Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 ... страница 9страница 10страница 11страница 12страница 13 ... страница 15страница 16Паспорт Подпрограммы
Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития: Основной целью Подпрограммы является увеличение активного периода жизни населения. Для достижения указанной цели планируется разработка и внедрение новых организационных моделей медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, а также поддержка развития инфраструктуры учреждений медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения. Важной составляющей решения задачи повышения качества и доступности медицинской помощи является развитие системы медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения. Анализ оказания медицинской реабилитации в Российской Федерации показал, что для решения поставленных задач требуется серьезная реорганизация и построение стройной системы комплексной реабилитации. Основополагающим принципом медико-социальной реабилитации должно стать предпочтение финансирования превентивных лечебно-реабилитационных мероприятий, реинтеграция инвалидов в трудовую и общественную жизнь и осознанное предотвращение финансовых расходов на выплаты пенсий по нетрудоспособности. Государство сможет поддерживать целесообразную трудовую деятельность инвалидов как основную альтернативу выплатам им пенсионных пособий. В связи с этим, опираясь на данные об основных инвалидизирующих заболеваниях в Российской Федерации, предлагается создание преемственной системы реабилитационных структур, решающих вышеуказанные задачи. Впервые Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вводится понятие медицинской реабилитации, предусматривающей создание системы по формированию, активному сохранению, восстановлению и укреплению здоровья населения Российской Федерации, реализацию потенциала здоровья для ведения полноценной производственной, социальной и личной жизни, снижение темпов старения, преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение средней продолжительности и качества жизни, а также улучшение демографической ситуации в стране. Современная ситуация в Республике Северная Осетия-Алания, как в целом в Российской Федерации, характеризуется недоступностью реабилитационной помощи больным при наиболее распространённых и одновременно инвалидизирующих заболеваниях нервной, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, онкологических заболеваниях. Особую категорию среди всех групп населения представляют дети, особенно дети-инвалиды. Отсутствие системного подхода в организации оказания реабилитационной помощи населению, дефицит коечного фонда для оказания помощи по медицинской реабилитации как взрослых, так и детей как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, крайний дефицит амбулаторной формы оказания реабилитационной помощи, отсутствие патронажной формы оказания реабилитационной помощи не позволяют в полной мере обеспечить потребность в данных медицинских услугах. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление нарушенных и компенсацию утраченных функций пораженного органа или системы, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося (или обострения хронического) патологического процесса в организме, а также предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов и систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидизации. К основным принципам медицинской реабилитации относятся ее этапность, преемственность и непрерывность. Экономическая эффективность и окупаемость реабилитационной помощи доказана результатами научных исследований. Создание этапной реабилитационной помощи позволяет сократить количество дней временной нетрудоспособности в 2, 3 – 3 раза, уменьшить потребность в госпитализации в 2,4 раза, сократить расходы на лечение больных в поликлиниках и стационарах в 2,6 – 3 раза, уменьшить выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 1,8 – 2,6 раз, снизить ущерб производству в связи с временной утратой трудоспособности рабочих и служащих в 2 – 3 раза (Скворцова В. И., 2012). В настоящее время трудности в доступности медицинской реабилитации связаны с дефицитом реабилитационных коек, медленным внедрением современных, сертифицированных в России комплексных технологий реабилитации, недостаточной численностью профессионально подготовленных медицинских кадров, слабой материально-технической базой реабилитационных учреждений. Дефицит коечного фонда для оказания помощи по медицинской реабилитации детей как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, а также дефицит подготовленных медицинских кадров (врачей и средних медицинских работников) не позволяет в полной мере удовлетворить потребность в данных медицинских услугах. В настоящий момент существует острая необходимость в комплексе мероприятий, направленных на сохранение потенциала курортной сферы и формирование современного курортного комплекса, способного решать как медико-социальные задачи обеспечения доступного населению, эффективного санаторно-курортного лечения, так и экономические проблемы формирования сферы курортного дела. При этом следует учитывать, что упадок курортного дела в России, безусловно, стал одним из важных факторов ухудшения показателей здоровья нации. В этих условиях восстановление системы санаторно-курортного лечения и оздоровления, доступности его для основной массы населения, возрождение российских курортов представляется важной общенациональной задачей, способной внести большой вклад в повышение уровня общественного здоровья народа. Современный уровень развития мировой медицины требует объективной оценки (по критериям доказательной медицины) эффективности санаторно-курортного лечения, а также совершенствования имеющихся и разработки новых оздоровительных и лечебных методик. Проблема повышения доступности и качества медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения актуальна и в педиатрии и обусловлена увеличением численности детей, страдающих тяжелыми хроническими (инвалидизирующими) заболеваниями, и детей-инвалидов. Решение проблем охраны здоровья и социальной защиты детей, страдающих тяжелыми хроническими (инвалидизирующими) заболеваниями, детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей возможно при обеспечении доступности и качества медицинской реабилитации путем дальнейшего развития сети детских профильных реабилитационных учреждений (региональных, межрайонных), а также комплексов для осуществления высокотехнологичных методов лечения с койками (филиалами стационаров) для долечивания и реабилитации. Решение этой задачи позволит снизить нагрузку на "дорогие" койки в стационарах, повысить их пропускную способность. В Республике Северная Осетия – Алания сохраняется достаточно высокий уровень инвалидизации по основным профилям заболеваний («Основные показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения Республики Северная Осетия – Алания за 2011 год»): Число лиц, впервые признанных инвалидами первой группы в Республике Северная Осетия-Алания по основным группам заболеваний*
Детская инвалидность. По данным лечебно-профилактических учреждений (форма 19 ежегодной государственной статистической отчетности), в 2011г. в Республике Северная Осетия-Алания признано инвалидами 3147 детей (2010г. – 3203 ребенка, 2009г. – 3200 детей, 2008г. - 3376 детей, 2007г. – 3463 ребенка, 2006г. – 3851 ребенок).
