Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ

АНАЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

Об укреплении сотрудничества с государствами – участниками Содружества Независимых Государств и совершенствовании работы с соотечественниками, проживающими за рубежом
(материалы к «правительственному часу» 318 заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации)

ИЗДАНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ


Настоящий выпуск Аналитического вестника приурочен к «правительственному часу» 318-го заседания Совета Федерации на тему «О мерах по укреплению сотрудничества с государствами – участниками Содружества Независимых Государств, международного гуманитарного сотрудничества, повышению качества работы с соотечественниками, проживающими за рубежом».

Открывается вестник статьей первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по международным делам В.М. Джабарова, которая посвящена проблемам законодательного обеспечения государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом.

Во втором разделе содержатся аналитические материалы по различным вопросам гуманитарного сотрудничества в рамках СНГ.

В третьем разделе приведены аналитические материалы по вопросам политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом.

В Приложении представлены выдержки из Аналитического доклада «Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу», посвященные гуманитарному сотрудничеству.

СОДЕРЖАНИЕ


I. Сотрудничество с государствами – участниками Содружества Независимых Государств 3

Джабаров В.М., первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

О проблемах законодательного обеспечения государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом 3

II. Вопросы гуманитарного сотрудничества 16

Аникеева О.Б., заместитель начальника ситуационного отдела Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Усиление сотрудничества России и стран СНГ в сфере образования 17

Иваненко С.И., заместитель начальника отдела социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Развитие научного сотрудничества в рамках СНГ 34

Павленко О.В., главный советник отдела национальной безопасности Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Межгосударственное сотрудничество в рамках СНГ в области охраны здоровья населения 58

Аникина Н.Н., ведущий консультант отдела национальной безопасности Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Укрепление сотрудничества России с государствами-участниками СНГ в области культуры 64

III. Политика в отношении соотечественников, проживающих за рубежом 68

Леонов Ю.С., главный консультант отдела социальной политики Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Юсуповский А.М., советник ситуационного отдела Аналитического управления Аппарата Совета Федерации

Основные направления совершенствования работы с соотечественниками, проживающими за рубежом 68

Приложение 91

Гуманитарное сотрудничество (выдержки из Аналитического доклада «Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу», г. Душанбе, 3 сентября 2011 года) 91

I. Сотрудничество с государствами – участниками Содружества Независимых Государств

О проблемах законодательного обеспечения государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом

Джабаров В.М., первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Необходимость совершенствования государственной политики России в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, обусловлена происходящими глубокими изменениями в системе международных отношений, современным положением нашей страны в мировом сообществе, стремительными и масштабными трансформациями в геополитической обстановке.

В современных условиях наша страна нуждается в перестройке своей политики в отношении соотечественников, поскольку то, что делалось в этой области до сих пор, перестало отвечать возросшим требованиям и надеждам многих наших соотечественников. В частности, об этом свидетельствуют встречи и беседы с соотечественниками, в ходе которых они высказывали свою озабоченность социально-экономическими, культурными, психологическими трудностями, с которыми они сталкиваются в странах постоянного проживания. Особую обеспокоенность вызывает положение с обеспечением гражданских и политических прав и свобод российских соотечественников в постсоветских странах. Речь идёт о том, что наши соотечественники зачастую не имеют права не только на самоидентификацию и самобытность, но и лишены возможности получать информацию на русском языке, надеяться на своевременную поддержку и заботу со стороны своей исторической родины.

Такое положение соотечественников не способствует укреплению положительного имиджа России за рубежом. Нарушения прав и свобод зарубежных соотечественников на национальной почве чревато обострением межнациональных конфликтов, усилением сепаратизма, дестабилизацией обстановки в целом.

