Главная
страница 1страница 2 ... страница 27страница 28
Фонд «Центр стратегических разработок – регион»


УТВЕРЖДАЮ

Директор фонда «ЦСР-Регион»




______________ Лоскутов Л.Л.




М.П. «07» декабря 2012 г.

Государственный контракт №418 от 27.09.2012.


ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ:
Доработка Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 г., включая инновационный раздел Стратегии, а также План реализации ключевых направлений развития Тамбовской области до 2020 г.

Этап 1

Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 г.

Москва 2012


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Стратегическая диагностика Тамбовской области 4

1.1.Оценка социально-экономической ситуации в Тамбовской области 4

1.1.1.Демографическая ситуация 4

1.1.2.Уровень и качество жизни населения 10

1.1.3.Рынок труда 13

1.1.4.Человеческий капитал, образование, культура 16

1.1.5.Уровень преступности и охраны общественного порядка 20

1.1.6.Здравоохранение 21

1.2.Анализ структуры отраслей экономики 24

1.2.1.Макроэкономическая динамика 24

1.2.2.Промышленное производство 27

1.2.3.Агропромышленный комплекс 35

1.2.4.Малое предпринимательство 47

1.2.5.Транспортная система 48

1.2.6.Инженерная инфраструктура 50

1.3.Уточнение приоритетных отраслей и секторов, в т.ч. связанных с высоким переделом, новыми технологиями и наукоемким производством 52

1.4.Формирование новых производственных и технологических цепочек 55

1.5.1. Научно-технический и образовательный потенциал Тамбовской области 56

1.5.2. Нормативно-правовая база в инновационной сфере и рекомендации по ее усовершенствованию 58

1.5.3. Проблемы действующей инновационной системы Тамбовской области 61

1.6.Проекты создания инновационных кластеров 65

1.6.1.Описание инновационных кластеров 65

1.6.2.Обоснование перспектив проектов создания инновационных кластеров 68

2. Обоснование стратегических направлений и целей развития Тамбовской области 73

2.1.SWOT-Анализ 73

2.2.Определение возможных сценариев развития Тамбовской области. Обоснование выбора инновационного сценария. 82

2.3.Система целей инновационного сценария 84

2.4.Прогноз показателей социально-экономического и инновационного развития Тамбовской области 86

3. Инновационный раздел Стратегии 89

3.1. Миссия и цели инновационного развития Тамбовской области 89

3.2. Перспективная модель региональной инновационной системы Тамбовской области 91

3.2.1. Определение инновационной структуры региона, в том числе ее необходимых институциональных и инфраструктурных элементов 91

3.2.2 Целевые задачи и мероприятия по развитию региональной инновационной системы Тамбовской области 98

4. Основные мероприятия, планируемые к реализации для достижения стратегических целей развития Тамбовской области 114

4.1.Новое качество жизни и демографическое развитие 114

4.2.Инновационное развитие и модернизация экономики 121

4.3.Повышение качества государственного и муниципального управления 128

5. Механизмы поддержки Стратегии 131

5.1. Определение механизмов формирования и поддержки развития существующих и перспективных инновационных кластеров 131

5.2. Определение механизмов формирования и поддержки развития существующих и перспективных зон (территорий) опережающего развития 143

5.3. Определение механизмов формирования, поддержки развития и вхождения в имеющиеся технологические платформы и инициирование новых платформ 146

6. Управление и мониторинг процесса реализации Стратегии 150

Приложение 1. Описание и анализ кластеров Тамбовской области 156

1. Описание и анализ кластера легкой промышленности в Тамбовской области 156

2. Описание и анализ машиностроительного кластера в Тамбовской области 162

3. Описание и анализ химического кластера в Тамбовской области 169

4. Описание и анализ зернового (спирто-зернового) кластера Тамбовской области 176

5. Описание и анализ кластера по производству и переработке плодов и овощей в Тамбовской области. 183

6. Описание и анализ сахарного кластера Тамбовской области 189

7. Описание и анализ кластера нанотехнологий в Тамбовской области 196

8. Описание и анализ аэрокосмического кластера в Тамбовской области 199

9. Описание и анализ рекреационно-туристического кластера в Тамбовской области 203

10. Описание и анализ кластера по производству альтернативного топлива в Тамбовской области 210

Приложение 2. Комплекс мероприятий для создания зон территориального развития в Тамбовской области 216

Приложение 3. Приоритетные направления развития науки, техники и технологий в Тамбовской области 218



  1. Стратегическая диагностика Тамбовской области

    1. Оценка социально-экономической ситуации в Тамбовской области

      1. Демографическая ситуация

Демографическая ситуация в Тамбовской области неблагоприятная как в сравнении с РФ в целом, так и по отношению к другим регионам ЦФО. Наблюдается устойчивая депопуляция и старение населения, усиливающие демографическую нагрузку на людей в трудоспособном возрасте. На 1 января 2012 г. численность населения Тамбовской области составляет 1082,5 тыс. человек (47 место в РФ и 13 место в ЦФО), или 0,76% от общего населения страны. Численность населения региона в течение многих лет сокращается (Рис.1.1): за период с 1989 по 2012 г. убыль составила 18,1%. В конце 2000-х – начале 2010-х гг. темпы падения численности населения замедлились в соответствии с общероссийской тенденцией. Это было связано с некоторым ростом общего числа рождений в результате входа в детородный возраст многочисленного поколения 1975-1985 гг. рождения.





Рис.1.1 Динамика численности населения Тамбовской области, тыс. человек

Источник данных: Демографический ежегодник России – 2011 (www.gks.ru)
Тамбовская область относится к числу густонаселенных территорий страны, хотя в Центральном Черноземье (Белгородская, Воронежская, Курская и Липецкая области) имеет самую низкую плотность населения – 31,7 чел. на 1 кв. км (2010 г.). Территория заселена относительно равномерно, с повышенной плотностью населения в четырех районах, расположенных вдоль основной оси расселения – железной дороги и трассы М6: Первомайском, Мичуринском, Тамбовском и Жердевском.