Показатель инвалидизации детей уменьшился по сравнению с предыдущим годом и составил 196,5 случаев на 10 тыс. детей (2010г. – 214,0; 2009г. – 212,4; 2008г. – 220,6; 2007г. – 222,3; 2006г. – 241,0). Показатель инвалидизации детей в РФ – 198,0. Структура детской инвалидности не изменилась за последние три года: - первое место занимают болезни нервной системы (24,8%); - второе – врожденные аномалии развития (20,6%); - третье место - психические расстройства (17,0%); Структура причин инвалидности в зависимости от возраста изменяется следующим образом: - в возрастной группе от 0 до 4 лет превалируют статодинамические (двигательные) нарушения (34,1%), обусловленные последствиями перинатального поражения центральной нервной системы; на втором месте – нарушения функций органов и систем (25,3%), обусловленные преимущественно врожденной патологией, из которых 48,4% приходится на врожденные пороки развития сердца; - в возрастной группе 5-9 лет на первом месте – психические расстройства и расстройства поведения (28,1%), на втором месте – статодинамические (двигательные) нарушения (26,1%), на третьем – нарушения функций органов и систем (19,4%), больше всего системы кровообращения; - в возрастных группах 10-14 и 15-17 лет сохраняют лидирующее место психические нарушения, соответственно 29,6% и 30,2%, на втором месте – статодинамические (двигательные) нарушения, соответственно 23,3% и 21,2%, в большей части нарушения функций конечностей, на третьем месте нарушения функций органов и систем, соответственно 20,7% и 21,2%, больше всего системы кровообращения. Психические расстройства, а также заболевания нервной системы, в первую очередь, обусловлены последствиями перинатальных поражений. С учетом перехода на выхаживание детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела, прогностически количество детей-инвалидов с данной патологией будет увеличиваться. В структуре будут преобладать: - последствия перинатальных поражений ЦНС (заболевания нервной системы, опорно-двигательного аппарата); - заболевания органов зрения, обусловленные ретинопатией недоношенных; - поражения сердечно-сосудистой системы, обусловленные врожденными пороками развития сердечно-сосудистой системы; - заболевания бронхо-легочной системы, обусловленные перинатальным поражением дыхательной системы у недоношенных детей. В настоящее время реабилитационная служба Республики Северная Осетия-Алания взрослому населению представлена следующим образом: - республиканские учреждения здравоохранения, оказывающие специализированную, в том числе реабилитационную медицинскую помощь; - отделения восстановительной терапии (медицинской реабилитации) в стационарных республиканских учреждениях здравоохранения; - республиканские санаторные реабилитационные учреждения здравоохранения для детского населения; - поликлинические отделения восстановительной терапии (реабилитационные отделения) для взрослого и детского населения в Центральных районных больницах; - стационарные отделения восстановительной терапии (реабилитационные отделения) для взрослого и детского населения в Центральных районных больницах; - отделения восстановительной терапии (медицинской реабилитации) в амбулаторно-поликлинических муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь детскому населению; - отделения восстановительной терапии (медицинской реабилитации) в амбулаторно-поликлинических муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению; - отделения восстановительной терапии (медицинской реабилитации) в федеральных учреждения здравоохранения; - республиканские санаторные реабилитационные учреждения Минтруда РСО-Алания для взрослого населения республики; Оказание реабилитационной помощи начинается в отделениях реанимации и интенсивной терапии. Первый этап: отделение реанимации и интенсивной терапии, где проводится лечение в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, утвержденными в установленном порядке. Больные с сосудистыми заболеваниями получают реабилитационную помощь в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи, утвержденными приказами Минздравсоцразвития России от 06.07.2009 г. № 389н «Об утверждении порядка оказания помощи больным с острым нарушениями мозгового кровообращения» и от 19.08.2009 №599 «Об утверждении Порядка оказания плановой и неотложной медицинской помощи населению РФ при болезнях системы к кровообращения кардиологического профиля». Реабилитационная помощь указанной категории граждан на 1 и 2 этапах оказывается в поликлинических и стационарных отделениях восстановительной терапии в муниципальных учреждениях здравоохранения и отделениях восстановительной терапии в стационарных отделениях республиканских учреждений здравоохранения. Следующий этап ранней реабилитации осуществляется в отделениях неотложной кардиологии и неврологии Республиканской клинической больницы и Клинической больницы ГБОУ ВПО СОГМА Министерства здравоохранения Российской Федерации. Второй этап проводится в отделениях восстановительной терапии муниципальных учреждениях здравоохранения и отделениях восстановительной терапии в стационарных отделениях