Главная
страница 1


МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

С УГЛУБЛЕННЫМ ПРЕПОДАВАНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ


«ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО

ХОРУ»

УЧИТЕЛЬ ВАЛЯЕВА Т.В.

ГУБКИН 2010

ТЕМА: «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ХОРУ»
Цель:

формирование духовной культуры учащихся средствами хорового исполнения произведений различной тематической направленности.



Задачи:

1.Эмоциональное воспитание – развитие эмоционально-личностного переживания искусства через активное приобщение учащихся к вокальной музыке различных жанров.

2.Осознанное восприятие (обучение) – развитие музыкального мышления учащихся через постижение интонационного своеобразия фольклорной, духовной, рок-музыки и современной массовой детской песни. Определение понятий: вокал, хоровое и сольное исполнение, динамическая нюансировка, виды мелодии (кантилена, речитатив) и их роль в создании музыкально-художественного образа произведения, фольклорное многоголосие, жанры вокальной музыки.

3.Деятельно-практическое развитие - развитие вокально-хоровой культуры учащихся (сценическая культура, певческая культура, звуковедение, дикция, работа над фразой, унисон, кантилена, рок-речитатив, фольклорное пение с подголоском, элементы ритмики, релаксация); развитие ассоциативного мышления учащихся в постижении образной сферы произведений; развитие умения самостоятельно добывать знания из различных музыкально-художественных источников; культуры многоуровневого творческого мышления.



Принципы:

1.единство воспитания. обучения и развития;

2.связь музыки с жизнью;

3.увлеченность;

4.активность, осознанность и самостоятельность творческой деятельности на уроке и вне его;

5.тематическое построение урока.




Формы работы:

коллективная (хоровое исполнение), работа в группах (работа с ансамблем в двухголосии), индивидуальная (викторина, загадки, вопросы)



Методы работы:

перцептивные (направленные на восприятие)

словесный (рассказ и пояснения учителя);

наглядный (подготовка печатного материала по хоровому репертуару);

практический (вокально-хоровая работа);



гностические (знания усваиваюися в процессе размышления)

викторина;

сравнение;

обобщение;

анализ;

управленческие (знания усваиваются под руководством учителя или вне его):

мотивация – создание мотивов поощрения и успеха;

метод музыкально-художественного построения урока;

метод историзма;



контролирующие:

устный опрос,

проявление знаний в процессе музицирования.

Тип урока: урок обобщения.

Жанр урока: урок-концерт.

Оборудование:

магнитофон и аудиокассеты.



Музыкальный материал:

1.Островский, Петрова «До, ре, ми, фа, соль».

2.Савельев «Если добрый ты…».

3.Б.Гребенщиков «Город золотой»

4.Календарные песни по желанию учащихся.

5.Синявский «Рождественская песенка».

6. «Калина-малина» - русская народная песня.

7. «Старый дом»




ХОД УРОКА:
1.Вступительное слово.
Зачастую взрослые, приступив к своей трудовой деятельности и обзаведясь семьей, с ностальгией вспоминают веселые школьные и студенческие годы. Кажется, что все радости жизни – мечты, приключения, друзья, - все осталось там. И для многих осознание этого становится первым шагом к серьезному кризису.

Как сделать жизнь интересной и насыщенной? Есть масса способов. Немногим счастливчикам удается найти себя в любимой работе. Другие занимаются спортом. Третьи с упоением отдаются искусству.

Одно из прекраснейших изобретений человечества – хор. В последние годы хоровое движение в России стало поднимать голову: все больше и больше появляется новых хоровых коллективов, стали проводиться хоровые фестивали и конкурсы, к хору потянулась молодежь.

Зачем это ей нужно?

Во-первых, хор дает человеку ощущение счастья. Хоровое пение имеет мощный психотерапевтический эффект. Человек поющий умеет расслабляться, меньше подвержен влиянию стрессов и депрессий. О влиянии музыки на человека вообще (хоровом пении в особенности) как о средстве профилактики, говорят не только хормейстеры, но и психологи, ученые- исследователи. Медики утверждают, что хоровое пение излечивает многие виды заболеваний, в том числе и нервно-психические расстройства. Только представьте себе хор, берущий чистый аккорд на два, три, четыре, восемь голосов! А поющий в унисон детский хор с его ясными и чистыми голосами! Это такой восторг, испытав который хоть однажды, с нетерпением ждешь его снова и снова. Хористов бывших не бывает…

Правильное пение, особенное хоровое, весьма благотворно сказывается на здоровье певцов, ведь певческое дыхание – это, в первую очередь, правильное дыхание, которое является неотъемлемой частью многих оздоровительных методик, систем и видов спорта. Кроме того, музыка вообще влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечно-сосудистой системы, на повышения тонуса и кровобращение. Пение помогает в лечении многих заболеваний. В Австралии медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. А в одной из саратовских женских консультаций регулярно распеваются группы беременных женщин. Таким образом они слушают свое тело, тренируют дыхание, лучше чувствуют своих малышей.

