Главная
страница 1 ... страница 8страница 9страница 10страница 11страница 12 ... страница 15страница 16

Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье», Программы модернизации системы здравоохранения республики, Концепции демографической политики до 2025 года, привела к позитивным изменениям службы охраны материнства и детства республики.

В последние годы в республике улучшились некоторые демографические показатели. С 2008г. увеличился коэффициент естественного прироста населения в 1,6 раза и составил в 2013г. 4,4. Численность детского населения возросла на 7157 человек и составила на 01.01.2013г. 160187 человек.

Предпринятые меры по укреплению материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения, оснащению аппаратурой и оборудованием, обеспечению бесплатными медикаментами беременных женщин были направлены на охрану репродуктивного здоровья населения, снижению материнской и младенческой заболеваемости и смертности, совершенствованию качества оказания специализированной медицинской помощи детям и женщинам республики.

За годы реализации национального проекта «Здоровье» на оплату услуг по оказанию медицинской помощи беременным и детям первого года жизни в медицинские организации республики было направлено 598,902 млн.рублей.

В рамках Программы модернизации системы здравоохранения республики проведена реконструкция неонатального корпуса ГБУЗ «Республиканская детская клиническая больница», одного из корпусов ВМБУЗ «Родильный дом № 2», продолжается реконструкция хирургического корпуса ГБУЗ «РДКБ», родильного отделения «Республиканская клиническая больница».

После проведенного капитального ремонта функционируют онкогематологическое отделение ГБУЗ «РДКБ», родильное отделение МБУЗ «Пригородная ЦРБ». В ближайшее время будет введен в строй новый родильный дом в Правобережном районе, построенный на средства Фонда возрождения г.Беслана.

На приобретение 218 единиц оборудования в рамках указанной программы в учреждения детства и родовспоможения было выделено 101,984 млн. рублей.

Значительная часть современного оборудования используется для выхаживания новорожденных во вновь организованных отделениях реанимации и интенсивной терапии акушерских стационаров с общей численностью коек – 30. До 9 коек расширилось отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных ГБУЗ «Республиканская детская клиническая больница».

Повысилась доступность медицинской помощи детям республики. В медицинских организациях, оказывающих помощь детям, в рамках реализации Программы модернизации системы здравоохранения республики внедрено 9 стандартов оказания медицинской помощи.

В последние годы в республике отмечается улучшение качества оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов и новорожденным, о чем свидетельствуют позитивные изменения состояния здоровья женщин и детей: снизилась частота некоторых осложнений беременности и родов, увеличилась доля нормальных родов.

За период 2008 - 2012 годов показатель материнской смертности снизился в 4,3 раза и составил 9,4 на 100 тыс. родившихся живыми.

Вместе с тем, за последние пять лет увеличились показатели гинекологической заболеваемости. Доля женщин с угрозой прерывания беременности ежегодно составляет около 30%, что приводит к рождению недоношенных и маловесных детей, которые нуждаются в продолжительном лечении и реабилитации.

Продолжается рост заболеваемости детей в возрасте 0 - 14 лет включительно. В 2012 году показатель общей заболеваемости детей в возрасте 0 - 14 лет вырос на 14,1 % в сравнении с 2008 годом. В данной возрастной группе выросла заболеваемость:

- в 1,8 раз - новообразованиями;

- в 1,4 раза - врожденными аномалиями и хромосомными нарушениями;

- в 1,3 раза - болезнями органов дыхания;

- в 1,4раза - болезнями нервной системы;

- в 1,3 раза – болезнями глаза и его придаточного аппарата;

- на 12,2 % - болезнями эндокринной системы;

- на 12,8 % - болезнями мочеполовой системы;

- на 14,7 % - болезнями костно-мышечной системы.

Также по сравнению с 2008 годом увеличилась в 1,5 раза общая заболеваемость детей в возрасте от 15 до 17 лет включительно.

В данной возрастной группе увеличилась заболеваемость:

- в 1,5 раза - новообразованиями;

- в 1,7 раза – болезнями органов дыхания;

- в 1,5 раза – болезнями глаза и его придаточного аппарата;

- в 1,5 раза – болезнями органов пищеварения;

- в 1,4 раза - болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани;

- в 1,4 раза - врожденными аномалиями и хромосомными нарушениями;

- в 2,2 раза - с травмами, отравлениями и воздействием других внешних причин;

- на 28,4 % - болезнями крови и кроветворных органов;

- на 29,2 % - болезнями нервной системы;

- на 34,1 % - болезнями уха и сосцевидного отростка;

- на 14,6 % - болезнями кожи и подкожной клетчатки;

- на 23,3 % болезнями мочеполовой системы.

Отмеченный во всех возрастных группах рост заболеваемости сопровождается увеличением младенческой и детской смертности. Показатель младенческой смертности увеличился с 2008г. на 18,7 % и составил в 2012г. 11,4 на 1000 родившихся (в РФ – 7,4). Потери детей до года составляют 78,7 % всех случаев смерти детского населения. Показатель детской смертности (0 - 17 лет включительно) увеличился на 4,3 % и составил 9,7 на 10 тыс. детей соответствующего возраста (в РФ – 9,7).