Повышение эффективности государственной политики в отношении соотечественников за рубежом невозможно без разработки действенного механизма её реализации. Основу этого механизма составляет правовое регулирование, без которого невозможно ни исполнительно-распорядительная деятельность, ни дальнейший прокурорский надзор и судебная защита, ни реализация дипломатических форм взаимоотношений России с зарубежными странами, в которых проживают наши соотечественники.

Следует отметить, что полноценный и эффективный механизм реализации государственной политики поддержки соотечественников за рубежом на законодательном уровне ещё предстоит создать.

Анализ законодательства свидетельствует об имеющихся пробелах в законодательном регулировании общественных отношений по обеспечению прав и законных интересов зарубежных соотечественников. Так, например, соответствующие статьи Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» пока ещё не нашли полного отражения в специальных отраслевых законодательных актах. Отсутствует полноценный механизм разграничения предметов ведения и полномочий в области защиты соотечественников за рубежом.

Вопросы совершенствования правового регулирования положения российских соотечественников постоянно находятся в поле зрения Совета Федерации. В частности, Комитет Совета Федерации по международным делам осуществляет разработку предложений по вопросу поддержки и защиты прав и свобод российских соотечественников, развивая связи с их общественными организациями. Комитет уже давно ввёл в практику участие членов Совета Федерации в страновых и региональных конференциях соотечественников. Кроме этого организуются встречи с соотечественниками в рамках зарубежных визитов делегаций и руководства Совета Федерации. Занимаясь парламентской дипломатией, члены Совета Федерации заостряют проблемные вопросы положения российских соотечественников перед парламентариями зарубежных стран.

При этом главенствующими становятся вопросы совершенствования законодательства в этой сфере. Как известно, в России базовым нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность федеральных и региональных органов государственной власти по взаимодействию с соотечественниками за рубежом и их поддержке, является Федеральный закон от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

Правоприменительная практика этого Федерального закона показала, что не все его положения однозначно трактовались как самими соотечественниками, так и органами государственной власти. Кроме того, некоторые его нормы в силу их декларативности за прошедшее время так и не были реализованы.

В результате по поручению Президента Российской Федерации были разработаны поправки в Федеральный закон, которые были поддержаны Федеральным Собранием Российской Федерации и вступили в силу в июле 2010 года.

Новая редакция Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» отразила современные подходы российского государства к взаимодействию с соотечественниками, выраженные в переходе от принципа оказания гуманитарной помощи к партнерству и сотрудничеству.

Были внесены изменения в определение понятия «соотечественники за рубежом». Согласно Федеральному закону, соотечественниками за рубежом являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации. Кроме того, соотечественниками признаются лица, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией, лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации.

Таким образом, основным критерием принадлежности к соотечественникам стала духовная, культурная и правовая самоидентификация человека.

В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 года к числу важнейших целей государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников Федеральный закон отнёс оказание государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы жить в иностранных государствах в качестве равноправных граждан или вернуться в Российскую Федерацию.

В Федеральном законе подробно изложен порядок получения соотечественниками образования в образовательных и научных организациях Российской Федерации. Необходимо подчеркнуть, что соотечественникам, не являющимся гражданами Российской Федерации, сегодня предоставлены равные права с гражданами Российской Федерации на доступ к образованию соответствующего уровня.

Нельзя не признать, что во время работы над поправками в данный Федеральный закон в среде российских соотечественников, в особенности в странах СНГ, шли острые дискуссии о целесообразности сохранения нормы о государственном документировании соотечественников. Единого мнения общин соотечественников по этому вопросу так и не сложилось, поэтому зачастую возникала жёсткая критика как идеи исключения государственного документирования, так и всей политики Российской Федерации в отношении соотечественников в целом.

Наиболее адекватной «компенсацией» исключенной из новой редакции Федерального закона нормы о государственном документировании стала новая статья 111 Федерального закона, которая декларирует право соотечественников на получение российского гражданства в упрощенном порядке.

