Главная
страница 1страница 2



На правах рукописи

САФАРОВА Алия Дамировна
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В ОРЕНБУРГСКОМ КРАЕ

(КОНЕЦ XIX ВЕКА – 1940 г)
13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Оренбург 2009

Работа выполнена на кафедре общей педагогики

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»





Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор Болодурин Виктор Сергеевич


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Гаязов Альфис Суфиянович





доктор исторических наук, профессор Амелин Веналий Владимирович


Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им.

И.Я. Яковлева»

Защита состоится 6 октября 2009 г. в 11:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.180.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования в ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» по адресу: 460884, Оренбург, ул. Советская, 19, ауд. 333.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет». Текст автореферата размещен на сайте ОГПУ www.ospu.ru « » сентября 2009 г.
Автореферат разослан « » сентября 2009 г.



Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор педагогических наук, профессор С.С. Коровин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Современная ситуация развития российского общества обуславливает обращение педагогической науки к проблеме образования национальных меньшинств. Это объясняется тем, что в новых демократических условиях востребована конкурентоспособная личность, квинтэссенцией которой выступают гуманистические ценности, ориентирующие на сохранения мира и спокойствия.

Принятие «Национальной доктрины образования Российской Федерации» требует обеспечения исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Рассматривая образование национальных меньшинств как важнейший элемент социальной культуры, мы считаем, что основные направления его модернизации должны строиться посредством соотношения в содержании образования общечеловеческих и национальных ценностей, а также через освоение ими всего многообразия ценностей этнопедагогики.

Оценивая возможности национального образования в образовательных учреждениях, необходимо учитывать, что конкретный эффект, достигаемый посредством его использования в собственно образовательных целях, зависит не столько от специфических свойств, сколько от социальной направленности педагогической системы в образовательном процессе. С этих позиций возникает потребность в обновлении образования национальных меньшинств в современных образовательных учреждениях, поиске и внедрении в практику более эффективного содержания образования национальных меньшинств.

В данном процессе особое место занимают гуманистически ориентированные образовательные системы, которые разрабатывались и реализовывались в конкретных региональных условиях. Такой выбор был обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, развитие национального образования в Оренбургском крае в конце XIX по 1940 год доказала свою продуктивность. Во-вторых, выявленные тенденции генезиса образования национальных меньшинств в Оренбургском крае в конце XIX по 1940 год (увеличение общей численности национальных учебных заведений, улучшение кадрового состава преподавателей и материально-технического обеспечения указанных заведений, совершенствование форм, методов и средств обучения) представляются концептуальными для современности. В-третьих, актуальным для современного педагогического процесса является необходимость осмысления того, как происходило развитие образования национальных меньшинств Оренбургском крае, какие социально-педагогические предпосылки повлияли на его оформление.

Основные тенденции развития образования национальных меньшинств в Оренбургском крае в конце XIX – 1940 г. в целом совпадали с тенденциями развития образования национальных меньшинств России, что было обусловлено проведением единой образовательной политики на территории страны как в дореволюционный период, так и после прихода к власти большевиков в октябре 1917 года. Однако развитие образования национальных меньшинств в Оренбургском крае имело много особенных региональных черт, обусловленных социально-экономическими и культурно-историческими причинами.

Выше перечисленные обстоятельства потребовали представления анализа развития образования национальных меньшинств, выработку механизмов его экстраполяции в современное образовательное пространство.



Степень изученности проблемы. Значительный вклад в развитие педагогической мысли и просвещения нерусских народов России внесли педагогические идеи Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Н.И. Ильминского. Особый интерес для исследования представляют труды И. Алтынсарина, М. Гафури, М. Курбангалиева по развитию национальной школы и педагогической мысли Поволжья, Приуралья и Оренбургского края.

Проблема развития системы образования в Оренбургском крае нашла отражение в трудах А.Е. Алекторова, В.С. Болодурина, М.М. Вольфсона, Ю.П. Злобина, Ю.С. Зобова, С.Г. Мирсаитовой и других ученых.

