Главная
страница 1
Консультация для воспитателей

"Дифференцированный подход в образовательном процессе".

Введение.

В современных условиях реформирования дошкольного образования основной линией преобразований стал переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. а как мы знаем одной из составляющей личностно-ориентированного взаимодействия являются партнерские отношения педагога с детьми. Что же это такое? Давайте рассмотрим это более подробно.

Партнерские отношения- одна из составляющей личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми: педагог осуществляет позицию "рядом с ребенком", педагогический процесс строится на доверии и поддержке различных факторов. педагог не возвышается над ребенком, но и в тоже время не снижает значимости взрослого, включается в деятельность наравне с детьми. Педагогический процесс строит на добровольной включенности, присоединении детей к деятельности(без педагогического насилия и принуждения). осуществляет свободное общение и перемещение детей в деятельности.

Прежде чем мы подойдем с вами к понятию "Дифференцированный подход" давайте мы с вами выделим принципы развивающего обучения (некоторые принципы взяты в новую примерную образовательную программу "Мир открытий", которая полностью реализуется в соответсвии с ФГТ)

Принципы развивающего обучения:

  • принцип мини-макса

  • принцип проблематизации

  • принцип мотивации

  • принцип выбора

  • принцип деятельного подхода

  • принцип дифференциации

Проблема дифференцированного подхода не является новой в современной педагогике и психологии. Еще в трудах педагогов - гуманистов (к.Д.Ушинского, Я.А.Коменского и др.) сам термин "воспитание" рассматривался с позиций развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского-великого чешского педагога- четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений. Е.Н.Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологиии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. Вместе с тем она предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные.

Проблема индивидуального подхода к детям получила развитие в практическом опыте и педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Вопрос об индивидуальном подходе к детям занимает значительное место в трудах и других отечетвенных педагогов. Е.А.Аркин развивал проблему индивидуального подхода к дошкольникам в физическом воспитании. Р.И.Жуковская - в игровой деятельности, А.П.Усова - в процессе обучения и умственного развития детей на занятиях.

Широко известная из истории педагогики система М.Монтессори фактически полностью опирается на принципы индивидуального подхода педагога к ребенку. В ней решающее значение отводится специально организованной среде, в которой ребенок действует самостоятельно. При этом индивидуальный подход реализуется на основе анализа возможностей и достижений каждого ребенка и подбора для него системы заданий.

Понятия.

Зачастую педагоги путают понятия "личностный подход", "индивидуальный подход", "дифференцированный подход"

"Личностный подход" - означает ориентацию на личность как на цель, субьект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естесственный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

"Индивидуальный подход" - это осуществление педагогического процесса с учетом особенностей детей (темперамента, характера, способностей, склонностей и др.), в значительной степенивлияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.

"Дифференцированный подход" - целенаправленное педагогическое воздействие на группы детей, которые существуют в сообществах(выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей). Дифференцированный подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка, а для отдельных категорий детей.

Дифференциация - с лат.-разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.

Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной формой работы и индивидуальной, работой с каждым ребенком. Он облегчает образовательную деятельность педагога, так как позволяет определять содержание и формы обучения не для каждого ребенка, а для отдельной категории детей.

Виды и формы дифференцированного подхода.

1. По возрастному составу.

На разных этапах развития ребенка характер процесса обучения меняется. В каждом из возрастных периодов наблюдается сосуществование разных уровней образовательной деятельности. При формировании групп по возрастному составу не следует забывать, что полгода в дошкольном возрасте в развитии ребенка имеет огромное значение. Это различие надо учитывать при планировании образовательного процесса.

2. По полу.

Ребенок в 3 года начинает различать свой пол, начинает воспринимать себя как мальчика или девочку. Соответствие, содержание образовательного процесса в некоторых вопросах должно быть различным. До революции и во время ВОВ в нашей стране проводилось раздельное обучение девочек и мальчиков. Раздельное обучение по половому признаку имеет свои плюсы и минусы, и этот вопрос постоянно возникает в обществе.

3. По области интересов.

При помощи диагностирования выявляют интересы вопитанников и объединяют их в группы по интересам. Одна из форм обучения в таких объединениях - кружки, спортивные секции и пр.

4. По уровню умственного развития.

детей делят на:

- малоспособных с аномалиями развития задатков, с ЗПР.

- педагогически запущенных детей ( при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить материал);

- детей со средним уровнем развития (эти дети составляют большинство, их обучаемость и обученность соответствует среднестатистической норме);

- способных детей (быстро схватывающих материал);

- одаренных детей (быстро схватывающих материал);

- одаренных или талантливых (учатся в более высоком темпе, высший уровень обучаемости).

5. По личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту)

По типу темперамента при обучении детей объединяют в группы холериков, сангвиников, флегматиков, меланхоликов.

По типу мышления группируют детей с латентным мышлением (творческим, нестандартным) и вертикальным мышлением (традиционным)

Необходимо при организации педагогического процесса по такому принципу подбирать и воспитателей.

6. По уровню здоровья детей.

Это организация занятий или подвижных игр, других спортивных мероприятий с учетом состояния здоровья детей.

Выделяют такие группы:

  • основная группа

  • подготовительная группа

  • спецгруппа

Какие виды дифференциации чаще всего используются в ДОУ (по умственному развитию, по половому признаку, по состоянию здоровья, по возрастному составу). Можно привести примеры.


Смотрите также:
Дифференцированный подход в образовательном процессе
61.7kb.
1 стр.
Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения
114.08kb.
1 стр.
Системно-деятельностный подход при формировании компетентностей учащихся в образовательном процессе
88.86kb.
1 стр.
Компетентностный подход в образовательном процессе вуза
88.52kb.
1 стр.
Программа курса повышения квалификации Технологии тестирования в образовательном процессе Москва 2010
108.89kb.
1 стр.
Интегративно-дифференцированный подход в системе непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы
703.4kb.
5 стр.
Департамент образования кфу результаты анкетирования преподавателей кфу, прошедших обучение на фпк кфу по программе «Инновационные технологии в образовательном процессе
158.45kb.
1 стр.
Дифференцированный подход к воспитанникам на занятиях
60.84kb.
1 стр.
Дифференцированный подход к лечению плацентарной недостаточности при гиперпролактинемии 14. 00. 01 Акушерство и гинекология
417.01kb.
2 стр.
Т. И. Самсонова – зам директора по увр, моу калачеевская сош №6, г. Калач
57kb.
1 стр.
Урок путешествие «По знаменитым местам мира»
226.13kb.
1 стр.
Роль юридических клиник в образовательном процессе
57.19kb.
1 стр.