Главная
страница 1

УТВЕРЖДЕНО


на заседании Ученого совета ТГУ

им. Г.Р.Державина, протокол № 7

от «22 » марта 2011 г.
Ректор В.М.Юрьев

ПРОГРАММА

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

«История и философия науки»

для аспирантов по специальности

25.00.23 Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов

Тамбов 2011

Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана кафедрой философии ТГУ имени Г.Р.Державина на основе Программы кандидатского минимума по Истории и философии науки, одобренной экспертным советом ВАК Минобразования России по философии, социологии и культурологии.

Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Общие проблемы философии науки", а также вторую части Программы, выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.


Часть I
Общие проблемы философии науки
Предмет и основные концепции современной

философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих закономерностей научного позна­ния в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позити­вистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного разви­тия и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и ис­кусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном обра­зовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
Возникновение науки и основные стадии ее

исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.


Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.


Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.


Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.


Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.


Рекомендуемая основная литература:

  1. Безвесельная З. В., Козьмин В. С., Самсин А. И. Философия науки. М., 2009.

  2. Берков В.Ф. Философия и методология науки: Учебное пособие для вузов. М., 2004.

  3. Бучило Н. Ф., Исаев И. А. История и философия науки. М., 2010.

  4. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  5. Вернадский В.Н. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1978.

  6. Войтов А.Г. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. М., 2004.

  7. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. М., 1990.

  8. Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия науки. Ростов н/Д., 2008.

  9. Гришунин С. И. Философия науки. Основные концепции и проблемы. М., 2009.

  10. Зеленов Л. А., Владимиров А. А., Щуров В. А. История и философия науки. СПб., 2008.

  11. Ивин А. А. Философия науки. М., 2007.

  12. Илларионов С. В. Теория познания и философия науки. М., 2007.

  13. Ильин В. В. Философия и история науки. М., 2005.

  14. История и философия науки / Под ред. С. А. Лебедева. М., 2007.

  15. История и философия науки / Под ред. А. С. Мамзина. СПб., 2008.

  16. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.В. Крянева, проф. Л.Е. Моториной. М., 2007.

  17. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985.

  18. Кохановский В. П., Лешкевич Т. Г., Матяш Т. П., Фатхи Т. Б. Основы философии науки. Ростов н/Д., 2007.

  19. Кохановский В. П., Лешкевич Т. Г., Матяш Т. П., Фатхи Т. Б. Философия науки в вопросах и ответах. Ростов н / Д., 2008.

  20. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

  21. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.,1998.

  22. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М.,1988.

  23. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  24. Рузавин Г. И. Философия науки. М., 2008.

  25. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2007.

  26. Медведев Н.В. История и философия науки. Тамбов, 2010.

  27. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.

  28. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. М., 2005.

  29. Философия и методология науки. Учебник для вузов / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

  30. Философия науки: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2004.


Дополнительная литература:

  1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.

  2. Алексеева И. Ю. Человеческое знание и его компью­терный образ. М., 1993.

  3. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнекласснческой науки. М., 1999.

  4. Аскин Я. Проблема времени. Ее физическое истолкование. М., 1986.

  5. Астрономия и современная картина мира. М., 1996.

  6. Ахундов М. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.

  7. Баранцев Р.Г. Синергетика в современном естествознании. СПб., 2009.

  8. Бернал Д. Наука в истории общества. М., 1956.

  9. Бэкон Ф. Новый органон // Соч.: В 2 т. М., 1978. Т. 2.

  10. Виндельбанд В. Избранное. Дух истории. М., 1995.

  11. Вригт Г. X. фон. Логико-философские исследования. М., 1986.

  12. В поисках теории развития науки (Очерки западноевропейских и американ­ских концепций XX века). М.,1982.

  13. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

  14. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.

  15. Гайденко П.П.. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.

  16. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

  17. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.

  18. Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. М., 1989.

  19. Гемпель К.Г. Логика объяснения М., 1998.

  20. Гирусов Э.В. Актуальные проблемы философии науки. М., 2007.

  21. Глобальный эволюционизм: Философский анализ. М., 1994.

