Главная
страница 1
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………………. 2
Основные результаты и выводы.......................................................................5
Глава 1. Распространенность занятий физкультурой и спортом среди населения 8

1.1. Вовлеченность населения в спортивно-оздоровительную деятельность Error: Reference source not found

1.2. Предпочитаемые виды физкультурно-оздоровительных занятий 11

1.3. Основные мотивы занятий спортом 14

Глава 2. Возможности повышения физкультурно-оздоровительной активности населения 16

2. 1. Удовлетворенность условиями занятий и причины непосещения физкультурно-оздоровительных центров и спортивных клубов 16

2. 2. Факторы привлечения населения в физкультурно-оздоровительные центры 18

2. 3. Информированность населения о спортивных мероприятиях и участие в них 26

Глава 3. Оценка деятельности властей по развитию физкультуры и спорта в Тюменском регионе 28

3.1. Отношение населения к работе местных властей по развитию физкультуры и спорта 28

3.2. Оценка населением Тюменской области динамики развития физкультуры и спорта…………………………………………………….....................29



Рекомендации по развитию физкультуры и спорта в Тюменской области

………………………………………………………………………………….....30




Пояснительная записка

Деятельность, направленная на развитие государственной политики в области физкультуры и спорта в Тюменской области, требует от субъекта, ее осуществляющего, постоянного ощущения «обратной связи», серьезного информационного обеспечения всех мероприятий, научно обоснованных инициатив. Данная цель реализуется посредством систематического изучения отношения населения к занятиям физической культурой и спортом, определения факторов, способствующих активизации населения в этой сфере.

С 2008 г. по заказу департамента по спорту и молодежной политике Тюменской области ГАУ ТО «МИАЦ» ежегодно организует проведение социологического мониторинга «Физическая культура и спорт в Тюменской области». Практика показала, что результаты мониторинга еще недостаточно используются в управленческой деятельности по развитию физкультуры и спорта в области, хотя решение задачи по повышению активности населения в этой сфере невозможно без знания потребностей, мотивации и возможности участия жителей области в спортивно-оздоровительной деятельности, в связи с чем в данном сборнике, помимо основных результатов и выводов, представлены рекомендации по дальнейшему развитию физкультуры и спорта в Тюменской области.

Перед тем как представить основные данные социологического мониторинга «Физическая культура и спорт в Тюменской области – 2010 г.», хотелось бы отметить несколько важных моментов, которые необходимо учитывать при работе с социологической информацией1:

1. В силу субъективности своей природы (так как получена от субъекта – в данном случае населения Тюменской области) социологическая информация чаще всего отличается от объективной информации (полученной из объективных источников – справок, отчетов и др. документов). И это отличие не признак ее «неправильности», ошибочности и недостоверности (кстати, эти же «упреки» можно предъявить и к документированной информации). Субъективная информация (мнения, суждения, оценки) является элементом сознания, элементом мира представлений человека об окружающей действительности (т.е. об объективной реальности). Поэтому субъективная информация, по сути, представляет собой объективную информацию, но транслируемую через субъект.

2. Учитывая выборочный2 метод большинства социологических исследований, необходимо принимать во внимание ошибку выборки,3 которая рассчитывается специально для каждого социологического выборочного исследования и зависит от многих условий, и прежде всего, от объема выборочной совокупности. Ошибка выборки в данном исследовании составляет  2,8% (что относится к повышенной степени надежности результатов), поэтому, рассматривая относительные показатели (выраженные в %-ных долях), нужно учитывать этот доверительный интервал. Так, если выявлено, например, что 57% населения не занимается спортом и физкультурой, то это значение нужно рассматривать в интервале от 54% до 60%.

3. Применение при анализе социологических данных методов математической статистики4 позволяет получить математически проверенные и обоснованные, научно доказанные связи и зависимости изучаемых признаков, которые порой не видны невооруженным глазом.

4. Выборка репрезентирует (представляет) население юга Тюменской области в соответствии с пропорциональной численностью гендерных, возрастных5 и территориальных6 групп, что дает возможность не только получать обобщенные данные по населению в целом, но и проводить сравнительный анализ среди данных групп. Кроме этого, зная объем генеральной совокупности (в данном случае – население юга Тюменской области от 14 лет и старше) и ошибку выборки, можно рассчитать примерный объем различных целевых групп (например, потенциальных потребителей тех или иных спортивно-оздоровительных услуг, сегменты высокодоходных и низкодоходных групп населения и т.п.).



Основные результаты и выводы

1. Социологические данные, полученные в ходе мониторинга «Физическая культура и спорт в Тюменской области», позволяют оценить уровень вовлеченности населения Тюменской области в занятия физкультурой и спортом ниже среднего (на уровне 40%). При этом следует учитывать, что к этим субъективным показателям активности население относит любые виды как спортивной, так и оздоровительной деятельности (стр. 8–9).

2. Наиболее вовлечены в спортивно-физкультурную деятельность 14–17-летние подростки (их вовлеченность на уровне 70%), с возрастом спортивная активность граждан уменьшается до 27% (группа старше 55 лет). Сельские жители менее «спортивны», чем городские, а Тюмень несколько активнее других населенных пунктов. Также наиболее активно население с высшим образованием, имеющее работу и материально более обеспеченное (стр.910).