Доля городского населения самая низкая среди регионов ЦФО (58,7%). Городское население сосредоточено в 8 городах и 12 поселках городского типа. Численность населения проживающего в городах на 2010 год составило 557,1 тыс. человек, в поселках городского типа – 83,7 тыс. человек. Наибольшими по людности городами области являются административный центр крупный город Тамбов – 280,2 тыс. чел. и средний город Мичуринск – 98,8 тыс. чел. Города Рассказово, Моршанск, Котовск, Уварово, Кирсанов и Жердевка, имеющие численность населения менее 50 тыс. чел, относятся к категории малых. Большинство городов теряют население в течение последних десятилетий (Таблица 1.1).
Таблица 1.1 Динамика численности населения городов Тамбовской области




Численность населения, тыс. чел. (среднегодовая)

1989 г.

2002 г.

2006 г.

2011 г.

г. Тамбов

304,6

294,5

283,2

280,5

г. Мичуринск

124,4

96,9

91,4

98,1

г. Рассказово

49,1

46,8

44,8

45,3

г. Моршанск

50,1

44,8

42,5

41,2

г. Котовск

38,5

34,2

32,8

31,7

г. Уварово

34,6

30,1

27,7

26,4

г. Кирсанов

20,8

18,8

18,3

17,2

г. Жердевка

19,2

16,7

15,8

15,1

Источники данных: Итоги всесоюзной переписи населения 1989 года; Итоги всероссийских переписей населения 2002 г. и 2010 г.; Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов (www.gks.ru)
По итогам переписи населения 2010 г. в 1638 сельских населенных пунктах (далее СНП) области проживало 451,2 тыс. чел., из которых 121 населенный пункт не имел постоянного населения. За восемь лет межпереписного периода число СНП уменьшилось на 6,6%. Большая часть жителей проживают в населенных пунктах людностью 500-1000 чел. По числу сельский населенных пунктов лидирует категория с численностью населения от 200 до 500 чел. Средний размер СНП составляет 275 чел., что значительно выше, чем в Нечерноземных регионах ЦФО. Данный фактор становится конкурентным преимуществом области в реализации инвестиционных проектов в сельском хозяйстве, лучше обеспеченных трудовыми ресурсами, чем в регионах с мелкоселенным сельским расселением. Современные особенности системы сельского расселения связаны с историческими факторами и природными факторами: специализацией на сельском хозяйстве, формировании системы расселения в рамках речных долин как основных планировочных осей, распространением черноземных почв и др. Густота сети СНП повышается с северо-запада и центра к востоку и юго-востоку области. Пониженная густота сельских населенных пунктов в центре и на северо-западе области обусловлена значительной концентрацией населения в крупнейших населенных пунктах – транспортных узлах.


Рис. 1.2 Половозрастная структура населения, 2010 г.

Источник данных: Итоги всероссийской переписи населения 2010 г. (www.perepis-2010.ru)

Возрастной состав постоянного населения характеризуется сокращением доли детей в возрасте до 15 лет и ростом доли пожилых людей в возрасте 65 лет и старше. Наблюдается высокая смертность мужского населения в возрасте старше 65 лет (Рис. 1.2). Основной тенденцией изменения возрастного состава является старение населения. Доля лиц старше трудоспособного возраста составляет 26,6% - один из самых высоких показателей в ЦФО (после Рязанской и Тульской областей). С этим связан высокий уровень демографической нагрузки и бюджетных расходов на социальное обслуживание пенсионеров. Средний возраст населения превышает 40 лет. Соотношение мужчин и женщин несколько выше среднероссийского показателя на 1000 мужчин приходится 1182 женщин (1187 для ЦФО; 1163 для РФ). Показатель ожидаемой продолжительности жизни в 2007-2011 гг. вырос с 67,9 до 70,6 лет, и демонстрирует лучшую динамику для мужчин в связи со снижением смертности в трудоспособном возрасте. Этот показатель для Тамбовской области не имеет существенных отличий от российского значения.

Общее сокращение численности населения в период с 2000 по 2008 г. было обусловлено как естественной, так и миграционной убылью. В последние годы убыль населения продолжается, но уже в силу только естественных причин. Во второй половине 2000-х улучшение демографической ситуации отмечается для большинства регионов ЦФО и России в целом. За период с 2000 по 2011 г. общий коэффициент рождаемости в РФ вырос с 8,0‰ в 2000 г. до 12,6‰ в 2011 г., а суммарный вырос с 1,195 до 1,537. В Тамбовской области рост рождаемости стартовал только с 2002 г. На современном этапе значения общего коэффициента рождаемости в Тамбовской области одни из худших в ЦФО. На 2011 г. значение показатели составляло 9,3‰. Значения суммарного коэффициента рождаемости также росли на протяжение 2000-х гг. За период с 1999 до 2009 г. коэффициент вырос с 1,147 до 1,278 (самый низкий показатель среди всех регионов ЦФО). Рост был неравномерным и сопровождался несущественным спадом в 2003-2006 гг. Для Тамбовской области также как и для других регионов России характерны значительные различия в уровне рождаемости между городской и сельской местностью. На протяжение 2000-х гг. значения суммарного коэффициента рождаемости в городах и селах различались на 0,23-0,33 пункта. По состоянию на 2009 г. в городах области рождаемость находилась на уровне 1,172, сельской местности – 1,459.

Депопуляция в Тамбовской области наступила существенно раньше, чем в большинстве регионов России. Снижение уровня рождаемости в 1980-1990-х было связано с целым рядом социальных и экономических причин. Основной вклад в сокращение рождаемости вносит изменение репродуктивного поведения городского и сельского населения в связи с распространением городского образа жизни, карьерно-ориентированных моделей социального поведения у женщин, нарастания разнообразия форм семьи (в том числе, мононуклеарных семей), снижения ценности брака и др. Подобные изменения ведут к снижению общего уровня рождаемости, сокращению доли семей с 2 и более детьми, росту доли бездетных семей. Негативное влияние на репродуктивное поведение населения оказало и ухудшение социально-экономической ситуации в 1990-х гг.

Позитивные тенденции в рождаемости в РФ, проявившиеся во второй половине 2000-х гг., в Тамбовской области оказались менее существенными. Уровень рождаемости несколько вырос отчасти за счет изменения половозрастной структуры населения (роста численности женщин в репродуктивном возрасте), но основным фактором стало улучшение социально-экономической ситуации, приведшее к росту числа вторых рождений, «отложенных» первых рождений (появление детей в семьях, которые не могли позволить себе рождение ребенка в 1990-х гг.). Темпы роста рождаемости в Тамбовской области были ниже в силу двух причин: во-первых, высокой доли сельского населения с консервативными социальными установками, медленно-реагирующего на изменения социальной ситуации, во-вторых, низких темпов экономического роста и отставания роста доходов населения, что не способствовало улучшению уровня жизни населения.