  22. Границы науки: О возможности альтернативных моде­лей познания. М., 1991.

  23. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

  24. Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1.

  25. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М., 1987.

  26. Дубровский В.К. Концепции пространства и времени: физический и философские аспекты. М., 1991.

  27. Дынич В.И., Ельяшевич М.А., Толкачев Е. А., Томильчик Л.М. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения // Вопросы фи­лософии. 1994. № 9.

  28. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

  29. Закономерности развития современной математики. Методологические аспекты / Отв ред. М.И. Панов. М., 1987.

  30. Знание за пределами науки. М., 1996.

  31. Зотов А.Ф. Структура научного мышления. М., 1973.

  32. Ильин В.В. Критерии научности. М., 1989.

  33. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М., 1994.

  34. Интеллектуальные традиции Античности и Средних веков (исследования и переводы). М., 2010.

  35. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочине­ния: В 6 т. М., 1964. Т. 3

  36. Капра Ф. Дао физики. СПб., 1994.

  37. Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971.

  38. Кравец А. С. Методология науки. Воронеж, 1991.

  39. Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1961. Т. 1.

  40. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.

  41. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. М., 1989.

  42. Куайн У. ван. Две догмы эмпиризма // Куайн У. ван. Слово и объект. М., 2000.

  43. Кузнецов Б. Г. Современная науки и философия. М., 1981.

  44. Кузнецов Б.Г. Разум и бытие: этюды о классическом рационализме и неклассической науке. М., 2010.

  45. Кузнецов Н.И. Наука в ее истории. М., 1982.

  46. Курдюмов С. П. Синергетика — новые направления. М., 1989.

  47. Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. 1993. №2.

  48. Лекторский В. А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.

  49. Математизация науки: Предпосылки, проблемы, перс­пективы. М., 1986.

  50. Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы позна­ния и реальности. М., 1997.

  51. Микешина Л.А. Философия науки: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

  52. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977.

  53. Надточаев А. С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1990.

  54. На пути к неклассической эпистемологии. Антология. М., 2009.

  55. Наука в зеркале философии XX в. М., 1992.

  56. Научная деятельность: структура и институты. Сборник переводов. М., 1980.

  57. Наука и научность в исторической перспективе. СПб., 2007.

  58. Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996.

  59. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

  60. Новиков И. Д. Эволюция Вселенной. М., 1990.

  61. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М., 2010.

  62. Огурцов А.П.. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.

  63. Павленко А.Н. Европейская космология: основания эпистемологического поворота. М., 1997.

  64. Пактуль А.Б. Проблема соотношения философии и науки в контексте философии науки как дисциплины // Мысль. Философия науки. СПб., 2008.

  65. Панов М.И. Методологические проблемы интуиционистской математики. М., 1984.

  66. Папковская П.Я. Методология научных исследований. Курс лекций. М., 2007.

  67. Патнем Х. Разум, истина и история. М., 2002.

  68. Петров Ю.А. Что такое философия науки? // Вестник Московского универси­тета. Серия 5. 1995. № 3.

  69. Поппер К. Реализм и цель науки // Современная философия науки. Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М., 1996.

  70. Порус В.П. Эпистемология: некоторые тенденции // Вопросы философии. 1997. №2.

  71. Постнеклассика. Философия, наука, культура. М., 2009.

  72. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

  73. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985.

  74. Рикер П. История и истина. СПб., 2002.

  75. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век. М., 1995.

  76. Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.

  77. Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск. 1986.

  78. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск. 1991.

  79. Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов. М., 2000.

  80. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

  81. Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000.

  82. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

  83. Стили в математике. Социокультурная философия математики / Под ред. А.Г. Барабашева. СПб., 1999.

  84. Томпсон М. Философия науки. М., 2003.

  85. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1990.

  86. У истоков классической науки. М., 1975.

  87. Ученые о науке и ее развитии. М., 1971.

  88. Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

  89. Фейнберг Е.Л. Эволюция методологии XX века // Вопросы философии. 1995. №7.

  90. Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1987.

  91. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М, 1989.

  92. Философия и наука. М., 1975.

  93. Философия и развитие естественнонаучной картины мира. М., 1985.

