Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5

5 -6 классы

На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса).

Сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5классе, в основном охватывают внутреннюю структуру

произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.

7-8 классы

На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе,

послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и другие

9 класс

В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе - подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями ( «Слово о полку Игореве», А.Грибоедов, Н Карамзин), углубляется работа по осмыслению прочитанного , активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. Изучение произведений зарубежной литературы предусмотрено в конце каждого класса.



Содержание программы по литературе для 5 класса:

Введение (1 ч.)

Литература как вид искусства и как учебный предмет. Любимые книги, герои, авторы.



Устное народное творчество 10ч

Понятие об устном народном творчестве. Сказители и собиратели произведений устного народного творчества. Русское УНТ и его жанры. Сказки как вид народной прозы Сказки «Царевна – лягушка»

Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» Журавль и цапля Солдатская шинель

Русская литературная сказка 2ч

А.Погорельский «Черная курица …» В.Гаршин «Attaleaprinces»


Древнерусская литература 3ч

Возникновение ДРЛ «Повесть временных лет» «Подвиг отрока – киевлянина»



Литература 18в 1ч М.Ломоносов – ученый поэт художник «Случилось вместе»

Из литературы 19в 39ч

Русские басни И.Крылов «Свинья под дубом», «Ворона и лисица» «Волк и Ягненок», «Квартет», «Демьянова уха», «Волк на псарне».Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность. Басня как литературный жанр.


«Волк на псарне» - отражение исторического события

Жуковский – сказочник «Спящая царевна» «Кубок» Сюжет и герои баллады

А.С. Пушкин

Сказочные образы и мотивы в произведениях. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, рифма, интонация.

Рассказ о жизни поэта «Няне» «У лукоморья» «Сказка о мертвой царевне»

Противопоставление добрых и злых сил в сказке Народная мораль нравственности в сказке «Царевич Елисей» Сказки Пушкина. Рифма. Ритм.

М.Ю. Лермонтов

Рассказ поэта «Бородино» Патриотический пафос стихотворения

Тема Бородина и Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись. Тема и идея стихотворения. Эпитет и сравнение.


Н.В.Гоголь

Рассказ о писателе «Заколдованное место» («Вечера на хуторе…»)

Н.А.Некрасов

Детство и начало литературной деятельности Стихотворение «На Волге»

Отрывок из поэмы «Мороз, красный нос» Особенности построения стихотворения: сочетание разных временных планов, повествование с многоголосием и авторскими отступлениями. Выражение раздумий автора о судьбе народа, его напутствие детям. Темные и светлые стороны жизни крестьянских детей.
И.Е.Тургенев

Детство и начало литературной деятельности Тургенева «Муму» - рассказ о жизни в эпоху крепостного права Аннибалова клятва писателя. «Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью, его трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства. Уродливое влияние на человека отношений барства и рабства.Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

Герасим и Татьяна. Духовные и нравственные качества героев Любовь Герасима ко всему живому Немой протест Герасима – символ немоты крестьянства

Л.Н.Толстой

Детство и литературная деятельность писателя «Кавказский пленник»

Жилин и Костылин два характера, 2 судьбы Жилин и Дина Жилин и Костылин. Быль как литературный жанр. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Сюжет и его значение в раскрытии характеров «Кавказского пленника». Жизнь горцев и природа Кавказа в восприятии рассказчика.


А.П.Чехов

Рассказ о писателе «Жалобная книга» «Экзамен на чин» «Налим»

«Хирургия – осмеяние глупости и невежества героев рассказа»

Поэты 19 века о Родине и родной природе

А.Фет «Весенний дождь» Плещеев «Весна» Тютчев «Весенние воды» Пушкин «унылая пора»

Никитин «Весело сияет месяц» Изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение)



Из русской литературы 20 века 31ч.