Рис. 1.3 Динамика возрастных коэффициентов рождаемости (родившиеся живыми на 1000 женщин в соответствующем возрасте) в Тамбовской области и Российской Федерации в 1999-2009 гг.

Источник данных: Демографический ежегодник России – 2002, 2011 (www.gks.ru)
Основной проблемой в сфере рождаемости населения в Тамбовской области остается незначительное число вторых и третьих рождений. Также как и в других регионах России в области произошел сдвиг рождаемости с возраста 20-24 до 25-29 лет (Рис.1.3.). В отличие от большинства территорий, данный процесс сопровождался общим снижением уровня рождаемости в возрасте 20-24 лет, переносом первых рождений на более поздний срок. Такая ситуация, в сочетании с отставанием роста числа рождений детей у женщин в возрасте старше 30 лет, ведет дальнейшему отставанию демографического развития области от других регионов.

С 2006 г. смертность населения области снижается, остановившись в 2011 г. на 16,4 ‰. В структуре причин смертности населения основными остаются болезни системы кровообращения (64,4%), новообразования (13,7%) и внешние причины смерти (8,6%). Среди внешних причин смерти на 1 месте транспортные травмы всех видов (21,3 умерших на 100 тыс. жителей) и самоубийства (14,2 умерших на 100 тыс. жителей), при значениях по округу в 21,3 умерших на 100 тыс. жителей и в 13,8 умерших на 100 тыс. жителей соответственно. Взаимосвязь социально-экономических и демографических процессов проявляется в изменении значений младенческой смертности. Младенческая смертность в Тамбовской области сокращается более быстрыми темпами в сравнении с общероссийским показателем. На 1990 г. она для области и страны составляла 17‰ и 17,4‰ соответственно, а в 2010 г. - 4,2‰ и 7,5‰.





Рис. 1.4 Динамика общего коэффициента естественного прироста, в ‰

Источник данных: Система визуализации социально-демографических процессов (www.gks.ru)

Естественная убыль населения в Тамбовской области началась раньше, чем в других регионах России, смертность превышает рождаемость еще с 1988 г. Ухудшение демографической ситуации происходило вплоть до 2003 г., когда начала расти рождаемость и наметились позитивные тенденции (Рис. 1.4.). Сегодня в области продолжается естественная убыль населения, причем темпами существенно превышающими значения ЦФО и тем более РФ. Резервы выравнивания демографической ситуации (снижение естественной убыли) на современно этапе связаны в первую очередь с улучшением качества и уровне жизни населения, которое должно привести к росту продолжительности жизни. Возможности регулирования рождаемости на региональном уровне ограничены: существует потенциал роста первых рождений у молодых семей, значительный потенциал роста числа вторых рождений у женщин в возрасте старше 30 лет.





Рис. 1.5 Миграционная ситуация в Тамбовской области в 1997-2009 гг.

Источник данных: Регионы России. Социально-экономические показатели, 2011 (www.gks.ru)
Миграция является существенным фактором, способным компенсировать естественную убыль населения либо, напротив, в случае отрицательного миграционного сальдо, увеличить темпы сокращения населения территории. Миграционный отток населения из Тамбовской области носил устойчивый характер, начиная с 2000 г., обостряя сложную демографическую ситуацию (Рис. 1.5). С 2008 г. сальдо миграционного прироста становится положительным. Наблюдается сокращение уровня миграционного притока.

Основные проблемы демографического развития:

1. Неблагоприятная демографическая ситуация, выражающаяся в постоянном снижении численности населения. Депопуляция носит устойчивый характер, Тамбовская область выступает главным ее генератором в Центральном федеральном округе.

2. Низкий уровень рождаемости, выступающий следствием старой возрастной структуры населения; ухудшения репродуктивного здоровья женщин, актуализируемое большим количеством абортов; более позднего вступление в брак; низких денежных доходы семей, недостаточные для принятия решения о рождении ребенка.

3. Чрезмерно высокая преждевременная смертность мужчин в трудоспособном возрасте. Высокая доля смертей от внешних причин.

4. Несмотря на положительное сальдо миграционного притока, область теряет экономически активную часть населения, в силу неконкурентоспособности на трудовом рынке с соседними Липецкой и Воронежской областями, а также Московским регионом.


      1. Уровень и качество жизни населения

В Тамбовской области отмечается в целом невысокий уровень жизни и большая дифференциация населения по уровню доходов. Среднедушевые денежные доходы превышают показатель средней заработной платы. Это объясняется, прежде всего, высокой долей других источников (заработных плат членов семьи, работающих за пределами региона, теневых доходов и др.) и социальных выплат в структуре доходов на фоне одного из самых низких в ЦФО уровней средней заработной платы. Сохраняется разница в доходах между разными отраслями экономики и социальной сферы: наименее обеспеченными являются занятые в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве, а также в бюджетной сфере. Разрыв между заработной платой высокооплачиваемых и низкооплачиваемых работников достигает 4-х кратного разрыва, что в целом меньше, чем в среднем по России и ЦФО, что связано, в первую очередь с невысокой величиной доходов населения в целом и, в том числе, официальных заработных плат.

В динамике структуры населения Тамбовской области по величине денежных доходов в последние годы отмечается уменьшение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, рост доли населения со средними доходами и большой рост доли населения с относительно высокими доходами (Рис. 1.6). Среднемесячная заработанная плата на 2011 г. находятся на уровне 14,3 тыс. руб., занимая по этому значению 17 место в ЦФО. В структуре использования денежных доходов основную долю (до 71,5%) занимают расходы на покупку товаров и оплату услуг, причем эта доля имеет тенденцию к увеличению. Среди потребительских расходов доминируют продукты питания и безалкогольные напитки (1 место), транспорт (2 место) и жилищно-коммунальные услуги (3 место).



Рис. 1.6 Динамика уровня жизни населения Тамбовской области

Источник данных: Регионы России. Социально-экономические показатели, 2011 (www.gks.ru)

Величина прожиточного минимума в Тамбовской области на 2010 г. превысила 4 тыс. руб. и является наименьшей среди регионов ЦФО (около 70% от среднероссийского значения). Уровень бедности населения, определяемый как доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, с каждым годом сокращается, стабилизировавшись на 10,9% (для РФ – 12,6).



