Главная
страница 1
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Калуги

Коллективно-творческое дело,

посвященное 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года
«Недаром помнит вся Россия»,

(литературно-творческая композиция)

Соавторы:

учитель начальных классов Е.В.Карасева – 1 класс

учитель начальных классов В.В. Ключарева – 2 класс

учитель начальных классов Т.А. Волосевич – 3 класс

учитель начальных классов Ю.А.Морозова – 4 класс

2012



Цель мероприятия: осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для истории России и мировой истории.

Задачи.

1. Воспитание уважения к памяти людей, защищавших свою Родину; патриотическое воспитание.

2. Расширение знаний о событиях 1812 года.

3. Приобщение к культурным ценностям страны.

4. Формирование умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности.

Оборудование: презентация, музыкальная аппаратура и инструменты, костюмы, декорации.

Участники: 1-4 классы.

Срок осуществления – 1 месяц.
План подготовки и проведения мероприятия

1-й этап: заседание совета дела (формулирование целей и задач КТД, выбор формы проведения, определение основной идеи, распределение ролей среди членов совета дела, подготовка заданий для классных коллективов).
Задания для классных коллективов:

1 класс – подобрать стихотворения, посвященные войне 1812 года и подготовить выразительное чтение наизусть.

2 класс – подбор песни, соответствующей теме КТД, разучивание песни и ее исполнение с использованием театральных этюдов.

3 класс - изучить историю танца начала 19 века; организация пар и разучивание танца.

4 класс – подготовить ведущих литературно-музыкальной композиции; оформить сцену для выступления; подготовить сценки для выступления.
Задания для классных руководителей:

- создание презентации на тему «Отечественная война 1812»;

- подбор исторического материала для сопровождения показа презентации;

- организация и контроль при подготовке к проведению мероприятия.


2-й этап: сборы классов (обсуждение заданий, коллективное планирование деятельности по выполнению задания).

3-й этап: организация репетиций по классам; проведение общей репетиции.

4-й этап: проведение КТД «Недаром помнит вся Россия».

5-й этап: подведение итогов КТД.

Сценарий музыкально-литературной композиции


«Недаром помнит вся Россия»

Действующие лица:



  • Ведущие 1 и 2.

  • Наполеон, Гусары – пехота, Гусары – кавалеристы,

  • Солдат с манифестом, Партизаны – крестьяне, Дамы (Дети)

  • Кутузов, адъютант

  • Денис Давыдов

  • Обучающиеся 1-4 классов

  Занавес закрыт. На сцене стоит стол, на нем лежит карта мира.

Сцена первая. Вступление.

Первый ведущий: Сегодня мы расскажем вам о войне 1812 года, о тех героических днях, когда весь русский народ поднялся на борьбу против французских захватчиков.

Демонстрация слайдов начала войны 1812 года

Второй ведущий:
XIX век… 1812 год,…
Чем удивит? Что принесет?
В тот год решил Наполеон все страны подчинить…
И вот готовится к войне…

Слайд 2: выступление учителя начальных классов Карасевой Елены Валерьевны.

Наполеон Бонапарт, живший с 1769 по 1821 год, является одним из самых выдающихся французских военачальников и государственных деятелей. Сын небогатого дворянина, невысокий корсиканец с громким именем Наполеон даже учился весьма посредственно. При этом Наполеон имел просто исключительную память и работоспособность, тонкий ум, полководческий и дипломатический гений, артистизм и необыкновенное обаяние. Стремительно растущая популярность среди всех слоев населения подтолкнула Наполеона к тому, чтобы попробовать завоевать весь мир. Русская компания 1812 года стала началом конца Империи.



Слайд 3

Выходит Наполеон, подходит к карте, рассматривая ее, делает пометки.



Наполеон:
Да. Так тому и быть. Мне будет армия нужна:
Французской маловато. Возьму Германию, Италию…
И вот они – солдаты!
Хочу Россию подчинить,
Хочу в Москву войти.
Все я сумею, все смету преграды на пути!

« Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову, заняв Москву, я поражу ее в сердце»

Наполеон уходит



Выступление 1-го класса

1-й ученик: 2-й ученик:

Наполеон на Русь идет Пройдя Европу

Он с армией врагов. Он решил Москву завоевать,

И конь копытом землю бьёт Но не дадим французу здесь

Под такт своих подков. Мы пирствовать, гулять.

Слайд 4

Второй ведущий:
Россия – мирная страна, войне никто не рад:
Крестьяне хлебушек растят,
Дворяне все на бал спешат,
Все, впрочем, как всегда!
Слайды 5, 6: Александр 1, сцены бала

Выступление обучающихся 3-го класса: Дети танцуют мазурку




Бал. Дамы и гусары вальсируют. На сцену выходит солдат со свитком в руках.


Солдат:
Русский император Александр I издал Манифест.
Попросил народ свой, ради чести,
В силу кровной мести,
Отстоять Отчизну, отстоять страну.
И Кутузова направил,
Чтоб войска он все возглавил.
Так ответил на войну (закрывает свиток).
Нас войной не запугаешь,
Дух славянский не задавишь!
Слайд 6.
Гусары надевают кивера. Дамы, прощаясь с ними, машут платочками и уходят.

Гусары исполняют перестроения под марш (по выбору музыкального руководителя), затем тоже уходят.

На сцену возвращаются дамы и ведут между собой разговор
1-я дама:
Нам в стороне стоять нельзя,
Смотрите, что скажу вам я:
Умею спицами вязать, свяжу для армии носки.

2-я дама: А я свяжу жилет.

3-я дама: А я сошью кисет.

4-я дама: А если нужно, я пойду работать в лазарет.

Дамы (все вместе):
Мы только вместе победим,
Войны и горя не хотим! (Уходят).

Слайд 7, 8: выступление учителя начальных классов Ключаревой Веры Викторовны
Кутузов родился в дворянской семье. Его отец был военным инженером. С детства Кутузов был одарён крепким телосложением, резвостью и добротой сердца. Получил военное образование и был в числе лучших. С 1805 года назначен главнокомандующим русской армии в войне с Наполеоном. В 1812 году за умелое руководство русской армией пожалован чином генерал-фельдмаршал. Имеет награду орден святого Георгия 1 степени.


  • Заслуга Кутузова – не планировал отступление.

  • Против воли царя Кутузов осуществил свою идею ведения войны с Наполеоном.

  • Историки не сразу оценили контрнаступление, которое перешло в наступление, с целью уничтожения агрессора.

  • Армия Наполеона была уничтожена, а русские прошли по Парижу.

Что значит слава полководца

Давным – давно он славой сыт,

Но вновь у каждого колодца

Навзрыд Россия голосит.
Вновь у крутого перевала

Враги справляют торжество,

Не царь, а Родина призвала

В годину трудную его.


Чтоб не случилось, чтоб не стало

Готов он долг исполнить свой

И вот спешит, забыв про старость

К полкам в карете почтовой.


Гремит кареты грузный кузов

Полям конца и края нет.

«Спешит Кутузов бить французов»,

Бородачи кричат во след.


Имя Кутузова навсегда осталось почитаемо русским народом.
Выступление обучающихся 2-го класса: театрализовнное исполнение песни «Солдатушки-ребятушки»



Слайд: Бородинское сражение.
Выступает 4 класс
На сцене пушка, ядра.

Первый ведущий: Пора бы уже в отставку, на стариковский покой, так ведь нет – помнит народ Кутузова. Вот и сейчас Кутузов в раздумье.

Сцена вторая. “Военный маневр”



Кутузов: Плохи, плохи наши дела. Нехорошо, когда армия отступает.

Непривычно для русских солдат этакое.


Адъютант: Может, в наступление, в бой?

Кутузов: Да ведь силы наши пока слабы. Армию сберегать надо. Но и  солдат понимать нужно. Душу русскую понимать. Едем в войска!

За кулисами: Ропот по войскам: Кутузов едет! Кутузов! Идет Кутузов бить французов! Ура!

На сцене пушка, ядра. Гусары заряжают пушки ядрами, идут "военные действия"

1-й гусар: Там впереди Москва!