Показатель первичной инвалидности у детей (0-17 лет включительно) увеличился с 2008г. на 12,8 % и составил 25,7 на 10 тыс. детей соответствующего возраста (в РФ – 28,2).

По-прежнему на низком уровне остается удовлетворенность граждан медицинской помощью, в том числе в части оказания медицинской помощи матерям и детям. Причины неудовлетворенности чаще всего связаны с нарушениями этики и деонтологии, допущенными медицинскими работниками, а также с недоступностью и недостаточным уровнем оказываемой медицинской помощи.

Для обеспечения дальнейшего снижения показателей перинатальной, младенческой и материнской смертности, особенно с учетом перехода с 2012 года на критерии регистрации рождений, рекомендованные ВОЗ, необходима модернизация существующих учреждений родовспоможения республики, дооснащение учреждений детства и родовспоможения современным диагностическим и лечебным оборудованием, сокращение дефицита кадров службы детства и родовспоможения, обеспечение выхаживания младенцев с отклонениями в состоянии здоровья в условиях первичного звена здравоохранения.

С целью повышения эффективности оказания медицинской помощи матерям и детям планируется осуществление структурных преобразований, включающих сокращение 36 коек маломощных отделений родовспоможения, организацию в двух районах республики межмуниципальных родильных отделений и одного межтерриториального родильного отделения в Моздокском районе для оказания медицинской помощи женщинам Моздокского района РСО-Алания, приграничных территорий Курского и Степновского районов Ставропольского края, Надтеречного и Наурского районов Чеченской Республики и Малгобекского района Республики Ингушетия.

Предусмотрено строительство перинатального центра на 150 коек и закрытие двух акушерских стационаров г.Владикавказ на 160 коек, не соответствующих санитарным правилам и нормам.

Кроме того, планируется сокращение 45 коек педиатрического профиля в Алагирском, Дигорском, Моздокском, Правобережном районах.

Организованные в акушерских стационарах республики реанимационные отделения новорожденных и отделения патологии новорожденных и недоношенных детей не укомплектованы кадрами анестезиологов-реаниматологов и неонатологов.

Переход Российской Федерации на критерии регистрации рождений, рекомендованные ВОЗ, требует широкого внедрения в практику учреждений родовспоможения и детства современных технологий выхаживания и реабилитации (в том числе направленных на профилактику слепоты, глухоты) недоношенных детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела.

Улучшение материально-технической базы учреждений родовспоможения позволит добиться снижения показателей материнской и младенческой смертности, снизить заболеваемость новорожденных, проводить мероприятия по ранней диагностике заболеваний и снижению первичной инвалидности и смертности детей.

Создание эффективной трехуровневой системы оказания помощи беременным и новорожденным возможно только при наличии в республике перинатального центра.

Внедрение современных технологий выхаживания и реабилитации недоношенных детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела, возможно при совершенствовании системы реабилитационной помощи и подготовки достаточного количества высококвалифицированных специалистов в области акушерства и гинекологии, неонатологии и педиатрии.

Одним из приоритетных направлений, способствующих улучшению состояния здоровья, снижению смертности и инвалидности детей, является доступность и качество специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи детскому населению.

Планируется до 2020 года увеличение с 39 до 70 коек для оказания высокотехнологичной медицинской помощи детям.

Распространение ВИЧ-инфекции среди беременных женщин способствовало росту рождаемости детей, имеющих перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции, и как следствие - росту численности детей, страдающих ВИЧ-инфекцией. По состоянию на 01.01.2013г. численность детей, рожденных от матерей с ВИЧ-инфекцией, у которых подтверждена ВИЧ-инфекция, составляет 10 человек (9,6 % от числа детей, рожденных от больных ВИЧ-инфекцией матерей).

Медицинская помощь, оказываемая детям, страдающим ВИЧ-инфекцией, требует существенных затрат на диагностику, лечение и социальные выплаты на протяжении многих лет жизни ребенка, поэтому профилактика вертикальной передачи вируса иммунодефицита человека (от матери к ребенку во время беременности, родов и грудного вскармливания) приобретает особую значимость.

Для обеспечения дальнейшего снижения детской смертности и инвалидности необходимо совершенствование организации и повышение эффективности единой системы лекарственной профилактики вертикальной передачи вируса иммунодефицита человека, повышение до 99% охвата лекарственной профилактикой в соответствии с действующими стандартами и не менее 90% охвата трехэтапной профилактикой - пар "мать - дитя".

Одним из наиболее перспективных направлений улучшения демографической ситуации является охрана и восстановление репродуктивного здоровья населения.

В республике с 2008г. отмечается неуклонный рост гинекологических заболеваний по многим нозологическим формам:

- в 1,4 раза увеличилась заболеваемость сальпингитами;

- в 1,8 раз – эндометриозом;

- на 13,7 % - женским бесплодием.

Значительное число семей нуждаются во вспомогательных репродуктивных технологиях. Анализ причин, приводящих к возникновению гинекологических заболеваний у женщин, нарушению репродуктивной функции и бесплодию, свидетельствует, что одним из ведущих факторов являются аборты.

