Главная
страница 1

«День меча»



Либретто полнометражного художественного фильма

По мотивам повести Владимира Возовикова «Поле Куликово»

Шесть столетий назад произошло одно из величайших событий мировой истории – Куликовская битва, последствия которой до сих пор находят отражение в судьбах европейских и азиатских народов. На кровавой дороге встали русские полки, испокон веку прикрывавшие Европу от натиска страшной беды с Востока… Эта беда не определялась безусловно наличием врага в виде Золотой Орды; она воплощалась в разобщении и в связи с этим беспомощности перед авантюрными планами любого захватчика-самозванца.

Вопреки ожиданиям Мамая, это были не малочисленные дружины разобщенных удельных князей, - Москва объединила под своим знаменем силы многих уделов в одну сокрушительную военную мощь. Летописи и былины, сказания и песни немного донесли до нас о тех, кто вышел на бой в то памятное утро на Куликовом поле. Отдельные имена, отдельные скупые портреты князей и воевод, отдельные их слова... Но шесть веков не разделяют, а связывают нас с ними, потому что им мы обязаны тем, что есть у нас ныне наша земля, ее древние корни, ее неослабимая сила. Что история России, Европы и всего мира потекла с того дня так, а не иначе.

Русский народ не только уцелел, но и под железной пятой ордынского террора, вопреки вековому разобщению русских княжеств, выпестовал свою государственность.

И сегодня, в сложный переходный период, переживаемый Россией, очень важно напомнить людям о возможности выхода из любых самых сложных ситуаций, обращаясь к героическому прошлому нашего народа и к Святой Православной вере. Склоняя голову перед подвигом наших предков на Куликовом поле, русские люди издавна черпали в нем мужество, силу духа, - как и ныне черпаем мы в подвигах всех поколений, отстоявших в жестоких битвах наше Отечество.

В сценарии «День меча» широко освещена тема Православного подвига Русской Церкви, духовно возглавляемой преподобным Сергием, игуменом Троицы. Авторы фильма надеются, что смогут участвовать с помощью своей картины в возрождении нравственных идеалов, в воспитании в подрастающем поколении уважения к подвигам дедов и отцов.

Сценарий начинается с того, что мы видим пограничную деревеньку под названием Звонцы; август. На деревеньку нападает прибывший на рязанскую землю отряд татар во главе с высокопоставленным воинским чином. Нападению мешает отряд разведчиков-пограничников Московского князя во главе с Василием Тупиком. Взяв в плен татарского сотника, Тупик узнает от него, что Мамай подтягивает к границе свои наиболее сильные тумены, готовясь напасть в самое неподходящее время – осенью. Звонцовские мужики готовы отомстить татарам за разорение своих земель, но Василий советует деревне уходить…

В Московском Кремле, куда Тупик привез татарского разведчика, совещаются князья и воеводы. В жарком споре ничего так и не решается: одни советуют князю Димитрию немедленно собирать войско, чтобы самим напасть на Мамая, другие осторожно предлагают отослать в Орду дань, которую просит Мамай и которая неминуемо разорит русские земли. Князь Димитрий принимает решение – ехать за окончательным советом в Троицу, святую обитель игумена Сергия. По дороге он разговаривает с крестьянами, которые настроены решительно и считают, что смерть от татарского меча гораздо почетнее, чем от голода, который последует за «примирительной» данью. Игумен Сергий советует князю не медлить и в скором времени выступать в поход.

Так начинается история Куликовской битвы, показанная в сценарии «День меча». Московский князь Димитрий Иванович не является главным героем, поэтому все внимание зрителя будет приковано к Василию Тупику. Мы увидим встречу Тупика со своей невестой Дарьюшкой; эта встреча невесела. Князь снова посылает Василия под Орду, в Дикое поле, разведать степень готовности Мамая к походу на Русские земли. Дарьюшка напоминает Василию, что их свадьба назначена на 9 сентября. Они еще не знают, что 8-го состоится Куликовская битва, но так как это известно зрителям, то здесь возникает некое напряжение, продиктованное естественным вопросом – останется ли в живых Дарьюшкин нареченный…

И вот Тупик в разъезде. Перед ним – широкое Куликово поле на границе Рязанщины и Великой Степи.

