Главная
страница 1страница 2 ... страница 23страница 24


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

УПРАВЛЕНИЕ

ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ


ЗАКОН И ПОРЯДОК

(к 130-летию уголовно-исполнительной системы)

Ярославль


2009

К ЧИТАТЕЛЮ
Дорогие друзья!
Сейчас вы держите в руках уникальное по своей сути издание – книгу об уголовно-исполнительной системе России. Долгое время в нашей стране была закрыта тема об исполнении уголовного наказания, и в Ярославской области первая попытка публикации по данной теме была предпринята в 2004 году, с изданием юбилейной книги УИН Минюста России по Ярославской области «Приговор приведен в исполнение (к 125-летию УИС России)». Настоящее издание дополнит некоторые пробелы предыдущей книги и покажет читателю в полном объеме все особенности исполнения наказаний на примере Ярославского региона.

130 лет назад начался отсчет официальной истории уго­ловно-исполнительной системы Российского государства. Именно 12 марта 1979 года считается датой основания Главного тюремного управления России. Уголовно-исполнительная система - неотъемлемая часть правоохранительных органов правового государства. Изменения в политике любого государства непременно сказываются на деятельности судебно-правовой системы в целом.

Переход к демократическому обществу существенно из­менил стратегические задачи уголовно-исполнительной сис­темы: вместо возмездия осужденным за причиненное ими зло, отношения к ним как к бесполезной массе взят курс на следо­вание международным стандартам в области прав человека, отношение к осужденному как к личности. Были поставлены задачи по приведению уголовно-исполнительной системы в соответствие с европейскими стандартами в области прав человека, встраиванию нашей системы в общеевропейскую.

Результаты работы очевидны: значительно повысился авторитет российской уголовно-исполнительной системы, из­менения в практике и условиях содержания лиц, находящихся в изоляции от общества, получили высокую оценку у право­защитников и руководителей пенитенциарных администраций стран — членов Совета Европы.

В нашем Управлении работают самоотверженные, инициативные, трудолюбивые люди, настоящие профессионалы. Служба в уголовно-исполнительной системе всегда была непростой, интересной и благородной. И ее сотрудники, помня о чувстве долга, во все времена успешно решали поставленные задачи. В УФСИН и подразделениях много сотрудников, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, в том числе неоднократно, заслуживших по праву государственные и ведомственные награды.

В 1998 году УИС России была передана из ведения МВД в Министерство юстиции России. 10 лет были непростым временем: в конце 90-х годов ХХ века, при передаче системы из одного ведомства в другое, практически отсутствовало финансирование, медицинское и коммунально-бытовое обеспечение, вещевое довольствие. Нередко сотрудникам УИС приходилось передавать свои зарплаты на обеспечение спецконтингента.

Сотрудники нашей системы, продолжая лучшие традиции предыдущих поколений, на практике показывают, что уголовно-исполнительная система страны является одним из важнейших правоохранительных институтов государства.

Руководство и коллектив УФСИН России по Ярославской области поздравляют всех работников и ветеранов уголовно-исполнительной системы со 130-й годовщиной уголовно-исполнительной системы России. Особую благодарность хотелось бы выразить сотрудникам УИС, которые остались верными своему делу, перенесли все тяготы и сложности службы. Уверен, что и в дальнейшем сотрудники нашего управления будут верными Присяге, покажут примеры личного мужества и верности гражданскому долгу, с честью и достоинством продолжат выполнение своих нелегких обязанностей!

Сердечно поздравляю всех сотрудников УИС Ярославской области со 130-летием уго­ловно-исполнительной системы Российской Федерации!
Начальник УФСИН России

по Ярославской области

Запруднов Н.А.

ВВЕДЕНИЕ
Наверное, мало кто не согласится с утверждением, что преступники существовали всегда – будь то первобытнообщинное общество или капиталистическое. На любой стадии развития человечества находились люди, попирающие и нарушающие общепринятые нормы и законы.

Но и меры пресечения правонарушений в той или иной форме присутствовали всегда, получив свое законодательное подтверждение практически одновременно с зарождением гражданского общества. Вспомним законы Древнего Египта, Греции и Рима, Византийской империи.

