Календарно-тематическое планирование
уроков по Биологии
Классы 6 .
Учитель _Гараева Гульнара Ириковна
Количество часов всего 34 , в неделю 1 .
Плановых контрольных уроков 3 , лабораторных работ 12 , практических работ 2 .
Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138 с.
Учебник Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2011. – 176 с.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по изучению биологии
в 6-х классах общеобразовательных учреждений
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
1. Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);
2. Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
3. Приказа Департамента образования от 20.06.2007 года № 415 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»;
4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;
5. Учебного плана МОУ СОШ №1 МО «город Барыш» на 2008 – 2009 учебный год
6. Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина
7. Сборника нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-
М.: Дрофа, 2004.- 174с.
Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями
Для учащихся:
Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2006.
Для учителя:
1. Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
2. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 кл: Справ. пособие.- М.: Дрофа, 2004.
Изучение биологии на базовом уровне среднего ( полного ) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о живой природе и присущей ей законамерностях строений, жизнидеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
В инвариантной части учебного плана на учебный предмет федерального значения
« Биология» в 6 классе выделено 1 час в неделю, 1 час выделен за счёт регионального компонента.
C учетом этого составлено календарно- тематическое планирование на 68 часов, включающее вопросы теоретической и практической подготовки учащихся и реализацию национально - регионального компонента.
Календарно - тематический план по объему скорректировано в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования и требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников средней школы.
Количество часов распределено следующим образом
№ п/п
|
Н а з в а н и е р а з д е ла
|
К о л и ч е с т в о ч а со в
|
п о п р о г р а м ме
|
п о К Т П
|
1
|
Введение
|
1
|
1
|
2
|
Строение и свойства живых организмов.
|
23
|
24
|
3
|
Жизнедеятельность организмов.
|
33
|
34
|
4
|
Организм и среда. Природные сообщества
|
4
|
4
|
|
ИТОГО
|
61
|
63
|
|
Резервное время
|
|
5
|
Календарно-тематическое планирование
№ п\п
|
Наименование темы, урока
|
Кол-во часов
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
|
Лаборатор-ные
работы, практиче-ские работы, демонстра-ции
|
Региональ-ный компонент
|
Контроль знаний
|
Домашнее задание
|
Примеча-ние
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
Тема 1. Строение и свойства живых организмов
|
24
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
Многообразие живых организмов, их основные свойства
|
1
|
Живые организмы
|
Называть царства живой природы
|
|
Многообразие живых организмов Ульяновской области
|
Фронтальный
|
с.6 – 7
Рабочая тетрадь № 1,4
|
|
2
|
Основные свойства живых организмов
|
1
|
Признаки живых организмов; их проявление
|
Называть признаки живых организмов, их значение.
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов
|
|
|
Поурочный
|
с.8 – 10, вопросы 9, 12 с.11, «Подумайте»
|
|
3-4
|
Строение растительной клетки.
|
2
|
Клетка –элементарная частица живого. Строение растительного организма. Строение клетки. Строение и функции ядра
|
Распознавать и описывать основные части и органоиды клетки растений.
Выделять особенности ядра
*Доказывать, что клетка – элементарная частица живого
|
Лабораторная работа №1. Строение растительной клетки
|
|
Индивидуаль-ный.
Лабораторная работа
|
П.3 о раститель-ной клетке
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
5-6
|
Строение животной клетки.
|
2
|
Клетка –элементарная частица живого. Строение животного организма. Строение клетки. Строение и функции ядра
|
Распознавать и описывать основные части и органоиды клетки животных.
Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов
Сравнивать клетки растительного и животного орга-низма и делать выводы на основе сравнения
|
Лабораторная работа №2. Строение животной клетки
|
|
Тестирование.
Лабораторная работа
|
П.3 о животной клетке
|
|
7-8
|
Химический состав клетки.
|
2
|
Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества, органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки
|
Различать: неорганические и органические вещества клетки.
Называть:
-неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки;
-органические вещества, их роль в жизнедеятель-ности клетки
|
Лабораторная работа №3 «Определение состава семян»
|
|
Самостоятель-ная работа, лабораторная работа
|
п.2, № 10 Р.т.
|
|
9
|
Деление клетки.
|
1
|
Деление клетки как основа роста и развития живого организма.
Митоз, сущность и биологическое значение
|
Называть структуры клетки, участвующих в делении, роль хромосом.
