ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35»
РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического совета МОУ «СОШ № 35»
Протокол № _____
от «____»____________2011 г.
|
|
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № _____
от «___»______________2011г.
Директор МОУ «СОШ № 35»
г. Братска
___________Л.П. Бабичева
|
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ «СОШ № 35»
НА 2011-2015 ГГ.
г. Братск, 2011г.
Содержание
Паспорт
|
стр.3
|
Раздел 1. Пояснительная записка
|
стр.5
|
Раздел 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
|
стр.27
|
Раздел 3. Учебный план начального общего образования.
|
стр.69
|
Раздел 4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
|
стр. 81
|
Раздел 5. Программы отдельных учебных предметов, курсов.
|
стр.163
|
Раздел 6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
|
стр.190
|
Раздел 7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
|
стр.216
|
Раздел 8. Программа коррекционной работы
|
стр.224
|
Раздел 9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
|
стр.250
|
Список используемой литературы
|
стр.273
|
Приложение 1. Основные термины и понятия
основной образовательной программы
|
стр.274
|
Приложение 2. Портфолио как форма оценочной деятельности
|
стр.284
|
Приложение 3. Систематизированное описание учебных задач и ситуаций
|
стр.293
|
Приложение 4. Описание системы оценки образовательных результатов
|
стр.362
|
ПАСПОРТ
Основной образовательной программы
начального общего образования
МОУ «СОШ № 35»
на 2011-2015 гг.
Наименование программы
|
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 35» на 2011-2015 годы
|
Основание для разработки Программы
|
Закон РФ «Об образовании» ст. 7, 9, 10, 12- 15, 17, 19, 32, 50, 55;
Приказ № 373 Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 года;
Приказ №1241 Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 26 ноября 2010года.
|
Заказчик
Программы
|
Государство, общество, родители, педагогический коллектив.
|
Разработчики Программы
|
Творческая рабочая группа педагогов, родителей и администрации школы
|
Цель Программы
|
Моделирование системы, обеспечивающей оптимальное развитие каждого ребенка в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
|
Задачи Программы
|
• достижение всеми обучающимися планируемых предметных результатов на основе УМК «Перспективная начальная школа»;
• достижение всеми обучающимися планируемых личностных результатов:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению и познанию;
- осмысление и принятие основных базовых ценностей;
• освоение всеми обучающимися универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
• выявление и развитие способностей обучающихся через: - развитие системы дополнительного образования,
- работу секций, кружков, студий;
- организацию интеллектуальных и творческих конкурсов, проектно-исследовательской деятельности;
• воспитание конкурентоспособной личности, обеспечение социальной и профессиональной мобильности выпускника;
• установление новых форм взаимодействия школы и семьи (сайт, электронный журнал);
• создание условий для обеспечения прав родителей, сообщества микрорайона и города на участие в управлении образовательным процессом в ОУ;
• осуществление комплексных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья и безопасности всех участников образовательного процесса.
|
Сроки реализации Программы
|
Программа реализуется в течение 2011 – 2015 гг.
|
Разделы Программы
| -
Пояснительная записка;
-
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
-
Учебный план начального общего образования;
-
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
-
Программы отдельных учебных предметов, курсов;
-
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
-
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
-
Программа коррекционной работы;
-
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
|
Исполнители основных мероприятий Программы
|
Педагогический коллектив начальной школы, родители, обучающиеся.
|
Ожидаемые результаты реализации Программы
|
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
-
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
-
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
-
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
|
РАЗДЕЛ 1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ № 35» разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
- Закон РФ «Об образовании» (статьи 7, 9, 10, 12- 15, 17, 19, 32, 50, 55);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189;
- Приказ № 373 Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 года;
- Приказ №1241 Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 26 ноября 2010года.
Программа составлена с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы НОО(составитель Е.С. Савинов), особенностей МОУ «СОШ № 35», образовательных потребностей и запросов обучающихся, а также концептуальных положений УМК «Перспективная начальная школа», «Предшкола нового поколения», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования.
Образовательная программа школы, наряду с программой развития «Школа индивидуального развития» на 2007–2012 гг., выполняет стратегическую функцию и представляет собой комплексный документ, соответствующий целевым установкам и концептуальным идеям развития МОУ «СОШ № 35» и может реально удовлетворить все образовательные потребности, как её учеников, так и их родителей.