Тем временем в Орду прибывает посол Московского князя - Захарий Тетюшков; он привозит дань Москвы в том размере, в котором она платилась всегда, и письмо князя Димитрия, в котором говорится, что это – все, на что согласно княжество Московское, и другой дани не будет. Разгневавшись, Мамай отвечает послу, что в таком случае он будет вынужден «примерно наказать улусника своего Митьку за непослушание»…

На следующий день Захарий становится свидетелем того, как к Мамаю приводят плененного Василия Тупика; Мамай предлагает Тупику обменять его на плененного самим Тупиком ордынского сотника, но тот не соглашается, и Мамай сажает его в яму.

В яме Василий знакомится с князем Хасаном, сыном русской княжны и татарского воеводы, и выясняется, что Хасан и есть тот самый разведчик, который должен был выйти к Тупику из Орды, и которого Тупик ждал на Куликовом поле. Хасан сообщает Василию сведения о передвижениях татарских тысяч и союзнических войск…

Димитрий Иванович дает первый смотр своим войскам на Девичьем поле под Коломной. Он в изумлении – перед ним пятьдесят тысяч, включая ополчение и рати удельных княжеств и городов. На пути к Куликову полю войско Димитрия пополнится еще тридцатью тысячами…

Василию и Хасану удается бежать из плена Мамая; они встречают войска Димитрия уже непосредственно вблизи места сражения – у переправы через Дон. Здесь происходит встреча Василия со звонцовскими мужиками, присоединившимися к ополчению, а также – со своей Дарьюшкой, едущей за войском в обозе целителей.

Снова долго совещается Димитрий с князьями и боярами – переходить Дон или нет. И снова последнее подоспевшее слово Сергия Радонежского становится решающим. Димитрий приказывает строить переправу для войск.

Ночь в канун 8-го сентября; время, когда служат всенощную по поводу празднования Рождества Богородицы. День Куликовской битвы пришелся именно на этот праздник. Димитрий и воевода Боброк объезжают ночное Куликово поле; здесь Боброк произнесет свои легендарные предсказания, основанные на вое волков и едва слышимых девичьих песнях, на плеске неспящих лебедей и потаенному подземному гулу… Где-то неподалеку у реки происходит в эту ночь последнее свидание Тупика и Дарьюшки.
Нет нужды описывать Куликовскую битву. Мы увидим ее глазами князя Димитрия, Тупика, Хасана, звонцовских мужиков и Дарьюшки, не успевающей обрабатывать раны и успокаивать умирающих. Звонцовские ополченцы – старик Таршила, паренек Николка, его погибший друг Юрка, Алешка Варяг и прочие – станут для нас образом всего войска, олицетворением страдания, самоотверженного героизма и… смерти самых близких друзей и родичей. Привезший умирающего Юрку в лагерь целителей Николка нечаянно сообщает Дарьюшке о том, что Василия Тупика видели с князем в передовом полку, и что, по слухам, князя нет в живых. Убитая горем девушка хочет броситься искать Василия, но находит в себе силы остаться и продолжать врачевать раны.

Князь Димитрий попадает в самое пекло сражения в тот миг, когда битва приближается к своей кульминации. Он ранен, его конь убит, и находящийся рядом с ним Тупик закрывает упавшего князя срубленной рядом молодой березкой и, смертельно раненный, падает на князя.

Наступает переломный момент, когда в спину «побеждающим» и уже начинающим мародерствовать татарам ударяет засадный полк во главе с Боброком и братом князя Димитрия Владимиром Серпуховским. Развернувшись, русские войска гонят татар в степь…

Долго разыскивают князя Димитрия – и наконец случайно находят его под телом верного Тупика.

На следующее утро, 9 сентября, перед нами – картина усыпанного телами поля. Оставшиеся в живых разыскивают своих убитых товарищей, попы тут же, на поле, служат панихиду. Князь Димитрий объезжает поле, встречаясь с теми, кто стал нам близок на протяжении всей истории: мертвыми звонцовскими мужиками, над которыми плачут оставшиеся в живых староста и двое пареньков, воинствующими монахами, над телами которых плачут выжившие, и, наконец, с лежащим поодаль от всех Тупиком. Над его телом неподвижно, накинув монашеский плат, сидит Дарьюшка. Сняв со своего пальца обручальное колечко, она надевает его на палец Василия, взяв себе его кольцо.
* * *
Московский Кремль. День. В распахнутые ворота входят сотни ратников. За белыми стенами и внутри – толпы народа. В воздух, наполненный ликующими кликами и колокольным звоном, летят шапки.