  94. Философия науки. Вып. 2. Гносеологические и логико-методологические про­блемы. М., 1996.

  95. Франк Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией. М.,1960.

  96. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994. С. 34-122.

  97. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

  98. Холтон Дж. Что такое антинаука // Вопросы философии. 1992. № 2.

  99. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.

  100. Чудеса паранормального мира. М., 2001.

  101. Чудинов Э.М. Природа научной истины. СПб., 2010.

  102. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

  103. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М., 1984.

  104. Шишков И.З. История и философия науки. М., 2010.

  105. Щедровицкий Т.П. Философия. Наука. Методология. М., 1997.

  106. Эвристическая и прогностическая функции философии в формировании на­учных теорий. М., 1976.

  107. Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965.

  108. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1967.

  109. Эпистемология и постнеклассическая наука. М., 1998.

  110. Яковлева Е.Ю. Научное и вненаучное знание. СПб., 2000.

  111. Яскевич Я. С., Лукашевич В. К. Философия и методология науки. Минск, 2009.

  112. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.28-286


Часть II

Современные философские проблемы областей научного знания


Философские проблемы географии
Место географии в классификации наук

и ее внутренняя структура

Проблема географической реальности. Место географии в генетической классификации наук. Методологическое значение генетической классификации наук для географии. Место географии в классификации наук. Критика представлений о жестком делении наук на общественные и естественные. Значение объективных и субъективных классификации для географии. Линейные и нелинейные классификации наук. Зависимость внутренней структуры географии от ее положения в генетической классификации наук. Центральное место физической географии в системе географических наук. Дисциплины физической географии как науки о компонентах системы-носителе географического тепловлагообмена. Физико-географическое ядро географии и ее предметная область: биогеография и география почв, ландшафтоведение и дисциплины социально-экономической географии.


Проблема пространства и времени в географии

Обыденное понимание пространства и времени и его значение в современной географии. Критический анализ хорологической концепции в географии. Проблема пространственного анализа в экономической географии. Пространственные понятия и формализованные пространственные языки в географии. Понимание пространства в «теоретической географии». Проблема географического пространства. Соотношение пространственности и территориальности в географии. Концепция географического пространства и времени и ее связь с концепцией географической формы движения материи. Проблема метахронности развития географических систем.


Географическая среда человеческого общества

Введение в науку социологического понятия «географическая среда». Его отличие от естественнонаучных понятий «географическая среда» или «географическая оболочка» и «биосфера». Исторический характер географической среды и ее роль в жизни общества. Роль природной среды в жизни общества. Формы адаптации общества к различным природным условиям. Адаптация свойств внутренней для общества экономико-географической среды к свойствам внешней физико-географической среды; их место в системе связей общества и природы. Экологическая среда человеческого общества. Экологические проблемы России.


Биосфера и ноосфера

Различие двух подходов к выделению оболочек Земли: естественнонаучного /Э.Зюсс/ и геохимического /В.И.Вернадский/. Развитие представлений о биосфере как живой пленке Земли до понимания биосферы как совокупности биогеоценозов. Соотношение биосферы с географической оболочкой и ландшафтной сферой, с литосферой и социосферой. Биосфере как закономерном этапе развития Земли. Цефализация как основной ствол эволюции биосферы. Тупиковые ветви развития биосферы. Литосфера, гидросфера и атмосфера как необходимые условия возникновения биосферы. Ноосфере как новая оболочка планеты, возникающая над биосферой. Основное направление развития ноосферы как духовное совершенствование человека.

Геохимическое учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Введение В.И.Вернадским в научную литературу особого геохимического принципа выделения земных оболочек по основной геологической силе, влияющей на химический состав земных оболочек и на миграцию химических элементов. В.И.Вернадский о биосфере Земли как совокупности верхних слоев литосферы, образованных органическими осадками, гидросферы, химический состав которой во многом зависит от деятельности живых организмов, тропосферы, кислород которой вторичного происхождения и самого «живого вещества». Зарождение внутри биосферы человечества, которое на основе науки и техники переделывает биосферу в ноосферу. Существующие границы биосферы: невозможность существования живого при высоких давлениях и температуре внутри земной коры и низком давлении и температуре в высоких слоях атмосферы, при жестком космическом излучении. В.И.Вернадский о переходе биосферы в ноосферу. Ноосфера как высший этап развития биосферы. Анализ экологических последствий полного перехода биосферы в ноосферу.