республиканских учреждений здравоохранения. Третий этап оказания медицинской реабилитационной помощи осуществляется для работающих граждан в санаторно-курортных организациях: ГУ «Санаторий Осетия» Министерства труда и социального развития РФ по РСО-Алания, ООО «Курорты Осетии»; ОАО «Сосновая роща», ООО «Тамиск». ГБУЗ «Республиканская клиническая больница" оказывает раннюю реабилитационную помощь больным неврологического и кардиологического профиля, больным пострадавшим в ДТП. ГБУЗ «Республиканская детская клиническая больница" оказывает реабилитационную помощь больным неврологического, кардиологического, ортопедо-травматологического, бронхо-легочного, гастроэнтерологического профиля. ГБУЗ "Республиканский центр восстановительной медицины и реабилитации" оказывает реабилитационную помощь больным ортопедо-травматологического и неврологического профиля. ГБУЗ "Республиканский детский санаторий для детей с родителями "Юность" оказывает специализированную реабилитационную помощь детскому населению республики с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нервной системы ГБУЗ "Республиканский санаторий для детей с родителями "Фиагдон" предоставляет реабилитационную помощь больным бронхо-легочного профиля. ГБУЗ "Республиканский центр пульмонологической помощи" оказывает реабилитационную помощь больным бронхо-легочного профиля. В муниципальных ЦРБ реабилитационная помощь оказывается взрослым и детям на амбулаторно-поликлиническом и стационарном этапе и представлена отделениями и кабинетами восстановительной терапии, ЛФК, физиотерапевтического лечения. ГБОУ ВПО Министерства здравоохранения РФ «Клиническая больница СОГМА» оказывает реабилитационную помощь больным кардиологического, неврологического и ортопедо-травматологического профиля в рамках оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, согласно приказам Минздравсоцразвития России от 28.12. 2011 г. № 1690н «Об утверждении перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи» и 28.12.2011 г. № 1689н «Об утверждении порядка направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, с применением специализированной информационной системы». Представлены все 3 этапа реабилитации. Больные с травмами, полученными при ДТП, получают реабилитационную помощь на первом и втором этапах в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания от 13 августа 2010г. № 333 о/д «Об организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях». В Республике Северная Осетия-Алания созданы травматологические центры трех уровней: ГБУЗ «Территориальный центр медицины катастроф» - догоспитальная помощь; ГУЗ «Республиканская клиническая больница» - травмоцентр I уровня; МБУЗ «Кировская ЦРБ» - травмоцентр 3 уровня, догоспитальная помощь; МБУЗ «Правобережная ЦРКБ» - травмоцентр 3 уровня, догоспитальная помощь. На первом этапе оказание медицинской реабилитационной помощи проходит в отделениях реанимации и интенсивной терапии указанных учреждений; второй этап осуществляется в травматологических отделениях травмоцентров. Далее пациенты выписываются под наблюдение специалистов территориальной поликлиники. Существующая в настоящее время в Республике Северная Осетия-Алания система амбулаторно-поликлинической реабилитации не позволяет обеспечить необходимый уровень доступности реабилитационной помощи больным, так как не во всех учреждениях здравоохранения имеется соответствующее оснащение реабилитационным оборудованием и подготовленные специалисты. Долечивание больных трудоспособного возраста после перенесенного инфаркта миокарда, нестабильной стенокардии, оперативных вмешательств на сердце, острого нарушения мозгового кровообращения, после оперативных вмешательств на желудочно-кишечном тракте, сахарным диабетом, беременных проводится в санаторно-курортных учреждениях. Восстановительное лечение детского населения Республики Северная Осетия-Алания в настоящее время организовано следующим образом: Первый этап медицинской реабилитации детей осуществляются в настоящее время в соответствии с программой ИПР на базе педиатрических лечебно-профилактических учреждений и специализированных койках детских стационаров по месту жительства ребенка за счет средств обязательного медицинского страхования. Второй этап реабилитации представлен 25 койками восстановительного лечения общесоматического профиля для детей на базе ГБУЗ «Республиканская детская клиническая больница". Третий этап реабилитации осуществляется на базе отделений дневного пребывания детских амбулаторно-поликлинических учреждений: в структуре всех крупных детских поликлиник предусмотрены отделения и кабинеты восстановительного лечения (кабинеты ЛФК, массажа, физиолечения, водолечения и др.). За последние годы шире стала внедряться форма дневного стационара при детских поликлиниках, работающих в режиме образовательных учреждений, в том числе детских дошкольных учреждений, что позволяет приблизить оказание реабилитационной помощи детям, в том числе детям-инвалидам, без отрыва родителей от профессиональной деятельности: детские поликлиники города Владикавказа, ГБУЗ "Республиканскийсанаторий для детей с родителями "Юность"), ГБУЗ "Республиканский санаторий для детей с родителями "Фиагдон". Всего на территории республики 2 детских государственных санатория, в том числе: 1 санаторий пульмонологического профиля, 1 санаторий – психоневрологического и ортопедического профилей. Таким образом, в Республике Северная Осетия-Алания имеются предпосылки для создания трехуровневой системы оказания реабилитационной помощи детям. Расчетная потребность в реабилитационных койках в специализированных центрах составляет 200 коек, в том числе, 150 коек реабилитационных коек для взрослых и 50 коек для детей. В настоящее время обеспеченность реабилитационными койками второго этапа в Республике Северная Осетия-Алания составляет 125 коек, в том числе, 100 коек для взрослых и 25 коек для детей. Дефицит коек составляет 75 коек, в том числе, 50 для взрослых и 25 коек для детей. Медицинские учреждения Республики Северная Осетия-Алания испытывают дефицит в медицинских кадрах, оказывающих реабилитационную помощь: - при потребности во врачебных кадрах 77 чел., наличии 56 чел., дефицит врачебных кадров составляет 21 человек; - при потребности в среднем персонале 130 чел., наличии 85 чел., дефицит среднего персонала составляет 45 чел. В целом, основными причинами недостаточного уровня развития реабилитации больных являются дефицит коек для оказания реабилитационной помощи, реабилитационных отделений в амбулаторно-поликлинических учреждениях; недостаточная обеспеченность медицинскими кадрами и оборудованием, малое число мультидисциплинарных бригад, отсутствие выездных бригад, отсутствие возможности организовать реабилитационную помощь на дому. Таким образом, анализ сложившейся ситуации подтверждает актуальность и своевременность участия Республики Северная Осетия-Алания в государственной программе развития медицинской реабилитации, указывает на необходимость разработки комплекса мероприятий, направленных на создание системы реабилитационной службы и развития медицинской реабилитации.
Учитывая опыт организации медицинской реабилитации, предполагается организация гарантированной трехэтапной помощи при различных ургентных состояниях, в том числе при обострении течения хронических заболеваний, при основных заболеваниях, приводящих к наиболее длительной временной нетрудоспособности, наибольшей инвалидизации населения, особенно в трудоспособном возрасте, а также инвалидам и больным с хроническими заболеваниями, нуждающимся в помощи по медицинской реабилитации. Первый этап - оказание медицинской реабилитационной помощи в острый период течения заболевания или травмы в отделениях реанимации и интенсивной терапии, специализированных клинических отделениях стационаров по профилю оказываемой медицинской помощи при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала) и отсутствии противопоказаний к методам реабилитации. Второй этап - оказание медицинской реабилитационной помощи в ранний восстановительный период течения заболевания или травмы, при хроническом течении заболевания вне обострения пациентам, нуждающимся в посторонней помощи для осуществления самообслуживания, перемещения и общения при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала) в специализированных реабилитационных отделениях многопрофильных стационаров, реабилитационных центров, а также выездными бригадами на дому. Третий этап - оказание медицинской реабилитационной помощи в ранний, поздний реабилитационный периоды, период остаточных явлений течения заболевания, при хроническом течении заболевания вне обострения пациентам, при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала). Проведение реабилитации возможно амбулаторно и стационарно. Основной упор должен делаться на стационарную форму лечения. При этом медицинская реабилитация должна начинаться уже при попадании пациента в реанимацию или палату и продолжаться весь период лечения пациента в стационаре. После острого периода заболевания и интенсивного курса лечения в стационаре пациенты могут быть переведены в реабилитационные центры, где реабилитационные мероприятия будут продолжены. Лечение в реабилитационном центре необходимо начинать непосредственно после выписки из стационара, по возможности без перерыва. По окончании курса реабилитационного лечения в стационаре или реабилитационном центре при необходимости должно быть организовано продолжение реабилитационных мероприятий по месту жительства пациента. Решающее значение для успеха реабилитации имеет координация всех звеньев реабилитационного процесса, в том числе и коллективная работа персонала. В реабилитационной «команде» должны определяться отдельные шаги реабилитации и обсуждаться дальнейший ход лечения. Если «команда» не функционирует, то исход реабилитации должен быть поставлен под сомнение. Медицинская реабилитация призвана способствовать скорейшему возвращению реабилитантов в трудовой процесс и их долгосрочной трудоспособности. Для этого необходимо четкое взаимодействие всех звеньев реабилитации и в особенности преемственность между медицинской и профессиональной фазами реабилитации. Для этого требуются понимание аспектов реабилитации последствий