3. Степень вовлеченности населения в занятия спортом и физкультурой по сравнению с 2009 г. несколько повысилась (на 4%) – это произошло за счет тех, кто занимается не в секциях и клубах, а самостоятельно (стр.910).

  1. По данным мониторинга, профессионально – для результата – занимаются спортом около 5% респондентов, чуть более 40% занимаются уже непрофессионально (для себя) с разной степенью регулярности, оставшаяся часть никак не участвует в спортивно-оздоровительной деятельности (см. табл. 3 стр. 10).

  2. Активность детей в сфере физкультуры и спорта напрямую зависит от вовлеченности родителей: в семьях, где родители имеют отношение к этому виду деятельности, вовлеченность детей выше (см. рис. 6 стр. 19).

  3. Наиболее массовыми видами спорта в Тюменской области являются гимнастические (аэробика, фитнес), футбол и мини-футбол, плавание, легкая атлетика, единоборства (см. рис. 2 стр.12).

  4. Остаются нереализованными потребности населения в плавании и фитнесе; немного в меньшей мере, но так же востребованы танцы, стрелковые виды, занятия горными лыжами, теннис и технические виды спорта (мото- и автогонки). Наиболее популярные виды для детей – это танцы, плавание, гимнастика, фигурное катание и хоккей (см. рис. 2, 3 cтр. 12, 13).

  5. Основным мотивом для занятий физкультурой и спортом является укрепление здоровья. Чуть менее рейтинговыми, но тоже основными являются следующие мотивы: «повышение работоспособности, жизненного тонуса, снятие усталости» и «стремление усовершенствовать тело» (см. рис. 4 стр. 14).

  6. Несмотря на то, что большая часть населения главной причиной непосещения физкультурно-оздоровительных центров (ФОЦ) называет отсутствие свободного времени (первое место в рейтинге: 70%) при гораздо меньшей значимости других факторов: отсутствия финансовых возможностей (20%), отсутствия условий для занятий и отсутствия близко расположенных к дому центров (18%), значимость этой причины в реальности гораздо ниже (примерно на том же уровне, что и финансовая проблема: около 25%). Но, несмотря на актуальность вышеназванных причин (в указанных параметрах), в основе непосещения физкультурно-оздоровительных центров у значительной части здорового населения лежит отсутствие потребности в занятиях физкультурой и спортом (стр. 17).

10. По данным мониторинга, более 30% респондентов в настоящее время выделяют из своего бюджета средства для оплаты занятий физкультурой и спортом (для себя и своих детей). Количество потенциальных «плательщиков» (готовых к подобным тратам в дальнейшем) гораздо выше, оно составляет более 50%, но платежеспособность населения невелика: многие из опрошенных – 22% – готовы платить не выше 1000 руб. в месяц, 14% продекларировали вероятность чуть большей платы (от 1000 до 2000 тыс. в месяц), еще 7% – от 2000 до 4000 тыс. и всего 2% населения готовы потратить на эти занятия свыше 4000 тыс. руб. (стр.23–24).

  1. Информированность населения о мероприятиях в сфере физкультуры и спорта находится на среднем уровне и составляет 53%. Наиболее известными являются Дни здоровья, «Кросс наций» (они же и наиболее массовые по количеству участников), соревнования по видам спорта, чемпионаты и первенства (стр. 26, 27).

  2. Как правило, основными источниками информации о спортивных заведениях, мероприятиях для населения, спортивных событиях служат телевидение (60%), Интернет (34%) и пресса (33%) (стр. 28).

  3. Большинство респондентов оценило работу органов власти по развитию физкультуры и спорта как удовлетворительную (37%), при этом было отмечено немало тех (20%), кто затруднился как-либо оценить эту работу. Это связано с отсутствием у большинства интереса к спорту: если более половины опрошенных не посещает никаких спортивных заведений и не занимается самостоятельно, то таким людям сложно оценивать работу по развитию спорта в регионе (стр.29–30).

  4. В целом многие (42%) замечают произошедшие за последние 12 года позитивные изменения и отмечают некоторый рост численности людей, занимающихся физкультурой и спортом. Улучшения чаще отмечают те, кто занимается спортом и ходит в спортивные клубы и секции. Среди занимающихся самостоятельно выше доля тех, кто плохо оценил работу властей (25%). Это говорит о наличии неудовлетворенных потребностей в спортивных занятиях, связанных, как правило, с тем, что физкультурно-оздоровительные центры и клубы предлагают только платные услуги, чего опрашиваемые не могут себе позволить, поэтому вынуждены заниматься самостоятельно (с. 30–31).


Глава 1. Распространенность занятий физкультурой и спортом

среди населения

    1. Вовлеченность населения в спортивно-оздоровительную

деятельность

Динамичное развитие спортивной инфраструктуры Тюменской области, особенно заметное в последние годы, создает дополнительные возможности для жителей области в сфере занятий физкультурой и спортом. Насколько широко население использует эти возможности, насколько оно вовлечено в спортивно-оздоровительную деятельность?