Полноценная реализация данной нормы предполагает внесение соответствующих изменений в статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» в части предоставления права российским соотечественникам, являющимся иностранными гражданами или лицами без гражданства, получения гражданства Российской Федерации в упрощённом порядке.

В Комитете Совета Федерации по международным делам уже подготовлена соответствующая поправка. Мы исходим из того, что русские и русскоязычные граждане зарубежных государств обладают неотъемлемым правом на воссоединение с исторической родиной по факту их происхождения и самоидентификации. Поэтому мы предлагаем, чтобы соотечественники получили возможность обращаться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации непосредственно в стране проживания, или, в случае проживания на территории Российской Федерации, без предоставления вида на жительство.

Следует отметить, что в соответствии с требованиями пункта «г» части 1 статьи 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» в общем случае лицо, претендующее на гражданство Российской Федерации, должно отказаться от иностранного гражданства.

В связи с этим обстоятельством далеко не все соотечественники, проживающие за рубежом и являющиеся гражданами зарубежных государств, смогут воспользоваться нормой об упрощённом получении гражданства Российской Федерации и, таким образом, реализовать своё право на воссоединение с исторической родиной. Для многих соотечественников, постоянно проживающих за рубежом и имеющих в странах проживания определённый социальный и материальный статус, а также ведущих собственный бизнес (в том числе связанный с Россией), вопрос о получении гражданства Российской Федерации не является актуальным.

Их права на развитие гуманитарных и экономических связей с Россией возможно реализовать двумя путями.

Во-первых, через изменение процедуры получения соотечественниками разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Для этого мы будем предлагать внести изменения в статью 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части включения соотечественников в круг лиц, имеющих право на получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации вне квот, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Во-вторых, через облегчение визового режима для соотечественников. Необходимо решить вопрос о предоставлении соотечественникам права на получение многократных виз. При этом следует снизить стоимость виз для данной категории лиц, либо сделать их бесплатными.

Принятие перечисленных мер будет иметь большое гуманитарное значение для соотечественников, способствовать созданию условий для более интенсивного общения соотечественников, проживающих за рубежом, со своей исторической родиной, включению экономически активных соотечественников в процессы социально-экономического развития и модернизации России, а также повышению авторитета России среди соотечественников.

Что касается вопросов развития связей с общественными организациями соотечественников, проживающих за рубежом, то главным фактором защиты их прав и интересов должно стать формирование политически и экономически самодостаточной российской общины. Она должна перестать быть объектом государственной политики в отношении соотечественников и стать её полноценным и равноправным субъектом.

Чтобы общественные объединения соотечественников могли себе позволить более широкий формат работы, в России нужно создавать широкую сеть российских неправительственных организаций, которые бы работали с объединениями соотечественников за рубежом, а также обеспечить прозрачность и децентрализацию распределения грантовых средств как от официальных российских структур, так и от НПО.

Здесь следовало бы подумать о разработке специализированной целевой программы поддержки российских неправительственных организаций, взаимодействующих с соотечественниками. Средства этой программы должны распределяться на конкурсной основе между соответствующими российскими фондами и НПО, которые при согласовании с Россотрудничеством могли бы предоставлять гранты непосредственно организациям соотечественников для реализации конкретных проектов.

Такой формат работы позволит не только усилить материальную базу объединений российских соотечественников и привлечь туда молодые кадры, но и исключить саму возможность конфликтов между организациями, одной из главных причин которых является ныне действующая непрозрачная схема распределения бюджетных средств на поддержку соотечественников.

Важную роль в формировании самодостаточных общин должен играть российский бизнес, активно работающий в зарубежных странах. К сожалению, на сегодняшний день он уклоняется от прямой или даже косвенной поддержки соотечественников.