Несмотря на снижение числа абортов за последние 5 лет на 13,0 %, частота искусственного прерывания в республике остается высокой, что свидетельствует о необходимости продолжения комплекса мероприятий, направленных на их профилактику и снижение.

Для профилактики социального сиротства в женских консультациях семи муниципальных образований республики и г.Владикавказа организованы кабинеты медико-социальной помощи, в Моздокском районе и ГБУЗ «Республиканский центр планирования семьи и репродукции» – центры медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность кабинетов и центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, направлена на предупреждение прерывания беременности. В 2012 году доля женщин, принявших решение вынашивать беременность, от числа женщин, обратившихся в медицинские организации по поводу прерывания беременности составила 8,6 %.

Одним из резервов сохранения уровня рождаемости является увеличение объемов оказания медицинской помощи по лечению бесплодия с использованием современных вспомогательных репродуктивных технологий. Реализация мероприятий по повышению эффективности лечения бесплодия с использованием вспомогательных репродуктивных технологий увеличит доступность данного вида помощи и будет способствовать повышению рождаемости на 30,0 % от числа пролеченных с использованием вспомогательных репродуктивных технологий.


По результатам реализации 1 этапа Подпрограммы в 2015 году:

- доля обследованных беременных женщин по новому алгоритму проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка от числа поставленных на учет в первый триместр беременности вырастет с 2,0 % в 2013 году до 40% в 2015 году;

- доля новорожденных, обследованных на наследственные заболевания, от общего числа новорожденных стабилизируется на уровне 99,9 % до 2015 года;

- доля новорожденных, обследованных на аудиологический скрининг, от общего числа новорожденных увеличится с 93,2% в 2011 году до 95% в 2015 году;

- показатель ранней неонатальной смертности снизится с 6,9 случаев на 1000 родившихся живыми в 2012 году до 5,0 случаев на 1000 родившихся живыми в 2015 году;

- смертность детей 0 - 17 лет снизится с 9,7 случаев на 10 000 населения соответствующего возраста в 2012 году до 8,9 случаев на 10 000 населения соответствующего возраста в 2015 году;

- доля женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в стационаре III уровня и перинатальном центре, возрастет до 55% в 2015 году;

- выживаемость детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, в акушерском стационаре возрастет с 500 ‰ выживших от числа новорожденных, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела в акушерском стационаре, в 2012 году до 540 ‰ выживших от числа новорожденных, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела в акушерском стационаре, в 2015 году;

- больничная летальность детей уменьшится с 0,4 % от числа поступивших в 2011 году до 0,22% от числа поступивших в 2015 году;

- первичная инвалидность у детей снизится с 25,6 детей, которым впервые установлена инвалидность (на 10 тыс. детей соответствующего возраста) в 2011 году, до 25,0 детей, которым впервые установлена инвалидность (на 10 тыс. детей соответствующего возраста), в 2015 году;

- результативность мероприятий по профилактике абортов возрастет с 8,6 % женщин, принявших решение вынашивать беременность, от числа женщин, обратившихся в медицинские организации по поводу прерывания беременности, в 2012 году до 10% женщин, принявших решение вынашивать беременность, от числа женщин, обратившихся в медицинские организации по поводу прерывания беременности, в 2015 году;

- охват пар «мать – дитя» химиопрофилактикой в соответствии с действующими стандартами вырастет с 84,6 % в 2011 году до 96,5% в 2015 году.

На первом этапе решаются задачи, связанные с созданием системы мониторинга деятельности перинатальных центров в плане организации трехуровневой системы в регионе, качества клинической работы и результативности снижения показателей материнской, перинатальной и младенческой смертности.
По результатам реализации 2 этапа Подпрограммы в 2020 году:

- доля обследованных беременных женщин по новому алгоритму проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка от числа поставленных на учет в первый триместр беременности вырастет с 48 % в 2016 году до 70% в 2020 году;

- доля новорожденных, обследованных на наследственные заболевания, от общего числа новорожденных составит не менее 99,9 % в период с 2016 по 2020 годы;

- доля новорожденных, обследованных на аудиологический скрининг, от общего числа новорожденных составит не менее 95% в период с 2016 по 2020 годы;

- показатель ранней неонатальной смертности снизится с 4,15 случаев на 1000 родившихся живыми в 2016 году до 2,7 случаев на 1000 родившихся живыми в 2020 году;

- смертность детей 0 - 17 лет снизится с 8,7 случаев на 10 000 населения соответствующего возраста в 2016 году до 7,7 случаев на 10 000 населения соответствующего возраста в 2020 году;

- доля женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в стационаре III уровня и перинатальном центре, возрастет с 55 % в 2016 году до 85% в 2020 году;

- выживаемость детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, в акушерском стационаре возрастет с 550,0 ‰ выживших от числа новорожденных, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела в акушерском стационаре, в 2016 году до 600,0 ‰ выживших от числа новорожденных, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела, в акушерском стационаре, в 2020 году;

- больничная летальность детей уменьшится с 0,22% от числа поступивших в 2016 году до 0,19% от числа поступивших в 2020 году;

