Главная
|
страница 1
Методические рекомендации по изучению дисциплины
Материалы для самостоятельной работы студентов
Тема 1. Введение в легкую атлетику. История развития легкой атлетики. Классификация легкоатлетических упражнений.
-
Написание рефератов по теме: «История развития легкой атлетики».
-
Заполнить таблицу 1: «Мировые рекорды, зарегистрированные ИААФ на 1.09.03г.
Таблица 1.
-
Виды
|
Мужчины
|
Женщины
|
Результат
|
Рекордсмен
|
Дата рекорда
|
Результат
|
Рекордсменка
|
Дата рекорда
|
100 м
|
9.79
|
М.Грин (США)
|
16.06.99
|
10.49
|
Ф.Гриффит (США)
|
16.07.88г.
|
200м
|
|
|
|
|
|
|
400 м
|
|
|
|
|
|
|
И т.д.
|
|
|
|
|
|
|
Литература: 9,17,19,21, 41.
Тема 2. Легкая атлетика в системе государственных образовательных учреждений.
-
Рассмотрение учебных программ по физической культуре (физическому воспитанию) образовательных учреждений с анализом легкоатлетических упражнений, включенных в данную программу.
-
Пользуясь «Программой физического воспитания учащихся 1-11 классов» и конспектами лекций вписать в соответствующие графы таблиц 2,3,4 легкоатлетические упражнения для учащихся 1 – 11 классов.
Таблица 2.
Легкоатлетические упражнения для учащихся начальных классов
-
1 класс
|
2 класс
|
3 класс
|
4 класс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3.
Легкоатлетические упражнения для учащихся средних классов
-
5 класс
|
6 класс
|
7 класс
|
8 класс
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4.
Легкоатлетические упражнения для учащихся старших классов
-
9 класс
|
10 класс (юноши)
|
10 класс (девушки)
|
11 класс (юноши)
|
11 класс (девушки)
|
|
|
|
|
|
Литература: 12,14,19,21,35,36,37,39
Тема 3. Развитие двигательных качеств на уроке по легкой атлетике.
-
Подобрать легкоатлетические упражнения, подвижные игры, посредством которых возможно целенаправленное воспитание физических качеств, отдельно для:
-
младших классов общеобразовательных учреждений;
-
средних классов общеобразовательных учреждений;
-
старших классов общеобразовательных учреждений;
-
учащихся (студентов) среднего и высшего образования.
Примерная схема выполнения задания:
Определенное физическое качество, его определение ______________
Факторы, влияющие на развитие данного качества _________________
Сенситивный период воспитания _______________
Основные средства (легкоатлетические) и методы воспитания ________
Тесты, используемые для определения уровня развития физического качества _________________________
2. Заполнить таблицу 5 по степени значимости методов воспитания физических качеств на уроках физической культуры в 1-11 классах.
Таблица 5.
-
Методы воспитания физических качеств
|
1 – 4 классы
|
5 – 9 классы
|
10 – 11 классы
|
|
|
|
-
Написание конспекта подготовительной части урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.
Литература: 9,10,14,15,16,19,21, 35,36,37.
Тема 4. Основы техники легкоатлетических упражнений.
-
Определить свою индивидуальную максимальную скорость ходьбы и бега; определить границы, где прирост скорости будет происходить за счет длины шагов, сочетания длины и частоты шагов и преимущественно за счет частоты шагов (таблица 6).
Таблица 6.
Максимальная скорость передвижения
|
Повышение скорости за счет увеличения
|
длины шагов
|
длины и частоты шагов
|
частоты шагов
|
Скорость ходьбы (м/с) на дистанции 200м
|
от до
|
от до
|
от до
|
Скорость бега (м/с) на дистанции 30 м
|
от до
|
от до
|
от до
|
Определить и дать полную характеристику факторам, влияющих на: дальность полета снаряда в легкоатлетических метаниях; -
соревновательный результат в прыжках.
3. Написание конспекта подготовительной части урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.