2-й гусар: Об этом помнит каждый!

3-й гусар: И план Кутузова отважный – немного отступить…

4-й гусар: Чтоб силы сохранить!

Кутузов возвращается на сцену

Кутузов: Ну, братцы, как настроение?

1 солдат: Веди нас, батюшка в бой!

2 солдат: Утомились, заждались.

Кутузов: Будет бой! Что ж мы не русские?! Что нам храбрости не  хватает?!

1 солдат: Вот это слова!

2 солдат: А когда же бой?

Кутузов: Не сейчас. Надо подождать.

2 солдат: Что – то непонятное! Ваша светлость, так что же, опять отступление?



Кутузов (хитро прищурив глаз): Кто сказал отступление? (Торжественно) Сие есть военный маневр! С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Приказываю отступать!
Слайд 10, 11: выступление учителя начальных классов Морозовой Юлии Алексеевны
В 1812 году в Россию вторглись войска французского императора Наполеона Бонапарта.

Сердце России – Москва, туда и направил французский император свои войска.

На первых порах успех сопутствовал французам. Русская армия отступала от западных границ к Москве с тяжёлыми боями. Весь народ поднялся на борьбу с врагом, за свободу Отечества. Эту войну так и называют – Отечественной.

17 августа 1812 года в армию прибыл новый главнокомандующий. «Пришел Кутузов бить французов», - с радостью говорили русские солдаты.

Кутузов стремился не допустить французов к Москве, и 26 августа произошло решающее сражение войны – Бородинское.

Силы противника, встретившихся на Бородинском поле ( в 110 километрах от Москвы), были примерно равны по количеству людей и пушек, но боевая выручка французов была лучше. Ведь французы прошли через всю Европу, получили боевой опыт, а в русской армии было много ополченцев – людей, которые взяли в руки оружие.

В Бородинской битве обе стороны понесли огромные потери, и сил на то, чтобы гнать французов назад, к границе, у русской армии не оказалось. Нужно было время, чтобы восполнить потери. Нужно было во что бы то ни стало сохранить боеспособную армию.
Выступает 1 класс:


1-й ученик:

Бородино-победа наша!

Там пал и русский, и француз.

Бородино-там слава наша,

Оружие, мужество и дух!
2 –й ученик

И нам за тех солдат не стыдно-

Они герои навсегда,

И мы Кутузовым гордимся,

И эта слава на века
Продолжение демонстрации слайдов сражений войны 1812 года
Первый ведущий:

А в это время на Поклонной горе Наполеон ждал ключи от города.


Демонстрация слайдов движения французской армии
Второй ведущий:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:
Первый ведущий:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,


Она готовила пожар

Нетерпеливому герою. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)


Второй ведущий:
И вот Наполеон в Москве,
Москва пуста, в огне пылает.
Врагу Москва враждебно отвечает.

Демонстрация слайдов пожара Москвы 1812 года.
Выступление учителя начальных классов Волосевич Татьяны Александровны

Трудное решение принял Кутузов – отступить, оставив Москву врагу. Жителей заранее предупредили об отступлении и многие из них покинули город.

Долго ждал Наполеон. Что жители русской столицы принесут ему ключи от города, но не дождался. В пустом городе начались пожары, захватчиков одолевали голод и болезни. В конце концов Наполеон вынужден был уйти восвояси.

А русская армия, собрав силы, погнала врага той же дорогой, по которой он наступал. И гнал французов до самого Парижа.

Так история подтвердила правоту слов великого русского полководца: «С потерей Москвы не потеряна Россия»…

Выступление 3 класса: исполнение песни «Скажи-ка дядя ведь недаром…»






Первый ведущий:

Наряду с регулярной армией на борьбу с захватчиками вышли сотни партизанских отрядов, созданных из вчерашних крестьян, ремесленников, купцов, дворян. (Герасим Курин, Василиса Кожина).


Демонстрация слайдов героев войны 1812 года, сцены с крестьянами…

Выходят крестьяне-партизаны в лаптях, с дубинами, вилами, рогатинами.



Партизаны:
Все на защиту Родины идут

И партизанскую войну ведут!