- первичная инвалидность у детей снизится с 24,8 детей, которым впервые установлена инвалидность (на 10 тыс. детей соответствующего возраста), в 2016 году до 23,5 детей, которым впервые установлена инвалидность (на 10 тыс. детей соответствующего возраста), в 2020 году;

результативность мероприятий по профилактике абортов возрастет с 11 % женщин, принявших решение вынашивать беременность, от числа женщин, обратившихся в медицинские организации по поводу прерывания беременности, в 2016 году до 15% женщин, принявших решение вынашивать беременность, от числа женщин, обратившихся в медицинские организации по поводу прерывания беременности, в 2020 году;

охват пар «мать – дитя» химиопрофилактикой в соответствии с действующими стандартами вырастет с 97% в 2016 году до 99% в 2020 году.


Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации Подпрограммы

Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы отражены в:

- Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.);

- Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Семейном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ;

- Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

- Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федеральном законе от 20 июля 1995 г. N 95-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В Указах Президента Российской Федерации:

- от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

- от 9 июня 2010 г. N 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»;

- от 13 апреля 2011 г. N 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации»;

- от 7 мая 2012 г. N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»;

- от 1 июня 2012 г. N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

В постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации:

- от 18 декабря 2006 г. N 1760-р «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»;

- от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (раздел 9 «Молодежная политика»);

- от 30 декабря 2009 г. N 2128-р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020г.»;

- от 25 октября 2010 г. N 1873-р «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г.».
Мероприятие 4.1. Совершенствование службы родовспоможения путем формирования эффективной трехуровневой системы оказания медицинской помощи и строительства перинатального центра
Численность женского населения республики в возрасте 15 лет - 44 года составляет 158504 человек. Число родов в медицинских организациях системы Министерства здравоохранения республики в течение последних 5 лет практически не изменилось и составило в 2012г. 9077 (в 2008г. – 9072). Число родившихся детей в медицинских организациях всех форм подчинения составило 10813.

Обеспеченность акушерами-гинекологами в республике составляет 9,5 на 10 тыс. женского населения (в РФ – 5,1), неонатологами – 43,7 на 10 тыс. детей до года (в РФ – 35,1).

Маршрутизация беременных в республике определена приказом Министерства здравоохранения РСО –Алания от 30.08.2010г. № 355 о/д «Об упорядочении направления беременных, рожениц и родильниц из муниципальных образований РСО-Алания на госпитализацию в муниципальные и государственные учреждения здравоохранения РСО-Алания».

Родовспомогательные стационарные учреждения республики представлены 7 учреждениями I уровня (число акушерских коек – 105, коек новорожденных - 58), 3-мя учреждениями II уровня (число акушерских коек – 210, коек новорожденных – 56, патологии новорожденных и недоношенных детей – 60, реанимации и интенсивной терапии новорожденных - 21) и одним учреждением III уровня (число акушерских коек – 120, коек новорожденных – 31, коек патологии новорожденных и недоношенных детей – 30, реанимации и интенсивной терапии новорожденных - 9).

Обеспеченность реанимационными койками для новорожденных составляет 42,5 на 10 тыс. новорожденных.

Предусмотрено сокращение 36 коек маломощных отделений родовспоможения, организация в двух районах республики (Ардонском и Правобережном) межмуниципальных родильных отделений и одного межтерриториального родильного отделения в Моздокском районе для оказания медицинской помощи женщинам Моздокского района РСО-Алания, приграничных территорий Курского и Степновского районов Ставропольского края, Надтеречного и Наурского районов Чеченской Республики и Малгобекского района Республики Ингушетия. Укрупнение учреждений родовспоможения позволит сконцентрировать материальные и кадровые ресурсы службы родовспоможения указанных муниципальных образований республики, что будет способствовать повышению качества оказываемой медицинской помощи.

Перинатальный центр в республике не организован. Все учреждения II уровня не являются типовыми, не соответствуют СНиП, размещены в приспособленных зданиях, построенных в 1937г., 1957г. и 1964 г., нуждаются в капитальном ремонте.

Переход с 2012г. на новые критерии регистрации живорождения и выхаживания детей, включая новорожденных с экстремально низкой массой тела, высокий уровень младенческой смертности (11,4 ‰), перинатальной смертности (11,8 ‰), ранней неонатальной смертности (6,9 ‰) обусловливают необходимость строительства перинатального центра.

С вводом в строй перинатального центра планируется закрытие двух акушерских стационаров, не соответствующих действующим СНиП и СаНПиН.

Учреждения (стационарные), оказывающие медицинскую помощь при родовспоможении



I уровень

Учреждения

Число акушер-ских коек

Число коек новорож-денных

Число коек патологии новорожден-ных и недоношенных детей

Число коек реанимации и интенсивной терапии новорожденных

МБУЗ «Алагирская ЦРБ»

14

4

-

-

МБУЗ «Ардонская ЦРБ»

15

10

-

-

МБУЗ «Дигорская ЦРБ»

10

5

-

-

МБУЗ «Ирафская ЦРБ»

6

3

-

-

МБУЗ «Кировская ЦРБ»

10

3

-

-

Правобережная МЦРКБ

30

18

-

-

МБУЗ «ЦРБ» Пригородного района

20

15

-

-

Итого

105

58

-

-
















II уровень

ВМБУЗ «Родильный дом № 1»

60

15

15

6

ВМБУЗ «Родильный дом № 2»

100

30

30

9

МБУЗ «Моздокская РБ»

50

11

15

6

Итого

210

56

60

21

III уровень

ГБУЗ «РКБ» родильное отделение

120

31

30

9

Количество родов в учреждениях I – III уровней




Показатель

2011г.