Таблица 1.2 Распределение численности населения по величине среднедушевых денежных доходов, 2010 год (в % к общему населению)




РФ

Тамбовская область

Саратовская область

Пензенская область

Рязанская область

Липецкая область

Воронежская область

до 3500,0

3,9

7,6

7,7

6,6

4,8

3,8

7,4

3500,1 - 5000,0

5,6

9,3

10,4

9,4

7,9

6,4

9,3

5000,1 - 7000,0

9,4

13,6

15,4

14,5

13,3

11,1

13,6

7000,1 - 10000,0

14,7

18,1

20,0

19,6

19,3

17,2

18,2

10000,1 - 15000,0

20,2

20,7

21,5

22,0

23,1

22,5

20,9

15000,1 - 25000,0

23,5

18,9

17,1

18,5

20,7

23,2

19,0

25000,1 - 35000,0

10,8

6,7

5,0

5,8

6,7

8,8

6,6

свыше 35000,0

11,9

5,1

2,9

3,6

4,2

7,0

5,0

Коэффициент вариации

26%

21%

27%

28%

36%

32%

22%

Источник данных: Регионы России. Социально-экономические показатели, 2011 (www.gks.ru)

В таблице 1.2 представлены данные о дифференциации населения Тамбовской области по величине денежных доходов в сравнении с некоторыми регионами РФ. В области наблюдается наименьший уровень поляризации по доходам среди всех представленных регионов (наибольший – в Рязанской области). Учитывая сравнительно меньшую, чем в среднем по стране разницу между максимальными и минимальными зарплатами, а также сравнительно невысокий уровень поляризации доходов, можно сделать вывод, что главной задачей для Тамбовской области является наращивание темпов экономического роста. Естественным следствием наращивания темпов роста экономики и доходов населения станет усиление имущественного расслоения, однако, в случае с Тамбовской области, это не приведет к значительному росту социальной напряженности, т.к. современный уровень доходов населения не удовлетворяет потребностям большей части населения.

Существует множество методик оценки качества жизни. Конечный набор параметров для оценки качества жизни населения законодательно не определен. В данном случае, для оценки используется несколько интегральных индексов. В отдельных случаях для оценки качества жизни используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанный экспертами ООН, более подробно рассмотренный в разделе 1.1.4. Тамбовская область занимала в 2009 г. по ИРЧП 50-е место среди всех регионов России с показателем 0,804 при средних значениях по стране на уровне 0,840 и существенно отстает от большинства регионов ЦФО. Область демонстрирует слабые позиции по показателям долголетия (0,730) и доходов населения (0,791). Несколько лучше ситуация с индексом уровня образования (0,890), но и по данному параметру значения в области ниже средних по России.

Одним из индексов, разработанных специально для России, является интегральный «кризисный» индекс качества жизни, рассчитанный сотрудниками Независимого института социальной политики и географического факультета МГУ по заказу Министерства экономического развития и торговли, для мониторинга социальной сферы в регионах РФ за период 2002-2005 гг. Данный индекс учитывает отношения среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму, долю населения с доходами выше прожиточного минимума, уровня занятости и здоровье населения (Таблица 1.3).



Таблица 1.3 «Кризисный» индекс качества жизни за 2002 – 2005 гг.




2002

2003

2004

2005

РФ

0,681

0,703

0,722

0,735

Тамбовская область

0,666

0,686

0,695

0,72

Рейтинг

27

24

25

20

Источник данных: www.socpol.ru (Независимый институт социальной политики; Рассчитано: Географический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова)
Согласно «кризисному» индексу качество жизни в Тамбовской области в динамике с 2002 по 2005 гг. росло. Изменение индекса определялось ростом уровня доходов и здоровья населения. Рейтинг области также повышался и достиг к середине 2000-х 20 места среди всех регионов России. Отчасти высокие позиции региона связаны с методикой расчетов, в которой приоритет отдавался кризисным показателям (безработица, состояние рынка труда, доходы населения по отношению к прожиточному минимуму), которые в области, в силу отраслевой структуры ее экономики, были выше, нежели у некоторых старопромышленных территорий.

Для сравнения рассмотрим еще один индекс качества, созданный институтом региональной информации и лабораторией математических методов политического анализа и прогнозирования факультета политологии МГУ. Индекс построен на базе других показателей и учитывает, помимо базовых оценок доходов и здоровья населения, такие компоненты как качество жилищных условий, миграционную привлекательность региона, безопасность населения, уровень выживаемости детей в возрасте до одного года, доступность рабочих мест, размер индивидуальных доходов населения, развитость рынка услуг (Таблица 1.4).



Таблица 1.4. Индекс качества жизни за 2006 – 2011 гг.




2006

2007

2008

2009

2010

2011

РФ

53,28

55,96

57,83

58,09

59,55

59,96

Тамбовская область

50,29

54,16

58,40

57,85

61,05

60,82

Рейтинг

39

31

17

16

13

14

Источник данных: www.polit.msu.ru (Рассчитано: Факультет политологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Институт региональной информации)

По данному индексу Тамбовская область за период с середины 2000-х существенно улучшила свои позиции и достигла в 2011 г. 14 места. Отчасти столь высокие позиции также обусловлены показателями, выбранными для анализа. В частности показатель доступности рабочих мест для Тамбовской области достаточно высокий (число безработных меньше числа рабочих мест), но это связано не с благополучной ситуацией на рынке труда, а с дисбалансом качества спроса и предложения на трудовые ресурсы, показатели безопасности населения находятся в зависимости от регистрируемости преступности. Отдельным вопросом является показатель развитости рынка услуг, который находится в зависимости от общего уровня доходов населения. Но в случае с Тамбовской область значительная доля доходов получены из других источников, в том числе от заработков за пределами региона. В то же время, нельзя не отметить существенное улучшение качества жизни в области в последние годы.

Таким образом, сравнительный анализ индексов показывает, что по базовым характеристикам качества жизни (доходы, здоровье населения) Тамбовская область находится на среднем уровне среди субъектов РФ; по специальным компонентам (качество жилищных условий, уровень бедности, расслоение по доходам) занимает достаточно высокие позиции.