И. Бунин «Косцы» В.Короленко Детство писателя. Повесть «В дурном обществе»

Жизнь детей из благополучных и обездоленных семей «Дурное общество» и «Дурные дети»

Путь Васи и его отца к взаимопониманию и доверию друг к другу

С.Есенин «Я покинул родимый дом» «Низкий дом с голубыми ставнями»

П.Бажов Рассказ о писателе Сказ «Медной горы хозяйка» Фольклорные мотивы в сказке

К.Паустовский Сказка «Теплый хлеб»

С.Я.Маршак Сказка – пьеса «12 месяцев»

А.Платонов Личность писателя Рассказ «Никита»

Жизнь как борьба добра и зла

В.Астафьев

Слово о писателе Автобиографический характер рассказа «Васюткино озеро»

Стихотворение о ВО войне А.Твардовский «Рассказ танкиста»

К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете» Стихотворение о родине, природе

Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь -Робинзон»

Зарубежная литература 11 ч

Краткий рассказ о писателях Р.Стивенсон «Вересковый мед»

Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Г.Андерсен «Снежная королева» Кай и Герда. Победа добра и дружбы

М.Твен «Приключения Тома СойераД.Лондон «Сказание о Кише»

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 5 класса:

В процессе обучения учащиеся должны знать понимать:

- место искусства в жизни человека и общества



    • начальное понятие об авторе текста и адресате художественного произведения

    • основные понятия о теме, герое сюжете и композиции художественного произведения

    • воспринимать и понимать художественный текст адекватно авторскому замыслу

    • познакомиться с элементарными вопросами стихосложения

Уметь:

    • составлять устные и письменные рассказы о тех или иных событиях

    • точно и выразительно высказывать свои мысли

    • выразительно читать произведения и их фрагменты

    • работать над созданием и редактированием собственных текстов

    • вести диалог, используя основные правила ведения диалога

    • пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1.

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

1

Знать, что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги; понимать значение Книги, ее роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, послесловия, оглавления, сносок;

уметь находить в учебнике-хрестоматии «Литература» необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять его план.

2.

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

1

Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимать язык произведений УНТ (сжатость и мудрость народной речи), много-значность смысла пословиц и поговорок, объяснять смысл прямой и аллегорический; понимать, как собирают фольклор, почему он не исчез с появлением письменной литературы; уметь отгадывать загадки, давать определение малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольклора, различать пословицы и поговорки.

3.

Детский фольклор

1

Знать жанры детского фольклора; понимать принципы построения или создания произведений каждого жанра; уметь объяснить принадлеж-ность конкретного текста к определенному жанру, самостоятельно создать считалку, небылицу, загадку

4.

Сказка как особый жанр фольклора

1

Знать жанровые особен-ности, виды сказок; тради-ционных персонажей вол-шебных сказок, присказки -небылицы, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, ска-зочные зачины и концов-ки); понимать особеннос-ти народных сказок, осо-бенности сказывания ска-зок, в чем заключается мастерство сказителей; знать известных русских исполнителей УНТ, соби-рателей сказок; уметь определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитан-ных сказках, использовать при сказывании сказок, со-поставлять эпизоды ска-зок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике

5.

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой

1

Знать, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»; понимать: общее движение сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое художественный пересказ, находить отличия в вариантах сказки; уметь определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, сопоставлять иллюстрации художников с текстом сказки

6.

Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы

1

Знать героев сказки; уметь формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображение, мотивировать ответ

7.

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Поэтика волшебной сказки

1

Понимать тайны сказочной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, как совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев; иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания; уметь составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим)

8.

Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшеб-ной сказки. Вариативность народных сказок

1

Понимать тайны сказоч-ной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, как совокупность художественных приемов и изобразительно-выра-зительных средств помо-гают раскрыть и вопло-тить замысел сказки; ха-рактеры героев; уметь на-ходить отличия в вариан-тах сказки.

9.

«Иван – кресть-янский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического со-держания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

1

Знать, к какому виду сказок относится сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; уметь видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты

10.

Особенности сю-жета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки.

1

Знать особенности сюжета сказки; уметь видеть нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию; осмысливать содержание сказки; развивать навыки художественного пересказа

11.

Сказка о живот-ных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдат-ская шинель»

1

Понимать жанровые осо-бенности сказки о живот-ных, иносказа-тельный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная осно-ва); уметь объяснять от-личие сказки о живот-ных (животные не помощники, а главные герои) и быто-вой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной

12.

Возникновение древнерусской литературы.

Начало пись-менности на Руси. «Повесть вре-менных лет».



1

Знать определение понятия «летопись»; понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…»; уметь коротко передать содержание статьи учебника, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям)

13

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1

Знать определение понятия «летопись»; понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…»; уметь коротко передать содержание статьи учебника, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям)

14.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

1

Уметь определять черты фольклора в летописи, сопоставлять текст с репродукциями картин

14.