2012г.

Число родов (всего), из них в учреждениях родовспоможения:

9251

9077

- I уровня

923

970

- II уровня

7014

8107

-III уровня

1314

кап.ремонт

Создание перинатального центра и организация потока беременных, рожениц и новорожденных в учреждение, в котором будет сконцентрирован материальный и интеллектуальный ресурс, взаимосвязь со всеми акушерскими и педиатрическими учреждениями республики, организация повышения квалификации сотрудников, работы по единым протоколам, наличие дистанционного консультативного центра с выездными анестезиолого-реанимационной акушерской и неонатальной бригадами для оказания скорой медицинской помощи позволит повысить качество и доступность медицинской помощи матерям и детям.


Мероприятие 4.2. Создание системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка
Для повышения эффективности работы службы охраны здоровья матери и ребенка, обеспечения маршрутизации беременных и, в конечном итоге - снижения смертности и инвалидности, необходимо обеспечить раннюю, в том числе дородовую диагностику патологии у детей.

Наиболее эффективным инструментом профилактики врожденных и наследственных болезней является комплексная пренатальная (дородовая) диагностика, представляющая перспективное направление медицинской генетики и включающая ультразвуковой и биохимический скрининг на сывороточные маркеры матери, программу индивидуального риска, инвазивные методы диагностики (молекулярно-генетические, цитогенетические исследования, секвенирование).

Развитие этого направления в республике и внедрение наиболее информативных методик, смещение пренатальной диагностики на первый триместр беременности позволит как своевременно предупреждать рождение детей с аномалиями развития, так и дифференцированно подходить к подбору оптимального учреждения для родоразрешения беременной и неотложному оказанию помощи ее ребенку. При этом в числе мероприятий предусматривается развитие неонатальной хирургии.

Предусмотрено оснащение хирургического отделения ГБУЗ «Республиканская детская клиническая больница» современной аппаратурой и оборудованием для развития неонатальной хирургии.

Однако технологии оперативного лечения детей раннего возраста требуют не только наличия определенного материально-технического оснащения учреждений, оказывающих хирургическую помощь детям раннего возраста, но и специально подготовленных кадров, обладающих навыками и опытом лечения таких пациентов.

В 2013-2014 годах планируется подготовка 2 детских хирургов ГБУЗ «Республиканская детская клиническая больница» на центральной базе, которые будут оказывать хирургическую помощь новорожденным детям.

Другим важным направлением в снижении младенческой смертности, заболеваемости и инвалидности является проведение неонатального скрининга, как основы раннего выявления и профилактики наследственной патологии. Неонатальным скринингом охвачено 99,9 % новорожденных.

Неонатальный скрининг позволяет в будущем создать больному ребенку возможности и условия для нормального развития, получения образования, профессиональной подготовки, последующего трудоустройства и полноценной жизни.

В рамках описываемого мероприятия планируется и продолжение ранее начатого в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2008 - 2012 годах нового алгоритма аудиологического скрининга. В результате проведения аудиологического скрининга создается регистр детей, подлежащих диспансерному наблюдению и последующему отбору на оказание высокотехнологичной медицинской помощи - операции кохлеарной имплантации.

Объем оказываемой высокотехнологичной помощи детям с нарушением слуха ежегодно увеличивается. С 2007г. детям республики проведено 30 операций кохлеарной имплантации.

Таким образом, аудиологический скрининг является одним из важнейших компонентов в профилактике детской инвалидности и требует дальнейшего развития.

В рамках реализации этого мероприятия планируется повысить выявляемость врожденных пороков развития, хромосомных аномалий, что приведет к снижению рождения детей с неизлечимыми пороками и их инвалидностью на 30%, снижению смертности от курабельных пороков развития на 50%. Все это позволит снизить младенческую смертность на 10%.


Мероприятие 4.3. Выхаживание детей с экстремально низкой массой тела
Переход с 2012 года Российской Федерации на новые критерии регистрации рождений, рекомендованные ВОЗ, требует широкого внедрения в практику учреждений родовспоможения и детства современных технологий выхаживания и реабилитации недоношенных детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела, в том числе направленных на профилактику тяжелой инвалидности (слепоты, глухоты).

Выживаемость маловесных детей в республике составляет 50,0 %. Для оказания медицинской помощи новорожденным, родившимся с низкой и экстремально низкой массой тела, обеспечения дальнейшего снижения показателей перинатальной и младенческой смертности, в первую очередь необходимо дооснащение отделений реанимации новорожденных в учреждениях родовспоможения и детства, укомплектование квалифицированными кадрами неонатологов и анестезиологов-реаниматологов.