Образовательная программа школы как нормативно-управленческий документ определяет:
- цели, задачи, содержание, организацию и развитие образовательного процесса на ступени начального общего образования МОУ «СОШ № 35»;
- методическую базу реализации учебных программ.
регламентирует:
- условия освоения образовательной программы;
- организацию образовательного процесса;
- диагностические процедуры и критерии поэтапного объективного учета образовательных достижений учащихся;
- организационно-педагогические условия реализации программ общего и дополнительного образования.
обеспечивает:
жизнедеятельность, функционирование и развитие МОУ «СОШ № 35» в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании»:
-
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
-
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
-
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
-
обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
-
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
-
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
-
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
предусматривает:
-
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
-
выявление и развитие творческих способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
-
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
-
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
-
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
-
возможность эффективной самостоятельной учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;
-
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
-
сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Цель реализации основной образовательной программы НОО МОУ «СОШ № 35»:
Моделирование системы, обеспечивающей оптимальное развитие каждого ребенка в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В соответствии с поставленной целью и требованиями ФГОС НОО определены следующие задачи:
• достижение всеми обучающимися планируемых предметных результатов на основе УМК «Перспективная начальная школа»;
• достижение всеми обучающимися планируемых личностных результатов:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению и познанию;
- осмысление и принятие основных базовых ценностей;
• освоение всеми обучающимися универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
• выявление и развитие способностей обучающихся через:
- развитие системы дополнительного образования,
- работу секций, кружков, студий;
- организацию интеллектуальных и творческих конкурсов, проектно – исследовательской деятельности;
• воспитание конкурентоспособной личности, обеспечение социальной и профессиональной мобильности выпускника;
•установление новых форм взаимодействия школы и семьи (сайт, электронный журнал);
• создание условий для обеспечения прав родителей, сообщества микрорайона и города на участие в управлении образовательным процессом в ОУ;
• осуществление комплексных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья и безопасности всех участников образовательного процесса.
Комплексное решение названных задач, предусмотренное данной программой начального общего образования, обеспечивается реализацией системно-деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного, культурологического и здоровьесберегающего подходов.
Системно-деятельностный подход способствует:
-
воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
-
переходу к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
-
ориентации на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
-
признанию решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
-
учёту индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
-
обеспечению преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
-
разнообразию индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Личностно-ориентированный подход – учет природосообразных особенностей каждой личности, предоставление ей своей адаптивной ниши для более полного раскрытия способностей и возможностей с учетом зоны ближайшего развития.
Компетентностный подход - освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).
Здоровьесберегающий подход - совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественная характеристика любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Культурологический подход – объединение в целостном непрерывном образовательном процессе специальных, общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностей развития личности.
В основу проектирования и построения содержания Образовательной программы положены следующие принципы:
-
непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития;
-
целостности образа мира;
-
практической направленности при формировании универсальных учебных действий;
-
учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;
-
охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка;
-
поликультурности и культуросообразности, согласно которым освоение предметного содержания осуществляется на более широком фоне знакомства учащихся (в определённых пределах) с миром культуры, с элементами социально-исторического опыта людей;
-
информационной мобильности;
-
междисциплинарности (обеспечивается органичное слияние изученного и вновь изучаемого материала, постепенное расширение уже имеющегося у учащихся личного опыта, установление в сознании детей связей между различными курсами).
Содержание УМК
Образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ № 35» ориентирована на использование в учебном процессе в качестве средства обучения УМК «Перспективная начальная школа», в которой указанные подходы и принципы к организации освоения содержания учебных предметов находят последовательное воплощение.
Выбор данного учебно-методического комплекса обусловлен проведенным педагогами ОУ анализом по оценке эффективности и соответствию данного УМК требованиям ФГОС:
Вопросы для анализа УМК
|
УМК
«Перспективная начальная школа»
|
Каким образом данный УМК реализует принципы деятельностного подхода?
|
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов, что позволяет реализовывать принципы деятельностного подхода. Также УМК «Перспективная начальная школа» реализует личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт, используя общий метод проектов.
|
Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода?
|
Проблемный характер осуществляется в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
|
Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности?
|
Учебная программа каждого предмета, а также структура отдельного учебника базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.
|
Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается?