Литература: 10,14,15,19,22,24,34,41,43
Тема 5. Основы методики обучения легкоатлетическим упражнениям
1. Составить схему доминирующих средств физического воспитания, используемых на уроках (занятиях) легкой атлетике в образовательных учреждениях для:
-
дошкольных учреждений;
-
младших классов общеобразовательных учреждений;
-
средних классов общеобразовательных учреждений;
-
старших классов общеобразовательных учреждений;
-
учащихся (студентов) среднего и высшего образования.
2. Заполнить таблицу 7 по степени значимости методов обучения легкоатлетическим упражнениям.
Таблица 7.
-
Методы обучения двигательным действиям
|
1 – 4 классы
|
5 – 9 классы
|
10 – 11 классы
|
|
|
|
Литература: 1,3,14,19,21,39
Тема 6. Анализ техники, методика обучения спортивной ходьбе и беговым видам легкой атлетики
1. Написание рефератов по темам: «История развития беговых видов легкой атлетики».
2. Составить таблицу «Методика обучения технике бега на короткие (средние, эстафетного, барьерного) дистанции (Таблица 8)
Таблица 8.
Средства
|
Методические указания
|
Задача 1.
|
|
|
3. Составить таблицу типичных ошибок, встречающихся при обучении технике бега …..(Таблица 9).
Таблица 9.
Ошибки
|
Исправления ошибок
|
Старт и стартовый разбег
|
|
| -
Дать характеристику бега на длинные дистанции (история, техника, обучение).
-
Дать характеристику бега на сверхдлинные дистанции (история, техника, обучение).
-
Дать характеристику бега на 3000 м с препятствиями (история, техника вида).
-
Написание конспекта урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.
Литература: 1,10,14,15,19,21,24,41,43.
Тема 7. Анализ техники и методика обучения прыжковым видам легкой атлетики.
1.Написание рефератов по темам: «История развития прыжковых видов легкой атлетики».
2.Составить таблицу «Методика обучения технике прыжка в длину (в высоту) с разбега
Таблица 10.
Средства
|
Методические указания
|
Задача 1.
|
|
|
3.Составить таблицу типичных ошибок, встречающихся при обучении техники прыжка ….. (Таблица 11.)
Таблица 11.
Ошибки
|
Исправления ошибок
|
Подготовка к разбегу и разбег
|
|
|
4.Дать характеристику тройного прыжка с разбега. (история, техника, обучение).
5. Написание конспекта урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.
Литература: 1,5,9,10,13,14,15,41.
Тема 8. Анализ техники и методика обучения легкоатлетическим метаниям.
1.Написание рефератов по темам: «История развития легкоатлетических метаний».
2.Составить таблицу «Методика обучения технике метания (толкания ядра) с разбега.
Таблица 12.
Средства
|
Методические указания
|
Задача 1.
|
|
|
3.Составить таблицу типичных ошибок, встречающихся при обучении техники метания ….. (Таблица 13).
Таблица 13.
Ошибки
|
Исправления ошибок
|
Подготовка к разбегу и разбег
|
|
|
4.Написание конспекта урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.
Литература: 1,4,5,9,10,14,15,19,21,35,36,37,39.
Тема 9. Организация и правила проведения соревнований по легкой атлетике.
-
Определить и записать в таблицу 14 права и обязанности
-
главного судьи соревнования;
-
главного секретаря;
-
бригады судей по бегу (каждой бригады – отдельно);
-
бригады судей по прыжкам;
-
бригады судей по метаниям.
Таблица 14.
Наименование судейских должностей
|
Права судьи
|
Обязанности судьи
|
|
|
|
-
Составить положение о соревновании по схеме:
-
цели и задачи соревнования;
-
место и сроки проведения
-
осуществление руководства;
-
программа соревнования;
-
состав участников;
-
порядок определения личного и командного первенства;
-
награждение победителей порядок;
-
сроки подачи заявок
-
Составить программу и график соревнования (пример таблица 15).
Таблица 15.
