Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 С УГЛУБЛЕННЫМ ПРЕПОДАВАНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ХОРУ» УЧИТЕЛЬ ВАЛЯЕВА Т.В. ГУБКИН 2010 ТЕМА: «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ХОРУ» Цель: формирование духовной культуры учащихся средствами хорового исполнения произведений различной тематической направленности. Задачи: 1.Эмоциональное воспитание – развитие эмоционально-личностного переживания искусства через активное приобщение учащихся к вокальной музыке различных жанров. 2.Осознанное восприятие (обучение) – развитие музыкального мышления учащихся через постижение интонационного своеобразия фольклорной, духовной, рок-музыки и современной массовой детской песни. Определение понятий: вокал, хоровое и сольное исполнение, динамическая нюансировка, виды мелодии (кантилена, речитатив) и их роль в создании музыкально-художественного образа произведения, фольклорное многоголосие, жанры вокальной музыки. 3.Деятельно-практическое развитие - развитие вокально-хоровой культуры учащихся (сценическая культура, певческая культура, звуковедение, дикция, работа над фразой, унисон, кантилена, рок-речитатив, фольклорное пение с подголоском, элементы ритмики, релаксация); развитие ассоциативного мышления учащихся в постижении образной сферы произведений; развитие умения самостоятельно добывать знания из различных музыкально-художественных источников; культуры многоуровневого творческого мышления. Принципы: 1.единство воспитания. обучения и развития; 2.связь музыки с жизнью; 3.увлеченность; 4.активность, осознанность и самостоятельность творческой деятельности на уроке и вне его; 5.тематическое построение урока. Формы работы: коллективная (хоровое исполнение), работа в группах (работа с ансамблем в двухголосии), индивидуальная (викторина, загадки, вопросы) Методы работы: перцептивные (направленные на восприятие) словесный (рассказ и пояснения учителя); наглядный (подготовка печатного материала по хоровому репертуару); практический (вокально-хоровая работа); гностические (знания усваиваюися в процессе размышления) викторина; сравнение; обобщение; анализ;
мотивация – создание мотивов поощрения и успеха; метод музыкально-художественного построения урока; метод историзма; контролирующие: устный опрос, проявление знаний в процессе музицирования.
магнитофон и аудиокассеты. Музыкальный материал: 1.Островский, Петрова «До, ре, ми, фа, соль». 2.Савельев «Если добрый ты…». 3.Б.Гребенщиков «Город золотой» 4.Календарные песни по желанию учащихся. 5.Синявский «Рождественская песенка». 6. «Калина-малина» - русская народная песня. 7. «Старый дом» ХОД УРОКА: 1.Вступительное слово. Зачастую взрослые, приступив к своей трудовой деятельности и обзаведясь семьей, с ностальгией вспоминают веселые школьные и студенческие годы. Кажется, что все радости жизни – мечты, приключения, друзья, - все осталось там. И для многих осознание этого становится первым шагом к серьезному кризису. Как сделать жизнь интересной и насыщенной? Есть масса способов. Немногим счастливчикам удается найти себя в любимой работе. Другие занимаются спортом. Третьи с упоением отдаются искусству. Одно из прекраснейших изобретений человечества – хор. В последние годы хоровое движение в России стало поднимать голову: все больше и больше появляется новых хоровых коллективов, стали проводиться хоровые фестивали и конкурсы, к хору потянулась молодежь. Зачем это ей нужно? Во-первых, хор дает человеку ощущение счастья. Хоровое пение имеет мощный психотерапевтический эффект. Человек поющий умеет расслабляться, меньше подвержен влиянию стрессов и депрессий. О влиянии музыки на человека вообще (хоровом пении в особенности) как о средстве профилактики, говорят не только хормейстеры, но и психологи, ученые- исследователи. Медики утверждают, что хоровое пение излечивает многие виды заболеваний, в том числе и нервно-психические расстройства. Только представьте себе хор, берущий чистый аккорд на два, три, четыре, восемь голосов! А поющий в унисон детский хор с его ясными и чистыми голосами! Это такой восторг, испытав который хоть однажды, с нетерпением ждешь его снова и снова. Хористов бывших не бывает… Правильное пение, особенное хоровое, весьма благотворно сказывается на здоровье певцов, ведь певческое дыхание – это, в первую очередь, правильное дыхание, которое является неотъемлемой частью многих оздоровительных методик, систем и видов спорта. Кроме того, музыка вообще влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечно-сосудистой системы, на повышения тонуса и кровобращение. Пение помогает в лечении многих заболеваний. В Австралии медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. А в одной из саратовских женских консультаций регулярно распеваются группы беременных женщин. Таким образом они слушают свое тело, тренируют дыхание, лучше чувствуют своих малышей. Детское хоровое пение – это один из реальных путей формирования физической и духовно здоровой, культурной, способной творчески строить свою жизнь, нации. Трудно переоценить социальную и культурную функции хорового движения. Сегодня все больше и больше молодых людей понимают, что искать счастья на вечеринках и сомнительных тусовках бессмысленно. Свой круг общения «по интересам», круг, в котором можно найти хороших друзей, а может, и вторую половинку, нужно строить с умом, постоянно познавая и совершенствуя себя. Поэтому все более популярными становятся любительские виды спорта, любительский театр, любительский хор. Причем хор – одно из самых доступных занятий для детей и взрослых. Не нужно платить дорогостоящие взносы, покупать дорогой реквизит, а инструмент хориста всегда при нем. Ну и, наконец, хор – это просто весело. В репертуаре хора могут быть духовные произведения и джаз, классика, народные песни и обработки современных шлягеров. Многие коллективы не ограничиваются только хоровой и концертной деятельностью, а устраивают праздники, конкурсы, выезжают на экскурсии. Хор – это особая ячейка общества, одна большая семья, где каждый, обладая своим уникальным голосом, вкладывает частичку в создание гармонии. Хор учит познавать себя и чувствовать других. И самое главное – чтобы найти себя в хоре, вовсе не нужно обладать выдающимися вокальными способностями от природы. Многие хормейстеры убеждены – научить петь можно практически каждого человека, было бы желание. 2. Хоровой урок – концерт. Представление хора. Викторина - музыкальные загадки. Загадки разминки: 1. На листочке, на страничке – то ли точки, то ли птички. Все сидят на лесенке и щебечут песенки. (Ноты) 2.Проверяют звук и тон инструментом… (Камертон) 3.Я стою на трех ногах, Ноги в черных сапогах. Зубы белые, педаль, А зовут меня - … (Рояль) 4.Рояль с баяном подружились И навсегда объединились. А ты названье угадаешь Содружества мехов и клавиш? (Аккордеон)
1.Шаляпин всем на зависть пел, Талант огромный он имел, Все потому, что изучал Искусство. что зовут… (Вокал) 2.Слово книжное «вокал» Как бы проще ты назвал? (Пение) 3.Он на сцене выступает, В хоре песню начинает, Исполняет весь куплет, Хор припев поет в ответ. (Солист) 4.В нем так много музыкантов, Виртуозов и талантов. Пропоют любой мотив. Как зовется коллектив? (Хор)
Мы читаем и считаем И устали мы сидеть. А теперь мы в этом зале Будем хором песни петь.
а) мимические б) установка певческого аппарата: «Здравствуйте, ребята!» б) распевка- традиционные: да-де-ди, распев гласных, «ЗООПАРК» - установка «Собака Дружок», «Змея», «Жираф», «Ведмедь». Исполнение хорового репертуара и сообщения о принципах подбора песен. 1. Повторение правил пения: Исполнение песни «Чтоб выучиться пению» (использование упражнения «микрофон») 2. Массовая детская песня – композиторы Шаинский, Гладков, Савельев. «Если добрый ты…» (принципы сосуществования) 3.Песня в стиле рок: Вопрос хору: Как называли в старину бродячих музыкантов, которые пели песни собственного исполнения про чудесные места, храбрых рыцарей и прекрасных дам? (Трубадуры и менестрели) Особенность пения менестреля – сам сочинил, сам и пою под собственный аккомпанемент. Особенность исполнения – сочетание плавного кантиленного пения с речитативом. Скажите, где вы могли услышать такую песню? (м/ф «Бременские музыканты», песня Трубадура «Луч солнца золотого») В стиле средневековой поэзии и музыки сочинена песня «Город золотой». Автор - известнейший рок-музыкант Борис Гребенщиков, один из основателей русского рока. Почти 2 десятилетия Гребенщиков руководил питерской рок-группой «Аквариум». В музыке Гребенщикова причудливо сплетаются бардовская песня, рок-н-ролл, джаз, русский фольклор и восточная философия. Музыка «Аквариума» - это акустическая гитара, виолончель, духовые инструменты и современная электроника. В оригинале звучит флейта и электроника. у нас же будет своя аранжировка. исполнение – «Город золотой»
(стихи про осень) «Осень – олень с золотыми рогами – Ходит весь день у реки за стогами. Там, где олень постоит над водой – Пахнет весь день перепревшей листвой. Там, где стога он потрогал губами – Пахнут луга молоком и грибами. Осень – олень с золотыми рогами, Ходит весь день у реки за стогами. А в отдаленье, за рощей прибрежной, Ходят олени зимы белоснежной. (Леонид Андреев, Белгород) Вопрос:
Как вы думаете, какую песню-картинку можно сейчас спеть? Исполнение: «Журавушка», «Дождик».