Особый интерес представляют работы, посвященные проблемам развития образования национальных меньшинств в региональном контексте. К ним относятся исследования С.Г. Абузорова, М.Ф. Рахимкуловой по особенностям преподавания гуманитарных и естественных наук в инородческих школах; В.В. Алешина, Л.Н. Беленчука, К.Е. Бендрикова, И.А. Гехта, А.Х. Махмутовой, Т.С. Паниной, Л.Ш. Сулеймановой, О.П. Тетерятника, Н.Б. Цибульского, В.Г. Чеботаревой, А.Ф. Эфирова по деятельности национальных образовательных учреждений; А.Х. Вильданова, Г.С. Кунафина, А.Х. Махмутова, С.М. Михайлова по вопросам истории конфессиональных и инородческих школ, особо выделяющие влияние образования на развитие культуры башкирского и татарского народов; М. Н. Фархшатова, Р. В. Альмухаметова, Л. Ш. Сулеймановой, И. П. Малютина по становлению и развитию национальных школ Башкортостана; К. К. Кунантаева, Л. Я. Аминова по развитию женского мусульманского образования; М.Ф. Рахимкулова, А.М. Бакирова по татарскому просвещению; С.В. Грачева по проблемам теории и практики просвещения нерусских народов Поволжья, а также работы М.М. Егорова и Г.В. Савицкого по проблемам частного и начального образования среди татар и башкир Оренбургского края.

В конце XX ― в начале XXI столетий появились новые исследования по истории образования в Оренбургской губернии в дореволюционный период (до 1917 г.) и в первой половине XX века. Это работы учёных Башкортостана М.Н. Фархшатова, Ш. Абзанова, С.Р. Алибаева, Р.В. Альмухаметова, Т.М. Аминова, Л.Ш. Сулеймановой и др. по истории национальных школ; учёных Челябинска Л.П. Абрамовского, В.С. Кобзова и др. по истории образования в Оренбургской казачьем войске; В.Я. Рушанина, Л.М. Конева по истории среднего образования на Урале.

В то же время, историографический анализ имеющихся работ свидетельствует о том, что историко-педагогический опыт развития образования национальных меньшинств в Оренбургском крае в конце XIX – 1940 году целостному, систематическому, последовательному и относительно завершенному анализу не подвергался. Фрагментарные, неполные сведения, имеющие информационно-описательный характер, отсутствие концептуальных ориентиров в осмыслении и инструментальном оценивании социально-педагогического опыта развития образования национальных меньшинств делают необходимым настоящее исследование.

Актуальность проблемы усиливает наличие противоречий между:



  • объективной потребностью в совершенствовании современной системы образования национальных меньшинств в Оренбургском крае и недостаточным использованием историко-педагогического опыта в решении этой социально-педагогической задачи;

  • существованием в Оренбургском крае в конце XIX – 1940 году наработанной теории и практики образования национальных меньшинств и отсутствием специальных исследований, формирующих целостное представление об этапах ее развития в меняющихся социокультурных и политических условиях;

  • значимостью историко-педагогического опыта теории и практики развития образования национальных меньшинств для современного этапа развития российского образования и его недостаточной историко-педагогической изученностью.

С учетом вышеизложенного, анализа литературы о развитии образования национальных меньшинств в Оренбургском крае в конце XIX – 1940 году, вопросов, стоящих перед педагогической теорией и практикой современности, сформулирована проблема исследования: каковы особенности и содержание образования национальных меньшинств в Оренбургском крае в конце XIX – 1940 году и возможности их экстраполяции в современную систему общего образования.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы в педагогической науке определили тему исследования: «Развитие образования национальных меньшинств в Оренбургском крае (с конца XIX века по 1940 год)».


Объект исследования: система образования национальных меньшинств Поволжья и Урала с конца XIX века по 1940 год.

Предмет исследования: развитие образования национальных меньшинств в Оренбургском крае.

Цель исследования: выявить особенности содержания этапов развития образования национальных меньшинств в Оренбургском крае с конца XIX века по 1940 год.

Гипотеза исследования: историко-педагогический опыт развития образования национальных меньшинств в Оренбургском крае с конца XIX века по 1940 год, осмысленный с позиций этнопедагогического, культурологического и исторического подходов, может быть востребован современной системой общего образования, при условии:

  • определения социально-педагогических предпосылок развития образования национальных меньшинств в региональном контексте;

  • соотнесения структуры и содержания образования национальных меньшинств в Оренбургском крае и Поволжья, Урала;

  • установления общего и особенного в подготовке учащихся различных учебных заведений для национальных меньшинств;

Цель и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:

  1. Выявить социально-педагогические предпосылки развития образования национальных меньшинств в Оренбургском крае с конца XIX века по 1940 год.

