Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»
Зав.кафедрой _________________ «02» февраля 2011г. Р. С. Немов ПРОГРАММА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ Методические рекомендации Специальность № 030301.65 - Психология Удомля 2011 СОСТАВИТЕЛЬ: Немов Р. С. зав.кафедрой психологии Филиала НОУ ВПО «МПСИ» в г. Удомле Тверской области, к.психол.н., доцент РЕЦЕНЗЕНТ: Краснова О. В., д. псх. н., доцент Данные методические рекомендации утверждены на заседании кафедры психологии от 02 февраля 2011г. №4. В программе определены цели и задачи научно-исследовательской практики, определены ее основные этапы, раскрыто содержание основных видов работ студентов-практикантов, представлены формы отчетности. Методические рекомендации окажут помощь студентам-практикантам при решении поставленных задач и оформлении результатов практики. Программа и методические рекомендации по научно-исследовательской практике предназначены для преподавателей и студентов факультета психологии, направления 030301.65 – «Психология» заочной формы обучения.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ 4 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ 6 Руководство научно-исследовательской практикой 6 Права и обязанности студента-практиканта 7 Структура научно-исследовательской практики 8 Условия организации и проведения научно-исследовательской практики 9 Этапы научно-исследовательской практики 10 Отчетная документация, критерии и оценка 10 научно-исследовательской практики 10 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ 12 ПРИЛОЖЕНИЯ 19 Приложение 1 19 Образец индивидуального плана 19 Приложение 2 20 Справка о прохождении практики 20 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 21
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИНаучно-исследовательская практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Научно-исследовательская практика – это вид учебной работы, основным содержанием которой является выполнение практических учебных, учебно-исследовательских, творческих заданий, направленных на овладение студентами научно-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030301.65 «Психология». Практикант должен уметь вести самостоятельный научный поиск, составлять программу научного исследования и успешно его осуществлять. Целями научно-исследовательской практики являются:
В процессе практики студентом выполняется самостоятельное исследование, результаты которого предоставляются в виде отчета. Научно-исследовательская практика предполагает формирование умений и навыков владения исследовательской деятельности и написания научной работы. Научно-исследовательская практика предполагает достижение следующих задач:
- формулировать задачи исследования в области социальной и клинической психологии; - разрабатывать план исследования; - проводить библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; - выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; - обрабатывать полученные результаты. анализировать и интерпретировать их с учетом имеющихся литературных данных; - представить итоги проделанной работы а в виде отчета, реферата, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
В процессе производственной практики студент-практикант развивает следующие профессиональные компетенции: способностью и готовностью к:
Задачи практики включают овладение умениями:
2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИПродолжительность научно-исследовательской практики в соответствии с учебным планом для дневного отделения со сроком обучения 6 лет проводится в 10 семестре, для заочного отделения – в 12семестре- и составляет 10 календарных недель. К научно-исследовательской практике допускаются студенты, успешно выполнившие план теоретической подготовки по методологии психологии, педагогической психологии, общей психологии, социальной психологии, психологии развития, клинической психологии и др., а также по итогам прохождения специальных курсов и практикумов в рамках выбранной специализации. Основными документами по организации и проведению практики являются Программа практики и индивидуальный план практики студента (Приложение 1). Места прохождения практики Научно-исследовательская практика проводится в образовательных социальных, медицинских и других учреждениях под руководством психолога учреждения и руководителя со стороны МПСИ. Руководство научно-исследовательской практикойПрактика в образовательных учреждениях, предприятиях и организациях, соответствующих характеру будущей профессиональной деятельности обучающихся осуществляется на основании договора между факультетом и руководителем соответствующего учреждения. В договоре оговариваются все вопросы, касающиеся проведения практики, в том числе оплаты труда представителей организации, охраны труда студентов, предусматривается назначение руководителя практики от принимающей организации и от факультета. Ответственным за организацию производственной практики студентов является декан. Организационное обеспечение производственной практики осуществляется руководителем (руководителями) производственной практики. Непосредственное руководство практикой осуществляет кафедральный руководитель производственной практики. Руководитель (руководители) научно-исследовательской практики планирует, организует и контролирует во время практики всю работу студента:
Специфика практики студентов заочного отделения заключается в том, что институт не предоставляет им базу, и они проходят практику непосредственно на месте своей работе. В этом случае руководителем практики является их непосредственный руководитель на работе. Права и обязанности студента-практикантаСтуденты, направляемые на научно-исследовательскую практику, имеют право:
Студенты, направляемые на научно-исследовательскую практику, обязаны:
Структура научно-исследовательской практикиНаучно-исследовательская практика структурно состоит из двух частей. Первая часть посвящена ознакомлению с деятельностью учебной библиотеки, концентрирующих имеющуюся в МПСИ современную научную литературу с целью ее комплексного использования. Вторая составляющая представляет собой углубленное изучение методов научного исследования, соответствующих профилю избранной специальности (возможно, темы диплома). Студенты должны принять участие в апробации основных методов научного исследования, изученных в ходе прохождения общих дисциплин, что поможет им использовать полученный новых опыт для подготовки научного исследования.