График соревнований
Виды
|
Число участников
|
Число участников в забеге (серии)
|
Число забегов (серий)
|
Время на забег (серию), ч
|
Время на вид, мин
|
Бег: 100 м
|
|
|
|
|
|
(девушки) 100 м
|
30
|
6
|
8
|
3
|
15
|
(юноши)
|
36
|
6
|
6
|
3
|
18
|
Метание диска
|
|
|
|
|
|
(девушки)
|
12
|
12
|
1
|
3,5
|
42
|
Толкание ядра
|
|
|
|
|
|
(юноши)
|
26
|
13
|
2
|
3 и т. д.
|
78
| -
Участие в судействе соревнований по легкой атлетике, проводимой Федерацией легкой атлетике г.Орла и Орловской области.
-
Написание конспекта подготовительной части урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.
Литература: 9,10,14,15,16,19, 17,18, 21,30.
Тема 9. Основы спортивной тренировки в легкой атлетике.
1. На основе изучения документов планирования учебно-тренировочной работы по легкой атлетике заполнить таблицу (документы перспективного, текущего и оперативного планирования) (табл.16).
Таблица 16
Основные документы планирования
(перспективный, текущий, оперативный)
|
Характеристика документа планирования
|
|
|
2. Проанализировать общепедагогические и практические средства и методы, используемые в легкой атлетике и записать их в таблицу:
-
для освоения, совершенствования техники и тактики вида спорта;
-
для воспитания физических способностей;
-
для формирования нравственных качеств личности;
-
для повышения интеллектуального потенциала воспитанников.
Таблица 17
-
Используемые общепедагогические
средства и методы
| Общая характеристика, назначение |
|
|
-
Используемые практические
средства и методы
| Общая характеристика, назначение |
|
|
-
Написание конспекта учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике для группы НП – 1.
План-конспект
учебно-тренировочного занятия ____________________ (указать вид спорта)
для _____________________ (указать группу, год подготовки)
Разработал студент ___________ курс _____________ группа_____________
Дата ________________
Задачи занятия:
1) __________________________________
2) __________________________________
3) __________________________________
Необходимое оборудование и инвентарь: ______________________
Части занятия и их содержание
|
Дозировка
|
Методические указания
|
|
|
|
Примечание.
-
В первую графу «Части занятия и их содержание» запишите все упражнения в порядке их проведения в тренировочном занятии.
-
В графе «Дозировка» укажите число повторений, серий, подходов, время выполнения, метраж, скорость и т.п.
-
В графе «Методические указания» запишите методы выполнения упражнений, требования к выполнению двигательных действий, ключевые моменты техники выполнения и т.п.
Литература: 6,11,16,17,19,20,29,32,33,34.
Список рекомендуемой литературы:
Основная
-
Гагуа Е.Д. Тренировка спринтера. – М., 2001.
-
Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. Пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. «Академия», 2003. – 464с.
-
Зелинчук В.Б., Никитушкин В.Г. Критерии отбора в легкой атлетике. – М., 2000
-
Настольная книга тренера: Наука побеждать / Под ред. Н.Г. Озолина. – М.,2002.
-
Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. М.: Терра-спорт, 2000.
-
Тер-Ованесян И.А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. М.: Терра-спорт, 2000.
Дополнительная
7. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.,1986.
-
Бондарчук А.П. Тренировка легкоатлета.- Киев, 1986.
-
Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М., 1985.
-
Комплексная программа физического воспитания учеников I-XI классов общеобразовательной школы. - Мн.: 1993.
-
Легкая атлетика / Под ред. А.Н. Макарова, П.Э. Сирис, В.П. Теннова. – М., 1987.
-
Легкая атлетика в школе / Под ред. Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.А. Колодницкого. – М., 1993.
-
Легкая атлетика. Учебное пособие. Остапенко А.Н., Селиверстов Б.И., Чистяков Ю.Н. - М.: Высшая школа, 1979.
-
Легкая атлетика. Правила соревнований. - М.: ФИС.1989.
-
Легкая атлетика: Учебник для студентов институтов физической культуры. - /Под редакцией Озолина Н.Г., Воронина В.И., М.; Физкультура и спорт, 1989. - 671 с.
-
Легкая атлетика: Программа для ДЮСШ. – М.: ФиС,1986.
