Главная
страница 1
Выступление министра социального развития С.И.Пыхтина 09.02.2013
Заседание межведомственной коллегии по теме: «Итоги реализации государственной социальной политики на территории Новосибирской области в 2012 году и задачи на 2013 год» в рамках подготовки форума

«Социально-экономическое партнерство – 2013»
Социальная политика области постоянно совершенствуется, и направлена на достижение основной стратегической цели - повышение качества жизни населения области.

Одним из основных документов, который в ближайшие годы будет определять развитие социальной - семейной политики и мероприятия по поддержке детей, стала Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. В рамках ее реализации утверждена Региональная стратегия действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы, основной целью которой является формирование и развитие ответственной, здоровой семьи. Новосибирская область в течение многих лет является инициатором крупных социально значимых инициатив, направленных на укрепление института семьи, популяризацию семейных ценностей. Мы площадка, на которой отрабатывались проекты раннего сопровождения семей с детьми инвалидами, различные международные проекты.



Именно семья, и её благополучие во главе угла любых государственных и общественных инициатив. Касается ли это семьи, где живут люди пожилого возраста, многодетная семья, молодая семья, которая только начинает строить свое будущее. Дойти до каждой семьи. Понять их проблемы и научить решать их – задача социальных служб. Особое внимание семьям, оказавшимся в сложной ситуации. А это в принципе – каждая четвертая.

Именно поэтому в 13 году получат развитие услуги для семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (пролонгированное сопровождение социальными работниками семей, воспитывающих детей-инвалидов; развитие служб ранней помощи; организация реабилитационных заездов для детей, больных целиакией, с родителями).



Кроме этого – особое внимание необходимо будет уделить специалистам улучшению условий для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формированию системы их постинтернатного сопровождения. В 2013 году в рамках реализации ДЦП «Семья и дети» на 2012 – 2015 годы министерством объявлен конкурс идей социальной рекламы «Семейный вопрос». Мы стараемся привлечь внимание жителей Новосибирской области к проблеме снижения статуса семьи, утраты семейных ценностей в обществе, вовлечь широкую общественность, главным образом молодежь, в решение этой проблемы с помощью средств социальной рекламы.

Все вышеперечисленные службы и направления уже работают, важно, чтобы они получили должное развитие. И, что самое главное – подход к работе не был осуществлен формально.



Самая острая проблема - это человеческий фактор. Мы работаем с наиболее сложными и уязвимыми категориями населения. Соответственно и подходы наших специалистов должны быть другими. Предоставление социальных услуг - развивающаяся сфера. Сегодня, завтра список участников предоставления услуг будет расширяться. Мы должны уметь конкурировать, должны показывать неизменно высокое качество работы. Должны развивать гибкость и эмпатию.

В настоящее время численность работников, занятых в системе социального обслуживания и социальной поддержки населения Новосибирской области, составляет около 10 тыс. человек.



Существует проблема подбора персонала, сохранения и комплектования кадров, особенно в отдаленных районах области. В учреждениях постоянно имеются вакансии психологов, врачей, медицинских сестер.

Существующий уровень заработной платы работников, занятых в секторе социального обслуживания Новосибирской области, и недостаточные меры их социальной поддержки не способствуют сохранению квалифицированного кадрового потенциала и являются одними из основных причин невостребованности данных профессий среди молодежи.



Система подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки специалистов по социальной работе и социальных работников требует совершенствования и формирования единых методологических подходов.

Хочу заметить, что в Новосибирской области решен вопрос с аттестацией педагогических работников учреждений социального обслуживания населения Новосибирской области: аттестация проводится аттестационными комиссиями, создаваемыми на базе учреждений локальными нормативными правовыми актами. При этом соблюдается Порядок аттестации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации Приказом министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 21.11.2011 № 2091 «Об учёте итогов аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» установлено учитывать при оплате труда итоги аттестации педагогических работников государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения Новосибирской области в случае перехода их на работу на соответствующие педагогические должности в образовательные учреждения Новосибирской области.