Наказание является непременным элементом карательной политики государства. В широком плане понятие наказания можно определить как средство принуждения, в котором реализуется степень неодобрения поведения личности в виде конкрет­ного ограничения объема гражданских правоотношений, причинения определенных лишений и страданий лицам, в отношении которых оно при­меняется. Уголовное наказание – принудительная мера закона, в которой со стороны государства выражена оценка преступного деяния и определен конкретный объем правовых ограничений.

Мощнейшим рычагом государственной власти в борьбе против преступных элементов и несогласных с ее политикой был и остается карательный аппарат, так как, разрабатывая общие основополагающие принципы своего существования, государство не может ограничиться лишь их декларацией.

Постепенно, изменяясь в соответствии с веяниями времени, карательный аппарат оформился в четкую структуру.

Во второй половине XIX – начале ХХ вв. она включала в себя организацию уголовного и политического сыска, судебную и уголовно-исполнительную систему. Постепенно развиваясь и модернизируясь в соответствии с веяниями времени, правоохранительный аппарат оформился в четкую структуру, которую условно можно подразделить на три составляющих: розыск преступника, суд над ним и исполнение наказания. Все эти три элемента неразрывно связаны между собой. В данном издании мы остановимся на истории уголовно-исполнительной системы России как самостоятельной единице.

История развития системы наказаний в Российской империи свидетельствует о стремлении властей решать вопросы защиты господствующих в обществе отношений, поддержания правопорядка главным образом путем насилия и устрашения. Эволюция системы была связана с постоянным возрастанием роли мест заключения в осуществлении карательной политики государства.

Обращение к практике исполнения уголовных наказаний дает возможность составить определенное представление о том, каких затрат и усилий стоило государству обеспечение реализации приговоров в отношении осужденных к лишению свободы. Исследование деятельности тюремной системы в историческом аспекте позволяет сделать вывод о роли государства и его возможностях в обеспечении цивилизованного развития учреждений, исполняющих уголовные наказания. В нашей работе мы попытались представить картину вышеперечисленных явлений на региональном уровне, используя материалы одной из центральных и исторических значимых губерний России – Ярославской.

Вторая половина XIX – начало XX века были переломным периодом в истории всей страны. Это было время преобразований, реформ и контрреформ, процессов, которые затронули все стороны общественно-политической и социальной жизни государства, когда правительство стало уделять карательному аппарату большее внимание. Во многом, поэтому данный период интересен для исследования реализации правовой системы, как в центре, так и на местах. Тем не менее, в нашей книге мы постараемся показать и остальные периоды истории пенитенциарной системы, в том числе и ее реформирование на современном этапе развития Российского государства.

Целью настоящей работы является не только раскрытие основных изменений в системе тюремных учреждений Ярославского региона, наращивания и расширения масштабов их деятельности в связи с общей политической и социальной ситуацией в России, но и вопросов влияния внутренней политики в целом на развитие местных уголовно-исполнительных органов. Исследование построено на основе широкого круга опубликованных и архивных источников, значительная часть которых вводится в научный оборот впервые. Постановка темы предполагает и конкретные задачи данной книги:



  • показать, как преобразования общероссийского масштаба затронули местные органы УИС на примере Ярославской губернии и способствовали многочисленным изменениям в системе этих органов;

  • проанализировать, как вышеназванные процессы обусловили круг задач, способы и методы деятельности карательного аппарата на местах;

  • раскрыть, в какой степени проводившиеся реорганизации центральных органов одного из основных силовых ведомств влияли на изменение компетенции, подчиненности уже существовавших и вновь созданных местных учреждений;

  • введение в оборот ранее неопубликованных источников, выявление наиболее достоверных источников, источников неофициального происхождения;

  • анализ «человеческого фактора» в проведении преобразований на местах и функционировании конкретных правоохранительных структур, а также его влияние на развитие преступности в целом.

Научная новизна юбилейного издания Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ярославской области состоит в том, что данная тема на протяжении длительного времени была мало изучена. В настоящей работе был использован большой круг опубликованных и неопубликованных источников, часть из которых впервые вводится в оборот.