|
В УМК прослеживается система в разнообразии форм организации учебной деятельности через основные принципы концепции «Перспективная начальная школа»:
принцип непрерывного общего развития ребенка;
принцип целостности картины мира;
принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;
принципы прочности и наглядности;
принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей
|
Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы?
|
УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивает сочетание результатов освоения программы через типические свойства методической системы: комплектность, инструментальность, интеграцию.
|
Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается?
|
УМК отражает интересы и потребности современного ребенка, т.к. решает основные задачи начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
|
Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников? Если – да, то в чем это выражается?
|
Требования к уровню подготовки учащихся фиксируют удовлетворительный уровень обученности.
|
Приведите примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД. Представьте в примерах все группы УУД.
|
Примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД, представлены в рабочих тетрадях на печатной основе по всех предметам.
|
Каким образом в данном УМК формируется детская самостоятельность?
|
На протяжении всех 4-х лет обучения по всем базовым предметам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир) предусмотрена работа учащихся в «Тетрадях на печатной основе для самостоятельной работы».Разработчиками сделан упор на повышение роли и статуса самостоятельной работы учащихся.
|
Каким образом в УМК формируются действия контроля?
|
Путём внедрения новой разработанной технологии оценивания учебных успехов (образовательных достижений).
|
Считаете ли вы, что данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению? Если – да, то каким образом это делается?
|
УМК создает условия для мотивации ученика к учению с помощью максимального размещения методического аппарата на страницах учебника. Развернутые формулировки заданий вместе с указанием организационных форм выполнения работы (самостоятельно, в парах и т.д.) позволяют школьнику достаточно продолжительное время работать самостоятельно. Для создания условий создано единое образовательное поле для учащихся 2-4 классов с единой для всех учебников внешней интригой (общие герои, которые с ними общаются на протяжении 4-х лет) и заниматься с ними сходными видами учебной деятельности (использование словарной части учебника в каждом классе для решения разнообразных учебных задач)
|
Каким образом в УМК представлено учебное сотрудничество с целью «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся»?
|
В УМК «Перспективная начальная школа» представлено сотрудничество через интеграцию предметов.
|
Каким образом данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся?
|
Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяет младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создает возможности его индивидуального продвижения.
|
Есть ли у Вас потребность в смене УМК в связи с переходом на ФГОС НОО?
|
Нет. УМК соответствует требования ФГОС
|
Воспитательная работа в МОУ «СОШ № 35» направлена на создание условий для включения обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрасту и индивидуальным особенностям деятельность, обеспечивающую развитие социальной и творческой активности и строится в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении (от 19.03.01 № 196), «Концепцией воспитания школьников Иркутской области», Уставом, программой развития, воспитательной программой, локальными актами школы.
Классные руководители используют в работе адаптированные и авторские программы:
-
программа «Возвращение к истокам» Копаневой Т.А., «Я в мире, мир во мне» Коч А.А.;
-
«Программа воспитания школьников» Щурковой Н.Е.;
-
авторская программа «Родина моя – Россия» (утверждена в ГИМНЦ в2011г.);
-
авторская программа «3 S+» по формированию ЗОЖ;
-
авторская программа «Друг»;
-
проекты «Клуб», «Слово».
Основными направлениями воспитательной работы являются:
-
формирование духовно-нравственного мира, гражданско-патриотическое воспитание детей;
-
формирование ЗОЖ, экологическое воспитание;
-
трудовое воспитание, подготовка детей к жизненному и профессиональному самоопределению;
-
профилактика асоциального поведения;
-
развитие творческих и интеллектуальных способностей детей;
-
традиции школы;
-
организация досуга, часы общения;
-
развитие общественной активности учащихся.
Дополнительное образование в школе направлено на:
-
создание условий для развития личности ребенка;
-
развитие мотивации личности к познанию, творчеству, достижению успеха;
-
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности.
Приоритетные принципы системы дополнительного образования:
-
воспитание ребенка с акцентом на развитие его природных задатков, возможностей, способностей;
-
внедрение демократического стиля общения между взрослыми и детьми через сотрудничество и сотворчество;
-
выявление одаренности у детей и дальнейшее ее развитие.
Система дополнительного образования в школе функционирует в течение учебного года. Занятия проходят в свободное от основной учебы время, согласно утвержденному расписанию. Обучающимся предоставлена возможность сочетать различные направления занятий. Учебно-воспитательный процесс проходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности.