-
Легкая атлетика: Учеб. для ин-тов физ. культуры /Под ред. О.В.Колодия, Е.М.Лутковского, В.В.Ухова. - М., 1985.
-
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991.
-
Организация и судейство соревнований по легкой атлетике / Сост. В.И. Ляхов. – М., 1989.
-
Правила соревнований по легкой атлетике / Всероссийская федерация легкой атлетики. - М., 1994.
-
Физическое воспитание: Учебник/ Под ред. В.Я.Головина, В.А.Мострякова, А.В.Коробкова. – М.:Высшая школа, 1983.
-
Азбука тренировки легкоатлета. /И.Вацула и др. - Мн., Пламя, 1986.
-
Балахничев В.В. Бег на 110м с барьерами. – М., 1987.
-
Бондарчук А.П. Метание молота. – М., 1985.
-
Гайс И.А. Учись ходить быстро. – М., 1986.
-
Гайхман П.Н., Трофимов О.Н. Легкая атлетика, - М.: Физкультура и спорт, 1972.
-
Креер В.А., Попов В.Б. Легкоатлетические прыжки. – М., 1986
-
Легкая атлетика. Ежемесячный спортивный методический журнал.
-
Ломан В. Бег, прыжки, метания. - М., 1985.
-
Озолин Н.Г. Спринтерский бег. – М., 1986.
-
Попов В.Б. Прыжок в длину: многолетняя подготовка. М.: Терра-спорт, 2000.
-
Попов В.Б., Суслов Ф.П., Ливада Е.И. Юный легкоатлет: Пособие для тренеров ДЮСШ. - М.: Физкультура и спорт, 1984.
-
Специальные упражнения легкоатлетов. Учебное пособие/ Под общ. ред. Н.И.Выставкина, З.П.Синицкого. – М.:ФиС, 1967.
-
Специальные упражнения юных легкоатлетов /Под ред. В.Г.Алабина, В.Н.Крупенио. - Минск, 1970.
-
Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике/ Под ред. В-Г.Алабина, М. П. Кривоносова. - М., 1982.
-
Уроки физической культуры в IV-VI классах /Под общей ред. Г.П.Богданова. - М. Просвещение 1979.
-
Уроки физической культуры в IX-X классах /Под общей ред. Г.П.Богданова. - М. Просвещение 1982.
-
Уроки физической культуры в VII-VIII классах /Под ред. Г. П. Богданова.-М., 1981.
-
Уткин В.Л. Биомеханика физических упражнений: Учеб.пособие. – М., 1989.
-
Физическая культура в школе. Методика уроков в I-III классах. /Под общей редакцией Г.П.Богданова. - М.: Просвещение, 1971.
-
Школа легкой атлетики: Учебное пособие/ Под общ. ред.А.В.Коробова. – М.:ФиС, 1968.
-
Шорец П.Г. Бег с препятствиями. – М., 1977.
-
Юный легкоатлет /В.Б.Попов, Ф.П.Суслов, Е.И.Лива-до.-М.,1984.
Смотрите также:
Методические рекомендации по изучению дисциплины Материалы для самостоятельной работы студентов Тема Введение в легкую атлетику. История развития легкой атлетики. Классификация легкоатлетических упражнений
147.32kb.
1 стр.
Лекция №2 Практическая работа 4 часа Самостоятельная работа 2 час Тема Классификация и характеристика легкоатлетических упражнений происхождение и эволюция развития видов легкой атлетики
39.64kb.
1 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 22
547.12kb.
4 стр.
Программа спортивной секции по лёгкой атлетике для учащихся 5-9 классов
216.59kb.
1 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Иностранный язык
290.16kb.
1 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов специальности 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив»
358.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов озо «Введение в педдеятельность» «История педагогики и образования»
840.39kb.
3 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов Учебно-методические материалы (умм) Практические занятия
520.24kb.
6 стр.
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе и изучению дисциплины «Отечественная история»
1048.09kb.
8 стр.
Методические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия»
1393.93kb.
5 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины фтд «Радиожурналистика»
96.64kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины опд. В студенческое телевидение
83.8kb.
1 стр.
|
|