Детское хоровое пение – это один из реальных путей формирования физической и духовно здоровой, культурной, способной творчески строить свою жизнь, нации.

Трудно переоценить социальную и культурную функции хорового движения. Сегодня все больше и больше молодых людей понимают, что искать счастья на вечеринках и сомнительных тусовках бессмысленно. Свой круг общения «по интересам», круг, в котором можно найти хороших друзей, а может, и вторую половинку, нужно строить с умом, постоянно познавая и совершенствуя себя.

Поэтому все более популярными становятся любительские виды спорта, любительский театр, любительский хор. Причем хор – одно из самых доступных занятий для детей и взрослых. Не нужно платить дорогостоящие взносы, покупать дорогой реквизит, а инструмент хориста всегда при нем.

Ну и, наконец, хор – это просто весело. В репертуаре хора могут быть духовные произведения и джаз, классика, народные песни и обработки современных шлягеров. Многие коллективы не ограничиваются только хоровой и концертной деятельностью, а устраивают праздники, конкурсы, выезжают на экскурсии.

Хор – это особая ячейка общества, одна большая семья, где каждый, обладая своим уникальным голосом, вкладывает частичку в создание гармонии. Хор учит познавать себя и чувствовать других.

И самое главное – чтобы найти себя в хоре, вовсе не нужно обладать выдающимися вокальными способностями от природы. Многие хормейстеры убеждены – научить петь можно практически каждого человека, было бы желание.


2. Хоровой урок – концерт.

Представление хора.

Викторина - музыкальные загадки.

Загадки разминки:

1. На листочке, на страничке –

то ли точки, то ли птички.

Все сидят на лесенке

и щебечут песенки. (Ноты)

2.Проверяют звук и тон

инструментом… (Камертон)

3.Я стою на трех ногах,

Ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль,

А зовут меня - … (Рояль)

4.Рояль с баяном подружились

И навсегда объединились.

А ты названье угадаешь

Содружества мехов и клавиш? (Аккордеон)

Загадки по спецпредмету:

1.Шаляпин всем на зависть пел,

Талант огромный он имел,

Все потому, что изучал

Искусство. что зовут… (Вокал)

2.Слово книжное «вокал»

Как бы проще ты назвал? (Пение)

3.Он на сцене выступает,

В хоре песню начинает,

Исполняет весь куплет,

Хор припев поет в ответ. (Солист)

4.В нем так много музыкантов,

Виртуозов и талантов.

Пропоют любой мотив.

Как зовется коллектив? (Хор)
Приветствие (Стихи Силкиной Ксении)

Мы читаем и считаем

И устали мы сидеть.

А теперь мы в этом зале

Будем хором песни петь.
Хоровые упражнения:

а) мимические

б) установка певческого аппарата: «Здравствуйте, ребята!»

б) распевка-

традиционные: да-де-ди, распев гласных,

«ЗООПАРК» - установка «Собака Дружок», «Змея», «Жираф», «Ведмедь».


Исполнение хорового репертуара и сообщения о принципах подбора песен.

1. Повторение правил пения:

Исполнение песни «Чтоб выучиться пению» (использование упражнения «микрофон»)



2. Массовая детская песня – композиторы Шаинский, Гладков, Савельев.

«Если добрый ты…» (принципы сосуществования)



3.Песня в стиле рок:

Вопрос хору:

Как называли в старину бродячих музыкантов, которые пели песни собственного исполнения про чудесные места, храбрых рыцарей и прекрасных дам? (Трубадуры и менестрели)

Особенность пения менестреля – сам сочинил, сам и пою под собственный аккомпанемент. Особенность исполнения – сочетание плавного кантиленного пения с речитативом.

Скажите, где вы могли услышать такую песню? (м/ф «Бременские музыканты», песня Трубадура «Луч солнца золотого»)

В стиле средневековой поэзии и музыки сочинена песня «Город золотой». Автор - известнейший рок-музыкант Борис Гребенщиков, один из основателей русского рока. Почти 2 десятилетия Гребенщиков руководил питерской рок-группой «Аквариум». В музыке Гребенщикова причудливо сплетаются бардовская песня, рок-н-ролл, джаз, русский фольклор и восточная философия. Музыка «Аквариума» - это акустическая гитара, виолончель, духовые инструменты и современная электроника. В оригинале звучит флейта и электроника. у нас же будет своя аранжировка.