Результаты опроса показали, что степень вовлеченности населения в занятия спортом и физкультурой, по сравнению с 2009 г., несколько повысилась (на 4%). Это произошло за счет тех, кто занимается самостоятельно (не в секциях и клубах), и в настоящее время составляет 43% (в 2008 г. этот показатель был на уровне 38%). Причем если среди посетителей клубов и секций преобладают более молодые ребята (см. табл. 1), то среди тех, кто занимается вне спортивных учреждений – самостоятельно, – самыми активными являются группы 18–22-летних и 35–44-летних. Как свидетельствуют данные табл. 1, наиболее вовлечены в спортивно-физкультурную деятельность подростки 14–17 лет (их вовлеченность – на уровне 70%), а с возрастом спортивная активность граждан уменьшается.

Таким образом, при активизации спортивно-оздоровительной деятельности, при развитии массового спорта среди населения целевой группой (наряду с молодежью) могут быть и более старшие поколения: от 40 лет.


Рис. 1. Степень вовлеченности населения в занятия физкультурой и спортом (в % от опрошенных).

Таблица 1

Степень вовлеченности населения в занятия физкультурой и спортом

в разрезе возрастных групп (в % от опрошенных)




14–17

18–22

23–27

28–34

35–44

45–54

55 и старше

Посещаю спортивные клубы/секции

53

30

23

18

18

8

7

Занимаюсь самостоятельно

18

32

22

25

26

21

20

Нет, не посещаю, не занимаюсь

26

38

55

55

56

70

72

Нет ответа на вопрос

3

0

0

2

0

1

2

Всего

100

100

100

100

100

100

100

Если рассматривать спортивно-оздоровительную активность населения в разрезе территорий (табл. 2), то сельские жители менее «спортивны», чем городские, а тюменцы активнее представителей других населенных пунктов:

Таблица 2

Степень вовлеченности населения в занятия физкультурой и спортом

в разрезе территорий (в % от опрошенных)




Город

Село

Тюмень

Всего

Посещаю спортивные клубы/секции

19

17

21

19

Занимаюсь самостоятельно

24

21

27

24

Нет, не посещаю, не занимаюсь

57

61

51

56

Нет ответа на вопрос

0

1

1

1

Всего

100

100

100

100

Среди детей7 вовлеченность в занятия физкультурой и спортом гораздо выше: по ответам родителей, активность школьников в этой сфере – на уровне 60%. Структура вовлеченности детей в эту деятельность несколько иная, чем у взрослых: значительно выше доля тех, кто посещает спортивные клубы и секции, кто занимается для достижения результата. Необходимо учитывать, что субъективная оценка родителей при ответе на вопрос о вовлеченности их детей в занятия физкультурой и спортом часто включает занятия детей физкультурой в школе – отсюда более высокие показатели.

Если рассматривать занимающихся с точки зрения целевой направленности занятий, то, по данным мониторинга, профессиональных спортсменов, занимающихся систематически и для результата – около 5%, примерно четверть респондентов (24%) занимается регулярно, но не профессионально, а для себя, и еще примерно 20% занимаются нерегулярно, просто для себя (табл. 3):

Таблица 3



Регулярность занятий спортом (в % от опрошенных, 100% по столбцу)




Респонденты

Дети респондентов




N

% от опрошенных

N

% от опрошенных

Занимаюсь (занимаются) систематически профессионально – для результата

64

5

68

6

Занимаюсь (занимаются) регулярно непрофессионально – для себя

296

24

90

7

Занимаюсь (занимаются) нерегулярно, периодически – за компанию или для себя

252

21

54

4

Вообще не занимаюсь (занимаются) спортом

573

47

102

8

Нет ответа на вопрос

27

2

898

74

Всего

1212

100

1212

100


1. 2. Предпочитаемые виды физкультурно-оздоровительных занятий

Как уже было отмечено, среди опрошенных занимается спортом всего 43%, из них 20% – в спортивных клубах, секциях. На рисунке 2 представлен рейтинг видов спорта, которыми занимаются и хотели бы заниматься респонденты (причем под словом «занимаются» респонденты понимают не только регулярные профессиональные занятия в клубах и секциях, но и самостоятельные, зачастую не регулярные «акции»: речь может идти о нескольких прогулках в лес на лыжах за зиму или о пробежках в «своем микрорайоне»).

График, представленный на рис. 2, наглядно демонстрирует, что наиболее востребованы населением плавание и фитнес. Являясь самыми массовыми, эти виды относятся и к самым «потребностно не удовлетворительным». Если экстраполировать эти данные на всю генеральную совокупность, то получается, что желание заниматься плаванием выразили порядка 170–180 тысяч человек.

На втором месте по разнице между занимающимися и желающими заниматься наряду с аэробикой стоят танцы (это, как и фитнес, преимущественно женский вид физкультурной деятельности), которыми хотели бы заниматься почти в 2 раза больше людей, чем занимаются сейчас.

Число желающих превышает число занимающихся и по таким видам спорта как горные лыжи, сноуборд (на 4%), стрельба (на 4%), мотогонки, гонки на авто (на 4%) и теннис (на 3%), которые можно скорее отнести к спорту обеспеченных слоев населения.

Рейтинг популярности тех или иных видов спорта среди детей респондентов схож с рейтингом их родителей (см. рис. 3).




Рис. 2. Рейтинг видов спорта и физкультурной деятельности, которыми занимаются и хотели бы заниматься респонденты (в % от опрошенных).



