Главная
страница 1
9 класс ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР (60 минут)

Задания №№ 1-5 оцениваются в 3 балла, №№ 6-19 - в 5 баллов, задание № 20 предусматривает развёрнутый ответ и оценивается в 15 баллов. Максимальная оценка – 100 баллов.



Задание 1. Дополните предложение:

Активная, целеустремлённая деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования, называется

_____________________________________________________________________

Правильный ответ: выживание.

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание 3 балла.

Задание 2. Дополните предложение:

Устрашение своих политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения, называется _____________________________________________________________________



Правильный ответ: террор.

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание 3 балла.

Задание 3. Обведите правильный вариант ответа:

Интенсивность землетрясения измеряется по шкале

РИХТЕРА МЕРКАЛИ

Правильный ответ: Меркали.

Оценка задания: Оценка за правильно выполненное задание 3 балла.

Задание 4. Обведите правильный вариант ответа:

Фотонное (электромагнитное) ионизирующее излучение, испускаемое при ядерных превращениях и распространяющееся со скоростью света, это

-излучение -излучение -излучение

Правильный ответ: -излучение.

Оценка задания: Оценка за правильно выполненное задание 3 балла.

Задание 5. Дайте определение понятию «здоровье»:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Правильный ответ: это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков.

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание 3 балла.

Задание 6. Расскажите, как насекомые помогают предсказывать погоду:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Правильный ответ:

Мухи перед хорошей погодой просыпаются рано и оживлённо жужжат. Если приближается ненастье, то они сидят тихо. Комары и мошки вьются столбом - будет хорошая погода, мошки лезут в лицо - будет дождь, комары кусают сильнее обычного - к грозе. Вечером сильно стрекочут кузнечики - завтра будет хорошая погода. Стрекозы летают большими стайками, нервно, низко и шуршат крыльями - через час-два будет дождь. Пчёлы ведут себя спокойно - будет хорошая погода, если заволновались и полетели к улью - к ненастью. В муравейнике входы открыты, видно оживлённое движение муравьёв - к хорошей погоде, если муравьи спешно закрывают входы и сами прячутся - в ближайшее время будет дождь.

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание 5 баллов.

Задание 7. Перечислите возможные источники опасности, которые могут подстерегать горожанина по сравнению с сельским жителем: ________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правильный ответ: 1) подвергается опасности как пешеход или водитель по дороге на работу или домой, поскольку, как правило, работает не рядом с домом; 2) практически не знает соседей, что увеличивает вероятность проникновения в дом и преступника и ухода его незамеченным; 3) периодически бывает в местах большого скопления людей (стадион, концерт), где возможно развитие паники, давки и т.д.; 4) стихийные бедствия в городе могут привести к более значительным последствиям ввиду тесной застройки; 5) подвержен воздействию неблагоприятно воздействующих на здоровье промышленных выбросов.

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание 5 баллов (по 1 баллу за каждый возможный источник опасности, но не более 5 баллов).

Задание 8. Укажите опасные факторы пожара, воздействующие на людей:

1_______________________________________________________________

2_______________________________________________________________

3_______________________________________________________________

4_______________________________________________________________

5_______________________________________________________________



Правильный ответ: открытый огонь и лучистые потоки, испускаемые пламенем; температура; токсичные продукты горения; потеря видимости вследствие задымления; понижение концентрации кислорода.

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание 5 баллов.

Задание 9. Установите соответствие:

Внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием; считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом
Отрицательно окрашенный аффект, вызываемый действительной или мнимой опасностью; может охватывать как одного, так и многих людей, и трудно поддаётся сознательному контролю

Состояние, выражающееся в безразличии, в безучастном отношении к происходящему, в отсутствии внешних проявлений эмоциональных реакций

Крайняя усталость, ослабление деятельности организма вследствие чрезмерно напряженной или продолжительной работы

АПАТИЯ


СТРАХ

ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ

ПАНИКА


Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание 5 баллов, по 1,25 за каждое правильно отмеченное соответствие.

Задание 10. Укажите характерные особенности взрыва:

1____________________________________________________________________

2____________________________________________________________________

3____________________________________________________________________

4____________________________________________________________________

Правильный ответ: 1) большая скорость химического превращения взрывчатых веществ, 2) большое количество газообразных продуктов взрыва, 3) сильный звуковой эффект, 4) мощное дробящее действие.

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание 5 баллов, по 1,25 за каждый правильно указанный пункт.

Задание 11. Закончите предложение:

Единица эквивалентной дозы облучения в СИ, равная 102 бэр, называется _____________________________________________________________________



Правильный ответ: зиверт (Зв)

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание 5 баллов.