Но есть еще одна серьезная проблема, о которой уже не имеет смысла молчать. Современные тенденции таковы, что стало модно рассуждать о «чиновниках», то есть сотрудниках органов государственной исполнительной власти, как о людях, которые ничего не делают, а лишь пытаются чего - то там урвать для себя у государства. Коллеги, посмотрим правде в глаза, в министерстве социального развития 90 штатных единиц. Мы прошли порядка 5 этапов сокращений, причем первоначально я лично сам их инициировал. Но сегодня ситуация изменилась, во-первых в разы увеличились государственные функции и полномочия, направления деятельности. Совершенно другой спектр и уровень решения задач. Мои коллеги работают практически без выходных и в ежедневном 12-14 часовом режиме. Люди выгорают, а мне важно сохранить именно головастиков, способных мыслить.

Мы, конечно же, совершили некий прорыв. В целях повышения престижа профессии социальных работников, распространения передовых технологий работы с пожилыми людьми, инвалидами, детьми и с семьями, имеющими детей, стимулирования профессиональной деятельности работников государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения Новосибирской области второй год проводится областной конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания». Стали традиционными конкурс профессионального мастерства работников территориальных органов министерства «Милосердие, профессионализм, творчество!», проект «Школа партнерства».


Второй год мы проводим курсы профилактики синдрома эмоционального выгорания, свойственного социальным работникам по роду их деятельности, работников учреждений социальной защиты населения в «Маслянинском комплексном социально-оздоровительном центре». В течение 2012 года смогли пройти оздоровительные процедуры, получить индивидуальное психологическое консультирование и принять участие в культурно-развлекательных программах более 600 работников учреждений.

В связи с реализацией Указов Президента Российской 597 и 1688 в курируемой сфере деятельности министерства стоят следующие задачи:

- поэтапное повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, младшего медицинского персонала, среднего медицинского (фармацевтического) персонала подведомственных учреждений до средней заработной платы в Новосибирской области (Указ № 597);

- поэтапное повышение к 2018 году средней заработной платы врачей подведомственных учреждений до 200 процентов от средней заработной платы в Новосибирской области (Указ № 597);

- поэтапное повышение к 2018 году средней заработной платы педагогических работников (не участвующих в основном общеобразовательном процессе) подведомственных учреждений, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (включая детские дома), до средней заработной платы в Новосибирской области (Указ № 1688).

В настоящее время, в реализации Указа № 597 министерство ориентируется на имеющиеся целевые значения соотношений заработной платы по годам, утвержденные Поэтапным планом Минтруда России от 22 сентября 2012 года № 5171п-П12.

Общий объем средств на повышение заработной платы, необходимых для своевременного достижения данных целевых показателей до 2018 года, составляет 6 085,4 млн. руб., в том числе на период 2013-2015 годов – 1 059,6 млн. рублей. Финансирование потребности на повышение заработной платы в рамках Указа № 597 планируется обеспечить:

- за счет средств областного бюджета Новосибирской области – 4 418,6 млн. руб., в том числе на период 2013-2015 годов – 606,7 млн. руб.;

- за счет приносящей доход деятельности – 125,7 млн. руб., в том числе на период 2013-2015 годов – 46,1 млн. руб.;

- за счет оптимизации деятельности – 34,5 млн. рублей.


Эти и другие направления нашли свое непосредственное отражение при формировании отраслевой дорожной карты. Где задачами стали:

- модернизация структуры и численности учреждений системы социального обслуживания на территории Новосибирской области, ликвидация неэффективных подразделений, проведение эффективной кадровой политики, повышение заинтересованности работников в выполняемой работе и поднятие престижа профессий в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения;

- укрепление материально-технической базы органов и учреждений социального обслуживания Новосибирской области;

- развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности для предоставления гражданину права выбора учреждения социального обслуживания или индивидуального предпринимателя в целях получения социальных услуг;

- усиление адресности в оказании социальной помощи, введение новых форм социальных услуг для населения, снижение социального иждивенчества, 100% обеспечение населения необходимыми социальными услугами, в т.ч. в стационарных и надомных условиях;

- принятие мер, направленных на сохранение кадрового потенциала, а также способствующих притоку в сферу социального обслуживания молодых кадров, в том числе за счёт повышения к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100% от средней заработной платы, существующей на территории Новосибирской области.