Рис. 3 Рейтинг видов спорта и физкультурной деятельности, которыми занимаются и хотели бы заниматься дети респондентов (в % от тех, кто указал, что имеет детей).

Для детей так же наиболее востребованными остаются плавание (14% отметили, что их дети хотели бы заниматься этим видом спорта, а занимаются только 4%), танцы, спортивные танцы. Выше доля желающих заниматься, чем реально занимаются, по таким видам спорта как гимнастика, фигурное катание, хоккей. Есть потребность в спорте элит: теннисе, горных лыжах и сноуборде, мотогонках и гонках на авто.

Таким образом, анализ предпочитаемых видов спорта и физкультурной деятельности выявил наиболее актуальную потребность населения в развитии плавания, аэробики, фитнеса и танцев. Отмечается желание заниматься горными лыжами, сноубордом, стрельбой, мотогонками, гонками на авто. Стоит обратить внимание на развитие гимнастики, фигурного катания и хоккея для детей.




  1. 3. Основные мотивы занятий спортом

Изучение вопросов мотивации к занятиям физкультурой и спортом свидетельствует о том, что население все же понимает необходимость тренировок. Большинством движет идея укрепления здоровья (см. рис. 4):

Рис. 4. Мотивация к занятиям физкультурой и спортом (в % от занимающихся респондентов).

При этом мотив укрепления здоровья одинаково важен для всех социально-демографических групп. Лишь самые юные респонденты (до 17 лет) задумываются об этом значительно реже (только 56% этой группы занимают такую позицию). Во всех остальных категориях (по полу, материальному положению, месту проживания) этот мотив назвали не менее 72% опрошенных.

На втором месте по значимости стоит мотив повышения работоспособности, жизненного тонуса, снятия усталости. Он наиболее популярен в возрастной группе от 28 до 54 лет (более 40% респондентов этих возрастов имеют такой мотив, а в возрастной группе 35–44 лет – 46%), у работников с высшим образованием (49%), особенно у руководителей (77%), и у жителей г. Тюмени (44%).

Современная мода диктует спортивный стиль – здоровое тело и стройная фигура как необходимые его элементы, – неудивительно, что следующим по популярности мотивом стало совершенствование фигуры (28%). Этот мотив более характерен для женщин (30%), жителей г. Тюмени (35%), молодежи в возрасте 18–27 лет (более 40%), студентов вузов (43%) и представителей состоятельных слоев населения (более 30%).

Причины, связанные с удовлетворением социальных потребностей, популярны, прежде всего, у самых молодых респондентов: школьников (26% отметили этот мотив) – и у работников с высшим образованием (22%).

Глава 2. Возможности повышения физкультурно-оздоровительной активности населения

2.1. Удовлетворенность условиями занятий и причины непосещения физкультурно-оздоровительных центров и спортивных клубов

Для выявления удовлетворенности населения условиями занятий в спортклубах, спорткомплексах, физкультурно-оздоровительные центрах (ФОЦ) осуществлялась оценка удовлетворенности их работой:

- удовлетворенность квалификацией тренерско-преподавательского состава;

- удовлетворенность уровнем материально-технической оснащенности ФОЦ;

- удовлетворенность объемом и графиком предоставления спортивных услуг;

- удовлетворенность стоимостью услуг и наличием скидок.


По результатам нашего исследования, спортивные клубы и спорткомплексы посещают около 20% респондентов. В среднем уровень удовлетворенности работой спортивных учреждений – на уровне 50%. Высокие оценки посетители ФОЦ дают квалификации тренерско-преподавательского состава, разнообразию предоставляемых услуг. В меньшей степени посетители ФОЦ удовлетворены уровнем материально-технической оснащенности и стоимостью услуг. И здесь возникает вопрос: большие средства выделяются спортивным учреждениям именно на развитие материально-технической базы, а население этих результатов не видит. Возможно, причина в том, что в первую очередь оснащаются те спортивные объекты, которые не являются центрами массовых занятий физкультурой и спортом.

Городское население демонстрирует более высокий уровень удовлетворенности по всем позициям, кроме стоимости предоставляемых услуг. Самые юные участники исследования всем довольны, лишь уровень цен вызывает неудовлетворенность у 17% 14–17летних. С возрастом увеличивается доля тех, кто демонстрирует разный уровень неудовлетворенности. Наиболее негативные оценки дает группа 28–44 лет.

Хотя в качестве главной причины своей пассивности в сфере физкультуры и спорта население традиционно называет отсутствие времени (см. рис. 5), этот ответ чаще всего является рационализацией собственной инертности, а также непонимания важности регулярного занятия физкультурой и спортом. Ответ «нехватка времени» также говорит о том, что проблема здорового образа жизни не считается важной, достойной того, чтобы выделять на нее время и средства (этот вывод основан на применении уточняющих социологических процедур)8.

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «С чем в первую очередь связано то, что Вы не посещаете физкультурно-оздоровительные центры, спортивные клубы?» (в % от опрошенных).

Причину отсутствия времени как главное препятствие для занятий в физкультурно-оздоровительных центрах отмечали респонденты всех социальных групп, но наиболее часто ее называли 23–27-летние, которые отнесли себя к самой обеспеченной в материальном отношении категории.

