Главная
страница 1
candidate of economic sciences, associate professor of the department "Theory of statistics and forecasting" MESI, E.N. Klochkova

Eklochkova@mesi.ru, tel. (495) 442-62-55

candidate of economic sciences, associate professor of the department "Business statistics and forecasting" МFPA, O.V. Ledneva

Oledneva@mfpa.ru, tel. (495) 987-43-74


Comparative analysis of medium-term prognosis of socio-economic development of municipal education in “Kaluga” for years 2010-2012.
In order to define Kaluga’s competitive advantages and problems in socio-economic development, it is necessary to make a comparative analysis of indicators of medium-term prognosis of socio-economic development of Kaluga with other cities of the Central federal district, for instance, Vladimir, Ryazan, Tver, Smolensk and Yaroslavl. The reports of the heads of the municipal districts, presented in accordance with the RF presidential decree No. 607 from 28.04.2008 “Of assessment of efficient performance of local authorities of urban districts and municipal areas” served as information base for the analysis.

Keywords: economic development, the income of the population, organization of municipal management, small business, investment climate, the local budget.


УДК 311.314

к.э.н., доцент кафедры «Теории статистики и прогнозирования» МЭСИ

Е.Н. Клочкова

Eklochkova@mesi.ru, .тел. (495) 442-62-55

к.э.н., доцент кафедры «Бизнес статистики и прогнозирования» МФПА

О.В. Леднева

Oledneva@mfpa.ru, тел. (495) 987-43-74

Сравнительный анализ среднесрочных прогнозов на 2010-2012гг. социально-экономического развития городского образования «г. Калуга».
В целях определения конкурентных преимуществ и проблем социально-экономического развития Города Калуги выступает необходимость в проведении сравнительного анализа показателей среднесрочных прогнозов социально-экономического развития Города Калуги с другими городами Центрального федерального округа, в частности Владимира, Рязани, Твери, Тулы, Смоленска, Ярославля. Информационной базой для анализа послужили Доклады глав городских округов, представленных в соответствии с Указом Президента РФ № 607 от 28.04.2008 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

Ключевые слова: экономическое развитие, доходы населения, организация муниципального управления, малое предпринимательство, инвестиционный климат, местный бюджет.



  1. Введение

Главная цель стратегического развития муниципального образования «Город Калуга» состоит в обеспечении качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности региона и устойчивого экономического развития. Исходя из перспектив социально-экономического развития области и с учетом стратегических целей, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г., для г. Калуги приоритетными являются следующие задачи: пространственная организация и комплексное развитие территорий на основе нового «пакета ресурсов», а также создание инновационной инфраструктуры, влияющей на весь диапазон задач социально-экономического развития области.

При анализе основных индикаторов социально-экономического развития г. Калуги возникла проблема с рядом системных ограничений, которые могут стать препятствием для полноценного использования имеющихся на территории возможностей. К числу ключевых системных проблем социально-экономического развития города можно отнести: демографические и кадровые проблемы, проблему технологической отсталости, инфраструктурные ограничения, проблему соседства с Москвой и проблемы управления. Для решения данных проблем возникает необходимость в статистическом анализе основных показателей, являющихся базисом вышеописанных проблем.



Экономическое развитие

Общая протяженность дорог города Калуги в 2010 году составляет, по официальным данным Калугстата, 625 км, что на 38 км больше, чем в предыдущем году. При этом доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием составила в 2009 и 2010 годах 91% в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования - это второе место по уровню данного показателя среди рассматриваемых городов. Наиболее высокий уровень рассматриваемого показателя наблюдается в городе Владимире, где удельный вес составляет 100%. Самое низкое значение наблюдается в городах Тула и Смоленск, значения индикаторов составляют 56% и 60% соответственно, чуть выше в Ярославле – 64%. В среднесрочной перспективе по всем городам наблюдается сохранение значений на уровне 2010 года (рис. 1).