  2. Определить содержание этапов и особенности развития образования национальных меньшинств в Оренбургском крае в контексте развития образования национальных меньшинств Поволжья и Урала с конца XIX века по 1940 год.

  3. Охарактеризовать основные типы учебных заведений для инородцев до 1918 года и национальные учебные заведения в период с 1919 по 1940 годы.

  4. Выявить основные тенденции развития образования национальных меньшинств в Оренбургском крае с конца XIX века по 1940 год.

Общей методологической основой исследования являются: диалектика, как общий метод познания, предполагающий целостное рассмотрение явлений в их развитии и взаимосвязи, который базируется на принципах объективности и историзма. Принцип объективности строится на непредвзятой оценке фактов и событий, что находит отражение в выявлении тенденций и особенностей, рассмотрении каждого явления в его многогранности и противоречивости, изучении всех фактов в совокупности. Принцип историзма требует научно-исторического объективного подхода к изучению явлений.

Философский уровень исследования базируется на положении о диалектике общего, особенного и единичного (Г.Ф. Гегель, Н.О. Лосский, Н.К. Рерих); концепциях в сфере культуры и образования (В.И. Вернадский, Б.С. Гершунский, С.И. Гессен, Ю.М. Лотман, В.М. Розин).

Общенаучный уровень исследования составляют: концепция философии и методологии образования (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, В.В. Краевский, З.И. Равкин, В.М. Розин, В.Г. Рындак); системный подход (А.П. Аверьянов, И.В. Блауберг, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов, Э.Г. Юдин); исторический подход (Д.А. Сахаров, И. Д. Коваленко, З.И. Равкин).

Конкретно-научный уровень исследования: концептуальные положения о целостности педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, И.П. Подласый, В.А. Сластенин); личностно ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); культурологический подход (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, Л.Б. Соколова, П.А. Флоренский); этнопедагогический подход (Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, Л.Н. Бережнова); гуманистическая идеология в качестве основания исторического познания педагогических явлений и фактов (М.М. Бахтин, В.П. Зинченко, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, В.Г. Рындак).

Исследование проводилось в три этапа с 2004 по 2009 год.

На первом этапе (2004 - 2005 гг.), который носил констатирующе-поисковый характер, проводился сбор материалов и анализ литературы по проблеме исследования, определялись его теоретико-методологическая основа, объект, предмет и цель. В качестве основного метода исследования на данном этапе выступал анализ теоретических источников.

На втором этапе (2006 - 2007 гг.) были изучены архивные документы, краеведческие и мемуарные материалы, результаты диссертационных исследований с последующим системно-структурным анализом собранного материала и его оценкой. Ведущим методом на этом этапе являлись сравнительно-исторический анализ, индукция, дедукция.



На третьем этапе (2007 - 2009 гг.) проводилась интерпретация и обобщение полученных результатов, литературная обработка материалов.

Источники исследования: опубликованные документы и материалы, отражающие становление и развитие образования национальных меньшинств в Оренбургском крае с конца XIX века по 1940 год; документация нормативного характера (законодательные акты, инструкции, протоколы, отчеты, учебные планы и программы); мемуарная и публицистическая литература; архивные и редкие материалы (документы, хранящиеся в Государственном архиве Оренбургской области, в центре документации новейшей истории Оренбургской области, в Центральном государственном архиве республики Башкортостан, раритетные издания из фондов областной библиотеки Н.К. Крупской, отдел редкой книги ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»).

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX века по 1940 год. Нижняя граница связана с началом формирования в этот период наряду с конфессиональной светской национальной школы. В 1870 году был принят первый из четырех законов о просвещении нерусских народов в дореволюционной России – «О мерах к образованию населяющих России инородцев». Конец взятого периода связан с тем, что к 1940 году в Оренбургском крае была достаточно успешно решена проблема всеобщего начального образования, в том числе и для национальных меньшинств, проживающих на территории области. Таким образом, указанный период можно рассматривать как целостный период в развитии образования национальных меньшинств Оренбургского края.

Географические рамки исследования охватывают Оренбургский край в различных границах и наименованиях, меняющихся в рассматриваемый период в зависимости от общественно-политической ситуации в стране и включают в себя территорию Оренбургской губернии до 1919 года, Оренбургской губернии с 1919 по 1925 год, Оренбургского округа с 1925 по 1934 год и Оренбургской области с 1934 по 1940 год. Все основные факты, приведенные в работе, относятся к территории, совпадающей с территорией современной Оренбургской области, обозначенной в работе как Оренбургский край.