      1. Рынок труда

Основной тенденцией на рынке труда области последних лет стало стабильное сокращение численности занятых в экономике. Основной этап санации занятости на неэффективных предприятиях в регионе прошел в период с 1995 по 2005 г. Число работников предприятий и организаций за это время сократилось с 487,8 до 330 тыс. чел. После 2005 г. ситуация на рынке труда стабилизировалась, сжатие спроса на рынке труда продолжилось, но существенно меньшими темпами в рамках общего демографического тренда. В целом, за последние 16 лет число занятых сократилось почти на 200 тыс. чел. – более 70% от современной численности занятых. Экономический кризис конца 2000-х гг. повлиял на динамику рынка труда не существенно: в 2009 г. несколько ускорились темпы сокращения занятости в отраслях сферы услуг, в целом тренд развития рынка труда остался прежним.

По состоянию на начало 2011 г. численность экономически активного населения Тамбовской области составляла 660,1 тыс. чел. Из них общая численность занятых в экономике области составила 503,6 тыс. чел. (76,2% от экономически активного населения), в том числе 147,2 тыс. чел. заняты в индивидуальным трудом. Среднесписочная численность занятых на предприятиях и в организациях региона в том же году составила 290,5 тыс. чел. (только 44% от экономически активного населения). Численность занятых на малых предприятиях, по состоянию на конец 2010 г. составляла 62,6 тыс. чел. – более 12% от общего числа занятых в экономике.



Рис. 1.7 Изменение структуры занятости населения по видам экономической деятельности

Источник данных: Тамбовская область в цифрах, 2011
Основной сферой занятости населения является бюджетный сектор экономики, представленный такими видами деятельности как образование, здравоохранение, государственное управление. В сумме на эти отрасли приходится более 33% всех занятых. По мере общего сжатия рынка труда в первой половине 2000-х гг. занятость в этих отраслях сохранялась, а их доля в общей структуре росла. В 2005-2011 гг. в регионе проводилась политика по оптимизации сети учреждений бюджетной сферы, закрытию малокомплектных школ, сокращению низовой сети учреждений здравоохранения. В результате, произошло некоторое сокращение числа занятых и незначительное снижение их доли на рынке труда области.

Одной из ключевых проблем рынка труда области остается сокращение численности и доли занятых в реальном секторе экономики. За период с 2000 по 2011 г. число занятых в отраслях сельского хозяйства и промышленности сократилось с 171,4 до 84,4 тыс. чел., а их доля снизилась с 43,6 до 28,9%. Быстрее других уменьшалось число занятых в сельском хозяйстве – в 3,5 раза за последние 11 лет. В обрабатывающей промышленности произошло сокращение в 1,6 раз. Наиболее стабильной отраслью было производство и распределение электроэнергии, газа и воды, где число занятых практически не изменилась. На современном этапе обрабатывающие производства сохраняют первую позицию по численности занятых среди всех видов экономической деятельности. Доля отрасли составляет более 17%. Роль сельского хозяйства уже не столь значительна и составляет только 7,5%. На производство и распределение электроэнергии, газа и воды приходится около 4% от общего числа занятых в экономике.

На современном этапе сфера услуг стала основным сектором занятости населения. Его доля, включая социальные услуги, составляет более 70% в общей численности занятых. Среди отраслей платных услуг основной остается розничная и оптовая торговля. Если в конце 1990-х – начале 2000-х гг. занятость в торговле носила антикризисный характер – отрасль принимала высвободившихся работников из других секторов экономики, то с середины 2000-х приток занятых происходил уже благодаря благоприятной рыночной конъюнктуре. Более 60% всех занятых в торговле трудятся на малых предприятиях. Повышенная роль на рынке труда области характерна и для инфраструктурных отраслей сферы услуг: транспорта и связи (8,3% занятых), коммунальных и социальных услуг (4,2%). Занятость в системе бизнес-услуг в области пока остается на низком уровне.

Столь существенный структурный перекос в сторону сферы услуг и, в том числе, бюджетного сектора, создает существенные проблемы для функционирования рынка труда. Растет зависимость от двух факторов: бюджетной политики (заработных плат работникам бюджетной сферы) и внутреннего потребления. В первом случае, регион в значительной мере зависим от федеральной политики: уровень собственных доходов бюджета низкий, а объем полномочий, делегируемых региону федеральным центром, возрастает. Во втором случае, конъюнктура также неблагоприятная: уровень доходов населения в области низкий и растет достаточно медленно, при этом стабильное сокращение численности жителей приводит к общему снижению объема внутреннего рынка области.

Острота проблемы безработицы в регионе за последние годы существенно снизилась. В настоящее время можно говорить о доминирующей роли структурной безработицы. По данным обследования населения по проблемам занятости общая численность безработных в регионе по методологии МОТ в последние годы сокращается. По состоянию на начало 2012 г. численность безработных составила 35 тыс. чел., при этом еще в 2008 г. значение показателя находилось на уровне 52 тыс. чел. Более 40% составляют жители сельской местности. Общий уровень безработицы по методологии МОТ составляет 6,6%. Уровень регистрируемой безработицы в области низкий и составляет лишь 1,3%, при общей численности зарегистрированных безработных в 6,8 тыс. чел. При этом даже в кризисных условиях не происходило существенного роста числа безработных. Столь благополучная ситуация связана, с одной стороны, с высокой степенью устойчивости рынка труда области к кризисным явлениям из-за структурных особенностей занятости, с другой стороны, роль центра занятости населения в регулировании общего состояния рынка труда на сегодняшний день ниже саморегулирующей способности экономики.

Одним из важнейших механизмов саморегулирования на рынке труда области выступает маятниковая миграция населения. По минимальным оценкам администрации области число жителей, получающих основной доход за пределами области превышает 100 тыс. чел. Основным направлением миграций является Московский столичный регион, значительную роль также играет соседняя Липецкая область.

Одной из ключевых проблем занятости населения остается структурный дисбаланс спроса и предложения. При общем коэффициенте напряженности на рынке труда равном 0,65 (6,8 тыс. безработных на 10,4 тыс. вакансий), наблюдается значительное несоответствие профессионального состава безработных и востребованных специальностей. В настоящее время наиболее востребованы рабочие специальности средней и высокой квалификации, в то время как в составе безработных около четверти составляют лица с высшим образованием, в том числе значительная доля с гуманитарными специальностями. Среди зарегистрированных безработных велика доля имеющих низкую квалификацию и не стремящихся найти постоянную работу, особенно среди жителей сельской местности. При этом значительная часть высвобождаемых – квалифицированные работники сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности – находят постоянную работу без привлечения службы занятости.