Рис. 1. Динамика доли протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, в %.
Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района) по всем городам составляет менее 1%, до 2012 года значение данного показателя практически не изменится.
Рис. 2. Динамика доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.
Одним из приоритетных направлений экономического развития города Калуги является развитие малого предпринимательства. По итогам 2009 года в городе Калуга насчитывалось 506 малых предприятий на 10000 человек. Несмотря на то, что во Владимире и Ярославле число субъектов малого предпринимательства составило 659 единиц и 627 единиц на 10000 человек соответственно, к 2012 году в Калуге наблюдается значительная динамика роста количества малых предприятий. Так, по прогнозным оценкам темп роста числа малых предприятий в 2012 году в городе Калуга составит 111,5%, в то время как во Владимире и Ярославле – 101,5% и 105% соответственно. При этом следует отметить, что доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в Калуге достаточно мала. По итогам 2009 года показатель составил всего 20,3%, и к 2012 году вырос незначительно – до 21,1%. Аналогичная ситуация сложилась в Ярославле, где удельный вес среднесписочной численности работников малых предприятий составил в 2009 году 16,4%, а в 2012 году – 16,8%. Наибольшее значение данного показателя наблюдается в Рязани – около 40% в 2009-2012 годах (рис.2).
Рис. 3. Динамика площадей земельных участков, предоставленных для жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства, га.
Значимыми условиями активизации инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций в город являются создание благоприятного инвестиционного климата, рост инвестиционной привлекательности города. Инвесторов, прежде всего, привлекает наличие земельных участков. Сравнительный анализ площадей земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства продемонстрировал небольшое преимущество города Калуги по данному показателю, уступая лишь Твери, где в 2009 количество таких площадей составляло 35,5 га в 2009 году, а к 2012 году – 42,2 га. В Калуге же к 2012 году ожидается 30 га земли, представленных на эти цели, что на 7 га больше, чем в отчетном 2009 году. Следует отметить, что по сравнению с 2008 годом количество площадей к 2009 году сократилось на 62 га (рис.3).

Показатель средней продолжительность периода с даты принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению земельных участков до даты получения разрешения на строительство у Калуги находится на достаточно среднем по отношению к другим городам уровне. По итогам 2009 года средняя продолжительность периода составила 390 дней, к 2012 году ожидается сокращение периода до 300 дней. Несколько выше уровень показателя во Владимире и Рязани – 345 и 340 дней соответственно. Наименьшая продолжительность периода наблюдается в Твери в 2009 году – 120 дней, а к 2012 году – около 100 дней (рис. 4).


Рис.4. Средняя продолжительность периода с даты принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов по предоставлению земельных участков до даты получения разрешения на строительство.
Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе в Калуге по итогам 2009 года составил 71,4%. Это связано с тем, что в конце 2008 года прекратили свою деятельность 2 сельскохозяйственных предприятия СПК "Ольговский" и ГОУ СПО "Калужский аграрный колледж". В 2009 году из 7 сельскохозяйственных предприятий ОАО "Тепличный" и ЗАО "Карачевская птицефабрика" закончили год с убытками соответственно 16,4 млн. руб. и 224 млн. руб. В 2010 году в ЗАО "Карачевская птицефабрика" проводились мероприятия по прекращению деятельности хозяйства (сокращены работники, сокращено поголовье птицы, закрыт яйцесклад, не проводится весенний сев). По прогнозу на конец 2010 года должно было остаться 6 сельскохозяйственных предприятий, из них 5 прибыльных. С 2009 года удельный вес прибыльных предприятий в городе Владимире составил 100%, по прогнозным оценкам ожидается сохранение показателя на данном уровне. В течение 2007-2008 годов в Калуге из землепользования изъято 5971 га сельскохозяйственных угодий. В 2009 году площадь сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственных предприятий была уточнена и составила 8776 га. Начиная с 2010 года, планируется долю использования сельскохозяйственных угодий довести до 100%.

Доходы населения

Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий города Калуги по итогам 2009 года составила 17568,6 рублей, что на 4,5% в среднем больше, чем в Туле и во Владимире, а по сравнению со Смоленском - на 9%. Кроме того, анализ среднесрочных прогнозов, показывает, что к 2012 году в Калуге наблюдается резкий скачок уровня заработной платы на крупных и средних предприятиях: более, чем в 1,5 раза по сравнению с 2009 годом. Таким явным преимуществом по отношению к намеченной тенденции как в Калуге не обладает ни один из рассматриваемых городов (рис. 5).

