Главная
страница 1
«Ролевые игры»

.

1 «Что такое ролевая игра, функции ролевой игры, актуальность и важность ролевых игр».



Ролевая игра - это форма воссоздания социальной действительности, наложенная на определенный, заранее заданный сюжет. В структуру игры входят роли и игровые действия как средство реализации этих ролей. Характерной особенностью ролевой игры является ее двуплановость: с одной стороны необходимость четко следовать правилам игры, с другой, постоянный выбор вариантов личных поведенческих реакций на возникающие конфликтные ситуации.

  • Уже в раннем возрасте ребенок начинает играть в ролевые игры, примеривая на себя ту или иную роль. В возрасте четырех лет дети начинают играть, моделируя знакомые им социально-ролевые взаимодействия: в "дочки-матери", "магазин", "прием гостей".

  • В семь лет ребенок играет в "школу", "путешествие". Необходимость игры объясняется потребностью освоить необычное для ребенка поведение. Через подражание (моделирование) поведению взрослых, происходит попытка примерить на себя в игре социальные роли взрослых. Ролевые игры в детском возрасте возникают спонтанно, и роли распределяются по принципу "чур, я буду". У ребенка не всегда хватает знаний, мало жизненного опыта, чтобы построить адекватную социальную модель, и он постигает жизнь через игру.

  • Подростку ролевые игры также необходимы для приобретения навыков в построении адекватного поведения по отношению к окружающим его людям. Но игры детского возраста ему уже. не интересны, для него это уже знакомые роли - он играет их в повседневной жизни. Подростку интересны ролевые игры, вскрывающие этические нормы взаимоотношений между людьми, игры, показывающие весь спектр социальных построений взрослого мира. Подросток с удовольствием пробует себя в любой роли, будь то роль нарушителя норм поведения или роль судьи. Через игру мы можем показать самому ребенку адекватную реакцию социума на его поведение, решения, поступки в реальной, ощутимой для подростка форме, но, не травмируя его личность.


Функции ролевой игры

  1. Мотивационная: каждая РИ создает мотив деятельности, который значим для игрока и не отодвинут во времени.

  2. Образовательная: в период подготовки к РИ и в ходе ее игрок получает ранее незнакомую ему информацию, знание.

  3. Воспитательная: умение уважительно относиться к чужим ценностям и отстаивать свои, культура поведения и т.д.

  4. Развивающая: в ходе РИ развиваются быстрота реакции, гибкость ума и поведения, внимание и творческие способности, совершенствуются организаторские качества, актерские навыки.

  5. Коммуникативная: навыки культуры общения, поведения в социуме.

  6. Обучающая: обучение различным умениям и навыкам в ходе РИ.

  7. Компенсаторная: компенсирует у детей потребность в проявлении взрослости, включении в социально-значимые отношения. Старшим игрокам РИ позволяет более точно выразить эмоциональную сферу личности, что в реальной жизни не всегда удается.

  8. Терапевтическая: РИ способствует развитию умения погашать конфликты, снимает агрессивность, стрессы, отрицательные эмоции, при правильном использовании позволяет бороться с различными комплексами.

  9. Релаксационная: РИ снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении или работе.

  10. Психотехническая: формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности; перестройка психики для усвоения больших объемов информации.

  11. Рекреативная: РИ  — замечательный, запоминающийся на всю жизнь, вид отдыха.

Актуальность и важность ролевой игры

Игра необходима для полноценного развития каждого индивида, в игре можно приобрести новые навыки, через игру можно опробовать новые способы взаимодействия с окружающими, которые потом можно применять в жизни. При организации ролевой игры создаются различные модели мира с этическими, моральными нормами, со своими способами политических, экономических взаимоотношений. Игроки вынуждены следовать правилам игры, но сами правила не жесткие, в них заложена самоорганизующая и самосоздающая основа. В сюжет игры обычно закладывается социальный или нравственный конфликт. И если участники игры мирятся со сложившимися обстоятельствами или принятыми правилами, то игра становится просто сюжетной игрой, идущей по определенному сценарию. Во время игрового взаимодействия участники сами формируют свои ролевые цели, исходя из собственного жизненного опыта, знаний, личного отношения к данной ситуации. В ролевой игре (в отличии от деловых, сюжетных, имитационных игр) при анализе ситуаций игроками решение принимается сразу, как только возникла ситуация, игровая модель представляется как устойчивая система.



«Разработка ролевой игры здесь и сейчас»

Принципы организации ролевой игры

Организация игры начинается с ее замысла. Основное внимание при этом должно быть уделено следующим моментам.



  • Во-первых, задуманный мир не должен быть логической конструкцией, но должен являться целостным и полным, допуская множество различных ситуаций, в том числе заранее не заданных. Чем задуманный мир полнее и больше, тем лучше, хотя здесь следует сразу сделать поправку на опыт игроков и определить, будет ли игра эгалитарной или элитарной. Во-вторых, определяется продолжительность игры. Мир для однодневной игры существенно отличается от мира для многодневной и тем более повторяющейся игры. Слишком широко задуманный мир может привести к явной невозможности его создания, что снизит интерес к игре, а слишком узко задуманный будет исчерпан до заданного лимита игрового времени. И то, и другое одинаково плохо. В-третьих, определяется форма проведения игры: полигонная или кабинетная. Если игра полигонная, то определяются основные характеристики места игры. В-четвертых, выясняется предполагаемая численность игроков. Обычно реальное количество участников бывает в 1,5-3 раза меньше заявленного. Если это не так, значит, в организации игры были допущены существенные ошибки.