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

1

Понимать значимость личности М.В.Ломоно-сова, смыслом жизни которого было «утвер-ждение наук в отечестве»; знать определение тео-ретико-литературных по-нятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), ли-тературные жанры; уметь оперировать ими в речи, объяснять смысл прочи-танного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека), читать выразительно.

15.

Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр

1

Знать жанровые особен-ности басни, знать опреде-ление понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басен-ного жанра, имена отече-ст-венных баснописцев); уметь определять, к како-му роду литературы отно-сятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки

16.

И.А.Крылов. Слово о басно-писце. Басня «Волк на псарне»

1

Знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни; уметь выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего)

17.

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

1

Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов

18.

Жанр басни. Повествование и мораль в басне

1

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, вы-брать сюжет, действу-ющие лица, включить диа-лог между ними, раскрыть в диалоге стремления ге-роев, их характеры, ис-пользовать олицетворение, аллегорию, создавая бас-ню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр

19.

Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

1

Знать основные мотивы творчества Крылова; понимать близость басни к УНТ, ее иносказатель-ный и обобщенный смысл, аннализировать басни с одинаковым сюжетом, от-мечая в них общее и раз-личное; уметь оценивать отношение автора к геро-ям, увлекательность и сце-ничность басенного сюже-та, разговорную интона-цию стихотворного пове-ствования, мастерство ан-титезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаические и поэтичес-кие, использовать посло-вицы, афоризмы из басен Крылова в собственной речи

20.

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

1

Знать сведения о поэте, историю создания сказки, сюжет и героев; уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки.

21.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

1

Знать сюжет и героев литературной сказки; понимать отличие сказки литературной от народ-ной; уметь сопоставлять литературную и фоль-клорную сказки, выявлять общее и отличительное

22.

Баллада В.А.Жуковского «Кубок»

1

Знать историю создания баллады, определение понятия «баллада», ее жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям; уметь выразительно читать балладу

23.

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед»

1

Знать сведения о жизни писателя, события, о ко-торых рассказывается в балладе; понимать, какие черты характера прослав-ляет автор; уметь нахо-дить признаки жанра баллады в «Вересковом меде» Р.Л.Стивенсона

24.

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

1

Знать сведения о жизни писателя, что такое псевдоним; уметь разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки

25.

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

1

Знать, что такое сюжет, причудливый сюжет; уметь находить фантастическое и достоверно-реальное в сказке, находить абзацы, имеющие нравоучительный характер

26.

В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps»

1

Знать факты биографии писателя, сведения о его творческом пути; содержание сказки; уметь доказать принадлежность произведения к жанру сказки, объяснить непохожесть действующих лиц, роль описания пальмы, причину изменения тональности в описании оранжереи, отношение автора к изображаемому, уметь устанавливать связь между прочитанным и изображением художника

27.

«Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения

1

Знать понятие «антитеза» как основной художественный прием, пафос произведения; уметь находить героическое и обыденное в сказке, анализировать текст

28.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…»

1

Знать: сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни; уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы

29.

А.С.Пушкин. «Ска-зка о мертвой ца-ревне и о семи бо-гатырях». Борьба добрых и злых сил

1

Знать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев

30.

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

1

Знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа; понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении; уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью

31.

Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность

1

Уметь делать сравнитель-ную характеристику пер-сонажей, выразительно читать сказку, художе-ственно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять литератур-ные сказки со сходным сюжетом, выявлять общее и отличительное, объя-снять отношение автора к изображаемому

32.

Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки

1

Уметь работать с лексикой и ритмом сказки, проводить работу по стилистике сказки, определять музыкальность пушкинской сказки

33.

Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»

1

Уметь восстанавливать деформированный текст, чувствовать логику текста

34.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

1

Знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения; понимать его героическую направленность, отношение автора к родине; уметь передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог.

35.

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

1

Уметь объяснять, какие чувства объединяют ге-роев, автора и читателей, какие изобразительно-вы-разительные средства ис-пользует автор, описывая батальные сцены, через чтение передать патрио-тический пафос стихотво-рения, почувствовать сли-яние эпического и лично-стного («мы» и «я») в ре-чевом и образном строе стихотворения, при по-мощи устного словесного рисования воспроизвести портреты героев, наблюю-дать над речью рассказчи-ка и определять роль зву-кописи в описании собы-тий, сопоставлять текст произведения с иллюстра-циями Бородинского сра-жения

36.