Система дополнительного образования МОУ «СОШ № 35» представлена следующими направленностями.
Художественно-эстетическая (вокальный ансамбль народной песни, ансамбль танца «Карнавал», танцевальный коллектив «Импульс», театральная студия «Зоркое сердце», кружок ИЗО-деятельности «Радуга»).
Цель данной направленности:
-
нравственное и художественно-эстетическое развитие личности обучающихся в системе дополнительного образования.
Задачи кружков и студий:
-
обучение основам музыкальной грамоты; народно-сценического, классического и современного танца; актерского мастерства; декоративно-прикладного искусства;
-
раскрытие и развитие творческих способностей и талантов обучающихся;
-
воспитание творчески активной личности с устойчивым интересом к искусствам, развитым художественным вкусом;
-
формирование умения обучающихся работать в коллективе.
По итогам работы коллективов художественно-эстетического направления в школе проводятся выставки, концерты, показ спектаклей. В течение учебного года коллективы принимают участие в благотворительных концертах для социальных учреждений города, для дошкольных образовательных учреждений, участвуют в городских конкурсах
Физкультурно-спортивная (секция «Оздоровительно-познавательный туризм», секция «Юные инструкторы туризма», кружок «Юные инспекторы движения»).
Цель данной направленности:
-
развитие и совершенствование физических, моральных и волевых качеств личности; обучение навыкам здорового образа жизни, безопасного поведения на дорогах.
Задачи кружка и секций:
-
обучение основам ориентирования на местности, техники и тактики туризма, оказания первой медицинской помощи;
-
приобретение знаний о своем крае, умений вести краеведческие наблюдения и исследования;
-
формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой;
-
развитие творческой и исполнительской активности обучающихся;
-
оздоровление обучающихся на занятиях в условиях природной среды.
По итогам работы объединений физкультурно-спортивной направленности проводятся спортивные соревнования, выступление агитбригады ЮИД в школе, дошкольных образовательных учреждениях. Воспитанники объединений принимают участие в городских соревнованиях, туристических слетах, конкурсах, походах
Краеведческая (кружок «Юные краеведы»).
Цель данной направленности:
-
воспитание чувства патриотизма у обучающихся через вовлечение в поисковую, просветительскую, учебно-исследовательскую работу по изучению родного края.
Задачи кружка:
-
формирование у обучающихся гражданственности и нравственных убеждений;
-
развитие эмоционально-познавательной сферы личности, самостоятельности, целеустремленности, умения доводить начатое дело до конца;
-
воспитание любви и уважения к культуре, традициям своего народа, к памятникам истории и культуры родного края;
-
обучение воспитанников работе экскурсовода.
По итогам работы кружка в течение учебного года проводятся экскурсии, классные часы в школьном краеведческом музее, встречи, чествование ветеранов войны, труда, проводится учебно-исследовательская работа. Воспитанники кружка участвуют в городских конкурсах, конференциях.
Для учета и анализа состояния воспитательной работы, динамики развития личностных качеств учащихся педагогами и администрацией образовательного учреждения используются различные диагностические процедуры: самоанализ, анкетирование, опросы, психологическое тестирование. В системе отслеживается уровень воспитанности учащихся, уровень удовлетворенности жизнедеятельностью школы, мониторинг творческого развития учащихся.
В школе систематически проводятся спортивно-оздоровительные и профилактические мероприятия, которые организуются медицинскими работниками школы и педагогами. Это углубленные медицинские осмотры «АСПОН», по результатам которых медицинскими работниками школы заполняются листки здоровья с рекомендациями для учителей. Проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия и соревнования. Традиционным в нашей школе стало проведение дней здоровья.
Для предупреждения утомляемости на уроках организуются физкультминутки, динамическая пауза, проводится гимнастика для глаз с целью профилактики близорукости.
Большая работа по здоровьесбережению проводится и среди родителей. Анализ здоровьесберегающей деятельности показывает, что в школе работа по здоровьесбережению ведется комплексно и системно, включая все блоки программы «Здоровья».
Для углубления гигиенических знаний используются уголки здоровья, показы кинофильмов, проводятся праздники здоровья.