Важный аспект жизнедеятельности и развития системы является межрегиональное партнерство.

Министерство социального развития традиционно занимает активную позицию при осуществлении межрегионального партнерства, я стал инициатором создания в 2002 году Межрегиональной ассоциации органов социальной защиты населения Сибирского федерального округа. На сегодняшний день заседания ассоциации прошли во всех регионах СФО. Работает сайт ассоциации, налажено постоянное взаимодействие между субъектами округа. Я – вице-президент, член правления Общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников». В рамках работы данных отраслевых объединений происходят постоянные встречи, обсуждение проблемных вопросов развития отрасли. Направляются консолидированные предложения в федеральный центр.



Важным аспектом и показателем качества работы органов исполнительной власти является межсекторное взаимодействие. Более 200 общественных организаций, благотворительных фондов (по различным направлениям) являются нашими надёжными партнёрами. С 2011 года реализуется практика, когда представители общественных организаций включены в разработку, обсуждение и экспертизу всех нормативных правовых актов исходящих из министерства. Таким образом, мы вводим НКО в зоны правовой и бюджетной ответственности. Результаты такой работы мы видим в реализации совместно с общественными организациями долгосрочных целевых программах. Есть и проблемы, к сожалению не все НКО понимают, что выиграв аукцион (конкурс) на предоставление услуги или реализацию проекта необходимо действительно показать результат. Так, общественная городская организация «Семья и дети» практически сорвала нам реализацию проекта по профилактике отказов от новорожденных. Мы создали прецендент, когда расторгли контракт с общественной организацией. Поскольку, в отчетные сроки нам не смогли предоставить информацию, ни по количественным, ни по качественным показателям. Зато мы получали длинные и пространные письма о том, как тяжело жить. Коллеги, это важный момент. Мы много говорим об аутсорсинге. Мы готовы. А готовы ли НКО?

В свете последних законодательных инициатив считаю необходимым формировать совместные реестры НКО, как поставщиков услуг.

В 2013 году перед министерством стоят очень серьезные задачи по магистральному преобразованию работы органов опеки и попечительства, работа по реформированию и усилению (в рамках федеральных требований) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, реформирование детских домов… Все эти задачи направлены в принципе на один результат дети должны жить в семьях. Детей в семьях должно быть много. И в семьях должно быть хорошо и спокойно. Все очень просто. Создать такие условия - наша задача.



Смотрите также:
Заседание межведомственной коллегии по теме: «Итоги реализации государственной социальной политики на территории Новосибирской области в 2012 году и задачи на 2013 год» в рамках подготовки форума «Социально-экономическое партнерство 2013»
92.4kb.
1 стр.
И налоговой политики новосибирской области
32.78kb.
1 стр.
Г. Санкт-Петербург 2013 Итоги работы Комитета по науке и высшей школе в 2012 году и основные задачи на 2013 год
1243.44kb.
6 стр.
Информация о деятельности областной межведомственной комиссии по социально-демографическим вопросам в 2012 году
33.33kb.
1 стр.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Красноярского края на 2012 год и плановый период 2013 2014 годов
1336.58kb.
21 стр.
Доклад руководителя уфссп россии по Ярославской области на коллегию по итогам работы за 2012 год
111.66kb.
1 стр.
Социально-психологической службы на 2012-2013 учебный год
153.71kb.
1 стр.
Информация о ходе выполнения плана социально-экономического развития Новосибирской области в сфере образования, науки и инновационной политики по итогам 2011 года
439.93kb.
3 стр.
2013 года в г. Казани» «О ходе подготовки к XXVII всемирной летней универсиаде 2013 года в г. Казани. Итоги 2011 года»
291.29kb.
1 стр.
Начальника Управления Министерства юстиции
58.51kb.
1 стр.
Финансово-экономическое обоснование
34.31kb.
1 стр.
Финансово-экономическое обоснование
34.26kb.
1 стр.