Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

4СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Введение

Содержание темы:

Назначение цель и задачи учебного курса, его связь с другими дисциплинами. Краткая историческая справка о межбанковских расчетах и платежных системах. Основные документы, регулирующие функционирование банковской деятельности при проведении расчетов в РФ. Актуальность изучения курса «Межбанковские расчеты и международные платежные системы». Сферы применения знаний о межбанковских расчетах и платежных системах.



Виды самостоятельной работы:

Сформулировать: цель, задачи, предмет и объект изучаемого курса.

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:


  • о содержании дисциплины;

  • о назначении системы межбанковских расчетов и платежей;

знать:

  • цель, предмет и задачи курса;

  • основные нормативные документы, регулирующие межбанковские расчеты в РФ;

уметь:

  • формулировать отличия между расчетными и платежными системами;

  • объяснять суть расчетных и платежных операций.


Раздел 1 Межбанковские расчеты

Тема 1.1 Банковская система России

Содержание темы:

Организационная структура банковской системы России. Функций и операции банков. Структура, функции и операции Банка России. Кредитные организации (КО) в Российской Федерации. Виды КО и их операции. Банковские объединения.



Практическое занятие №1

Изучение лицензий КО. Анализ (на основе лицензий) банковских и небанковских операций. Определение различий в деятельности банков и небанковских кредитных организаций (НКО).



Виды самостоятельной работы:

Подготовить реферат: «Организационная структура банковской системы России».

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:


  • об экономических функциях финансовых посредников;

  • об особенностях деятельности КО, в связи с выполнением ими функций финансовых посредников;

знать:

  • организационную структуру банковской системы России;

  • структуру, функции и операции Банка России;

  • функции и операции КО и НКО;

уметь:

  • характеризовать деятельность и специализацию КО, на основе выданной ей лицензии.

Методические и нормативные материалы:

Плакат демонстрационный: «Организационная структура банковской системы России».

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

Инструкция Банка России № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

Тема 1.2 Основные положения функционирования системы расчетов и платежей

Содержание темы:

Основные термины и определения, используемые в расчетных и платежных системах. Перспективы развития расчетных и платежных систем. Система межбанковских расчетов. Классификация межбанковских расчетов.



Практическое занятие №2

Изучение договоров между банком и клиентом при проведении безналичных расчетов:



  • договор расчетного (текущего) счета;

  • договор срочного вклада физического лица;

  • договор банковского счета и кассового обслуживания.

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:

  • о перспективах развития расчетных и платежных систем;

знать:

  • основные термины и определения, используемые в расчетных и платежных системах;

  • основные процессы проведения расчетов;

  • классификацию расчетных систем;

уметь:

  • на основе договора банковского счета, характеризовать и оценивать конкретную расчетную систему.

Методические и нормативные материалы:

Плакаты демонстрационные: «Схема проведения межбанковских расчетов при использовании кредитовых платежных инструментов», «Схема проведения межбанковских расчетов при использовании дебетовых платежных инструментов».



Тема 1.3 Межбанковские расчеты в Российской Федерации

Содержание темы:

Безналичные межбанковские расчеты в России. Межфилиальные расчеты. Прямые корреспондентские отношения КО. Проведение расчетов КО через расчетные организации. Проведение расчетов через корреспондентские счета КО, открытые в Банке России.



Практическое занятие №3

Изучение схем проведения безналичных расчетов в РФ с использованием:



  • корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России (балансовый счет № 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России");

  • корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях (балансовый счет № 30109 "Корреспондентские счета кредитных организаций - корреспондентов");

  • счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции (балансовый счет № 30104 "Корреспондентские счета расчетных небанковских кредитных организаций");

  • счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации (балансовый счет № 30302 "Расчеты с филиалами, расположенными в Российской Федерации").

Виды самостоятельной работы:

Подготовить реферат: «Схемы проведения расчетов КО Российской Федерации».

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:


  • о системе безналичных расчетов РФ;

знать:

  • нормативные документы, регулирующие проведение безналичных расчетов в РФ;

  • схемы проведения расчетов в РФ;

уметь:

  • проводить сравнительный анализ схем проведения расчетов;

  • делать обоснованный выбор расчетной схемы, исходя из потребностей клиентов и заданных условий функционирования конкретной КО.