Преимущество города Калуги наблюдается и в отношении среднемесячной заработной платы работников муниципальных детских учреждений. По итогам 2009 года значение показателя составило 8053,4 рублей, что почти в 2 раза больше, чем в Твери. Единственным городом, опережающим уровень Калуги, является город Ярославль, где показатель среднемесячной заработной платы в 2009 году составил 9235 рублей. Сохранив этот уровень к 2012 году, город Калуга не достигнет этого значения, отставание составит 4,5%. По сравнению с другими городами Калуга будет по-прежнему иметь некоторое преимущество.
Рис. 5. Динамика номинальной начисленной средней заработной платы крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа (муниципального района), в руб.
В отношении учителей муниципальных общеобразовательных учреждений Калуга сохраняет свое преимущество на протяжении 2009-2012 гг. Так, по итогам 2009 года уровень среднемесячной заработной платы работников данной категории составил 1179 рублей, что в среднем в 1,5 раза выше, чем в Твери и Туле. По прогнозным оценкам темп прироста показателя в 2012 году по Калуге составит 14,5%. Следует отметить, что в отношении других городов это средний уровень роста. Так, темп роста заработной платы учителей в Твери составит более чем 1,5 раза, а в Туле – 121%. Тем не менее, в Ярославле к 2012 году, по прогнозным оценкам, увеличения заработной платы не наблюдается.

Уровень среднемесячной заработной платы врачей муниципальных учреждений здравоохранения в Калуге отстает от некоторых городов. По результатам 2009 года среднемесячная заработная плата в городе составила 18100 рублей, что на 24,6% и 13,6% ниже, чем во Владимире и Туле соответственно. По прогнозным оценкам, к 2012 году город Калуга так и не достигнет уровня заработной платы врачей Владимира и Тулы, хотя небольшой рост и наблюдается, темп прироста по отношению к 2009 году составит 7,7%.



Организация муниципального управления

Доля муниципальных автономных учреждений от общего числа муниципальных учреждений в городском округе г. Калуги на протяжении 2008-2012гг. останется неизменной и составит 1,1%. Меньше данного уровня, доля муниципальных автономных учреждений будет наблюдаться лишь в Туле и Твери, где в 2012г. она составит 0,3% и 0,5%.Наиболее весомый данный показатель зафиксирован в Рязани – 6,47%, что в 6 раз выше значения для Калуги.


Рис. 6. Динамика доли собственных доходов местного бюджета в общем объеме доходов бюджета муниципального образования, в %.
Наибольшей долей собственных доходов местного бюджета в общем объеме доходов бюджета муниципального образования обладает Владимир – 91% в 2012г., что на 22% выше значения для Калуги (рис. 6). Средние места занимают Тула (78,8% в 2012г.) и Рязань (77,7% в 2012г.), то есть на 6% и 4% превышает долю доходов Калуги. Самые низкие прогнозные значения были получены для Калуги и Твери. Доля собственных доходов местного бюджета в общем объеме доходов бюджета муниципального образования в Калуге имеет положительный рост в анализируемом трехлетнем прогнозном периоде и в 2012 должна составить 74,5%, что на 13% больше значения 2009г. Средние прогнозные значения для Твери в 2010-2012гг. составят 72%.
Рис. 7. Прогнозная структура объема расходов бюджета муниципального образования г. Калуги на 2012г., в %.
Анализ структуры расходов бюджета муниципального образования г. Калуга показал, рост доли расходов в 2012г. по сравнению с 2009г. по таким статьям, как развитие и поддержка малого предпринимательства (в 5,6 раза), транспорт (на 6%), прочие расходы (в 4 раза). Увеличение доли расходов по вышеуказанным статьям привело к снижению затрат на финансирование бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств – на 37%, образования – на 9%, здравоохранения – на 14%, физической культуры и спорта – на 80%, жилищно-коммунального хозяйства – на 24%, самоуправления – на 14%, на дорожное хозяйство – с 81 млн. руб. в 2009г. до 0 в 2012г., Следует отметить, что наибольшая доля расходов в 2012г. должна приходиться на такие статьи, как общее и дошкольное образование – 30%, на жилищно-коммунальное хозяйство – 16%, на бюджетные инвестиции, направленные на увеличение стоимости основных средств – 9% и на здравоохранение – 9% (рис. 7).

В результате проведенного сравнительного анализа прогнозной структуры бюджета муниципального образования городов-столиц Центрального федерального округа, были выделены города, имеющие наибольшие структурные сдвиги по основным статьям затрат по сравнению с расходами г. Калуги. Так в Рязани, наибольший вес можно присвоить: затратам на общее и среднее образование, которые в 2012г. составят 49% в общем объеме затрат, что в 1,6 раз выше уровня Калуги и затратам на здравоохранение – 17% (превышение уровня Калуги более чем в 2 раза). При этом можно выделить четыре индикаторы, по которым финансирование по г. Калуги превышает уровень г. Рязани. К ним можно отнести: бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных фондов (ниже уровня Калуги на 42%), жилищно-коммунальное хозяйство, затраты на которое в Рязани будут составлять 49% от уровня Калуги по аналогичному индикатору, расходы на поддержку и развития малого предпринимательства, которые будут ниже по сравнению с Калугой на 96% и финансирование транспорта, которое составит 52% от значения по Калуге.

