стиль, жанр и метод (о статье С.Н. Абашина «Свой среди чужих, чужой среди своих (Размышления по поводу новеллы А. Волоса «Свой»)) // Этнографическое обозрение. 2003. №2.

  221. Социально-экономические отношения и соционормативная культура. М., 1986 (Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 1).

  222. Стингл М. Индейцы без томагавков. М., 1978.

  223. Стигл М. Последний Рай. М., 1978.

  224. Стигл М. По незнакомой Микронезии. М., 1978.

  225. Страны и народы Востока. М., 1975. Вып. 16 (Памир).

  226. Страны и народы Востока М., 1982. Вып. 23 (Дальний Восток: История, этнография, культура).

  227. Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. Избранные труды. М., 1996.

  228. Сушанло М.Я. Дунгане. Фрунзе, 1971.

  229. Таксами Ч.М., Косарев В.Д. Кто вы, айны? М., 1990.

  230. Татары. М., 2001.

  231. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967.

  232. Те Ранги Хироа. Мореплаватели солнечного восхода. М., 1959.

  233. Тер-Саркисянц А.Е. Армяне. История и этнокультурные традиции. М., 1998.

  234. Типология основных элементов культуры. Новосибирск, 1984.

  235. Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. 1997. №3.

  236. Тишков В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) // Этнографическое обозрение. 1998. №5.

  237. Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М., 2001.

  238. Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте: Этнография чеченской войны. М.. 2001.

  239. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

  240. Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1966.

  241. Толеубаев А. Юрта в представлениях, верованиях и обрядах казахов // Кочевое жилище народов Средней Азии и Казахстана. М., 2000.

  242. Томилов Н.А. Этноархеология как научное направление: Лекция из курса «Введение в этноархеологию» (для студентов исторических факультетов высших учебных заведений). Омск, 1999.

  243. Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск, 1992.

  244. Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии. М., 1992.

  245. Туголуков В.А. Кто вы, юкагиры? М., 1979.

  246. Туголуков В.А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и восточной Сибири. М., 1985.

  247. Фрайнберг Л.А. Охотники американского севера: индейцы и эскимосы. М., 1991.

  248. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1984.

  249. Фрезер Дж. Фольклор в ветхом завете. М., 1989.

  250. Фэй Сяотун. Китайская деревня глазами этнографа. М., 1989.

  251. Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. Казань, 1978.

  252. Ханыков Н.В. Записки по этнографии Персии. М.. 1977.

  253. Хейердал Т. Экспедиция «Кон-Тики»-«Ра». Ереван, 1983.

  254. Хейердал Т. Древний человек и океан. М., 1982.

  255. Хозяйство и культура башкир в XIX – начале XX в. М., 1979.

  256. Хозяйство и материальная культура народов Кавказа. М., 1968.

  257. Хозяйственно-культурные традиции народов Средней Азии и Казахстана. М., 1975.

  258. Хомич Л.В. Ненцы. Историко-этнографические очерки. М.; Л., 1966.

  259. Хомич Л.В. Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. Л., 1976.

  260. Хрисанова Е.Н., И.В. Перевозчиков Географическая локализация и краткое описание основных антропологических типов // Хрисанова Е.Н., И.В. Перевозчиков Антропология: Учебник. М., 2002. Гл. 12.

  261. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.И. Народы, расы, культуры. М., 1985.

  262. Человек и мир в японской культуре. М., 1985.

  263. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1988.

  264. Чеснов Я.В. Этнологическое мышление и полевая работа // Этнографическое обозрение. 1999. № 6.

  265. Чешко С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. 1994. №6.

  266. Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Сухуми, 1956.

  267. Шаниязов К.Ш. К этнической истории узбекского народа. Ташкент, 1974.

  268. Эванс-Причард Э.Э. Нуэры: описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. М., 1985.

  269. Экология древних и современных обществ. Тезисы докладов конференции, посвященной 275-летию РАН. Тюмень, 1999.

  270. Экология этнических культур Сибири накануне XX в. СПб., 1995.

  271. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. М., 1976.

  272. Этнические процессы в современном мире. М., 1987.

  273. Этнические процессы и состав населения в странах Передней Азии. М., 1963.

  274. Этническая экология: Теория и практика. М., 1991.

  275. Этнические процессы у национальных групп Средней Азии и Казахстана. М., 1980.

  276. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. М., 1991.

  277. Этнические стереотипы поведения. М., 1985.

  278. Этнография: Учебник. М., 1982.

  279. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987.

  280. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988.

  281. Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978.

  282. Этнография народов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Л., 1983.

  283. Этнография народов Сибири. Новосибирск, 1984.

  284. Этнография народов Южной Сибири. Л., 1981.

  285. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.

  286. Этнознаковые функции культуры. М., 1991.

  287. Этнология: Учебник М., 1994.

  288. Этнос и экология. М., 1990.

  289. Этнос и этнические процессы. М., 1993.


Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы:


  1. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (www.hist.msu.ru)

  2. BIBLIOPHIKA. Электронная библиотека ГПИБ России (www.bibliophika.ru)

  3. Докусфера. Электронный фонд Российской национальной библиотеки (leb.nlr.ru)

  4. Исторический портал auditorium.ru

  5. Уральская электронная историческая библиотека (uralkp.ru/library)

  6. Библиотека исторической литературы (istrorijarossii.narod.ru)

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины этнология специальность- 030401. 65 История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)
383.56kb.
2 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины археология специальность 030401. 65 История Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)
881.89kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственного управления в россии
989.17kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине логика специальность 030301. 65 Психология Форма обучения очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо
1274.52kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины философия специальность 080111. 65 Маркетинг Форма обучения очная, заочная
1190.07kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история (история древнего мира) Специальность 030401. 65 История
1274.69kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины спецсеминар специальность 030401. 65 История
624.62kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине таможенное дело специальность -080111. 65 Маркетинг Форма обучения очная, заочная
903.17kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственных учреждений россии специальность 030401. 65История
698.71kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины всеобщая история (история новейшего времени) Специальность 030401. 65История
320.64kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическое источниковедение» специальность 050114 «История» форма обучения дневная, заочная
3415.9kb.
18 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранный язык Специальность: 030401. 65 «История», специализации «Отечественная История»
531.76kb.
4 стр.