На втором месте – материальный фактор. Значимость его особенно высока среди «малообеспеченных», «незанятых» и в группе «55 лет и старше». На этот фактор чаще, чем сельские жители и население других городов, указывают жители Тюмени. Но такое соотношение говорит лишь о том, что в малых городах и на селе наиболее острой проблемой является обеспеченность спортивной инфраструктурой, а также о том, что распространенность и стоимость спортивных услуг в Тюмени значительно выше, чем в других территориальных образованиях.

Еще одна важная проблема – это значительная отдаленность спортивных объектов от мест проживания. На это обстоятельство указывают, прежде всего, сельские жители и наименее обеспеченные в материальном отношении категории населения.



  1. 2. Факторы привлечения населения в физкультурно-оздоровительные центры

Если рассматривать факторы, оказывающие наибольшее влияние на участие населения в спортивно-оздоровительной деятельности, то результаты исследования свидетельствуют, что, во-первых, немаловажную роль в привитии интереса к физкультуре и спорту играет семья. Корреляционный анализ показал, что если респондент ориентирован на физкультуру и спорт (посещает спортивные клубы, секции или занимается самостоятельно), то его детям это свойственно тоже (рис.6):

Рис. 6. Вовлеченность детей в занятия физкультурой и спортом в зависимости от позиций опрошенных родителей (в % от опрошенных).



Таким образом, в работе по развитию физкультуры и спорта в регионе особое внимание стоит уделить развитию именно семейного спорта, открытию семейных спортивных центров. Пример родителей во многом способствует формированию необходимой ценностной установки у детей на здоровый образ жизни и активное вовлечение в физкультурно-оздоровительную деятельность.

Во-вторых, большей вовлеченностью в спорт выделяются люди с высшим образованием, скорее всего высшее образование способствует формированию ценности здорового образа жизни (см. рис. 3).

В-третьих, следует обратить внимание, что наиболее низки показатели среди тех, кто не работает и не учится (см. рис. 7): лишь 22% из них в той или иной форме занимаются спортом. Предположим, что их материальное положение не позволяет посещать спортивные клубы и секции (посещают лишь 6%, при этом среди тех, кто работает, посещают секции от 16 до 22% опрошенных), но и доля тех, кто занимается самостоятельно, тоже ниже, чем среди прочих групп.

Рис. 7. Вовлеченность в занятия физкультурой и спортом по основному занятию (в % от опрошенных).



В-четвертых, наблюдаются значимые отличия и по семейному положению. Наиболее вовлечены в спорт неженатые/незамужние (57%), с появлением семьи доля занимающихся спортом резко сокращается (35%). Это лишний раз доказывает необходимость развития семейного спорта.

Пятый фактор, оказывающий влияние на спортивно-оздоровительную активность, – это материальное положение. Субъективно относящие себя к бедным9 значительно меньше уделяют внимание спорту, чем обеспеченные слои населения. С повышением уровня благосостояния растет не только посещаемость спортивных клубов (это вполне закономерно, учитывая, что большая часть из них платная), но и доля тех, кто занимается самостоятельно, что говорит о наличии ценности здорового образа жизни у среднего класса.

По мнению населения (см. рис. 8), более всего способствуют распространению (развитию) физкультуры и спорта такие мероприятия как

- бесплатные секции, доступные цены;

- пропаганда здорового образа жизни и популяризация спорта (особенно в городе);

- строительство спортивных площадок и комплексов, а также увеличение количества спортивных клубов, секций и школ (особенно на селе);

- предоставление возможностей для занятий спортом на базе учебного заведения или места работы (особенно актуально для жителей Тюмени – скорее всего, жители других населенных пунктов пока не рассматривают эту возможность ввиду отсутствия соответствующих условий).



Рис. 8. Факторы, способствующие повышению спортивно-оздоровительной активности населения.

По мнению населения, стоимость является одним из основных факторов привлечения к организованным занятиям физкультурой и спортом. В связи с этим встают вопросы: насколько люди готовы оплачивать физкультурно-оздоровительные занятия, какая сумма в среднем уходит на оплату таких услуг в месяц и сколько разные категории респондентов готовы тратить на занятия физкультурой и спортом (см. табл. 4, рис. 9):

Таблица 4



Сумма семейных трат на оздоровительную деятельность (в месяц)




СЕМЬЯ ТРАТИТ

СЕМЬЯ ГОТОВА ПОТРАТИТЬ




N

В % от опрошенных

N

В % от опрошенных

Не готов тратить

599

49

330

27

До 500 рублей

95

8

131

11

От 500 до 1000 рублей

70

6

139

11

От 1000 до 1500 рублей

82

7

87

7

От 1500 до 2000 рублей

60

5

85

7

От 2000 до 3000 рублей

50

4

60

5

От 3000 до 4000 рублей

11

1

21

2

От 4000 до 5000 рублей

5

0

18

1

Свыше 5000 рублей

18

1

15

1

Затрудняюсь ответить

80

7

148

12

Нет ответа

142

12

178

15

Всего

1212

100

1212

100

Рис. 9. Распределение ответов на вопрос: «Какую примерно сумму денег ваша семья тратит на занятия физкультурно-оздоровительной деятельностью в месяц? И сколько ваша семья готова потратить?» (в % от опрошенных).