Существенные структурные изменения расходов бюджета по сравнению с Калугой в прогнозном 2012г. можно отметить и в Твери. Сравнительный анализ показал, что наибольшим вес можно присвоить: затратам на общее и среднее образование, которые в 2012г. составят 36% в общем объеме затрат, что на 19% выше уровня Калуги и финансированию жилищно-коммунального хозяйства – 23% (превышение уровня Калуги на 46%), затратам на здравоохранение, уровень которые на 65% больше по сравнению с Калугой и расходам на бюджетные инвестиции, направленные на увеличение стоимости основных средств, которые составят 14%, что на 58% больше в сравнении с калужским бюджетом. При этом можно выделить два индикаторы, по которым финансирование по г. Калуги превышает уровень г. Твери. К ним относится: развитие малого предпринимательства, расходы на которое будут ниже по сравнению с Калугой на 94% и финансирование физической культуры и спорта, которое составит 92% от значения по Калуге.


  1. Выводы

Анализ основных социально-экономических показателей развития г. Калуги в прогнозируемом среднесрочном периоде показал умеренно-оптимистичную ситуацию по сравнению с уровнем 2008-2009гг. Это может быть вызвано эффектом от реализации мер, направленных на оздоровление экономики г. Калуги, Калужской области и страны в целом. Осуществление активной инвестиционной политики позволило преодолеть влияние кризисных и пост кризисных явлений. Дальнейшей стабилизации как региональной, так и местной экономики будут способствовать как внешние положительные факторы, так и внутренние, обусловленные, в первую очередь, работой новых производств, оживлением спроса на рынке жилья, увеличением доли валовой добавленной стоимости сельскохозяйственного производства. В целом экономическое развитие в предстоящем периоде будет формироваться под влиянием скорости выхода мировой и российской экономики из кризиса, эффективности адаптации региональных производителей и банков к новым условиям, повышения их конкурентоспособности, а также реализации инвестиционных программ на территории города.

Сравнительный анализ основных социально-экономических индикаторов г. Калуги с другими городами-столицами Центрального федерального округа, такими как Владимир, Ярославль, Рязань, Тверь, Тула и Смоленск показал явное конкурентное преимущество Калуги по следующим показателям: среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников; средней площади земельных участков, предоставленных для жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства; средней продолжительности периода с даты принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов по предоставлению земельных участков до даты получения разрешения на строительство;

По размеру заработной платы Калуга стабильно занимает лидирующее положение среди близлежайших городов, при этом уровень заработной платы по Калуги в 2010г. составил 82% от среднероссийского показателя, 66% от средней заработной платы по Центральному федеральному округу и 89% от средней заработной платы по Калужской области. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата к 2012г. должна составить 14794 руб., Рост номинальной начисленной заработной платы на 11% в 2011г. и на 19% в 2012г. по сравнению с 2009г. увеличит ее размер до 13833 руб. и 14794 руб. соответственно. При этом ее величина ежегодно будет расти на 6%. Росту заработной платы будут способствовать правительственные меры по стабилизации ситуации на рынке труда и дальнейшему повышению уровня материального обеспечения разных слоев населения.

Существенный рост номинальной начисленной заработной платы и невысокая стоимость объема оказанной помощи учреждениями здравоохранения г. Калуги положительно сказался на снижении уровня смертности калужан в возрасте до 65 лет, которая в трехлетнем прогнозном периоде ожидается одной из самых низких в регионе. Так, к 2012г. планируется, что число случаев смерти лиц в возрасте до 65 лет будет ниже на 22% от среднего значения по сравниваемым городам Центрального федерального округа и составит не более 400 случаев.

В результате анализа инвестиционной привлекательности Калуги можно выделить два индикатора, показывающие перспективное развитие города. Средняя площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства в Калуге в 2012г. должна составить 30га, что на 38% больше средней площади по рассматриваемым городам-столицам федерального округа. Аналогичным образом складывается ситуация со средней продолжительностью периода с даты принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов по предоставлению земельных участков до даты получения разрешения на строительство, которая в Калуге в 2012г. должна составить 300 дней, что на 11% ниже в сравнении с другими схожими по конкурентным преимуществам городами Центрального округа.