Научная новизна исследования:

  1. Выявлены социальные (рост национального самосознания среди национальных меньшинств, обусловленный динамическими процессами социально-политической и экономической жизни России; изменения образовательной политики в отношении образования национальных меньшинств; социальный кризис; приграничное положение Оренбургского края; высокая доля национальных меньшинств среди всего населения) и педагогические (необходимость подготовки специалистов; теоретические наработки представителей общенационального направления в педагогике, стремившиеся соотнести в содержании образования общечеловеческое и национальное) предпосылки развития образования национальных меньшинств в Оренбургском крае с конца XIX века по 1940 год.

  2. Охарактеризованы основные типы учебных заведений образования национальных меньшинств до 1918 года (министерские русско-«инородческие» училища, конфессиональные школы, школы казачьего войска для «инородцев», частные «инородческие» школы) и национальные учебные заведения в период с 1919 по 1940 годы (школы I и II ступеней, начальные, неполные средние, средние школы, ликпункты для неграмотных и малограмотных, педтехникумы).

  3. Выявлены основные тенденции развития образования национальных меньшинств в Оренбургском крае с конца XIX века по 1940 год, заключающиеся в увеличении общей численности национальных учебных заведений, улучшении кадрового состава преподавателей и материально-технического обеспечения указанных заведений, совершенствовании форм, методов и средств обучения.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогической науки по проблеме образования национальных меньшинств Оренбургского края за счёт:

  1. Выявления региональных особенностей образования национальных меньшинств в Оренбургском крае с конца XIX века до 1940 года (преобладание среди населения Оренбургского края мусульман - 31 процент; скоротечность существования Оренбургского земства и как следствие разработанные проекты образования национальных меньшинств остались мало реализованными; позднее утверждение советской власти (вторая половина 1919 г.) и массовый голод 1921-1922 гг.).

  2. Определения и обоснования основных этапов развития образования национальных меньшинств в Оренбургском крае с конца XIX века по 1940 год:

        • 1870 - 1918 гг. – первый этап становления и развития школ для национальных меньшинств, характеризующийся появлением русско-«инородческих» училищ края, активным участием Оренбургского земства в деле образования «инородцев»: организация инородческих библиотек, вечерних курсов для взрослых, оказание материальной помощи инородческим школам, открытие трёхгодичных педагогических мусульманских курсов и т. д.;

        • 1918 - 1923 гг. – второй этап, характеризующийся реорганизацией образования национальных меньшинств Оренбургского края в первые годы Советской власти;

        • 1924 - 1940 гг. – третий этап, проявлявшийся в восстановлении и дальнейшем развитии образования национальных меньшинств края.

  1. Установления особенностей содержания образовательного процесса в учебных заведениях системы образования национальных меньшинств (преподавание на родном языке; изучение русского языка как второго; учёт культурно-бытовых традиций народов, проживающих на территории края).

Практическая значимость исследования:

1. Найдены и введены в научный оборот материалы, отражающие развитие образования национальных меньшинств в Оренбургском крае в период с конца XIX века по 1940 год (документация нормативного характера, статистические источники, архивные материалы Государственного архива Оренбургской области, центра документации новейшей истории Оренбургской области);

2. Позитивный опыт развития образования национальных меньшинств в Оренбургском крае в период с конца XIX века по 1940 год может быть использован при совершенствовании современной системы общего образования не только в Оренбургской области, но других субъектах Российской Федерации.

3. Материалы исследования могут быть использованы в обогащении курса «История образования и педагогической мысли», а также в курсах повышения работников образования.



Положения, выносимые на защиту:

  1. Основными предпосылками, обуславливающими развитие образования национальных меньшинств в Оренбургском крае в период с конца XIX века по 1940 год, являются: социальные (рост национального самосознания среди национальных меньшинств, обусловленный динамическими процессами социально-политической и экономической жизни России; изменения образовательной политики в отношении образования национальных меньшинств; социальный кризис; приграничное положение Оренбургского края; высокая доля национальных меньшинств среди всего населения) и педагогические (необходимость подготовки специалистов; теоретические наработки представителей общенационального направления в педагогике, стремившиеся соотнести в содержании образования общечеловеческое и национальное).