Итак, на настоящий момент практически половина респондентов (49%) не выделяет в своем бюджете средств на занятия спортом и 27% не готовы тратить деньги на эти цели в дальнейшем. В основном, это люди старше 45 лет. Среди 45–54-летних не тратят на физкультурно-оздоровительные занятия 70%, а возрастной группе «55 и старше» – 82%. Не готовы платить соответственно 40% и 57%.

Если среди «бедных» не пользуются платными услугами 89% респондентов и 65% не готовы тратить деньги по этой статье, то в группе «состоятельных» не пользуются только 30%, а не проявляют готовность всего 7%.

Респонденты, которые в той или иной форме занимаются спортом и физкультурой, выражают большую готовность оплачивать спортивные занятия, чем те, кто вообще не занимается. Это свидетельствует о том, что если у человека сформирована привычка, потребность в подобных занятиях, то он, вероятнее всего, найдет и время, и средства для этого.

Если говорить о суммах, которые тратят или готовы тратить респонденты на физкультурные занятия, то они невелики. Так, среди респондентов, назвавших сумму, выделяемую их семьей на физкультурно-оздоровительные услуги, 75% тратят на эти цели меньше 1500 руб. А среди респондентов, готовых платить за эти услуги, 22% назвали сумму до 1000 руб., 14% продекларировали готовность чуть большей платы (от 1000 до 2000 руб. в месяц), еще 7% – от 2000 до 4000 руб., и всего 2% населения готовы потратить на эти занятия свыше 4000 руб.

Большие суммы денег на физкультурно-оздоровительную деятельность тратят респонденты, у которых есть дети. Так, больше 2000 рублей в месяц тратят 17% респондентов, которые имеют двоих детей (в среднем по выборке – 9%).

У большинства отмечается очень низкая готовность увеличивать статью расходов на занятия физкультурой и спортом в своем семейном бюджете, поэтому, если стоимость этих услуг будет повышаться, то, скорее всего, это приведет к сокращению числа занимающихся в ФОЦ.

Сохранению семейного бюджета могли бы способствовать бесплатные занятия физкультурой и спортом, предоставляемые некоторыми организациями и учебными заведениями региона. В целом можно отметить, что возможности для бесплатных занятий на этих базах достаточно ограничены. Причем среди работающего населения доля тех, кто отметил наличие возможности заниматься спортом в организации, в несколько раз (3–3,5) меньше, чем среди учащейся молодежи (преимущественно среди школьников 14–17 лет). Только достаточно крупные организации могут себе это позволить. Как правило, и заработная плата в таких организациях выше, поэтому от наиболее обеспеченных групп чаще поступали ответы, что их организации предоставляют подобные услуги.

Но даже там, где эта возможность предоставляется, активность граждан невысока, и составляет в среднем около 40% (см. табл. 5):

Таблица 5.

«Предоставляет ли организация, в которой Вы работаете (Ваше учебное заведение), возможность для бесплатных занятий физической культурой и спортом? Посещаете ли Вы их?» (в % от опрошенных)



 

В спортивном зале

В тренажерном зале

В бассейне

Да, предоставляет, и я хожу на эти занятия

12

7

3

Да, предоставляет, но я их не посещаю

15

8

6

Нет, не предоставляет, а так бы я с удовольствием их посещал

27

31

37

Нет, не предоставляет, да это мне и не нужно

31

30

30

Нет ответа

16

24

25

 

100

100

100

Таким образом, эти данные лишний раз подтверждают, что главной причиной недостаточной спортивно-оздоровительной активности является не материальный фактор, а отсутствие у большинства потребности в таких занятиях.



  1. 3. Информированность населения о спортивных мероприятиях и участие в них

Одним из условий повышения активности физкультурно-оздоровительной деятельности среди населения является его информирование о спортивных мероприятиях, спортивных клубах и комплексах, об имеющихся условиях для занятий спортом.

Информированность населения о спортивных мероприятиях – средняя. Так, о спортивных мероприятиях, проводимых в 2010 году, что-либо слышали 53% респондентов. Присутствовали на спортивных мероприятиях 9% населения, принимали личное участие в них 4% опрошенных.

Данные по отдельным направлениям спортивных мероприятий представлены на рис. 10:

Рис. 10. Информированность о спортивных мероприятиях и активность населения (% от ответивших).


Наиболее информировано население о днях здоровья (весеннем и осеннем) (78%), дне бега «Кросс наций» (66%), чемпионатах и первенствах (65%), соревнованиях по видам спорта (66%), дне лыжного спорта «Лыжня России» (63%), турнирах и кубковых соревнованиях (60%), спартакиадах учащихся (59%).

Наименее информировано о Российском азимуте (26%) и туристических слетах (24%).

Самые массовые из этих мероприятий – дни здоровья и «Кросс наций».

Информация о спортивных мероприятиях чаще доходит до тех, кто посещает спортивные клубы. По всем рассмотренным спортивным мероприятиям данный фактор имеет высокую значимость. Также более информированы те, кто занимается самостоятельно. Другими словами, информированы больше те, кто этим интересуется, те, кому это надо.



Более половины населения (60%) получает информацию о спортивных мероприятиях через телевидение. Интернет и пресса служат источниками информации для трети населения. Кроме того, люди узнают о событиях от друзей и родственников (37%), на работе и в учебных заведениях – 17%.

