Главная
страница 1
Министерство образования Сахалинской области

ГБОУ ДОД «Областной центр внешкольной воспитательной работы»



Научно – исследовательская работа

Секция «Историческое наследие»

Тема: «Из истории Лопатинского маяка»

Выполнили:

Железная Полина,

Клюев Евгений

Садовников Денис, учащиеся 8б класса

МБОУ «СОШ с. Горнозаводска Невельского

района Сахалинской области»
Руководитель:

Комарова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ с. Горнозаводска

Невельского района Сахалинской области»

694760 с. Горнозаводск,

ул. Клубная 10,

Невельский городской округ

Сахалинская область

2012


Введение

Совершенным называется то,

что по достоинствам и ценности

не может быть превзойдено в своей области.

Аристотель

В системе обеспечения безопасности мореплавания на морях и океанах всего земного шара существенная роль принадлежит средствам навигационного оборудования. Ими являются световые маяки, радио маяки, различные радионавигационные системы, радиолокационные маяки - ответчики, светящие навигационные и створные знаки, звукосигнальные (туманные) установки. Установка этих маяков началась ещё в глубокой древности. Связанно это с возникновением и развитием мореплавания. Оказывать помощь мореплавателям всех стран в их трудных походах, грозящих опасностями и нередкими катастрофами.

Если при плавании в светлое время суток на первых порах навигационными (приборами) ориентирами мореплавателям служили выступающие в море мысы, горы, скалы, сопки, то при плавании в ночное время эту задачу мог обеспечить исключительно - огонь. При плавании в ночное время огни обыкновенных костров; они зажигались на берегу и на специально возводимых строениях. При этом костёр, расположенный на открытом воздухе, в непогоду можно залить дождём, разбросать ветром. Иногда заготовленных дров не хватало для всей ночи, то есть в том или ином случае кораблю грозила опасность потерять ориентировку и разбиться.

Кроме того, подобного рода "маячные огни" ничем не отличались от обыкновенных костров, зажигаемых прибрежными жителями для своих нужд, что приводило к кораблекрушениям.

Мореплаватель, приняв огонь случайного костра за маяк, получал ошибочное представление о своём местоположении и выбрав соответствующий ему курс, терпел крушение.

Во время существования так называемого "берегового права" прибрежные жители нередко умышленно разводили на берегу костры, чтобы вызвать крушение корабля, поживиться его грузом.

Первым маяком в современном значении этого слова, являлась Александрийская или Фаросская башня на острове Фарос в устье реки Нил построенная в 283 году до н.э. греческим зодчим Состратом. Мраморная башня была высотой 170 метров считается одним из чудес света, а название острова где стоял маяк, стало нарицательным именем для моряков вообще в группе романских языков. Название части архитектуры, изучающей особенности строительства маячных сооружений, имеет те же языковые корни и именуется "Фарология".

К началу нашей эры в мире было построено всего 27 маяков. 27 мая 1807 года было учреждено управление маяками. С этого времени строительство маяков стало вестись высокими темпами.

К началу 1830-х годов были возведены и первые маяки на Дальнем Востоке, на Камчатке.

На Сахалине и Курильских островах маяки стали возводить значительно позже, однако история маячного строительства здесь уникальное в силу того, что на наших островах, единственном месте России, маяки возводились представителями различных школ - дореволюционной русской, японской и советской. Исходя из этого, фарология сахалинских и курильских навигационных знаков и сооружений представляет собой оригинальное сочетание различных стилей и течений в маячном строительстве, отражающих основные тенденции в обеспечении безопасности мореплавания на протяжении полутора столетий.

Сегодня особенностью наших маяков является черта привлекательная для всех знатоков и любителей истории маячного дела.

Большинство развитых стран, имеющих маячное хозяйство, давно перевили световые маяки на автоматический режим.

А сахалинские и курильские маяки в большинстве своём, являются обитаемыми, обслуживаемыми постоянным персоналом.

Всего на Сахалине и Курильских островах 25 маяков, а в южной части острова насчитывается 6 маяков, из них самый старый – маяк Лопатина.

В год 65 - летия образования Сахалинской области навигационный маяк Лопатина отметил вековой юбилей.

Маяки – это особенная лирика моря и мы предлагаем вам познакомиться с этим удивительным проявлением связи между человеком и морем.



Цель нашей работы: изучить историю маяка Лопатино, а также рассказать о человеке, жизнь которого неразрывно связана с маяками Сахалинской области – начальнике маяка Лопатино Комарове Владимире Ивановиче.

Основные задачи:

1.Собрать и систематизировать краеведческий материал о маяке Лопатина.

2. Познакомиться с биографией В.И. Комарова, смотрителя маяка Лопатино.

Для этого мы проделали следующую работу:

1.Изучили литературу о маяках Сахалина.

2.Посетили школьную, сельскую библиотеки.

3. Встретились с заведующей отделом выставочного зала краеведческого музея г.Невельска Еленой Леонидовной Марцинишеной.