исполнение – «Город золотой»

4.Календарные песни-картинки:

(стихи про осень)

«Осень – олень с золотыми рогами –

Ходит весь день у реки за стогами.

Там, где олень постоит над водой –

Пахнет весь день перепревшей листвой.

Там, где стога он потрогал губами –

Пахнут луга молоком и грибами.

Осень – олень с золотыми рогами,

Ходит весь день у реки за стогами.

А в отдаленье, за рощей прибрежной,

Ходят олени зимы белоснежной.

(Леонид Андреев, Белгород)

Вопрос:


Как вы думаете, какую песню-картинку можно сейчас спеть?

Исполнение:

«Журавушка», «Дождик».

5.Праздничные и тематические концерты:

Вопрос хору:

Как организовать тематический концерт?

Принципы подбора репертуара:

стихи про самый любимый праздник;

сообщение про любимых героев ( у Деда Мороза теперь есть день рождения - это 13 ноября);

американский Дед Мороз - Санта Клаус,

писатель Артур Кларк и его рождественская поэма;

( для разрядки и активизации зрителей)

Исполнение песни «Бубенчики» (с припевом на англ. языке)



6.Духовная песня.

Духовная песня – это особый жанр песенного творчества. Духовное пение – это церковное пение, которое в России ведет свою историю от старинных византийских молитвенных песнопений тысячелетней давности. В древности церковное пение было одноголосным, унисонным и мужским. Это выражало идею единомыслия: «Пусть язык твой поет, а ум размышляет над смыслом песнопения». Еще одна особенность такого пения – оно без сопровождения, т.е. a capella. А петь многоголосно в русской православной церкви стали с середины XVIII века – от 3 до 48 голосов, и даже возникла особая форма концерта – «духовный». Духовные концерты сочиняли профессиональные композиторы – Березовский, Рахманинов, Чайковский, наш земляк Степан Дегтярев. Современные композиторы, в том числе и сочиняющие для детей, все чаще обращаются в своих произведениях к духовной тематике. Эти песни поются не в церкви, а на уроках и праздниках. Таким образом появился новый музыкальный жанр- «детская духовная песня с инструментальным сопровождением»

Исполнение: «Рождественская» (современная духовная песня из хрестоматии по музыке за 2 класс по программе Критской Е.Д.)

7.Ритмические упражнения на мышечную релаксацию:

«Березка под ветром», «Цыганочка», «Китайский поклон», «Каблучок»



8.Народные песни:

(игровой момент: объяснить исполнение пения с подголоском с помощью народный кукол)

«Калина-малина» - двухголосное исполнение

9.Любимые песни:

«Старый дом»


Домашнее задание:

1.Найти и прослушать песню Б.Гребенщикова «Город золотой» в исполнении автора;

2.подготовить устное сообщение об известном детском хоровом коллективе.
Прощание со зрителями (Стихи Силкиной Ксении)

Мы пропели дружным хором,

А теперь идем гулять.

Но, конечно, очень скоро,



Мы придем сюда опять
(хор прощается и уходит)




Смотрите также:
«похвальное слово хору»
90.7kb.
1 стр.
Болотина н. Ю
131.03kb.
1 стр.
Похвальное слово ритейлу в ростов уже пришли такие «акулы», как «О’Кей!»,
57.08kb.
1 стр.
Разное. Церковно-славянская надпись на глаголице в католическом соборе святого витта в праге
338.29kb.
1 стр.
Любовь в нашем доме Одно слово охватывает все это слово
126.06kb.
1 стр.
К. Бессер-Зигмунд «Магические слова.»
1638.5kb.
28 стр.
К. бессер зигмунд магические слова
1647.45kb.
29 стр.
1. Давши слово, держись, а не давши крепись. Тот в слове стоит твердо, кому слово дорого. Крепка окова, а еще крепче слово
491.15kb.
3 стр.
Москва Информационная деятельность Русской Православной Церкви на Северном Кавказе: история, современность, перспективы
144.27kb.
1 стр.
Владимир петров, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник вниифка
282.95kb.
1 стр.
Слово смиренное и слово злое
8.77kb.
1 стр.
C. А. Лишаев Топологические метаморфозы слова: от речи к экрану
543.11kb.
3 стр.