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»

1

Знать факты жизни писателя, связанные с ис-торией создания сборника «Вечера на хуторе…», сю-жет повести «Заколдован-ное место», представлять обстановку и место дейст-вия, обычаи украинского народа; уметь использо-вать текст повести, сопо-ставляя свои впечатления и изображенное на репро-дукциях картин А.И.Ку-инджи и И.Е.Репина, иметь представление о жанре повести; анализи-ровать своеобразие языка произведения

37.

Реальное и фантастическое в сюжете повести

1

Знать определение теоре-тических понятий: юмор, фантастика; уметь опреде-лять их роль в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, переска-зывать по плану, характе-ризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь со-четает в повести обыден-ное и фантастическое, страшное и смешное

38.

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

Знать, какие еще повести входят в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»; иметь общее представле-ние об их содержании, художественном своеобразии; уметь строить монологическое высказывание, пересказывать эпизоды

39.

Тест за первое полугодие.

1

Знать содержание изучен-ных произведений, опре-деления теоретико-литера-турных понятий; уметь определять в тексте изо-бразительно-выразитель-ные средства, отличать речь прозаическую и сти-хотворную, использовать первоначальные представ-ления о стихосложении (ритм, рифма, строфа) при выборе ответа.

40.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге»

1

Знать биографические сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения, понимать его тональность; уметь охарактеризовать особенности поэтики Некрасова, определять роль эпитетов, сопоставлять содержание стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»

41.

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

1

Знать историю создания поэмы «Мороз, Красный нос», смысл названия поэмы, понятия «рифмы», способы рифмовки; уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм

42.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

1

Знать содержание стихотворения; уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в на-стоящем времени и в прошлом, объяснять, по-чему рассказ поэта об эпи-ческих событиях преры-вается его лирическими воспоминаниями

43.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

1

Знать сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятель-ности, историю создания произведения, содержание рассказа; понимать значе-ние понятий «крепостное право», «крепостничест-во», сюжет рассказа; уметь соотносить описа-ние быта и нравов крепо-стнической России в рас-сказе со знаниями об этом периоде из истории, сопо-ставлять описание жизни крепостных в рассказе с изображением на полотнах художников

44.

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение

1

Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя

45.

Герасим и Муму. Счастливый год.

1

Знать текст художествен-ного произведения, пони-мать чувства и пережи-вания Герасима; уметь строить устное высказы-вание с опорой на текст, объяснять перемены, про-изошедшие с героем с по-явлением Муму, опреде-лять роль используемых автором сравнений и эпи-тетов, которые помогают представить внешний об-лик героя, объяснить от-ношение Тургенева к Герасиму

46.

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

1

Знать содержание произведения, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он; уметь проводить частичный анализ центральных эпизодов текста, проследить за изменениями, произошедшими в главном герое

47.

Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинст-во, сострадание, великодушие, тру-долюбие. Протест героя против отно-шений барства и рабства. Подготов-ка к сочинению

1

Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима, определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя

48.

Анализ сочинений. Работа над ошибками

1

Уметь выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилисти-ческих, речевых и грамма-тических ошибок

49.

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

1

Знать биографические сведения о Фете, содержа-ние его стихотворения; уметь определять, какие художественные приемы использует автор для опи-сания природы, анализи-ровать лирическое произ-ведение, выразительно чи-тать, передавать при помо-щи интонации впечатле-ния от быстро меняющих-ся картин и состояний природы; понимать ав-торское отношение к природе.

50.

Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

1

Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого

51.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

1

Знать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка); уметь ими оперировать при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя

52.

Странная дружба Жилина и Дины.

1

Уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать свое мнение; понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Л. Толстого (от войны и вражды к милосердию и духовной близости)

53.

Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения

1

Понимать простоту и динамику языка «Кавказского пленника»; сдержанную эмоциональность «внутренней» речи Жилина, при анализе отмечать сопричастность автора герою рассказа как своеобразие стилистики, определять роль, символический смысл поэтических картин природы.


54.

Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»

1

Уметь работать над типом речи рассуждением, над композицией сочинения

55.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

1

Знать автора и биогра-фические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочи-танного; передавать содер-жание рассказа, акценти-руя внимание на речи ге-роя, на его действиях; по-нимать, на чем основан юмор рассказа, опреде-лять, какими средствами писатель создает юморис-тические ситуации

56.

Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова

1

Уметь определять такие приемы юмористической и сатирической оценки ге-роев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства ха-рактеристики героя, выра-зительность, яркость худо-жественной детали, кон-трастность образов, сцени-чность диалога, динамич-ность повествования, индивидуальность речи

57.

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев

1

Знать основные сведения из биографии поэтов; уметь выразительно читать стихи, анализировать

58.

Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков.

1

Знать основные сведения из биографии поэтов; уметь выразительно читать стихи, анализировать

59.

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения

1

Знать план анализа лирического произведения; уметь работать над выразительным чтением стихотворения, анализировать текст

60.

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

1

Знать факты жизни писа-теля, положенные в осно-ву рассказа «Косцы»; по-нимать авторское отно-шение к описываемым со-бытиям; уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художест-венное с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне

61.

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

1

Знать факты жизни писа-теля, сюжет повести, ос-новных героев в их взаи-мосвязи; понимать, в ка-кое время происходят со-бытия, наблюдать за худо-жественными сред-ствами, создающими образ одино-кого ребенка; уметь объ-яснять роль пейзажа, порт-рета, сравнения в описа-нии Васи, причины от-чуждения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночест-ва

62.

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

1

Знать определение понятий «композиция»; «сюжет»; «повесть»; виды эпических произведений; уметь выделять границы эпизодов повести, различать виды эпических произведений, определять особенности композиции произведения

63.

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру

1

Знать определение поня-тия «композиция»; уметь объяснять роль противо-поставления образов в по-вести, причины различных отношений между роди-телями и детьми, характе-ризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров ге-роев, позицию автора и его отношение к изобра-жаемому, к героям, в пер-вую очередь к Васе, опре-делять особенности ком-позиции произведения

64.

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести

1

Уметь определить грани-цы эпизода в произведе-нии, пересказать его крат-ко, назвать его тему, оза-главить, обосновать: на-сколько эпизод важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции; дать характе-ристику персонажам, дей-ствующим в эпизоде, про-следить динамику (разви-тие) их чувств, поведения, оценить их речь, выявить авторское отношение; сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении

65.

Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением

1

Уметь обсуждать тему сочинения, определять идею, подбирать материал, составлять план и редактировать сочинение

66.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

1

Знать основные события жизни С.Есенина, факты его жизни; уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения


67.

Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

1

Уметь подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о природе)

68.

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки

1

Знать факты жизни и творчества писателя, жанр сказа; уметь отличать сказ от сказки; пересказывать сказ, аналитически читать

69.

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя

1

Знать язык сказа; уметь находить в сказе реальное и фантастическое, давать характеристику Степану

70.

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

1

Знать произведения П.П.Бажова; уметь рабо-тать в группе; развивать творческие способности учащихся

71.

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки

1

Знать автора, факты его жизни, сюжет сказки; героев сказки; уметь объяснять смысл названия сказки

72.

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки

1

Знать содержание сказки, отличие народной сказки от литературной; уметь отличать народную сказку от литературной

73.

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

1

Знать сюжет рассказа; понимать взаимоотноше-ния героев; уметь объяс-нять смысл названия рас-сказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в по-нимании событий, изобра-женных в рассказе

74.

Умение видеть необычное в обыч-ном. Лиризм опии-саний. Вырази-тельность и кра-сочность языка. Сравнения и эпи-теты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

1

Уметь видеть необычное в обычном, выразительность и красочность языка, лиризм описаний, находить эпитеты и сравнения в сказке, анализировать текст

75.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

1

Знать автора, факты его жизни, определение понятия «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки (заимствование сюжета, образов, создание собственной оригинальной сказки); уметь отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение

76.

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки

1

Знать сюжет сказки, уметь характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации; понимать гуманистичес-кую идею сказки, ее связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочета-нием фантастического и реального в пьесе, сопос-тавлять сказку Маршака с народными сказками, со «Снежной королевой» Г.Х. Андерсена

77.

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом

1

Знать роды и жанры литературы; уметь выразительно читать пьесу по ролям, отвечать на вопросы

78.