Методические и нормативные материалы:

Плакат демонстрационный: «Схема осуществления межбанковских расчетов».



Тема 1.4 Формы безналичных расчетов и платежные инструменты

Содержание темы:

Формы безналичных расчетов. Классификация платежных инструментов. Расчеты: платежными поручениями, аккредитивами, чеками, по инкассо.



Практическое занятие №4

Изучение расчетных документов при проведении безналичных расчетов:



  • платежное поручение;

  • платежный ордер;

  • аккредитив;

  • платежное требование;

  • инкассовое поручение;

  • чек.

Виды самостоятельной работы:

Подготовить реферат: «Формы безналичных расчетов и платежные инструменты, используемые в Российской Федерации».

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:


  • о формах безналичных расчетов и расчетных документах используемых при проведении платежей в РФ;

знать:

  • схемы проведения расчетов при использовании различных форм расчетов;

  • документооборот, обеспечивающий различные формы безналичных расчетов;

уметь:

  • делать обоснованный выбор формы расчетов, исходя из периодичности взаимодействия хозяйствующих субъектов и их производственных связей.

Методические и нормативные материалы:

Плакаты демонстрационные: «Схема проведения расчетов платежными поручениями», «Схема проведения аккредитивных расчетов» «Схема проведения расчетов чеками», «Схема проведения расчетов платежными требованиями и инкассовыми поручениями».



Тема 1.5 Расчетная система Банка России

Содержание темы:

Организация расчетов в системе Банка России. Функции подразделений Банка России в области расчетов. Справочник БИК РФ. Плата за расчетные услуги. Межбанковские расчеты с применением авизо. Расчеты между учреждениями Банка России, обслуживаемыми одним вычислительным центром. Система электронных расчетов. Внутрирегиональные электронные расчеты (ВЭР). Межрегиональные электронные расчеты (МЭР). Кредиты Банка России (внутридневной, овернайт, ломбардный).



Практическое занятие №5

Изучение системы электронных расчетов Банка России:



  • система ВЭР;

  • система МЭР;

  • договор об обмене электронными документами в системе Банка России.

Виды самостоятельной работы:

Подготовить конспект: «Порядок предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом ценных бумаг».

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:


  • об организации расчетной системы Банка России;

знать:

  • порядок и схему проведения ВЭР;

  • порядок и схему проведения МЭР;

  • порядок предоставления Банком России кредитов, для обеспечения ликвидности по расчетам КО;

уметь:

  • осуществлять электронные расчеты через РКЦ Банка России.

Методические и нормативные материалы:

Положение Банка России №225-П «О справочнике банковских идентификационных кодов участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть Центрального банка Российской Федерации (Банка России)».

Положение Банка России №198-П «О порядке расчета и взимания платы за расчетные услуги Банка России».

Положение Банка России №36-П «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России».

Положение Банка России №236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг».

Тема 1.6 Расчетные системы кредитных организаций России

Содержание темы:

Внутрибанковская расчетная система (межфилиальные расчеты) КО. Система прямых расчетов КО через взаимные корреспондентские счета. Система расчетов через НКО. Системы расчетов с использованием банковских карт. Безналичные расчеты физических лиц.



Практическое занятие №6

Изучение системы прямых корреспондентских отношений КО:



  • счета «ЛОРО» и «НОСТРО»;

  • договор о корреспондентских отношениях КО.

Виды самостоятельной работы:

Подготовить реферат: «Осуществление безналичных расчетов физическими лицами».

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:


  • о схемах проведения расчетов КО;

знать:

  • порядок проведения расчетов физическими лицами;

  • порядок проведения расчетов посредством прямых корреспондентских отношений КО;

уметь:

  • осуществлять расчеты через расчетную систему КО.

Методические и нормативные материалы:

Положение Банка России № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

Положение Банка России № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации».

Положение Банка России №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт».