Уровень заработных плат, установившийся на рынке труда Тамбовской области, остается одним из самых низких в России и в ЦФО. По состоянию на начало 2012 г. среднемесячная заработная плата работников предприятий и организаций составляла 14,3 тыс. руб. За последние 4 года в действующих ценах заработная плата выросла почти на 4 тыс. руб. (39%). С учетом изменения потребительских цен рост был не столь значительным и составил лишь 8,4%. Наибольший уровень заработка характерен для сферы бизнес услуг (финансовая деятельность – 31,3 тыс. руб.), инфраструктурных отраслей (производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 19,5 тыс. руб., транспорт и связь – 19,7 тыс. руб.), государственного управления (20,2 тыс. руб.). В отраслях обеспечивающих максимальную занятость доходы ниже уровня средней заработной платы по региону:14,3 тыс. руб. в обрабатывающих производствах, 10,7 и 10,4 тыс. руб. в образовании и здравоохранении, 11,4 тыс. руб. в розничной торговле. В одной из базовых отраслей экономики региона – сельском хозяйстве – заработки работников остаются на уровне 85% от среднеобластного показателя. Важной проблемой функционирования рынка труда остается высокая доля теневых доходов, в особенности на предприятиях сферы услуг (торговля, общественное питание), где значительную долю занимает занятость в малом бизнесе.

Основные проблемы развития рынка труда:


  • Сокращающаяся численность и доля занятых в отраслях реального сектора экономики.

  • Недостаточное число мест приложения труда с высоким уровнем заработной платы. Большая часть рабочих мест приходится на сферы деятельности с низким уровнем оплаты труда.

  • Значительная часть жителей региона получают основной доход за пределами области.

  • Сохранение дисбаланса спроса и предложения на рынке труда: несоответствие квалификации безработных потребностям предприятий региона.



      1. Человеческий капитал, образование, культура

Для Тамбовской области на текущий момент приходится констатировать недостаточно высокий уровень развития человеческого капитала. В основу концепции развития человеческого капитала положено саморазвитие человека через расширение возможностей выбора, благодаря росту продолжительности жизни, дохода и образования.



В таблице 1.5 представлен рейтинг субъектов РФ по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), рассчитанный в «Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации в 2011 году: модернизация и развития человеческого потенциала» (на основе данных за 2009 г.). ИРЧП российских регионов сильнее всего зависит от состояния их экономики, поскольку самым дифференцированным компонентом является ВРП на душу населения. В 2009 г. Тамбовская область имеет индекс 0,804 и занимает в России 50-е место на уровне Хабаровского и Приморского края. Среди соседних областей наиболее близкий показатель ИРЧП имеет Пензенская область (0,806). Соседним регионам по ЦФО Тамбовская область значительно уступает по развитию человеческого потенциала.

Таблица 1.5 Рейтинг регионов по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) в 2009 г.




ВВП долл. ППС

Индекс дохода

ОПЖ

Индекс долго-летия

Грамот-ность

Доля учащих-ся в возрасте 7-24 лет

Индекс образо-вания

ИРЧП

Место

в России

Российская Федерация

18869

0,875

68,67

0,728

99,4

0,766

0,918

0,840




Липецкая область

17902

0,866

68,44

0,724

98,4

0,727

0,898

0,829

13

Воронежская область

11036

0,785

68,94

0,732

98,3

0,838

0,935

0,817

29

Тамбовская область

11469

0,791

68,78

0,730

98,1

0,709

0,890

0,804

50

Источник данных: Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации в 2011 году: модернизация и развития человеческого потенциала (www.undp.ru)
Анализ динамики ИРЧП за период 2003 – 2009 гг. показывает, что показатель в Тамбовской области растет (Рис. 1.8). Несмотря на это, рейтинг области среди всех регионов России неуклонно снижается: в 2003 г. это 36 место, в 2009 г. – 50.



Рис. 1.8 Динамика роста ИРЧП в Тамбовской области

Источник данных: Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации в 2011 году: модернизация и развития человеческого потенциала (www.undp.ru)
Образование важная отрасль современной социальной сферы общества, напрямую воздействующая на человеческий капитал. Образовательная система характеризуется взаимодополняющими компонентами: системой дошкольного, общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, системой повышения квалификации и переподготовки кадров, а также системой внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров. Результатом функционирования образовательной системы выступает уровень образования населения.

Система дошкольного образования в Тамбовской области включает на 2011 г. 240 учреждений, с общим количеством воспитанников 30,4 тыс. человек. По численности детей на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях в 2010 г. область занимала 66 место в России, уступая всем регионам ЦФО, за исключением Орловской, Тульской и Тверской областям. Наибольшие проблемы с обеспеченностью детей дошкольным образованием на 2011 г. отмечаются в Уваровском (41% детей обеспечено дошкольными учреждениями), Уметском (48%) Ржаксинском (50%), Гавриловском (55%), Рассказовском (55%), Инжавинском (57%) муниципальных районах и городе Уварово (69,2%), в первую очередь, связанная с нехваткой дошкольных учреждений. Резко сокращается число общеобразовательных учреждений с 2009 по 2011 гг. с 612 до 539. Наибольшее их количество сосредоточено в сельской местности, там работают 453 общеобразовательных учреждений, а в городских поселениях – 86. Динамика численности обучающихся имеет аналогичную тенденцию сокращения. Количество персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях на 2010 г. составляет 69 на 1000 обучающихся. Несмотря на ежегодный рост компьютеризации школ, соотношение в 14 школьников на 1 компьютер, не может способствовать росту качества образования.

Система начального и среднего профессионального образования на 2012 г. насчитывает: 1 профессиональное училище, 11 техникумов и 16 колледжей, с общей численность обучающихся 19,6 тыс. человек. Наибольшая доля обучающихся сосредоточена на следующих направлениях подготовки: транспортные средства, технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, сельское хозяйство и рыболовство.