Распознавать и описывать стадии деления клетки
|
|
|
Поурочный
|
п.4, с. 25 – 26, вопр.1 -6
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
10
|
Мейоз и его биологическое значение
|
1
|
Мейоз, сущность и биологическое значение
|
Называть структуры клетки, участвующих в делении, роль хромосом.
Распознавать и описывать стадии деления клетки
*Сравнивать два типа деления клеток – митоз и мейоз между собой
|
|
|
Индивидуаль-ный.
Самостоятель-ная работа
|
п.4, до конца, вопр.10 с.28
«Подумайте»
|
|
11-12
|
Ткани растений.
|
2
|
Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений (образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения
|
Давать определение ткань.
Называть типы тканей растений; функции тканей растений.
Различать типы тканей растений.
Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани растений
|
Лабораторная работа №4 «Ткани растений»
|
|
Фронтальный.
Лабораторная работа
|
п.5, с.29 – 31, №21 Р.т.
|
|
13
|
Ткани животных: эпителиальная и соединительная.
|
1
|
Строение организма животного: ткани. Типы тканей: эпителиальная, соединительная, их строение и функции
|
Называть типы тканей; функции тканей животных.
Различать типы тканей животных.
Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани животных
|
|
|
Поурочный
|
п.5, с.33
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
14
|
Мышечные ткани.
|
1
|
Строение организма животного: ткани. Типы тканей: мышечные, их строение и функции
|
Называть типы тканей; функции тканей животных.
Различать типы тканей животных.
Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани животных
|
|
|
Поурочный
|
п.5, с.34
|
|
15
|
Нервная ткань.
|
1
|
Строение организма животного: ткани. Типы тканей: нервная, их строение и функции
|
Называть типы тканей; функции тканей животных.
Различать типы тканей животных.
Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани животных
|
Лабораторная работа № 5
«Ткани животных»
|
|
Письменный.
Лабораторная работа
|
п.5, с.34,
№22 Р.т.
|
|
16
|
Органы цветковых растений. Корень.
|
1
|
Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы.
|
Давать определение понятиям ткань, орган.
Называть органы цветкового растения; типы корневых систем.
Распознавать и описы-вать на таблицах орга-ны цветкового растения – корень и корневые системы
Изучать биологические объекты – органы цвет-ковых растений
|
Лабораторная работа №6
|
|
Индивидуаль-ный.
Лабораторная работа
|
п.6, с.36-39, №26 Р.т.
|
|
17
|
Побег.
|
1
|
Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья
|
Давать определениям понятиям: побег, вегетативные органы.
Называть органы цветкового растения.
Изучать биологические объекты – органы цветковых растений
|
Лабораторная работа №7
«Строение побега»
|
|
Индивидуаль-ный.
Лабораторная работа
|
п.6, с.40 – 43, № 27, 28 Р.т.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
18
|
Цветок и плод.
|
1
|
Цветок, его значение и строение. Соцве-тия. Плоды: значе-ние и разнообразие.
|
Давать определение понятиям: репродуктивные органы.
Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растений.
Описывать многооб-разие соцветий.
Распознавать и описывать органы цветкового растения.
Изучать биологические объекты – органы цветкового растений.
|
Лабораторная работа № 8
«Строение цветка»
|
|
Индивидуаль-ный.
Лабораторная работа
|
п.6, с.44 – 46, вопр 10 – 12 с.49
«Подумай-те»
|
|
19
|
Строение семян, их функции.
|
1
|
Строение семян двудольных и одно-дольных растений
|
Давать определение понятиям: двудольные и однодольные растения.
Распознавать и описывать органы цветкового растения.
Изучать биологические объекты – органы цветкового растений.
|
Лабораторная работа № 9
«Строение семян»
|
|
Индивидуаль-ный.
Лабораторная работа
|
п.6, весь
№32,33 Р.т.
|
|
20-21
|
Органы и системы органов животных.
|
2
|
Строение организма животного: системы органов (пищеварительная, кровеносная, дыха-тельная, выделитель-ная, опорно-двига-тельная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции
|
Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов.
Называть: органы и систе-мы органов животных; функции органов и систем органов животных.
Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов живот-ных.
Находить в тексте и других источниках информацию об органах и системах органов животных
|
|
|
Тестирование.
Самостоятель-ная работа
|
п.7
№ 41,43 Р.т.
|
|