Сравнительный анализ структуры расходов бюджета муниципальных образований Калуги, Владимира, Рязани, Твери и Тулы показал следующие радикальные соотношения в объема расходов бюджета по статьям. Наибольший объем расходов на инвестиции, направленные на увеличение стоимости основных средств характерен для Твери – 14,3%, что в 1,93 раза превышает средний уровень по городам и на 59% больше аналогичного показателя по Калуге. В Рязани наблюдается наибольший размер затрат на образование – 49% от общего объема расходов, что на 27% выше среднего значения и на 65% больше уровня Калуги. Наибольший размер расходов на здравоохранение наблюдается в Туле, значение которых на 46% превысит средний уровень и в 2,5 раза уровень Калуги. Среди анализируемых городов, Владимир характеризуется наибольшими расходами по таким статьям, как культура (выше среднего уровня на 45% и на 95% значения по Калуге), жилищно-коммунальное хозяйство (больше среднего значения по городам на 61% и Калуги на 76% соответственно) и физическая культура и спорт (превышает средний уровень на 55% и уровень Калуги на 57%). Наиболее высокие расходы на самоуправление выявлены в Туле, которые на 33% выше среднего значения показателя и на 60% превышают индикатор по Калуге. Калуга характеризуется только одним показателем, значение которого наиболее высокое среди рассматриваемых городов: расходы на развитие и поддержку малого предпринимательства, которые в 5 раз превышают среднее значение по показателю. Наибольший размер расходов на транспорт наблюдается также в Туле, значение которых на 96% превысит средний уровень и в 2 раза уровень Калуги.



Список литературы

Интернет документы:



  1. Министерство экономического развития Российской Федерации. / Прогнозы социально экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz (дата обращения 20.03.2011)

  2. Портал органов власти Калужской области. /Министерство экономического развития/Государственные программы развития/Стратегия социально-экономического развития Калужской области. URL: http://www.admoblkaluga.ru/sub/econom/Gos_prog_razv/Strategy (дата обращения 10.03.2011).

  3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калужской области. URL: http://www.kalugastat.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi (дата обращения 10.03.2011).

  4. Федеральная служба государственной статистики. /Центральная база статистических данных. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi (дата обращения 12.03.2011).


The list of the literature

Internet documents:

1. The ministry of economic development of the russian federation. / Forecasts of socio economic development of the russian federation and individual sectors of the economy. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz (date of access 20.03.2011).

2. Portal of government Of the kaluga region. /The ministry of economic development/The state development programme/Strategy for socio-economic development of the kaluga region. URL: http://www.admoblkaluga.ru/sub/econom/Gos_prog_razv/Strategy (date of access 10.03.2011).



3. Territorial body of Federal state statistics service in The kaluga region. URL: http://www.kalugastat.ru/dbscripts/Cbsd/Dbinet.cgi (date of access 10.03.2011).

4. Federal service of state statistics. /Central statistics database. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/Dbinet.cgi (date of access 12.03.2011).


Смотрите также:
Сравнительный анализ среднесрочных прогнозов на 2010-2012гг социально-экономического развития городского образования
143.67kb.
1 стр.
Анализ социально-экономического развития муниципального образования Бейский район за 2010 год
170.32kb.
1 стр.
Решением Норильского городского Совета депутатов от «05» апреля 2011 г. №32-769 Отчет
250.99kb.
1 стр.
Анализ социально-экономического развития муниципального образования Бейский район за 2012 год
149.98kb.
1 стр.
Решением Манского районного Совета депутатов от 21. 12. 2011 года программа социально-экономического развития
2496.06kb.
12 стр.
Информация о ходе выполнения Программы комплексного социально-экономического развития городского округа "Город Йошкар-Ола"
389.92kb.
3 стр.
Проект Концепция (стратегический план) социально –экономического развития Лужского городского поселения на период до 2025 года
329.85kb.
1 стр.
Аналитическая записка о выполнения Прогноза социально-экономического развития Балезинского района на 2010-2012 годы, Программы социально-экономического развития Балезинского района на 2010-2014 годы
1129.38kb.
7 стр.
И. А. Горлач, Е. Н. Шакотько Успешность краткосрочных и среднесрочных прогнозов погоды
900.17kb.
8 стр.
Анализ социально-экономического развития городского округа «Город Калининград» за 2012 год
170kb.
1 стр.
Приоритеты социально-экономического развития республики беларусь в год качества
141.24kb.
1 стр.
Программа социально-экономического развития муниципального образования «город глазов» на 2010 2014 годы 2009
3983.11kb.
23 стр.