заболеваний, доступность знаний по реабилитологии, утверждение значимости реабилитации, опирающейся на данные доказательной медицины. На начальном этапе организации системы медицинской реабилитации необходимо определить основные принципы медицинского отбора и направления пациентов на реабилитацию, включающие алгоритм деятельности врачей, медицинских сестер, кабинетов, отделений учреждения, перечень методов лечения при оказании медицинской реабилитации, штатные нормативы и стандарты оснащения кабинетов, отделений, которые будут являться обязательными для реабилитационных учреждений различных форм собственности. Учитывая включение реабилитационных мероприятий в острый период заболеваний и при обострении хронических процессов (первый этап) в стандарты оказания медицинской помощи, основные усилия предполагается сосредоточить на создании учреждений (отделений, кабинетов), оказывающих помощь по медицинской реабилитации на втором и третьем этапах в соответствии с потребностью в данном виде медицинской помощи. Внешними факторами, негативно влияющими на результаты реализации Подпрограммы, могут являться: - недостаточное финансирование Подпрограммы; - увеличение нагрузки на специалиста, отсутствие мотивации специалистов и как следствие - недостаток специалистов; - отсутствие обучающих программ для специалистов реабилитационных подразделений; - отсутствие современных программно-компьютерных технологий; информационное сопровождение. - недостаток необходимых площадей и оборудования. С учетом утвержденных нормативов в республике планируется создание многопрофильного реабилитационного центра мощностью 200 коек для детей и взрослых в основном за счет модернизации деятельности имеющихся реабилитационных учреждений, включающих в свою структуру стационарные отделения медицинской реабилитации пациентов (в соответствии с этапами медицинской реабилитации) неврологического, травматологического, кардиологического, терапевтического, онкологического профилей для проведения реабилитационных мероприятий непосредственно после стационарного лечения, в том числе после оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Основные усилия обеспечения населения медицинской помощью по медицинской реабилитации предполагается сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях: - медицинская реабилитация больных непосредственно после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; - медицинская реабилитация хронических больных и инвалидов, в том числе пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; - медицинская реабилитация с целью оздоровления лиц из групп риска развития заболеваний. В этой связи реализация мероприятия по медицинской реабилитации будут включать: - разработку и внедрение эффективных оздоровительных и реабилитационных технологий; - стандартизованное переоснащение медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по медицинской реабилитации современным медицинским оборудованием и аппаратурой; В настоящее время острой проблемой остается доступность реабилитационной помощи детям, в том числе детям-инвалидам. Только среди детей-инвалидов ежегодно нуждается в оказании помощи по медицинской реабилитации более 3-х тысяч человек в рамках индивидуальных программ реабилитации. Потребность в реабилитационной помощи другим контингентам детей значительно выше. В то же время, дефицит коечного фонда для оказания помощи по медицинской реабилитации детей как на федеральном уровне, так и на республиканском уровне, не позволяет в полной мере удовлетворить потребность в данных медицинских услугах. В настоящее время в РСО-Алания зарегистрировано более 3-х тыс. детей-инвалидов. По оперативным данным, в 2011 году медицинскую реабилитацию получили около 1,5 тысячи детей-инвалидов, что составляет около 50 % от потребности. В целях повышения доступности медицинской реабилитации детей, снижения детской инвалидности в рамках программы модернизации здравоохранения в регионах предусмотрены мероприятия по совершенствованию организации оказания медицинской реабилитации детям первых трех лет жизни, в первую очередь родившимся с низкой и экстремально низкой массой тела, которые имеют наиболее высокий риск развития тяжелых инвалидизирующих заболеваний. Реализация данного направления требует дальнейшего развития, особенно в части внедрения и разработки новых современных технологий реабилитации. В то же время, дети других возрастных категорий также нуждаются в медицинской реабилитации с применением современных технологий, что диктует необходимость дальнейшего развития реабилитационной помощи детям. Для совершенствования оказания данного вида медицинской помощи детям, в том числе детям-инвалидам, с учетом региональных особенностей детской заболеваемости и инвалидности планируется организация отделения медицинской реабилитации неврологического и травматолого-ортопедического профиля на 20 коек в ГБУЗ «Республиканская детская клиническая больница», коек медицинской реабилитации неврологического профиля в Моздокском, Правобережном, Ардонском районах. Системный подход к совершенствованию медицинской реабилитации детям