  2. В качестве основания, позволяющего представить историческую периодизацию развития образования национальных меньшинств в Оренбургском крае в период с конца XIX века по 1940 год, выступают показатели направленности образовательной политики в региональном контексте, под которыми понимается степень устойчивости и социальной значимости преобразований, проводимых органами власти и местного самоуправления решений в сфере развития образования национальных меньшинств.

  3. Образование национальных меньшинств в Оренбургском крае в дооктябрьский период, представлено министерскими русско-«инородческими» училищами, конфессиональными школами, школами казачьего войска для «инородцев», частными, «инородческими» школами. В годы Советской власти нерусское население края могло получить образование в школах I и II ступеней, в начальных, неполных средних, средних школах, в ликпунктах для неграмотных и малограмотных. До 1924 года в национальных школах во внеучебное время было разрешено преподавание основ соответствующих религий. Учреждения профессионального образования были представлены национальными педагогическими техникумами, Оренбургским Государственным Педагогическим Институтом.

  4. Региональными особенностями развития образования национальных меньшинств в Оренбургском крае с конца XIX века до 1940 года являлись: преобладание среди населения Оренбургского края мусульман - 31 процент; скоротечность существования Оренбургского земства и как следствие разработанные проекты образования национальных меньшинств остались мало реализованными; позднее утверждение советской власти (вторая половина 1919 г.) и массовый голод 1921-1922 гг.

  5. Основными тенденциями развития образования национальных меньшинств в Оренбургском крае в рассматриваемый период являются:

  • увеличение общей численности национальных учебных заведений;

  • улучшение кадрового состава преподавателей и материально-технического обеспечения указанных заведений;

  • совершенствование содержания образования, форм, методов и средств обучения.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций; единством индуктивного и дедуктивного подходов; использованием совокупности методов исследования, адекватных его предмету, цели и логике исследования, разнообразием источников информации, отбор которых соответствовал цели исследования; преемственностью и последовательностью в реализации теоретических положений.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме докладов и обсуждений основных вопросов на международный научно-практической конференции «Воспитание XXI века: новые подходы, преемственность традиций, перспективы» (г. Оренбург, 2004 год), IV Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (г. Челябинск, 2005 г.), IV региональной научно-практической конференции «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инновации» (г. Екатеринбург, 2006 год), V международной научно-практической конференции «Этнодидактика народов России: деятельностно-компенентностный подход к обучению» (г. Нижнекамск, 2007 г.), X Международной научно-практической конференции (летняя сессия). Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (г. Пенза, 2007 год), III Всероссийской научно-практической конференции «Всероссийское образование в XXI веке: проблемы и перспективы» (г. Пенза, 2007 год).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов по каждой из них, заключения, библиографического списка и приложений. В диссертации имеются таблицы.

следующая страница >>
Смотрите также:
Развитие образования национальных меньшинств в оренбургском крае (конец XIX века 1940 г) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
433.68kb.
2 стр.
Развитие отечественной педагогики музыкального образования в ХIХ-ХХ веках 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
703.73kb.
4 стр.
Становление и развитие благотворительности в системе отечественного образования (на примере Нижегородской губернии конца XIX начала XX веков) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
285.65kb.
1 стр.
Развитие общего образования в Республике Таджикистан в период независимости (1991-2005 гг.) 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования
461.83kb.
2 стр.
Миссия учителя как предмет теоретического осмысления в истории отечественного образования XVIII нач. XX века 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
975.37kb.
5 стр.
Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
262.61kb.
1 стр.
Развитие гуманистической педагогической мысли тюркскими просветителями золотой орды 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
404.74kb.
1 стр.
Умаровна Становление и развитие образовательного пространства Ингушетии с 1868 по 1934 гг. 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
616.31kb.
3 стр.
Интенсивные технологии обучения русскому языку в системе высшего образования (на примере нефилологических специальностей вузов Республики Таджикистан) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
464.78kb.
2 стр.
Развитие эмоциональной культуры будущего социального педагога в вузе: методология, теория, практика 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
1016.34kb.
4 стр.
Социально-педагогические проблемы развитии системы высшего образования в Pecпубликe Таджикистан (историко-педагогический аспект) 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
794.76kb.
4 стр.
Реформаторские взгляды ахмада дониша в обновлении системы образования в бухарском эмирате (XIX и начало XX веков) 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования
415.68kb.
2 стр.