Главная
страница 1
К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ
КОНТРАКТНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

В.Н. Беловодский1, Г.Т. Климко2, Т.Н. Кравец2

1 г. Донецк, Донецкий национальный технический университет

2 г. Донецк, Донецкий государственный институт искусственного интеллекта

klimko@iai.donetsk.ua


Представляется очевидным тот факт, что расширение сети вузов в стране при одновременном снижении уровня среднего образования привело к снижению среднего уровня подготовки студентов, принимаемых на первый курс. Особенно это заметно на студентах контрактной формы обучения. Увеличение их доли в составе студентов происходит, нередко, на фоне исключительно низкого уровня знаний, проявляемых ими при практически бесконкурсном приеме. (Так решается, кстати, важная социальная задача занятости молодежи.) Но для большей части этой категории студентов активное включение в интенсивный учебный процесс является непосильным. В результате происходит быстрое снижение и, наконец, полное исчезновение какой-либо мотивации к обучению. Оно наблюдается буквально с первых дней пребывания таких студентов в вузе и приводит к исключительно низкой среди них успеваемости. Если при этом “отчисляемость” студентов и укладывается в средние по министертву показатели, то это достигается, как правило, за счёт многократных пересдач и снижения, в конечном счёте, требований к их знаниям.

Проблему, рожденную данными обстоятельствами, “ощущают” специалисты вузов [1]. В частности, это проявляется и в попытке определить оптимальное соотношение “контрактников” и “бюджетников” при формировании учебных групп, и во введении дополнительных (“переходных” или “стыковочных”, если угодно) занятий по базовым дисциплинам для студентов первого курса. Несмотря на очевидную полезность данных мероприятий, они, на наш взгляд, имеют косметический характер.

Обеспокоенность описанной ситуацией ощущается, по-видимому, и на государственном уровне. Это следует, например, из выступления Президента Украины от 20.02.03 на юбилее одного из киевских вузов, призвавшего принять безотлагательные меры для повышения уровня подготовки по базовым дисциплинам (математика, физика, информатика).

Имея в виду исключительно контрактную форму обучения, позволим себе высказать в порядке обсуждения свои соображения по данному вопросу.

Если принять в качестве “аксиомы” недопустимость снижения требований к качеству подготовки специалистов, – а мы придерживаемся именно такой точки зрения, – то неизбежным становится вывод о необходимости реорганизации, а точнее, адаптации схемы образования к существующему уровню подготовки абитуриентов. Один из вариантов такой адаптации нам видится во введении дополнительного курса подготовки по базовым дисциплинам, предваряющего основной курс обучения. Учитывая сложившийся семестровый режим обучения в вузе, а также “запущенность” такой категории студентов, предлагается для этих целей выделить первый семестр, задержав на полгода начало основного курса обучения. Поэтому для данной категории студентов производится корректировка, точнее сдвиг, учебного плана. Общий срок их обучения в итоге составит 5,5 года, то есть 11 семестров. Первый семестр становится для них подготовительным. За ним идут основные семестры. В течение подготовительного семестра производится интенсивная подготовка по базовым дисциплинам (математика, физика, информатика) с добавлением отдельных общеобразовательных дисциплин (например, иностранный язык, этика, страноведение, физкультура). Аудиторная загруженность для них могла бы составить 26-28 часов в неделю, распределяясь между дисциплинами следующим образом:


  • математика – 8-10 часов;

  • физика – 4-6 часов;

  • информатика – 4 часа;

  • иностранный язык – 4 часа;

  • этика, страноведение – 2-4 часа;

  • физкультура – 4 часа

По окончании первого семестра те из них, кто успешно сдал экзамены по профилирующим дисциплинам, переводятся на основной курс обучения.

С принятием такой схемы приёмные испытания в вуз становятся своего рода тестированием, на основании чего из общего числа поступающих на контрактную форму обучения формируется та их часть, по нашим оценкам это 80-90%, для которой показан продленный курс обучения.

Реализация данных предложений, на наш взгляд, помимо достижения чисто образовательных целей, имеет и определенные практические достоинства, выражающиеся, в частности, в возможности увеличения финансовых поступлений в вуз, как за счёт расширения спектра оказываемых услуг, так, естественно, и за счёт снижения числа отчисляемых студентов. Внедрение новшеств требует, безусловно, серьёзной организационной проработки, однако поставленные цели это оправдывают. К тому же, предложенная схема может не иметь постоянный характер и действовать на период становления среднего образования. С подобной практикой мы уже сталкивались в 70-ые годы, когда во многих вузах работали годичные подготовительные отделения для абитуриентов, имеющих значительный перерыв в обучении. Выпускные экзамены для слушателей этих отделений тогда автоматически становились вступительными в вуз. Исчерпав себя в то время, они становятся востребованными в новых условиях.

Возражения по поводу сдвига времени дипломирования на период зимней сессии, возможном при односеместровом вводном курсе, можно учесть, например, переносом начала занятий на нём на весенний семестр. Тогда подготовку к началу основного курса обучения смогут пройти и все желающие из списка студентов, отчисленных из вуза по результатам зимней сессии.



Такой способ противодействия снижению уровня высшего образования, конечно, не является единственным. Но важность решаемой проблемы побудила нас вынести его на обсуждение.
Литература

1. Теорія та методика навчання математики, фізики, інформатики: Збірник наукових праць. Випуск 3: В 3-х томах. – Кривий Ріг, 2003. – т. 1: Теорія та методика навчання математики. – 314 с.


Смотрите также:
К вопросу об изменении контрактной формы обучения
41.31kb.
1 стр.
10. Задания для контрольной работы студентов заочной формы обучения
775.79kb.
3 стр.
Методические указания по их выполнению (для студентов заочной формы обучения)
157.1kb.
1 стр.
С. В. Галкин, Г. В. Плюснин нефтегазопромысловая геология
948.69kb.
4 стр.
Для студентов 4 курса дневной формы обучения На 4 курсе в 7 семестре студенты дневной формы обучения сдают экзамен по дисциплине «Социология»
63.55kb.
1 стр.
«Состав, классификация и учет затрат связанных с созданием и хранением тмц»
202.38kb.
1 стр.
Методические указания для выполнения контрольных работ для студентов заочной формы обучения
115.98kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «адвокатура в россии»
536.59kb.
4 стр.
Задание на строительство глубокой поисковой скважины №1 на площади Орал в пределах контрактной территории тоо «Максат»
141.71kb.
1 стр.
Программа рассчитана на студентов высших учебных заведений по специальности юриспруденция дневной, вечерней форм обучения, а также для заочной формы обучения
63.29kb.
1 стр.
Методические рекомендации по их написанию для слушателей 1 курса заочной формы обучения по специальностям 031001. 65 правоохранительная деятельность
796.88kb.
5 стр.
О некоторых особенностях роста кристаллов
60.23kb.
1 стр.