предполагает развитие федеральных организаций медицинской реабилитации, развитие региональных центров комплексной медицинской реабилитации детям и развитие межрайонных центров (отделений) реабилитационной помощи детскому населению. Медицинские организации, оказывающие реабилитационную помощь, должны располагать современной материально-технической базой, быть укомплектованы специалистами высокого уровня и оказывать организационную и методическую помощь регионам по формированию современной эффективной модели медицинской реабилитации детям. Для достижения поставленной цели обеспечения доступности и качества медицинской реабилитации детей, в Подпрограмме с 2014 года предусмотрены средства федерального бюджета на условиях софинансирования для развития реабилитационных учреждений в республике. Реализация мероприятий Подпрограммы будет осуществляться в 2 этапа. В рамках I этапа предполагается осуществить мероприятия: - определение потребности в медицинской реабилитации и санаторнокурортном лечении согласно заболеваемости населения республики; - разработка и внедрение эффективных диагностических, реабилитационных и экспертных технологий; - актуализация профилей санаториев в соответствии с потребностью в оказании реабилитационной помощи; - внедрение в работу учреждений системы мотивации медицинского персонала. В рамках II этапа предполагается: - стандартизованное переоснащение медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по медицинской реабилитации современным информационным и медицинским оборудованием и аппаратурой для диагностики, терапии и управления реабилитационным процессом в соответствии с утвержденными технологиями; - создание отделений реабилитации в медицинских организациях, оказывающих специализированную, в том числе неотложную стационарную медицинскую помощь из расчета 1 реабилитационная койка на 15 коек по профилю оказываемой помощи (неврологических, травматологических, ортопедических, кардиологических, онкологических) для взрослых и детей соответственно; - создание крупных межрегиональных специализированных центров медицинской реабилитации по профилю оказываемой помощи на базе существующих медицинских организаций из расчета 30 коек на 600 тыс. населения; - создание отделений (кабинетов) реабилитации в медицинских организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь; По результатам реализации 1 этапа Подпрограммы в 2015 году: - охват санаторно-курортным лечением пациентов вырастет с 10 % в 2011 году до 25 % в 2015 году; - охват реабилитационной медицинской помощью пациентов вырастет с 10 % в 2011 году до 23 % в 2015 году; - охват реабилитационной медицинской помощью детей-инвалидов от числа нуждающихся вырастет с 50 % в 2011 году до 63 % в 2015 году. По результатам реализации 2 этапа Подпрограммы в 2020 году: - охват санаторно-курортным лечением пациентов вырастет с 29 % в 2016 году до не менее 45 % в 2020 году; - охват реабилитационной медицинской помощью пациентов вырастет с 30 % в 2016 году до не менее 50 % в 2020 году; - охват реабилитационной медицинской помощью детей-инвалидов от числа нуждающихся вырастет с 69 % в 2016 году до 85 % в 2020 году. Приказом Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия – Алания будет утверждено закрепление зон ответственности медицинских организаций, оказывающих реабилитационную медицинскую помощь, что позволит обеспечить к 2020 году 85 % охват населения Республики Северная Осетия - Алания реабилитационной помощью из числа больных, подлежащих проведению медицинской реабилитации. Структура реабилитационной службы после реализации подпрограммы для детского населения будет представлена следующим образом. Дети с последствиями перинатальных поражений. 1 этап – отделение реанимации ВМБУЗ «Родильный дом №2», ГБУЗ «Республиканская детская клиническая больница», родильное отделение . 2 этап – отделения второго этапа выхаживания глубоко недоношенных детей, отделения патологии новорожденных на базе вышеперечисленных учреждений. 3 этап – специализированные отделения ГБУЗ «Республиканская детская клиническая больница» (отделения офтальмологии, неврологии, отделение раннего возраста). В остальных случаях по профилям заболеваний. В рамках реализации задачи по укреплению материально-технической базы государственных лечебно-профилактических учреждений, оказывающих реабилитационную помощь, внедрению в практику лечебно-профилактических учреждений эффективных диагностических и лечебных реабилитационных технологий: - укрепление материально-технической базы реабилитационных отделений в стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждениях в части проведения капитальных ремонтов и реконструкций на общую сумму - 308 006,0 тыс. руб.; - оснащение оборудованием стационарных реабилитационных отделений государственных бюджетных учреждений здравоохранения, оказывающих реабилитационную помощь на общую сумму 454 172,0 тыс. руб. В рамках реализации задачи по кадровому обеспечению государственных учреждений здравоохранения, обеспечивающих реабилитационную помощь: Всего в рамках подпрограммы за 5 лет необходимо будет обучить 77 специалистов с высшим