Практикантам предлагается принять участие в ежегодной студенческой конференции, проводимой в МПСИ. В этом случае они готовят текст научного доклада, наглядные материалы, с которыми выступают на конференции. В ходе прохождения практики студенты ведут дневник, в котором заполняют графы «содержание работы» и «сроки выполнения».
Условия организации и проведения научно-исследовательской практикиНаучно-исследовательская практика начинается с установочной конференции, которая организуется факультетским руководителем, деканатом и групповыми руководителями. На конференции разъясняются цель, задачи, содержание, формы организации и проведения практики, права и обязанности студента-практиканта, критерии оценки, требования к ведению отчетной документации. Студенты распределяются по базам практики, встречаются с представителями администрации и учителями образовательных учреждений. Установочная конференция проводится на факультете и создает психологический настрой студентов на практику. Анализ итогов практики проводится на заключительной конференции. Организуют конференцию факультетский руководитель, деканат и групповые руководители. На ней студенты-практиканты выступают с коллективными и индивидуальными творческими отчетами о проделанной работе, готовят выставку по материалам практики. С отчетом о результатах индивидуальной деятельности студентов-практикантов выступают групповые руководители практики. В своих выступлениях они обязаны отметить отношение практикантов к выполнению программы, характеру решаемых задач, т.е. анализируют работу всесторонне, дают комплексную оценку. Работа студентов организуется в нескольких подгруппах (по 3-5 человек). Каждая подгруппа осуществляет научно-исследовательскую деятельность в отдельном учреждении. На период практики один из студентов назначается старостой группы, в обязанности которого входит помощь руководителю группы и руководителям базового учреждения в организации работы студентов-практикантов, учет и общая организация работы, оповещение о коллективных консультациях и семинарах, о необходимости выполнения поручений руководителей практики. Студент, пропустивший дни практики или работа которого признана неудовлетворительной, из-за невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, может быть отстранен от дальнейшего прохождения практики, а его работа признана неудовлетворительной, что считается невыполнением учебного плана. При уважительной причине по разрешению декана ему может быть назначено повторное прохождение практики. Этапы научно-исследовательской практикиI. Установочная конференция Знакомство с целями и задачами практики. Оформление индивидуального плана работы.