На белом Кречете въезжает в Кремль Димитрий. На крыльцо терема выбегает Евдокия и, сбежав со ступеней, припадает к запыленному сапогу государя.

Димитрий сходит с коня, по очереди обнимает детей. Княжич Василий бросается к дружине – Боброк держит в поводу бурого длинноногого, с рыжей щеткой пушистой гривы, стригунка.

Поверх дрожащего плеча княгини Димитрий смотрит в толпу.

Радостные орущие лица, летящие в синее небо шапки. Среди этих лиц – множество плачущих старых и молодых женщин.

В темном монашеском одеянии, со свечой в руке, темными глазами смотрит Дарьюшка перед собой.

Димитрий поспешно отпускает княгиню и торопливо всходит на крыльцо.

Москва, молодая, ликующая, бросающая в воздух шапки и голубей, сверкающая золотом белоснежных соборов… Люди тянут детей повыше, сажают на плечи – поглядеть на молодого государя, окруженного поредевшим кольцом воевод, большими ладонями прижимающего к коленям малолетних княжичей… Боброк хлопает стоящего рядом Хасана по спине, чтобы он поднял голову.

Разинув радостные рты или утирая слезы, или с молчаливым вопрошанием глядя на крыльцо, - толпа слушает Димитрия, протягивающего к ней руки.

Голос Сергия:

= … И была на Руси радость великая, но была и печаль большая по убиенным… Оскудела совершенно вся Русская земля воеводами, и слугами, и всяким воинством, и от этого был страх по всей земле Русской… Димитрий Иоаннович увековечил память убиенных на Куликовом Поле героев установлением их поминовения на все времена, пока будет жить Русская земля – во Димитриевскую субботу.

Запомните это, братья. Запомните и расскажите детям. Кто забудет – в том нет и никогда не было русского сердца…


* * *
Фильм «День меча» станет одним из тех проектов, которые привлекут внимание мировой общественности как яркое событие в российской культуре.

Фильм будет направлен на широкую зрительскую аудиторию, но в первую очередь – на подрастающее поколение.



Батальные эпизоды, лирические сцены, яркие картины быта средневековой Руси, - все это не оставит равнодушной как взрослую аудиторию, так и молодежь.


Смотрите также:
Либретто полнометражного художественного фильма По мотивам повести Владимира Возовикова «Поле Куликово»
71.01kb.
1 стр.
Бизнес плана Резюме проекта; Продукт. Создание полнометражного художественного фильма «Русь. Время мечей»
271.2kb.
1 стр.
Синопсис полнометражного художественного фильма лесорубы
36.54kb.
1 стр.
Синопсис полнометражного художественного фильма лесорубы
25.17kb.
1 стр.
«Меня зовут Маргарита» Синопсис полнометражного художественного фильма
82.56kb.
1 стр.
Сценарий полнометражного художественного фильма «виа гра для детей» Жанр: притча. Написан: июль 2010 года
208.68kb.
1 стр.
Сценарий полнометражного художественного фильма
587.72kb.
4 стр.
Урок внеклассного чтения в 8 классе по повести Владимира Тендрякова «Весенние перевёртыши» Тема. Взросление человека в повести В. Тендрякова «Весенние перевёртыши» Цели урока: Обучающая
45.68kb.
1 стр.
Скульптор из Бурятии Даши Намдаков награжден премией "Вера" Московского международного фестиваля "Традиции и Современность"
16.68kb.
1 стр.
Г в дирекцию киносетей и кинотеатров в связи с выпуском в кинотеатральный прокат 26 апреля 2012г художественного фильма «Уличные танцы 2 3D»
25.69kb.
1 стр.
Дополнение к списку сочинений, составленному П. Назаревским
63.35kb.
1 стр.
Либретто «Зебр» Группа вампиры
28.9kb.
1 стр.