Другими источниками информации о спортивных мероприятиях служат радио (для 18%), наружная реклама и афиши (для 14% населения).

Кроме информации о спортивных мероприятиях, население интересует


  • пропаганда здорового образа жизни;

  • анонсы спортивных мероприятий;

  • более подробное освещение в СМИ отдельных видов спорта (футбола, волейбола, борьбы, фигурного катания, бальных танцев, спортивного туризма, малоизвестных видов спорта);

  • более подробное освещение мировых, российских, региональных и местных соревнований, первенств и кубков;

  • информация о социальных программах, направленных на поддержку спорта, и о финансировании спортивных мероприятий;

  • информация о возможностях заниматься физической культурой в СОК, ФОЦ, спортивных клубах города (с указанием видов деятельности, ценах, скидках, льготах);

  • информация о центрах семейного спортивного оздоровления и семейных спортивных мероприятиях;

  • информация о лыжных базах;

  • информация о тренерском составе.

При этом были пожелания о предоставлении большей информации через телевидение, газеты и афиши.
Глава 3. Оценка деятельности властей по развитию физкультуры и спорта в Тюменском регионе

3.1. Отношение населения к работе местных властей по развитию

физкультуры и спорта

При оценке работы органов власти по развитию физкультуры и спорта обращает на себя внимание большое количество тех, кто затруднился как-либо оценить эту работу (см. рис. 11). Это связано с отсутствием у большинства интереса к спорту. Если более половины опрошенных не посещает спортивных заведений и не занимается самостоятельно, то им сложно оценить работу по развитию спорта в регионе. Большинство (37%) оценило эту деятельность как удовлетворительную. Доли положительных и отрицательных оценок примерно одинаковы (соответственно 23% и 20%). Особенно негативно оценили работу местных властей сельские жители: там количество резко негативных оценок в 2 раза выше, чем в среднем по всему населению (14% против 7%), а также те, кто занимается самостоятельно. Это говорит о наличии неудовлетворенных потребностей в спортивных занятиях, как правило, связанных с тем, что физкультурно-оздоровительные центры, клубы предлагают только платные занятия, чего опрашиваемые не могут себе позволить, поэтому вынуждены заниматься самостоятельно.


Рис. 11. Оценка работы властей по развитию физкультуры и спорта в своем населенном пункте (в % от опрошенных).



  1. 2. Оценка населением Тюменской области динамики развития физкультуры и спорта

При оценке динамики ситуации большинство респондентов не смогли ответить на этот вопрос (таких 25%) или отметили отсутствие как положительных, так и отрицательных изменений (27%) (см. рис. 12). Но при этом общественное мнение скорее склоняется к позитивной оценке динамики ситуации: почти каждый десятый опрошенный (12%) отметил значительное улучшение ситуации и резкое увеличение количества людей, занимающихся физкультурой и спортом, еще 30% отметили улучшение ситуации. Изменения в худшую сторону выделили лишь 6% респондентов.

Рис. 12. Оценка изменения ситуации по развитию физкультуры и спорта в своем населенном пункте (в % от опрошенных).

Таким образом, несмотря на среднюю оценку работы властей, многие (42%) все же заметили произошедшие за последние 1–2 года позитивные изменения и отмечают некоторый рост численности людей, занимающихся физкультурой и спортом.

Более всего оценка динамики ситуации зависит от вовлеченности населения в занятия физкультурой и спортом: чем выше вовлеченность, тем выше оценка позитивных изменений в этой сфере.



Рекомендации

по развитию физкультуры и спорта в Тюменской области
Исходя из полученных выводов, можно дать следующие рекомендации по развитию физкультуры и спорта в Тюменском регионе:
1. Учитывая огромную роль семьи в формировании у детей интереса к спорту, необходимо создавать семейные центры для занятий физкультурой и спортом. Они должны способствовать приобщению родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнению их знаний об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных играх с детьми и т.п. Физкультурные занятия совместно с родителями обязательно должны входить в комплекс услуг, предлагаемых СОКами и ФОЦами. Совместные спортивно-физкультурные занятия будут способствовать гармонизации детско-родительских отношений, адаптировать родителей к совместной двигательной деятельности с детьми. Это как раз тот момент, когда ребенок и родитель могут общаться, сотрудничать, взаимодействовать. Совместные физкультурные занятия являются актуальной и эффективной формой работы.

2. Недостатком большинства существующих спортивных комплексов и клубов является их ориентация на контингент молодых физически здоровых и активных людей и невозможность получения оздоровительных услуг детьми, взрослыми и пожилыми людьми, а также отсутствие организации семейной клубной работы. Необходимо включать комплекс рекреационных и оздоровительных услуг в работу спортивных центров. Учитывая интересы и потребности разных групп населения, для активизации старших возрастных групп нужно при спортивных центрах развивать не только физкультурно-спортивную деятельность, но и лечебно-оздоровительную. Возможно даже создание специальных лечебно-оздоровительных центров (не физкультурно-спортивных или спортивно-оздоровительных, а именно лечебно-оздоровительных), где основной упор будет делаться на ЛФК, кинезотерапию.

3. Учитывая потребности населения Тюменской области, следует развивать преимущественно те виды спорта, интерес к которым наиболее высок. Прежде всего, это плавание. Необходимо строительство дополнительных бассейнов. В спортивно-физкультурной работе с детьми нужно расширить возможности для занятий такими видами спорта как танцы, гимнастика, фигурное катание и хоккей.