Второй ведущий:

К партизанам также присоединились небольшие отряды армии. Одним из них командовал офицер русской армии, талантливый поэт и писатель, Денис Давыдов. Наполеон боялся его отряда, а самого Давыдова прозвал «Чёрным дьяволом»


Демонстрация слайдов партизанской войны под руководством Дениса Давыдова

На сцене появляется Денис Давыдов с товарищами



Денис Давыдов с гусарами исполняет свою песню

Все вместе и гусары и крестьяне:

Мы только вместе победим,
Войны и горя не хотим!

Демонстрация слайдов отступления французов
Первый ведущий:

Отступая, армия Наполеона таяла на глазах у императора от голода, холода и болезней, от сокрушительных ударов армии Кутузова и партизанских отрядов.


Второй ведущий:

От полумиллионной армии только 30 тысяч французов добрели до западных рубежей России к концу 1812 года.



1-й гусар:
Наполеон не сразу понял,
Что с Россией войну проиграл.

2-й гусар: И что Россия – это сила!
Все вместе: Тайком во Францию бежал!

1-й партизан: 
Своим врагам мы скажем честно:
Не знаем страха мы в бою!
Все вместе: Уж постоим мы головою за Родину свою!
Слайд 20: выступление учителя начальных классов Карасевой Елены Валерьевны
Итоги войны:

Император Наполеон 1 Бонапарт, признанный гений военного искусства, вторгся в Россию с силами, троекратно превосходящими русскую армию, а уже через полгода после начала русской компании армия сильнейшая в истории, была полностью уничтожена. На втором этапе войны (с октября по декабрь 1812 года) наполеоновская армия отступала до границ России, преследуемая русской армией, голодом и морозами. Среди причин поражения Наполеона в его русском походе наиболее часто называют:



  • всенародное участие в войне и массовый героизм русских солдат и офицеров;

  • протяженность территории России и суровые климатические условия;

  • полководческое дарование главнокомандующего русской армией Кутузова и других генералов


Выступает 1-й класс:

1-й ученик:
В сраженьях всякое бывает,
И каждый знает, что сраженье – не кино.
Там храбрость, смелость выручает.
Давным-давно, давным-давно, давным-давно!
2-й ученик:
Пусть враг забудет про Россию,
Но будет помнить, будет помнить лишь одно:
Его прогоним, как и прежде.
Давным-давно, давным-давно, давным-давно!

Под музыку А. Петрова из фильма Э. Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово" выходят дамы с цветами и вручают их гусарам и партизанам



1-я дама:
В честь Победы над врагом.

Торжествует все кругом!


Демонстрация слайдов достопримечательностей Москвы, которые посвящены победе русских солдат в войне 1812 года. Звучит симфония П.И. Чайковского




Подведение итого КТД

    1. Проведение анкетирования (запись пожеланий, замечаний, выделение самого яркого момента композиции)

    2. Выпуск газеты, посвященной отечественной войне 1812 года.

    3. Проведение викторины, разгадывание кроссвордов, просмотр презентаций, связанных с тематикой войны 1812 года.





Смотрите также:
Урока «Недаром помнит вся Россия…»
176.79kb.
1 стр.
Вопросы к викторине «Недаром помнит вся Россия …»
21.12kb.
1 стр.
Урока по чтению и истории «Недаром помнит вся Россия». «Тема войны в русской литературе (М. Ю. Лермонтов «Бородино») и отечественной истории
93.05kb.
1 стр.
Классный час «Недаром помнит вся Россия»
48.53kb.
1 стр.
Урок литературного чтения 2 класс «Недаром помнит вся Россия…»
72.05kb.
1 стр.
Уроки государственные «Недаром помнит вся Россия…»
15.66kb.
1 стр.
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина »
33.73kb.
1 стр.
«Недаром помнит вся Россия»
125.5kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие "Недаром помнит вся Россия"
104.7kb.
1 стр.
Подготовила: Давыденко О. В. 2008 год. «Недаром помнит вся Россия »
52.21kb.
1 стр.
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина»
84.35kb.
1 стр.
«Недаром помнит вся Россия»
47.87kb.
1 стр.