Выступление по итогам прохождения практики и выполнения поставленных задач. Отчетная документация, критерии и оценканаучно-исследовательской практикиИтоговая аттестация за научно-исследовательскую практику проводится руководителем практики по результатам оценки всех форм отчетности практиканта. Для получения положительной оценки практикант должен полностью выполнить все содержание практики, своевременно оформить текущую и итоговую документацию. Оценка деятельности практиканта зависит от выполнения им экспериментальных и исследовательских программ, степени самостоятельности, качества обработки полученных данных, их интерпретации, достижение целей практики. Практикант, не выполнивший программу или не предоставивший ее результаты в установленные сроки, считается не аттестованным. По результатам научно-исследовательской практики проводится итоговая конференция, к которой каждый практикант готовит текущую и итоговую документацию (составляет научные отчеты, оформляются научные протоколы, графически предоставляются данные, оформляется психологическое заключение) Итоговая документация представляет собой отчет по результатам практики, среди прочего, служит цели повышения культуры научного исследования в рамках дипломной работы, то на конференции также обсуждаются те теоретические, методологические и интерпретационные проблемы, которые вызывают трудности у студентов и остаются нерешенными По окончанию прохождения практики студенту необходимо представить:
- общую характеристику выполнения программы практики; - анализ проведенных исследований, включая: - обоснование выбора научной тематики; - краткий обзор имеющихся литературных данных по теме исследования; - анализ затруднений при выполнении задания; - методики исследования; - математическую обработку результатов (при необходимости) - обсуждение полученных результатов - выводы - список литературы - анализ сформированности умений - предложения по совершенствованию организации и руководству практикой. Кроме того, отчетная документация дополняется первичными протоколами, которые в отчет не включаются, но в обязательном порядке предъявляются на итоговой конференции. 2. Дневник практики, в котором указываются: - дата -вид деятельности - примечания особенности деятельности, проблемы, задачи и пр.) - подпись методиста практики По окончании практики руководитель практики от института проводит со студентами заключительную конференцию, на которой они предоставляют указанные выше документы о прохождении практики: - дневник практики - отчет о прохождении практики
Оценка «ОТЛИЧНО» ставится студенту-практиканту, который выполнил на высоком уровне и в срок весь намеченный объем работы, требуемый программой практики, показал глубокое знание профессиональной области социального психолога, обнаружил умение правильно определять и эффективно решать основные научно-исследователькие задачи с учетом специфики изучаемой социально-психологической проблемы, проявлял в работе самостоятельность, творческий подход, профессиональный такт и культуру. Оценка «ХОРОШО» ставится студенту-практиканту, который полностью выполнил намеченную на период практики программу работы, обнаружил умение определять основные научно-исследовательские задачи и способы их решения, проявлял инициативу в работе, но не смог вести творческий поиск, или не проявил себя в творческом росте. Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится студенту-практиканту, который частично выполнил программу работы, не показал глубокого знания в области профессиональной деятельности социального психолога. Был неинициативен и не проявлял самостоятельности при решении возникающих учебно-воспитательных проблем. Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится студенту-практиканту, который не выполнил программу, не освоил психологическую теорию, не умел применить ее для решения профессиональных задач и устанавливать правильные взаимоотношения с сотрудниками организации. Оценка по практике («зачет/незачет») заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при проведении итогов общей успеваемости студентов и назначении на стипендию в соответствующем семестре. Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время и проходят практику в индивидуальном порядке. Студенты очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, работающие преподавателями психологии или по профилю избранной специальности могут проходить научно-исследовательскую практику в индивидуальном порядке. В этом случае в отчете, представляемом по окончании практики групповому руководителю и в деканат, указываются сроки и место проведения практики, индивидуальный план, результаты выполнения программы практики. К отчету прилагается заключение руководителя организации, где проводилась практика.