Мероприятия, проводимые по обеспечению безопасности:
-
Разработан паспорт безопасности;
-
Сформирована нормативно-правовая база по обеспечению безопасности;
-
Школа оборудована системой пожарной безопасности;
-
Осуществляется охрана ОУ специализированным предприятием;
-
Установлена тревожная кнопка;
-
Разработаны инструкции по безопасности;
-
Работники регулярно проходят обучение в области охраны труда и техники безопасности;
-
Регулярно проводятся инструктажи по безопасности;
-
Осуществляется технический осмотр здания школы;
-
Проводится обучение учащихся правилам безопасности и охраны жизни;
-
Систематически проводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников;
-
Разработаны планы эвакуации людей;
-
Обеспечена освещенность школьной территории, имеется необходимое количество огнетушителей;
-
Учащиеся изучают предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».
Адресность образовательной программы.
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный с:
-
изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
-
освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
-
с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
-
формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
-
изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
-
моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) возрастные особенности:
-
центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
-
развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
Состав участников образовательного процесса МОУ «СОШ № 35».
В соответствии со Стандартом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся. Общественные организации: инициативные группы, Управляющий совет эффективно сотрудничают с образовательным учреждением.
Образовательная программа начального обучения адресована детям 6,5 -7 лет, достигшим любого уровня школьной зрелости, I - IV группы здоровья.
Прием обучающихся в 1-4 классы МОУ «СОШ № 35» осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» на основе правил приема обучающихся в образовательные учреждения ДО г. Братска в установленном порядке и Положением о приеме учащихся в МОУ «СОШ № 35», разработанным Образовательным учреждением самостоятельно и согласованным с Учредителем. Приём учащихся в первый класс осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», типовым положением об общеобразовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительством РФ от 19.03.2003г. №03-51-57; санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиНа 2.4.2.2821-10; Уставом общеобразовательного учреждения; локальными актами образовательного учреждения, регламентирующими порядок приёма.
В первый класс принимаются все дети, проживающие в микрорайоне школы, достигшие возраста 6,5 - 7 лет и не имеющие медицинских противопоказаний для обучения в 1 классе общеобразовательной школы, по заявлению родителей (законных представителей).
Дети 6,5 - 7 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, но не проживающие в микрорайоне школы, принимаются на вакантные места.
Уровень готовности ребенка к освоению программы устанавливается на основании заключения (эпикризы) медицинского учреждения.
Принцип комплектования классов, выбор УМК осуществляется в соответствии с социальным заказом родителей, согласно Уставу ОУ, соблюдая принцип сетевого взаимодействия по микрорайону.
В ОУ созданы условия для доступного качественного образования:
- выбор общеобразовательных программ (для родителей и обучающихся);
- современная учебно-материальная база;
- бесплатное образование в соответствии с установленными стандартами;
- поддержка талантливых детей;
- получение дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг.
- социально-педагогическая и психолого-педагогическая помощь в процессе образования;
-обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка.
Общеобразовательная программа индивидуального обучения с недельной нагрузкой 8 часов по учебному плану индивидуального обучения предоставляется детям по медицинским показаниям на основании справки КЭК и заявления родителя (законного представителя) и оформляется приказом ОУ.
Процедура выбора и изменения
образовательного маршрута ученика
Образовательная программа учитывает:
а) потребности учащихся и их родителей (их интересы и планы);
б) возможности учащихся (уровень готовности к освоению программы, состояние здоровья);
в) поскольку между потребностями и возможностями учащихся возможно противоречие, то в школе выработана процедура, позволяющая оптимизировать выбор индивидуального образовательного маршрута.
Основанием для выбора образовательного маршрута в начальной школе являются:
- уровень готовности к школе;
- состояние здоровья ребенка;
- желание родителей;
Процедура выбора:
- ознакомление родителей будущих первоклассников с реализуемыми УМК (родительские собрания, печатная информация, Интернет) (январь - февраль);
- индивидуальные консультации для родителей и детей (февраль - май);
- прием заявлений с указанием желаемого маршрута (январь - май);
-консультации с детьми и родителями, выбравшими ту или иную образовательную программу с целью определения уровня готовности к школе (апрель-май);
- анализ состояния здоровья детей (на основании медицинских документов) (май-июнь);
- стартовая предшкольная диагностика сформированности УУД;
- организация занятий для дошкольников «Субботняя школа» (ноябрь-май).
