Главная
страница 1
Сущность и структура социологии образования

Сущность социологии


  • Слово «социология» имеет смешанное — латинско-греческое — происхождение: от sociatas (лат.) — общество и logos (греч.) — слово, учение.

Социология – это одна из наук, изучающих общество. Ее своеобразие заключается в том, что она изучает общество как целостную систему, а также его отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности. Мы не можем изучать людей так же объективно, как объекты природы. В этом есть и преимущества, и недостатки.

Преимущества: социологи имеют возможность напрямую задавать вопросы тем, кого изучают.

Недостатки: люди, зная, что являются объектом изучения, стараются выглядеть в глазах социолога в лучшем свете и дают такие ответы на вопросы, которые с их точки зрения, от них ожидают услышать.

Сфера образования как объект социологических исследований


Эти исследования образования направлены на изучение закономерностей функционирования системы образования как социального института, его функции в обществе, взаимосвязи с другими институтами, социальной политики в области образования, ценностных ориентации специалистов, образовательных систем и структур, отношения к образованию различных социально-демографических групп, вопросов управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений и т. п.

Предмет и объект социологии образования.

Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды.

Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой.

Объектом социологии образования является сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и организации в системе образования, где происходит функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий, где в ходе таких занятий складываются определенные системы взаимоотношения людей. Таким образом, объектом изучения является образование с позиций его социальной природы.

Социология образования может быть представлена в виде двух структур:



1) теоретико-концептуальное содержание:

  • основные категории: культура, образование, воспитание, социализация, учение, личность;

  • социальная детерминация образования, социокультурная организация сферы образования, эффективность образования;

2) технологическая последовательность познавательной деятельности:

  • теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;

  • методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование, проектирование;

  • фактический материал: данные диагностики и прогнозирования;

  • проекты и модели социокультурной деятельности.

На какие вопросы отвечают социологические исследования в сфере образования:

  • Почему происходят те или иные процессы в сфере образования?

  • Почему люди учатся, кто учится, чему?

  • Какова роль образования в общественном развитии?

  • Какие процессы сопутствуют модернизации образования; каковыми могут быть ее социальные последствия?

Социологи, изучающие образование, пытаются дать ответы на эти и многие другие вопросы. Социологические исследования в образовании имеют свои специфические задачи:

  • изучение потребностей в образовании, понимание и оценка его роли в жизни общества и личности;

  • оценка уровня и качества знаний в контексте их социальной значимости;

  • отношение общества и обучающихся к образованию, изучение его социальной ценности;

  • выявление роли образования как фактора социальной мобильности и дифференциации;

  • изучение влияния образования на ценностные ориентации и интересы и пр.

Литература

    1. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие. – Мн.: Тетра Системс, 2000.

    2. Харчева В. Основы социологии. – М.: «Логос», 1997.


Смотрите также:
«Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения»
316.96kb.
1 стр.
Тема Предмет и метод социологии коммуникаций Социально-экономические и культурные причины возникновения социологии коммуникаций как нового направления социологии. Этапы формирования социологии коммуникаций
101.11kb.
1 стр.
Становление социологии морали: социолого-исторический анализ
658.62kb.
4 стр.
Сущность социологии
29.15kb.
1 стр.
Сборник тестов и заданий по общей социологии петрозаводск 2009
522.89kb.
9 стр.
Предмет и структура социологии 7 Объект, предмет и научный статус социологии 7 Структура современной социологии 24
2167.53kb.
9 стр.
Сущность конституции
68.16kb.
1 стр.
И. Чириков Организация как «договорной порядок»: проблема концептуализации Введение. Постановка проблемы
332.4kb.
1 стр.
Сделать все задания
311.2kb.
4 стр.
Развитие медиапространства современной России
592.17kb.
6 стр.
Трансформация социокультурных моделей взаимодействия в интернациональных семьях
245.29kb.
1 стр.
Г. О. Г. Исупова отказ от новорожденного и репродуктивные права женщины1
217.55kb.
1 стр.