По состоянию на 2012-2013 учебный год высшее профессиональное образование осуществляется в 12 учреждениях. Среди высших учебных заведений большая доля филиалов. В области выделяется два центра получения высшего образования: областной центр г. Тамбов и наукоград г. Мичуринск. По всем формам обучения в вузах Тамбовской области в 2012 г. обучается 37 тыс. человека. Наибольшее количество студентов обучается по таким направлениям, как экономика и управление – 33 %, гуманитарные и социальные науки – 24%, техника и технологии – 14%, образование и педагогика – 8 %, сельское хозяйство – 7 %, естественные науки и математика – 4 %. В силу то, что сельское хозяйство является ведущим сектором экономики региона отмечается низкая доля студентов обучающихся по сельскохозяйственным специальностям.



Уровень образования населения. С момента проведения переписи населения 2002 г. уровень профессионального образования населения Тамбовской области вырос по всем показателям за исключением начального профессионального образования (Таблица 1.6). Вследствие экономического спада 1990-х гг. рабочие специальности переспали быть востребованными. Важной проблемой сферы образования выступает низкая численность лиц, имеющих высшее образование; область значительно уступает этому значению по ЦФО.

Таблица 1.6. Динамика распределения населения по уровню образования (на 1000 человек)





Имеющие образование

Не имеющие начального общего образования

профессиональное

общее

послевузовское

высшее

неполное высшее

среднее

начальное

среднее (полное)

основное

начальное

Тамбовская область

1989

...

80

13

173

107

168

177

165

117

2002

2

127

20

266

137

165

150

109

19

2010

5

176

32

317

53

192

125

79

10

ЦФО

1989

...

141

20

190

114

172

169

131

63

2002

5

192

36

270

112

164

121

71

8

2010

7

272

50

300

45

156

86

44

4


Источник данных: Итоги всесоюзной переписи населения 1989 г; Итоги всероссийских переписей населения 2002 г и 2010 г.
По количеству населения, имеющего ученую степень кандидата наук, Тамбовская область занимает 14 место (0,93% от числа всех кандидатов, проживающих в ЦФО), относительно количества докторов наук также 14 место (0,5%). Наибольший удельный вес исследователей приходится на технические науки. С каждым годом сокращается численность исследователей обладающих учеными степенями, в результате трудовой миграции и смертности. Следует констатировать низкую обеспеченность интеллектуальными ресурсами необходимыми для инновационного развития региона.

Современное региональное образование должно решать две ключевые задачи. Первая – обеспечить широкую образованность и получение профессиональной квалификации, включая овладение определенным набором компетенций, умений и навыков как можно большим числом жителей области. Вторая задача – выявление, отбор и специальная подготовка наиболее способных, талантливых людей из максимального числа претендентов. Развитие творческих способностей обучаемых касается всех уровней образования и является исключительно важным для реализации инновационной модели развития. Основным фактором, сдерживающим рост качества образования в Тамбовской области, является состав и уровень педагогических кадров, в том числе старение педагогических кадров, нехватка квалифицированных специалистов, недостаточная укомплектованность педагогическими кадрами образовательных учреждений. Важными направлениями совершенствования образовательной системы должно стать внедрение научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в школьное образование.



Культура. В рамках целевой программы "Культура Тамбовской области 2012 - 2016 годы", продолжается формирование единого культурного пространства региона. На настоящее время посещаемость музеев и театров населением Тамбовской области одна из самых низких в ЦФО. Средняя заполняемость залов театров находится на уровне 60-65% свидетельствует о падении среди местного населения интереса к искусству. Среди библиотек области подключены к сети Интернет 21% (по РФ - 15%). Процент охвата населения региона библиотечным обслуживанием - 52,2%.

К числу проблем в сфере культуры относятся:

- высокий уровень физического и морального износа материально-технической базы учреждений культуры, особенно в сельской местности;

- низкий уровень финансирования учреждений и объектов культуры, недостаточные объемы ремонтно-реставрационных работ;

- низкая посещаемость объектов культуры и культурно-массовых мероприятий;

- слабая социальная защищенность работников культуры и искусства (низкая заработная плата, невозможность предоставления комфортного жилья и т.д.);

- нехватка квалифицированных кадров в учреждениях культуры;

- низкая информатизация отрасли и поддержка профессионального искусства.



      1. Уровень преступности и охраны общественного порядка

На фоне общероссийской ситуации Тамбовская область показывает устойчивые тенденции снижения уровня преступности (Рис.1.9).





Рис. 1.9 Динамика преступности в Тамбовской области (число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек)1

Источник данных: Регионы России. Социально-экономические показатели, 2011 (www.gks.ru)

На 2010 г. зафиксировано 1259 преступлений на 100 тыс. жителей, при аналогичном показателе в 1839 в среднем по России и 1563 в ЦФО. Процентное соотношение числа зарегистрированных преступлений по видам выглядит следующим образом: кража – 55,4%, преступления связанные с незаконным оборотом наркотиков – 22,4%, преступления в сфере экономики – 13,16%, грабеж – 4,55%, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – 2,44%, убийство и покушение на убийство - 0,94%, разбой – 0,75%, изнасилование и покушение на изнасилование – 0, 36%. Высокое число преступлений в сфере экономической деятельности отрицательно влияет на перспективы инновационного развития. За 2010 г. число экономических преступлений сократилось по отношению к предыдущему году на 33%, наметилась положительная динамика.

Сравнительный анализ числа зарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения среди регионов Центрального федерального округа в 2010 г. выводит Тамбовскую область на 3-е место после Рязанской, Тульской и Белгородской областей; 2007 г. – 6-е место (Рис. 1.10).



Рис. 1.10 Сравнение числа зарегистрированных преступлений по регионам ЦФО 2010 г. (на 100 тыс. человек населения)

Источник данных: Регионы России. Социально-экономические показатели, 2011 (www.gks.ru)

      1. Здравоохранение

За время реализации национального проекта «Здоровье» в Тамбовской области была укреплена материально-техническая база учреждений здравоохранения через повышение квалификации персонала, лицензирование ФАПов, оптимизацию сети лечебно-профилактических учреждений (таблица 1.7).