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕВ настоящем разделе представлено рекомендуемое содержание научно-исследовательской практики, которое может быть уточнено и конкретизировано руководителями научно-исследовательской практики с учетом темы выпускной квалификационной работы. Научно-исследовательская практика начинается с изучения общих вопросов организации, планирования и финансирования научно-исследовательских работ, в том числе в высших учебных заведениях. Особое внимание должно уделяться современным направлениям теоретических и прикладных научных исследований в социальной психологии, ознакомлению с научными отечественными и зарубежными психологическими школами. В результате прохождения этого этапа научно-исследовательской практики студент должен знать: - особенности современного этапа развития психологических наук; - основную терминологию в области научныхсоциально-психологических исследований; - принципы системного подхода к изучению объекта исследования; - методологию научных психологических исследований, основные методы и методики, используемые для сбора и обработки информации, для анализа результатов исследования; -организацию библиографического поиска литературных источников по научным проблемам; - последовательность выполнения научно-исследовательских работ по социальной психологии фундаментального и прикладного характера, комплексных работ; -требования к оформлению результатов научно-исследовательских работ. Применительно к теме выпускной квалификационной работы в процессе выполнения плана практики студенту следует: -охарактеризовать актуальность и практическую значимость научной проблемы и обосновать целесообразность её выполнения; -сформулировать цель, задачи, объект и предмет исследования; -представить композицию дипломной работы с обязательным сочетанием, взаимозависимостью и последовательностью содержания ее структурных разделов: введения, отдельных разделов и выводов по ним, заключения; -охарактеризовать теоретическую и информационную основы работы. - проанализировать состояние и степень изученности проблемы по отечественным и зарубежным публикациям, научным отчетам, электронным сборникам, размещенным в сети Интернет; -сформулировать и обосновать научную гипотезу, на подтверждение которой направлено исследование; -выбрать и изучить методы исследования, анализа и обработки теоретических и практических исходных данных, относящиеся к научной проблеме, - осуществить предварительную обработку имеющихся данных и проанализировать достоверность полученных результатов. Основные общенаучные термины При прохождении научно-исследовательской практики важно иметь представление об основных общенаучных терминах, относящихся к изучаемой научной проблеме. Например: Наука - сфера деятельности, целью которой является выработка новых знаний и систематизация существующих объективных знаний о действительности. Научное исследование - описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет исследования. Методология научно-исследовательской деятельности – комплекс теоретических знаний для объяснения поведения исследуемого явления или предмета, прогнозирования будущих событий. Метод исследования - совокупность приемов, способов и правил, которые исследователь применяет для получения новых знаний и фактов, открытия новых законов и категорий, совершенствования теории и выработки обоснованных практических рекомендаций. Методика - последовательность решения частных задач на основе выбранного метода исследования. Задача - частная проблема, решаемая уже известными методами для достижения цели. Теория - высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях в определенной области знаний. Теория строится на основе идеализированной модели объекта исследования. Закон - существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями и событиями в природе и общественной жизни. Принцип - исходное положение теории или учения, основное правило деятельности. Понятие - суждение о наиболее существенных сторонах и признаках исследуемого объекта. Гипотеза - предположение о существовании определенных свойств объекта либо причинах изучаемого явления. Гипотезы дают стимул научным работам и определяют применяемую методику. Концепция - целостный способ понимания действительности посредством объединения в систему категорий и законов на основе теоретического принципа. Проблема - констатация недостаточности достигнутого уровня знаний для теоретического объяснения и практического использования явления, события, факта, случая, показателя. Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Предмет исследования - всё, что находится в границах объекта исследования, в определённом аспекте рассмотрения. Анализ - научный метод исследования для всестороннего изучения объекта исследования, свойств и связей его составных частей. Содержание общенаучных терминов должно быть осмыслено и расширено студентом самостоятельно, при необходимости список может быть дополнен с ориентацией на конкретную тему выпускной квалификационной работы. Актуальность исследования Актуальность темы отражает её важность, злободневный характер, своевременность выполнения. Содержит доводы, свидетельствующие о научной и прикладной значимости исследования. Необходимо убедительно показать, что в современном состоянии изучаемого вопроса имеются неразрешенные или не полностью решенные аспекты. Например. Тема выпускной квалификационной работы: «Гендерные особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию» Актуальность темы исследования можно последовательно связать: - с современным этапом развития российского общества, связанным с глубокими социально-политическими преобразованиями и экономическими трансформациями, сопровождавшимися коренной ломкой социальной инфраструктуры