Поскольку исследование вопросов правоохранительной системы в царской России многие годы не проводились, работники органов охраны порядка, за редким исключением, не располагают знаниями в области истории развития карательного аппарата России, его основного содержания, роли в обеспечении правопорядка.

Знание истории развития исследуемой системы сегодня необходимо для того, чтобы правильно понять и оценить истинные цели и задачи реализации карательной политики российского государства.

Одной из причин, определяющих необходимость издания книги по истории пенитенциарной системы, является то, что она недостаточно исследована как в дореволюционной, так и советской и постсоветской исторической литературе. Если история центральных органов охраны порядка представлена в исследовательской литературе, то обобщающих работ по истории формирования и деятельности местных органов правоохранения, за редким исключением, в научной литературе практически не существует. Отсутствует подобная работа и для такого заметного в истории России региона как Ярославский.

В последние годы был издан ряд работ по отдельным силовым ведомствам; эти труды как правило приурочены к юбилейным датам, однако по истории пенитенциарной системы есть только одно опубликованное исследование, подготовленное УИН Минюста России по Ярославской области ("Приговор приведен в исполнение (к 125-летию УИС России)"), в котором последовательно рассматривалась история тюремных учреждений Ярославского края. В настоящем издании была предпринята попытка дополнить и расширить уже опубликованные данные в связи со 130-летием указанного ведомства.

Еще одной проблемой в плане подготовки данного издания является то, что на волне Февральской и Октябрьской революций недовольные политикой царского правительства одновременно с освобождением многих преступников (причем не только политических) уничтожили значительную часть архивов сыскных, судебных и уголовно-исполнительных органов. Именно поэтому целью настоящей работы является более глубокое изучение данного вопроса и обобщение сохранившего фактического материала.

В настоящем исследовании впервые была предпринята попытка обобщить обширный источниковый материал и представить историю формирования и деятельности местных органов УИС достаточно объективно. Исследование проведено на материалах одной из центральных регионов России, – Ярославского, – который всегда играл значительную роль в политическом и социально-экономическом развитии страны, добавим, что пример функционирования органов силовой власти в Ярославле являет собой типичный образец для всех губерний Центральной России второй половины XIX – начала XX в.

В ходе работы над книгой в научный оборот был вовлечен широкий круг архивных материалов, касающихся не столько центральных, но, в большей степени, местных органов УИС. Основное внимание было перенесено на анализ деятельности периферийных правоохранительных органов на фоне деятельности их центральных структур.

Начиная с Х1Х века правительство России стало еще больше внимания уделять карательному аппарату страны. Карательная политика государства являлась одним из важнейших инструментов, обеспечивающих стабильность, разрешение общественно-политических и экономических противоречий, поддержание установленного законами правопорядка.

Стоит отметить, что практически все существующие исторические труды по интересующей нас проблематике касаются только общих моментов организации деятельности тюремного ведомства в дореволюционной России, при этом делается упор преимущественно на деятельность центральных органов управления.

В дореволюционной историографии особо можно выделить две крупные работы, носившие описательно-справочный характер и касающиеся истории центральных и местных органов сыска – «Русское государственное право» и «Сборник кратких сведений о правительственных учреждениях». Оба этих труда представляли собой попытку обобщить накопленный к концу 80-х гг. Х1Х века опыт изучения вопроса о работе карательных органов. Одновременно они являются важным источником, который позволяет современным исследователям выяснить сущность государственной власти России, правительственных учреждений, отдельных его звеньев, в частности, органов пенитенциарной системы.

На рубеже XIX–XX вв. вышли работы, в которых анализировались основы российской тюремной системы – это труды И.Я. Фойницкого «Учение о наказании в связи с тюрьмоведением» и С.В. Познышева «Очерки тюрьмоведения». Они непосредственно касались истории центральных тюремных органов и функций карательного аппарата.

В целом, обратившись к работам дореволюционных историков и юристов, можно констатировать, что они имели несомненные достижения, однако исследователи, излагая хронологию событий, как бы скользили по ним, не касаясь основных противоречий периода реформ 60-70-х гг. XIX в., определивших в конечном счете содержание и форму преобразований юстиции. Рассматривая законодательство в «саморазвитии», авторы не ставили цель показать реформы в области правоохранения в связи с социально-экономическими и политическими переменами. Оставался невыясненным механизм взаимодействия всех реформ.