В настоящее время выхаживание маловесных детей обеспечивается неонатологами акушерских стационаров, прошедших специальную подготовку по вопросам анестезиологии и реанимации. В дальнейшем предусмотрено укомплектование должностей анестезиологов-реаниматологов и неонатологов выпускниками ГБОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения РФ, прошедшими первичную специализацию по анестезиологии и реаниматологии.

Также готовятся пакеты документов учреждениями, участвующими в оказании высокотехнологичной медицинской помощи новорожденным (выхаживание детей с экстремально низкой массой тела), для получения лицензий на указанный вид деятельности.

В рамках реализации мероприятий по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела предусматривается приобретение современного медицинского оборудования для оснащения отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных и отделений патологии новорожденных и недоношенных детей медицинских организаций республики, оказывающих медицинскую помощь женщинам и новорожденным, так как эти учреждения должны располагать современной материально-технической базой, быть укомплектованы специалистами высокого уровня.

Строительство перинатального центра, укомплектование квалифицированными специалистами, оснащение современным медицинским оборудованием позволит существенно повысить доступность медицинской помощи жителям республики.

Важным является тот факт, что развитие мероприятий по выхаживанию детей с экстремально низкой массой тела позволит улучшить результаты лечения не только этой категории детей, но и всех недоношенных и новорожденных, то есть будет иметь весьма большую значимость не только для снижения смертности новорожденных, но и профилактики инвалидности. Именно поэтому данное мероприятие подпрограммы чрезвычайно актуально.
Мероприятие 4.4. Развитие специализированной медицинской помощи женщинам и детям
Специализированная стационарная медицинская помощь детям республики оказывается в ГБУЗ «Республиканская детская клиническая больница», являющимся учреждением III уровня оказания медицинской помощи, в котором развёрнуто 23 специализированных и вспомогательных отделения, в том числе медико-генетическая консультация, иммунологическая лаборатория, консультативная поликлиника, детский травматологический пункт.

ГБУЗ «Республиканская детская клиническая больница» состоит из 10 отдельных корпусов, построенных в разные годы, начиная с 1936 года. Все корпуса не соответствуют утвержденным санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.1.3.2630-10).

В рамках Программы модернизации системы здравоохранения республики проведен капитальный ремонт неонатологического корпуса общей площадью 1500 кв.м, продолжается капитальный ремонт хирургического корпуса общей площадью 6380 кв.м. Необходима реконструкция 8-ми корпусов ГБУЗ «Республиканская детская клиническая больница».

Планируется проведение реконструкции инфекционного корпуса ГБУЗ «Республиканская детская клиническая больница», сметная стоимость проведения ремонтных работ составляет 500,0 млн.рублей.

В ГБУЗ «РДКБ» имеются два отделения второго этапа выхаживания новорожденных на 60 коек, оториноларингологического профиля - 22 койки, офтальмологического профиля – 13, кардиологического – 15, ревматологического профиля – 5, пульмонологического – 25, аллергологического – 5, эндокринологического – 5, гастроэнтерологического – 20, психоневрологического профиля – 35, инфекционного – 160, нефрологического – 35, туберкулезного – 30, хирургического – 35, травматологического – 25, ортопедического – 10, нейрохирургического – 20, урологического – 35, восстановительного лечения (реабилитации) – 20.

После проведенного капитального ремонта функционирует онкогематологическое отделение ГБУЗ «РДКБ» на 15 коек.


Учреждения (стационарные), оказывающие медицинскую помощь детям


I уровень

Учреждения

Число педиатрических коек

Число специализированных коек


МБУЗ «Алагирская ЦРБ»

20

7

МБУЗ «Нузальская РБ»

5

-

МБУЗ «Ардонская ЦРБ»

10

-

МБУЗ «Дигорская ЦРБ»

15

-

МБУЗ «Ирафская ЦРБ»

9

-

МБУЗ «Кировская ЦРБ»

8

-

МБУЗ «Моздокская РБ»

55

50

Правобережная МЦРКБ

20

10

МБУЗ «ЦРБ» Пригородного района

20

-

Итого

162

67










III уровень

ГБУЗ «РДКБ»

-

616

ГБУЗ «РПБ»

-

20

ГБУЗ «РКВД»

-

25










Итого

-

661

Большое влияние на качество и доступность специализированной медицинской помощи детям оказывает тот факт, что медицинская помощь по ряду профилей оказывается в стационарах для «взрослых» пациентов. Лечение детей в стационарах для «взрослых» пациентов не позволяет в полной мере обеспечить междисциплинарный подход.

Отсутствие в педиатрических учреждениях сельской местности необходимых специалистов затрудняет оказание медицинской помощи детям. С целью выполнения стандарта диспансерного наблюдения детей первого года жизни, а также проведения диспансеризации несовершеннолетних, в республике используются выездные формы оказания медицинской помощи детям. Для обеспечения сельских ЛПУ «узкими» специалистами планируется подготовка специалистов из числа выпускников ГБОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения РФ.