4.Встречались с интересным человеком - редактором телевизионной программы «Невельские новости» Виталием Войко.

5.Побывали с экскурсией на маяке Лопатино.

6. Взяли интервью у начальника маяка Комарова Владимира Ивановича.

7. Посмотрели фильм «От восток солнца», снятый съемочной группой Студии «Обитель» Троице – Сергиевой Лавры.

2. Основная часть

2.1 История маяка Лопатина

Ровно 100 лет он бесперебойно посылает светлые лучи в бескрайние морские просторы.

Каждый невельский моряк знает характеристики берегового 17 метрового сооружения. Причем навигационное оборудование на протяжении века работало практически без перебоев.
Маяк на мысе Лопатина строили японцы для освещения южной части Татарского пролива, так как началось строительство нового незамерзающего порта Хонто (Невельск) и требовалось осветить подходы к нему.

В качестве образца для нового маяка был выбран американский проект, где маячная башня совмещалась с маячно- техническим зданием. Однако в отличие от маяков Европы и Америки деревянный коридор здесь соединял МТЗ с жилыми постройками. Необходимо также отметить, что при строительстве башни и с использованием традиционной системы "инакама", где площадь дома измеряется циновками "татами". Изначально вращение прожектора осуществлялось механическим способом – с помощью системы противовесов. Эту технологию долгое время использовали и после освобождения Сахалина и Курил.

Поднимаясь по бетонным ступеням башни, которая была построена ещё японцами, слушаем рассказ начальника маяка об уникальном объекте. Сейчас здание маяка электрофицировано , но на протяжении долгого периода вращение осветительного аппарата осуществлялось при помощи часового механизма.

«Внизу были гири, их добавляли или убавляли, чтобы сохранить временную характеристику. По три раза за ночь приходилось подниматься на самый верх и накручивать механизм. С прежним начальником маяка мы стали думать, как облегчить свой труд: три года подыскивали мотор и потом всё – таки установили маяк. За это получили рационализаторские листки», - вспоминает Владимир Иванович.

Все данные о маяке отражены в особом документе – формуляре.Из него мы узнаем, построен он был в 1912 году, над уровнем моря маяк возвышается на 67 метров, а его географическая дальность видимости составляет почти 22 мили. Пункт установки – Татарский пролив, на возвышенной части мыса Лопатина вблизи его оконечности. Положение маяка:

Широта - 460 36l северной

Долгота -1410 48l восточной

Формуляр состоит из нескольких разделов:

1. Правила ведения формуляра.

2. Общий вид маячной башни.

3. Общие данные маяка.

4. Состав маячной установки.

5. Произведённое переоборудование, капитальный, аварийный и средний ремонт.

6. Неисправности и аварии оборудования.

7. Учёт работы маяк.

Из этого формуляра мы узнали, что маяк строили японцы, а в разделе «Состав маячной установки» есть все данные о том, что оптический аппарат был изготовлен на заводе «Комай» в Токио.

Также на маяке есть дублёр - керосинокалильная горелка, которая тоже изготовлена в Японии. Питание электролампы производится от городской сети г. Невельска. При отсутствии электроэнергии работает керосинокалильная лампа. Дублёром маяка ещё является резервный огонь – фонарь АМ – 300, установленный на балконе маяка с характеристикой: белый проблесковый- проблеск -1,0 сек., темнота – 3,0 сек., период – 4,0сек. Дальность действия 7,5 миль.

2.2 Владимир Иванович Комарова – смотритель маяка Лопатино.

Вот уже на протяжении долгих лет бессменным начальником этого исторического памятника является Владимир Иванович Комаров.

Хотя маяк переведен на электропитание, но работы у 82-летнего смотрителя по-прежнему хватает. Это ночные дежурства, уборка территории, ежемесячная замена ламп. Лопатинский маяк считается самым ухоженным во всей области именно благодаря деятельности Владимира Комарова.

Вообще история жизни семьи Комаровых неразрывно связана с маяками Невельского района. Белорусский парень Володя Комаров был отправлен проходить срочную службу за тридевять земель – на сахалинский мыс Крильон. Служил срочную в роте ПВО в 1953 – 1955 годах. Был и конюхом, планшетистом, «водил» американские самолеты.

После демобилизации по дороге домой задержался в Перетупье – очаровала его красавица Варя, дочка Антона Ивановича Ерофеевского, переселенца с далекого Байкала. Поженились, и началась их совместная жизнь на Кузнецовском маяке. Владимир Иванович принял его у Ивана Сергеевича Бурмистрова, а первым советским начальником маяка был А. Каймаков, работавший здесь еще с японскими служителями.

«Случалось всякое, - вспоминает наш собеседник . – Однажды маяк отказал, и нам с женой пришлось израсходовать ящик спичек (это 500 коробок!), чтобы указывать путь морякам. Она подавала, а я жёг. Было это в1960 году».