Следует отметить еще одну особенность дореволюционных публикаций по отдельным аспектам преобразований в области судопроизводства. Они писались «на злобу дня», имели не только и не столько научное, но и публицистическое значение, агитируя «за» или «против» нововведений в условиях борьбы сторонников и противников реформ, продолжавшейся до 1917 г. Это противоборство сказалось на подходе к исследованиям, авторы которых стремились утверждать или отрицать необходимость преобразований, подчиняя (вольно или невольно) этой цели анализ и оценки.

Дореволюционными историками был собран достаточно большой фактический материал по истории государственных учреждений, в том числе правоохранительных органов, и их исследования были все-таки заметным вкладом в историю изучения государственного аппарата России.

На протяжении многих десятилетий тюрьмоведение рассматривалось в качестве составной части уголовного права. Такой позиции придерживались виднейшие российские ученые-правоведы Н.С. Таганцев, И.Я. Фойницкий, С.В. Познышев. Уже в советское время особое внимание уделялось вопросам, касающимся содержания правотворчества российского государства в сфере формирования системы уголовных наказаний. По истории пенитенциарной системы в России особо выделяются труды заслуженного деятеля наук, профессора М.Н. Гернета «История царской тюрьмы», «Моральная статистика».

В капитальном пятитомном исследовании «История царской тюрьмы» автором глубоко и убедительно раскрыта сущность тюремной политики царской России, тюремная система и режим мест заключения. Особый интерес в свете проблем, затрагиваемых в нашей книге, представляет раздел исследования М.Н. Гернета по истории Главного тюремного управления, образованного 12 марта 1879 г. (13 декабря 1895 г. оно было передано из ведомства МВД в подчинение Министерству юстиции и находилось в его составе вплоть до свержения самодержавия). В 3-м томе научного труда М.Н. Гернета достаточно полно описан период с 1861 по 1917 гг. для центральных государственных учреждений, в то же время местным органам и здесь практически не уделяется внимания.

Огромное значение с точки зрения фактического материала, – здесь представлена хорошая подборка статистических данных, – имеет работа М.Н. Гернета «Моральная статистика», вышедшая в 1922 г.

В монографии Р.С. Мулукаева 1964 года, – «Полиция и тюремные учреждения дореволюционной России», – был показан процесс развития и функционирования органов внутренних дел и тюрем Российской империи, автор анализирует основные направления деятельности органов правопорядка, отдельных звеньев указанной системы, серьезное внимание уделяется характеристике основных направлений ее деятельности, поскольку без этого нельзя показать историю пенитенциарной системы в действии, в динамике. Что касается методологических подходов раскрытия темы, то автор руководствуется принципом историзма. Имеется в виду, прежде всего, что история органов внутренних дел и пенитенциарной системы рассматривается в тесной взаимосвязи с общеисторическими процессами, социально-экономической и политической обстановкой в стране и конкретных исторических условиях. Это позволило автору дать объективный анализ места и роли правоохранительных органов в государственном механизме в целом. Аналогичные проблемы рассматриваются в составе учебных пособий о структуре и деятельности тюремной системы в дореволюционной России.

Важное значение имели работы, посвященные истории силовых ведомств – МВД, Министерства юстиции и родственных им государственных учреждений. В этой связи особое место занимают монографические исследования обобщающего значения Н.П. Ерошкина «Самодержавие накануне краха» и «История государственных учреждений дореволюционной России». Здесь рассматриваются проблемы истории государственности России в период абсолютизма, дается характеристика ее основных политических институтов. Определенное место уделено вопросам подготовки и проведения реформ в области управления. Значительная часть его исследований посвящена развитию и реорганизации силовых министерств и ведомств. Не остается без внимания и вопрос собственно становления силовых государственных структур, причем автор отмечает, что перестройка центрального управления в России проходила не без влияния удачного опыта учреждения министерств во Франции.