Тема 1.7 Схемы проведения платежей (валовые и нетто расчеты)

Содержание темы:

Валовые (брутто) расчеты. Нетто (клиринговые) расчеты. Двухсторонний взаимозачет. Многосторонний взаимозачет. Смешанная (периодическая) схема расчетов. Теоретические основы расчетных, клиринговых операций.



Практическое занятие №7

Изучение схем проведения платежей:



  • валовые расчеты;

  • двухсторонний клиринг;

  • многосторонний клиринг.

Виды самостоятельной работы:

Подготовить конспект: «Клиринговые расчеты».

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:


  • о схемах проведения осуществления платежей при использовании различных алгоритмов расчетов;

знать:

  • схему проведения расчетов на валовой основе;

  • схему проведения клиринговых расчетов;

уметь:

  • формулировать преимущества и недостатки валовых и нетто (чистых) расчетов.

Методические и нормативные материалы:

Материалы лекционных занятий.

Временное положение Департамента информатизации Банка России «О клиринговом учреждении» от 10 февраля 1993 г.

Плакаты демонстрационные: «Схема проведения межбанковских расчетов на валовой основе», «Схема проведения межбанковских расчетов с использованием двухстороннего клиринга», «Схема проведения межбанковских расчетов с использованием многостороннего клиринга».


Раздел 2 Международные платежные системы

Тема 2.1 Ключевые принципы для системно значимых платежных систем

Содержание темы:

Системно значимые платежные системы. Риски в платежных системах. Виды рисков. Правовая база платежных систем. Управление финансовыми рисками платежной системы. Проведение окончательного расчета к концу дня валютирования. Принцип функционирования системы с многосторонним неттингом. Используемые для расчетов активы. Безопасность и операционной надежность платежной системы. Эффективные способы совершения платежей. Критерии участия в платежной системе. Механизмы управления платежной системой.



Практическое занятие №8

Изучение ключевых принципов для системно значимых платежных систем, на примере системы расчетов и платежей Банка России:



  • правовая база проведения расчетов;

  • управление рисками;

  • обеспечение ликвидности;

  • критерии участия.

Виды самостоятельной работы:

Подготовить конспект: «Ключевые принципы для системно значимых платежных систем».

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:


  • о видах рисков, возникающих в платежных системах;

  • правилах управления рисками в платежных системах;

знать:

  • 10 ключевых принципов для системно значимых платежных систем;

уметь:

  • применять ключевые принципы при оценке конкретной платежной системы.

Методические и нормативные материалы:

Материалы лекционных занятий.

Доклад Рабочей группы по принципам и практическим аспектам платежных систем Комитета по платежным и расчетным системам банка международных расчетов “Ключевые принципы для системно значимых платежных систем”. Доклад опубликован в «Вестнике Банка России» № 18-19 от 9.04.2002 г., размещен на web-сайте Банка международных расчетов (БМР) (www.bis.org).

Доклад Комитета по схемам межбанковского неттинга, БМР, ноябрь 1990 г. Доклад размещен на web-сайте БМР (www.bis.org).



Тема 2.2 Обязанности Центрального банка по соблюдению ключевых принципов

Содержание темы:

Цели и роль центральных банков (ЦБ) при проведении денежно-кредитной политики. Обязанность ЦБ – оператора системно значимой платежной системы. Осуществление надзора за системно значимыми платежными системами. Сотрудничество ЦБ с национальными или иностранными властными органами в применении ключевых принципов.



Практическое занятие №9

Изучение обязанностей центрального банка по соблюдению Ключевых принципов для системно значимых платежных систем, на примере платежной системы Российской Федерации:



  • ЦБ – оператор платежной системы;

  • ЦБ – орган надзора за проведением платежей;

  • международное сотрудничество ЦБ, в области платежных систем.

Виды самостоятельной работы:

Подготовить реферат: «Международное сотрудничество Банка России в области платежных систем».

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:


  • об обязанностях ЦБ при управлении платежных систем;

знать:

  • 4 обязанности центрального банка по соблюдению ключевых принципов для системно значимых платежных систем;

уметь:

  • оценивать деятельность ЦБ по управлению конкретной платежной системой.

Методические и нормативные материалы:

Материалы лекционных занятий.