Современная наука о технических возможностях и об экологических ограничениях полного перехода биосферы в ноосферу.


География и экология

Анализ различных аспектов экологических исследований в географии. География как исследование экологических свойств климата, факторов среды существования биологических, геологических и социальных явлений. География как изучение форм и закономерностей адаптации географических систем к определенной совокупности природных и социальных факторов. Географическая экосфера как совокупность географических объектов, природных и социальных факторов среды их существования. Географическая экосфера как совокупность географических объектов и природных и социальных факторов. Анализ геоэкологии как междисциплинарного научного направления, объектом которого является социальная экосфера. Географические аспекты изучения современных экологических проблем.



Место геологии в генетической классификации наук

Геологическая картина мира как отражение геологической реальности. Особенности исторического формирования картины геологической реальности. Становление представлений о системном характере объекта геологии. Место геологии в нелинейной генетической классификации наук. Ее соотношение с пограничными науками: физикой и химией, с одной стороны, и биологией, географией и социальными науками, с другой. Место геофизики и геохимии в составе геологических дисциплин. Определение места геологии в генетической классификации наук – методологическая основа обоснования самой геологии как науки, раскрытие закономерностей ее внутреннего деления, изучения соотношения законов и методов геологии с законами и методами пограничных наук.


Проблема пространства и времени в геологии

Значение обыденного понимания пространства и времени в геологии как взаимного расположения геологических объектов и процессов и их последовательного изменения относительно шкалы нигде не существующего равномерно текущего времени. Возможные ошибки в определении возраста горных пород по руководящей флоре и фауне. Сущность и свойства геологического пространства и времени. Наличие разновозрастных участков земной коры как признак существования отдельных геологических систем со специфическим геологическим круговоротом вещества и специфических форм бытия – геологического пространства и времени.


Геология и экология

Различное понимание геологической среды и ее роли в жизни общества. Соотношение понятий «геологическая среда» и «географическая среда человеческого общества». Соотношении социосферы и экосферы. Объект и предмет геоэкологии. Геоэкология, ее содержание и логическая структура. Определение объекта и предмета экологической геологии. Экологические функции литосферы. Задачи экологической геологии в обосновании управления экологической обстановкой.


Рекомендуемая основная литература:

  1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М.,1983.

  2. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965.

  3. Высоцкий Б.П. Проблемы истории и методологии геологических наук. М., 1977.

  4. Голубев Г.Н. Геоэкология.М.,1999.

  5. Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н. История географии. Смоленск,1998.

  6. Григорьев А.А. Закономерности строения и развития географической среды. М.,1966.

  7. Зубков И.Ф.Проблема геологической формы движения материи. М., 1979.

  8. Клубов С.В., Прозоров Л.Л. Геоэкология: история, понятия, современное состояние. М.,1993.

  9. Круть И.В.Исследование оснований теоретической геологии. М.,1973.

  10. Куражковская Е.А.,Фурманов Г.Л. Философские проблемы геологии. М., 1975.

  11. Лямин В.С. География и общество М.,1978.

  12. Лямин В.С. Философские вопросы географии.МГУ.,1989.

  13. Максаковский В.П. Географическая культура. М., 1998.

  14. Марков К.К. Избр. тр. Проблемы общей физической географии и геоморфологии. М.,1986.

  15. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.,1987.

  16. Теория и методология экологической геологии / Под ред. В.Т.Трофимова. М.,1997.

  17. Хаин В.Е., Рябухин А.Г. История и методология геологических наук. М.,1997.

  18. Щербаков А.С. Философские вопросы геологии. М.,1999.

  19. Экологические функции литосферы / Под ред. В.Т.Трофимова. М.,2000.


Дополнительная литература:

  1. Бунге В. Теоретическая география. М., 1967.

  2. Взаимодействие наук при изучении Земли. М.,1963.