В рамках Программы модернизации здравоохранения был предусмотрен комплекс мер, направленных на повышение доступности специализированных видов медицинской помощи детям. Внедрено 9 стандартов оказания медицинской помощи детям при различной патологии. Планируется дальнейшая работа по стандартизации оказания медицинской помощи.

Для обеспечения дальнейшего снижения показателей младенческой и детской смертности, заболеваемости и инвалидности предусмотрено развитие специализированных видов медицинской помощи детям, в том числе на амбулаторно-поликлиническом этапе.

С целью внедрения порядков оказания медицинской помощи предусмотрены мероприятия по оснащению детских и родовспомогательных учреждений республики аппаратурой и оборудованием в соответствии со стандартами оснащения. На эти цели предусмотрены финансовые средства в размере 558,895 млн.рублей.

Указанные меры будут способствовать развитию специализированных видов медицинской помощи женщинам и детям: онкологической, урологической, неонатальной хирургии, раннему выявлению отклонений в развитии плода.

В связи с переходом с 2012 года на новые критерии регистрации живорождения крайне актуальной становится проблема ретинопатии недоношенных, которая занимает лидирующее положение среди причин слепоты и слабовидения с детства.

Диагностика заболевания на ранних стадиях, а также своевременно начатое лечение, позволят предотвратить развитие тяжелых и необратимых стадий ретинопатии недоношенных, снизить число детей-инвалидов по зрению, в том числе с полной слепотой. Предполагается оказание данного вида помощи в федеральных медицинских организациях, в последующем, после подготовки специалистов республики – в ГБУЗ «Республиканская детская клиническая больница».

Одним из важнейших направлений развития детской медицины республики является более широкое внедрение стационарзамещающих технологий как на уровне амбулаторно-поликлинических, так и стационарных учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям.

Планируется сокращение 45 высокозатратных круглосуточных коек педиатрического профиля в Алагирском, Дигорском, Моздокском, Правобережном районах, в которых зарегистрированы низкие показатели использования коек педиатрического профиля (от 130,6 в Правобережном районе до 317,1 – в Моздокском районе). В медицинских организациях указанных районов предусмотрена организация дневных стационаров педиатрического профиля.

В республике разработан порядок маршрутизации при оказании первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи детям.

Таким образом, развитие специализированной медицинской помощи женщинам и детям республики предполагает укрепление материально-технической базы ГБУЗ «Республиканская детская клиническая больница», ГБУЗ «Республиканский центр планирования семьи и репродукции», совершенствование кадрового потенциала учреждений педиатрического профиля, внедрение современных организационных технологий оказания медицинской помощи детям.

Реализация данного направления позволит достичь прогнозных показателей младенческой смертности, смертности детей в возрасте до 17 лет включительно, снижения уровня госпитализации детей и больничной летальности, а также снижения показателя первичного выхода на инвалидность среди детей.


Мероприятие 4.5. Совершенствование методов борьбы с вертикальной передачей ВИЧ от матери к плоду
Оказание своевременной и эффективной лечебно-диагностической и профилактической помощи, а также социально-психологического сопровождения в амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях здравоохранения ВИЧ-инфицированным беременным женщинам и их детям - одна из важных задач, стоящих перед службой охраны здоровья матери и ребенка республики.

Внедрение в Российской Федерации современной бесплатной высокоактивной антиретровирусной терапии кардинально изменило отношение медицинских специалистов и людей, живущих с ВИЧ, к беременности.

Доля ВИЧ-инфицированных женщин, выявленных среди беременных в общей популяции, беременность которых закончилась родами, возросла с 0,06 % в 2008г. до 0,1 % в 2012 году.

Удельный вес беременностей, завершившихся родами, у этой группы женщин остается стабильным в течение последних 5 лет – 100 %.

В 2012 году в республике родилось 13 детей от 13 женщин с ВИЧ-инфекцией (в 2008 году - 6 детей от 6 женщин).

Организация и проведение комплекса профилактических мероприятий по предупреждению передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку, прежде всего проведение антиретровирусной профилактики во время беременности, родов и новорожденному, осуществляется в соответствии с утвержденным и единым для всей Российской Федерации стандартом.

В целях профилактики передачи вируса ВИЧ от матери ребенку в 2012 году получили АРВ-препараты 13 инфицированных беременных женщин (84,6 %).

Охват новорожденных химиопрофилактикой в республике составляет 85,6%.

Несмотря на ежегодное повышение охвата антиретровирусной профилактикой беременных женщин и рожденных ими детей, частота вертикальной передачи ВИЧ-инфекции остается высокой, что требует дальнейшего совершенствования организации системы профилактики вертикальной передачи вируса иммунодефицита человека и обеспечение условий для снижения заболеваемости ВИЧ-инфекции у детей.

В этих целях в рамках программы планируется обеспечить проведение следующих конкретных мер:

- обеспечение всех ВИЧ-инфицированных беременных женщин антиретровирусными препаратами;

- информирование и обучение ВИЧ-инфицированных беременных женщин о средствах и методах химиопрофилактики ВИЧ во время беременности, в родах и послеродовый период;

- индивидуальный подбор наиболее эффективных препаратов и схем химиопрофилактики для ВИЧ-инфицированных беременных женщин, уже получающих антиретровирусную терапию;

- предотвращение передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку при грудном вскармливании в послеродовой период;

- повышение ответственности ВИЧ-инфицированных беременных женщин за свое здоровье в период беременности и обеспечение раннего обращения в учреждения родовспоможения.