Процедура выбора предполагает:
- доведение до сведений родителей информации о реализуемых на предстоящем этапе обучения образовательных программах и основаниях для их выбора;
- сбор информации и проведение на его основе анализа успешности учебной деятельности. (итоговая успеваемость, годовые контрольные работы по русскому языку и математике, различного рода работы по развитию речи, технике чтения);
- анализ сформированности познавательных интересов и мотивации учения;
- анализ динамики состояния здоровья учащихся;
- изучение образовательных ожиданий родителей (опросы, анкетирование);
- проведение предварительного обсуждения по определению оснований выбора УМК (по списку, представленному ОУ) (ноябрь-апрель);
- коррекционная работа с обучающимися и родителями при полном или частичном отсутствии оснований выбора (март-май);
- педагогический совет по утверждению индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
Мы отдаем себе отчет в том, что не всегда противоречия, возникающие при выборе образовательной программы, могут быть разрешены данными процедурами. Такие случаи рассматриваются индивидуально и решаются, исходя из интересов ребенка и семьи.
Основания для изменения образовательного маршрута
В школе № 35 не предполагается изменение образовательного маршрута. Однако могут возникать ситуации, когда образовательные маршруты обучающихся нуждаются в изменении во время обучения по данной образовательной программе. Изменение маршрута может осуществляться в следующих направлениях:
-базовая программа;
-ориентированная программа (экстернат, семейное образование, индивидуальное обучение по медицинским показателям)
Основанием для изменения индивидуального маршрута с базовой программы на ориентированную являются:
- успешность индивидуального образовательного маршрута в рамках базовой программы;
- медицинские показания;
- сформированность познавательных интересов;
- наличие творческих достижений в выбранной образовательной области:
- желание ученика и семьи.
Процедура изменения образовательного маршрута:
-
заявление родителей;
-
анализ наличия оснований для изменения образовательного маршрута (проводится заместителем директора по УВР);
-
решение педсовета о возможности изменения образовательного маршрута.
Образовательная программа НОО МОУ «СОШ № 35» реализуется в форме:
-
традиционной классно-урочной системы;
-
дистанционного обучения;
-
экстерната;
-
индивидуального образовательного маршрута.
К числу
планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО отнесены:
-
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
-
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
-
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ учебных предметов.
В процессе освоения образовательной программы ученики достигают последовательно основных уровней образованности:
— элементарной грамотности;
— функциональной грамотности;
— общекультурной компетентности;
— социальной компетентности.
Модель выпускника начальной школы:
в аспекте обучения:
-
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
-
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
-
умеющий успешно и эффективно использовать накопленные знания, умения и навыки;
-
реализующий основные приемы мышления (мобильность, рациональность, репродуктивность, эвристичность);
-
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
-
владеющий основными приемами творческой деятельности (творческая индивидуальность субъекта жизнедеятельности);
-
владеющий навыками самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, адекватность оценки своих возможностей и достижений);
в аспекте воспитания:
-
любящий свой народ, свой город и свою Родину;
-
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
-
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
-
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Основная образовательная программа НОО представляет собой совокупность взаимосвязанных преемственных подпрограмм, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности МОУ «СОШ № 35»
В соответствии с требованиями п. 16 ФГОС Образовательная программа содержит следующие разделы:
1.Пояснительная записка;
2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
3.Учебный план начального общего образования;
4.Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
5.Программы отдельных учебных предметов, курсов;
6.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
7.Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
8.Программа коррекционной работы;
9.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Условия реализации основной образовательной программы
начального общего образования
Качественная реализация основной образовательной программы НОО обеспечивается соответствующими организационно-управленческими, кадровыми, психолого-педагогическими, учебно-методическими и информационными, материально-техническими, финансово-экономическими условиями:
Кадровые условия:
-
программа полностью обеспечена педагогическими кадрами, имеющими базовое профессиональное образование (100%) и необходимую квалификацию (100%), обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни, способными к инновационной профессиональной деятельности;
-
педагогическая деятельность осуществляется учителями в соответствии с должностными инструкциями и квалификационными требованиями;
-
профессиональная компетентность педагогических кадров адекватна требованиям, предъявленным ООП НОО;
Образовательный процесс на начальной ступени обучения осуществляют 32 педагога:
-
заместитель директора по НМР;
-
заместитель директора по УВР начальной ступени обучения;
-
заместитель директора по ВР;
-
14 учителей начальных классов;
-
9 учителей-предметников (иностранного языка, информатики, музыки, изо, физкультуры);
-
педагог-психолог;
-
педагог – логопед;
-
социальный педагог;
-
педагог-организатор;
-
2 педагога дополнительного образования.