  3. Зубков И.Ф. От планетологии к геологии. М., 2000.

  4. История и методология естественных наук. География. М.,1987.

  5. Комаров В.Н. Философские вопросы науки о Земле. Казань,1974.

  6. Мересте У.И., Ныммик С.Я. Современная география: вопросы теории. М.,1984.

  7. Мильков Ф.Н. Основные проблемы физической географии. М.,1967.

  8. Принцип развития и историзма в геологии и палеобиологии / Отв. ред. Дубатолов В.Н., Москаленко А.Т. Новосибирск,1990.

  9. Сорохтин О.Г., Ушаков С.А. Глобальная эволюция Земли. М.,1991.



Темы рефератов по истории географии


  1. Дописьменный период географии: представления первобытного человека о мире. «Бытийный географизм».

  2. Переселения народов, торговые связи и их значение для распространения географических знаний.

  3. Очаги древней цивилизации (Египет, Месопотамия, страны Леванта, Индия, Китай),их роль в накоплении и развитии географических знаний.

  4. Историко-географическое значение Библии. Древнейшие картографические изображения.

  5. Первые, умозрительные теории античных географов о форме и разме­рах Земли, ее происхождении и изменчивости, представления о соотношении суши и моря на земной поверхности. Периплы и периэги.

  6. Отличительные особенности философских воззрений о природе ионийской (милетской) и элейской (пифагорейской) школ, их основные представители и последователи.

  7. Вклад Аристотеля, Аристарха и Эратосфена в формирование науки о
    Земле. Понятие географического детерминизма.

  8. Исторические условия развития географии и географическая картина мира в эпоху раннего Средневековья.

  9. Влияние арабской географии и картографии на возрождение географических знаний Античности в средневековой Европе.

  10. «Руководство по географии» Клавдия Птолемея и его роль в создании современной картографической парадигмы.

  11. География в Китае и Индии в Средние века. Китайская картография
    и ее отличие от европейской.

  12. Эпоха Великих географических открытий и ее значение для развития
    пространственных представлений и географической науки.

  13. Философские воззрения Ф. "Бэкона и Р. Декарта и география.

  14. Практическая потребность в дифференциации географии в XVII в.

  15. Новаторское содержание «Всеобщей географии» Б. Варениуса (Варения, Варена).

  16. Повышение географической грамотности в эпоху Петра I: экспеди­ции первой половины XVIII в., Ф.И. Соймонов, Д.Г. Мессершмидт и др.

  17. Основные работы комплексного географического характера, в том
    числе связанные с развитием отечественной экономической географии:
    П.И. Рычков, М.Д. Чулков, А.Т. Болотов, СИ. Плещеев, Х.А. Чеботарев и др.

  18. Научные концепции Ш. Монтескье, Ж. Бюффона, И. Канта и П. Лапласа. Хорологическая (ареалогическая) концепция в трудах Канта.

  19. Путешествие Ч. Дарвина, научные результаты и значение для разви­тия естественных наук. Эволюционное учение и география.

  20. Сравнительный метод в географических исследованиях, его сущность,
    история возникновения и применения, значение в современной географии.

  21. Развитие отраслей географии: геоморфологии, географии растений,
    климатологии, метеорологии, гидрологии, океанографии и др. Взаимоотношение и взаимосвязь географических компонентов.

  22. Создание географических обществ и становление университетской ге­ографии. Основные направления развития методологии и теории географии.

  23. Крупнейшие географические исследования суши и моря во второй половине XIX — начале XX в., их значение в развитии географической науки.

  24. Взаимодействие общества и природы в географической науке XIX в.
    Дж. Марш и его конструктивный подход к охране географической среды.

  25. Д.И. Писарев, П.А. Чихачев, А.Ф. Миддендорф о влиянии человека
    на природную среду. Соединение работ русских и французских исследователей в научной школе Э. Реклю.

  26. Императорское русское географическое общество. Крупнейшие деятели общества. Значение общества в организации исследований и в развитии теоретических взглядов в области географии.

  27. П.А. Кропоткин как географ: теоретические взгляды и их влияние на
    развитие географии, палеогеографии и гляциологии.