Пост СНИС ( службы наблюдения и связи) и погранзастава в Кузнецово были сняты в начале 1960 – х годов.

После рождения детей Владимир Иванович с супругой приняли решение перевестись поближе к цивилизации. С 1964 года живут и работают на маяке Лопатина до сегодняшнего дня.

За всё прошедшее время единственный сбой в работе берегового маяка произошёл во время августовского землетрясения 2007 года. Тогда световой сигнал прервался на один час. За 60 минут Владимир Иванович вместе с семьёй расчистил завалы из бетонных глыб и деревянных досок от развалившейся пристройки, пробрался к аккумулятору и запустил дублирующее электропитание.

Благодаря заботе Владимира Ивановича вековой юбиляр выглядит совсем как новенький. Характерная чёрно – белая окраска снаружи, начищенные, бережно хранимые японские перила и свежевыкрашенные лестницы внутри – здесь всё готово к встрече гостей на юбилей. А их приехало немало, ведь, несмотря на развитие техники, визуальное наблюдение остаётся важнейшим средством ориентации на море.

Маяк Лопатина давно уже перестал быть просто средством навигации – богатая история позволяет ему считаться достопримечательность нашего округа.

Он как реликвия: посмотреть на него приезжают из разных стран, из Японии, Америки, приходят и взрослые, и дети. Частый гость сахалинский историк, краевед Игорь Анатольевич Самарин, который подарил Владимиру Ивановичу свою книгу «Маяки Сахалина и Курильских островов». А на праздновании юбилея маяка присутствовал Пак Владимир Николаевич, мэр Невельского городского округа.

Приезжали на съемки этого уникального объекта представители телевизионных компаний: информационное агентство "Невельские новости", ГТРК Сахалин, НТВ, Россия 1, съемочная группа студии "Обитель" Троице - Сергиевой Лавры.

За преданность своему делу Владимир Иванович неоднократно награждался грамотами от воинской части г. Корсакова. А 8 сентября на Дне рождения города Невельска ему была вручена почётная грамота администрации Невельского городского округа.



Заключение

В наши дни все суда оборудованы системами спутниковой навигации. Поэтому практическая значимость Лопатинского маяка сегодня невелика. Но ценность сооружения заключается в другом.

Это вековое строение – настоящий памятник истории. А невельские моряки говорят, что когда суда подходят к родным берегам, именно свет этого маяка позволяет им почувствовать себя дома.

Благодаря такой исследовательской работе мы приобрели умение грамотно пользоваться разнообразными источниками информации, у нас появился опыт публичных выступлений, и мы ещё больше полюбили свою малую родину.

В наших планах – рассказ о маяке на классных часах не только в нашей школе, но и в школах района, так как мы хотим, чтобы все дети бережно относились к историческому наследию родного края.

Мы очень рады тому, что 30.11.2012 года на районной краеведческой конференции учащихся «Сахалин, Курилы – родная Земля», посвящённой 65 – летию образования Сахалинской области, мы заняли I место.



Список литературы

1.Самарин И. А. Маяки Сахалина и Курильских островов. Сахалинское книжное издательсво. Южно – Сахалинск, 2005

2. Самарин И. А. История острова Монерон. Сахалинский областной музей.Южно – Сахалинск, 1996.

3. Тарасов А.В. С морем повенчанный. Издательский дом «Приамурские ведомости», 2004.

4. Антипов В.А. Утренние острова. Пента. Москва, 2000 г.

4. Газета «Невельские новости», 20.09.2012 г.

5. Национальный внедорожный журнал «Ладога -2009»

6. Формуляр светового маяка. Гидрофическое управление военно – морских сил, 1954.





Смотрите также:
«От маяка до маяка»
106.37kb.
1 стр.
«Из истории Лопатинского маяка»
105kb.
1 стр.
Решение поставленных задач базируется на всесторонней комплексной оценке территории, в ходе которой выявляется и оценивается природно-ресурсный, экономический, транспортный, инфраструктурный потенциалы, устанавливаются присущие территории особенности
357.03kb.
1 стр.
Методические указания по проектированию генеральных планов территории местных (сельских, поселковых) советов народных депутатов, Москва, 1992 г
1009.74kb.
7 стр.
Международная конференция студентов и молодых ученых по дифференциальным уравнениям и их приложениям имени Я. Б. Лопатинского, посвященного 90-летию нан украины
16.92kb.
1 стр.
А. Зимбули (ргпу, С. Петербург) кто из нас здоровый?
73.43kb.
1 стр.
Почему нужно помогать птицам зимой
147.68kb.
1 стр.
Аманда Эшли Свет во тьме
3892.5kb.
28 стр.
Приморский парк
25.84kb.
1 стр.
Приглашаем ваших учеников в вузы Екатеринбурга
12.08kb.
1 стр.
Вопросы по истории математики
12.6kb.
1 стр.
Есть имена, и есть такие даты
169.86kb.
1 стр.