Немаловажным направлением взаимодействия с соотечественниками за рубежом является информационная политика. К сожалению, сегодня до сих пор имеет место тенденция сжатия русского культурно-языкового пространства в странах ближнего зарубежья, в первую очередь, вследствие уменьшения времени вещания российских телеканалов или его полной отмены. В результате соотечественники лишаются возможности оперативного получения информации о жизни в России и её политике. При этом информационная политика многих государств ближнего зарубежья зачастую направлена на формирование негативного имиджа России, в особенности у её соотечественников. Так, крупнейшие русскоязычные газеты Азербайджана во время конфликта в Южной Осетии в августе 2008 г. заняли откровенно антироссийскую позицию.

Можно констатировать, что в странах СНГ идёт негласная борьба за информационное доминирование, в которой Россия, являясь основным объектом этой борьбы, принимает опосредованное участие и практически не реагирует на факты закрытия вещания российских телеканалов.

Это обстоятельство даёт широкие возможности противникам и конкурентам России манипулировать общественным мнением в среде её соотечественников. В массовое сознание соотечественников, особенно молодого поколения, все настойчивее внедряется идеологический императив «мы – русские, но без России».

Почву для подобных настроений в среде соотечественников даёт и сама Россия: российские телеканалы зачастую необъективно сообщают о происходящих в странах Содружества событиях и содержанием своих программ создают у соотечественников негативное отношение к нашей стране.

Для более эффективной работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, представляется целесообразным принять ряд необходимых законодательных и управленческих решений.



В области совершенствования координации деятельности органов государственной власти необходимо внедрить следующую схему взаимодействия различных федеральных и региональных ведомств и НПО. К ведению Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом следовало бы отнести утверждение годовых планов работы по реализации государственной политики в отношении соотечественников за рубежом, а также рассмотрение и принятие решений по вопросам, требующим согласованных действий многих федеральных и региональных ведомств и НПО в этой области.

Россотрудничеству и его представительствам в зарубежных странах должна принадлежать ведущая роль как государственного органа, отвечающего за реализацию основных направлений государственной политики в отношении соотечественников за рубежом, в том числе: консолидацию общин соотечественников, содействие сохранению их этнокультурной самобытности, работу с молодёжью, продвижение русского языка и культуры, содействие в получении образования на русском языке в стране проживания и в России, осуществление мониторинга положения соотечественников и др. Это потребует внесения соответствующих изменений в Положение о Россотрудничестве, в котором необходимо предусмотреть существенное расширение полномочий этого органа в части взаимодействия с соотечественниками.

За МИДом России и его дипломатическими представительствами (посольствами) целесообразно закрепить функцию организации правовой защиты соотечественников в силу того, что к сфере компетенции МИДа России уже относится защита прав и интересов граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом.

В области совершенствования законодательных механизмов:

  скорейшее принятие поправок в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части предоставления соотечественникам права на упрощённое приобретение гражданства Российской Федерации. Следующим шагом должны стать законодательные решения, связанные с облегчением визового режима для соотечественников и облегчение процедуры получения соотечественниками разрешений на временное проживание в Российской Федерации.



В области правовой и политической защиты соотечественников:

  увеличение государственной поддержки начавшего свою работу 1 января 2012 года Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, который призван заниматься юридической поддержкой соотечественников, изучением правовой и этнической ситуации в странах проживания соотечественников, социально-демографическими исследованиями среди соотечественников, а также мониторингом законодательства стран проживания в отношении прав этнических меньшинств;

  содействие созданию сети российских НПО, которые бы работали в различных сегментах взаимодействия с соотечественниками и элитами зарубежных стран на грантовой основе. Это потребует кратного увеличения ассигнований на реализацию Программы по работе с соотечественниками за рубежом;

  введение обязательной практики встреч Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации с соотечественниками во время визитов в зарубежные страны. Указанный вопрос неоднократно поднимался соотечественниками на различных форумах и конференциях, однако до сих пор не решён. При этом такие встречи не только позволят поднять общественный вес организаций соотечественников в странах проживания, но и будут способствовать снижению дискриминационного давления на них.