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

1

Знать: в чем заключается своеобразие художествен-ного мира Андерсена-ска-зочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя; события его жизни, повлиявшие на выбор замысла сказок; по-нимать сюжет сказки «Снежная королева», осо-бенности ее композиции, деление на главы (само-стоятельность сюжета каждой главы); уметь вы-бирать эпизоды для хара-ктеристики персонажей, устанавливать ассоциа-тивные связи с иллюстра-циями

79.

Два мира сказки «Снежная королева»

1

Уметь рассказывать инте-ресные события из жизни Андерсена, называть при-знаки жанра произведения Андерсена, определять особенности авторской сказки, доказывать, ис-пользуя примеры из тек-ста, каким Андерсен пред-ставляет мир, который лю-бит, какой мир ему проти-вопоставляет; давать ха-рактеристику героям с опорой на текст, объяс-нять, какие черты народ-ной сказки использует сказочник; выявлять об-щее и отличительное при сопоставлении сказки Ан-дерсена со сказкой Пуш-кина

80.

Писатели-сказочники и их герои

1

Знать сюжеты сказок, вы-бранных для самостоя-тельного чтения, их ав-торов; уметь доказать, что сюжет «бродячий», объяс-нить разницу между ав-торской сказкой и народ-ной (мир литературной сказки подчиняется разу-му и воображению их ав-торов, которые черпают свое вдохновение из фольклора)

81.

Ж.Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

1

Знать автора, факты его жизни; уметь подтверждать свои ответы цитатами из текста, рассказывать о своем желании и попытках понять язык природы

82.

Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»

1

Уметь обращать внимание на красоту природы и мира

83.

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

1

Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа; понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазера Никиты, фантастический мир детской души

84.

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А.П.Платонова

1

Уметь выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, отличать язык Платонова от языка других писателей, проводить сравнительный анализ произведений

85.

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои

1

Знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа «Васюткино озеро», его содержание, сюжет, героев; уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы

86.

Человек и природа в рассказе

1

Понимать отношение Васютки к окружающему миру; уметь объяснять: поведение героя в лесу, какие качества характера помогают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования, каково авторское отношение к изображаемому (роль пейзажа, метафор, сравнений в понимании характера Васютки)

87.

Сочинение « Тай-га, наша кормили-ца, хлипких не любит». Становле-ние характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)»

1

Знать общий принцип составления сложного плана; уметь концентрировать внимание «здесь» и «сейчас», мобилизовывать свою творческую энергию; понимать, что надо надеяться на собственные силы

88.

В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Бе-логрудка»

1

Знать произведения В.П.Астафьева; уметь пересказывать и выразительно читать рассказы Астафьева, высказывать свои отзывы о произведении

89.

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише»

1

Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа, его героев; понимать обычаи, верования, нравы северного народа, показанные писателем; уметь объяснять, почему Джек Лондон назвал произведение сказанием, почему имя, деяния Киша стали легендой

90.

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»

1

Знать поэтическую летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии А.Т.Твардовского, жанровые особенности баллады; уметь переживать события, рассказанные в стихотворении, усваивать его интонацию и ритм

91.

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симо-нов. «Майор при-вез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста»

1

Знать о бойцах крепости-героя Бреста, факты из жизни поэта; уметь наблюдать над сюжетом в лирическом произведении, выразительно читать

92.

Великая Отечественная война в жизни моей семьи

1

Уметь вдумываться в слова, сосредоточенно слушать и переживать вместе с песней

93.

Р.к. Война и дети - тема многих сти-хотворений о вой-не в творчестве тамбовских поэтов

1

Знать, как раскрывается тема войны в творчестве тамбовских поэтов; уметь выразительно читать произведения

94.

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»

1

Знать автора стихотворения; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль

95.

Картина В.М.Вас-нецова «Аленуш-ка». А.А.Проко-фьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осен-него тумана..»)

1

Знать авторов стихотворений и картины; уметь сопоставлять произведения: каждого стихотворения с картиной В.М.Васнецова и двух стихотворений друг с другом; понимать, что один и тот же факт жизни по-разному воплощается и переосмысливается в творчестве различных героев

96.

Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»

1

Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль

97.

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор

1

Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказов, их героев, понятие «юмор»; уметь сжато пересказывать, инсценировать

98.

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

1

Знать автора, факты его биографии, сюжет романа; уметь воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона; понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни

99.