  28. Основные направления немецкой географии. Влияние теоретических
    взглядов А. Гумбольдта и К. Риттера. Воззрения Ф. Рихтгофена, Ф. Ратцеля,
    А. Геттнера.

  29. Процесс дифференциации в географии. Хорологическая концепция
    А. Геттнера: консерватизм и прогрессивность.

  30. Антропогеографическая школа Ф. Ратцеля. Немецкая, французская,
    русская и американская антропогеографические школы начала XX в.

  31. Основные научные направления французской географии. Крупнейшие представители и их теоретические взгляды (Э. Реклю, Видаль де ла Блаш,
    Э. Мартонн, К. Валло и др.). Видаль де ла Блаш и концепция поссибилизма.

  32. Основные научные направления английской географии (М. Соммер-
    виль, X. Маккиндер, Л. Стамп, С. Вивер и др.).

  33. Американская географическая наука, ее представители, их теоретические взгляды (У. Дэвис, Дж.П. Марш, Дж. Рассел Смит, Т. Мальтус и др.).
    У. Дэвис и развитие геоморфологии.

  34. Основные факторы и этапы эволюции географической мысли. Поиски синтеза географической науки на рубеже XIX—XX вв.

  35. Формирование национальных географических школ на рубеже XIX —
    XX вв. и их особенности (Германия, Франция, Англия, США, Россия).

  36. Особенности, условия и факторы развития географии в СССР. Основные итоги географических открытий и изучения территории СССР.

  37. Значение учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере для развития географии.

  38. Развитие частных физико-географических отраслей — геоморфологии, климатологии, океанологии, гидрологии суши, лимнологии, гляциологии, мерзлотоведения и др.

  39. Физическая география и экологические проблемы. Значение космических исследований для физической географии.

  40. Геополитические концепции в современной зарубежной географии.
    Политическая география и геополитика и их современное понимание.

  41. Поиски комплексного междисциплинарного и международного ре­шения географических проблем (в том числе — выполнение исследовательских программ международных геофизических, полярных и гидрологичес­ких годов).

  42. Причины возникновения глобальных проблем и возрастания их
    значения в современном мире. Важнейшие глобальные проблемы совре­менности.

  43. Региональные комплексные географические проблемы: рост произ­водства, урбанизация, усиление процессов пространственной дифференциации и концентрации производства, многостороннее усложнение взаимосвязей между обществом и природной средой, рост социальных факторов в развитии хозяйства.

  44. Дифференциация и интеграция в географии. Проблема целостности
    географической науки. Гуманизация и социологизация в географии.

  45. Развитие междисциплинарных исследований на стыке географических и негеографических наук. Возникновение новых комплексных наук и
    дисциплин.

  46. Новые подходы и методы в географии. Особая роль системного под­хода. География и общая теория систем. Задачи управления пространствен­ными системами и проблемы геокибернетики.

  47. Информационная основа географии и задача ее расширения. Развитие геоинформационных систем и географического мониторинга. Моделирование и математические методы в географии.

  48. Проблемы теоретической географии. Географический прогноз и его
    место в системе социально-экономического прогнозирования.

Заведующий кафедрой философии, профессор Медведев Н.В.



СТРУКТУРА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

по истории и философии науки
Кандидатский экзамен по курсу «История и философия науки» состоит из двух этапов: практического (написание реферата по истории науки) и теоретического (сдача кандидатского экзамена по философии науки и по философским проблемам соответствующей отрасли наук).

I. Практический этап.

Аспирант на базе самостоятельно изученного историко-научного материала представляет реферат по истории соответствующей отрасли наук. Тема реферата выбирается из перечня, утвержденного Ученым советом ТГУ имени Г.Р.Державина и согласуется с научным руководителем. Проверка реферата осуществляется специалистом по истории отрасли науки, который предоставляет короткую рецензию на реферат и выставляет оценку по системе «зачтено-незачтено».

При наличии оценки «зачтено» аспирант допускается к сдаче экзамена по философии науки и по философским проблемам соответствующей отрасли наук.