4. Необходимо принимать во внимание тот факт, что 95% населения не спортсмены, поэтому при популяризации спорта акцент нужно делать не на достижении результатов, а на пропаганде укрепления здоровья, приобщения к здоровому образу жизни. В настоящее время проблема здорового образа жизни не осознается жителями области как важная, на что необходимо выделять время и средства.

5. Как уже отмечалось, высокая стоимость услуг и отсутствие спортивных центров в шаговой доступности (наряду с отсутствием потребности в таких занятиях) – это основные причины непосещения ФОЦ людьми, которые являются потенциальными потребителями этих услуг. Поэтому необходимо сконцентрировать усилия на том, чтобы сделать физкультуру и спорт доступными – по цене, расстоянию и предлагаемым нагрузкам. Физкультурно-оздоровительные услуги в нашем регионе ориентированы преимущественно на достаточно обеспеченных граждан. Должно предоставляться больше бесплатных (недорогих) услуг, поскольку многие не готовы выделять из семейного бюджета более 1,5 тысяч рублей в месяц на занятия спортом. Возможной и эффективной представляется организация физкультурно-оздоровительной работы спортинструкторами по месту жительства (во дворах): утренняя гимнастика, пробежки и т.д.

6. Учитывая низкий интерес населения к спорту, информированность о спортивных мероприятиях невысока. Нужно популяризировать эти мероприятия (а не просто информировать о них через СМИ), чтобы события получали общественный отклик, а не были очередными мероприятиями для небольшого количества участников. На данный момент присутствующих там примерно столько же, сколько и участников, т.е. это в основном семьи и знакомые участников. Необходимо активнее вовлекать население пусть не в участие, но хотя бы в присутствие на этих мероприятиях. Это позволит заинтересовать людей. А наличие интереса спровоцирует и рост числа тех, кто занимается физкультурой и спортом.




1 Социологическая информация – это документированные или публично оглашенные сведения, полученные из мнений, суждений, восприятий и оценок отдельных социальных групп по отношению к общественным фактам, событиям, явлениям и процессам с помощью социологических методов.

2 Метод исследования, позволяющий делать заключение о характере распределения изучаемых признаков генеральной совокупности на основании рассмотрения некоторой ее части (выборки).

3 Доверительный интервал, в котором с заданной вероятностью будет находиться истинное значение признака.

4 Факторный, корреляционный, кластерный и др. виды анализа.

5 14–17 лет, 18–22 лет, 23–27 лет, 28–35 лет, 35–45 лет, 45–55 лет, 55–65 лет.

6 Городское, сельское население юга Тюменской области, население г. Тюмени.

7 В исследовании осуществлялась оценка вовлеченности в занятия физкультурой и спортом не только самих респондентов (возраст опрашиваемых – от 14 до 65 лет), но и детей до 14 лет.

8 В мониторинге 2009 г. был применен проективный вопрос: «Если бы возле Вашего дома был развит тот вид спорта, которым бы Вы хотели заниматься и цена была доступна, занимались бы Вы данным видом спорта?». Рейтинг фактора «нехватка времени» снизился до 13% (при 56% выбравших этот вариант при ответе на прямой вопрос о главных причинах непосещения).

В мониторинге 2010 г. это противоречие разрешилось благодаря другому вопросу: «Предоставляет ли организация, в которой Вы учитесь (работаете) условия для занятий спортом?», при ответе на который около половины «чрезмерно загруженных» ответили, что им это и не нужно.




9 В мониторинге показатель материального благосостояния измерялся на основании самоидентификации респондентов с одной из позиций «шкалы благосостояния»: 1. «Денег не хватает даже на продукты питания». 2. «Денег хватает только на продукты питания». 3. «На продукты и одежду хватает, на предметы длительного пользования – нет». 4. «На предметы длительного пользования хватает, но машина, квартира – недоступны». 5. «Мы можем позволить себе купить машину, квартиру».





Смотрите также:
Пояснительная записка основные результаты и выводы
328.74kb.
1 стр.
Пояснительная записка к докладу главы администрации
843.1kb.
4 стр.
Пояснительная записка 4 Глава Основные понятия 6 Глава Этапы создания Базы данных 8
96.06kb.
1 стр.
Пояснительная записка планируемые результаты
186.24kb.
1 стр.
Пояснительная записка Планируемые результаты Система оценки достижения планируемых результатов Программа формирования универсальных учебных действий
3212.88kb.
19 стр.
Пояснительная записка 3 Основные понятия 5
514.57kb.
3 стр.
1. Пояснительная записка. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
4255.92kb.
39 стр.
Пояснительная записка 3 Планируемые результаты 6 Содержание изучаемого курса 7 Тематическое планирование 8
171.32kb.
1 стр.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
1130.82kb.
6 стр.
Пояснительная записка к годовому отчету ОАО кб «Торжокуниверсалбанк»
867.03kb.
6 стр.
Программа Содержание Пояснительная записка к образовательной программе школы с. 2- 6
4844.37kb.
26 стр.
Пояснительная записка часть 2 Материалы по обоснованию генерального плана
1617.48kb.
13 стр.