  • Следующим важным моментом является подбор организаторов игры и создание команды мастеров. Ее задачей является разработка замысла игрового мира, подготовка к игре, контроль за ее ходом и (в случае необходимости ) защита игрового мира от неадекватных ему действий игроков. Всех мастеров по их функциям в организации игры можно подразделить на три группы: главные мастера, командные мастера, посредники.

  • Главные мастера отвечают за подготовку игры в целом. На больших полигонных играх они обычно находятся в определенном, известном всем игрокам месте, где и занимаются решением возникающих проблем.

  • Командные мастера находятся там, где находится команда, за подготовку и игру которой они отвечают.

  • Посредники наблюдают за ходом игры по всему полигону, являясь и глазами и ушами мастерской команды, и вносят в игру определенные ею коррективы. Посредники обычно объединяются в так называемую полигонную команду, но могут быть и отдельными персонажами, выполняющими некоторые мастерские функции.

  • Следует также отметить, что все мастера могут быть играющими и неиграющими. В первом случае к ним дополнительно предъявляются те же требования, что и к остальным игрокам.

  • Третьим этапом организации игры является разработка правил. Для маленькой однодневной игры правила могут быть и устные, во всех остальных случаях они обязательно должны фиксироваться в письменном виде. Все участники игры должны быть ознакомлены с правилами до ее начала, и каждая команда должна иметь хотя бы один экземпляр. В правилах должна содержаться следующая информация:



  • общее описание игровой ситуации на момент начала игры;

  • перечень основных команд или отдельных участников с указанием их имиджа;

  • правила пересчета реального и игрового времени;

  • правила взаимодействия и ролевые возможности участников;

  • отдельные сведения по устройству и игрового мира и ситуаций.

К этому минимальному списку, безусловно, могут добавляться и другие разделы. Так, желательно включать в правила также перечень прав и обязанностей игроков и, отдельно, мастеров.

При составлении правил наблюдаются два противоположных подхода. Одни предпочитают максимально короткие правила, содержащие только самую необходимую информацию. Главным принципом при этом является положение: “Разрешено все, что не запрещено”. В этом случае игровые ситуации, отсутствующие в правилах, разрешаются мастерами по своей воле, что может вызвать нарекания игроков и накладывает на мастеров дополнительную ответственность.

Второй подход предполагает детальное описание возможных игровых ситуаций. Это уменьшает мастерский произвол, но тут возникает другая проблема: слишком объемные правила плохо воспринимаются даже опытными игроками, не говоря уже о начинающих, да и мастеру бывает трудно запомнить все возможные нюансы. По-видимому, разумнее всего было бы придерживаться середины и составлять правила по принципу “не больше, чем надо”.

Предыгровая подготовка также включает в себя формирование команд, назначение их руководителей, подготовительную работу в командах, изготовление необходимых аксессуаров, окончательный выбор места игры и организацию материального обеспечения игры. Как правило, мастера назначают сами только руководителей команд и игроков на ключевые роли. Остальных игроков подбирают уже сами назначенные руководители, сообразуясь при этом с их желаниями, знаниями, навыками.

Команда должна создать командную легенду - историю изображаемого народа, города и т.п, описание современного состояния (кому сколько лет, кто что делает, в каких родственных или иных отношениях состоит) - и материализовать задуманный имидж команды. Весь требуемый реквизит команда изготавливает сама. Кроме того, каждый член команды должен создать собственную игровую легенду и подготовиться к хорошему ее воплощению. В идеале каждый член команды должен хорошо знать легенду каждого. Кроме этого, команда определяет свою задачу в данной игре.

Мастера проводят сертификацию игроков по их умениям (чтобы не допустить явного несоответствия игрока выбранной роли) и чипование используемых в игре предметов. Они же выбирают из двух-трех возможных вариантов окончательное место проведения игры.



Начало игры должно быть по возможности красивым и эффектным. Часто для этой цели проводят парад участников игры или устраивают вводное театральное действо. Даже если этого нет, то начало игры должно быть четко отграничено от предыгрового этапа.


Смотрите также:
«Ролевые игры». 1 «Что такое ролевая игра, функции ролевой игры, актуальность и важность ролевых игр»
67.46kb.
1 стр.
Использование сюжетно ролевых игр на уроках истории
164.71kb.
1 стр.
Сюжетно ролевые игры как средство социальной адаптации ребенка
37.6kb.
1 стр.
Название дня «Искусство дружить»
71.46kb.
1 стр.
Применение ролевой игры при изучении иностранного языка в неязыковом вузе
140.09kb.
1 стр.
Фетиш: ролевые игры
242.97kb.
1 стр.
Правила игры 4 Основная игра 4 Риск игра 5 Бонус игра 5 Супер бонус игра 6 Игровые кнопки 7 Инструкция оператора игрового зала 8
179.15kb.
1 стр.
Правила игры 4 Основная игра 4 Риск игра 5 Бонус игра 5 Супер бонус игра 6 Игровые кнопки 7 Инструкция оператора игрового зала 8
181.31kb.
1 стр.
Ролевая игра "Выбираем депутатов"
13.89kb.
1 стр.
Пояснительная записка Игры прекрасное средство развития! Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей
50.8kb.
1 стр.
Зимние Олимпийские игры 2014
44.64kb.
1 стр.
Приложение 7 Игра «Краснокнижные растения и животные» Игра по правилам телевизионной игры
135.31kb.
1 стр.