II. Практический этап.

Аспирант на базе прослушанного курса «Общие проблемы философии науки» (Часть 1) и «Современные философские проблемы областей научного познания» (Часть 2) сдает кандидатский экзамен.


Перечень контрольных вопросов для сдачи кандидатского минимума

по философии науки

(Часть 1)

Общие проблемы философии науки

  1. Возникновение и развитие философии науки.

  2. Предмет философии науки. Типология представлений о природе философии науки.

  3. Знание, познание и его формы.

  4. Научное и вненаучное знание.

  5. Наука как познавательная деятельность. Основные модели процесса научного познания: эмпиризм, теоретизм, проблематизм.

  6. Особенности научного познания. Критерии научности.

  7. Наука как специфический тип знания. Типы научной рациональности.

  8. Наука как социальный институт. Этос науки.

  9. Основные концепции о взаимоотношении философии и науки: натурфилософская, позитивистская, антиинтеракционистская, диалектическая.

  10. Философские основания науки.

  11. Проблема классификации наук.

  12. Проблема периодизации истории науки.

  13. Проблема возникновения науки. Интернализм и экстернализм.

  14. Античная наука.

  15. Наука в европейском Средневековье.

  16. Классическая наука.

  17. Неклассическая наука.

  18. Особенности постнеклассической науки.

  19. Кумулятивная и некумулятивная модели развития науки. Традиции и новации как выражение преемственности в развитии науки. Дифференциация и интеграция науки.

  20. Научные революции как коренные преобразования основных научных понятий, концепций, теорий, как внедрение новых методов и открытие новых «миров».

  21. Проблема истины в научном познании. Основные концепции (корреспондентная, когерентная, элиминационный подход) и критерии истины.

  22. Метод и методология в научном познании.

  23. Предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и субъективного.

  24. Классификация методов.

  25. Особенности эмпирического исследования.

  26. Специфика теоретического познания и его формы.

  27. Структура и функции научной теории.

  28. Закон как ключевой момент теории.

  29. Гипотеза как форма и метод научно-теоретического знания.

  30. Научные методы эмпирического исследования.

  31. Научные методы теоретического исследования.

  32. Общелогические методы и приемы познания.

  33. Основные черты постпозитивизма как современной стадии развития философии науки.

  34. Концепция науки и развития научного знания К. Поппера.

  35. Концепция смены парадигм Т. Куна.

  36. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

  37. Плюрализм в эпистемологии П. Фейерабенда.

  38. Классический и неклассический идеалы научности.



Перечень контрольных вопросов для сдачи кандидатского минимума

по философским проблемам отрасли науки
(Часть 2)

Философские проблемы географии

  1. Проблема географической реальности. Онтологический статус географических

объектов.

  1. Представление В.И.Вернадского о делении наук на естественные и гуманитарные в зависимости от методов исследования.

  2. Центральное место социальной географии в системе географических наук.

  3. Проблема пространства и времени в современной географии.

  4. Идеи В.И.Вернадского о пространстве и времени как свойствах эмпирически изучаемых процессов.

  5. Синергетическая революция в современной науке и ее значение для географии.

  6. Теоретическая география как наука о пространственной самоорганизации.

  7. Соотношение пространственности и территориальности в современной географии.

  8. Представление о географической среде как об арене жизни человека и человечества.

  9. Развитие представлений о биосфере.

  10. Ноосфера как новая оболочка планеты, возникающая над биосферой.

  11. География как экология человека.


Смотрите также:
Программа кандидатского экзамена «История и философия науки»
295.24kb.
1 стр.
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки» Научная специальность
368.41kb.
1 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
120.61kb.
1 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
763.81kb.
4 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
300.19kb.
1 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
217.08kb.
1 стр.
Программа кандидатского экзамена «История и философия науки»
159.6kb.
1 стр.
Программа кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки" предназначена для аспирантов
359.56kb.
1 стр.
Программа кандидатского экзамена дисциплины «история и философия науки» для специальностей: 07. 00. 02 Отечественная история
581.19kb.
9 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «История психологии»
123.13kb.
1 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «История астрономии»
99.43kb.
1 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» по отрасли 20. 00. 00 Военные науки
260.68kb.
1 стр.