Автором отмечается, что принцип единоначалия, бюрократическая иерархия должностных лиц, оперативность их деятельности, четкость организации и делопроизводства министерств отвечали интересам самодержавия до самого его краха. В целом, весьма содержательные работы Н.П. Ерошкина, построенные на анализе широкого круга источников, представляют несомненный интерес в связи с целями нашего исследования, поскольку автор определил и обосновал основные этапы деятельности министерств, в том числе Министерства юстиции и Министерства внутренних дел, в составе которых в разные периоды истории России находилась и уголовно-исполнительная система.

В 1980-1990-х гг. увидели свет монографии Н.Н. Ефремовой, посвященные истории Министерства юстиции Российской империи. Эти работы охватывают весь период существования Министерства юстиции Российской империи – с момента его учреждения в 1802 г. и до 1917 г., когда оно было ликвидировано.

Исследование Т.У. Воробейковой и А.Б. Дубровиной охватывают весьма широкий круг вопросов, а именно: преобразование административно-полицейского аппарата, суда и тюремной системы России во второй половине XIX века, предпосылки, вызвавшие проведение буржуазных реформ в России в 60-70-е годы XIX века, сущность преобразований в сфере правоохранительных органов, с точки зрения их направленности на усиление борьбы царского самодержавия с нараставшим революционным движением.

Данная работа интересна прежде всего тем, что в ней четко обозначена система: сыск – суд – исполнение наказаний, вместе с тем предвзятое отношение советской историографии к царской власти в целом не позволяет принять выводы авторов безоговорочно и в полном объеме, поскольку многие факты подменяются историками в данном исследовании на анализ и собственное видение по тому или иному вопросу.

Социо-культурные и философские аспекты проблемы создания «идеальной тюрьмы» в свете реформ XIX века рассматривались в работах известного российского правоведа А.И. Исаева.

С 1990-х годов активно издавались учебные пособия по теории государства и права с точки зрения российских особенностей, ее полицейских и тюремных структур, а также истории развития правовой мысли.

Современные отечественные историки и правоведы в своих работах затрагивали широкий круг вопросов, в том числе касающихся изменений в структуре и деятельности пенитенциарной системы имперской России.

Анализ указанных работ позволяет сделать вывод о том, что все общие тенденции российской действительности нашли свое отражение в практике Ярославской губернии, в том числе это касается преобразований тюремных органов. При этом пример Ярославского края весьма типичен именно для губерний Центрального района России и позволяет судить о том, как в провинции сочетались общие черты и местные особенности исторического развития государственного аппарата.

В 1990-х годах вышли работы М.Г. Деткова «Наказание в царской России» и «Тюрьмы, лагеря и колонии России». В них достаточно полно и всесторонне изложены основное содержание и направление деятельности пенитенциарной системы Российского государства в различные периоды ее существования. Отдельные положения в его трудах далеко не бесспорны, в ряде случаев характерна ориентация на традиции советской системы. И это естественно, поскольку эта система в течение почти 40 лет его работы в органах внутренних дел, позднее доктора юридических наук, профессора, формировала его взгляды и убеждения.

По своему характеру и содержанию с работами М.Г. Деткова схожи опубликованные также в 1990-х гг. сборники «Органы и войска МВД России» и «Организация надзора в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», авторами-составителями которых являются сотрудники НИИ МВД и руководящий офицерский состав МВД. Попытка представить пенитенциарную систему до 1917 г. представлена в различных учебных пособиях, составленных в различных российских регионах для студентов юридических институтов.

Вопросам тюрьмоведения были посвящены специальные научные конференции: обсуждались уголовно-исполнительная система России на протяжении весьма широкого периода (с X в. до настоящего времени) с точки зрения историков, гуманитариев и правоведов; исследователи посвятили свою работу 125-летию учреждения Главного тюремного управления; проблемы истории и современного состояния пенитенциарной преступности обсуждались в ходе Всероссийской межведомственной научно-практической конференции во Владимире в 2002 г., годом раньше здесь же обсуждались вопросы карательной политики царизма в годы революционной ситуации.