Задание 12. Напишите, где и когда был запущен первый ядерный реактор: ____________________________________________________________

Правильный ответ: в США в 1942 году

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание 5 баллов.

Задание 13. Опишите, как можно с помощью коры, моха и лучин сделать факел, и для чего он может пригодиться: ________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Правильный ответ: Факел служит при необходимости как переносное хранилище огня. Для его изготовления нужно, прокладывая мох между тонкими длинными лучинами, плотно обернуть полученную конструкцию корой. Факел диаметром около 15 см и длиной 70 см будет хранить огонь около 6 часов.

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание 5 баллов.

Задание 14. Дайте определение понятию «карст»:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Правильный ответ: это явление, связанное с растворением природными водами горных пород (например, известняка или каменной соли); для него характерен комплекс подземных (пещеры, полости, ходы, естественные колодцы и поверхностных (воронки) форм рельефа, своеобразие циркуляции подземных вод, речной сети (исчезающей в подземных полостях) и озёр.

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание 5 баллов.

Задание 15. Перечислите, какие известные вам кишечные инфекции, вызванные микроорганизмами, могут передаваться через воду:

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Правильный ответ: холера, брюшной тиф, паратифы А и Б, дизентерия, гепатиты А и Е, туляремия, сальмонеллёз, псевдотуберкулёз.

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание 5 баллов (по 1 баллу за каждое правильно указанное заболевание, но не более 5 баллов).

Задание 16. Расположите в порядке убывания (по количеству в России) потенциально опасные объекты в нашей стране:


радиационно опасные

________

химически опасные

________

пожаро- и взрывоопасные

________

гидродинамически опасные

_______

Правильный ответ:

1 - пожаро- и взрывоопасные;

2 - химически опасные;

3 - гидродинамически опасные;

4 - радиационно опасные

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание 5 баллов.

Задание 17. Прочитайте рассказ очевидца:

«То лето было необычайно дождливым. Вечером жители услышали нарастающий низкий гул со стороны гор. Это был водяной вал высотой 5 м. Вода залила дворы, но быстро спала, и горожане отправились спать. Однако за водным потоком в сгустившейся тьме надвигался огромный тяжёлый вал из грязи, камней и поваленных древесных стволов. Вал грязи высотой с двухэтажный дом и шириной 200 м навалился на жилые кварталы и прошёл по городу из конца в конец. Дома рушились под напором грязевой стены, несущей в себе глыбы камня до 20 т. Некоторые дома были сорваны с фундаментов и плыли по гребню потока. В их окнах мелькали силуэты людей, мечущихся в панике…»



О какой разновидности ЧС идёт речь? ___________________________

Правильный ответ: сель.

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание 5 баллов.

Задание 18. Установите соответствие:

Опасные гидрогеологические явления шквалы .

Опасные геологические явления курумы .

Опасные агрометеорологические явления низкий уровень грунтовых вод .

Опасные гидрологические явления энзоотии .

Инфекционная заболеваемость с/х животных зажоры .



Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание 5 баллов. За каждое правильно указанное соответствие - по 1 баллу.

Задание 19. Укажите виды загрязнения биосферы (первая часть задания) и охарактеризуйте каждый из них (вторая часть задания):

ИНГРЕДИЕНТНОЕ ДЕСТРУКЦИОННОЕ

ЗАГРЯЗНЕНИЕ БИОСФЕРЫ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ БИОЦЕНОТИЧЕСКОЕ



  1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ________________________________________________________________

________________________________________________________________

Правильный ответ:

ИНГРЕДИЕНТНОЕ ДЕСТРУКЦИОННОЕ

ЗАГРЯЗНЕНИЕ БИОСФЕРЫ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ БИОЦЕНОТИЧЕСКОЕ



  1. Ингредиентное – поступление в биосферу веществ, количественно и качественно чуждых ей (вещества могут быть газо- и парообразными, жидкими, твёрдыми);

  2. Деструкционное – вырубка лесов, нарушение водотоков, карьерные разработки полезных ископаемых, дорожное строительство, эрозия почв, осушение земель, рост и развитие городов (урбанизация);

  3. Энергетическое – шумовое, тепловое, световое, радиационное, электромагнитное;

  4. Биоценотическое – воздействие на состав, структуру и вид популяции живых организмов.

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание 5 баллов, при этом первая часть задания оценивается максимально в 1 балл (по 0,25 за каждый правильно указанный вид загрязнения биосферы), а вторая часть задания оценивается максимально в 4 балла (1 балл за каждую правильно данную характеристику вида загрязнения).