Из них имеют высшее образование 26 педагогов, средне-специальное 5.
По уровню квалификации:
Не имеют категории
|
II квалификационная категория
|
I квалификационная категория
|
высшая квалификационная категория
|
4
|
13
|
12
|
3
|
По педагогическому стажу:
0 – 10 лет
|
10 – 20 лет
|
более 20 лет
|
14
|
11
|
7
|
Возрастной состав:
Моложе
25 лет
|
От 25 до 35 лет
|
От 35 лет
|
0
|
8
|
24
|
Почетное звание имеют:
-
нагрудный знак «Отличник народного просвещения» - 2 педагога (Чернова Н.А., Сафьянова Л.Н.)
-
нагрудный знак «Почетный работник общего образования Р Ф» – 4 педагога (Рыбникова В.И., Пириг Н.Н., Оноприенко В.Н., Богданова О.Л.).
Повышение квалификации педагогов:
Направления курсовой
подготовки
|
Курсы повышения квалификации по образовательной области
|
Курсы повышения квалификации по использованию ИКТ – технологий в образовательном процессе
|
Курсы повышения квалификации по внедрению ФГОС
|
Количество педагогов, прошедших курсовую подготовку в объеме 72 часа
|
27
|
32
|
15
|
Все учителя начальной школы прошли курсовую подготовку по теме «Требования ФГОС начального общего образования. Организация внеурочной деятельности школьников»
Уровень освоения современных педагогических технологий
учителями начальных классов:
Технология
|
% учителей, использующих технологию
|
Результат использования технологии
|
Здоровьесберегающие технологии
|
95%
|
формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья
|
Проблемное обучение
|
90%
|
Формирование универсальных учебных действий обучающихся
|
Технология проектного обучения
|
75%
|
Повышение мотивации обучающихся к изучаемым предметам. Создание пособий, используемых на уроках, выход проектов за рамки предметного содержания на уровень социально значимых результатов
|
Информационно- коммуникационные технологии
|
100%
|
Создание презентаций проектов, исследовательских работ, участие в дистанционных конкурсах (английский язык, информатика), создание рефератов, докладов, развитие навыков работы в Интернете
|
Обучение в сотрудничестве (парная, групповая работа)
|
61%
|
Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу своих возможностей
|
Технология игрового обучения
|
100%
|
Повышение мотивации в обучении, повышение коммуникативных компетенций обучающихся
|
Исследовательские технологии
|
53%
|
Формирование универсальных учебных действий обучающихся
|
Для эффективного введения ФГОС школа имеет достаточный кадровый потенциал.
Материально-технические условия:
Школа имеет хорошую материально – техническую базу:
- 46 учебных кабинетов, площадью 1910 м2;
- 3 кабинета икт;
- музыкальный кабинет;
-актовый зал;
- спортивный зал и спортивные сооружения , стадион;;
- учебные мастерские (столярная, слесарная, обслуживающего труда);
-кабинет психолога;
- медицинский, процедурный и стоматологический кабинеты;
- библиотека и читальный зал;
- школьная столовая на 220 посадочных мест.
- музей;
-.видеокабинет;
- кабинет хореографии.
Материально-технические условия обеспечивают:
-
возможность достижения обучающимися установленных ФГОС требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
-
соблюдение:
- санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
- санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);
- социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
- пожарной и электробезопасности;
- требований охраны труда;
-своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
-
возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
Материально-техническая база реализации основной образовательной программы НОО в основном соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда в образовательном учреждении, предъявляемым к:
- территории образовательного учреждения (площадь, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование);
- зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса на ступени начального общего образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности);
-помещению библиотеки (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки);
- помещению для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
-помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, иностранными языками,
- актовому залу;
- спортивным залам, игровому и спортивному оборудованию;
- помещениям для медицинского персонала;
- мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;
- расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации).