В последние десятилетия широко развернулась исследовательская работа по определению основных понятий и направлений в деятельности уголовно-исполнительной системы в пореформенной России, истории организации тюремных учреждений и кадровой политики, анализировались причины и последствия движение за гуманизацию в отношении содержания арестованных и тюремная реформа 1879 г.

Проводились исследования региональных особенностей в системе исполнения наказаний в дореволюционной России: ученые уделяли внимание вопросам политики царского правительства в отношении как общеуголовных, так и политических преступников, каторжному режиму, положению женщин и детей в царских тюрьмах, вопросам финансово-хозяйственной деятельности учреждений, и многому другому. Большинство подобных работ посвящено главному сосредоточению исполнения наказаний населения России, «тюремному краю», – Сибири, а также Оренбургской, Тамбовской, Новгородской, Симбирской губерний.

Из последних изданий следует особо отметить труд Б.Н. Миронова «Социальная история России периода империи». Это первое в мировой историографии обобщающее, фундаментальное исследование по социальной истории России с конца ХVIII в. до начала 1917 г. Под новым углом зрения автором был рассмотрен широкий круг проблем, в том числе наказание и пенитенциарная система, преступность в России в ХIХ – начале ХХ в.

Итак, как показал историографический обзор, анализ различных аспектов деятельности пенитенциарной системы имперской России продолжает оставаться актуальной темой современных исследований. Широкое по тематике изучение истории правоохранительных органов не затронуло, однако, такого важного в политическом и социально-экономическом смысле региона Центральной России, как Ярославская губерния. Такое положение вещей позволяет сделать вывод об актуальности пенитенциарной тематики как на местном, так и на общероссийском уровне.

При исследовании вопроса о тюремном аппарате России в историческом аспекте были использованы материалы Ярославской губернии, в частности, документы Государственного архива Ярославской области (ГАЯО), а также опубликованные источники. Эти материалы можно разбить на несколько групп.

К первой группе источников относятся документы центральных органов власти и управления (законодательные документы). Сюда входит, прежде всего, Полное собрание законов Российской империи (далее – ПСЗ). Этот сборник документов, издававшийся с 1832 г., включает в себя материалы, касающиеся как центральных, так и местных органов сыска, суда и уголовно-исполнительных органов: циркуляры, приказы, распоряжения, отчеты. Помимо собственно законодательных актов во II-е и III-е собрания ПСЗ (1825-1881 и 1881-1913 гг. соответственно) вошли дополнения к ним, утверждавшие штаты учреждений, табели, рисунки форменной одежды и проч. Эти документы позволяют определить не только структуру управления правоохранительных органов, но и их функции.

Сюда же можно отнести и «Отчеты о деятельности Ярославской губернской тюремной инспекции».

Ко второй группе можно отнести делопроизводственные документы, в основном, это архивные материалы из фондов ГАЯО. Делопроизводственные документы – основной источник по истории России ХIХ – начала ХХ в. Для них характерно то, что они образовались в деятельности государственных учреждений, система которых с начала ХIХ в. имела четкую и относительно стабильную организацию, были оформлены в хорошо налаженном делопроизводстве и, наконец, вполне удовлетворительно сохранились. Все это делает их доступными для использования в качестве исторических источников.

В данной группе источников прежде всего, следует выделить документы Ярославской губернской тюремной инспекции, Ярославского исправительного арестантского отделения, Ярославской временно-каторжной тюрьмы (фонды № 335, 337, 338 соответственно). Это материалы первоочередной важности при исследовании истории местных органов уголовно-исполнительной структуры Российской империи.

Используя отчеты по тюремному ведомству, можно достаточно точно восстановить не только структуру местных органов пенитенциарной системы России, но также достаточно четко составить представление о тюремном быте заключенных, финансовых расходах и доходах, профессионализме сотрудников учреждений, исполняющих уголовные наказания в дореволюционной России, и в целом понять политику царского правительства в сфере пенитенциарных преобразований.

Довольно любопытны материалы о праздновании 300-летнего юбилея во временно-каторжной тюрьме «Коровники» (г. Ярославль), ярко демонстрирующие отношение заключенных к царствующей династии, а также документы из личных дел начальников этого учреждения.