Задание 20. Ознакомьтесь с рассказом студентки - зрительницы рок-концерта, проходящего на главной площади города R:

«Городок наш небольшой, известные артисты и музыканты здесь бывают редко, поэтому весть о рок-концерте на главной площади взбудоражила всю молодёжь. Я стала готовиться к концерту заранее: попросила у родственников дорогой фотоаппарат с качественной оптикой, обрезала ещё короче своё любимое «тусовочное» платье. Вечером я была неподражаема: высокий каблук, супер-макияж, платье, подчёркивающее безупречность моей фигуры – в общем, девушка-вампир. Ещё я позаботилась о том, чтобы раздобыть значки с разными рок-исполнителями и обвешать ими платье. На концерте, как мне показалось, собралась вся молодёжь города, все группировки. Все танцевали, кричали и прыгали. Невдалеке две группировки уже разбирались между собой, стала подтягиваться милиция, когда внезапно начался дождь. Через минуту он превратился в настоящий ливень с грозой и градом. Зрители бросились в сторону подземного перехода, и буквально в считанные секунды движение сотен людей приобрело неуправляемый характер. Остановить толпу было невозможно, люди кричали и падали, было просто ужасно! Мне стало очень страшно, я закричала и закрыла глаза. Меня толпой прижало к забору, я упала, потеряла фотоаппарат, сломала каблук и чуть не задохнулась. Домой я пришла грязная и оборванная, но мама сказала, что мне очень повезло, что не случилось чего-нибудь похуже…»



Охарактеризуйте данную ситуацию с точки зрения безопасного поведения при угрозе чрезвычайной ситуации социального характера.

Основные моменты, на которые школьник должен обратить внимание при оценке ситуации:

При перечислении правил безопасного поведения в толпе (заранее осмотреть место мероприятия и наметить пути отхода; при малейших признаках опасности (скандала, ненастья, провокаций, нарушений порядка) выйти из толпы на безопасное место; не стремиться быть в гуще толпы; в потоке людей держаться подальше от стёкол, лестниц, машин; не брать с собой острые предметы, дорогие вещи, аппаратуру, золотые украшения, папки, сумки, портфели; одежда должна быть из крепкой ткани, застёгнута на все пуговицы или на молнию, не надевать галстук и шарф; обувь должна быть без шнурков и высоких каблуков; одежда не должна быть вызывающей, желательно снять с неё различную символику; не брать плакаты на шестах; внимательно и с пониманием относиться к разумным требованиям и командам работников правопорядка; не паниковать; при падении сгруппироваться, закрыть голову руками и втянуть живот; при удобном случае или получении помощи вставать по ходу движения людей, помогая себе руками и отталкиваясь ногами) обратить внимание на те из них, которые были нарушены автором рассказа, и предположить, к каким ещё последствиям это могло привести.



Оценка задания: Проведённый анализ поведения в толпе оценивается максимальной оценкой в 15 баллов по следующим критериям:

  • знаниевый компонент правил безопасного поведения в толпе максимально оценивается в 10 баллов;

  • аналитическая грамотность в использовании и сравнении фактов и понятий в области защиты от чрезвычайных ситуаций социального характера, чёткость и доказательность основных положений анализа оценивается до 3 баллов;

  • самостоятельность суждения, смысловое единство, форма изложения оцениваются до 2 баллов.




Смотрите также:
9 класс теоретический тур (60 минут) Задания №№1-5 оцениваются в 3 балла
101.68kb.
1 стр.
Учебный год 9 класс Первый тур – тестовые задания. Время на выполнение – 60 минут
85.93kb.
1 стр.
I тур — 1 час 30 минут — (максимальная оценка — 85) Дайте краткое обоснование ряда (3 балла)
157.39kb.
1 стр.
Муниципальный этап всероссийский олимпиады школьников по географии Ханты-Мансийский автономный округ Югра 2011 2012 учебный год
26.82kb.
1 стр.
Олимпиадные задания по географии 7 класс Школьный тур
13.51kb.
1 стр.
Районная олимпиада по информатике (теоретический тур) Февраль 2006
168.94kb.
1 стр.
Школьный тур олимпиады по английскому языку 7 класс 2011-2012 уч год. Задание 1
54.13kb.
1 стр.
Задания, оцениваемые в 2 балла
54.35kb.
1 стр.
8 класс 2 тур (максимальное количество баллов – 100 баллов) Задания
47.48kb.
1 стр.
X международная дистанционная олимпиада «Эрудит» История 9 класс I тур Задания Задание №1 (20 баллов)
38.22kb.
1 стр.
1. Россия на рубеже XVI xvii веков
19.13kb.
1 стр.
Русский язык Задания 1 тур 10 класс Задание №1
83.23kb.
1 стр.