Вопрос хору: Как организовать тематический концерт? Принципы подбора репертуара: стихи про самый любимый праздник; сообщение про любимых героев ( у Деда Мороза теперь есть день рождения - это 13 ноября); американский Дед Мороз - Санта Клаус, писатель Артур Кларк и его рождественская поэма; ( для разрядки и активизации зрителей) Исполнение песни «Бубенчики» (с припевом на англ. языке) 6.Духовная песня. Духовная песня – это особый жанр песенного творчества. Духовное пение – это церковное пение, которое в России ведет свою историю от старинных византийских молитвенных песнопений тысячелетней давности. В древности церковное пение было одноголосным, унисонным и мужским. Это выражало идею единомыслия: «Пусть язык твой поет, а ум размышляет над смыслом песнопения». Еще одна особенность такого пения – оно без сопровождения, т.е. a capella. А петь многоголосно в русской православной церкви стали с середины XVIII века – от 3 до 48 голосов, и даже возникла особая форма концерта – «духовный». Духовные концерты сочиняли профессиональные композиторы – Березовский, Рахманинов, Чайковский, наш земляк Степан Дегтярев. Современные композиторы, в том числе и сочиняющие для детей, все чаще обращаются в своих произведениях к духовной тематике. Эти песни поются не в церкви, а на уроках и праздниках. Таким образом появился новый музыкальный жанр- «детская духовная песня с инструментальным сопровождением» Исполнение: «Рождественская» (современная духовная песня из хрестоматии по музыке за 2 класс по программе Критской Е.Д.)
«Березка под ветром», «Цыганочка», «Китайский поклон», «Каблучок» 8.Народные песни: (игровой момент: объяснить исполнение пения с подголоском с помощью народный кукол) «Калина-малина» - двухголосное исполнение
«Старый дом» Домашнее задание: 1.Найти и прослушать песню Б.Гребенщикова «Город золотой» в исполнении автора; 2.подготовить устное сообщение об известном детском хоровом коллективе.
Мы пропели дружным хором, А теперь идем гулять. Но, конечно, очень скоро, Мы придем сюда опять (хор прощается и уходит) Смотрите также: «похвальное слово хору»
90.7kb.
1 стр.
Болотина н. Ю
131.03kb.
1 стр.
Похвальное слово ритейлу в ростов уже пришли такие «акулы», как «О’Кей!»,
57.08kb.
1 стр.
Разное. Церковно-славянская надпись на глаголице в католическом соборе святого витта в праге
338.29kb.
1 стр.
Любовь в нашем доме Одно слово охватывает все это слово
126.06kb.
1 стр.
К. Бессер-Зигмунд «Магические слова.»
1638.5kb.
28 стр.
К. бессер зигмунд магические слова
1647.45kb.
29 стр.
1. Давши слово, держись, а не давши крепись. Тот в слове стоит твердо, кому слово дорого. Крепка окова, а еще крепче слово
491.15kb.
3 стр.
Москва Информационная деятельность Русской Православной Церкви на Северном Кавказе: история, современность, перспективы
144.27kb.
1 стр.
Владимир петров, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник вниифка
282.95kb.
1 стр.
Слово смиренное и слово злое
8.77kb.
1 стр.
C. А. Лишаев Топологические метаморфозы слова: от речи к экрану 543.11kb.
3 стр.
|