медицинским образованием и 130 медицинских сестер. За 5 лет будет проведено повышение уровня квалификации путем проведения курсов тематического усовершенствования и послевузовского профессионального образования: Стоимость тематического усовершенствования на 1 специалиста с высшим медицинским образованием составляет 4000 рублей, стоимость послевузовского профессионального образования на 1 специалиста составляет 70 000 рублей. Стоимость тематического усовершенствования на 1 специалиста со средним медицинским образованием составляет 2000 рублей, стоимость первичной специализации на 1 специалиста со средним медицинским образованием составляет 8 200 рублей. С учетом имеющегося дефицита в подготовленных медицинских кадрах, оказывающих реабилитационную помощь, для подготовки кадров необходимо - 2 000,0 тыс. руб. В рамках реализации задачи по созданию единой системы маршрутизации и контроля эффективности реабилитационных мероприятий по профилю оказываемой помощи: - создание схемы маршрутизации пациентов в соответствии с зонами ответственности учреждений согласно профилям; - отбор и утверждение критериев оценки эффективности медицинской реабилитации с учетом инвалидизирующего дефекта, бытовой и социальной активности и качества жизни пациентов; - создание и утверждение формализованной медицинской документации для стационарных и амбулаторных отделений реабилитации; - создание и утверждение единой системы отчетности стационарных и амбулаторных отделений реабилитации; - создание единого регистра инвалидов, в том числе детей-инвалидов с ежеквартальной актуализацией данных. Регистр должен быть интегрирован в единую систему информатизации здравоохранения и совмещен с электронной картой пациента. Это позволит в едином информационном поле осуществлять маршрутизацию данного контингента пациентов и наиболее полно осуществлять выполнение индивидуальной программы реабилитации. - организация на сайте Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания страницы, посвященной вопросам медицинской реабилитации со следующими разделами: Для выполнения задачи по информатизации реабилитационных учреждений требуется финансирование – 20 000,0 тыс. руб. Эффективная система медицинской реабилитации позволит обеспечить сбалансированность объемов государственных гарантий предоставления населению медицинской помощи и повысить эффективность использования коечного фонда (улучшить работу койки, увеличить оборот койки, снизить среднюю длительность пребывания в стационаре и продолжительность временной нетрудоспособности), в том числе за счет совершенствования оказания реабилитационной помощи непосредственно после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской ^помощи с первых минут в условиях стационара. Развитие медицинской реабилитации позволяет создать полный цикл оказания эффективной медицинской помощи детям: ранняя диагностика - своевременное лечение - медицинская реабилитация. Мероприятие 5.2. Развитие санаторно-курортного лечения, в том числе для детей. В общегосударственной системе здравоохранения страны важное место отводится санаторно-курортному лечению, позволяющему целенаправленно и высокоэффективно осуществлять оздоровление населения и проводить этап медицинской реабилитации пациентов. В основу санаторно-курортного лечения положены наиболее гуманные, социально и научно обоснованные прогрессивные принципы: профилактическая и реабилитационная направленность, преемственность между амбулаторно-диагностическими, стационарными и санаторно-курортными учреждениями, высокая квалификация и специализация оказываемой помощи. Значимость санаторно-курортного лечения обусловлена сохранением неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья населения и той ролью в их преодолении, которая отводится курортному делу в современной концепции развития российской системы здравоохранения. Внимание к проблемам организации санаторно-курортного лечения населению во многом обусловлено многообразием и богатством природных лечебных ресурсов России. Курорты России располагают практически всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных факторов, ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и перспективу развития курортного комплекса страны. В условиях курорта, при использовании различных природных лечебных факторов, достигаются наилучшие результаты при минимальных затратах времени в лечении ряда хронических заболеваний, а такие тяжелые болезни как туберкулёз, врожденные и приобретенные дефекты опорно-двигательного аппарата и, особенно, спинальные заболевания вообще не имеют альтернативы по сравнению с методами лечения в специализированных санаториях. Полученные научные факты убедительно свидетельствуют, что после этапа медицинской реабилитации в условиях санатория у пациентов с инфарктом миокарда, нарушениями мозгового кровообращения, после операций на сердце, крупных сосудах и других, значительно сокращаются сроки временной нетрудоспособности, существенно снижается уровень инвалидизации, резко увеличивается доля пациентов, вернувшихся после тяжелого недуга к труду и активной жизни. Выполненными научными