и серьезными деформациями в жизнедеятельности семьи; - с нарастающим уровнем неблагополучия в сфере детства, с увеличение детской смертности, ухудшение здоровья детей, их питания, быта и досуга, с увеличением детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детского алкоголизма и наркомании; - с актуальными исследованиями в области социальной, возрастной, педагогической, коррекционной психологии и психологии делинкветного поведения подростков; - с объективной необходимостью расширения системы социально-психологической работы с населением, прежде всего с семьей, с конкретными детьми. Цели и задачи исследования Лаконично - сжатая формулировка результата решения проблемы есть цель исследования. Достижению цели исследования способствуют четко сформулированные задачи исследования, которые, но существу, являются декомпозицией цели на ряд частных подцелей. Если цель определяет стратегию исследования; то задачи – тактику исследования. Выделяются обычно три-четыре задачи, которые необходимо решить для достижения цели исследования. Формулировка задач, как правило, начинается с активных глаголов: проанализировать, обобщить, выявить, обосновать, разработать, оценить и т. д. Например. Тема выпускной квалификационной работы: «Гендерные особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию» Цель: выявить гендерные особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Задачи:
Объект и предмет исследования. Объектом исследования или областью, в пределах которой существует исследуемая проблема, является система показателей, закономерностей, связей, отношений, видов деятельности и т.д. Формулировка предмета исследования направлена на выделение из объекта исследования более узкой и конкретной области исследования. Например. В рамках рассматриваемой выше темы исследования возможны следующие формулировки: Объект: личность подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Предмет: гендерные особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Сбор теоретической информации по направлению исследования ведется: а) ретроспективно - от современных источников к более старым; б) с постепенным сужением зоны поиска - от объекта (предмета) исследования к возможным методам решения проблемы исследования (теоретическим и экспериментальным). Ключом к систематическому каталогу научных библиотек является алфавитно-предметный указатель, в котором в алфавитном порядке перечислены наименования отраслей знания, отдельных тем и вопросов. Знакомство с систематическим каталогом и рубрикатором универсальной десятичной классификации (УДК) или библиотечно-библиографической классификацией для научных библиотек (ББК) поможет уяснить укрупненную структуру конкретной области исследования. Разделы УДК (ББК) отражают составные части целого, деление более крупных структур на составляющие элементы. Внутри раздела систематического каталога с разбивкой по годам помещаются названия работ общего характера, монографии, учебники. Затем идут тематические рубрики. Для поиска и выбора нужной информации можно пользоваться информацией справочных отделов библиотек, реферативными журналами с приведенным перечнем публикаций за определенный период, летописью журнальных статей. Определенную помощь в поиске информации окажет работа в комьютерных классах библиотек, интернет - классах, видеотеках. Обзор литературы, представленный в отчете по практике, должен показать знакомство студента с теоретическими основами исследуемой проблемы, его умение критически их рассматривать, выделять главное и существенное в современном состоянии изученности темы исследования, оценивать ранее сделанное другими исследователями и формировать контуры будущего исследования. По результатам анализа научных трудов должно быть сформулировано своё конструктивное отношение к известным социально-психологическим законам, процессам, принципам, категориям, определениям, понятиям, связанным с выполняемым исследованием. Логическим завершением работы с научной информацией является констатация состояния проблемы, степень изученности и разработки на сегодняшний момент. Изучение проблемы является узловым пунктом темы научного исследования, задающим направление исследования в виде сформулированной гипотезы. Следовательно, нужно четко и ясно охарактеризовать состояние проблемы: в виде нерешенного вопроса или ситуации, уточнения теоретической или практической цели и т.п. Например. В рамках рассматриваемой выше темы исследования возможны следующие формулировка: Гипотеза: мы предполагаем, что психологические особенности мальчиков, попавших в трудную жизненную ситуацию, будут отличаться от психологических особенностей девочек, попавших в трудную жизненную ситуацию, а именно: мальчики лучше адаптированы к социуму, к новым условиям деятельности, им проще устанавливать социальные контакты, они менее конфликтны. Информационная база исследования дополняет теоретическую использованием статистических материалов, отчетов органов государственной, региональной, ведомственной статистики, научных институтов, электронных сборников, размещенных в сети Интернет. В процессе прохождения научно-исследовательской практики студент должен оценить информацию с точки зрения новизны, полноты, доказательности, достоверности и объективности.