Доклад Рабочей группы по принципам и практическим аспектам платежных систем Комитета по платежным и расчетным системам банка международных расчетов “Ключевые принципы для системно значимых платежных систем”. Доклад опубликован в «Вестнике Банка России» № 18-19 от 9.04.2002 г., размещен на web-сайте Банка международных расчетов (БМР) (www.bis.org).

Тема 2.3 Сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций – S.W.I.F.T.

Содержание темы:

Сфера деятельности компании S.W.I.F.T. Стандарты и структура финансовых сообщений. Категории, типы и функции сообщений S.W.I.F.T. Сообщение типа МТ103. Идентификационные коды ISO банка (код BIC) и предприятия (код BЕI). Физическое подключение к S.W.I.F.T. Основные службы S.W.I.F.T. Сервис FIN Copy.



Практическое занятие №10

Изучение деятельности и финансовых сообщений S.W.I.F.T., на примере:



  • уставных документов;

  • сообщения категории 1 (MT103);

  • сообщений категории 9 (MT900, MT910, MT950).

Виды самостоятельной работы:

Подготовить реферат: «Межбанковские коммуникации и деятельность компании S.W.I.F.T.».

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:


  • о порядке функционирования и сфере деятельности S.W.I.F.T.;

знать:

  • структуру финансовых сообщений S.W.I.F.T.;

  • структуру идентификационных кодов (ISO) банков и предприятий;

уметь:

  • использовать финансовые сообщения при обмене электронными документами через сеть S.W.I.F.T.

Методические и нормативные материалы:

Материалы лекционных занятий.

Материалы размещенные на web-сайте компании S.W.I.F.T. (www.swift.com).

Руководство пользователя S.W.I.F.T.

Плакаты демонстрационные: «Графические символы используемые для изображения финансовой операции в S.W.I.F.T.», «Схема перевода сообщения МТ103», «Схема функционирования сети S.W.I.F.T.», «Схема физического доступа к сети S.W.I.F.T.», «Схема входа в службу S.W.I.F.T. FIN и выхода из нее».

Тема 2.4 Деятельность S.W.I.F.T. в России

Содержание темы:

История появления и деятельность S.W.I.F.T. в России. Российская национальная ассоциация S.W.I.F.T. (РОССВИФТ). Сферы взаимодействия РОССВИФТ с государственными организациями и банками в РФ. Перспективы развития S.W.I.F.T. в России.



Практическое занятие №11

Ознакомление с передачей финансовых сообщений с учетом требований российской платежной системы:



  • версия стандартов SWIFT-RUR;

  • транслитерация;

  • соответствие БИК Банка России и BIC ISO;

  • идентификация российских организаций в системе S.W.I.F.T.

Виды самостоятельной работы:

Подготовить конспект: «Деятельность компании S.W.I.F.T. в России».

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:


  • о деятельности и перспективах развития S.W.I.F.T. в России;

знать:

  • особенности формирования финансовых сообщений S.W.I.F.T. кредитными организациями РФ;

уметь:

  • использовать финансовые сообщения стандартов SWIFT-RUR при обмене электронными документами через сеть S.W.I.F.T.

Методические и нормативные материалы:

Материалы лекционных занятий.

Материалы размещенные на web-сайте РОССВИФТ (www.swift.ru).

Руководство SWIFT-RUR «Форматы и правила использования».



Тема 2.5 Европейские платежные системы

Содержание темы:

История создания Европейского союза (ЕС) и Европейского центрального банка (ЕЦБ). Цели ЕЦБ. Платежная система ЕЦБ – ТАРГЕТ. Структура, функциональные и технические черты системы ТАРГЕТ. Схема проведения расчетов в системе ТАРГЕТ. Средства управления платежными рисками в системе ТАРГЕТ. Платежные системы Европейской банковской ассоциации.



Виды самостоятельной работы:

Подготовить конспект: «Общеевропейская платежная система ТАРГЕТ».



Практическое занятие №12

Коллективное обсуждение вопросов и анализ:



  • выполнения Ключевых принципов для системно значимых платежных систем в ТАРГЕТ;

  • использование информационных технологий S.W.I.F.T. в ТАРГЕТ.