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера

1

Знать автора, факты его биографии, сюжет романа; понимать время и место действия; уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки, сопоставлять текст с иллюстрацией художника

100.

Том Сойер и его друзья

1

Уметь отобрать эпизоды, помогающие ярче увидеть характер Тома, его взаимоотношения с друзьями; проследить, как мальчишеское озорство и неуемная фантазия Тома сменяются мужеством и находчивостью перед лицом смертельной опасности

101.

Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

1

Знать факты из жизни поэта, особенности стихотворений-шуток; уметь выразительно читать

102.

Подведение итогов года. Рекоменда-ции на лето.

1

Уметь высказывать мнение о самостоятельно прочитанных произведениях, аргументируя свой ответ (определять жанр произведения, его тему, идею, замысел автора, взаимоотношения героев), защищать иллюстрации к любимым произведениям, уметь выбрать эпизод для инсценирования и объяснить его роль в композиции художественного произведения

103-105.

Резерв

3






Содержание программы по литературе для 6 класса:

Введение 1 ч.

Художественное произведение и автор. Изображение характеров героев.



Устное народное творчество.3ч.

Обрядовый фольклор и его эстетическое значение.

Пословицы и поговорки Прямой и переносный смысл

Древнерусская литература 3ч.

Древнерусская литература. Отражение исторических событий и вымысел

О «Повести временных лет».. «Сказание о белгородском киселе.»

Литература 18 века 2ч.

Жанр басни и его истоки. И Дмитриев «Муха» И.А.Крылов «Осел и Соловей» «Листы и корни» Рассказ и мораль в басне. Понятие об эзоповом языке.



Литература 19 века 27ч

А.С.Пушкин (8) А. С. Пушкин. Слово о поэте. «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения Дружба в жизни поэта. Стихотворение «Пущину»

А. С. Пушкин – певец русской природы. «Зимнее утро» Мотивы единства красоты человека и природы. Теория литературы: эпитет, метафора, композиция

А. С. Пушкин «Дубровский Изображение русского барства. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.

М.Ю.Лермонтов(3) Жизнь и творчество поэта. Стихотворение «Парус»

Стихотворение «Тучи». Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Теория литературы. Трехсложные размеры стиха. Антитеза. Поэтическая интонация. Стихотворения «Три пальмы», «Утес» Тема красоты, гармонии человека с миром.



Н.В.Гоголь (4)Жизнь и творчество. «Ночь перед рождеством». Картины народной жизни и родной природы. Поэтизация чистой и светлой любви.

Юмор и фантастика в повести.


И.С.Тургенев(2)

Слово о писателе. «Бежин луг» Сочувственное отношение к крестьянским детям. Духовный мир детей. Роль картин природы в рассказе.



Н.А.Некрасов (3)

Н.А. Некрасов – поэт и гражданин. Краткий рассказ о жизни поэта Стих.«Железная дорога». Гнетущие картины подневольного труда Мысль о величин народа. Мечта о «прекрасной поре». Н.А.Некрасов «Дедушка» Трехсложные размеры стиха




<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Программа по литературе 5-9 классы (базовый уровень) I
730.7kb.
5 стр.
Рабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) по литературе 11 класс
884.19kb.
5 стр.
Рабочая программа по физической культуре (базовый уровень) Классы: 10 Учитель: Т. И. Кулешова
404.98kb.
1 стр.
Образовательная программа по музыке для 4-го класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования (базовый уровень) и учебно-методического комплекта «Музыка 1-4 классы»
209.68kb.
1 стр.
Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной. М. «Просвещение». 2007 к
385.43kb.
3 стр.
Рабочая программа по биологии в 7 классе (базовый уровень) учителя Ильясовой Лилии Сахиповны Рассмотрено на заседании
574.03kb.
2 стр.
Программа по литературе для 7 класса
457.8kb.
1 стр.
Базовый уровень
396.14kb.
1 стр.
Рабочая программа (базовый уровень) по физической культуре для учащихся 1-4 классов
289.93kb.
1 стр.
Рабочая программа по геометрии 11 класс базовый уровень
146.22kb.
1 стр.
Рабочая программа по физике 9 класс (базовый уровень)
838.71kb.
3 стр.
Программа научно исследовательского общества «Исследователи природы»
587.35kb.
4 стр.