Учебно-методические и информационные условия:
Основными нормативными документами, определяющими требования к учебно-методическим и информационным ресурсам образовательного учреждения начального общего образования, являются:
– Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе;
– коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Информационно – библиотечный центр оборудован тремя ПК, сканером, принтером, видеодвойкой, магнитофоном.
Фонд учебной литературы насчитывает 3494 экземпляра, художественной литературы – 9774 экземпляра, периодические издания – 12 наименований, мультимедийные издания – 190 экземпляров. Методическая литература составляет 11% от всего фонда (норма 8%).
Фонд учебной литературы в 2010г. был обновлён на 20%, за счет субвенций на сумму 72075,46 руб. и за счёт спонсорских (родительских) вложений на сумму 362708,90 руб., что позволило обеспечить обучающихся учебниками на 100%.
ПК оборудованы рабочие места секретаря, психологов, социальных педагогов, организаторов, библиотекарей, всех заместителей директора, учителей физики, биологии, истории, русского языка и начальной школы.
№ п/п
|
Компоненты оснащения
помещений начальной школы
|
Единицы
|
I
|
Учебно-методические материалы (учебно-методический инструментарий)
|
|
УМК (аннотированные перечни УМК) по предметам УП.
Аннотированные перечни цифровых образовательных ресурсов по предметам УП, внеклассному чтению.
Аннотированные перечни аудиозаписей, слайдов, видеофильмов по содержанию предметов УП.
Аннотированные перечни развивающих, обучающих, контролирующих игр.
База данных о лучших педагогических практиках в области начального общего образования.
База данных о лучших управленческих практиках в области начального общего образования
|
1
8
8
8
1
1
|
I
|
Технические средства
|
|
Компьютер с программным обеспечением, модемом, подключением к Интернету, находящийся в локальной управленческой сети, с ЖК-монитором.
Ноутбук
Принтер.
Сканер.
Телевизор с DVD- комплексом (караоке)
Музыкальный центр
Видеодвойка
Мультмедиапроекторы
|
48
395
16
6
1
8
1
7
|
Финансово-экономические условия:
Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату руководителям, педагогическим работникам, учебно-вспомогательному и младшему обслуживающему персоналу образовательного учреждения.
В норму рабочего времени педагогических работников при исчислении заработной платы, а соответственно и в стоимость бюджетной образовательной услуги входит аудиторная и неаудиторная занятость.
Расчет поощрительных выплат по результатам труда осуществляется на основе «Положения о стимулирующих надбавках за результативность и качества труда педагогических работников МОУ СОШ № 35» в соответствии с разработанными образовательным учреждением критериями, характеризующими качество обучения и воспитания.
Нормативно-правовое обеспечение ООП НОО
Реализацию образовательной программы обеспечивает ряд локальных нормативно-правовых документов:
-
Устав образовательного учреждения;
-
Положение об организации образовательного процесса;
-
Положение об инспекционно – контрольной деятельности;
-
Положение о промежуточной и итоговой аттестации, о системе оценок текущего и итогового контроля успеваемости обучающихся;
-
Положение об информационной среде образовательного учреждения;
-
Положение о школьной документации, в том числе и ведении электронных документов (журналов, дневников и т.п.);
-
Положение о сайте образовательного учреждения;
-
Положение о формах получения образования;
-
Положение о второй половине дня в ОУ;
-
«Положения о стимулирующих надбавках за результативность и качества труда педагогических работников»;
-
Должностные инструкции работников образовательных учреждений.
Программно-методическое обеспечение:
-
Учебные программы по предметам УП.
-
Авторские учебные программы.
-
План работы образовательного учреждения на учебный год.
-
Расписание учебных занятий по обязательной программе.
-
Расписание работы факультативов.
-
Расписание занятий по программам дополнительного образования.
-
Расписание индивидуальных занятий.
-
Комплекс материалов для диагностики качества обучения по предметам УП.
-
Материалы (базы данных) текущей, промежуточной итоговой аттестации учащихся по классам, в том числе в электронном виде.
-
Материалы (базы данных), отражающие динамику личностного развития учащихся по годам обучения.
-
Материалы (базы данных), отражающие динамику профессионально-личностного развития педагогов образовательного учреждения
Основная образовательная программа начальной школы разработана администрацией школы и рабочей группой начальной ступени обучения МОУ «СОШ № 35», рассмотрена и принята педагогическим и управляющим советами образовательного учреждения (протокол № _ от 15 апреля 2011 года).