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:

  • о деятельности ЕС и ЕЦБ;

  • о функционировании платежной системы ТАРГЕТ;

знать:

  • схему проведения расчетов в платежной системе ЕЦБ;

уметь:

  • оценивать финансовые риски при использовании платежной системы ТАРГЕТ ее участниками.

Методические и нормативные материалы:

Материалы лекционных занятий.

Плакаты демонстрационные: «Схема проведения расчетов в системе ТАРГЕТ кредитным учреждением Франции», «Схема проведения расчетов в системе ТАРГЕТ с использованием структуры системы S.W.I.F.T.».
Тема 2.6 Платежные системы США и Японии

Содержание темы:

Структура Федеральной Резервной Системы США. Федеральные резервные банки. Законодательное регулирование переводов денежных средств в США. Система валовых расчетов Fedwire. Система чистых расчетов CHIPS. Взаимодействие Fedwire и CHIPS. Структура и функции центрального банка Японии. Платежная система BOJ-NET. Система брутто и нетто расчетов в Японии.



Виды самостоятельной работы:

Подготовить реферат: «Сравнительный анализ платежных систем США и Японии».



Практическое занятие №13

Коллективное обсуждение вопросов и анализ:



  • выполнения обязанностей ЦБ по выполнению Ключевых принципов в платежных системах США и Японии;

  • обеспечение ликвидности по расчетам в платежных системах США и Японии.

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:

  • о банковской системе США и Японии;

  • о функционировании платежных систем США и Японии;

знать:

  • порядок проведения расчетов в платежных системах США и Японии;

уметь:

  • оценивать выполнение обязанностей ЦБ США и Японии по выполнению ключевых принципов.

Методические и нормативные материалы:

Материалы лекционных занятий.



Тема 2.7 Электронные деньги и платежные карты

Содержание темы:

Электронные деньги, определения и характеристики. Платежные системы на базе электронных денег. Задачи государственного регулирования рынка электронных денег. Платежные карты. Виды карт. Стандарты эмиссии и обращения пластиковых карт. Перспективы платежных карт в безналичных расчетах.



Виды самостоятельной работы:

Подготовить реферат: «Расчеты пластиковыми картами в международных платежных системах Visa и MasterCard».



Практическое занятие №14

Изучение расчетов пластиковыми картами на примере международной платежной системы «MasterCard».

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:


  • о безналичных расчетах пластиковыми картами и электронными деньгами;

знать:

  • порядок расчета пластиковыми картами;

  • стандарты эмиссии и обращения пластиковых карт;

уметь:

  • проводить расчеты пластиковыми картами.

Методические и нормативные материалы:

Материалы лекционных занятий.

Web-сайты платежных систем «Visa» и «MasterCard».


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа по курсу: Межбанковские расчеты и международные платежные системы Ростов-на-Дону 2006
395.8kb.
5 стр.
I международная конференция «Современные платежные системы и расчеты: тенденции и перспективы»
61.17kb.
1 стр.
Ростов-на-Дону
959.96kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины международные расчеты и валютные операции Для студентов экономического факультета
429.09kb.
1 стр.
Лекция №6 от 4 марта 2000 года. Международные финансовые рынки. Лекция №6 от 4 марта 2000 года
185.35kb.
1 стр.
Градостроительство Ростова-на-Дону в 1920-е гг. – концепции и реализация А. Г. Токарев иархи юфу, Ростов-на-Дону
146.41kb.
1 стр.
Программа выставок Место проведения: г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 30, квц «ВертолЭкспо»
133.45kb.
1 стр.
Литература: История / С. М. Самыгин и др. Ростов на Дону : Феникс, 2009
27.11kb.
1 стр.
Рабочая программа по курсу «История. 11 класс»
262kb.
1 стр.
Рабочая программа «Меткий стрелок»
448.84kb.
4 стр.
Рабочая программа по курсу «Антропология»
238.06kb.
1 стр.
Научный редактор Редактор Художественный редактор Корректоры Верстка С. Жильцов Т. Середова С. Божук Т. Середова С. Будилов В. Макосий, И. Першакова Е. Егерева ббк 65. 8-59
8901.83kb.
31 стр.