Таблица 1.7 Основные характеристики обеспеченности Тамбовской области инфраструктурой и кадрами в сфере здравоохранения (по состоянию на 2010 год)




Количество коек на 10000 человек

Количество врачей на 10000 человек

Количество среднего медперсонала

на 10000 человек

Тамбовская область

113,4

34,0

107,3

ЦФО

92,2

53,5

99,8

Российская Федерация

93,7

50,1

105,6

Источник данных: Регионы России. Социально-экономические показатели, 2011 (www.gks.ru)

Медицинское обслуживание населения на территории области в 2011 г. осуществлялось в 61 больничном учреждение, в 83 амбулаторно-поликлинических учреждениях и в 479 фельдшерско-акушерских пунктах. Общая заболеваемость населения снижается с 2007 г. На 2010 г. она составила 706 человек на 10 тыс. населения (Рис. 1.11).





Рис.1.11 Заболеваемость, зарегистрированная у больных с диагнозом, установленным впервые в жизни (на 100 тыс. чел.), 2010 г.

Источник данных: Регионы России. Социально-экономические показатели, 2011 (www.gks.ru)

Соотношение заболеваемости по основным классам болезней за указанный год представлено в виде: болезни глаза и его придаточного аппарата 28,6 (случаев на 1000 человек); инфекционные и паразитарные болезни 16,5; болезни нервной системы 15,7; новообразования 10,4; болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 8,0; болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм 3,0. Заболеваемость по отношению к 2005 г. по всем классам болезней падает, за исключением класса новообразований. К числу наиболее проблемных нозологий, в сравнении с ЦФО (без учёта г. Москвы) относятся: врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, болезни системы кровообращения, мочеполовой системы, крови и кроветворных органов, нервной системы, а также органов пищеварения.

В лечебно-профилактических учреждениях области в истекшем году работали 3,7 тыс. врачей всех специальностей (без зубных) и 11,7 тыс. человек среднего медицинского персонала. Из них высшую и первую квалификационную категории имели 56,0% от общего числа и 57,2% среднего медицинского персонала.

Заболеваемость туберкулезом является наиболее важным эпидемиологическим показателем. За 2011 г. выявлено 653 больных туберкулезом, показатель составил 60,1 на 100 тыс. населения (2010 г. – 67,6). Наиболее высокий уровень заболеваемости зарегистрирован в Первомайском (75,0), Мордовском (71,8), Моршанском (61,3) районах и г. Мичуринске (58,6). Заболеваемость злокачественными новообразованиями на 2010 год составило 437,1 на 100 тыс. населения (8,8%). Высокие показатели заболеваемости отмечены в районах: Мучкапском (380,3), Бондарском (377,2), Жердевском (361,7), Петровском (349,2), Сосновском (343,5), Знаменском (340,9), г. Тамбове (340,0). Снижение онкозаболеваемости отмечается в городах Уварово (с 363,3 до 323,5), Мичуринске (с 289,2 до 264,7) и Никифоровском (с 348,0 до 238,8), Уваровском (с 298,3 до 248,1), Моршанском (с 239,1 до 204,5) районах.

Первичная заболеваемость алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в 2011 г. из расчета на 100 тыс. человек представлена: психотические расстройства, связанные с употреблением алкоголя (такие как алкогольные психозы и синдром зависимости от алкоголя) – 113,2 (РФ - 108,5), наркомания – 4,2 (РФ - 17,6), токсикомания – 0,1 (РФ - 0,6). Наибольший показатель заболеваемости алкоголизмом (более 230) сохраняется в Рассказовском и Староюрьевском районах.

Общая заболеваемость населения в Тамбовской области территориально дифференцирована (рис. 1.12). Самая высокие показатели отмечаются в городе Тамбов (2081) и Токарёвском районе (1710), эти данные могут одновременно отражать высокую степень выявляемость заболеваний, т.е. квалифицированность и эффективность деятельности работников здравоохранения.





Рис. 1.12 Общая заболеваемость населения по муниципальным районам и городам Тамбовской области на 2010 г.

Источник данных: Составлено по статистическим материалам управления здравоохранения Тамбовской области (www.zdrav.tambov.gov.ru)

В настоящий момент в области действуют 8 целевых программ, направленные на создание условий для реализации обязательного медицинского страхования; санаторно-курортное лечение детей и подростков; обеспечение граждан высокотехнологичной медицинской помощью; формирование здорового образа жизни у граждан, включая сокращение потребления алкоголя и табака; организацию оказания специализированной медицинской помощи населению по социально значимым заболеваниям; оказание бесплатной лекарственной помощи в амбулаторных условиях отдельным категориям граждан; обеспечение лечебно-профилактических учреждений области компонентами и препаратами донорской крови.

Наиболее остро в сфере здравоохранения стоят следующие проблемы:

1) дефицит врачебных кадров. Область по данному показателю занимает последнее место среди регионов ЦФО. Сохраняется территориальная диспропорция в обеспечении врачебными кадрами медицинских учреждений. Это связано с низким уровнем среднемесячной начисленной заработанной платы работников здравоохранения, по этому показателю область занимает последнее место среди всех регионов ЦФО – 8740 рублей по состоянию на 2010 г. (в соседних областях более 10000 рублей).

2) сохраняющийся недостаточный уровень развития стационарозамещающих технологий. Увеличение показателей обеспеченности коечным фондом привело к необоснованному возрастанию объемов стационарной помощи в ущерб развитию и оказания населению амбулаторно-поликлинической помощи (в 2010 г. – 8,1 посещения на 1-го жителя в год).


следующая страница >>
Смотрите также:
Отчет о научно-исследовательской работе
19.38kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе студентов рудн 2012 г
138.77kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе по теме
4703.05kb.
21 стр.
Отчет о научно-исследовательской, научно-методической и художественно-творческой работе
335.01kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе кафедр менеджмента и государственного и муниципального управления
289.47kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе структура и правила оформления
453.82kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе
3866.61kb.
20 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе по Государственному контракту №02. 740. 11. 0603 от «22» марта 2010 г
124.67kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе по исполнению Государственного контракта №900-01-41/06-12 от 23 мая 2012 г по теме
3371.97kb.
23 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе по исполнению Государственного контракта №900-01-41/06-12 от 23 мая 2012 г по теме
4553.39kb.
25 стр.
Отчет о научно-исследовательской работЕ кафедры
389.42kb.
7 стр.
Отчет по научно-исследовательской работе за 2012 год
2147.75kb.
10 стр.