В области защиты права на использование русского языка и получения образования на русском языке, в первую очередь, на постсоветском пространстве:

  разработать и осуществить долгосрочную государственную программу целевой подготовки преподавателей русского языка и литературы и преподавателей-предметников для образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования стран СНГ с привлечением ведущих педагогических вузов России, предусмотрев для этих целей увеличение квот для обучения студентов из стран СНГ в вузах Российской Федерации;

  расширить сеть российско-национальных университетов в странах СНГ. На сегодняшний день функционируют пять таких вузов в Азербайджанской Республике, Республике Армения, Республике Белоруссия, Киргизской Республике и Республике Таджикистан. В этих университетах следует создавать региональные центры повышения квалификации учителей и преподавателей с русским языком обучения, апробировав данный проект на базе Киргизско-Российского славянского университета;

  к воспроизводству русскоязычного образовательного пространства необходимо подключать российские общины в странах СНГ, сделав их полноценным субъектом этого процесса. Известно, что в большинстве стран ближнего зарубежья существуют серьёзные социально-экономические проблемы. Данное обстоятельство является главным фактором вымывания потенциальных педагогических кадров из русских общин. В этой ситуации самим общинам нужно внутри себя решать, как они собираются при имеющихся миграционных настроениях обеспечивать образование детей на русском языке. Именно община должна давать гарантию, что подготовленный в России специалист вернётся обратно и будет работать в школе;

  разработать и реализовать комплексную программу «Русская школа за рубежом», предполагающую создание сети русских школ, которые бы поддерживались непосредственно из России, а также Центром поддержки русской школы за рубежом.

В области содействия формированию самодостаточных общин:

  разработать механизмы, направленные на стимулирование российского бизнеса, работающего в зарубежных странах, в целях обеспечения его более весомого участия в финансировании различных гуманитарно-просветительских проектов, поддержке организаций соотечественников и русских образовательных учреждений;

  на законодательном уровне облегчить процедуру получения организациями соотечественников грантов у российских государственных и частных фондов и упростить отчётность по ним.

В области совершенствования информационной политики:

  создать специализированный медиа-холдинг для соотечественников, который бы включал в себя телеканал, радиостанцию, печатные издания, издательские дома и Интернет-ресурс. К поддержке этого медиа-холдинга следует подключить крупнейшие российские бизнес-структуры, для которых он мог бы стать дополнительным инструментом продвижения их коммерческих интересов.



следующая страница >>
Смотрите также:
Аналитические материалы по различным вопросам гуманитарного сотрудничества в рамках СНГ. В третьем разделе приведены аналитические материалы по вопросам политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом
1066.95kb.
7 стр.
Л. И. Хомякова о развитии платежно-расчетной системы Межгосударственного банка
261.39kb.
1 стр.
Аналитические материалы в отношении влияния на жизнедеятельность и здоровье
391.85kb.
2 стр.
Аналитические материалы в отношении влияния на жизнедеятельность и здоровье
628.58kb.
4 стр.
В рамках реализации Плана мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, на 2009-2011 гг
18.6kb.
1 стр.
Проблемы правового положения российских соотечественников, проживающих за рубежом, и пути защиты их прав, свобод и законных интересов”
23.04kb.
1 стр.
Научный журнал
3857.39kb.
21 стр.
Аналитические материалы «информация, характеризующая уровень жизни и показатели по легализации доходов»
3981.33kb.
17 стр.
Аналитические материалы «информация, характеризующая уровень жизни и показатели по легализации доходов»
3885.21kb.
17 стр.
Аналитические материалы «информация, характеризующая уровень жизни и показатели по легализации доходов»
3646.78kb.
18 стр.
Аналитические материалы «информация, характеризующая уровень жизни и показатели по легализации доходов»
3671.52kb.
16 стр.
Аналитические материалы «информация, характеризующая уровень жизни и показатели по легализации доходов»
3391.25kb.
15 стр.