исследованиями доказано, что в условиях санатория достигаются наилучшие показатели в реабилитации лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, в оздоровлении часто болеющих детей и лиц, проживающих в экологически неблагоприятных регионах. В целях сохранения и развития курортного дела в России принят Федеральный закон № 26-ФЗ от 23 мая 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебнооздоровительных местностях и курортах» (в ред. от 18 июля 2011 г.), которым определены принципы государственной политики и регулирования отношений в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Санаторно-курортные учреждения, как любые хозяйствующие субъекты в нашей стране, функционируют в условиях рыночной экономики, поэтому все позитивные и негативные стороны рыночных отношений полностью распространяются на отношения в сфере курортного дела. Изменение формы собственности санаторно-курортных организаций, ослабление контроля над использованием природных лечебных ресурсов привело к возрастанию стоимости и уменьшению доступности санаторно-курортных услуг для населения, необоснованному уменьшению объема использования природных лечебных факторов в практике работы санаториев. При этом следует учитывать, что упадок курортного дела в России, безусловно, стал одним из важных факторов ухудшения показателей здоровья нации. В этих условиях восстановление системы санаторно-курортного лечения и оздоровления, доступности его для основной массы населения, возрождение российских курортов представляется важной общенациональной задачей, способной внести большой вклад в повышение уровня общественного здоровья народа. В настоящее время считаем необходимым условием развития санаторно-курортной помощи реализацию предложений Министерства здравоохранения Российской Федерации по существенному обновлению нормативно правовой базы организации оказания санаторно-курортного лечения, в части медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения на курортах России, по организации отбора и направления пациентов на санаторно-курортное и амбулаторно-курортное лечение, по организации оказания этапа медицинской реабилитации в условиях санатория после стационарного лечения, по санаторно-курортной реабилитации лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Главной целью государственной политики развития курортного дела является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортном лечении. Важным фактором является медико-социальная поддержка инвалидов, в первую очередь инвалидов с особо тяжелыми заболеваниями, такими как нарушения зрения, слуха, а также с заболеваниями и травмами спинного мозга, опорно - двигательной системы. Для лечения данной категории инвалидов требуются особые условия пребывания для оказания санаторно-курортного лечения, которые могут обеспечить только специализированные санатории. Экономическая эффективность и окупаемость от реализации мероприятий оцениваются исходя из показателей эффективности санаторно-курортного оздоровления и лечения: сокращение количества дней временной нетрудоспособности в 2,3-3 раза; уменьшение потребности в госпитализации в 2,4 раза; сокращение расходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах в 2,6-3 раза; уменьшение выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 1,8-2,6 раза; снижение ущерба производству в связи с заболеваемостью рабочих и служащих в 2-3 раза. К сожалению, возможности Министерства здравоохранения РСО-Алания а направлении на санаторно-курортное лечение ограничены. За счет республиканского бюджета получает санаторно-курортное лечение небольшое число из числа нуждающихся в нем беременных из группы риска, а также работающих пациентов из числа находящихся на лечении по поводу острого инфаркта миокарда.
Смотрите также: Программа «развитие здравоохранения республики северная осетия-алания»
3857.71kb.
16 стр.
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15 августа 2007 г. N 38-рз "О государственных наградах Республики Северная Осетия-Алания"
210.25kb.
1 стр.
Программа «Программа модернизации системы здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания»
3750.85kb.
24 стр.
Закон республики северная осетия-алания №1-рз от 24. 01. 06г г. Владикавказ о пожарной безопасности в республике северная осетия-алания {Изменения и дополнения
151.34kb.
1 стр.
Закон Республики Северная Осетия Алания Об особо охраняемых природных территориях Республики Северная Осетия Алания Глава I. Общие положения Статья Предмет регулирования
574.04kb.
2 стр.
Сравнительный анализ территориального устройства республики северная осетия-алания и кемеровской области
45.02kb.
1 стр.
Территориального планирования республики северная осетия алания
4549.28kb.
19 стр.
9. Вопросы государственного земельного надзора
20.16kb.
1 стр.
Закона рсо-алания от 27. 10. 2006г. №51-рз «О жилищной политике в рсо-алания»
241.85kb.
1 стр.
Осетия алания республиканское управление оценки качества образования
537.5kb.
3 стр.
Осетия алания республиканское управление оценки качества образования
471.4kb.
3 стр.
Президент республики северная осетия-алания 120.44kb.
1 стр.
|