В рамках рассматриваемой выше темы исследования «Гендерные особенности подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию» возможны следующие формулировка: Методологической основой для написания данной работы явились: культурно – историческая теория Л.С. Выготского (1982 год), концепция Д.Б. Эльконина о психологических особенностях подросткового возраста (1971 год). Методы исследования: теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы, психодиагностические методы: биографический опросник BIV, методика выявлений показателей и форм агрессии Басса–Дарки, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО – АМ) А.Г. Маклаковой и С.В. Чермяниной, модифицированный восьмицветовой тест Люшера (МЦВ) в адаптации Л.Н. Собчик; интерпретационные методы: критерий φ* - угловое преобразование Фишера. Обработка и анализ практических исходных данных, предварительные выводы по результатам исследования Обработка и анализ эмпирической информации (исходных данных) осуществляется с использованием специальных приемов, применяемых для выявления взаимосвязи между отдельными показателями. Например: -горизонтальный анализ - простое сравнение показателей в динамике; -вертикальный анализ - определение структуры показателей для оценки влияния каждой составляющей на результативность в целом; -сравнительный (пространственный) анализ - сравнение показателей отдельных психологических характеристик респондентов данной исследуемой выборки со средними значениями в данной возрастной категории. В результате обработки информации с использованием принятых методов и методик психологического анализа могут быть выявлены новые связи и закономерности, либо, наоборот, сделан вывод о необходимости дополнительного сбора материала. Предварительные выводы по анализу должны отражать основные результаты, полученные в ходе исследования рассматриваемой проблемы, смежных (побочных) вопросов, практическое значение и возможности использования полученных результатов, предложения по продолжению работы с обновлением исходных данных, необходимости выполнения многовариантных расчетов для повышения обоснованности выводов.
ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Образец индивидуального плана«УТВЕРЖДАЮ» ______________________(Ф.И.О. группового руководителя) «____»________________200__г. Индивидуальный план работы студента ___курса на период с ___ по _______________200 __г. Вид практики – педагогическая
Итоговая оценка ______ _____________________________ (подпись группового руководителя)
Приложение 2Справка о прохождении практикиСтудента (ки) НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт», факультета психологии, _____________курса, ______________ группы ______________________отд.,
(ФИО студента) Место прохождения практики ________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Сроки прохождения практики с «_____»____________ 200 ____г. по «______» ____________200___ г. Проверил: Руководитель практики от кафедры _______________/ _____________ (подпись) Руководитель практики от организации ______________________ ______________/ _____________ (должность) (подпись) __________________200__ г. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:Основная:
Смотрите также: Методические рекомендации по научно-исследовательской практике предназначены для преподавателей и студентов факультета психологии, направления 030301. 65 «Психология» заочной формы обучения
296kb.
1 стр.
Семинарских занятий по дисциплине «Экономическая теория»
526.78kb.
9 стр.
Методические рекомендации для студентов дневной и заочной форм обучения
486.01kb.
3 стр.
Рабочая программа и учебно-методические рекомендации к спецкурсу для студентов филологического факультета дневной и заочной формы обучения
212.45kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов и дипломантов факультета культуры Санкт-Петербург 2009
536.02kb.
4 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2012 ббк
1640.49kb.
7 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Иностранный язык
290.16kb.
1 стр.
Программа семинарских занятий и методические рекомендации по подготовкек ним
1006.9kb.
5 стр.
Методические рекомендации по их написанию для студентов заочной формы обучения
1147.57kb.
4 стр.
Методические рекомендации по их написанию для слушателей 1 курса заочной формы обучения по специальностям 031001. 65 правоохранительная деятельность
796.88kb.
5 стр.
Литература по дисциплине. Методические рекомендации предназначены для студентов направления «Экономика» всех профилей и форм обучения
336.4kb.
1 стр.
Методические указания и задания к курсу «Математические методы и модели в управлении» 388.09kb.
1 стр.
|