В результате реализации этих мероприятий будет обеспечено увеличение охвата пар «мать – дитя» химиопрофилактикой в соответствии с требованиями действующих стандартов, начиная с 84,6 % в 2011 году до 99% к 2020 году, что позволит обеспечить снижение вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку до 5%.


Мероприятие 4.6. Профилактика абортов. Развитие центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
В республике в последние годы сохраняется стойкая тенденция к снижению числа абортов во всех возрастных группах.

За последние 5 лет общее число абортов сократилось на 13 % (с 4449 в 2008г. до 3871 в 2012г.), показатель абортов на 1000 женщин фертильного возраста уменьшился на 14 % (с 23,5 в 2008 г. до 20,2 в 2012г.), а показатель абортов на 100 родившихся живыми и мертвыми - на 13,6 % (с 48,5 до 41,9). В течение 2008 - 2013 гг. число абортов у первобеременных снизилось на 14,7 %. Абортов у девочек до 14 лет в течение последних 5 лет не зарегистрировано, у подростков 15 - 17 лет аборты уменьшились на 31,3 % (с 32 до 22).

Несмотря на это, снижение числа абортов в республике является одним из резервов повышения рождаемости.

Важным компонентом комплекса мероприятий, направленных на профилактику и снижение абортов в республике, является создание центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, приняты законодательные меры, к которым, в частности, относятся установление срока, отведенного женщине после обращения в медицинскую организацию по поводу искусственного прерывания беременности, для обдумывания данного решения и получения консультации психолога и специалиста по социальной работе. При сроке беременности четвертая - седьмая недели и одиннадцатая - двенадцатая недели - женщине на обдумывание решения предоставляется 48 часов, а при сроке беременности восьмая - десятая недели - не менее семи дней.

В женских консультациях семи муниципальных образований республики и г.Владикавказа организованы кабинеты медико-социальной помощи, в Моздокском районе и ГБУЗ «Республиканский центр планирования семьи и репродукции» – центры медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Первостепенными задачами центров и кабинетов медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, являются:

- медицинская и социально-психологическая помощь женщинам в случаях незапланированной беременности, направленная на обеспечение позитивной альтернативы аборту;

- оказание содействия в предоставлении временного приюта в учреждениях социальной защиты;

- организация патронажа женщин, нуждающихся в медико-социальной помощи, реабилитации и поддержке.

Центры и кабинеты медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, также призваны оказывать медико-социальные услуги женщинам, подвергшимся психофизическому насилию, потерявшим родных и близких, имеющим детей-инвалидов, женщинам-инвалидам, одиноким матерям с несовершеннолетними детьми, несовершеннолетним матерям и пр.

Планируется социальная поддержка семей с детьми путем организации в детских поликлиниках отделений медико-социальной помощи, имеющих в структуре социальных работников.

Укомплектование должностей социальных работников в центрах и кабинетах медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, будет способствовать решению вопросов социально-психологической помощи женщинам указанной категории.

Доабортное консультирование женщин специалистами по социальной работе и психологами, работающими в составе указанных центров, обеспечит реализацию статьи 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и позволит увеличить число женщин, отказавшихся от искусственного прерывания беременности и принявших решение вынашивать беременность.

Создание центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, позволит не только снизить общее число абортов в республике, сохранить репродуктивное здоровье женщин, но и увеличить число родившихся детей на 3-4 тысячи ежегодно.


Подпрограмма 5. «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям».

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Программа «развитие здравоохранения республики северная осетия-алания»
3857.71kb.
16 стр.
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15 августа 2007 г. N 38-рз "О государственных наградах Республики Северная Осетия-Алания"
210.25kb.
1 стр.
Программа «Программа модернизации системы здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания»
3750.85kb.
24 стр.
Закон республики северная осетия-алания №1-рз от 24. 01. 06г г. Владикавказ о пожарной безопасности в республике северная осетия-алания {Изменения и дополнения
151.34kb.
1 стр.
Закон Республики Северная Осетия Алания Об особо охраняемых природных территориях Республики Северная Осетия Алания Глава I. Общие положения Статья Предмет регулирования
574.04kb.
2 стр.
Сравнительный анализ территориального устройства республики северная осетия-алания и кемеровской области
45.02kb.
1 стр.
Территориального планирования республики северная осетия алания
4549.28kb.
19 стр.
9. Вопросы государственного земельного надзора
20.16kb.
1 стр.
Закона рсо-алания от 27. 10. 2006г. №51-рз «О жилищной политике в рсо-алания»
241.85kb.
1 стр.
Осетия алания республиканское управление оценки качества образования
537.5kb.
3 стр.
Осетия алания республиканское управление оценки качества образования
471.4kb.
3 стр.
Президент республики северная осетия-алания
120.44kb.
1 стр.