Важное значение для нашей темы имеют воспоминания. В нашем случае – воспоминания А.Д. Цветкова и Ясюкевича о ярославском централе («Коровниках»). Это ценные источники информации, дающие сведения о тюремном быте, хотя и несколько субъективные, в силу того, что авторы находились «по ту сторону закона», то есть отбывали наказание.

Воспоминания, как правило, отражают те вопросы, которые чаще всего оставались за рамками официальных документов. Они дают возможность получить представление о конкретных личностях, так или иначе связанных с деятельностью правоохранительных органов, их эмоциях, чувствах, впечатлениях. Известная же тенденциозность воспоминаний связана и с политическими пристрастиями авторов, их взаимоотношениями с описываемыми лицами, со степенью информированности о событиях. Последнее во многом зависело от того положения, которое занимал автор в то время, которое описывал.

Такова в целом источниковая база, использованная при написании настоящей работы. При исследовании истории УИС учитывались все основные группы источников, способные отразить функционирование государственных учреждений, отвечавших за охрану общественного порядка.

* * *


Вся государственная и социально-политическая система царской России, включая ее карательный аппарат в предреволюционный период переживали глубокий кризис. Ее эволюционное развитие уже не в состоянии было решать поставленные перед государством задачи (такие, как охрана внутренней безопасности страны, ее государственной целостности и т.п.) на уровне требований времени.

Общепринято, что функция государства по обеспечению внутренней упорядоченности общественной жизни возникает вместе с рождением самого государства и становится важнейшим ее предназначением. Порядок общественных отношений, складывающийся в том или ином государстве, обеспечивается всеми имеющимися средствами. Этому подчинены государственный механизм и система права. Тем не менее, для непосредственной реализации внутренней функции по обеспечению общественного порядка государство образует специальный аппарат. Будучи на ранних этапах не столь сложным, он с течением времени складывается в целостную организационную систему, которая уже в новое и новейшее время в большинстве стран получает общее название правоохранительная система. Так произошло и в России, где эта система сформировалась к началу XIX в., и позднее, в пореформенный период истории царской России, а особенно в Советском государстве, подверглась серьезной перестройке и реорганизации. Однако и до этого времени в российском государственном механизме были звенья, обеспечивавшие реализацию исполнения наказаний.

В настоящей работе предпринята попытка не только расширить общие представления об исторических процессах реформирования в системе исполнения наказаний России и раскрыть их влияние на деятельность ярославских тюремных органов, но и в целом показать эволюцию уголовно-исполнительной системы страны вплоть до наших дней, с привлечением значительного массива данных по Ярославскому региону.


следующая страница >>
Смотрите также:
Закон и порядок (к 130-летию уголовно-исполнительной системы) Ярославль 2009 к читателю
5517.56kb.
24 стр.
Закон от 12. 01. 95 №5-фз «О ветеранах»
120.9kb.
1 стр.
Конкурс эссе на русском и английском языках «Миссия, цели и задачи уголовно-исполнительной системы в со­временном мире»
36.2kb.
1 стр.
Все российские праздники в году
132.86kb.
1 стр.
Ru информационно-развлекательный портал Все российские праздники в году
133.49kb.
1 стр.
Г. Санкт-Петербург, Сенатская пл., дом 1
306.28kb.
1 стр.
Информация об учреждениях и предприятиях уголовно-исполнительной системы, а также о производимых ими товарах (работах, услугах), на которые при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд могут предоставляться преимущества
277.59kb.
1 стр.
В казани построят новые следственные изоляторы
13.64kb.
1 стр.
Факторы, обусловливающие возникновение конфликта «воров в законе» иадминистрации исправительных учреждений
301.4kb.
1 стр.
Доклад на заседании коллегии уфсинот 10. 07. 2013
103.17kb.
1 стр.
О. А. Белоусова Нормирование уголовно-исполнительной системы Кузбасса в 1917-1941 годах
124.62kb.
1 стр.
Об оплате медицинской помощи, оказанной военнослужащим, сотрудникам милиции, органов налоговой полиции и уголовно исполнительной системы
116.24kb.
1 стр.